какими нормативными актами устанавливается финансово правовая ответственность
Основные положения о финансовой ответственности
Вопросы об укреплении финансовой дисциплины и правопорядка играют все большую роль в условиях формирования и развития рыночной экономики в России. Новый подход к федеративному устройству Российской Федерации, реформирование финансовой системы и становление новой финансовой политики страны требуют целостности денежных фондов на государственном и местном уровнях, а также их рационального применения.
В финансовом праве (отрасли публичного права) для обеспечения публичному субъекту возможности образования, распределения и использования денежных ресурсов закрепляются достаточно специфические приемы и методы влияния на регулируемые отношения. Причем общим способом выступает властный, императивный метод, то есть общественные предписания правительства, закрепляющие правовые нормы поведения.
С целью обеспечения исполнения данных предписаний и компенсации ущерба, который понесла казна вследствие их неисполнения, законодателем устанавливаются определенные принудительные меры принуждения. Эти меры могут выступать правовосстановительными (обеспечивают исполнение налогоплательщиком его публичной обязанности, например, погашение недоимки по налогам, возврат бюджетных средств, примененных не по целевому назначению и пр.) и карательными в виде штрафов, отзыва лицензии и т.д.
Классическими видами юридической ответственности является гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная.
Природа финансово-правовой ответственности
Вопрос о природе финансово-правовой ответственности – один из наиболее дискуссионных в правоведении. Разногласия возникают как по поводу факта наличия данного вида ответственности, так и касаемо вопросов, касающихся природы финансовых санкций, порядка их использования, установления признаков и состава финансового правового нарушения.
Поэтому анализ проблем формирования и развития финансово-правовой ответственности в качестве отдельного вида юридической ответственности – одно из ключевых направлений финансово-правовой науки, необходимое для усиления значимости отрасли финансового права в современных условиях.
Общий признак финансовой и гражданско правовой ответственности – это имущественный характер регулируемых правоотношений. Но в отличие от гражданско правовой ответственности, свойственной отношениям юридически равных сторон, особенной чертой финансовой ответственности выступает приоритет публичных интересов над частными, что присуще отношениям, образованным по принципу власти и подчинения (по императивному методу). Имущественная ответственность в случае неравенства субъектов отношений не обладает гражданско правовым характером.
Дисциплинарная ответственность применяется обычно в случаях нарушения трудовой и служебной дисциплины. Дисциплинарная и материальная ответственность может быть связана с нарушениями финансового законодательства, однако, не имеет прямой задачей обеспечение его соблюдения.
Данные правовые отношения только косвенно связаны с финансовыми и к регулированию финансового права/ответственности не относятся.
Если различия в уголовной и финансовой видах юридической ответственности находятся на поверхности (тяжесть совершенного преступления, характер санкций, типы и задачи наказания, источники правового регулирования, субъекты ответственности и пр.), то вот различия финансовой ответственности от административной не такие заметные, так как между ними много общего:
Понятие и признаки финансовой ответственности
Финансовая ответственность является видом юридической ответственности, включающим совокупность общественных отношений, образующихся между государством (а точнее, его специальными органами) и нарушителем в результате совершения последним виновных действий/бездействия, за которые положено наказание денежного характера (финансовые санкции), установленное в финансовом законодательстве.
Юридические признаки финансовой ответственности:
Растущая роль финансовой ответственности, финансово правовых (денежных) санкций связана с современными тенденциями либерализации уголовно правовой ответственности по экономическим/финансовым преступлениям, модернизацией/реформированием бюджетной, налоговой, банковской сфер финансового права, увеличением размеров денежных видов наказаний.
Финансовая ответственность – основной вид юридической ответственности в области публичных финансов.
В институте финансово-правовой ответственности отражается как в зеркале зрелость и уровень развитости государственной правовой системы, степень общественной цивилизованности.
Понятие, признаки, элементы финансового правонарушения
Как вытекает из Конституции Российской Федерации (статья 54), правонарушение – это необходимое основание для всех видов юридической ответственности.
Под финансовым правовым нарушением подразумевается виновно совершенное противозаконное нарушение положений финансового законодательства, которое представляет собой деяние (действие/бездействие) субъектов финансово-правовых отношений, за что устанавливается ответственность.
Финансовое правонарушение имеет 3 основополагающих признака:
В состав финансового правового нарушения входят 4 элемента:
Непосредственный объект финансового правового отношения – это конкретные отношения, правила, защищаемые финансово-правовыми нормами и обеспечивающиеся финансовой ответственностью.
Субъект финансового правового нарушения – это лицо, совершившее правовое нарушение, и которое согласно законодательству может привлечься к ответственности.
Субъектами отношений, образующихся по поводу привлечения к финансовой ответственности, являются органы госвласти, организации, физ. лица и должностные лица органов госвласти и организаций.
Под объективной стороной финансового правового нарушения понимаются действия или бездействия, запрещенные финансовым законодательством.
Под субъективной стороной финансового правового нарушения подразумевается психическое отношение субъекта к противоправным действиям/бездействию и их последствиям (вине), что выражается в форме умысла либо неосторожности.
Разновидности финансовых правовых нарушений раскрываются на знаниях о подотраслях и институтах финансового права. С учетом данной логики, правонарушения могут быть:
Ответственность за нарушения положений бюджетного законодательства регулируется частью IV БК России, которая включает единственную главу 28 с названием «Общие положения». Эта глава регулирует основания привлечения к бюджетно правовой ответственности и функции соответствующих органов госвласти, а также конкретные составы бюджетных правовых нарушений и денежные санкции за их содеяние. В других законодательных и подзаконных актах также содержатся нормы, которые регулируют порядок применения ответственности за нарушения положений бюджетного законодательства. Помимо этого, ответственность за нарушения бюджетного законодательства установлена статьями 15.14-15.16 КоАП России. В статье 285.1 УК Российской Федерации предусматривается ответственность за трату бюджетных средств не по целевому назначению.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за них определены в разделе VI Налогового Кодекса РФ, включающем 4 главы (15-18), которые посвящены:
Кроме НК России, ответственность за правовые нарушения налогового характера предусматривает статья 15.13-15.16 КоАП России. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность за 4 состава преступлений в налоговой сфере.
Ответственность за нарушение законодательства в банковской сфере предусматривается во многих законодательных и подзаконных актах. А именно глава 18 НК России регулирует порядок, в соответствии с которым банки привлекаются к ответственности за правонарушение законодательства о налогах и сборах. Статьями 49-51.1 из Федерального закона от 24 июля 2009-го г., посвященного страховым взносам в Пенсионный фонд России, Фонд соцстраха России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, предусматривается ответственность банковских структур за правонарушение законодательства о банках и банковской деятельности и других областей финансового законодательства. В Федеральных законах касаемо Центрального банка России и банках и банковской деятельности, а также многочисленных приказах и письмах Банка Российской Федерации определена ответственность за нарушения пруденциальных норм банковской деятельности, норм обязательных резервов, правил в сфере контроля и надзора за банковской деятельностью. Ответственность за некоторые нарушения банковского законодательства предусматривается в КоЛП России (статьи 15.7-15.10, 15.26, 15.27 и 17.14).
Ответственность за правонарушение закона об обязательном страховании предусматривается в законодательных актах по соответствующим видам страхования.
Ответственность за правонарушение валютного закона предусматривается исключительно КоАП России, соответственно, к видам финансовой ответственности не относится.
Общие принципы применения юридической ответственности в полном объеме используются для правоотношений с целью привлечения к финансовой ответственности. К ним относят:
Финансовая ответственность за нарушения финансового закона не освобождает в случае наличия соответствующих оснований от административной, уголовной либо другой ответственности, которая предусматривается законами России. Но применение, например, уголовной ответственности освобождает от применения финансово правовой ответственности.
Обстоятельства, которые исключают привлечение к ответственности лица за финансовое правонарушение, обстоятельства, которые исключают вину лица в совершении финансового правового нарушения, обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность за финансовые правонарушения, а также сроки давности привлечения к ответственности за финансовые правонарушения и сроки давности взыскания финансовых санкций определяются зависимо от разновидности финансовых правовых нарушений.
Исходя из практики, правильное осознание сущности финансовой ответственности, правовых начал (единых положений) привлечения к ней, понимание ее ключевых принципов и понятийного аппарата дает возможность сторонам финансовых правовых отношений с успехом разрешить трудные спорные ситуации и отстаивать собственные права и законные интересы, избежав нецелесообразных финансовых потерь. Кроме этого, знание оснований и порядка использования финансовой ответственности зачастую помогает выбрать из всех имеющихся правомерный способ поведения, исключив тем самым возможность применения ответственности.
Юридическая ответственность
19.4. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности
Позитивный аспект финансовой ответственности характеризуется следующими признаками:
Необходимо определить негативный аспект реализации финансовой ответственности, так как без него позитивный аспект становится беззащитным и теряет один из способов своего обеспечения.
Негативный аспект финансовой ответственности характеризуется следующими признаками:
Финансовая ответственность взаимосвязана со всеми видами юридической ответственности, что обусловлено системностью юридической ответственности. Рассмотрим наиболее существенные системные взаимосвязи финансовой ответственности.
Финансовая и уголовная ответственность. Финансовая ответственность тесно взаимодействует с уголовной ответственностью. Это обусловлено тем, что в предмет уголовно-правовой охраны и уголовно-правового регулирования входит часть финансовых отношений. Так, в ст. 174 и 174.1 УК РФ установлена ответственность за легализацию (отмывание) средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. В ст.176 УК РФ определена уголовная ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита и его использование не по назначению. В ст. 177 УК предусмотрено наказание за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. В УК РФ предусмотрена ответственность и за налоговые преступления (ст. 198-199, 199.1, 199.2). В Бюджетном кодексе РФ предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 283, 289 БК РФ), невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ). Правом распоряжаться бюджетными средствами обладают лица, подпадающие под понятие должностного лица, которое предусмотрено ст. 286 УК РФ. В случае нарушения норм БК РФ должностные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК) или за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК).
Отличие финансовой ответственности от уголовной состоит в нормативно-правовой базе, ее устанавливающей, процессуальном порядке применения, субъектах применения и субъектах ответственности, а также в некоторых других признаках. Взаимодействие финансовой и уголовной ответственности носит функциональный характер, заключающийся в том, что нормы института уголовной и финансовой ответственности участвуют в регулировании и охране валютных, налоговых, бюджетных и банковских публичных отношений.
Финансовая и административная ответственность. Тесная взаимосвязь между финансовой ответственностью и административной позволяет некоторым ученым считать ее разновидностью последней. Однако это не так, потому что сравнение характеристик административной и финансовой ответственности позволяет утверждать о ее самостоятельной юридической природе.
Признаками, свидетельствующими о самостоятельной, а не административной юридической природе финансовой ответственности являются:
Финансовая ответственность закреплена в таких нормативных правовых актах, как НК РФ (ст. 116-129.1, 132-136); ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ежегодно принимаемых ФЗ РФ «О федеральном бюджете»; БК РФ (ст. 281-306); ФЗ РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и в целом ряде указов, инструкций и положений. Тогда как из положений КоАП РФ следует, что административная ответственность устанавливается в Кодексе об административных правонарушениях и в специальных законах субъектов Российской Федерации (ст. 1.1 и 2.1). Таким образом, административная и финансовая ответственность не обладают общей нормативно-правовой базой.
Исчерпывающий перечень мер административной ответственности содержится в КоАП РФ, и они не могут находиться в других нормативных правовых актах федерального уровня, а меры финансовой ответственности, как было показано выше, устанавливаются в иных нормативных правовых актах, относящихся к финансовому, но не к административному законодательству.
Также меры финансовой и административной ответственности отличаются по своим качественным и количественным характеристикам, процессуальному порядку применения. Совпадение может происходить только в самих названиях мер финансовой и административной ответственности, например, штраф и предупреждение существуют в финансовом и административном праве. К специфическим мерам финансовой ответственности можно отнести: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам; начисление пени; закрытие филиалов кредитных организаций; отзыв лицензии; приостановление действия лицензии; запрет на открытие филиалов; ограничение проведения отдельных банковских операций и т.д.
Правом применять меры финансовой ответственности наделены налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, таможенные органы (п. 4и 7 ст. 9, ст. 30, ст. 34.1, п. 2 ст. 82 НК РФ), федеральное казначейство (ст. 284 БК РФ), органы, исполняющие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (ст. 284.1 БК РФ), Центральный банк РФ, в части контроля за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами и общего контроля за кредитными организациями (ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России). Перечень органов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях, определен в главе 23 КоАП РФ. В этом перечне отсутствуют Центральный банк РФ, органы государственных внебюджетных фондов, федеральное казначейство, что еще раз подчеркивает самостоятельность финансовой ответственности.
Особенностями применения обладают меры налоговой ответственности. Их применение возможно только в судебном порядке (ст. 114-115 НК РФ). Применение мер административной ответственности характеризуется множественностью субъектов.
Согласно ч. 2 ст. 24 и ст. 3.2 КоАП РФ административные взыскания подразделяются на централизованные и децентрализованные. К децентрализованным взысканиям, которые могут устанавливаться законами субъектов РФ, КоАП относит штраф и административное предупреждение. Согласно ст. 1, 2, 3 НК РФ исключается любая возможность регионального нормотворчества по вопросам установления и применения налоговой ответственности.
Различаются сами законодательные определения налогового, бюджетного и административного правонарушения.
Тема 13. Основы финансового права
Цели и задачи:
Ознакомившись с данной темой, Вы будете:
1. Иметь представление о понятии и видах финансового контроля, ответственности за нарушение банковского и налогового законодательства
2. Знать особенности правового регулирования банковской, валютной деятельности.
3. Знать общую характеристику финансового права, в том числе бюджетного и налогового.
Оглавление
13.1. Финансовое право (общая характеристика бюджетного, налогового права)
Финансовое право – это самостоятельную отрасль российского права, которая имеет свои предмет и метод правового регулирования.
Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. С помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, а методом финансового права являются властные предписания, предполагающие неравенство субъектов правоотношений. Нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в ходе финансовой деятельности государства распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении национального богатства. В нормах финансового права требования государства для обеспечения осуществления его задач и функций на определенном этапе общественного развития. Финансово-правовые нормы носят государственно-императивный характер: их содержание не может быть изменено по соглашению участников общественного отношения. Требования норм однозначно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. Большинство норм финансового права имеют обязывающий характер.
В зависимости от содержания финансово-правовые нормы подразделяются на материальные (например, ставки налогообложения) и процессуальные (например, деятельность субъектов по прохождению бюджета).
Система финансового права состоит из общей части и особенной части. Общая часть охватывает нормы, регулирующие общие принципы и методы финансовой деятельности государства, где определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Особенная часть включает в себя различные финансово-правовые институты, каждый из которых имеет свой объект правового регулирования. Среди них можно выделить: бюджетные правоотношения; налоговые и неналоговые; финансовые правоотношения в областях государственного кредита, страхования, банковской деятельности; правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.
Налоговое право является частью финансового права. Вместе с тем оно имеет специфические признаки, обусловленные особенностями регулируемых налоговых отношений. Налоговое право — система финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и внебюджетные целевые фонды. Метод налогового права — совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения в области налогообложения. Он характеризуется как властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения однозначных, не допускающих выбора (императивных) норм в целях формирования государственного бюджета.
Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Данный перечень является исчерпывающим. Налоговое правоотношение состоит из трех элементов: субъект, объект и содержание.
Субъекты налоговых правоотношений: государственные налоговые органы, налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые представители (агенты), сборщики налогов — органы исполнительной власти и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов, а также контроль их уплаты; финансовые органы.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение: обязательный безвозмездный взнос, налог, сбор, размер которого определяется установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения рассматривается через права и обязанности его субъектов.
Налоговое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть налогового права распространяется на все виды налогов и включает в себя нормы, закрепляющие основные положения налогообложения. Первая часть НК РФ систематизировала общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения в стране. Нормы НК РФ устанавливают систему налогов, взимаемых в бюджет; определяют основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов (сборов) и порядок их исполнения; регулируют права и обязанности участников налогов отношений; закрепляют формы и методы налогового контроля; устанавливают ответственность в налоговой сфере. В особенную часть налогового права включаются нормы, регулирующие порядок и условия взимания отдельных налогов и сборов. Вторая часть НК РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., отражает порядок и условия взимания налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и единого социального налога (взноса).
13.2. Понятие и виды финансового контроля
Финансовый контроль – это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов. Его целью является эффективное использование финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.
Задачи финансового контроля:
Таким образом, финансовый контроль является одним из видов финансовой деятельности государства, которая осуществляется всей системой его органов власти, и управления по проверке законности и рациональности действий в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов хозяйствования путем применения специальных форм, методов и методик контроля.
Финансовый контроль подразделяется:
Государственный финансовый контроль осуществляется органами власти и управления через общегосударственный вневедомственный, ведомственный финансовый контроль. К этим органам соответственно относятся: а) Федеральное собрание РФ и Правительство РФ; б) специальные финансово-кредитные органы в лице Министерства финансов РФ, Банка России, Министерства РФ по налогам и сборам, и др.; в) министерства, ведомства, другие органы государственного управления за деятельностью входящих в их систему хозяйствующих субъектов.
Счетная палата РФ является постоянно действующим органом, который образуется Федеральным собранием РФ и подотчетен ему. Основная задача Счетной палаты состоит в контроле за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определении эффективности и целесообразности расходов государственных средств. Министерством финансов РФ контролируется исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям. Кроме того, осуществляется контроль за использованием средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов. В его подчинении находится федеральное казначейство, на которое возложены задачи по управлению доходами и расходами федерального бюджета, регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, и др. Министерство РФ по налогам и сборам контролирует соблюдение законодательства о налогах и сборах, определяет правильность исчисления налогов и других обязательных платежей, проводит контроль полноты и своевременности их внесения в соответствующие бюджеты. Банк России осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных учреждений, контролирует проведение расчетов, денежное обращение, валютные операции. Государственный Таможенный комитет РФ является главным органом валютного контроля за поступлением в страну валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг.
Аудиторский контроль проводится на основании лицензии. В зависимости от сроков проведения финансового контроля различают:
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая имеет следующие виды: документальная и фактическая, плановая и внеплановая, сплошная, частная, комплексная и тематическая.
13.3. Правовое регулирование банковской деятельности
Конституционной основой правового регулирования банковской деятельности служит Конституция РФ (ст. 71), которая относит кредитное регулирование и федеральные банки к ведению Российской Федерации.
Деятельность Банка России состоит в том, что банк:
а) разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
б) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения;
в) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
г) устанавливает правила осуществления расчетов, банковских операций, обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы в Российской Федерации;
д) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
е) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
з) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
и) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
к) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
м) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
н) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
о) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
п) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
р) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; и осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Нормотворческая деятельность Банка России регламентируется Положением Центробанка «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» N 517 от 15.09.97. Нормативные акты издаются в трех формах:
а) указания Банка России – устанавливают отдельные правила;
б) положение Банка России устанавливает системно связанные между собой правила;
в) инструкции Банка России, которые определяют порядок применения положений федеральных законов и других нормативных актов по вопросам компетенции банка.
Порядок регистрации и лицензирования кредитных организаций регламентируется Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.01. и послед. ред. и Федеральным законом от 21 марта 2002 г. N31-ФЗ. Изменен порядок регистрации кредитных организаций, установленный Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» письмо МНС РФ и ЦБР от 26 июня 2002 г. NN БГ-16-09/86, 01-33/2202 «Регламент взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций».
1 октября 2006 вступает в силу Инструкция о банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
Документом, в частности, определяется новый перечень сделок и банковских операций, разрешенных расчетным небанковским кредитным организациям, а также изменяются обязательные нормативы РНКО. Например, максимальное значение норматива использования собственных средств (капитала) РНКО для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) снижено с 10 до 0 % от величины собственных средств (капитала) РНКО, а максимально допустимое числовое значение норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) – с 20 до 10 % (Инструкция ЦБ РФ от 26.04.06 N 129-И; зарегистрирована в Минюсте РФ 19.05.06 N 7861).
13.4. Ответственность за нарушение банковского законодательства
За нарушения банковского законодательства применяются различные виды юридической ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.
Административная ответственность установлена КоАП РФ:
1. за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций – влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.2);
2. осуществление кредитной организацией производственной, торговой или страховой деятельности, которая нарушает законодательство о банках и банковской деятельности и влечет наложение административного штрафа в размере от 400 до 500 МРОТ; а также нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 МРОТ, при этом если указанные выше действия создают реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), – наложение административного штрафа в размере от 400 до 500 МРОТ (ст. 15.26.);
На основании ст. 19 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры.
Согласно ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 % минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до 1 года, а также на открытие ею филиалов на срок до 1 года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;
6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
Кроме этого, Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. Срок привлечения к ответственности кредитной организации за эти нарушения в течение 5 лет со дня совершения. Банк России может также обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения. На основании ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Банк России может отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях:
1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на 1 год со дня ее выдачи;
3) установления фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение 1 года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также неоднократного нарушения в течение 1 года требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»;
7) неоднократного в течение 1 года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (с вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
8) наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;
9) неоднократного непредставления в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.
Кроме того, установлена обязанность Банка Росси отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2 %;
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 1 месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера МРОТ.
Особенности оснований признания кредитных организаций банкротами и их ликвидации установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99.
Гражданско-правовая ответственность за разглашение банком сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена ст. 857 Гражданского кодекса РФ, где установлено, что клиент, права которого нарушены, имеет право требовать от банка возмещения причиненных убытков. Кроме этого, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» предусмотрено за разглашение банковской тайны Банком России, кредитными, аудиторскими и иными организациями, уполномоченными органами, осуществляющими меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
В случае разглашения банковской тайны служащие кредитной организации несут дисциплинарную ответственность.
13.5. Правовое регулирование валютных отношений
Валютное регулирование представляет собой форму осуществления валютной политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение иностранного капитала.
К резидентам относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительством РФ, находящиеся за пределами РФ; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных выше в подп. «б» и «в».
Нерезиденты: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных выше в подп. «б» и « в».
Объекты валютных правоотношений делятся на четыре вида:
1) валюта Российской Федерации — находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и металлических монет; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства объединений использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства;
2) ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, — платежные документы (векселя, чеки, аккредитивы); фондовые ценности (акции, облигации); другие обязательства, выраженные в рублях;
3) иностранная валюта — банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;
4) валютные ценности — иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства); драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).
Основным органом валютного регулирования в стране является Центральный банк РФ, который:
а) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;
в) проводит все виды валютных операций;
г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
ж) устанавливает единые формы учета, отче документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам, а также выполняет другие функции.
Нарушение валютного законодательства предусматривает административную ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ):
а) за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
б) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;
в) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения;
Наряду с указанной выше административной ответственностью субъекты валютных правоотношений за нарушение в этой сфере деятельности несут также уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.
13.6. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Налоговая ответственность – это применение уполномоченными органами к налогоплательщикам налоговых санкций за совершение налогового правонарушения. Налоговой кодекс признает налоговым правонарушением виновное, противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность.
Существуют обстоятельства, исключающие ответственность за налоговые правонарушения, которые установлены в Налоговом кодексе, если: а) отсутствует событие налогового правонарушения; б) отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения; в) налоговое правонарушение совершено физическим лицом,не достигшим 16-летнего возраста; г) истек срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок давности привлечения к ответственности установлен в 3 года. Для налоговых органов срок давности взыскания санкций установлен не позднее 3 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Виды налоговых правонарушений: сокрытие доходов, занижение прибыли, сокрытие или неучет объекта налогообложения, отсутствие учета объектов налогообложения, ведение учета с нарушением установленного порядка, задержка уплаты налога, неудержание налога у источника выплаты, непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов для налогового производства.
Уголовным кодексом РФ (ст. 198) за уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, за уклонение гражданина от уплаты путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от 200 от до 700 МРОТ или в размере заработной платы или одного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 199 настоящего Кодекса, – наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет.
При уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, – ст. 199 УК РФ устанавливает следующие наказания: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Те же деяния, но совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 настоящего Кодекса; в) неоднократно; г) в особо крупном размере – наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает следующие виды административной ответственности за налоговые правонарушения:
2. За нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4).
3. В случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета – наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ (ст. 15.5).
4. За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, – наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ,а на должностных лиц – от 3 до 5 МРОТ; также за непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ (ст. 15.6).
5. При открытии банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; а также в случае приостановления операций по счетам этого лица – штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.7 КоАП).
Версия для печати
Хрестоматия
При ознакомлении с данной хрестоматией обратите внимание на статью 26, которая поможет в выполнении практических заданий по теме 14.