какие законы и нпа составляют избирательное право

Какие законы и нпа составляют избирательное право

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

Источник

Какие законы и нпа составляют избирательное право

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах

1. Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

2. Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

5. Если закон субъекта Российской Федерации о референдуме субъекта Российской Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, референдум соответствующего уровня в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводится соответствующей комиссией референдума на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

Источник

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 11. Законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

1. Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

2. Законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

3. В случае принятия в период избирательной кампании, в период кампании референдума субъекта Российской Федерации или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующих выборов, референдума, указанные закон и изменения применяются к выборам, которые назначены после их вступления в силу, и к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.

4. Если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

5. Если закон субъекта Российской Федерации о референдуме субъекта Российской Федерации, о местном референдуме отсутствует либо положение (положения) закона субъекта Российской Федерации не может быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, референдум соответствующего уровня в части положения (положений) закона субъекта Российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводится соответствующей комиссией референдума на основе настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом, также на основе указов Президента Российской Федерации.

Источник

Законодательство о выборах и референдумах и административные правонарушения в указанной сфере

Законодательство о выборах и референдумах и административные правонарушения в указанной сфере

Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Гарантии реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на участие в выборах и референдуме, а также порядок работы избирательных комиссий, комиссий референдумов[1][1] закреплены Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»[2][2] (ред. от 06.04.2015), Федеральными законами от 12 июня 2002 г. № 67‑ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[3][3] (ред. от 06.04.2015), от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 24.11.2014), от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[4][4] (ред. от 24.11.2014), от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[5][5] (ред. от 04.06.2014), от 6 октября 2003 г. № 131‑Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6][6] (ред. от 30.03.2015) и иными нормативными правовыми актами, а также актами ненормативного характера.

Одной из задач, выполняемых органами внутренних дел по защите прав и свобод граждан Российской Федерации, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, является возложенная на них российским законодательством[7][7] обязанность принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах2 меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать комиссии о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах, участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них, а также оказывать по запросам комиссий, иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

1. Характеристика составов административных правонарушений посягающих на права граждан, относящихся к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации[8][9]

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит перечень административных правонарушений, посягающих на порядок проведения публичных акций, избирательных компаний, референдумов, а также осуществления предвыборной агитации.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП составление протоколов об административной ответственности по статьям: 5.6, 5.11, 5.14, 5.16, 5.22, 5.38, 5.49 КоАП относится к исключительной компетенции сотрудников органов внутренних дел. В то же время, в соответствии с п. 1. ч. 5 этой же статьи КоАП, протокол об административном правонарушении по статье 5.15 КоАП уполномочены составлять только члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.

Протоколы об административном правонарушении по статьям 5.10, 5.12, 5.47 КоАП уполномочены составлять все вышеперечисленные должностные лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах рассматриваются только судами.

Статья 5.6. КоАП Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.

Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при реализации прав лиц, перечисленных в диспозиции рассматриваемой статьи, которые предоставлены им, в том числе Федеральным законом об основных гарантиях (пункты 7, 21.2, 22, 23 статьи 29; пункты 1, 3, 6, 9 статьи 30; пункт 12 статьи 35; пункты 1,1, 7 статьи 38; пункт 1 статьи 43; пункт 4 статьи 48; пункты 2,4,12 статьи 50; пункт 14 статьи 63; пункт 14 статьи 66; пункты 6, 9, 21, 23, 25, 30, 31 статьи 68; пункты 4 и9 статьи 69; пункт 10 статьи 75; пункт 11 статьи 76).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.6 КоАП, выражается в совершении действий (или бездействий), повлекших нарушение установленных соответствующим законодательством прав лиц, перечисленных в диспозиции рассматриваемой статьи. К наиболее распространенным правонарушениям можно отнести:

– недопущение на заседание комиссии доверенного лица, представителя средств массовой информации, иного лица, имеющего на это право;

– лишение возможности присутствовать на избирательном участке, участке референдума, помещении для голосования с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования;

– воспрепятствование в ознакомлении со списками избирателей;

– лишение возможности присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;

– не предоставление заверенной копии протокола итогов голосования[9][10];

– не оповещение о заседании комиссии.

Данное административное правонарушение считается оконченным с момента совершения действия (бездействия), нарушающего хотя бы одно из прав лиц, указанных в диспозиции статьи 5.6 КоАП.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.6 КоАП, выражается в совершении активных действий – выдаче субъектом правонарушения копии протокола комиссии об итогах голосования, содержащего недостоверные данные, либо заверение указанным лицом копии протокола с нарушением требований, предусмотренных законом.

Эти действия являются противоправными в случае выдачи недостоверных документов только лицам, перечисленным в диспозиции статьи 5.6 КоАП.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.6 КоАП, могут быть граждане и должностные лица.

Члены комиссий, нарушающие права доверенных лиц или наблюдателей, подлежат привлечению к административной ответственности в качестве должностных лиц. Например, может быть привлечен к ответственности по данной статье председатель избирательной комиссии, не разрешивший наблюдателю присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.6 КоАП, могут быть только лица, указанные в диспозиции этой части рассматриваемой статьи КоАП: председатель, заместитель председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Статья 5.10. КоАП Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) в установленные законом сроки и в разрешенных местах.

Поскольку в данной статье закреплены два альтернативных состава, ответственность наступает как за нарушение положений Федерального закона об основных гарантиях, устанавливающих запрет на проведение агитационной деятельности вне агитационного периода (в день голосования и предшествующий ему день, пункт 3 статьи 49), так и за проведение агитации в местах, где это запрещено законом (пункт 7 статьи 53; пункты 8 и 10 статьи 54).

Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях по осуществлению агитации вне агитационного периода и (или) в местах, где проводить агитацию запрещено. Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда виновный допустил факт неправомерной агитации.

Субъектами правонарушения являются:

– граждане, осуществляющие незаконную агитационную деятельность;

– должностные лица, разрешившие, например, проведение предвыборной агитации в месте, где ее проведение запрещено законом;

– юридические лица – организации, осуществляющие или допустившие предвыборную агитацию в запрещенный период или в запрещенном месте.

Статья 5.11. КоАП Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

Непосредственный объект данного правонарушения – порядок и правила проведения предвыборной агитации.

Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях:

– осуществление лицами, которым запрещено федеральным законом[10][11] участвовать в проведении агитации, действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей к участию в выборах и референдуме, голосованию за тех или иных кандидатов или против них;

– привлечение к проведению предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет[11][12];

Субъектами правонарушения являются физические, должностные и юридические лица:

– которым законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах прямо запрещено участие в проведении предвыборной агитации. Их перечень расширительному толкованию не подлежит;

– привлекающие к проведению предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.

Пунктом 7 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях установлен запрет проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

– федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

– воинским частям, военным учреждениям и организациям;

– благотворительным и религиозным организациям, учрежденным ими организациям, а также членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

– комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;

– иностранным гражданам, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 статьи 4 Федерального закона об основных гарантиях, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

– международным организациям и международным общественным движениям;

– представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;

– лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании, кампании референдума установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях.

Лицам, замещающим государственные или выборные муниципальные должности, запрещается проводить предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, за исключением случаев, если указанные лица зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты или на выборные должности.

Пунктом 8.1 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях установлено, что лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, вправе проводить агитацию по вопросам референдума, в том числе на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, выпускать и распространять агитационные материалы, но не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Статья 5.12. КоАП Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, отношения по проведению предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, право участников проводимых кампаний на равные условия проведения агитации.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.12 КоАП является порядок изготовления и распространения агитационных материалов, установленный законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах(пункт 9 статьи 48; пункты 2, 3, 5, 6, 8, 10 статьи 54; пункт 51 статьи 56 Федерального закона об основных гарантиях).

Объективная сторона правонарушения выражается в следующих действиях:

– изготовление и распространение печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

– использование в агитационных материалах изображений и высказываний лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, за исключения случаев использования кандидатом своих изображений, использование избирательным объединением изображений кандидата, выдвинутого им в составе списка кандидатов, со своими супругом, детьми (в том числе не достигшими возраста 18 лет), родителями и другими близкими родственниками, а также среди неопределенного круга лиц. При этом следует иметь ввиду, что из текста подпункта «д» пункта 9 статьи 48 Федерального закона об основных гарантиях следует, что использование изображения кандидата с иным несовершеннолетним членом семьи является неправомерным.

К печатным материалам относятся, например: плакаты, листовки.

Аудиовизуальные агитационные материалы предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических средств (например, кинематографические произведения, теле- и видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п.).

Частью второй статьи 5.12 КоАП, по существу, предусмотрено самостоятельное правонарушение. Его объективная сторона состоит в том, что виновный размещает печатные и агитационные материалы в местах, где это запрещено законом или собственником здания, сооружения и т.п.

Таким образом, непосредственным объектом данного правонарушения являются условия размещения агитационных материалов установленные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

Дополнительный объект – это право собственников или владельцев помещений, зданий, сооружений и иных объектов на неприкосновенность своего имущества.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.12. КоАП правонарушения выражается в действиях по размещению печатных агитационных материалов:

– в местах, где это запрещено законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах;

– в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственника или владельцев указанных объектов.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 м. от входа в них.

Субъектами правонарушения могут быть изготовители и распространители – физические, должностные, а также юридические лица.

Оконченными эти правонарушения считаются с момента совершения любого из указанных выше действий (либо бездействия).

Статья 5.14. КоАП Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.

Непосредственный объект правонарушения – общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, связанных с уничтожением или повреждением информационных или агитационных печатных материалов, а равно нанесением на них надписей или изображений какого бы то ни было смыслового назначения. Действия, влекущие наступление ответственности по данной статье, относятся только к вывешенным в разрешенных местах информационным и агитационным печатным материалам, поэтому нельзя считать правонарушением уничтожение или повреждение этих материалов, вывешенных на зданиях и сооружениях без согласия собственника или владельца этих объектов, а также вывешенных в местах, где это запрещено.

Субъектами данного правонарушения является любое физическое лицо. Данное правонарушение может быть совершено только умышленно.

Статья 5.15. КоАП Нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума.

Объектом данного административного правонарушения является пассивное избирательное право, то есть право быть избранным, а также избирательное право и право на участие в референдуме избирательных объединений, инициативных групп.

К непосредственному объекту относится право зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) России, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований превышает 30 процентов при условиях, предусмотренных данной статьей (части первая и вторая), для встреч с избирателями, участниками референдума, и право на равные условия предоставления таких помещений.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 5.15 КоАП, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих порядок и сроки уведомления комиссии:

а) о факте предоставления помещения для встреч с избирателями, участниками референдума;

б) об условиях, на которых помещение было предоставлено;

в) о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим указанным выше участникам избирательной кампании, кампании по проведению референдума.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.15 КоАП, составляют действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих право на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, кампании референдума (нарушение срока рассмотрения заявления о выделении соответствующего помещения; нарушение равных условий пользования помещениями путем предоставления помещения безвозмездно в пользование одному зарегистрированному кандидату и отказа другому и т.д.).

Субъектамирассматриваемого правонарушения могут быть должностные лица собственника, владельца помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования решения о назначении выборов (референдума).

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.15 КоАП, кроме того, могут быть еще и члены комиссий, которые в нарушении подпункта 4.1 Федерального закона об основных гарантиях в течение двух суток с момента получения уведомления о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) не разместили содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом не довели ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума).

Статья 5.16. КоАП Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Непосредственный объект правонарушения – общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицами уполномоченным представителям, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям и лицам, участвующим в агитации, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума, в частности, вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей и т.п.), бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, изготовленных для избирательной кампании, проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях. Также запрещается воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаги других материальных благ, в том числе по итогам голосования.

Кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица или уполномоченные представители, члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума, а также зарегистрированные после начала кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами, членами органов управления которых являются названные лица, в ходе избирательной кампании, при проведении референдума не вправе заниматься благотворительной деятельностью[12][13].

Физическим и юридическим лицам запрещено осуществлять благотворительную деятельность по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц[13][14].

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, нарушающих перечисленные выше запреты. Ответственность наступает только при их осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Субъектами правонарушения являются физические, должностные лица или организации, прямо или косвенно участвующие в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума: кандидаты, руководители и члены избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, инициативных агитационных групп, сами избирательные объединения, инициативные группы по проведению референдума, инициативные агитационные группы, уполномоченные представители и доверенные лица названных субъектов и др.

Статья 5.22. КоАПНезаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Непосредственным объектомданного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан, правом участвовать в референдуме и, в частности, с установленным порядком голосования на выборах и референдуме.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью первой рассматриваемой статьи, выражается в одном из следующих действий члена комиссии:

а) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, не включенному в списки избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, либо вообще не обладающему избирательным правом, правом участия в референдуме и не включенному в списки избирателей, участников референдума (например, несовершеннолетнему), с целью предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, другого участника референдума; проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

б) в выдаче одного или более бюллетеней гражданину, включенному в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования;

в) в выдаче гражданину уже заполненных кем-либо ранее бюллетеней.

Субъектом правонарушения является член участковой или иной комиссии.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 5.22 КоАП, состоит в получении гражданином, включенным либо не включенным в список избирателей, участников референдума на данном участке, избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью голосования за других лиц, имеющих право голосования на данном участке. При квалификации данного нарушения не имеет значения, за какое лицо (родителя, супруга, соседа и т.п.) и по какой причине намерен проголосовать гражданин, получивший бюллетень.

Данное деяние может быть совершено, в том числе и при предъявлении гражданином чужого открепительного удостоверения.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, обладающее либо не обладающее правом участия в голосовании на выборах (референдуме), хотя и достигшее 16-летнего возраста.

Статья 5.38. КоАП Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами своего конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, урегулированные нормами федерального законодательства.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения проявляется в:

а) воспрепятствовании организации массовой акции;

б) воспрепятствовании ее проведению;

в) воспрепятствовании участию в ней;

г) принуждении к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании.

Субъектом административного правонарушения может быть как физическое, так и должностное лицо.

Статья 5.47. КоАП Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом.

Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с законным осуществлением сбора подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума.

Объективная сторона правонарушения выполняется в форме действий по сбору подписей избирателей, участников референдума, проведенных с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.

Субъектами данного правонарушения являются физические лица, осуществляющие сбор подписей, достигшие возраста к моменту сбора подписей 18 лет, а также лица, прямо указанные в диспозиции указанной статьи – должностные лица и служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, члены комиссий с правом решающего голоса.

Пунктом 6 статьи 37 Федерального закона об основных гарантиях установлен запрет на сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.

Статья 5.49. КоАП Нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других, основанных на риске игр, связанных с выборами и референдумом.

Непосредственным объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с недопустимостью злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях граждан, должностных и юридических лиц по организации проведения в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

Противоправное деяние может выражаться в следующих действиях:

– заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовлением лотерейных билетов, изготовление лотерейного оборудования[14][15], программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов);

– распространение лотерейных билетов;

– заключение договоров с участниками лотереи;

– розыгрыш призового фонда лотереи;

– выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи др.

Субъектами данного правонарушения являются организаторы лотереи и других, основанных на риске игр – физические, должностные и юридические лица.

Следует отметить, что в данном случае проведение лотерей и иных основанных на риске игр означает их организацию, поэтому лица, участвующие в таких действиях, не несут ответственности по ст. 5.49 КоАП.

Субъективная сторона данного административного правонарушения характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный преследует цели связать итоги лотерей, тотализаторов, пари и т.д. с итогами выборов (референдума).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *