каких прав нет у женщин феминизм

Как в России понимают феминизм и что думают про права женщин. Опрос

В последнее время в России все чаще возникают дискуссии о феминизме и правах женщин. В октябре суд признал экстремистской организацию «Мужское государство» Владислава Позднякова в связи с тем, что она занимается «травлей, угрозами и преследованием женщин».

Мы провели на улицах Екатеринбурга опрос о том, должны ли у женщин и мужчин быть равные права. Удивительно, что сначала все опрошенные однозначно говорили, что выступают за равноправие, но их ответы на уточняющие вопросы показали: на самом деле они занимают совершенно другую позицию.

Мужчины высказались единодушно: для женщины главное — семья, а карьерой она может заниматься только в свободное время. «У женщины удел — дети и плита!» — заявил один. «Она стережет семью! Поэтому надо думать, чем ей заниматься. Стоит ли ей заниматься так карьерой, чтобы разрушить семью?» — добавил другой. «Равные права? Они дрова колоть будут? Вот это вот все делать? Женщины должны быть женщинами, мужчина должен быть мужчиной», — рассмеялся третий.

И даже женщины, которых мы опросили, высказались за равные права далеко не во всем. Например, одна респондентка заявила, что среди женщин много хороших руководителей. Но добавила, что «женщина без ребенка — это не женщина».

ВЦИОМ делал опрос о том, возможно ли равноправие мужчин и женщин в российском обществе, в 2019 году. Тогда 42% респондентов говорили, что равенство прав возможно только в отдельных сферах, еще 38% были уверены, что полное равенство прав возможно во всех сферах. О том, что нужно стремиться к полному равенству прав мужчин и женщин, заявили 62% опрошенных. А 13% считали, что равенство прав в целом невозможно.

Источник

Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня

каких прав нет у женщин феминизм

Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?

Что такое феминизм и кто его придумал?

Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.

Первая волна феминизма

Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.

Поскольку суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США, они быстро добились победы. В 1920 году США приняли 19-ю поправку к Конституции, которая гарантировала женщинам избирательное право; в Великобритании этого добились в 1928 году. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы решат политики, избранные женщинами.

Вторая волна феминизма

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Как феминизм развивался в России?

Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.

Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.

Сегодня фемдвижение и в России, и в мире поделено на десятки течений. В нашей стране можно найти последовательниц либерального феминизма (в основном они занимаются политикой), постмодернистского феминизма (выступают против бинарной гендерной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (отказываются от отношений с мужчинами, потому что они подавляют женщин), интерсекционального феминизма (борются как за права женщин, так и отдельных меньшинств).

За что борются современные феминистки в России?

За финансовое благополучие.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Почему феминизм не устаревает?

В России, на первый взгляд, решены основные проблемы, которые волнуют активисток: аборты в стране разрешены, разводам никто не препятствует, а во главе многих предприятий сегодня – женщины. Однако в нашей стране женщины зарабатывают в среднем на треть меньше мужчин. А те, у кого есть несовершеннолетние дети, платят «штраф за материнство»: зарабатывают еще меньше, чем их бездетные коллеги. Женщины чаще страдают от побоев в семье. Делают в два раза больше домашней работы, чем мужчины, причем часто отказываются ради этого от карьеры или образования. Кроме этого, распространено мнение, что для успеха в жизни, некоего «женского счастья», женщине нужны любовь и семья, а карьера второстепенна или вовсе этому вредит. И это – только то, что лежит на поверхности. Очевидно, что бороться за равноправие необходимо, и это не дань западной «моде» на феминизм, а насущная необходимость, которая затрагивает не только активисток с громкими лозунгами, но и обычных женщин, у которых нет времени осознать, что их права нарушаются до сих пор.

Источник

Россия и феминизм. Рассказываем, за какие права женщины борются сегодня

Международный женский день появился в начале XX века, и это событие стало одной из важных вех женского движения за равноправие. Избирательное право, высшее образование, возможность контролировать деторождение, право работать и владеть недвижимостью, заниматься политикой или футболом, занимать руководящие должности – большинство из того, что сейчас могут делать женщины, так или иначе является результатом их борьбы за свои права. Многим может показаться, что эта борьба давно канула в прошлое и пора с чистой совестью отмечать 8-е марта подарками, цветами и конфетами, а не разговорами о дискриминации. Но феминизм, несмотря на попытки дискредитировать это движение, жив и актуален как никогда. Какова же повестка современного российского феминизма?

Что такое феминизм и кто его придумал?

Феминизм – это движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Одна из его мишеней – угнетение женщин и превосходство мужчин как в прошлом, так и настоящем. Термин feminist появился в английском языке в 80-е годы XIX века и изначально обозначал женщин и мужчин, которые выступают за юридическое и политическое равноправие полов. С тех пор феминистское движение пережило несколько крупных идеологических волн.

Первая волна феминизма

Захватывает период с конца XIX по начало XX века, который часто называют классическим феминизмом. По времени он совпал с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах: в начале XX века женщины не могли голосовать практически нигде в мире. Первые феминистки обращались к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. В повестку также вошла борьба женщин за доступ к образованию и обретение прав собственности.

Вторая волна феминизма

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Третья волна феминизма

Возникла в 1990-е годы как попытка избавиться от ограничений, которые были навязаны «старым» феминизмом. Что это значит? В первую очередь феминистки третьей волны задали вопрос: как именно, кем и для чего создаются гендерные роли в обществе, могут ли они быть навязаны? Возможно, их больше, чем две – мужская и женская? Таким образом, «новые» феминистки провозгласили свободу даже от тех ограничений, которые принимали представительницы второй волны.

Внимание к проблемам неравенства стало ещё более пристальным, феминистки стали учитывать категории класса, расы и сексуальности отдельных женщин. Быстро выяснилось, что образованные, состоятельные, белые, гетеросексуальные женщины имеют больше привилегий в обществе, чем все остальные, и могут сами выступать в роли угнетателей. Таким образом, в список проблем, с которыми борются феминистки, вошли разнообразные формы дискриминации: расовая, сексуальная, религиозная, этническая, классовая. А благодаря тому, что основным ориентиром третьей волны стало антисексисткое мировоззрение, феминистки реабилитировали агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Женщины в России получили права, за которые боролись суфражистки и феминистки, гораздо раньше, чем жительницы западных стран. Например, русские дворянки на сто лет раньше европеек могли наследовать имущество и распоряжаться им. Ещё больше сделало для женщин правительство большевиков – в начале 1920-х годов оно было самым прогрессивным с точки зрения гендерного равенства. Женщины получили «сверху» избирательные и политические права, их стали учить грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Появились ясли, дома быта. Были декриминализованы аборты.

Однако длился этот период недолго, и отношение к женщинам быстро вернулось в русло традиционной гендерной иерархии. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и запретили аборты. Следующие полстолетия феминистское движение в стране почти сошло на нет. Изредка женщинам удавалось участвовать в делах государства, например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку им диктовали члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия », «Мария») были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ. Из «подполья» феминисток вывела лишь перестройка.

За финансовое благополучие.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Почему феминизм не устаревает?

Источник

«Феминистками не рождаются» Краткий гид по современному феминизму в России

каких прав нет у женщин феминизм

Разговоры о феминизме в России становятся все более привычными. Если еще пять лет назад профеминистская повестка выглядела непривычно, сегодня феминизм стал частью картины мира многих женщин и мужчин. Меняется подход к рекламным кампаниям, меняется содержание гламурных журналов о красоте и моде и даже политики акцентируют проблему дискриминации. И хотя часть феминистских тезисов в них часто искажается, нельзя не признать эти изменения. По просьбе «Ленты.ру» художница, арт-активистка, феминистка, преподавательница и куратор Дарья Серенко составила гид по современному российскому феминизму: зачем он нужен в XXI веке и какие проблемы решают его представительницы.

От отрицания до знания

Исследуя вопрос о том, как прививаются роли в обществе, французская писательница и идеолог феминистского движения Симона де Бовуар писала в книге «Второй пол», что «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Перефразируя ее, можно сказать то же самое о феминизме: феминистками не рождаются.

Возможно, я не стала бы феминисткой, если бы мои безопасность, свобода и благосостояние не находились в зоне постоянного риска. Иначе не понадобилась бы и эта статья. Я могу долго перечислять: «однажды меня изнасиловали», «однажды до меня домогались», «однажды мне отказали в работе, потому что я женщина», но, если коротко, — меня не устраивали привычные ответы на вопросы о том, почему реальность такая: «сама виновата» и «такова жизнь». Я стала исследовать, читать, разбираться, проходя все стадии: от отрицания и высмеивания до знания и понимания фактов и статистики. Четыре года назад я стала интерсекциональной феминисткой.

Я провела несколько опросов разных социальных групп: подростков от 13 до 18 лет, студентов от 18 до 23 лет, взрослых из разных регионов России и самих феминисток. Безусловно, любой путеводитель не может охватить все. Списки практически всегда создают ложную иерархию, поэтому я предлагаю воспринимать этот текст как систему ориентиров.

Важно понимать причинно-следственные связи: феминизм — это всегда только реакция на уже существующие проблемы, и ошибочно думать, что всех благ суфражистки и феминистки сумели добиться в прошлом веке.

— Какова же повестка современного российского феминизма? —

Безопасность

Домашнее насилие: в России декриминализированы побои в семье. Это значит, что домашний агрессор может отделаться несколькими штрафами прежде чем понесет реальное наказание. Также отсутствует закон о домашнем насилии и охранный ордер — документ, не позволяющий агрессору приближаться к потерпевшей по решению суда.

По данным правозащитного центра «Анна», от 80 до 90 процентов пострадавших от домашнего насилия — женщины, и примерно каждая пятая женщина в России страдает от насилия в семье.

Сталкингу и домогательствам женщины подвергаются гораздо чаще, чем сексуальному насилию, эта проблема повсеместна и завязана на восприятии обществом женщины как добычи, трофея или объекта.

Насильственные обычаи некоторых культур: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.

Феминистки этих и других регионов помогают жертвам насилия переезжать, создают убежища, ищут адвокатов и врачей.

Благополучие

Феномен «стеклянного потолка»: невидимые ограничения как в коммерческих компаниях, так и в органах власти, которые мешают достичь управленческих должностей.

В России женщины мало представлены в аппаратах власти и многих других привилегированных сферах труда. Согласно исследованиям, женщины куда реже занимают руководящие посты не из-за «природных» отличий от мужчин, а из-за социальных установок: принято считать, что женщина справляется с руководством хуже мужчины, что женщина обязательно уйдет в декрет, что для женщины семья важнее работы, что политика — это не женское дело и так далее. Это приводит к следующим двум пунктам.

Разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами: в России зарплата мужчин выше зарплаты женщин на 30 процентов.

Это связано со «стеклянным потолком» и «недопуском» женщин в более привилегированные сегменты рынка труда. Логика «сама виновата» не работает: большая часть работодателей-мужчин транслируют свои стереотипы на женщин-работниц при приеме на работу, назначении зарплаты и вопросе о продвижении по карьерной лестнице. Из-за этих же стереотипов и давления общества женщины вынуждены в одиночку брать декретный отпуск, хотя во многих развитых странах родители новорожденных делят декрет пополам.

Женская бедность: матери-одиночки — одни из самых бедных женщин в стране.

Неуплата алиментов со стороны отцов (по данным на конец 2017 года, россияне задолжали бывшим супругам более 100 миллиардов рублей на содержание несовершеннолетних детей), представления о том, что родительство — это не мужское дело, что отец — только «помощник» матери, а не родитель (есть даже термин «отстраненное отцовство») влияют на экономическое положение женщин, воспитывающих ребенка в одиночку.

«Вторая смена»: когда после основной занятости (чаще всего — официальной оплачиваемой работы), большая часть неоплачиваемой домашней работы (готовка, уборка, стирка, планирование покупок, решение мелких бытовых задач), а также уход за детьми и пожилыми родственниками выполняется женщинами.

В 2016 году исследователи собрали данные по 217 странам: оказалось, что за всю жизнь у женщин накапливается 23 года «второй смены», от которой мужчины, в основном, избавлены.

Запрещенный для женщин список профессий: в России существует запрет на 456 профессий для женщин (среди которых, например, ограничения на работу женщин в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работу в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники).

Это абсолютный пережиток прошлого, который действует с 1974 года. От него отказались во всех развитых странах: женщины успешно работают во всех сферах, запрещенных у нас, и ООН неоднократно признавала документ, ущемляющим права женщин. Однако последняя действующая версия перечня, который дополнили профессиями матроса, боцмана, машиниста электропоезда и водителя автобуса на междугородных и международных маршрутах, была утверждена в феврале 2000 года.

Экономически это сильно ограничивает женщин в регионах, где многие профессии из этого списка являются чуть ли не единственным источником заработка. Феминистки борются за отмену этого дискриминирующего закона.

Также в 2017 году секретным Приказом министра обороны был принят другой дискриминационный перечень — о запрете женщинам служить в армии по контракту стрелками, снайперами, саперами, танкистами, водителями и механиками. Из-за запрета на множество видов деятельности женщины не могут развиваться и исполнять свои карьерные мечты.

Свобода

Гендерные стереотипы, бытовой сексизм: все эти бесконечные «тыжедевочка» влияют на становление женщины с детства, на выбор сферы труда (когда на курсы по компьютерной анимации для школьников пускают только мальчиков) и в конечном итоге на всю жизнь.

Последствия гендерных стереотипов невозможно недооценить: многие женщины при малейшем отклонении от диктуемой обществом «нормы», перестают чувствовать себя «правильными настоящими женщинами» и начинают испытывать неприязнь к себе и, например, своему телу, формируют в себе одни качества, а не другие, исполняют некое «женское предназначение» вместо того, чтобы выбрать его, исходя из своих талантов и склонностей. По подсчетам Всемирного банка, ущерб глобальной экономике из-за стереотипов, по которым 130 миллионов девочек лишены доступа к образованию, составляет до 30 триллионов долларов в год.

Феминизм — это всегда про выбор: женщина может быть матерью, а может не иметь детей, если не хочет их, может работать, а может быть домохозяйкой, может носить каблуки и платья, а может надевать то, что удобно. Феминизм говорит только о том, что все эти варианты должны быть представлены в культуре как норма.

Репродуктивное насилие: попытка запрета абортов, навязывание роли матери. Государство берет на себя контроль над рождаемостью, но делает это неумело: вместо долговременной поддержки самого материнства и решения вопросов трудовой дискриминации женщин ведет запретительную политику по вопросам абортов.

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

«Как так — вы не хотите рожать»

каких прав нет у женщин феминизм

Церковные матки

В 2015 году министр здравоохранения Вероника Скворцова подписала соглашение о сотрудничестве с РПЦ в снижении количества абортов, после чего в регионах страны вводятся временные моратории на аборты в рамках акции «Подари мне жизнь!», женщин, которые решили сделать аборт, отправляют на беседы к священникам и главам муниципалитетов, в школах страны запрещают лекции о контрацепции, а в Госдуму приглашают представителей РПЦ, которые предлагают признать субъектами права нерожденных детей, таким образом, приравняв аборты к убийствам.

Все это происходит на фоне заявлений чиновников о том, что россиянок «никто не просил рожать» и господдержки многодетных матерей выплатами в размере 47 рублей.

Никакого «счастья материнства» обычно не получается — получаются матери, живущие на границе бедности и нищеты, матери, ненавидящие себя за то, что они, например, не справляются. Многие женщины (и я была очень долго такой) даже представить себе не могут, что материнство — это добровольный осознанный выбор, что отсутствие ребенка не делает их ущербными и плохими. Феминистки пропагандируют выбор, то есть как осознанное материнство, так и осознанный отказ от материнства в равной степени, а также осознанное парное вовлеченное родительство, когда отец участвует в уходе за младенцем.

Слатшейминг: общество клеймит девушку «шлюхой» (обычно за что угодно и даже не важно, как она выглядит и во что одета) и пытается распоряжаться ее сексуальностью.

В итоге женщин стыдят семьи, гинекологи, возлюбленные, женщин стыдит церковь и государство, а самые радикальные активисты типа последователей идеолога «Мужского государства» начинают физически преследовать и травить россиянок, которые, например, общаются с иностранцами.

Стандарты красоты и бодишейминг: представления о том, что женщина обязана быть «красивой» всегда и везде, накрашенной, поставленной на каблуки, худой, цветущей и вызывающей положительные эмоции у мужчин.

Кроме «второй смены», упомянутой выше, существует еще и третья: когда женщина вернулась с работы, поухаживала за всеми, а потом пошла ухаживать за собой. В этом не было бы ничего плохого, если бы требования к внешности женщины так сильно не отличались от требований к мужскому внешнему виду. Стандарты красоты и стройности для женщин оказывают негативное влияние на отношение подростков к своему телу, и неудивительно, что расстройствами пищевого поведения (например, булимией и анорексией) страдают в основном девушки, болезненно и безуспешно пытающиеся соотнести себя и свое тело с тем, какая красота смотрит на них с рекламных постеров, журналов и экранов кино.

Феминистки развеивают мифы об обязательной корреляции между полнотой и «нездоровьем», обращая внимание на лицемерие норм бьюти-индустрии, не устанавливающей связи между стройностью и ментальным и физическим здоровьем, ценой которых эта стройность могла достигаться.

Эти и многие другие пункты в совокупности влияют на индекс гендерного неравенства в России, согласно которому по уровню доступа женщин к общечеловеческим (мужским) правам наша страна оказалась между Угандой и Бурунди. Кроме того, по данным ежегодного отчета Всемирного банка Women, Business and the Law, Россия набрала ноль баллов в области законодательства в сфере защиты прав женщин и вошла список самых небезопасных для женщин стран. Знание этих проблем помогает понять, зачем нужен феминизм и каковы его цели и задачи на сегодня.

Родная почва

Феминизм в России часто воспринимают как явление, которое пришло с обобщенного «Запада», но это слишком плоский взгляд: у нас своя история феминизма, соотносящаяся с мировой. В этом гиде нет задачи описать полную историю феминизма в России, но основные точки таковы: в 1917 году Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика стала одной из первых стран, где женщины стали полностью уравнены с мужчинами в правовых документах. После этого был очень важный период нашей гендерной истории — 20-е годы, которые прославились прогрессивными экспериментами и женской эмансипацией на разных уровнях (был принят новый кодекс о браке и семье, который разрешал разводы, давал равные права мужчинам и женщинам в браке, а также их внебрачным детям, прекратилось преследование за однополые отношения, были разрешены аборты).

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

«Сам вижу, доступна женщина или недоступна»

Затем — консервативный откат при Сталине: усложняется процедура развода, в 1933 году запрещается аборт (растет смертность от подпольных операций, и к 1940 году от них умирает каждая вторая женщина), и в 1955 году запрет отменяют. В 70-е и 80-е годы в диссидентской среде появляются два важных женских журнала (но религиозно ориентированных) — «Женщины и Россия» и «Мария», в которых активно обсуждаются вопросы женского труда и материнства. Также благодаря одному из основателей современной российской социологической школы Игорю Кону начинаются попытки сексуального просвещения, но гормональная контрацепция до сих пор недоступна для большинства женщин. Наконец, это меняется в 90-е, а в середине двухтысячных начинается важный этап онлайн-активизма: появляются блоги и сообщества в «Живом Журнале», посвященные феминизму (например, feministki, Accion-positiva и другие) — прообразы многочисленных фемпабликов и блогов, которые появятся позже в эпоху соцсетей.

В мировой истории феминистского движения принято выделять три волны: середина XIX века — начало XX, 60-70-е годы XX века и 90-е и нулевые годы. Упорядочивать эти периоды хронологически не совсем корректно, поскольку часто они пересекаются, и в разных странах тезисы, характерные для каждой отдельной волны могли формулироваться в другое время, не совпадающее с основной периодизацией, но обычно выделялось четыре вида феминизма, которые я коротко обозначу. Следует отметить, что феминистские проекты часто являются горизонтальными и самоорганизованными, поэтому не исключено, что феминистки, которые будут упомянуты, не согласятся с этим способом разделения.

Радикальный феминизм

Именно радикальный феминизм обосновал теорию патриархата — системного угнетения женщин со стороны мужчин, теорию, находящуюся в основе и многих других видов феминизма. Радикальный феминизм рассматривает женский опыт как объединяющий и не затрагивает другие социальные группы.

В России распространен трансэксклюзивный радикальный феминизм, стоящий на том, что трансгендерные женщины не являются женщинами, и исключающий их из пространства своей борьбы. Существует и трансинклюзивный радикальный феминизм — рассматривающий опыт трансгендерных женщин как вариант женского опыта. Для радикального феминизма важен вопрос не только гендера (грубо говоря — социального пола), но и пола — биологических различий между мужчинами и женщинами, послуживших основой для угнетения.

Представительницы в России: Ольгерта Харитонова (создательница «Манифеста Феминистского движения России», куратор «Школы феминизма»), Татьяна Сухарева, Лолита Агамалова, Любава Малышева.

Интерсекциональный феминизм

Интерсекциональный феминизм появился в США в результате борьбы представителей различных угнетенных социальных групп (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью, людей разных рас и национальностей) за свои права. Эта феминистская социологическая теория — теория интерсекциональности — была сформулирована в 1989 году Кимберли Креншоу, являющейся профессором юриспруденции.

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

Какой сексист ты сегодня?

Интерсекциональные феминистки говорят о том, что нет универсального женского опыта: есть женщины белые и не белые, богатые и бедные, старые и молодые, мигрантки и коренные жительницы, имеющие детей и чайлдфри, образованные и нет и так далее.

Интерсекциональный феминизм показывает, как разные виды идентичностей (и дискриминаций, связанных с ними) пересекаются на одном человеке и как это влияет на его опыт: например, женщина из Узбекистана в России подвергается дискриминации и как женщина (и это сексизм), и как представительница другой национальности (ксенофобия). В интерсекциональном феминизме борьба за права женщин неотделима от борьбы за права ЛГБТ-сообщества, борьбы с расизмом, эйблизмом (дискриминацией по состоянию физического и ментального здоровья), эйджизмом (дискриминацией по возрасту) и так далее.

Многие интерсекциональные феминистки говорят о вреде и опасности проституции для женщин и не поддерживают идею ее легализации, но при этом считают важным учитывать в разговоре и тот небольшой, по разным статистикам, процент женщин (чаще всего это эскорт), для которых проституция может быть способом существования.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм — очень широкое направление, имеющее множество вариантов характеристик. Это связано с тем, что исторически либеральный феминизм связан с борьбой женщин XIX века за уравнивание прав и возможностей (суфражизмом) — то есть либеральный феминизм много работает с законодательством и пытается влиять на правовое поле государства. Основная задача либерального феминизма — реформирование законов таким образом, чтобы они предотвращали дискриминацию.

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

«Сейчас они жены, любовницы или протеже политиков-мужчин»

Сейчас мало кто из феминисток использует этот термин в отношении себя, хотя может заниматься правозащитной деятельностью (как Алена Попова и Мари Давтян). Важно, что либеральный феминизм и либерализм встроены не только в правовую систему, но и в рынок: отсюда мотивирующие рекламы про сильных женщин у мировых брендов, надписи girl power на футболках Monki и так далее. Интересно, что противопоставление «радикальный» — «либеральный» связано не с политическими программами движений, а с ошибочным восприятием смысла характеристик: «радикальный» как «крайний», «доведенный до предела», а «либеральный» как «мягкий», «компромиссный».

Представительницы в России: в конце 90-х либеральной феминисткой считалась, например, писательница Мария Арбатова. Сегодня к либеральному феминизму я бы отнесла блогерок Залину Маршенкулову (Telegram-канал «Женская власть»), Анну Федорову (Telegram-канал «Росфемнадзор»), а также некоторых представительниц гендерной фракции партии «Яблоко», чья программа направлена на борьбу с дискриминацией женщин во власти и экономике.

Есть и другие виды современного российского феминизма, у каждого из которых свой признак: основная деятельность или сфера труда, способ говорить о феминизме, способ борьбы, инструменты борьбы, географическое расположение и так далее.

Левый феминизм

Благодаря деятельности Александры Коллонтай, советской революционерки, полномочного посла СССР и первой женщины-дипломата, большой вклад в развитие марксистского феминизма в начале XX века внесла Россия. В его основе лежат работы Фридриха Энгельса и Карла Маркса. Этот вид феминизма рассматривает угнетение женщин как классовое и капиталистическое и выделяет мужчин как класс, эксплуатирующий женщин.

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

«Кто беднее, того и хватают. Как хочешь, так и живи»

Левый феминизм связывает это угнетение с институтами частной собственности, а борьбу за равноправие считает частью классовой борьбы. Если коротко: гендерное неравенство не сможет исчезнуть без исчезновения капитализма.

Также он ставит вопросы о контроле над женщинами за счет контроля над женской сексуальностью и женским телом, вопросы бесплатного домашнего женского труда, двойной нагрузки, проблемы детства и материнства, репродуктивного давления на женщин, а также условий и оплаты женского труда. Существует также социалистический феминизм, который рассматривает угнетение женщин как двойное — силами патриархата и капитализма («капиталистического патриархата»).

Представительницы в России: сообщество Soc-Fem, движение Left-Fem (акционистка и режиссер Леда Гарина, исследовательница и создательница книги «Женщина как тело» Мария Рахманинова, филолог и историк литературы Анна Нижник).

Правозащитный феминизм

Правозащитный феминизм работает с нарушениями прав и свобод женщин в России. В отсутствие законов (например, закона о домашнем насилии) феминистки-правозащитницы самостоятельно оказывают помощь пострадавшим: создают кризисные центры, защищают женщин в суде или ищут адвокатов, помогают найти убежище, распространяют информацию о нарушениях, разрабатывают законопроекты и добиваются их рассмотрения.

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

«Я тебя сейчас прирежу, мне ничего не будет»

Феминизм в научной среде

Для развития феминизма нужны исследования, занимающиеся проблемами гендера в разных областях знания. Среди исследовательниц философии, социологии, литературы, культурологии известно много феминисток, популяризирующих научный подход. Есть специальная дисциплина, gender studies, которая выделяет вопросы гендера (например, феминности, маскулинности и небинарных вариантов социальной идентичности) как требующие отдельного рассмотрения на пересечении с другими областями знаний.

Материалы по теме

каких прав нет у женщин феминизм

«Муж душил веревкой от ее же крестика»

Представительницы в России: Элла Россман — исследовательница гендерной социологии и истории Советского Союза, активистка, освещающая тему адаптации женщин-заключенных, одна из первых в России инициировавшая разговор о недопустимости конкурсов красоты на университетской платформе, Елена Здравомыслова — профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, сокоординатор программы «Гендерных исследований», соавтор книг по социологии гендера, самая известная из которых «Гендер для чайников», Анна Темкина — одна из первых исследовательниц гендера в России, доктор философии в области социологических наук, профессор факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге и соавтор учебника гендерных исследований, проект CYBERFEMINISM, проект Equality, проект студентов и студенток ВШЭ «Высшая школа равноправия», исследовательница женской литературы (книга «Авторицы и поэтки») Мария Нестеренко, социолог гендера, доктор социологических наук Елена Рождественская.

Феминизм в искусстве

Феминизм в современном искусстве — один из мощнейших инструментов критики в адрес художественных институций. Художницы, женщины-искусствоведы, критикессы, режиссерки создают арт-проекты, направленные на актуализацию гендерных вопросов, например, проблем неравенства и насилия.

Представительницы в России: в театре — режиссер, автор спектакля-дискуссии об Александре Коллонтай «Тихая революция» Вика Привалова, автор спектакля-дискуссии «Хочу ребенка» по пьесе Третьякова Саша Денисова, художница, соосновательница проекта «Ребра Евы» Леда Гарина; в современном искусстве — художница, автор выставочного проекта «Ненасилие» Варвара Гранкова, художница, курарор проектов, объединяющих искусство и феминизм, Мика Плутицкая, искусствовед и куратор выставки «Феминистский карандаш — 2» Надежда Плунгян, художница, куратор выставки «Феминистский карандаш» Виктория Ломаско, медиахудожница, активистка, соосновательница фем-бренда Narvskaya dostava Леля Нордик, кураторы выставки «И — искусство, Ф — феминизм» Марина Винник и Ильмира Болотян, художница, активистка за права женщин с инвалидностью Алена Левина, куратор феминистских музыкальных фестивалей Таня Волкова; в литературе — поэтесса, создательница феминистских поэтических зинов («Ветер ярости») Оксана Васякина, создательница просветительских проектов Write Like a Grrrl и издательства No Kidding Press, посвященных женской литературе и критике сексизма в литературных текстах, Саша Шадрина, поэтесса, соосновательница проекта «Ф-письмо» Галина Рымбу.

Региональный феминизм

Не совсем правильно выделять географическое расположение как признак, но в этой статье хотелось бы заострить особое внимание на региональных проектах и их важности, поскольку у региональных феминисток часто меньше материальных и символических ресурсов. Они вынуждены работать в регионах, где на фоне экономических и информационных проблем ситуация с гендерным неравенством часто еще хуже, а активизм сопряжен с угрозами жизни и здоровью.

Феминизм на пересечении

Феминистский активизм часто пересекается с другими видами активизма: психоактивизм, направленный на дестигматизацию людей с ментальными особенностями и нейроотличиями (проект «Психоактивно» — художницы и активистки Алена Агаджикова, Саша Старость, Катрин Ненашева), Софья Сно, ЛГБТ-активизм с феминистской оптикой и квир-феминизм, включающий опыт небинарных персон (проект «Дети 404» Елены Климовой), экофеминизм, анархофеминизм (Софико Ариджанова), трансфеминизм, включающий опыт трансгендерных женщин (Яна Кирей-Ситникова).

Последние годы в русскоязычном пространстве сильно развился феминистский онлайн-активизм, сконцентрированный вокруг бодипозитивных и секспозитивных вопросов: просветительский YouTube-канал об основных феминистских вопросах «Феминистки поясняют», Facebook-блоггинг Анны Ивановой, Telegram-канал «Неведическая женственность» Дарьи Андреевой, Instagram Александры Митрошиной и т.д.). Здесь сложно перечислить всех, но важно отметить вклад каждого такого блога: они создают совершенно новый идеологический фон, помогают женщинам принять себя и свое тело, бороться с расстройствами пищевого поведения, расширить представление о красоте, сексе, здоровье.

Недавно в России начало появляться направление, которое можно назвать «поп-феминизмом»: когда феминистские идеи транслируются известными людьми с широкой медийностью (например, Ксения Собчак, которая сделала идеи гендерного равенства частью своего политического проекта). Все это происходит благодаря громким феминистским медиапроектам и самим медиа, в которых начали работать феминистки: премия «Сексист года», учрежденная Натальей Биттен, московский феминистский фестиваль FemFest (куратор Ирина Изотова) и многие другие важные медиапроекты.

Что почитать

каких прав нет у женщин феминизм

• «Гендер для чайников» (авторы-составители — Елена Омельченко, Елена Здравомыслова, Анна Темкина, Ольга Здравомыслова, Татьяна Барчунова, Ирина Тартаковская, Лидия Семенова, Ирина Саморукова, Людмила Попкова, Елена Жидкова) — книга для начинающих, бесценный ликбез: чем гендер отличается от пола, что в обществе подразумевается под женским и мужским и как формируются гендерные роли, что такое патриархат и каким он бывает;

каких прав нет у женщин феминизм

• Валери Брайсон, «Политическая теория феминизма» — самая популярная книга по 400-летней истории феминистской мысли для тех, кто хочет начать лучше разбираться в феминистских политических программах и истории вопроса: когда началась борьба женщин за свои права, что такое суфражизм, чем характеризуются три волны феминизма, как ситуация с гендерной политикой обстояла в разных странах в разное время;

каких прав нет у женщин феминизм

• Наоми Вульф, «Миф о красоте» — книга, разоблачающая индустрию красоты: почему к женской внешности предъявляются завышенные требования, как реклама заставляет нас чувствовать себя несовершенными, а стереотипы о красоте и норме ограничивают и контролируют женскую свободу, здоровье, энергию, сексуальность не меньше, чем патриархальное «домашнее рабство», книга о праве женщин решать самим, как жить и выглядеть, без объективизации и диктата «мифа о красоте»;

каких прав нет у женщин феминизм

• Бетти Фридан, «Загадка женственности» — книга о домохозяйках-американках 50-х, фактически первое в США серьезное социологическое исследование, в котором анализировался послевоенный консервативный поворот: как власти и рынок взяли курс на возвращение женщины на кухню и что в конечном итоге произошло. Оригинальное название труда — Feminine Mystique можно перевести и как «мистификация женственности», что точнее отражает суть исследования о стереотипах и их последствиях;

каких прав нет у женщин феминизм

• Симона де Бовуар, «Второй пол» — одна из самых значимых книг в истории движения, записанные в 40-е годы прошлого века наблюдения французской исследовательницы, писательницы и философа о равноправии, об обращении с женщинами на протяжении человеческой истории, восприятии их как «второго пола» и отношениях полов, актуальны и по сей день. Характерно, что труд был внесен Ватиканом в «Индекс запрещенных книг»;

каких прав нет у женщин феминизм

• Елена Здравомыслова, Анна Темкина, «12 лекций по гендерной социологии» — сборник лекций о том, как формировалась современная гендерная социология, затрагивающая вопросы женских и феминистских исследований, основных положений и дилемм интерсекционального анализа, патриархата, квир-теории, феминистской критики позитивистской эпистемологии, структуры власти, сексуальных и эмоциональных отношений, гендерных режимов и контрактов, а также эволюцию их изменений;

каких прав нет у женщин феминизм

• Ричард Стайтс, «Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930» — первая работа по истории русского женского движения и русского феминизма, начиная со времени правления Николая I и вплоть до 1930-х годов, в мировой историографии, его развитие в ходе радикализации представлений части его участников, с анализом личных документов и мемуаров участниц движения;

каких прав нет у женщин феминизм

• «История женщин на Западе». В 5 томах под общей редакцией Жоржа Дюби и Мишель Перро. Основательный труд из исследований 75 историков, панорамная хроника репрезентации и восприятия женственности от древних богинь и христианских святых до становления феминизма и культурной идентичности в XX веке и о видах протеста против патриархата во все времена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *