какое направление штрихов нужно использовать при обработке предметов округлой формы
Школа рисования
Базовые знания каждого художника и иллюстратора
Техника правильной штриховки
Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями — есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:
Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.
Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:
Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей)Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.
Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.
Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш. Тоновая шкала выглядит так:
А здесь вы можете увидеть как карандаши отличаются по мягкости
В галерее я приложила работы известных мастеров, для примера. Один из способов научиться — копировать хорошие работы. Таким образом вы поймете, как именно должны ложиться штрихи и как вам добиться того или иного эффекта. рекомендую посмотреть видео — очень полезное для начала.
Не пытайтесь сразу рисовать что-то сложное, обращайте внимание на материалы. Лучше брать что-то матовое и однотонное, желательно светлое (недаром в художках для отработки штриховки рисуют гипсовые формы), полезно рисовать драпировки (даже ту же смятую одежду), все это помогает чувствовать форму. Будьте готовы к тому, что вам придется наработать руку, чтобы ваши штрихи были легкими и аккуратными. Пробуйте и экспериментируйте с бумагами и карандашами и постепенно ваши работы будут становится все более красивыми и профессиональными.
При написании поста использовались материалы из этой статьи.
Упражнения для качественной штриховки можно посмотреть в этом посте.
5 видов штриховки в рисунках карандашом
Какие виды штриховок бывают в рисунке? Рассказываю о разных вариантах и типах штриховок карандашом, которые вы можете применять в рисовании. Читайте подробнее в новой статье!
Умение правильно делать штриховку – это навык, которым должен владеть каждый художник. При рисовании карандашом, штриховка просто необходима, ведь по сути, все состоит из линий, одинаково и равно расположенных рядом друг с другом.
Поэтому, очень важно разобраться в основных видах штриховки карандашом. Их не так много, но научившись основным, вы сможете развивать свои навыки рисования и учиться новому будет уже проще.
Существует много разных видов штриховок карандашом. Каждый вид имеет особое значение для художника, помогает более точно и емко передавать идею рисунка. Штриховкой можно работать как на начальном этапе, например, с эскизами и набросками, так и создавая законченное, полноценное произведение.
В рисовании штриховку можно выполнять любыми графическими средствами: ручкой с чернилами, тушью, пастелью, и, конечно же, простым карандашом. В этой статье мы рассмотрим основные способы штриховки карандашом, с примерами. А еще вы узнаете, какие нужны карандаши для штрихования, плюс, я дам несколько полезных рекомендаций и советов, как развивать навык штрихования карандашом начинающим художникам.
Виды штриховок в рисунке + таблица
Этот вид штриховки также называют параллельной штриховкой. Именно поэтому, штрихи карандашом делаются параллельно друг другу, вертикально. Линии расположены очень близко друг к другу, но между ними все равно остается небольшой просвет.
Это один из самых важных и основных видов штриховки. Но в тоже время, это одна из самых непростых штриховок для новичков – ведь нужно не только соблюдать параллельность линий, но и следить за нажимом карандаша, за толщиной линии.
Эта штриховка используется для работы над академическими рисунками, на начальном этапе работы со светотенью. Еще с помощью продольной (параллельной) штриховки, художник может сделать общий фон объекта, почти как при тушевке, но с существенными отличиями, конечно же.
Еще один частый и распространенный вид карандашной штриховки – перекрестный или, как его еще называют, поперечный вид штрихования. Как и в случае с предыдущей штриховкой, название этого вида говорит само за себя. Это двухслойная штриховка. Первый слой – это параллельная штриховка, а второй – наложение линий перпендикулярно, под углом в 45 градусов.
С помощью это штриховки можно придать более темный и плотный эффект предмету, который вы заштриховываете карандашом. При таком способе штриховки, пространство вокруг предмета начинает приобретать глубину, а предмет – форму и объем. Здесь важно помнить, что угол наклона поперечных линий должен быть острым, но не прямым. Прямой угол наоборот, создаст эффект искусственного, бесформенного объекта.
Теперь, когда вы знаете про два основных типа штриховки, вы сможете заметить, что многие другие виды возникают из этих двух.
Так, например, возникла контурная штриховка. Это такие же простые линии, но идущие уже не параллельно друг другу, а по контуру объекта. К примеру, если мы заштриховываем рисунок с кистью руки, мы наносим линии по каждой кривой этой руки, повторяя контур и изгиб каждой ее части. Это дает дополнительный объем изображению, позволяет приблизить его к натуральному виду.
Если вы будете накладывать перекрестную штриховку много-много раз, то получите как раз многослойную штриховку. Она отвечает за тональность в рисунке. С помощью этой штриховки вы можете создавать градиенты тона, от светлого, до темного. Как и предыдущие виды, эта штриховка помогает передать также объем и форму предмета на рисунке.
При такой штриховке можно также экспериментировать с мягкостью карандашей, подбирая разные виды. Эту штриховку используют и как «заливку», и как средство выделения мелких деталей на переднем плане рисунка.
Если вам нужно заштриховать объект круглой или сферической формы, вам понадобится круговой вид штриховки.
В этом виде штриховки, линии наносятся дугообразно, или в виде полукруга, с небольшим расстоянием между линиями. Наносят круговую штриховку параллельно, чуть касаясь листа бумаги. В начале и в конце линии должны быть светлыми и узкими, а в середине и на выступающих частях объекта – более темными. Такая штриховка придаст необходимый объем предмету.
Это были самые основные виды штриховки карандашом, освоив которые, вы сможете экспериментировать со штриховкой, делать ее в разных направлениях.
Таблица «виды штриховок в рисунке»
Как выглядит штриховка | Название штриховки | Для чего нужна штриховка |
Продольная (параллельная) | Выделяет светлые и темные участки в рисунке | |
Перекрестная (поперечная) | Создает фактуру, глубину и пространство вокруг предмета, дополнительный объем самому предмету | |
Контурная | Для создания объема и натурального эффекта | |
Многослойная | Выделяет детали | |
Круговая | Для создания теней и объема у круглых и выпуклых объектов |
Теперь, когда мы разобрались, какие бывают штриховки в рисовании, давайте рассмотрим, какие карандаши нам могут понадобиться при работе над рисунком со штриховкой.
Какие карандаши подходят для штриховок
Как и всегда, я советую вам сразу приобретать более качественные и профессиональные материалы, будь то бумага, карандаши, холсты или краски. Так, вы сразу начнете учиться на хороших материалах, которые не испортятся в работе и помогут сохранить результат.
При выборе карандашей, я рекомендую такие фирмы, как «Koh-i-noor», «Faber – Castell». Это очень хорошие зарубежные фирмы, продукцией которых пользуются как новички, так и профессиональные художники.
Для штриховки выбирайте мягкие карандаши – от HB до 4В. Такой мягкий карандаш отлично подходит для темных штриховок, а вот если вам нужно сделать штриховку на светлых местах рисунка, берите карандаши потверже.
Выбирая мягкий карандаш помните, что чем мягче он будет, тем темнее получится рисунок, тем жирнее будет штрих, а вам ведь нужно оставлять пространство между линиями, пусть и совсем небольшое.
Но слишком твердые карандаши тоже не рекомендую брать – с ними штриховка не получится такой красивой, а будет выглядеть плоско. К тому же, есть риск продавить бумагу таким карандашом.
Идеальный вариант – купить несколько карандашей, различающих по мягкости на один-два пункта. Это нормально, менять карандаш в зависимости от задачи. Как основной карандаш возьмите с маркировкой 2В, для темных мест 4В, а для светлых – НВ.
Как развить навык штрихования
Чтобы развить навык штрихования в рисунке, я могу посоветовать только одно действующее правило для начинающих художников – рисуйте больше.
Пусть это прозвучит для вас банально, но это правда – чем больше и чаще вы будете штриховать, тем быстрее научитесь. Важно также, работать в разных направлениях и с разными вариантами штриховки. Делать это можно и как на простых, отдельных предметах, так и на различных штриховых композициях.
Еще один метод для развития навыков штрихования – штриховать один и тот же предмет, но по-разному. Например, рисуете несколько шаров, конусов и кубов, и заштриховываете их сначала параллельной, потом перекрестной штриховкой, потом по контуру и так далее.
Не лишним также будет экспериментировать с самими карандашами – их мягкостью/жесткостью, уровнем нажима, толщиной линий и так далее.
Тренируйтесь каждый день, по чуть-чуть, штрихуя разные по форме и размерам предметы, и вы заметите прогресс в ближайшее время!
Заключение
Конечно, мало просто знать все основные виды штриховки. Помимо постоянных упражнений, нужно в самом начале обучения понять, как правильно штриховать объект, чтобы не закрепить неправильную штриховку и не оттачивать ее как навык.
Для этого нужно смотреть различные мастер-классы, или, обратиться к преподавателю за помощью. В большинстве случаев, конечно, штриховку можно осилить самостоятельно, но лучше все-таки делать это под чутким руководством профессионала, чтобы сберечь свое драгоценное время и потратить его на чистое творчество и удовольствие от процесса рисования!
Покоряем штрих. Теория и практика
Поговорим о типах штриховки и приемах ее использования для передачи объема, формы, тона и перспективы. Покажем много простых, но полезных упражнений, которые помогут вам покорить штрих.
Murray Tinkelman, страница издания New York Times, 1975
Зачем штриховка концепт-художнику?
В графическом плане концепт-арт, как и любая другая зарисовка, начинаются с линии. Ей вы можете передать абсолютно все, кроме цвета — и то пока не возьметесь за цветной карандаш. Поэтому в той или иной степени штрих тренируют многие художники — уже хотя бы для того, чтобы их наброски с натуры и начальные эскизы как можно лучше передавали задумку.
Мастер штриха и линии Ким Джун Джи настолько отточил свои навыки, что может рисовать детализированные работы начисто — без набросков.
Что можно передать с помощью штриха?
Часто новички спрашивают, какую штриховку выбрать и для чего. Как и любой другой элемент в рисунке, штрих должен решать определенные задачи, поэтому и выбирать его нужно в зависимости от того, чего вы хотите добиться. Давайте посмотрим, как штрихуют художники и какие задачи они при этом решают.
Штрихом можно показать тон и светотень
На примере ниже штрихи отличаются по длине, расположению и плотности. Они помогают передать форму поверхности и ее оттенок.
Форма поверхности передается за счет расположения штриховки. Плотность и частота — для передачи оттенка.
Можно передать и текстуру
На примере ниже вы не увидите никаких лишних контуров и элементов: все световые переходы и текстура кожи и ткани читаются только за счет штриха.
В этой работе автор передает тон, изменяя только длину и частоту штриха.
Штрих отлично показывает форму
Даже без контуров мы легко узнаем объекты на рисунке ниже.
Здесь штриховкой передает форму, объем, светотень и расположение предметов относительно друг друга.
Все вместе
В примере ниже Хендрик Гольциус использует классическую контурированную штриховку. Каждая линия точно выверена и передает не только тон, но и форму и гладкость поверхности.
Строгие гравировки Гольциуса требуют кропотливой работы.
Сравним манеру Гольциуса с эскизами Да Винчи. Леонардо наносит линии свободно и расслаблено, но тон и форму передает не хуже.
Свободные линии Да Винчи отлично передают форму и тон.
В рисунке ниже Пикассо при помощи штриха придает не только объем изображению моделей, но и глубину композиции в целом.
Глубина создается за счет направленной штриховки.
А можно более современный пример?
Пожалуйста. Мастер комиксов Frank Godwin использует мягкую штриховку для описания поверхности и передачи светотени. Каждый пример выполнен в разных техниках, и мы четко различаем текстуры и тона.
Эти иллюстрации наглядно показывают эффективность работы совершенно разных техник.
Время для практики. Упражнения
Ставим руку
Начните с простых узоров карандашом. Заполните несколько квадратов разными вариантами штриховок. Для лучшего эффекта растушуйте края узора.
Сначала штрихуйте длинными линиями, изменяя угол наклона. Затем переключитесь на короткие линии, попеременно изменяя направление: добейтесь узора плетеной корзины.
Не ограничивайтесь узорами, показанными в статье — дайте волю своей фантазии.
Добавьте цвета и уведите узор в градиент.
Какие еще узоры приходят вам на ум?
Для правильной штриховки важно контролировать линию. В этом вам поможет тренировка движений. В зависимости от длины линии вы должны работать разными частями руки: за короткие движения отвечает запястье, за более длинные — локоть. Если рисунок очень объемный, в работу включается плечо.
В видео автор подробно останавливается на техниках и дает дополнительные полезные упражнения.
Экспериментируйте с линией
Эти упражнения кажутся слишком простыми? Рисуйте сплошной линией. Не отвлекайтесь, не думайте слишком много, не отрывайте карандаш от бумаги и, главное, расслабьтесь. А когда вы достигнете хороших результатов, усложните задачу.
Например, можно попробовать слепое рисование контуров:
Конечный результат не важен. Важно научить глаза и руки работать вместе
Работаем над формой и масштабом
Умение работать с линией очень важно, но не будем забывать и о форме. Можно добавить в ежедневные упражнения немного динамики и поиграть с масштабом и наклоном.
Набросайте 2 ряда треугольников с идеально ровными сторонами от руки. Верхние точки треугольников во втором ряду должны совпадать с углами основания верхнего ряда. В следующем ряду увеличьте треугольники в 2 раза и повторите ряд в шахматном порядке.
Закрашивать треугольники не обязательно. Можете ограничиться контурами.
Более сложное упражнение — с эллипсами. Нарисуйте несколько эллипсов под определенным углом. Это упражнение направлено на тренировку рисования под наклоном, масштабирование объекта, а также контроль пропорций, поскольку оно определенно связано с оптической иллюзией перспективы.
Старайтесь рисовать их ровными, чтобы эллипсы казались одинаковыми объектами, размноженными в перспективе
Добавляем объектам объем
Нарисуйте простые геометрические формы. Затем обозначьте тени с помощью штриховки. Определите источник света и подумайте о тех областях, которые к нему повернуты: где самый светлый участок, а где самый темный; как ложатся тени и где располагается рефлекс.
Научившись работать с простыми формами, вы лучше сориентируетесь при работе со сложными объектами.
Помните, что объект обычно делится хотя бы на три световых зоны.
Падающая тень — это та тень, которую создает объект, преграждая свет. Она может быть четкой или мягкой, в зависимости от яркости и близости источника свет Усложните задание и попробуйте нарисовать объекты с составными формами, а затем с органическими:
Не ограничивайтесь двумя объектами: чем их больше, тем сложнее и интереснее будет задач
В органических формах представьте топографию поверхности и изобразите ее с помощью простой сетки. Линии должны выглядеть так, будто они были нарисованы прямо на поверхностях, следуя контурам по мере их изменения.
Для начала используйте очень тонкие линии (например, карандаш H2), или цветной карандаш, как на примере ниже. Избегайте нажима, чтобы контуры не мешали затенению.
И снова используйте штриховку, чтобы создать затенение!
Думайте о наиболее светлых участках (где свет падает непосредственно на поверхность объекта), полутонах, падающей и собственной тенях и отраженном свете
Решаем сложности перспективы
После тренировки на простых формах пора переходить к рисованию объектов в перспективе.
Вверху некоторые наброски форм и обычных объектов в двух- или трехточечной перспективе. Внизу тренировочная работа, направленная на развитие координации рук и глаз, чтобы увидеть / почувствовать углы и пропорции.
Как только вы выполнили трехмерные рисунки кубов и нарисовали молот Тора, попробуйте нанести на них узоры, накладывая их на трехмерные объекты. Используйте оттенки, передавайте освещение. Например, так:
У видеоблогера Альфонсо Данна (Alphonso Dunn) есть отличная серия видео на эту тему. Посмотрите это видео, вот это, еще это, и еще вот это, чтобы узнать, как сделать тренировочные упражнения по перспективе более увлекательными и эффективно интегрировать их в свой стиль
Постоянно развивайтесь!
Хочется поделиться одной из иллюстраций Bernie Wrightson из комикса «Франкенштейн». Обратите внимание, что автор строит работу на обычных штрихах, а с помощью перекрестной штриховки и некоторых других методов передает четкую разницу в текстуре и тонах.
Много упорной тренировки — и вы тоже так сможете
Когда вы лучше научитесь контролировать штрих и выдавать стабильный результат, можно задумываться о качестве линии в более разнообразном смысле. Что это значит?
Например, такие что-то такое.
Это, кстати, реклама Faber Castell — известнейшего производителя товаров для художников
Посмотрите, как волнистая спираль повторяет саму себя и при этом на показывает новую картину — просто за счет изменения ширины линии и ее расположение по отношению к предыдущей.
Как начать?
Попробуйте менять толщину линии. Изменение плотности и толщины штриха помогает описывать оттенки и форму эффективнее
Дополнительные материалы
Изучайте материалы разных авторов и учителей, чтобы изучать разные техники и точки зрения.
Штриховка карандашом. Теория и практика
Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.
Для чего нужна штриховка?
Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом, то сможете рисовать любые трехмерные объекты.
Основные принципы штриховки карандашом
Теперь рассмотрим основные ошибки в штриховке карандашом:
Ошибки на первом слое не нужно исправлять, ошибки исправляем в конце, когда заштриховали уже много слоев.
Практическое упражнение №1
Практическое упражнение №2
Теперь попробуйте выполнить такое упражнение: возьмите самый простой предмет (карандаш, тюбик зубной пасты и т.п.) и попытайтесь нарисовать его максимально точно, применяя основные принципы, которые мы рассмотрели. Лучше рисовать с натуры.
В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.
Как правильно точить карандаши и делать штриховку:
Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:
Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!
Идеи для рисования на каждый день 🎨