каким государством по форме государственного устройства было ссср
СССР — конфедерация, федерация или унитарное государство?
Сегодня мы рассмотрим вопрос о форме государственного устройства Советского Союза. Россия является федерацией, это знают все граждане России. Даже в конституции написано, что определения Россия и Российская Федерация равнозначны. Многие спорят, СССР — конфедерация или федерация из-за того, что знают что в союз входило 15 государств и может быть они были как-то по-своему независимы, поэтому появляются сомнения по поводу формы гос.устройства СССР.
Данный вопрос будет интересен тем читателям, которые интересуются государственным устройством Советского Союза. Важно знать прошлое нашей страны.
В данной статье вы узнаете:
Разница между федерацией, конфедерацией и унитарным государством
Для начала необходимо понять, что такое федерация и конфедерация, и чем они отличаются. Самое главное — в конфедерации все её субъекты независимы, могут легко выйти из неё, имеют свою столицу, государственные органы, а в федерации все субъекты едины, имеют власть и полномочия, нет границ внутри страны и все подчиняются одному центру. В федеративном государстве есть свои гос.органы, законы, национальная валюта. Унитарное же государство не имеет деления на субъекты, которые к тому же не имеют никакой власти. Например, в современном мире унитарным государством можно назвать Украину, федерацией — Россию или США, конфедерацией — Содружество Наций. Стоит отметить, что конфедераций в мире меньше всего.
Какая форма государственного устройства СССР?
СССР — это федерация (федерация=союз). А почему же мы сделали такой вывод?Конфедерацией он не может быть из-за того, что все подчинялись одному центру, были зависимы. Так же в конфедерации нет единой системы управления государством и тем более единой финансовой системы. А в советском союзе была одна валюта — советский рубль. Унитарным не может из-за того, что внутри страны было деление на республики, имеющие власть. Поэтому делаем вывод, что СССР — это не конфедерация, а федерация. Многие историки спорят по этому поводу, но большинство придерживаются к тому, СССР — федерация.
Кстати, совсем недавно мы подробно рассматривали примеры стран-конфедераций в современном мире. Там вы сможете узнать какие конфедерации существовали в истории, сомнения насчёт принадлежности той или иной страны к типу государственному-территориальному устройству.
«Система формировалась не одно столетие»: как менялось административно-территориальное устройство России
В многовековой истории России есть примеры как укрупнения, так и дробления её административно-территориальных единиц. Государственное устройство РФ, которое существует в наши дни, стало результатом многочисленных реформ, проведённых российскими правителями разных эпох.
«Фактически унитарное государство»
Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.
Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.
«Россия вплоть до революции была унитарным государством с жёсткой системой власти. Другое дело, что контроль над местным управлением долгое время функционировал с большими сбоями. На эту систему позитивно повлияло решение Александра II передать ряд управленческих функций на места», — рассказал в интервью RT профессор МПГУ, доктор исторических наук Виталий Захаров.
Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).
Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.
«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.
В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.
Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.
В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.
«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.
Установившаяся система
В годы Великой Отечественной войны и сразу после неё в связи с депортацией отдельных народов были ликвидированы некоторые национальные автономии. Кроме того, активизировался процесс создания малых областей.
Как напоминают историки, в начале 1950-х годов был принят ряд решений о разделе средних по размеру административно-территориальных единиц, таких как Башкирская и Татарская АССР, Ростовская, Воронежская, Тамбовская и другие области. Однако за редкими исключениями этот опыт оказался неудачным. С того периода сохранились только созданные в 1954 году Белгородская и Липецкая области. Уже в конце 1950-х годов были укрупнены большинство новосозданных регионов, а также восстановлены ликвидированные в годы войны национальные автономии.
«В 1960-е годы сложилось устойчивое административно-территориальное устройство СССР, существовавшее без каких-либо серьёзных изменений вплоть до распада страны», — отметил Шаповалов.
По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, сильный акцент на национальных особенностях, сделанный во время формирования СССР, в итоге стал для единого государства «миной замедленного действия».
«Итогом существования изначально созданной в Союзе системы стал распад СССР и «разведение по национальным квартирам» союзных республик. Именно из-за национального принципа их формирования и стало возможным возникновение структур, позволяющих себе некорректное отношение к России», — констатировал эксперт.
Историки отмечают, что недальновидное административно-территориальное деление союзных республик и породило в 1980-е годы ряд кровопролитных конфликтов, в частности в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии.
В начале 1990-х годов некоторым регионам России были возвращены их исторические названия, автономные единицы стали поднимать вопрос о расширении полномочий и повышении своего статуса. В итоге в 1992 году автономии, области и края получили статус субъектов Федерации, а новая Конституция закрепила их статус.
В начале 2000-х годов прошли референдумы об объединении ряда субъектов Федерации. Появились Пермский, Красноярский, Камчатский и Забайкальский края, единая Иркутская область, включившая в себя бывшую территорию Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В 2014 году в состав РФ вошли Республика Крым и город Севастополь. На сегодняшний день Россия состоит из 85 равноправных субъектов.
Вопрос о целесообразности укрупнения субъектов Федерации поднял в начале апреля заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
«Сразу скажу: это моё личное мнение, это не официально моя позиция, потому что она пока не согласована в правительстве. Во-первых, я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Я Еврейской автономной областью не хочу заниматься — не хочу с точки зрения трудозатрат. Её нужно соединить либо с Хабаровским краем, либо с каким-то другим», — заявил он в рамках круглого стола «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в НИУ ВШЭ.
Предложение вице-премьера спровоцировало бурную дискуссию, мнения участников которой разделились. Однако эксперты полагают, что для реформирования текущего территориально-административного устройства России нужны веские основания.
«Существующая система формировалась не одно столетие. Сломать легко, но построить потом будет крайне сложно. Думаю, что есть смысл заниматься тонкой донастройкой этой системы, для того чтобы она функционировала бесперебойно и эффективно. На данном этапе не существует внятного обоснования необходимости укрупнения», — считает Мухин.
Виталий Захаров, напротив, считает количество самостоятельных субъектов РФ избыточным и подчёркивает, что такого обилия территориально-административных единиц с широкими полномочиями нет больше нигде в мире.
«Это порождает раздутый управленческий аппарат. Тенденция к слиянию регионов закономерна и логична», — говорит аналитик.
Со своей стороны, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин полагает, что к вопросам административно-территориальной реформы следует подходить осторожно.
«Это крайне сложный вопрос. И у укрупнения, и у сохранения существующей структуры есть свои плюсы и минусы. Однако все мы помним, к чему в конце 1980-х — начале 1990-х приводили опрометчивые территориально-административные решения в масштабах СССР. Для многих изменение системы субъектов может быть болезненным. Нужна тщательная проработка подобных решений экономистами, историками, социологами, чтобы это не стало реформой ради реформы, а принесло какой-то практический результат», — резюмировал Кошкин.
Что такое Ссср: государственное устройство и политическая система? Значение sssr gosudarstvennoe ustroistvo i politicheskaya sistema, энциклопедия кольера
Ссср: государственное устройство и политическая система
Ссср: государственное устройство и политическая система – К статье СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, СССР
В конце августа 1991 верховная власть в СССР потерпела крах вслед за неудавшимся государственным путчем, организованным группой консервативных руководителей коммунистической партии и правительства.
8 декабря 1991 президенты РСФСР, Украины и Белоруссии на совещании в Беловежской Пуще объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), свободного межгосударственного объединения. 26 декабря Верховный Совет СССР принял решения о самороспуске, и Советский Союз прекратил свое существование.
Государственное устройство. СССР с момента своего создания в декабре 1922 на руинах Российской империи был тоталитарным однопартийным государством. Партия-государство осуществляла свою власть, называвшуюся «диктатурой пролетариата», через Центральный Комитет, Политбюро и подконтрольное им правительство, системы советов, профсоюзов и другие структуры. Монополия партийного аппарата на власть, тотальный контроль государства над экономикой, общественной жизнью и культурой приводили к частым ошибкам в государственной политике, постепенному отставанию и деградации страны. Советский Союз, как и другие тоталитарные государства 20 в., оказался нежизнеспособным и в конце 1980-х годов вынужден был приступить к реформам. Под руководством партийного аппарата они приобрели чисто косметический характер и не смогли предотвратить распад государства. Ниже описывается государственное устройство Советского Союза с учетом тех изменений, которые произошли в последние годы перед распадом СССР.
Президентство. Пост президента был учрежден Верховным Советом 13 марта 1990 по предложению его председателя М.С.Горбачева после того, как Центральный Комитет КПСС согласился с этой идеей месяцем раньше. Горбачев был избран президентом СССР тайным голосованием на Съезде народных депутатов после того, как Верховный Совет пришел к выводу, что прямые всенародные выборы потребуют времени и могут дестабилизировать ситуацию в стране.
Президент, по постановлению Верховного Совета, является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. Он содействует организации работы Съездов народных депутатов и Верховного Совета; имеет полномочия издавать административные указы, которые обязательны к исполнению на территории всего Союза, и назначать ряд высших чиновников. К ним относятся Комитет конституционного надзора (подлежит утверждению Съездом), председатель Совета министров и председатель Верховного суда (подлежит утверждению Верховным Советом). Президент может приостанавливать решения Совета министров.
Съезд народных депутатов. Съезд народных депутатов был определен в конституции как «высший орган государственной власти СССР». 1500 депутатов Съезда выбирались в соответствии с тройственным принципом представительства: от населения, национальных образований и от общественных организаций.
Все граждане в возрасте 18 лет и старше имели право участвовать в голосовании; все граждане старше 21 года имели право быть избранными депутатами Съезда. Выдвижение кандидатов в округах проходило открыто; количество их не ограничивалось.
Съезд, избранный сроком на пять лет, должен был собираться ежегодно на несколько дней. На своем первом заседании съезд избирал тайным голосованием из своих членов Верховный Совет, а также председателя и первого заместителя председателя Верховного Совета. Съезд рассматривал важнейшие государственные вопросы, такие, как народнохозяйственный план и бюджет; двумя третями голосов могли быть приняты поправки к конституции. Он мог утвердить (или отменить) законы, принятые Верховным Советом, и имел полномочия большинством голосов отменять любое решение правительства. На каждой своей ежегодной сессии Съезд путем голосования обязан был производить ротацию одной пятой части Верховного Совета.
Законы, принятые Верховным Советом, мог контролировать Комитет конституционного надзора. Этот Комитет состоял из 23 членов, не являвшихся депутатами и не занимавших других государственных должностей. Комитет мог действовать по собственной инициативе или по запросам органов законодательной и исполнительной власти. Он имел полномочия временно приостанавливать действие законов или тех административных постановлений, которые противоречили конституции или другим законам страны. Комитет передавал свои заключения органам, которые принимали законы или выпускали указы, но был не вправе отменить рассматриваемый закон или указ.
Президиум Верховного Совета представлял собой коллективный орган, состоявший из председателя, первого заместителя и 15 заместителей (от каждой республики), председателей обеих палат и постоянных комитетов Верховного Совета, председателей Верховных Советов союзных республик и председателя Комитета народного контроля. Президиум осуществлял организацию работы Съезда и Верховного Совета и его постоянных комитетов; он мог издавать собственные указы и проводить общегосударственные референдумы по вопросам, поставленным Съездом. Он также давал аккредитации иностранным дипломатам и в промежутках между сессиями Верховного Совета имел право решать вопросы войны и мира.
В Совет министров входил председатель, несколько его заместителей, министры и руководители государственных комитетов (все они назначались председателем правительства и утверждались Верховным Советом), а также председатели Советов министров всех союзных республик. Совет министров осуществлял внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивал выполнение государственных народнохозяйственных планов. Помимо собственных постановлений и распоряжений, Совет министров разрабатывал законодательные проекты и направлял их в Верховный Совет. Общая часть работы Совета министров осуществлялась правительственной группой, состоявшей из председателя, его заместителей и нескольких ключевых министров. Председатель был единственным членом Совета министров, который входил в состав депутатов Верховного Совета.
Отдельные министерства организовывались по такому же принципу, что и Совет министров. Каждому министру помогали заместители, которые руководили деятельностью одного или нескольких отделов (главков) министерства. Эти чиновники составляли коллегию, которая функционировала как коллективный руководящий орган министерства. Предприятия и учреждения, подчиненные министерству, осуществляли свою работу на основе заданий и инструкций министерства. Некоторые министерства действовали на всесоюзном уровне. Другие, организованные по союзно-республиканскому принципу, имели структуру двойного подчинения: министерство на республиканском уровне было подотчетно как существующему союзному министерству, так и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) собственной республики. Таким образом, союзное министерство осуществляло общее руководство отраслью, а республиканское министерство совместно с региональными исполнительными и законодательными органами разрабатывало более детальные мероприятия по их осуществлению в своей республике. Как правило, союзные министерства управляли отраслями промышленности, а союзно-республиканские министерства руководили производством товаров потребления и сферой услуг. Союзные министерства обладали более мощными ресурсами, лучше обеспечивали своих работников жильем и зарплатой и обладали большим влиянием в проведении общегосударственной политики, чем союзно-республиканские министерства.
Республиканское и местное управление. Союзные республики, из которых состоял СССР, имели собственные государственные и партийные органы и формально считались суверенными. Конституция предоставляла каждой из них право на отделение, а некоторые из них даже имели собственные министерства иностранных дел, однако на деле их независимость была иллюзорной. Поэтому суверенитет республик СССР точнее было бы интерпретировать как форму административного правления, учитывавшего специфические интересы партийного руководства той или иной национальной группы. Но в течение 1990 Верховные Советы всех республик, вслед за Литвой, заново провозгласили свой суверенитет и приняли постановления о том, что республиканские законы должны обладать приоритетом перед всесоюзными. В 1991 республики стали независимыми государствами.
Структура управления союзных республик была аналогична системе управления на союзном уровне, но Верховные Советы республик имели по одной палате, а число министерств в республиканских Советах министров было меньше, чем в союзном. Такая же организационная структура, но с еще меньшим числом министерств, была и в автономных республиках.
Более крупные союзные республики разделялись на области (РСФСР имела также региональные единицы менее однородного национального состава, которые назывались краями). Областное управление состояло из Совета депутатов и исполнительного комитета, которые находились под юрисдикцией своей республики почти таким же образом, каким республика была связана с общесоюзным правительством. Выборы в областные Советы проводились каждые пять лет.
Городские и районные советы и исполнительные комитеты создавались в каждом районе. Эти местные органы власти подчинялись соответствующим областным (краевым) органам.
Коммунистическая партия. Правящей и единственной законной политической партией в СССР до того, как ее монополия на власть была подорвана перестройкой и свободными выборами в 1990, являлась Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС обосновывала свое право на власть исходя из принципа диктатуры пролетариата, авангардом которого она себя считала.
В каждой республике делегаты, избранные партийными конференциями, собирались раз в пять лет на партийные съезды республик. Съезд, после заслушивания и обсуждения отчетов руководителей партии, принимал программу, в которой излагалась политика партии на следующие пять лет. Затем переизбирались руководящие органы.
На уровне всей страны съезд КПСС (приблизительно 5000 делегатов) представлял высший орган власти в партии. Согласно уставу, съезд созывался каждые пять лет для заседаний, продолжавшихся около десяти дней. За докладами высших руководителей следовали короткие выступления партработников всех уровней и нескольких рядовых делегатов. Съезд принимал программу, которая была подготовлена секретариатом, с учетом изменений и дополнений, сделанных делегатами. Однако самым важным актом было избрание Центрального Комитета КПСС, которому доверялось управление партией и государством.
Секретариат подчинялся генеральному секретарю, который руководил деятельностью всего партийного аппарата с помощью нескольких (до 10) секретарей, каждый из которых контролировал работу одного или нескольких отделов (всего ок. 20), из которых состоял секретариат. Секретариат утверждал номенклатуру всех руководящих постов на общегосударственном, республиканском и областном уровнях. Его чиновники контролировали и, при необходимости, непосредственно вмешивались в дела государственных, хозяйственных и общественных организаций. Кроме того, секретариат руководил всесоюзной сетью партийных школ, которые обучали перспективных работников для продвижения в партии и на государственном поприще, а также в органах массовой информации.
Правовые злоупотребления принимали разнообразные формы. Во-первых, деятельность репрессивных органов на основе партийных инструкций сужала или даже сводила на нет сферу законности. Во-вторых, партия фактически оставалась над законом. Круговая порука партийных чиновников препятствовала расследованию преступлений высокопоставленных членов партии. Эта практика дополнялась коррупцией и защитой тех, кто нарушал закон под прикрытием партийных начальников. Наконец, партийные органы осуществляли сильное неофициальное воздействие на суды.
Советское судебное право было основано на своде законов социалистического государства. На общегосударственном уровне и в каждой из республик существовали уголовный, гражданский и уголовно-процессуальный кодексы.
Структура суда определялась концепцией «народных судов», которые действовали в каждом районе страны. Районные судьи назначались на пять лет областным или городским советом. «Народные заседатели», формально равноправные с судьей, избирались на срок в два и полтора года на собраниях, проводившихся по месту работы или жительства. Областные суды состояли из судей, назначенных Верховными Советами соответствующих республик. Судьи Верховного суда СССР, Верховные суды союзных и автономных республик и областей избирались Советами народных депутатов на своих уровнях. Как гражданские, так и уголовные дела заслушивались сначала в районном и городском народных судах, приговоры на которых принимались большинством голосов судьи и народных заседателей. Апелляции направлялись в суды более высоких инстанций областного и республиканского уровня и могли доходить вплоть до Верховного суда. Верховный суд имел значительные полномочия по надзору за судами более низких инстанций, но не имел права пересмотра судебных решений.
Главным органом контроля за соблюдением законности была прокуратура, которая осуществляла всеобщий юридический надзор. Генеральный прокурор назначался Верховным Советом СССР. В свою очередь, генеральный прокурор назначал руководителей своего персонала на общегосударственном уровне и прокуроров в каждой из союзных республик, автономных республик, краев и областей. Прокуроры на городском и районном уровнях назначались прокурором соответствующей союзной республики, подчиняясь ему и Генеральному прокурору. Все прокуроры занимали свой пост в течение пятилетнего срока.
Уголовные кодексы в Советском Союзе применяли стандарт «рбщественной опасности» для того, чтобы определять серьезность правонарушений и устанавливать соответствующие наказания. Для незначительных нарушений обычно применялись условные наказания или штрафы. Те, кто был признан виновным в более серьезных и общественно опасных правонарушениях, могли быть приговорены к работам в трудовом лагере или заключению в тюрьме сроком до 10 лет. Смертный приговор выносился за тяжкие преступления, такие, как преднамеренное убийство, шпионаж и террористические акты.
Переход к «новому мышлению» в международных отношениях повлек за собой ряд радикальных политических изменений в 1990 и 1991. В ООН СССР выдвигал дипломатические инициативы, которые способствовали разрешению как региональных конфликтов, так и ряда проблем глобального характера. СССР изменил свои отношения с прежними союзниками в Восточной Европе, отказался от концепции «сферы влияния» в Азии и Латинской Америке и прекратил вмешательство в конфликты, возникающие в странах третьего мира.