какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге
3. Какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге?
3. Какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге?
1) степень 2) повар 3) область 4) лектор.
Это слово лектор, точно.
Слова почерк множественном числе родительном падеже?
Слова почерк множественном числе родительном падеже.
От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа?
От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Какое из этих слов можно понять и как форму именительного падежа единственного числа, и как форму родительного падежа множественного числа?
Какое из этих слов можно понять и как форму именительного падежа единственного числа, и как форму родительного падежа множественного числа?
Употребить существительные в форме множественного числа родительного падежа?
Употребить существительные в форме множественного числа родительного падежа.
Запиши в нужном падеже?
Запиши в нужном падеже.
Вспомни об особенностях окончаний у слов в форме родительного падежа множественного числа.
Симпатичными прилагательного форма множественного числа родительного падежа?
Симпатичными прилагательного форма множественного числа родительного падежа.
Слово граммы в родительном падеже множественного числа?
Слово граммы в родительном падеже множественного числа?
Родительный падеж множественого числа слово курсант?
Родительный падеж множественого числа слово курсант.
В каком слове неправильно образованна форма родительного падежа множественного числа?
В каком слове неправильно образованна форма родительного падежа множественного числа?
Помидоров, носков, чулков, килограммов.
Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа?
Поставьте следующие существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Висят всю зиму вниз головой, как вена придёт заплачет.
Ударение при склонении имен существительных
В этом разделе собраны имена существительные, при склонении которых могут возникать трудности с постановкой ударения. В большинстве этих слов постановка ударения в начальной форме (в форме именительного падежа единственного числа) не вызывает затруднений.
Имена существительные с неподвижным ударением
Имена существительные мужского рода с неподвижным ударением на основе
Сначала рассмотрим и запомним группу имен существительных 2-го склонения мужского рода с неподвижным ударением на основе: в этих словах во всех формах ударение падает на один и тот же слог.
Им. падеж ед. число | Род. падеж ед. число | Им. падеж мн. число | Род. падеж мн. число |
торт | тОрта | тОрты | тОртов |
бант | бАнта | бАнты | бАнтов |
шарф | шАрфа | шАрфы | шАрфов |
склад (хранилище) | склАда | склАды | склАдов |
кран | крАна | крАны | крАнов |
вОзраст | вОзраста | вОзрасты | вОзрастов |
кОнус | кОнуса | кОнусы | кОнусов |
икс (в уравнении) | Икса | Иксы | Иксов |
хлЕбец | хлЕбца | хлЕбцы | хлЕбцев |
договОр | договОра | договОры** | договОров** |
Если слово не помечено звездочкой, то существует один вариант литературной нормы. Если слово помечено одной звездочкой (*), то существуют два равноправных варианта литературной нормы. Если слово помечено двумя звездочками (**), то существуют два варианта нормы, причем один из них предпочтительный, а второй — допустимый в разговорной речи или устаревающий.
Если вы изучаете этот список слов, для того чтобы сдать ЕГЭ, выучите вариант ударения, указанный в основном списке слов, а не альтернативные варианты, даже если они равноправные. Как правило, составители ЕГЭ даже более консервативны, чем составители академических словарей.
Обратите внимание на то, что в последнем слове из этого списка договОр ударение падает на третий слог (не дОговор ).
Им. падеж ед. число | Род. падеж ед. число | Им. падеж мн. число | Род. падеж мн. число |
лЕктор | лЕктора | лЕкторы | лЕкторов |
шофЁр | шофЁра | шофЁры | шофЁров |
инженЕр | инженЕра | инженЕры | инженЕров |
бухгАлтер | бухгАлтера | бухгАлтеры | бухгАлтеров |
инспЕктор | инспЕктора | инспЕкторы* | инспЕкторов* |
инстрУктор | инстрУктора | инстрУкторы* | инстрУкторов* |
Выпишите букву, обозначающую ударный гласный звук в выделенном слове.
Какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге
ГОВОРИТЕ И ПИШИТЕ ПО-РУССКИ ПРАВИЛЬНО
Эта книга расскажет много интересного о «великом и могучем» русском языке и поможет вам, мои юные читатели, повысить свою речевую культуру и грамотность.
Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встает вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?
Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.
Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь — это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме — нормам орфографии и пунктуации.
Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, нормы грамматические или орфографические. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо сказать или написать? Другие нормы представляют собой наиболее распространённые, предпочтительные языковые (речевые) варианты, закрепившиеся в практике использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с вариантами норм мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: как лучше сказать?
Напрасно пытаться ответить на этот вопрос однозначно, дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную свою устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не «прижившийся» образец употребления), норма изменяется в ходе развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что в данный период для одного и того же языкового явления существует несколько способов выражения: прежняя форма ещё не утрачена, но наряду с ней уже возникла новая. Сравните сочетания слов много народу — много народа, чашка чаю — чашка чая, в которых формы на -у/-ю свойственны прежнему употреблению, а формы на -а/-я — современному. Другой пример: произношение суффикса -ся в возвратных формах глагола: с твёрдым [с] — прежняя форма, с мягким [с’] — теперешняя. В обоих случаях старая и новая нормы сосуществуют, между ними возможен выбор. (В этом случае перед нами хронологические варианты нормы, т.е. нормы в их временной последовательности.)
Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции, от конкретных условий его использования (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива) возникают особые разновидности — стили. Каждый стиль характеризуется своими признаками: преимущественным использованием определённых лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т.д. Среди стилей выделяются две большие группы:
1) книжные стили (чаще в письменной форме);
2) разговорный стиль (чаще в устной форме).
Каждая группа стилей обычно располагает своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа догово́ры — договора́, сле́сари — слесаря́, из которых одни (с окончанием -ы/-и) являются книжными, а другие (с окончанием -а́/-я́) — разговорными. Другой пример: формы предложного падежа единственного числа в отпуске, в цехе (с окончанием -е) — книжные, а формы в отпуску́, в цеху́ (с окончанием -у́) — разговорные.
Таким образом, наряду со старыми и новыми вариантами нормы сосуществуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей — книжные и разговорные. И надо заметить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые — с разговорными.
Наличие вариантов нормы, т.е. двояких форм для выражения одного и того же языкового явления, обогащает язык, позволяет нам более точно передать мысль, оформить высказывание. Но при этом выбор варианта в каждом конкретном случае должен быть обоснован, стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А.С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Какие же требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки её характеризуют? Охарактеризуем десять основных признаков хорошей, точной речи и напомним, что говорили о необходимости уметь точно и лаконично передать мысль русские писатели.
Правильность речи — это её соответствие принятым в определённую эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. Писарев).
Точность речи — это её соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего — требованием смысла» (К. Федин).
Ясность речи — это её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» (римский учитель красноречия Квинтилиан).
Логичность речи — это её соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечёткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Чернышевский).
Простота речи — это её естественность, отсутствие «красивостей», вычурности слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).
Богатство речи — это разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).
Сжатость речи — это отсутствие лишних слов, повторов. «Если пишет многословно, — это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чём говорит» (М. Горький).
Чистота речи — это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Белинский).
Живость речи — это её выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А.Н. Толстой).
Благозвучие речи — это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. Чехов).
К сожалению, нередко в письменной и особенно устной речи людей любого возраста встречаются значительные отклонения от литературной нормы. Пролистаем письменные работы старшеклассников и абитуриентов, т.е. лиц, поступающих в вузы. Наверняка многие цитаты из сочинений вызовут у вас улыбку.
«Салтыков-Щедрин изобразил тяжёлое положение крестьянства в лице лошади»; «Базаров — молодой человек с захудалым лицом»; «Катерина и Кулигин — лучшие представители „тёмного царства“». (Авторы приведённых курьёзов не точно знают значения слов, не учитывают способности слов соединяться друг с другом по смыслу.)
«Сатин первый раскусывает Луку»; «Манилов умеет только трепать языком». (Ошибочно употреблены просторечные слова.)
Читальный зал
Наука и жизнь
Русский язык в школе
Русский язык за рубежом
Русская речь
Мир русского слова
Журнал «Грамоты.ру»
Исследования и монографии
Конкурсные публикации
|
Русский язык в школе
Об ударении в русском языке. Часть 2
7. Ударение подвижное и неподвижное
Например, ударение в словах тов а рищ, больн о й, в и жу не используется в качестве грамматического средства, потому что оно неподвижное – оно остаётся на одном и том же месте во всех формах каждого из этих слов. Ср. тов а рищу, тов а рищем, тов а рищи, то в а рищей, тов а рищами и т. д.; больн о го, боль н о му, больн ы м, больн ы е, больн ы х, больн ы ми и т. д.; в и дишь, в и дит, в и дим, в и дят, в и дел, в и девший и т. д.
У глаголов 2-го спряжения с подвижным ударением в личных формах форма второго лица множественного числа настоящего-будущего времени отличается от соответствующей формы повелительного наклонения только ударением. Ср. пр о сите – прос и те, х о ди те – ход и те, к у пите – куп и те и т. д. У глаголов же с неподвижным ударением на окончании эти формы совпадают: формы сол и те, звон и те, сид и те, лет и те, вел и те, молч и те и др. представляют собой формы 2-го лица множественного числа как настоящего времени, так и повелительного наклонения.
Определённая категория глаголов в прошедшем времени, имеющая ударение на основе, образует форму женского рода с переносом ударения на окончание. Таковы глаголы был, лил, пил, вил, ткал, лгал, врал, брал, драл, ждал, рвал, звал и др. Ср.: брал, бр а ло, бр а ли, но брал а ; был, б ы ло, б ы ли, но был а ; лил, л и ло, л и ли, но лил а и т. д.
Естественно, что в языках с фиксированным местом ударения последнее не может служить средством различения грамматических форм.
8. Ударение и звуковое качество фонем слова
Система русского ударения, т. е. место его по отношению к морфологическому составу слова, весьма сложна и требует ещё тщательного изучения.
9. Безударные и слабоударяемые слова
Слово бывало в определённом употреблении в силу своего большого объёма не бывает лишено ударения, но имеет ударение побочное, более слабое, чем обычное словесное ударение, ср. придёт быв а ло ко мн е и говор и т. Безударным часто бывает слово брат, употреблённое в качестве обращения, ср. ты, брат, не заговаривай мне зубы (произносится т ы брът ).
Таким образом, кроме слов, имеющих обычное ударение, и слов безударных, выделяется ещё третья категория – слов слабоударяемых или могущих быть слабоударяемыми. Обычное ударение имеют самостоятельные слова, безударными могут быть слова служебные. Слабоударяемыми же являются – если оставить в стороне те служебные слова, которые имеют побочное ударение в силу своего большого объёма, многосложности, – слова, образующие как бы промежуточную группу между категориями самостоятельных слов и служебных. Именно таковы предлоги, наречия, местоимения, связка. Слабоударяемыми бывают часто также числительные в определённом употреблении.
10. Побочное ударение слова
Выше было указано, что каждое самостоятельное слово имеет одно ударение. Однако имеются слова (обычно многосложные, большие по объёму), которые имеют или хотя бы могут иметь два ударения – наряду с основным, обычным словесным ударением, второе –побочное. Сюда относятся чаще всего сложные слова, образованные путём сложения двух основ. Ср., например, и долопокл о нник, ж е ртвопринош е ние, ч ё рносмор о диновое и т. д. Впрочем, те же слова обычно можно произносить и с одним ударением – без побочного. Вопрос этот совершенно не изучен, поэтому ниже ограничимся лишь несколькими предварительными замечаниями.
При наличии в слове двух ударений побочное бывает первым (ближе к началу слова), а основное вторым (ближе к концу слова). Чем более новым или необычным, чем более книжным по своему характеру или относящимся к специальному языку является сложение, тем в большей степени можно ожидать двух ударений – наряду с основным побочного. Ср., например, кл я твопреступл е ние, гальв а нопл а стика, р а диопри ё мник. Точно так же чем ощутительнее в смысловом отношении является первая часть сложения, тем больше оснований ожидать второго побочного ударения. Ср. возможное произношение: кор а блекруш е ние, подк о вообр а зный, т ё мно-зел ё ный. Поэтому в тех случаях, когда сложение основ вообще в слове мало ощущается или когда не выделяется в смысловом отношении первая часть сложения, или она выделяется слабо, побочное ударение обычно не наблюдается. Ср. подобостр а стный, самосто я тельный, еженед е льный, благод у шный, достов е рный и т. д. Наконец, чем дальше отстоит основное ударение от места возможного побочного ударения, тем опять-таки в большей степени можно ожидать двух ударений в слове. Ср., например, льнов о д (с одним ударением) и льн о тереб и лка (с возможным вторым, побочным ударением), землед е лец (с одним ударением) и з е млевлад е лец (с возможным вторым, побочным ударением), вр е мяпрепровожд е ние, с а харовар е ние, хл о пкоочист и тельный. Во многих случаях наличию побочного ударения рядом с основным содействует не одно из указанных условий, а два или все: ср. карт о фелекоп а лка – слово относится к специальному словарю сельскохозяйственной техники, обе основы чётко выделяются, основное ударение отделено от места побочного ударения тремя слогами.
Наличие побочного ударения в некоторых случаях, обычно вне указанных условий, характеризует просторечный стиль речи: ср. произношение по е хала в Ст а лингр а д, жил а в Л е нингр а де, в о бщеж и тии.
11. Колебания в ударении
Литературный язык стремится избежать колебаний. При наличии их нередко один из вариантов санкционируется как соответствующий норме, другой изгоняется как неправильный. Если же сохраняются оба варианта, то они постепенно дифференцируются в своих значениях – приобретают разную стилистическую окраску (примеры см. выше), разное грамматическое значение (например, м а ло и мал о ) или разное лексическое значение (ср., например, широко распространённую, хотя и не признанную правильной, дифференциацию кв а ртал – во временном значении и кварт а л – в пространственном).
12. Ударение и преподавание русского языка
Особенно большое значение имеют вопросы ударения при преподавании русского языка нерусским. Разноместность русского ударения и его возможная подвижность при образовании грамматических форм, соединённая с отсутствием обозначения ударения в печати, делают его для учащихся-нерусских исключительно трудным, если учитель не ведёт систематической и планомерной работы по практическому освоению учащимися русского ударения.
При работе над ударением необходимо постоянно обращаться к словарям и грамматикам. К сожалению, в грамматиках русского языка обычно ударению уделяется недостаточное внимание. Большую помощь в работе учителя здесь окажет «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, где даются систематические указания не только на ударение каждого слова в его исходной форме, но также и на передвижение ударения при образовании разных его форм. Однако нам нужны специальные работы по описанию системы русского ударения в его современном состоянии и истории, по ударению в языке лучших русских писателей и поэтов. В этом заинтересована как наука о русском языке, так и в ещё большей степени наша советская школа.
Текущий рейтинг:
A3. Какое слово в форме родительного падежа множественного числа сохраняет ударение на первом слоге?
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:Не имея часов,
1) сориентироваться во времени помогут растения.
2) есть множество других способов определить время суток.
3) можно определить время по цветам.
4) у нас не было возможности точно определить время
А5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.
1) Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть подальше.
2) Работа удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к дипломным работам.
3) Мы были на экскурсии в Бородине и Можайске.
4) На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
A. Читательские оценки современников, как свидетельствуют фак-
ты, не всегда совпадают с мнениями потомков.
Б. М.А. Дмитриев в своей книге воспоминаний писал об одном из представителей московского Парнаса: «Кому не было известно имя князя Шаликова? Гоголь, которого талант был так силён и живописен, никогда не пользовался такой известностью».
B. Теперь имя П.И. Шаликова, поэта-сентименталиста, почти за-
быто.
Г. Его узнавали на улицах, в прогулках по Тверскому бульвару его всегда сопровождали толпы поклонников и поклонниц.
А6. Укажите место пропущенного предложения:
Для современников же он был почти классиком.
А7. Какое из перечисленных вводных слов или сочетаний может быть в начале предложения Б?
А8. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное?
А9. Какая характеристика соответствует предложению А?
1) сложное бессоюзное
3) простое, осложненное сравнительным оборотом
4) простое, осложненное вводным предложением
А10. В каком(-их) предложении(-ях) есть причастие(-я)?
A11. Каково значение слова ПАРНАС в предложении Б?
1) аристократический клуб
2) название района (прежнее) в центре Москвы