какого отношение автора к мальчикам бежин луг
Сочинение на тему «Мальчики в рассказе Тургенева Бежин луг»
1. Образы мальчиков
В произведении «Бежин луг» Тургенев описал пятерых крестьянских мальчишек – Федю, Павла, Ильюшу, Костю и Ваню. Образы этих детей вышли яркими, интересными, живыми.
3. Павлуша
Портрет
Павел неказист, но его разговор, действия и поступки меняют первое внешнее впечатление в лучшую сторону. У него умный взгляд, в голосе звучит сила.
Характер и поведение
Павлуша сильный, смелый, активный, пользуется авторитетом у ребят. Несмотря на опасность: возможное присутствие волков, он не пугается, а действует. Мальчик особо не верит в приметы.
Роль среди товарищей
Я считаю, что Павлуша – лидер этой группы мальчишек. Он пользуется авторитетом, когда есть необходимость, то действует, например, возвращает собак, не побоявшись волков, идет ночью за водой.
История, которую рассказывал Павлуша
Павлуша описывает, как сильно деревенские жители перепугались при виде солнечного затмения. Еще они боятся Тришки, который является в момент конца света, и никакой управы на него не будет.
Отношение автора
Тургеневу очень понравился Павлуша. Автор отметил его силу, открытый и умный взгляд. Я считаю, что писатель выделяет из всех остальных ребят именно этого мальчика.
Мое отношение
Я тоже симпатизирую Павлу, мне интересно и приятно читать обо всем, что он говорит или делает. Такой умный, смелый, сильный человек. Мальчик с легкостью решает вопросы, он – открытый и бесстрашный паренек, и рассказами его не запугать. Он много делает для себя и своих друзей. Очень жаль, что жизнь Павлуши так рано прервалась.
6. Ваня
Портрет
Мальчик постоянно находился под рогожкой и спал. У него добрые глаза. Ему лет семь, он – самый маленький.
Характер и поведение
Ваня – тихий, спокойный мальчик. Ваня чуть картавит, немногословен, отказывается от гостинцев в пользу сестры. Дети рассказывают страшилки, а он под их истории спит, лишь изредка встревая в разговор.
Отношение автора
К Ване у автора нейтральное отношение. Мальчик очень слабо проявляет и выражает себя. Он редко говорит, спит под рогожкой.
Мое отношение
Я думаю, что мальчик еще мал, чтобы работать. Ему бы еще спать дома, где рядом его мама и папа. Но ребенку уже приходится сторожить лошадей, поэтому он и здесь. Мне жаль крестьянских детей, у которых не было детства.
Урок по русской литературе » Богатство духовного мира мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект урока по русской литературе (6 класс)
И.С. Тургенев. «Бежин луг»
Богатство духовного мира мальчиков
— раскрыть образы крестьянских мальчиков ;
— показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.
— закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя.
— воспитывать внимание к окружающему миру;
— воспитывать любовь к чтению художественного произведения.
Оборудование урока : учебник, иллюстрации к произведению.
Формы работы : парная, индивидуальная.
Тип урока : комбинированный
Объявление темы и целей урока.
— События в рассказах, которые произошли в Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками, их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В. Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце, страсти, наклонности, – словом, все то же, что и в образованном».
— Ребята, все ли прочитали рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»?
-Понравился вам рассказ?
Рассказ начинается необычно, герой заблудился.
-А случалось ли вам заблудиться?
-Какие чувства вы при этом испытывали?
-А какие чувства испытывает герой рассказа? Внимательно посмотрим по тексту.
(Вывод: герой не поддается панике, хоть ему и было жутко одному ночью в лесу, он продолжает действовать и выходит к людям).
-К кому же он вышел?
(Итак, автор вышел к детям)
-Что здесь ночью делают дети?
-Что такое «ночное»? Как это объясняет автор? ( чтение отрывка).
Изучение новой темы.
Следует сказать, что рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Важнейшее значение этого произведения в истории русской литературы состоит в том, что в нем И. С. Тургенев один из первых русских писателей ввел в литературу образ крестьянского мальчика. До Тургенева о крестьянах вообще писали редко. Книга «Записки охотника» обратила внимание широкой общественности на положение крестьянина в России, а «Бежин луг», кроме поэтичных и проникновенных описаний русской природы, показал читателям живых детей, суеверных и пытливых, храбрых и трусливых, вынужденных с детства оставаться один на один с миром без помощи знаний, накопленных человечеством.
Сейчас мы постараемся повнимательнее вглядеться в лица этих детей.
План анализа героя (у каждого на парте)
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.
— Кто из мальчиков больше вам понравился и почему?
— А как вы думаете, кто из мальчиков больше понравился охотнику? Почему?
— Как коротают время мальчики у костра?
(Да, мальчишки рассказывают истории. В этом рассказе мы видим мир почти языческих представлений о непонятных событиях. Тургенев тщательно выбирал слово, которое уместно применять к рассказам мальчиков: в журнале он назвал их «россказнями», в издании 1852 года –
— В рассказе дети рассказывают 11 быличек. Рассказ какого мальчика показался вам наиболее интересным и почему?
Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает ребят, таким, каким он живет в их представлении. И то, что с ними происходит, они стремятся осмыслить, понять. Они ищут ответы на события, которые происходят с ними.
— Как вы считаете, верят ли мальчики в то, о чем рассказывают? Почему?
(Они искренне верят в былички, т.к. ежедневно сталкиваются с неожиданными и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового, лешего, таинственные голоса погибших людей, ночные звуки и крики. Крестьянские дети в то время нигде не учились, были неграмотными, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное. А затем они упорно настаивают на том, что кажется им совершеннейшим фактом).
-Чему в рассказах мальчиков вы верите? Почему?
— Что в рассказах мальчиков показалось забавным, смешным?
а) Федя (самый старший)
«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».
— Почему автор обращает внимание на такую деталь, как сапоги? (последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: многие крестьяне были так бедны, что не было средств справить сапоги даже для главы семейства. А тут у ребенка собственные сапоги — это говорит о том, что семья Феди была зажиточной. На Ильюше, например, были новые лапти и онучи, а на Павлуше обуви вообще не было).
— Как ведет себя Федя с другими ребятами?
(Федя понимает, что он самый старший; достаток семьи дает ему дополнительную солидность, и он ведет себя покровительствующе по отношению к мальчикам)
(в разговоре ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» (сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство).
Он начинает разговор после перерыва, задает вопросы, перебивает, иногда насмешливо, Ильюшу, который обращает свой рассказ к нему: «Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен. » Но, слушая рассказы про русалок и леших, он попадает под их обаяние и непосредственными восклицаниями выражает свои чувства: «Эка! — проговорил Федя после недолгого молчания, — да как же это может этакая лесная нечисть хрестьянскую душу спортить, он же ее не послушался?»; «Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу. ».
Ближе к концу разговора Федя ласково обращается к Ване, самому младшему мальчику: видно, ему нравится старшая сестра Вани, Анютка. Федя по деревенскому этикету сначала спрашивает о здоровье сестры, а потом просит Ваню передать ей, чтобы она приходила к Феде, обещая ей и самому Ване гостинец. Но Ваня простодушно отказывается от гостинца: он чистосердечно любит сестру и желает ей добра: «Дай уж лучше ей: она у нас такая добренькая».
Как дальше сложилась судьба Феди, автор не говорит, возможно, потому, что судьба мальчика из богатой семьи вполне предсказуема.
б) Ваня
— О ком идет речь?
О Ване меньше всего говорится в рассказе: он самый маленький мальчик из тех, кто пошел в ночное, ему всего семь лет:
«Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку ».
— Как характеризует Ваню его речь? поступки?
(Ваня не вылез из-под рогожи даже тогда, когда Павел позвал его есть картошку: видимо, он спал. Он проснулся, когда мальчики замолчали, и увидел над собой звезды: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Это восклицание, как и отказ Вани от гостинца ради сестры Анюты, рисуют нам мальчика доброго, мечтательного, видимо, из бедной семьи: ведь уже в семь лет ему знакомы крестьянские заботы).
в) Ильюша
— О ком идет речь?
Ильюша — мальчик лет двенадцати.
Лицо его «. было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».
— Где работает Ильюша?
г) Костя
— О ком идет речь?
«. Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
— Мы видим, что Костя из бедной семьи, что он худ и плохо одет. Возможно, он часто недоедает и для него поход в ночное — праздник, где можно поесть вволю дымящийся картофель.
— Почему автор называет его «трусишкой»?
(рассказ Кости очень поэтичен, похож на народную сказку. Мы видим в поверье, рассказанном Костей, общее с одним из сказов П. П. Бажова — «Медной горы Хозяйка». Как и главный герой сказа Бажова, плотник Гаврила встречается с нечистой силой в женском обличье, удивительным образом находит дорогу после встречи и потом не может забыть о ней, «невеселый ходит»).
Рассказ Кости про голос из бучила проникнут страхом перед непонятным: «Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезненный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал. » Печально повествует Костя о гибели мальчика Васи и о горе его матери Феоклисты. Рассказ его похож на народную песню:
«Бывало, пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, — она так вся и встрепещется. Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются, а Феоклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: „Вернись, мол, вернись, мой светик! Ох, вернись, соколик!“»
Особую выразительность этому рассказу придают повторы и слова встрепещется, кликать.
С вопросами Костя обращается к Павлуше: он видит, что Павлуша не боится окружающего мира и старается объяснить то, что видит вокруг.
д) Павлуша
— О ком идет речь?
Павлуше, как и Ильюше, на вид двенадцать лет.
У него «. волосы были всколокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».
— Как относится Павлуша к другим мальчикам?
(Павлуша — умный и смелый мальчик. Он активно участвует в разговоре у костра и пытается подбадривать мальчиков, когда они под впечатлением страшных рассказов пугаются и падают духом. После рассказа Кости о русалке, когда все вслушиваются с испугом в ночные звуки и призывают на помощь крестную силу, Павел ведет себя иначе:
«— Эх вы, вороны! — крикнул Павел, — чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились»).
Когда собаки внезапно поднимаются и с судорожным лаем кидаются от огня, мальчики пугаются, а Павлуша с криком бросается вслед за собаками:
«Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко закричал: „Серый! Жучка. “ Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека. Прошло еще немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет. Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
— Что там? что такое? — спросили мальчики.
— Ничего, — отвечал Павел, махнув рукою на лошадь, — так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, — прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».
— Как автор относится к Павлуше?
(Автор не скрывает своего восхищения храбростью этого мальчика:
«Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка. »)
Павлуша — единственный мальчик, которого автор называет в рассказе полным именем — Павел. Он в противоположность Ильюше и Косте пытается понять, объяснить мир, непонятные явления.
— Как мальчики относятся к Павлуше?
(мальчики ценят храбрость товарища, обращая к нему свои вопросы. Даже собака дорожит вниманием мальчика:
«Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу»).
Павлуша объясняет непонятные звуки: он различает крик цапли над рекой, голос в бучиле объясняет криком, который издают «такие лягушки махонькие»; он различает звук летящих куличков и объясняет, что они летят туда, «где, говорят, зимы не бывает», а земля такая «далеко, далеко, за теплыми морями».
Очень ярко характер Павлуши проявляется в рассказе о солнечном затмении. Ильюша с жаром пересказывает деревенские суеверия о приходе Тришки, а Павлуша смотрит на происходящее умным, критичным, насмешливым взглядом:
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусил, что на поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: „Кому теперь есть, когда, говорит, наступило светопреставление“. Так шти и потекли».
Павлуша создает интригу, не сразу раскрывая, что же это было за существо с огромной головой, описывая, как вели себя перепуганные жители. Рассказывает мальчик неторопливо, посмеиваясь над мужиками и, вероятно, над своим собственным страхом, потому что он тоже находился в толпе людей, высыпавших на улицу и ждавших, что будет:
«— Смотрят — вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная. Все как крикнут: „Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!“ — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: „Авось, мол, хоть птицу-то, враг, душегубец, пожалеет“. Таково-то все переполошились. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».
Больше всего нас восхищает кульминация рассказа, когда Павлуша возвращается от реки «с полным котельчиком в руке» и рассказывает, как слышал Васин голос:
«— Ей-Богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу, вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: „Павлуша, а Павлуша!“ Я слушаю; а тот опять зовет: „Павлуша, подь сюда“. Я отошел. Однако воды зачерпнул».
Последняя фраза подчеркивает твердость и силу характера мальчика: он услышал голос утопленника, но не побоялся и зачерпнул воды. Он прямо и гордо идет по жизни, отвечая на слова Ильюши:
«— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь».
И мы вместе с автором испытываем настоящую горечь при известии о том, что Павел погиб, упав с лошади. Хочется, чтобы судьба была милостива к смелым и сильным людям.
Образы и характеристики мальчиков — героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.
Характеристика Феди
Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.
Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.
Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федя истории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.
Характеристика Павлуши
Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.
Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.
Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.
Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.
Характеристика Ильюши
Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.
Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).
К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.
Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.
Характеристика Кости
Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.
Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.
Характеристика Вани
Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.
У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!
Заключение
В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.
Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. Тургенева
Разработка урока по литературе в 7-м классе: «Образ автора в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»»
Разделы: Литература
Особое место в системе работы над развитием речи занимает сочинение-рассуждение, потому что процесс овладения техникой рассуждения способствует выработке умения чётко и ясно формулировать мысль, обосновывать её, пользуясь различными способами аргументации, или опровергать то или иное суждение, с которым нельзя согласиться, умение правильно построить свою речь, расположить её части в определённой взаимосвязи и последовательности, сделать обобщение и выводы.
Тема урока. Образ автора в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг”.
Цель урока: раскрыть понятие “образ”, показать построение образа автора-рассказчика на основе анализа текста, подготовить учащихся к домашнему сочинению.
Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.
II. Постановка задачи.
Учитель. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?
Дети. Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.
Учитель. Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике, (стр. 8, в учебнике “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова, 7 класс, М., Дрофа, 2002г.) Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено.
Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить.
Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.”
Основной вопрос: Как создается образ?
Дети. Вообразить, преобразить, изобразить.
Учитель. Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?
Дети. Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.
Учитель. Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?
Дети. Определить черты характера автора-рассказчика. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика.
III. Работа с текстом.
По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях в две колонки: приемы; черты характера.
Учитель. С чего начинается рассказ?
Дети. С описания июльского дня.
Учитель. Какая основная мысль описания?
Дети. “Был прекрасный июльский день”.
Учитель. Чем он прекрасен?
Учитель. В этом описании есть “я” автора?
Дети. Конкретного “я”, присутствия героя нет. Дана картина природы. Отношение автора к природе высказано не прямо, он словно со стороны любуется картиной июльского дня. Так может любоваться природой человек, который понимает прекрасное. Природа рождает у автора поэтическое восприятие, одухотворенное, доброе чувство. Автор испытывает эстетическое наслаждение, любуясь июльским днем. Ему ничего от этого дня не нужно – бескорыстное любование.
Учитель. Для чего в начале рассказа введен пейзаж?
Дети. Выполняет роль зачина.
– Дает характеристику автору-рассказчику: так создать описание может только человек, понимающий прекрасное, с поэтическим восприятием пейзажа, с эстетическим отношением к природе.
Вывод записываются в тетрадь:
Черты характера
Учитель. Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица? (Учебник Кутузова, стр. 320)
Учитель. Может по первым фразам определить его социальное положение?
Дети. Дворянин; см. “такой погоды желает земледелец для уборки хлеба; человек не работает на земле, свободен, в такой удачный для уборки хлеба день – и на охоте. Охота – увлечение, охотится в свободное время.
Учитель. Что произошло с рассказчиком?
Учитель. Почему заблудился автор?
Дети. Наступила ночь.
Учитель. Как наступила ночь?
Дети. “Ночь росла как грозовая туча”.
Учитель. Оправдано ли такое сравнение?
Дети. Сравнение строится на быстроте действия. Гроза несет страх, жуткое состояние, становится темно.
Учитель. Есть ли чувство страха у автора? (См. учебник, стр. 338, 3-й абзац)
Где здесь описание природы, а где – описание душевных переживаний охотника? Отделить одно от другого невозможно”.
Дети.“Жутко”, т.е. неприятно, испытывает тревогу, страх, ощущение таинственности вызывает тревогу (упоминание о запоздалом ястребке).
Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения заблудившегося человека.
Учитель. Каков хронологический путь блужданий героя?
Учитель. Чем вызвано угрюмое настроение автора?
Дети. Угрюмое настроение вызвано чувством одиночества.
Учитель. Когда усиливается это чувство одиночества?
Дети. Чувство одиночества усиливается, когда автор оказывается в лощине :”Казалось, что отроду не бывал в таких пустых местах”, “. очутился над бездной. ”
Выводы записываются в тетрадь.
Учитель. Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика?
Дети. Психологическое состояние автора меняется, когда он получает способность ориентироваться в пространстве; когда увидел огни костра и мальчиков около костра.
Учитель. Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе?
Дети. Нет. Сказал, что заблудился. На вопрос мальчиков ответил откуда он.
Учитель. Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя.
Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков?
Дети. Рассказчик наблюдателен: определяет материальное положение каждого; по портрету определяется характер, возраст.
Учитель. Как автор реагирует на рассказы мальчиков?
Дети. Слушает, не перебивает.
Учитель. Верит ли он этим рассказам?
Дети. Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным им чудится страшное начало жизни.
Учитель. Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам?
Дети. Это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Учитель. Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра?
Дети. Автор наблюдателен, хорошо знает жизнь крестьянских детей, видит их даровитость, индивидуальность, трудолюбие, с симпатией относится к этим даровитым детям.
Выводы записываются в тетрадь.
4. Роль наблюдателя и слушателя. | Наблюдательность проявляется в описании мальчиков: определяет материальное положение, по портрету определяет характер; возраст мальчиков. В рассказах ребят есть серьезное и наивное. Знает быт крестьянских детей. Говорят, подражая взрослым, верят в народные поверья. Автор делает вывод, что это даровитые, способные дети. Ночь вносит смятение в душу человека, рассказы мальчиков передают это смятение, автору понятен их страх. |
Учитель. Через чье восприятие дается наступление утра?
Дети. “. по моему лицу. ”, “. я открыл глаза. ”, “. тело мое. ”
Учитель. Каково настроение автора в этой сцене?
Дети. Настроение автора бодрое, веселое, восход солнца восстанавливает свет и гармонию. Потоки солнечного света возрождают к жизни.
Вывод записывается в тетрадь.
5. Описание наступления утра, восходящего солнца. | Бодрое, веселое настроение, радость от наступления нового дня жизни. |
Учитель. Каким же предстает перед нами автор?
Дети. Наблюдательным, любознательным; хорошо знающим и понимающим природу, ее красоту; хорошо знающим быт крестьянских детей; человек и природа взаимосвязаны.
Учитель. Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора?
Дети. Описание природы; ощущения заблудившегося человека; роль наблюдателя и слушателя; описание наступающего утра и восходящего солнца.
V. Работа над планом сочинения.
На основе записанных выводов составляется план к сочинению “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.
Учитель. Что из себя представляет формулировка темы: рассуждение, понятие, вопрос?
Дети. Это тема – понятие.
Учитель. Какой основной вопрос к теме можно поставить? Какими приемами пользуется Тургенев для создания образа втора? (Прямой ответ на поставленный вопрос к теме будет тезисом сочинения)
Дети. Образ автора раскрывается через описание природы; ощущения человека, заблудившегося в ночи; в роли слушателя и наблюдателя.
Формулировку сокращаем: образ автора раскрывается посредством описания, передачей ощущения, наблюдением, повествованием. (т.е.Тургенев использует разнообразные средства для раскрытия образа автора в рассказе “Бежин луг”.)
В сильном классе можно взять тезис более обобщенный: “Мастерство Тургенева в раскрытии образа автора в рассказе “Бежин Луг”. На основе записанных выводов – аргументов доказывается понятие “мастерство”.
I. Герои рассказа Тургенева “Бежин луг”.
II. Образ автора раскрывается описанием, повествованием, через ощущения, наблюдения.
1. Эстетическое восприятие июльского дня.
2. Ощущения заблудившегося человека.
3. Роль наблюдателя и слушателя.
4. Радость от наступления нового дня жизни.
III. Связь человека и природы (см. в учебнике под редакцией Кутузова для 7 класса стр.338, последний абзац).
VI. Домашнее задание.
Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.
1. И.С.Тургенев “Бежин луг”;
2. Учебник 7 класса под редакцией Кутузова “В мире литературы”;
3. Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Клочихина “Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов”, М., “Высшая школа”, 1973г.;
4. П.Г.Воробьев “Рассказы И.С.Тургенева в школе”, М., “Просвещение”, 1968г.