какими должны быть графические пособия для слабовидящих детей
Какими должны быть графические пособия для слабовидящих детей
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕЛЬЕФНО-ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ
Relief-graphic images for the blinds. Technical parameters
Дата введения 2020-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ») совместно с Негосударственным учреждением «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реакомп» (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 «Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения»
Введение
Повышение внимания к формированию доступной среды ставит в число важнейших выпуск рельефно-графических пособий (РГП) и ведет к тому, что к этой работе подключается множество организаций, которые обладают подходящим оборудованием для изготовления таких изделий, но при этом совершенно не учитываются требования, обеспечивающие тактильное восприятие рельефной графики. На неудачно выполненных схемах рельефные линии оказываются слишком низкими, расплывчатыми и из-за этого сливаются между собой. Брайлевские точки, наоборот, оказываются слишком крупными и острыми, что мешает их читать.
Неудовлетворительное качество пособий при отсутствии четких критериев оценки соответствия рельефного изображения тактильным возможностям слепых нередко превращает в фикцию факт обеспечения того или иного пространства средствами доступности. Происходит бессмысленный расход финансовых средств на мнимое пособие, и не решается задача помощи слепым в их ориентировании в данном пространстве.
Принимая во внимание формирование условий доступности окружающего пространства в интересах незрячих и появление различных нормообразующих документов в этих целях, можно считать, что настоящий стандарт найдет собственное место в системе соответствующих стандартов, правил и норм.
Настоящий стандарт следует применять с учетом требований, регулируемых ГОСТ Р 58512* «Символы Брайля и оформление брайлевских изданий».
В связи с потерей зрения слепые и лица с остаточным зрением утрачивают возможность визуального восприятия различных изображений.
Вследствие этого для частичного возмещения информационного пробела в восприятии окружающего мира незрячими применяется метод выпуклого отображения различных изображений. На основе этого метода изготавливают рельефно-графические рисунки, схемы, чертежи, карты и т.д.
Правильное применение рельефно-графического отображения обязательно для распознания и чтения на ощупь рельефно-графических изображений. Это необходимо для самостоятельного чтения рельефных рисунков.
Рельефно-графические средства характеризуются лаконичностью, выразительностью, универсальностью, доходчивостью, что делает их важным средством коммуникации, т.е. общения незрячих с педагогами, реабилитологами, другими согражданами и между собой. Например, при обучении незрячих ориентировке в пространстве важную роль играет пользование рельефными планами местности и схемами маршрутов, подготовленными инструктором.
Настоящий стандарт составлен с учетом отечественного и зарубежного опыта.
1 Область применения
С помощью рельефной графики, несмотря на ее специфику и определенную условность, можно изображать любые формы, процессы и явления, выражать различные отношения: пространственные, количественные, качественные, смысловые. Овладение рельефной графикой имеет важное значение для развития у незрячих понимания эстетической ценности окружающего мира.
Настоящий стандарт устанавливает технические характеристики рельефно-графических изображений для слепых с целью унификации различных приемов их рельефного отображения.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 адаптация: Приспособление рельефно-графического изображения к возможностям его распознания с помощью осязания.
2.2 информационный мусор: Элементы оригинального изображения, не имеющие определяющего значения и мешающие тактильному восприятию информации об оригинале через рельефно-графическое изображение; устраняется в процессе адаптации.
2.3 контурное изображение: Изображение, которое образуется рельефной линией, соответствующей силуэту предмета, представляющее лишь очертания предметов и их опознавательные элементы (признаки).
2.4 оригинальное изображение (оригинал): Образец, исходное изображение, преобразуемое в рельефно-графическое.
2.5 рельефно-графическое пособие; РГП: Рельефное изображение на плоскости (рисунки, чертежи, географические карты и т.п.), рассчитанное на восприятие исключительно с помощью осязания.
2.6 рельефно-линейный шрифт; РЛШ: Выпуклые знаки, совпадающие по начертанию с плоскопечатными аналогами, но адаптированные для тактильного распознания и чтения.
2.7 рельефно-точечный шрифт; РТШ: См. 2.2.
2.8 тифлобарельефное изображение: Развитие контурного изображения.
2.9 тифлогорельефное изображение: Разновидность тифлобарельефного изображения, превышающего высоту рельефного изображения 25 мм над плоскостью рисунка.
2.10 тифлографика: Отрасль графики, занимающаяся построением, преобразованием и изготовлением рельефно-графических пособий, включая учебно-наглядные пособия для обучения слепых рельефному рисованию, черчению и др. учебным предметам (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы), которые выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия.
2.11 «унциал«: Старинный рельефно-линейный шрифт, представляющий крупные (равные длине одной унции) буквы, рельефно выдавленные на бумаге.
2.12 уровень сложности: Показатель, связанный с возможностями тактильного распознания графического изображения от наиболее простого первого до наиболее сложного четвертого.
2.13 шрифт Брайля: Рельефно-точечный шрифт (различные комбинации из шести или восьми округлых точек) для письма и чтения слепых, разработанный французским слепым тифлопедагогом Луи Брайлем.
3 Общие понятия
3.1 Размеры, форма и состав элементов рельефной графики определяются порогом чувствительности кожи пальцев.
3.2 В связи со значительным колебанием чувствительности (связанными с возрастом человека, работой с металлами, травмами кожи, температурой РГП и т.д.) особое значение приобретает четкость исполнения элементов рельефной графики (например, контур предмета). Особенно четко должны быть обозначены границы между объектами при плавном переходе от одного к другому (например, между низменным берегом и водой).
3.3 Для слабовидящих окраска РГП должна быть яркой и контрастной, без тоновых переходов. Она должна соответствовать цветам оригинала рельефного изображения, но при этом быть адаптированной с учетом слабовидения.
3.4 В РГП может применяться текст, выполненный РТШ. Исходя из размеров изображения, определяется допустимая длина строки текста:
а) оптимальная длина от 25 до 40 знаков в строке;
б) максимально допустимая длина 80 знаков в строке. Из этих строк могут быть сформированы несколько колонок.
3.5 Не допускаются методы изготовления РГП, которые из-за их непрочности не обеспечивают сохранность изображения и быстро разрушаются при тактильном осмотре (особенно утрата точек и линий).
3.6 При изготовлении РГП путем наклеивания формообразующих элементов графики на поверхность изображения (метод аппликации) крепление должно быть настолько прочным, чтобы они оставались на своих местах при многократных тактильных осмотрах или при изгибании эластичной поверхности изображения.
3.7 Не допустимы элементы рельефной графики травмоопасные, острые на ощупь. Они должны быть скруглены.
Также не допустимы облой (при литье), воздушные пузыри, видимые зоны размыкания пресс-формы, признаки слоистости, которые становятся информационным мусором.
4 Изобразительные элементы рельефной графики. Первая категория сложности
В разделе представлены наиболее простые формообразующие элементы рельефной графики (относящиеся к первой категории сложности) и их определенные размеры.
4.1 Точки и их комбинации
4.1.1 Следует использовать точки разного диаметра. Диапазон размера точек находится в интервале от 1,5 до 2,6 мм.
4.1.2 Минимально допустимый диаметр точки составляет 1,5 мм.
4.1.3 Точки могут иметь разную высоту. Диапазон высоты точек находится в интервале от 0,8 до 1,5 мм.
1,5 мм;
0,8 мм
4.1.5 Наиболее крупные точки должны иметь соотношение высоты к диаметру 1/3.
4.1.6 Точки не должны быть острыми.
4.1.7 Точки должны иметь полусферическую форму.
Средства наглядности и восприятие их слепыми детьми
Татьяна Адасенко
Средства наглядности и восприятие их слепыми детьми
Особенности наглядногообучения в специальных школах:
В общей педагогике и психологии большое место уделяется изучению вопросов наглядного обучения.
Специальная педагогика и психология используют основные положения, применимые как в массовой школе, так и в школе слепых:
— правильная оценка роли и места наглядности в процессе обучения;
— определение целей применения наглядных средств;
— формы сочетания словесных и наглядных средств обучения;
— принципы классификации наглядных пособий.
Главная особенность наглядного обучения в специальных школах – придание коррекционной направленности процессу применения средств наглядности, их содержанию, оформлению, конструкции.
Цели применения наглядных средств, в школе слепых:
Формирование, пополнение, уточнение представления определённого предмета, явления окружающего мира;
Решение какой – либо познавательной задачи.
Требования, предъявляемые к наглядным пособиям для школ слепых
1. Возможность достаточно полного и точного восприятия с помощью сохранных органов чувств ученика.
2. Полное соответствие пособия изображаемому с его помощью предмету.
Виды наглядности, используемой в обучении слепых детей:
Натуральные наглядные пособия;
Изобразительные наглядные пособия;
Объемные изобразительные наглядные пособия;
Изобразительные наглядные пособия, выполняемые рельефом на плоскости;
Наглядные пособия, выполняемые рельефным шрифтом.
Натуральные наглядные пособия:
Огромное значение придаётся использованию натуральных наглядных пособий, формированию у детей бисенсорного (зрительно – осязательного или осязательно – слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия изучаемого материала.
К натуральным нагляднымпособиям относят предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, мебель, животные, растения, овощи, фрукты. Предметы специально подбираемые для занятия (урока) или объекты и явления наблюдаемые на прогулках, экскурсиях, лабораторных работах.
Своеобразие чувственного познания слепых детей обуславливает замедленность, фрагментарность, многоступенчатость восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств, слепые дети получают максимально полную информацию о различных объектах и явлениях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, дети знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, дети начинают понимать сущность происходящих событий (смена времён года, взаимосвязь жизнедеятельности человека с сезонными явлениями и тп.).
Натуральные наглядные пособия чаще всего применяются с целью формирования, пополнения, уточнения представлений предметов, но иногда служат и решению частных познавательных задач, например, при обучении счёту или при проведении некоторых лабораторных работ, на предметных уроках.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках (на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста приёмам осязательного обследования).
При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например: по теме «Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и тд.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (например: мягкость, твёрдость или упругость овощей и фруктов, их запахи, вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, изобразительной наглядности.
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях и уроках следует соблюдать определённые требования:
Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования;
Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
Предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
Изобразительные наглядные пособия:
Изобразительные наглядные пособия применяются тогда, когда использование натуральных предметов, невозможно по какой – либо причине.
Особенности восприятия изображений в отличие от натуральных предметов в школах слепых проявляется не менее ярко, чем в массовых школах.
Изобразительные наглядные пособия делятся:
— на объёмные изображения (модели, скульптура, макеты);
— на изображения рельефом на плоскости (рельефные географические и исторические карты, рельефные чертежи, рельефные схематические изображения, рельефные рисунки).
Объёмные изобразительные наглядные пособия:
Муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
— передача характерных признаков предмета;
— соблюдение правильных пропорций;
— соотношения частей предмета в модели или макете.
Модель – это уменьшенное воспроизведение натурального предмета, маленькая копия его.
Ученик в модели воспринимает все свойства изображаемого предмета и правильное соотношение размеров его частей. Чтобы представить действительные размеры, учащийся должен иметь опыт соотнесения достаточного количества моделей с натуральными предметами ими изображаемыми.
Скульптура может успешно применяться в школе слепых в качестве наглядного пособия.
Скульптурные изображения в школе слепых применяются для формирования, пополнения, уточнения представлений предметов.
Требования – точность и тщательность отделки всех деталей.
Распространённый вид применяемых в школе слепых изобразительных наглядных пособий.
Делятся на две группы:
— 1группа – знакомит учащихся с общим видом предметов (чучела животных, гербарии и тп., точно повторяют форму предметов.
— 2 группа – решают частные познавательные задачи, отчётливо передают свойства детали, которая подлежит уяснению учащимися.
Изобразительные наглядные пособия,выполняемые рельефом на плоскости:
Рельефные наглядные пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета.
Необходима также передача в рельефном изображении строения изображаемого предмета, соотношения его частей и правильных пропорций.
Использование в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, рельефной наглядности эффективно только в случае организации последовательной предварительной работы.
Предварительная работа должна включать в себя:
— ознакомление детей с окружающим предметным миром;
— обучение их приёмам обследования;
— ознакомление с принципами построения рельефных изображений;
— обучение чтению рельефных изображений;
— умению соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.
Рельефные географические и исторические карты:
Рельефные географические и исторические карты относятся к числу наиболее полно разработанных видов изображений рельефом на плоскости.
На картах воспринимаются контуры материков, морей, очертания государств в их границах и тп.
Местоположение нанесённых на карту объектов сообщается условными обозначениями.
Наиболее совершенным способом рельефного изображения на плоскости является рельефный чертёж.
В рельефных чертежах основным способом изображения является передача формы предмета путём воспроизведения его контуров при различных положениях предмета.
Для успешного чтения чертежей необходимо иметь соответствующий навык, формирующийся в процессе повторных восприятий, а так же знание способов изображения и активное участие мышления учащегося.
Рельефные схематические изображения:
С помощью рельефных изображений поясняют устройство и принцип действия, какого – либо механизма, лабораторной установки, строение и функции организмов, растений и тп. Нередко предметы изображаются в разрезе.
Пользуясь рельефными схематическими изображениями, можно решать познавательные задачи по усвоению расположения, назначения, характерных особенностей устройства (строения и тд.) изображённых предметов или частей их.
Практическое применение при обучении незрячих имеют следующие три вида рельефных рисунков:
Применение рельефных рисунков определяется обычно решением частных познавательных задач.
При обучении рельефному рисованию не исключается применение цветных карандашей учащимися, имеющими остаточное зрение.
Текстовые наглядные пособия,выполняемые рельефным шрифтом:
Текстовые наглядные пособия, выполнены шрифтом Л. Брайля. Применяются в виде настольных и настенных таблиц, литературы и тп.
Вариантами текстовых наглядных пособий являются «рассыпная азбука» и кубаритмы. Применяются индивидуальные карточки с заданиями, написанными рельефным шрифтом.
В школе для слепых «принцип наглядности обучения предусматривает глубокое усвоение знаний учащимися на основе наблюдений за предметами, явлениями и процессами, происходящими в окружающей жизни».
Специфически важная роль реализации этого дидактического принципа в процессе обучения слепых детей заключается в необходимости пополнения и уточнения представлений.