каким термином определяют троих людей связанных любовными отношениями
Про любовный треугольник: что делать и кто виноват?
Одна из частых проблем, возникающих в отношениях – это любовный треугольник. Т.е. когда в любовной паре появляется третья сторона, третий участник этих отношений, с которым изменяет кто-либо из пары.
Ситуацию любовного треугольника можно проживать по-разному:
В этой статье мы поговорим про любовный треугольник. В чем его суть, из-за чего они возникают. И кто виноват в появлении треугольника.
Я расскажу, по каким причинам люди могут изменять. Почему некоторых людей на протяжении всей жизни преследуют треугольные отношения. И какая главная проблема есть у любовных треугольников, от которой страдают все его участники.
Расскажу, что такое верность в отношениях.
И дам рекомендации для троих участников треугольника. Расскажу, что можно сделать – если Вы изменяете, если Вам изменяют и, если Вы третий участник отношений, т.е. любовница. И как выйти из любовного треугольника, если Вы в него попали.
Любовный треугольник. Кто виноват?
При изменах жены часто винят любовниц в том, что они «соблазнили» их мужей. Некоторые любовницы винят жен в том, что они перестали быть привлекательными и удовлетворять мужчину. А кто-то обвиняет и осуждает самих изменников.
Но в ситуации треугольника не всегда есть тот, кто однозначно прав, а кто однозначно виноват. Такую ситуацию часто неосознанно создают и поддерживают все участники этого процесса (особенно в случае, если такая ситуация длится долго).
И я предлагаю вместо поиска виноватых – осознать ответственность каждого участника любовного треугольника. Что каждый из них – отвечает сам за свое нахождение именно в таких отношениях.
Неприятные чувства могут испытывать все стороны любовного треугольника. От этой ситуации могут страдать все трое. Но при этом не предпринимать никаких реальных действий для изменения ситуации.
Потому что неосознанно каждый из них (не только сам изменяющий) извлекает для себя некоторые выгоды от таких отношений. Что это за выгоды – будем разбираться в этой статье.
Психология любовного треугольника. Что важно знать про любовный треугольник?
Так случается, когда человеку в паре чего-то недостает. Когда какие-то важные его потребности не удовлетворяются его любимым человеком.
Может быть, ему недостаточно внимания или признания и восхищения. Может быть, душевной близости и искренности. Может быть, ему недостает свободы или секса. Или еще чего-нибудь.
И каждый справляется с этим по-разному.
Кто-то идет более конструктивным путем, и пытается разговаривать со своим партнером, работать с психологом. Ищет пути, как получить желаемое, и при этом не разрушить ни свои отношения с партнером, ни взаимное доверие.
Или завершает отношения, если понимает, что от этого партнера невозможно получать то, что важно получить.
А кто-то ищет недостающее на стороне. Это может быть, как – уход в работу, в хобби, в воспитание детей или бегство в какую-либо зависимость.
То есть, для того, кто изменяет в любовном треугольнике – эта ситуация нужна для того, чтобы удовлетворять те потребности, которые не получается удовлетворить в его паре. И при этом, помогает сохранить его постоянные отношения, уберечь их от разрыва.
Этот процесс может быть, как осознанным для мужа, так и бессознательным. Когда человек сам сознательно не понимает, для чего создает любовный треугольник.
Как парадоксально бы это не выглядело, но любовный треугольник часто заводят как раз для того, чтобы сохранить отношения. Нередко он служит для многих людей альтернативой расставанию.
То есть, например, меня что-то не устраивает в моей паре. И вместо того, чтобы уходить из этих отношений – я ищу кого-то третьего. От кого получаю то, чего мне недостает. И таким образом для меня уже становится возможным – оставаться в моих отношениях, где меня что-то не устраивало.
Этот момент очень важно понимать любовницам. Что она скорее всего для пары нужна для того, чтобы сохранять их отношения.
А жене любовный треугольник может быть удобен тем, что всю свою невыраженную злость на мужа, она может скинуть на любовницу. То есть, в ситуации треугольника для жены появляется, скажем так, козел отпущения. Которого можно винить, ненавидеть, осуждать вместо мужа.
Но конечно же, эта выгода от треугольника – женой обычно не осознается.
Я раньше все недоумевала, от чего люди, которым изменяют, во всем винят третью сторону. Не понимала, почему они злятся на незнакомого, чужого для себя человека. С которым у них нет никаких договоренностей, и у которых перед ними нет никаких обязательств.
Вместо того, чтобы злиться на близкого, который их предал. На того, кому они верили и доверяли. С которым они договаривались о том, что будут хранить друг другу верность.
Но изучив психологию измен и узнав больше про любовный треугольник, я поняла, что это смещенная злость. Что в глубине души жены на самом деле очень сильно злятся на своих мужей, которые им изменяют. Но мужу предъявить свою злость они часто боятся.
Также часто жена неосознанно соглашается на любовный треугольник, т.к. он дает ей возможность не разрешать проблему, которая возникла у нее с мужем. Ничего не менять. И при этом – сохранить их отношения от распада.
А любовница соглашается быть не единственной, потому что в любовном треугольнике тоже находит для себя некоторые преимущества.
Часто любовницами становятся те женщины, которые неосознанно боятся близких отношений. Боятся, что в браке будут ограничивать их свободу. Боятся, что, если мужчина узнает ее поближе – она ему не понравится, он ее отвергнет и бросит.
Ей может не нравиться сам брак, проживание вместе с мужчиной.
И тогда нахождение в любовном треугольнике в качестве любовницы – дает ей возможность держаться от мужчины на безопасном расстоянии. Дает ей возможность сохранить свою свободу. Не сближаться с мужчиной по-настоящему и не вступать с ним в брак.
Некоторые любовницы получают для себя еще и материальную выгоду от таких отношений. Когда мужчина их содержит, дарит дорогие подарки и тратит на нее деньги.
А иногда в позиции любовницы женщина защищается от возможного предательства. Когда она сама боится оказаться в роли обманутой жены, которую бросили с детьми. И поэтому выбирает для себя более безопасную и независимую роль – роль любовницы.
Почему люди изменяют?
Причин, почему люди изменяют, может быть множество, как поверхностных, которые хорошо осознаются. Так и глубинных, о которых сам человек может и не догадываться.
Причины измен могут быть связаны:
Я опишу несколько часто встречающихся причин, из-за которых люди могут идти на измену.
Причины, связанные с личностью изменяющего:
Вместо того, чтобы быть в отношениях с партнером полностью, предъявляться в них всей своей личностью, человек какую-то часть себя демонстрирует любовнице, а другую свою часть – жене. При этом он полностью ни с кем не «встречается», каждая из его партнерш знает его лишь частично.
А кому-то льстит и повышает самооценку ситуация, когда за него конкурируют, пытаются стать для него единственными, отвоевать у соперницы.
3) Неготовность к отношениям – довольно часто люди вступают в отношения, когда на самом деле внутренне не готовы к ним, не готовы открываться партнеру, договариваться с ним, разрешать проблемы и конфликты и т.п.
И тогда все неразрешенные проблемы, возникшие в паре, разрешаются с помощью любовницы.
4) Расщепление психики – нередко бывает такое, что человек внутри себя нецелостный, какие-то «части» его личности в плохом контакте друг с другом, их тянет в разные стороны. То есть в человеке присутствует внутренний конфликт.
И тогда какой-то его «части» может быть нужен определенный человек рядом, с определенными качествами. А другой части – человек с совершенно другими особенностями. И тогда выходом для человека становится возможность завести себе разных партнеров.
Например, комплекс «Мадонны и блудницы» у мужчины или комплекс «Рыцаря и развратника» у женщины. Это когда человек не может принять в одном партнере одновременно и сексуальность, и качества, делающие его хорошим супругом.
Когда в его бессознательном представлении эти роли могут реализовываться только разными людьми, они не могут существовать вместе в одном человеке. Она должна быть – либо святой «мадонной», либо плохой «блудницей».
5) Неудачный любовный сценарий или сценарий жизни – когда человек в детстве перенял от своих близких модель отношений, где были измены. И вырастая, неосознанно он воссоздает то, к чему привык с детства. Или повторяет то поведение, которому научился от своих родителей.
Например, если отец мальчика изменял его маме, то есть большая вероятность, что его сын скопирует его поведение. И когда вырастет – будет изменять своей жене.
Такие люди могут даже не испытывать никакого чувства вины и раскаяния по поводу своих измен.
7) Сексоголизм – навязчивая потребность вступать в сексуальные отношения с разными людьми может толкать человека изменять своему партнеру. Например, такой мужчина, как Кристиан из сериала «Части тела», будет все время изменять своим женщинам из-за своей зависимости от секса.
8) Адреналиновая зависимость, потребность в возбуждении и азарте от «запретного плода» и риска быть пойманным – когда человеку нужны острые ощущения, сильные эмоции, риск.
И он привык их получать именно от отношений. Тогда он может идти на измены, чтобы получать привычные «дозы» адреналина.
9) Страх, что изменят, предадут, обманут, недостаток доверия к партнеру – иногда неосознаваемая тревога по поводу того, что он может пострадать от неверности своего партнера, может толкать человека на то, чтобы он изменил первым.
Есть такое выражение, что лучшая защита – это нападение. И в таком случае человек, который боится, что ему изменят. Может сам поступать с партнером так, как боится, что поступят с ним.
10) Желание оставаться «хорошим», неумение говорить «нет» и защищать свои границы – в связи с чем человек не высказывает напрямую своему партнеру свое недовольство, не говорит о своих желаниях, не устанавливает своих границ.
Он не может уйти от человека, с которым ему плохо, которого он не любит. Не может отказать любовнице, сказать, что женат.
Причины неверности, связанные с отношениями:
1) Неудовлетворенность в отношениях – наиболее частая причина измен. Когда какие-то важные потребности нельзя или не получается удовлетворить в своей паре, люди могут искать того, с кем эти потребности удовлетворить можно.
3) Накопленная злость между партнерами – тот гнев, который люди напрямую не выражают своему партнеру, должен где-то находить выход. И иногда на этой почве совершаются измены.
4) У партнеров разные представления о верности, разные понятия о границах допустимого в их паре.
5) Сценарий отношений в паре – «родитель/ребенок». Когда кто-то из пары как будто «выше» другого, когда один из них играет роль родителя, а другой – роль ребенка. Тогда очень высока вероятность измены в такой паре.
И тогда в качестве такого бунта – человек может идти на измену, чтобы доказать себе свою независимость.
6) Месть за измену – иногда тот, кто считал измену для себя недопустимой. В какой-то момент может изменить своему партнеру в качестве мести за его измену. Пример такой измены можно увидеть в фильме «Верность» (2019 года).
Любовный треугольник как сценарий отношений
У многих из тех, кто пребывает в любовном треугольнике, подобные отношения из раза в раз повторяются. Когда они снова и снова оказываются в таком треугольнике.
При этом, их роль может меняться – когда они то становятся любовницами, то им изменяют, то они сами идут на измену. Смена ролей может проходить:
В таком случае речь идет о повторяющемся неудачном любовном сценарии. И чтобы его изменить – лучше всего пройти глубинную длительную терапию у психолога.
Проблема любовного треугольника
Главная проблема, от которой мучаются люди в любовном треугольнике – это неопределенность.
Любовница страдает от неопределенности, уйдет ли ее любимый мужчина от своей жены, и когда же он это сделает.
Жена находится в неопределенности, кого же выберет ее муж. И когда же наступит такой момент, что ее муж перестанет ей изменять.
Муж все не может сделать выбор между женой и любовницей. И мучается от неопределенности, когда же он уже сможет принять решение, с кем ему остаться.
Длительное нахождение в ситуации неопределенности – вредно и разрушительно для нашей психики. И те, кто пребывает в треугольнике, больше всего страдают именно от неопределенности.
Поэтому такие отношения являются нездоровыми, токсичными для всех их участников.
Что такое верность в любовных отношениях?
Верность – это выбор, который каждый из партнеров регулярно делает для себя. Или не делает, если идет на измену. Верность – это не то, что получается само собой, а то, что человек выбирает.
Нахождение в любовном треугольнике – это тоже выбор. Ваш выбор, если вы сейчас в таких отношениях находитесь.
Это не случайность, это ваш сознательный или бессознательный выбор. Вы либо сами приняли решение (сознательно или нет) изменять, либо согласились продолжать отношения, в которых вам изменяют. Либо согласились быть третьим участником отношений, согласились быть любовницей.
И точно так же, что в любой момент вы можете принять для себя решение, сделать выбор – быть верной своему партнеру. И быть только с тем человеком рядом, который верен вам.
И одна из проблем верности в отношениях – это когда у партнеров разные представления о ней, разные границы допустимого. Поэтому важно разобраться и обсудить с партнером:
И даже, если вдруг представления о верности и границах допустимого у вас разнятся. То, если сделать этот момент осознанным в вашей паре, обсудить, обговорить это друг с другом, то можно прийти к какому-то соглашению, которое устроит вас обоих.
И тогда даже ваши различия в этой теме могут не стать помехой для ваших отношений.
Как выйти из любовного треугольника любовнице?
Как выйти из любовного треугольника жене (или если вам изменяют)?
1) Проанализируйте, с чем связаны измены вашего любимого человека. Связаны ли они с личностью вашего мужчины или они вызваны проблемами в ваших отношениях?
Если ваш муж изменял не только вам, но и делал это с другими женщинами. Если он с самого начала ваших отношений – флиртовал и общался с другими женщинами, изменял вам с самого начала. То очевидно дело тут в нем самом. В таком случае ваш любимый – склонен к изменам. И будет продолжать это делать и дальше, если вы его простите. Вы не сможете его поменять и как-то повлиять на его измены.
2) Если причины измены в нем – то лучше всего расстаться с этим мужчиной. И обратиться к психологу, чтобы выяснить, как и для чего вы выбрали себе именно такого партнера.
3) Если ваш мужчина никому не изменял прежде. И завел любовницу тогда, когда вы были вместе уже долгое время. И Вы подозреваете, что дело тут – именно в ваших отношениях, а не в его личности.
Если вы готовы выстраивать с этим человеком новые отношения, где уже не будет места изменам. Готовы его простить. Если он искренне раскаивается по поводу своих измен и готов работать над изменением ваших отношений. То небольшой шанс, что у вас это получится, есть. И вы вместе можете обратиться к психологу на семейные консультации.
Как выйти из любовного треугольника, если вы изменяете?
Если в любовном треугольнике изменяете вы, то важно разобраться по каким причинам это происходит. Какие ваши личностные внутренние проблемы и особенности этому способствуют? И какие проблемы в вашей паре вы пытаетесь разрешить с помощью третьего участника?
Важно проработать те причины, которые побуждают вас изменять своему любимому человеку. Даже, если вы расстанетесь, то есть риск повторить похожее в новых отношениях, если вы не разберетесь с собой. Самостоятельно разобраться с этим может быть очень сложно, поэтому лучше обратиться к психологу на индивидуальную работу.
А также важно разрешить те проблемы вашей пары, которые привели вас к созданию «любовного треугольника». Это можно сделать с помощью индивидуальных консультаций с психологом. Или если вы вместе со своим партнером, которому вы изменили, обратитесь к семейному психологу, работающим с парами.
Если Вы «застряли» в ситуации любовного треугольника, хотели бы выбраться из него или разобраться, что вас в нем удерживает, то приглашаю вас ко мне на индивидуальные консультации.
21-24. Задания по тексту
Чем же общество отличается от естественных, “псевдосоциальных” объединений животных особей? Прежде всего тем, что это целостность надбиологическая. Она покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм. Общества в точном смысле слова нет там, где нет культуры, то есть “сверхприродной” нормативно-ценностной системы, регулирующей индивидуальное поведение. Таков один из важных выводов современной антропологии.
Итак, наличие культуры отличает человеческое общество от любого объединения животных особей. Однако оно ещё не объясняет ни того, как общество возможно, ни того, как оно на деле возникло. Выражаясь философским языком, культура — это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они образуются и воспроизводятся.
Культура всегда уже предполагает систему жизнеобеспечения. Только там, где существует производство (постоянно возобновляющийся процесс труда), может иметь место социокультурное объединение людей.
Материальное производство есть преобразование природных объектов, материальное творчество. Оно вызывает на свет мир артефактов — “содеянных вещей”, начиная с каменного наконечника стрелы и кончая компьютером. Именно наличие элементов материальной культуры служит простейшим и вместе с тем надёжнейшим свидетельством присутствия Homo sapiens внутри какого-то временного периода или пространственного ареала.
Материальное производство как созидательный процесс, в котором воплощены различные способности человека, обозначается в философии понятием “предметнопрактическая деятельность”. Это понятие имеет в виду осмысленную работу, воплощающуюся в некотором полезном (значимом для человека) продукте, а следовательно, обладающую осознанно целесообразным характером. Оно (пусть неявным образом) содержит в себе представление о таких качествах действующего субъекта, как самосознание и рациональное мышление.
Представляя собой существо социальное, человек вместе с тем является частью природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а следовательно, человек оказывается существом биологическим. Напомним, что Аристотель называл человека “политическим животным”, подчёркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Проблема же заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
(И. Фролов и др.)
№21 Что позволяет авторам характеризовать общество как надбиологическую целостность? Какие два объяснения смысла понятия “культура” приведены в тексте? Какое необходимое условие социокультурного объединения людей отмечено авторами?
№22 Какие качества человека как социального существа называют авторы? (Назовите любые два качества). Какой признак биологической сущности человека упомянут в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните, чем занимается наука антропология.
№23 Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами учёт в социальной жизни биологически обусловленных различий между большими группами людей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
№24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три подтверждения того, что культурные нормы обеспечивают единство общества.
№ 21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: то, что общество покоится не на функциональной дифференциации организмов и даже не на органической дифференциации их потребностей и стимулов, а на единстве культурных норм;
2) ответ на второй вопрос:
— “сверхприродная” нормативно-ценностная система, регулирующая индивидуальное поведение;
— форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов;
3) ответ на третий вопрос: наличие производства.
№ 22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: способность к предметно-практической деятельности, самосознание и рациональное мышление.
2) ответ на второй вопрос, например: принадлежность к высшим млекопитающим.
3) объяснение, например: изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
№ 23 Могут быть приведены такие примеры:
1) в Гражданском кодексе РФ зафиксирован особый правовой статус несовершеннолетних граждан, который в части дееспособности отличается от правового статуса совершеннолетних;
2) Конституция РФ гарантирует пенсионное обеспечение граждан старшего возраста;
3) в культуре нашего народа выработаны определённые стереотипы гендерных моделей поведения.
№24 Могут быть приведены такие подтверждения:
1) культурные нормы обеспечивают коммуникацию людей, их совместную деятельность;
2) культурные нормы несут в себе определённый “культурный код” этноса, общечеловеческие ценности, освоение которых новыми поколениями обеспечивает сохранение, самовоспроизводство общества;
3) культурные нормы и механизмы социального контроля позволяют минимизировать проявления отклоняющегося поведения, консолидировать общество.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Каждый человек живёт в определённой системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Причём разные ценности имеют для неё различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Другими словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии.
Ценности личности образуют систему её ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на её развитие. При этом в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Но, так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит её социализация.
Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему её ценностных ориентаций, стержень её сознания и являются импульсом её действий и поступков.
С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема “экзистенциального вакуума”. В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудрённым жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведёт к развитию неврозов. Постоянным спутником и формой проявления экзистенциального вакуума является скука. В наше время она часто ставит гораздо больше проблем, чем даже нужда. Это объясняется тем, что нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
(В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова)
21. Что авторы называют системой ценностных ориентаций личности? Что, по мнению авторов, включает в себя социализация личности? Как в тексте объясняется причина возникновения иерархии ценностей?
22. Авторы отмечают, что существует индивидуальная динамика ценностей. Используя текст и личный социальный опыт, объясните, почему ценности человека могут меняться на протяжении его жизни. Что авторы называют “экзистенциальным вакуумом”? Почему, по их мнению, “экзистенциальный вакуум” опаснее для человека и общества, чем нужда?
23. Объясните, в чём проявляется конкретно-исторический характер социальных ценностей. Используя факты общественной жизни, проиллюстрируйте двумя примерами конкретно-исторический характер социальных ценностей. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения связи системы ценностных ориентаций личности с её социальной активностью.
№21 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для неё особо значимыми;
2) ответ на второй вопрос: усвоение социального опыта и социальную активность личности;
3) ответ на третий вопрос: разные ценности имеют для личности различное значение.
№ 22 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: расширяется социальный опыт человека, могут измениться условия его жизни, поэтому какие-то ценности могут потерять своё значение или могут сформироваться новые ценности;
2) ответ на первый вопрос: состояние, когда людям не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть / состояние потери смыслообразующих ценностей, недостатка смысла жизни;
3) ответ на второй вопрос: нужда толкает человека к действию, активности по её преодолению, скука же часто приводит к бегству от реальности; пьянству, наркомании, а порой и к суициду; или к антисоциальному, отклоняющемуся поведению.
№23 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение, например: в социальных ценностях отражается менталитет конкретного народа, наиболее значимые события и процессы социальной действительности, текущая политическая ситуация, цели общественного развития в конкретный исторический период; (Объяснение может быть сформулировано иначе.)
2) примеры, допустим:
— ценность предпринимательской активности и индивидуального успеха человека актуальна только для западного буржуазного общества;
— ценность рабоче-крестьянской солидарности, труда, обобществления собственности во имя построения коммунистического общества была актуальна для Советской России, позже на первый план вышли иные ценности.
№24 Могут быть даны такие объяснения:
1) ценностные ориентации личности могут приобретаться / изменяться в процессе её социальных взаимодействий; чем выше социальная активность личности, тем более интенсивен этот процесс;
2) личность проявляет / реализует свои ценностные ориентации в социальной жизни, за счёт социальной активности;
3) высокая социальная активность может являться следствием соответствующих ценностных ориентаций личности.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Человек. осознаёт себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития человек первоначально осознаёт предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о предметах и действиях. Он осознаёт себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.
Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознаёт себя не только посредством других людей, но и через созданную ими материальную и духовную культуру.
Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остаётся вполне таким же, каким он был прежде.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них. Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Рефлексия — размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остаётся таким же, каким был прежде.
Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
(А. Г. Спиркин)
21. Что автор называет самосознанием? В чём, по его мнению, проявляется социальная обусловленность самосознания? (Укажите любые три проявления.) Как в тексте трактуется причина возникновения самосознания?
22. Что, по мнению авторов, представляет собой сознательность? Как самосознание связано с самосовершенствованием человека, развитием личности? (Используя текст, приведите три объяснения.) Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, что характеризует ответственность как качество личности.
23. Используя личный социальный опыт и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что “человек может стать самим собой. через свою практическую деятельность, общение”. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Что автор называет рефлексией? Объясните связь самосознания и рефлексии. Предположите, что влияет на способность человека к рефлексии. Используя знания курса и личный социальный опыт, кратко поясните своё предположение.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает; (и/или) осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе;
2) ответ на второй вопрос, например:
— в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях;
— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения;
— человек осознаёт себя через созданную им материальную и духовную культуру.
3) ответ на третий вопрос, например: оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей;
2) ответ на второй вопрос, например:
— регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берёт на себя полную ответственность за них;
— самосознание и рефлексия способствуют “постоянному подытоживанию содеянного”, что позволяет достичь более высоких результатов;
— осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки.
3) объяснение, например: готовность исполнять все свои обещания и выполнять все свои обязанности наилучшим образом.
№23 Могут быть приведены такие примеры:
1) предприниматель К. основал фонд помощи больным детям и реализует свою потребность в гражданской активности, проявлении милосердия;
2) общение с психологом помогло Марине Г. преодолеть тяжёлые жизненные обстоятельства;
3) после производственной практики Антон С. понял, что правильно выбрал профессию.
№24 Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение связи, например: рефлексия — одно из проявлений самосознания человека;
2) предположение и краткое пояснение, например: уровень интеллектуального развития человека (человек с высоким уровнем интеллектуального развития воспринимает окружающий мир и себя самого в более сложных взаимосвязях, пытается установить причинно-следственные связи событий, задаётся большим количеством смысложизненных вопросов).
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все её составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, “дух” эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живёт, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И всё же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных “составляющих”.
В мировоззрение входят и играют в нём важную роль обобщённые знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или “многоучёность”, которая, как пояснял ещё древнегреческий философ Гераклит, “уму не научает”. Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание всё новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Ещё менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщённые представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.
Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие.
(И. Фролов и др)
21. Что такое мировоззрение? Как авторы характеризуют роль мировоззрения в человеческом сознании? (Приведите одну любую характеристику.) Какие два способа освоения мира в сознании человека, по мнению авторов, сочетаются в мировоззрении?
22. В чём, по мнению авторов, проявляется многообразие мировоззрения? Почему мировоззрение исторично? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, почему мировоззрение невозможно без знаний.
23. Какие три компонента мировоззрения выделили авторы? Привлекая факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами взаимосвязь этих компонентов мировоззрения (обязательно указывайте в каждом примере компоненты мировоззрения). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения приведённой в тексте мысли о том, что “многоучёность уму не научает”.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.
Индивидуум может быть справедливо принуждаем совершать некоторые положительные действия ради пользы других людей.
Не только в доктринах мыслящих индивидуумов, но и вообще в людях заметна возрастающая склонность к расширению господства общества над индивидуумом как через общественное мнение, так и через посредство закона далее должных пределов; и так как все изменения, совершающиеся в существующих порядках, обнаруживают тяготение к усилению общества и к ослаблению индивидуума, то чрезмерное увеличение власти общества над индивидуумом представляется нам не таким злом, которое обещало бы со временем прекратиться само собою, а, напротив, это такое зло, которое всё более и более растёт.
(Дж. С. Милль)
21. Какие три вида индивидуальной свободы названы в тексте? Какой ограничитель индивидуальной свободы человека приведён автором? Какие условия привлечения свободного индивидуума к действиям сообща приведены в тексте?
22. Что автор называет сферой индивидуальной свободы? Какие средства господства общества над индивидуумом приведены автором (назовите любые два средства)? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл любого из этих средств.
23. Приведите три примера положительных действий, к которым “индивидуум может быть справедливо принуждаем. ради пользы других людей”, и к каждому примеры дайте краткое объяснение того, в чём состоит польза для других людей. (Сначала приведите пример, а затем дайте соответствующее объяснение.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
24. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение мысли автора о том, что “каждый индивидуум есть лучший сам для себя охранитель своего здоровья, как физического, так и умственного, и духовного”.
№21 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: свобода мысли и слова, свобода жить, как хочешь, свобода ассоциаций; ИЛИ свобода совести, свобода выбора, свобода действовать сообща;
2) ответ на второй вопрос, например: причинение вреда другим людям:
3) ответ на третий вопрос, например: совершеннолетие, отсутствие обмана и насилия.
№22 В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: сфера человеческой жизни, которая имеет непосредственное отношение только к самому индивидууму;
2) ответ на второй вопрос, например: общественное мнение, закон;
3) объяснение, например: общественное мнение — это форма социального сознания, в которой проявляется отношение различных социальных групп к происходящим в обществе событиям, процессам ИЛИ закон — это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке.
№23 В правильном ответе должны быть приведены примеры и даны соответствующие объяснения, допустим:
1) Водитель автомобиля К. соблюдает правила дорожного движения (так обеспечивается необходимая всем людям безопасность на дорогах);
2) Алина и Сергей заботятся о своих несовершеннолетних детях (так обеспечивается социализация и благоприятные жизненные условия для детей, которые в силу возраста не могут позаботиться о себе сами);
3) Гражданин П. своевременно уплатил транспортный и земельные налоги (так обеспечиваются доходы бюджета, которые впоследствии перераспределяются в интересах всего общества).
№24 В правильном ответе должны быть приведены аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение:
1) аргументы в подтверждение, например:
— каждый человек посредством самопознания выявляет свой потенциал, интересы, склонности, возможности их развития / реализации, лучше, чем он сам, никто не сможет построить траекторию его развития;
— каждый человек знает об особенностях своего здоровья, духовной организации, и только он сам может понять, как учитывать в деятельности эти особенности, компенсировать или корректировать некоторые из них;
2) аргументы в опровержение, например:
— человек не всегда может отличить мнимые потребности от реальных, соответственно, в некоторых случаях он причиняет вред своему здоровью;
— некоторые люди в силу своих особенностей просто не способны адекватно оценивать себя и свои жизненные проблемы, находить пути их решения, поэтому требуется помощь других людей.
Ответ: Для выполнения заданий 21-24 необходимо внимательно прочитать текст.