какие земельные участки не признаются объектом налогообложения земельного налога
Какие земельные участки не признаются объектом налогообложения земельного налога
НК РФ Статья 389. Объект налогообложения
С 01.01.2022 в п. 1 ст. 389 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
Статья 389. Объект налогообложения
Статья 389. Объект налогообложения
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 389 НК РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ в пункт 1 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу
1. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 2 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
2. Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ в подпункт 2 пункта 2 статьи 389 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
3) утратил силу с 1 января 2013 г.;
Информация об изменениях:
4) земельные участки из состава земель лесного фонда;
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ пункт 2 статьи 389 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 6, вступающим в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу
6) земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Часть IV. Земельный налог: основные понятия
Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.
Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.
Налогоплательщики
Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:
на праве собственности;
на праве бессрочного пользования;
на праве пожизненного наследуемого владения.
Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.
Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.
Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.
Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.
Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:
если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.
Кто же не должен платить земельный налог
Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:
физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.
Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.
Объект налогообложения
Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.
Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:
располагаться на территории, где введен земельный налог;
принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;
не быть исключенным из налогообложения земельным участком.
Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.
Исключенные из налогообложения земельные участки
Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:
земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
земельные участки категории лесного фонда;
земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);
земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.
Налогооблагаемая база
Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.
Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.
Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.
Налоговые ставки
Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:
0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.
В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.
Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.
Налоговые льготы
Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.
На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:
общественные организации инвалидов;
общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;
резиденты особой экономической зоны;
участники свободной экономической зоны;
управляющие компании инновационного центра Сколково;
фонды инновационных научных центров.
Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.
Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.
Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.
Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).
На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.
Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:
организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;
организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.
Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.
Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro
[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.
[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1
[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068
[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312
[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012
[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»
[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»
[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»
[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»
[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»
[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
Объект земельного налога в 2020-2021 годах
Объект земельного налога в 2020–2021 годах, как и раньше, представляет собой земельный участок. Однако не каждый. При каких условиях нужно платить налог на землю, а когда такой обязанности не возникает, вам расскажут материалы рубрики нашего сайта.
Основное условие признания земли объектом налогообложения
Условие закреплено в п. 1 ст. 389 НК РФ и дословно звучит так: объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Земельный налог (ЗН) относится к местным налогам. Такие налоги начинают действовать на соответствующей территории только тогда, когда есть вводящий их нормативный акт местных властей. А значит, ключевое условие — наличие такого НПА в местности, к которой относится ваша земля.
Иными словами, потенциальным объектом ЗН может являться любой участок (за некоторыми исключениями, о которых поговорим ниже), но фактическим объектом участок становится только при наличии действующего местного земельного НПА.
Подробнее об объекте ЗН читайте в этой статье.
Какие участки не относятся к налогооблагаемым объектам
Это строго ограниченный круг земель. В их числе земли:
Последние выведены из-под налогообложения не так давно — с 01.01.2015.
Когда объект есть, а обязанности платить налог нет
Прежде всего, такое возможно, если владелец участка не признается налогоплательщиком.
О том, кто является плательщиком ЗН, а кто нет, узнайте из этой статьи.
Второй случай — у владельца земли есть право на льготы.
О льготах, предусмотренных НК РФ, читайте здесь.
Дополнительные льготы ищите в своем местном акте о ЗН.
Есть и объект, и обязанность — считаем налог
Налоговой базой для расчета ЗН выступает кадастровая стоимость участка, признаваемого объектом обложения.
О том, как она определяется, узнайте из этой статьи.
Когда муниципальные власти могут оспорить кадастровую стоимость земельного участка, прочтите по ссылке.
С какого момента для расчета земельного налога учитывается изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, расскажем в нашем материале.
Если вы — организация, вам нужно считать налог самостоятельно.
А проводки для отражения начисления в бухучете — в этой статье.
Если вы физлицо или ИП, за вас это сделают налоговики. Однако вы можете, не дожидаясь уведомления, произвести предварительный расчет с помощью специального сервиса на сайте ФНС.
Где его найти и как воспользоваться, рассказывает данный материал.
Заметим, что изменения в части земельных объектов налогообложения случаются не так часто. Если будут новости, мы обязательно о них сообщим в этой рубрике нашего сайта.
Энциклопедия решений. Земельный налог
Земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ). На основании ст. 17 НК РФ в главе 31 «Земельный налог» НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения земельным налогом, а именно:
Организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом обложения земельным налогом, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения*(1)
Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения), на территории которого введен земельный налог*(2)
Кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения*(3)
Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не могут превышать предельных размеров, установленных НК РФ*(5)
Порядок исчисления налога
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы*(6)
Порядок и сроки уплаты налога
Устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения)*(7)
*(1) Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования (в том числе безвозмездного срочного пользования) или переданных им по договору аренды. Имеются особенности в налогообложении земельных участков, входящих в имущество, составляющее ПИФ.
*(2) Определены земельные участки, не признаваемые объектом налогообложения.
*(4) Предусмотрены также отчетные периоды (кварталы). Орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
*(5) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения.
*(6) Для организаций и индивидуальных предпринимателей установлен также порядок исчисления авансовых платежей.
*(7) Срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока представления налоговой декларации. С 2015 года срок уплаты устанавливается таким образом только для организаций, для физических лиц он является фиксированным.
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ, и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов РФ (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Согласно п. 2 ст. 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения) определяют:
— налоговые ставки в пределах, установленных ст. 394 НК РФ;
— порядок и сроки уплаты налога;
— налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.