какое может быть отношение к пациенту
Психология отношений врача и пациента
Статья в карточках
Как говорить с пациентом?
Как говорить с пациентом?
В психологии принято деление людей по доминирующему типу восприятия информации на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Эта классификация помогает также и в понимании пациентов, так как ведущая рецептивная система оказывает значительное влияние на поведение человека в кабинете врача.
Визуалы. Это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Если пациент начинает свою речь со слов «Видите ли, доктор…», «Можете себе представить…» и использует в своем рассказе описание визуальных образов, его ведущая рецептивная система визуальная. Для таких людей крайне важно, чтобы информация находилась в поле их зрения. Им можно объяснить суть их заболевания с помощью иллюстраций, схем. Рассказывая об ожидаемых результатах лечения, стоит начать со слов «Вот увидите…», «Обратите внимание на…», напрямую апеллируя к ведущему у пациента органу восприятия.
Аудиалы. У этого типа пациентов ведущая рецептивная система – слух. Они часто обращаются к собеседнику: «Послушайте…», имеют внятную и размеренную речь с последовательно и логично изложенными мыслями, а слушая, иногда непроизвольно шевелят губами, следуя за речью врача. С такими пациентами нужно говорить выразительно, объясняя детали. Начиная ответную речь, полезно перефразировать слова пациента: «Я услышал, что вы сказали…».
Кинестетики. Инструмент восприятия этих людей – собственное тело. Они обычно очень эмоциональны, имеют богатый запас жестов для выражения своих эмоций. Люди-кинестетики любят юмор и красивые метафоры, поэтому, объясняя их состояние, можно приводить яркие примеры, взывая к их воображению. Они больше полагаются на интуицию, а не на логику, и очень хорошо чувствуют эмоции других людей.
Как относиться к пациенту?
Как относиться к пациенту?
Профессия врача подразумевает сочувствие пациенту. Эта способность в медицинской психологии называется эмпатия. Для медика важно научиться уметь сопереживать, но при этом не переходить ту грань, за которой переживания становятся личными.
Отсутствие эмпатии. Врач, не обладающий эмпатией, не вызывает доверия пациентов. Они могут воспринимать его холодным, бездушным, стараться ограничить общение, что может негативно сказаться на результатах терапии.
Чрезмерная эмпатия. Чересчур сочувствующий врач может брать на себя лишний груз эмоций, принимая проблемы близко к сердцу, тратя много времени на выслушивание жалоб. Пациенты, видя чрезмерную эмоциональность доктора, могут подсознательно начинать преувеличивать свои проблемы, наслаждаясь получаемым сочувствием.
Как сопротивляться манипуляциям пациента?
Как сопротивляться манипуляциям пациента?
В отношении пациента к врачу важную роль, по мнению специалистов в области клинической психологии, играет манипуляция. Такой тип поведения чаще всего свойствен для пожилых пациентов, которые, благодаря своему жизненному опыту, считают, что знают о своем заболевании лучше врача. Они хотят получить от врача определенные назначения и с помощью манипуляции пытаются этого добиться, акцентируя внимание на нужных симптомах и преувеличивая их выраженность.
Признаки манипуляции распознать не всегда просто. Больше всего пациента выдает настойчивый тон повествования и пауза, во время которой он ожидает, что врач сделает то, чего хочет манипулятор. Если же этого не происходит, пациент повторяет свои аргументы, усиливая давление. Почувствовав это, врачу целесообразно остановить диалог, внести данные в карту, проанализировать ситуацию и принять решение о назначениях, основываясь на собственных рассуждениях.
Как преодолеть сопротивление пациента?
Как преодолеть сопротивление пациента?
Еще одна часто возникающая проблема, описываемая специалистами в области клинической психологии, сопротивление. При этом пациент по каким-то причинам противится тактике терапии, выбранной специалистом. Поводы для сопротивления у пациентов могут быть разные:
Всех этих людей объединяет одно – сопротивление, которое выражается в отсутствии сотрудничества с врачом. Это довольно сложная ситуация, которую непросто переломить. В таких случаях целесообразно прибегнуть к помощи коллег – организовать консилиум, консультацию смежного специалиста, получить второе врачебное мнение. Это обычно помогает убедить пациента в правильности решения лечащего врача и дает почву для формирования доверительных отношений врач-пациент.
Если Вы пользуетесь какими-то еще лайфхаками, будем рады почитать их в комментариях к материалу.
«Ненасильственное общение»: как отношение врача к пациенту может влиять на ход лечения
Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание.
К сожалению, в последнее время я всё чаще замечаю, что медицинский персонал учреждений, как соматического, так и психического здоровья, будь то врачи, санитары или медицинские сестры, забывает об основных потребностях нуждающихся в помощи людях. Ассоциация американских медицинских колледжей провела среди пациентов опрос, выясняя, каким критериям они бы руководствовались, выбирая себе врача. На первом месте оказались коммуникабельность и умение разъяснить пациенту сущность сложных медицинских процедур. То есть такие качества врача, как расположенность к пациенту, открытость, уважение и честность. На лечение влияют далеко не только лекарства. Отдельное место занимают эмоциональные потребности человека.
«Современное общество, не зная духовного мира, подавляет отношение Я — Ты (отношение к личности) и ведет диалог как Я — Оно (обезличенное отношение). Но если врач будет ставить на первое место отношение Я — Ты к пациенту, то можно избежать прогрессирования болезни тем, что не дать перерасти его психическому состоянию в соматическое. Сделав выбор между Оно либо Ты по отношению к пациенту, он может стать либо ингибитором, либо катализатором его болезни». [1]
В медицине существует специальный термин, означающий отрицательные последствия деятельности врача — ятрогения. С точки зрения психологии, в словаре И. Кондакова приводится следующее определение:
Ятрогения — неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача, которые выступают в качестве негативного внушения. Специфика. Например, это может быть использование врачом специальной лексики, которую больной не понимает, но интерпретирует применительно к себе в худшем смысле.
В статье «Фазы реагирования пациента на диагноз злокачественного новообразования и психофизиологическая модель выздоровления», опубликованной на кафедре онкологии КГМУ, авторы в качестве основного вывода в контексте онкологических больных делают следующий:
Традиционные способы лечения взаимодействуют с организмом пациента только в разрушении уже произведенных атипичных клеток, тогда как психологическое вмешательство способно развернуть в обратном направлении весь цикл развития раковой опухоли и заставить весь организм работать на увеличение его сопротивляемости болезни и уменьшение производства раковых клеток.
Одна из главных потребностей болеющего человека — потребность в заботе. Бывает так, что вследствие невозможности человека удовлетворить потребность в заботе или неспособности попросить об удовлетворении этой потребности у близкого окружения, человек заболевает, так как у многих в нашей культуре болезнь ассоциируется с заботой и опекой.
В современной российской медицине можно проследить тенденции, которые так или иначе усугубляют эту давнюю проблему отношений врача и пациента: попытки следовать веянию компьютеризации, автоматизации, стандартизации; вводить строгие лечебные стандарты, ограничивающие свободную деятельность врачей; постоянные обучающие курсы, которые настолько формальны, что никак не развивают мышление, сколько заставляют действовать шаблонно. Создается ощущение, что государство всеми силами пытается ограничить действия врачей и вписать их в разряд Бойцов красной армии.
Читайте также Психотерапевт из машины: как технологии помогают нам прятаться от боли
Приведу основные причины, по моему мнению, наиболее сильно влияющие на такое положение дел.
Образование
В обучении врачей, а также среднего и младшего медицинского персонала нет места, либо отводится крайне мало времени, пониманию и изучению глубоких психологических аспектов. Еще в раннем средневековье, в 11 веке нашей эры, Авиценна проводил эксперименты и пытался доказать неотделимую связь души и тела, влияние эмоций на здоровье человека.
В современной медицине считается, что около 30% заболеваний являются психосоматическими, то есть такими, в основе которых лежат эмоциональные причины или внутриличностные конфликты. Психологи же считают, что психосоматическими являются около 70% заболеваний. Я думаю, что истина где-то посередине. Но с уверенностью можно сказать следующее:
Любое заболевание имеет психологические аспекты.
В странах Европы в базовое образование медицинского персонала входит обучение навыкам общения. Психология как образовательный предмет есть в том числе и в российских вузах, но в более развитых странах такое обучение проводится в форме семинаров или тренингов с возможностью студента-медика попрактиковаться в общении и взаимодействии под руководством наставника, получить обратную связь от пациента, задать вопросы и перестроить свой стиль общения и т.д.
В России на данный момент такая практика существует в виде частных курсов и программ. Соответственно пройти их может только тот врач, который имеет внутреннюю мотивацию к совершенствованию и развитию собственных навыков построения отношений с пациентом, финансы, а также время для прохождения семинаров.
Я приведу две ассоциации, предоставляющие подобные услуги:
Данная школа в первую очередь проводит обучение для врачей соматического профиля.
Анна Сонькина, директор школы дала следующие комментарии на вопрос о том, какие первые шаги можно было бы предпринять для переориентации привычных шаблонов общения с пациентами и формирования отношений с ними:
«На то, как врачи взаимодействуют с пациентами, влияет множество вещей, помимо непосредственно их коммуникативных навыков: сколько у них есть времени на пациента, насколько им комфортно на рабочем месте, как к ним самим относится начальство разных уровней, насколько они свободны как профессионалы и так далее. Чтобы понять, как начать менять ситуацию, надо изучить, что больше всего влияет на поведенческие особенности врачей. Поэтому я бы начала с масштабных исследований: опросов и фокус-групп с врачами и пациентами, анализа видео- или аудиозаписей консультаций, обходов, консилиумов, анализ жалоб и судебных исков. С большой вероятностью главные выявленные проблемы окажутся такими, которые не решаются обучением навыкам общения, а требуют изменений условий работы или изменений в фундаментальных аспектах медицинского образования или радикальной реформы организации здравоохранения».
Ассоциация мотивационного интервью охватывает в первую очередь врачей-психиатров, психологов, наркологов. Но в том числе работает со специалистами здравоохранения в целом, а также с воспитателями и педагогами.
Медицинские стандарты
Данная причина сильно ограничивает возможность влияния на лечение пациента одного из главных факторов помощи — отношений. Медицинские стандарты ограничивают, а иногда делают практически невозможным отношение врача к пациенту с позиции Я-Ты, а также рассмотрение человека с точки зрения его индивидуальности. В целом, в использовании медицинских стандартов нет ничего плохого. Однако, например, если они ограничивают общение врача и пациента рамками 7-10 минут, это убирает возможность полноценной помощи и создания отношений между врачом и пациентом. Помимо времени приема, существует множество стандартов, которые приписывают способы лечения, заполнение бумаг и отчетов и т.д. То есть те стандарты, которые смещают фокус внимания с пациента на различного рода формальности, которых, к сожалению, становится все больше и больше. Стандарты создают основную проблему, о которой забывает система, а следовательно и некоторые врачи, в нее включенные:
Каждый пациент индивидуален. И болеет он по-своему. И его потребности субъективны. А следовательно, его лечение должно быть индивидуальным.
Мы приходим к тому, что эффективная для каждого отдельного пациента медицинская помощь — это творческий процесс. Если мы хотим сохранить это наряду с введением лечебных стандартов, то это означает, что стандарты должны иметь не постепенно сдвигающиеся стены, мешающие специалисту дышать, а достаточно гибкие и широкие.
Наука
И третий фактор, который бы я отметил как заключительный — это ориентация общества на строго доказательную науку и приверженность простым решениям.
В современном мире причины практически всех заболеваний приписывают четырем основным факторам:
Я приведу вам притчу из книги «Торговец и попугай» Носсрата Пезешкиана, которая философски и метафорически осмысляет задачи врача:
Халиф тяжело заболел. Все попытки вылечить его были напрасны.
Наконец пригласили на совет и великого врача Рази. Сначала он испробовал все известные с давних времен способы лечения, но безуспешно. Тогда Рази попросил у халифа позволения проводить лечение так, как он это считает нужным. Потерявший всякую надежду халиф согласился.
Рази попросил дать ему две лошади. Ему привели самых лучших и самых быстрых лошадей. На следующий день рано утром Рази приказал отвезти халифа на известный в Бухаре курорт «Джуз муллан». Халиф не мог двигаться, и его несли на носилках.
Когда прибыли на курорт, Рази велел халифу раздеться и приказал всем слугам удалиться. Вместе со своим учеником он уложил халифа в ванну и быстро стал поливать его горячей водой. Одновременно он влил ему в рот горячий сироп, который поднял температуру тела больного.
Затем Рази встал перед халифом и начал осыпать его ругательствами и оскорблениями. Халиф был потрясен и пришел в страшное волнение из-за такой неслыханной неучтивости и несправедливых обвинений. В невероятном возбуждении он стал двигаться.
Обессиленный халиф упал. Когда он очнулся от обморока, то почувствовал, что может двигаться. Охваченный гневом, он закричал, чтобы явился слуга, велел одеть себя и поскакал в свой дворец. С ликованием встретила толпа своего властелина, избавившегося от недуга.
Через восемь дней халиф получил письмо от врача, в котором тот объяснил свой способ лечения. «Сначала я испробовал все традиционные методы лечения. Но они оказались безрезультатными, поэтому я решил искусственно разогреть твое тело и вызвать твой гнев, который вернул тебе силы двигаться. Когда я увидел, что ты начинаешь выздоравливать, я покинул город, чтобы скрыться от твоей карающей руки. Прошу тебя не звать меня к себе, так как я прекрасно понимаю, как несправедливы и подлы были те обвинения, которые я обрушил на тебя, пользуясь твоей беспомощностью, и которых я стыжусь до глубины души».
Когда халифу прочитали это письмо, сердце его преисполнилось глубокой благодарностью, и он попросил врача вернуться, чтобы выразить ему свою признательность.
Если говорить о психологической основе некоторых соматических заболеваний, то причины зачастую бывают не так просты и не могут ограничиться набившим оскомину словом «стресс». Для того чтобы выяснить, что за причины, потребности и факторы стоят за заболеванием, необходима творческая, глубокая, а иногда «детективная» работа врача. Понимание того, в чем именно проявляется «стресс» и каким образом он влияет на возникновение симптома, что происходило и продолжает происходить в жизни человека, провоцируя появление симптомов, усиливая или ослабляя их, из-за чего вдруг человек сменил «образ жизни» и стал переедать, иногда не менее важно, чем функциональные пробы.
Во всех системах, стремящихся к жесткому контролю и количественной эффективности, происходит упрощение в ущерб качеству. Намного проще сказать, что это генетика, чем рассмотреть человека в совокупности его биологических, психологических, социальных и духовных факторов. Где каждый аспект взаимно влияет на другой. А упуская из виду один аспект, можно утратить возможность понимания того, что происходит с человеком. Например, не учитывая особенностей семейных взаимоотношений, можно упустить напряжение между членами семьи в качестве основного фактора возникновения у человека головных болей и продолжать пытаясь выявить органическую причину, несмотря на хорошие анализы.
Человек — лучший эксперт своей жизни.
Именно пациент, пришедший к врачу, живет своей жизнью уже 20, 30 или 40 лет, и только он может знать: почему, что и когда с ним происходит. Поэтому нужно учитывать совокупность факторов и уделять внимание как результатам экспертиз, так и тому, что говорит человек. Даже если эти данные расходятся. У всего есть свои причины.
Формула поведения врача и пациента – очаги беспокойства
Мы требуем, и справедливо, от врачей таких качеств, определяющих основы их взаимоотношений с пациентами,как выдержанность, чуткость, терпение, вежливость, приветливость, сострадательность, честность, скромность и милосердие.
Напрашивается естественный вопрос, а может ли врач, предъявлять какие-то свои чисто человеческие требования к пациенту, и его поведению?
Взаимоотношения врача и пациента начинают складываться, как правило, при первой встрече. И от того, как они сложатся, во многом зависит эффективность лечения.
С чего же начинается контакт врача с пациентом? Прежде всего – с приветливой встречи пациента, сочувственно выслушанных жалоб, внимательно проведенного осмотра и ободряющего напутствия. Ибо он является личностью страдающей, а врач призван ему помочь, не обращая внимания на возможные капризы, необоснованные претензии и другие психологические реакции.
Правила поведения врача и пациента в Российской Федерации четко регламентированный процесс и подробно закреплен в законодательстве в сфере охраны здоровья: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и целого ряда других законов.
Закон определил приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, как один из принципов охраны здоровья. Правовое преимущество пациента, вытекающего из закона, предопределяет актуальность выражения «пациент всегда прав». И нигде не записанный афоризм «пациент всегда прав» для врача – закон. Понять это правило можно, но вряд ли с ним можно согласиться.
Пациент не может быть всегда прав. У него нет права грубо разговаривать с врачом, вести себя неподобающим образом, прибегать к угрозам. Удивительно, но факт: врач спешит оказать помощь, вернуть утраченное здоровье, а пациент встречает его оскорблениями.
Каким должен быть пациент, его поведение при посещении врача? Ответ на этот вопрос неоднозначен: пациент должен верить врачу, не вводить врача в заблуждение, говоря о том, чего не чувствуем на самом деле, и умалчивать о том, что есть, обладать элементарным чувством благодарности, быть спокойным, вежливым, уверенным в успешном лечении. Но все это лишь добрые пожелания.
Пациенты никакой специальной подготовки не проходят, а уровень общей культуры поведения у пациентов разный.К врачу попадают пациенты разных характеров и специальностей, с различными интересами, каждый со своими «болячками». Но никакое, обусловленное болезнью или другими факторами, отрицательное поведение пациента не должно быть ему помехой для оказания необходимой ему медицинской помощи. Врач должен во всех случаях выполнять свой профессиональный долг.
Пациент всегда чутко, внимательно прислушивается к каждому слову врача, к интонации его голоса, присматривается к выражению его лица, к внешнему виду, к тому, как он выполняет ту или иную процедуру. Вот почему, общаясь с ним, он должен приучить себя говорить спокойно и уверенно, выполнять любую процедуру с соблюдением всех необходимых правил, в разговорах не использовать недомолвки и различного рода намеки.
Иногда сама обстановка в кабинете врача не располагает к контакту с пациентом. В кабинет без стука входят сотрудники, не обращая внимания на занятость, куда-то срочно его вызывают, бесконечные звонки на телефон. Прерывается на полуслове беседа, прекращается осмотр. В подобных случаях вряд ли возникает контакт между врачом и пациентом. Так и в том случае, когда врач прерывает рассказ пациента или бестактно его комментирует – «это ерунда», «это не имеет никакого отношения к делу», «короче», «быстрее раздевайтесь» и т.д.
Ориентированность на пациента при оказании медицинской помощи предполагает внимательное и чуткое отношение врача к пациенту. Она включает необходимость информирования в доступной форме пациентов о состоянии здоровья, сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательстве, его последствиях, результатах оказания медицинской помощи.
Реализованная за последние несколько лет в Российской Федерации политика реформы здравоохранения не позволила решить многие ключевые проблемы отношения врача и пациента, а это приводит не только к конфликтам, но иногда и к негативным для здоровья последствиям – это реализация прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь.
Предпринятая попытка Федеральным законом 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» разрешить конфликт между врачом и пациентом пока ощутимых результатов на практике не дала. При этом необходимо отметить, что определенные подходы к организации эффективного разрешения конфликтов в сфере оказания медицинской помощи уже есть.
Например, предоставление возможности пациентам:
— быть услышанными, получить лично исчерпывающие разъяснения о ходе лечения, состоянии своего здоровья, снизить уровень тревожности;
— исчерпать конфликт на основе удовлетворения интересов и потребностей;
— быстро и неформально разрешить возникшую конфликтную ситуацию;
— почувствовать свою причастность к процессу совершенствования качества медицинской помощи, вернуть доверие к системе здравоохранения, пошатнувшееся в результате неудовлетворительного опыта.
Для медицинских организаций медиация дает возможности:
— быстрого и неформализованного разрешения конфликта без вмешательства вышестоящих инстанций или надзорных и судебных органов;
— сохранения позитивного контакта с пациентом; повышения доверия со стороны пациента;
— получения фактического материала для мониторинга и конструктивной работы с персоналом, формирования корпоративной культуры, ориентированной на удовлетворения нужд и потребностей, как пациента, так и персонала на основе принципов взаимоуважения; обратной связи, способствующей принятию мер для улучшения качества оказываемой помощи;
— выявления системных ошибок и возможность их устранения;
— сохранения репутации, как для отдельного медицинского работника, так и для учреждения, организации в целом.
Нам представляется в отношениях врача и пациента необходимо повышать правовую культуру обеих сторон – участников, особенно актуальна проблема овладения правовыми знаниями врача.
Правовая культура врача изменяет отношения между врачом и пациентом. Они приобретают форму наиболее эффективного общения без лишних эмоций и отклонений от главной цели – излечения. Право здесь становится одним из необходимых инструментов на всех этапах оказания медицинской помощи:
Через перечисленные стадии проходит и процесс правового воздействия на отношения врача и пациента. Но проходит, естественно, с учетом особенностей норм медицинской этики и деонтологии в сфере охраны здоровья. Морально – этическая форма регулирования в сфере медицинской деятельности служит своеобразным ориентиром в отношениях врача и пациента.
Только бережное, терпеливое внимание врача рождает беспредельное доверие к нему, помогает выяснить причины заболевания и выбрать методы профилактики и лечения пациента.
Немаловажное значение имеют профессиональные знания врача. Поэтому пациенты всячески стремятся попасть к врачу, которого считают наиболее знающим специалистом. Следует признать, что интуиция пациентов нередко подсказывает справедливую оценку врача, и они просят закрепить за ним ранее лечившего его врача.
Один пациент написал в «Книге отзывов и предложений»: «… боль проходит, память о людях, лечивших меня, остается на всю жизнь». А что может быть для пациента дороже благодарной улыбки и теплого рукопожатия человека, избавившегося от боли, доброй, многолетней памяти о лечащем враче.
Важным критерием, позволяющим определить характер взаимоотношений между врачом и пациентом, является выполнение пациентом рекомендаций врача. Однако выполнение этих рекомендаций не всегда означает согласие с врачом. Отдельные пациенты вообще не соглашаются с назначениями врача. Рекомендации не выполняются главным образом в следующих случаях: если в беседе очевидна неприязнь пациента к врачу или отказ от лечения со стороны пациента; если пациент активен, а врач не требователен или пассивен; если врач ограничивает свою активность анализом ситуации и выражением своего взгляда, не учитывая предложения пациента, и др.
Правила поведения пациента – это норма поведения для пациента. Как правило, в эту норму включают порядок обращения пациента в медицинскую организацию; права и обязанности пациента; порядок разрешения конфликтов между пациентом и медицинской организацией, режим работы медицинской организации, информацию о платных услугах.
Пациент при посещении медицинских организаций должен соблюдать общепринятые правила. Например, перед посещением поликлиники продумывает сущность своей проблемы и готовит вопросы, которые собирается ставить перед врачом; не хлопает дверью и снимает головной убор; не выражает недовольство очередью перед нужным кабинетом и медленной работой медицинских работников; не скандалить у кабинета врача, доказывая всем свою правоту и ссылаясь на нездоровье; не «ломиться» в дверь, апредварительно стучит в дверь кабинета, даже если на ней нет таблички «Без стука не входить»; войдя в кабинет, аккуратно закрывает за собой дверь и здоровается с присутствующими; спокойно и ясно объясняет суть проблемы; покидая кабинет,благодарит за оказанное внимание и полученную медицинскую помощь.
Если медицинский работник вел себя по отношению к вам некорректно или не решил вопроса без уважительной причины, реагируйте на это спокойно и по-деловому. Обратитесь к его руководителю или в письменной форме направьте жалобу в вышестоящее медицинское учреждение.
Если по вашему вопросу принято решение, не отвечающее действующему законодательству, это решение можно обжаловать в соответствующих надзорных и судебных органах.
Свои особенности имеют и правила поведения в больницах.
Никто из нас, разумеется, не завидует пациентам, оказавшимся в больнице. Что может быть приятного в монотонности и безликости дней, проведенных в больничной палате, наполненной запахами лекарств, вздохами пациентов.
Однако и больничная палата живет по тем же законам, что и любой человеческий коллектив, с той лишь разницей, что все чувства пациентов сильно обострены.
Очень важны отношения врача с родственниками и коллегами пациента. Общение с ними начинается в момент поступления пациента, продолжается в процессе лечения и заканчивается после его выписки. Подавляющее большинство родственников и коллег по работе своими рассказами о пациенте и советами разумно дополняют сведения об истории болезни, условиях жизни пациента, перенесенных заболеваниях, сообщают ценные сведения, о которых пациент забыл или умолчал.
Пациентов навещают в тех случаях, когда они являются близкими родственниками, хорошими друзьями или ближайшими коллегами по работе. Прежде чем посетить пациента, узнайте, желает ли он видеть посетителей. Лучше, если он находится в состоянии выздоровления, начинает ощущать потребность в общении с приятными ему людьми. Пока же человек серьезно болен, следует лишь справляться о его состоянии у близких, причем это делать нужно достаточно тактично, чтобы не слишком их беспокоить.
При разговоре с пациентом не следует подробно расспрашивать его о недуге, а также утверждать, что он плохо или, наоборот, хорошо выглядит. И то и другое часто оказывается некстати. Служебные дела и домашние заботы также не должны являться темой разговора. В то же время необходимо терпеливо, с пониманием и сочувствием выслушать рассказ пациента о его страданиях, потому что для него сейчас это самое главное. Лучший способ проявить сочувствие – предложить помощь в личных и профессиональных делах. Затягивать визит больше того, чем позволил врач, не следует.
Последним этапом общения врачас пациентом и его родственниками является момент выписки из больницы. В этот момент врач должен проявить максимум внимания и беспокойства о пациенте, чтобы он не испытал никаких затруднений, чтобы у него не испортилось настроение при получении выписных медицинских документов, сделать так, чтобы пациент и его родственники могли сказать слова благодарности и тепло пожать руки тем, кто его лечил и выхаживал.
В заключение хочется отметить, что взаимоотношения врача и пациента предусматривает как прямую связь «врач – пациент», так и обратную «пациент – врач». Знание и учет специфики этих отношенийобеими сторонами позволит лучше и эффективно воздействовать на ход лечения, ускорить выздоровления пациента.
Ильшат Миннегулов, кандидат юридических наук,
член ассоциации юристов России