какого отношение дикого к грозе

какого отношение дикого к грозе

Краткая характеристика

С.П.Дикой — купец, влиятельный человек в городе. Он отличается скандальностью и сварливостью. Каждый день он становится зачинщиком ссор и ругани. Если по каким-то причинам не может дать отпор другому (например, когда у противника больше денег), то обязательно срывается на домочадцах. От творимого им произвола страдает вся семья — супруга и 2 дочери, часто достается и работникам.

какого отношение дикого к грозе

Дикой — очень жадный человек. Всякий, кто приходит к нему за деньгами, обязательно будет унижен и оскорблен. Причем даже в том случае, если купец обязан заплатить. К примеру, к нему приезжает племянник, который по закону должен получить наследство. Но Савел Прокофьевич не торопится с выплатой. Страдают и крестьяне — они постоянно остаются без жалования либо вынуждены ожидать его продолжительное время.

Изредка Дикой понимает, что поступает нехорошо и зло, но ничего не может с собой поделать. Он бросается в ноги своей семье, молит о прощении, однако не проходит и дня, как все повторяется.

Особенности образа

Савел Прокофьевич Дикой, характеристика которого полностью негативная, всегда невежествен и груб. В пьесе нет ни одного момента, когда бы он поступил правильно. Если охарактеризовать его кратко, можно выделить следующие черты:

какого отношение дикого к грозе

Савел Прокофьевич ничем не интересуется. Более того, наука или политика кажутся ему бесполезными и даже вредными. Его преданность приметам и предрассудкам явно проявляется, когда приходит Кулигин и просит помочь в обустройстве громоотвода. Но Дикой называет грозу Божьим знаком, и полностью уверен, что «шестами да рожнами» с ней бороться нельзя. Против высших сил не поможет ничего.

Если что-то и вызывает неподдельную любовь Дикого, то это деньги. Когда они попадают в его кошелек, Савел сделает все, чтобы они там и остались. К примеру, его крестьяне подолгу не получают жалования, а если и удается выпросить, то к оплате добавляются бранные слова и крики от жадного купца.

Основной чертой его характера можно назвать грубость. Дикой никогда не думает, что говорит, часто использует бранные и обидные слова. Унижения и оскорбления — единственный способ общения, ему доступный. Он очень глуп, поэтому агрессивен.

Семья Дикого

Семья Дикого в пьесе «Гроза» описывается скудно. Однако даже этих немногих слов Островского достаточно, чтобы показать неподдельный страх перед ним. Исходя из цитат, можно сложить впечатление о нескольких родственниках:

какого отношение дикого к грозе

Дикой в городе занимает высокое положение. У него большие сбережения, есть много людей, которые зависят от купца. Причем это не только его крестьяне, но и остальные. Чувствуя свою безнаказанность и власть, Савел Прокофьевич ведет политику грубости и самодурства. Его жестокость распространяется на всех. Но если удается встретиться с людьми богаче и влиятельнее него, с теми, кому он не может ничего высказать, страдает семья. По возвращении домой он срывается на них, заставляя каждого бояться.

Действующие лица и отношения с ними

В пьесе есть несколько основных действующих лиц, и с каждым из них у Дикого складываются свои взаимоотношения, преимущественно зависящие от уровня достатка последних. Сравнительное описание представлено в таблице ниже.

Действующее лицоКраткая характеристикаВзаимоотношения с Диким
Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха)Тиран, деспот, купчиха, глава семьи, всех держит под давлением.Отличные. Оба влиятельны и одинаково невежественны, глупы. Поддерживают друг друга.
КатеринаМолодая девушка, жена сына Кабанихи. Влюбляется в племянника Дикого, за что осуждена обществом. Развита, умна, нежна. Поддается своей необузданной страсти, а затем не может скрывать роман от мужа. Не сумев вынести собственного предательства, бросается в омут.Дикой сначала нейтрален по отношению к Катерине, но потом начинает ее презирать, т. к. она пошла против устоявшегося уклада и позволила себе влюбиться не в того.
Тихон Иванович КабановСлабый и безвольный мужик, во всем потакающий матери. Из-за этого он часто бывает несправедлив к жене.Купец относится к Тихону по-отцовски, старается передать ему свою невежество и глупость. Радуется, когда видит, как тот всецело подчиняется матери Кабанихе, хотя и делает редкие попытки выйти из-под ее власти.
Борис Григорьевич, племянникОчень добрый и пронзительный юноша. Из-за своей неопытности не способен принимать волевые решения.Наследство, которое купцу нужно передать племяннику, становится камнем преткновения. Ему не хочется расставаться с деньгами, поэтому речь всегда наполнена бранью и руганью.
КулигинИскренний и самобытный мещанин. Развивается разносторонне, в его поведении преобладает здравый смысл.Савел Прокофьевич побаивается Кулигина, не ругается с ним, как обычно, старается сторониться. Мещанин много и постоянно говорит, часто купцу не удается вставить даже слова.
ФеклушаНеобразованная странница, которая действует на руку Кабанихе и Дикому.Она рассказывает о том, что если кто-то выйдет из-под крыла Кабанихи или купца, переедет из Калинова, то будет вести неправильный образ жизни. Истинное счастье есть только в этой «земле обетованной». Ее льстивые речи имеют большое значение для купцов, поэтому они к ней благосклонны.

Значение купца в произведении

какого отношение дикого к грозе

Савел Прокофьевич рассматривает себя как хозяина всего Калинова. Говоря о том, как Дикой относится к окружающим, читатель замечает безграничность хамства и грубости. Но только в случае, если собеседник не может дать отпор.

Это указывает на то, что купец является обычным трусом. Он никогда не скажет слова против, если перед ним кто-то, у кого больше денег.

Драма принадлежит тому времени, когда самодуры и богатые влиятельные люди преобладали. Они принадлежат особому сословию, которое полагало, что ему все можно. Они всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературной классики. В сравнении с ними обычно рассматривались обычные крестьяне. Они находятся на более низком социальном положении, но являются развитыми и умными личностями.

Источник

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет в цитатах

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза»: описание характера героя, портрет в цитатах.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Дикого в пьесе «Гроза»

Однажды к Дикому из Москвы приезжает его племянник Борис. Тот надеется получить от дяди наследство, оставленное бабушкой. Для этого племяннику нужно вести себя вежливо и покорно со вздорным дядей.

Однако Дикому трудно угодить, поэтому Борис не уверен, получит ли свое наследство когда-либо. Так же и работники Дикого никогда не знают, заплатит ли хозяин за работу или нет.

Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» в цитатах

«. Савел Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе. «

«. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. «

«. Как не ругать! Он без этого дышать не может. «

«. Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве. «

«. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. «

«. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите. «

«. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. «

«. столько у тебя народу в доме, а на тебя на одного угодить не могут. «

«. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне. «

«. Ну так что ж, что я воин? Ну, что ж из этого. «

«. Так ты знай, что ты червяк.Захочу – помилую, захочу – раздавлю. » (Дикой говорит Кулигину)

«. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. «

«. Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное положение. «

«. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека. «

«. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «

«. А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. «

«. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись. «

«. К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. «

«. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!». «

«. потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать. «

«. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. «

«. После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся. «

«. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите. » (о жене Дикого)

«. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет. «

«. бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием Если мы будем к нему почтительны. «

«. Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит. «

«. У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен. «

«. А вот что: разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всем городе умеешь меня разговаривать. «

Критика об образе Дикого в пьесе «Гроза»

Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, вроде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.»

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Источник

Характеристика образа Дикого в пьесе А. Островского «Гроза»

Авторы добавляют в свои произведения персонажей неслучайно. Каждый из них играет определенную роль, без которой читатели не понимали бы полноту сюжета, описанную жизненную ситуацию, поведения других героев. Хорошим примером такого литературного типа является характеристика образа Дикого в «Грозе». Александр Островский отдал купцу отрицательную роль, с которой тот справился на отлично.

Краткая характеристика Дикого

Савел Прокофьевич Дикой является истинным отображением самодурства. Он богатый купец, влиятельный человек в городе Калинове, который отличается сварливым и скандальным характером. Ежедневно по его прихоти и невежеству возникают скандалы и ссоры. Если по какой-то причине он не может дать отпор другому человеку, то срывает свою злость на домочадцах — жене и 2 несовершеннолетних дочерях. Часто от его необузданного гнева страдают окружающие, в том числе и простые работники.

Дикой — жадный человек, который оскорбит и унизит любого, кто придет к нему за деньгами. Ему не волнует даже, что он обязан заплатить. Ярким примером и жертвой его самоуправства, произвола и дурного нрава является племянник Борис, который приехал к дяде за получением законного наследства. Но Савел Прокофьевич не спешит отдавать родственнику положенную часть имущества, считая, что племянник должен вести себя почтительно по отношению к нему. Их взаимодействие хорошо характеризуется в цитатном описании пьесы:

«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием Если мы будем к нему почтительны…»

Возмутительный характер Дикого проявляется и по отношению к рабочим, которые постоянно остаются без жалования либо ждут его долгое время.

Бывает и так, что купец сознает, что его злость и самодурство — зло, но усмирить свой нрав не может. Он слезно просит прощения у своей семьи, но по прошествии некоторого времени все повторяется вновь.

Нюансы образа

Характеристика Дикого из пьесы «Гроза» полностью негативная: он невежественен, груб. В произведении нет события, которое бы охарактеризовало его с положительной стороны. Если кратко описывать его, образ складывается из следующих характеристик:

Полностью изобразить его характер можно только грубостью. Он часто не задумывается, что говорит, использует в общении грубые и бранные слова, чем и обижает окружающих. Единственный доступный ему способ общения — оскорбления и унижения. Его глупость и отсутствие каких-либо манер проявляется в его агрессии.

Савела Дикого ничто не интересует. Познания в политике или науке для него — пустая трата времени. Однако он предан приметам и предрассудкам и очень боится их. Примером является сцена, где к купцу приходит Кулагин и просит помочь с устройством громоотвода. На что он, конечно же, получает отказ. Так как Савел считает, что гроза — Божий знак, и бороться с ней бессмысленно.

Что он действительно любит, так это деньги. Когда они попадают к нему, Савел сделает все, чтобы не расставаться с ними. Чаще всего он экономит на крестьянах, которые долгое время не могут получить свое жалование.

Взаимодействие купца с людьми, находящимися в нижнем социальном слое, характеризуют следующие цитаты из пьесы:

Семья купца

О родных Дикого в пьесе упоминается очень мало. Однако даже небольшого упоминания достаточно, чтобы читатель понял, что жена и дочери испытывают неподдельный страх. Цитаты произведения описывают семью купца так:

Савел Дикой — значимая и высокопоставленная личность в городе. У него довольно много накоплений, из-за чего большинство жителей зависят от него. Касается это не только крестьян, но и большую часть горожан. Благодаря ощутимой власти и безнаказанности купец ведет жестокую и грубую политику. Его агрессии подвержены все. Но стоит в городе появиться тому, кто не попадает под влияние Дикого, от агрессии купца страдает именно семья. После встречи с такими людьми он возвращается домой, где срывается на домочадцев, заставляя их бояться себя.

Взаимоотношения с действующими лицами

В произведении Александра Островского несколько главных персонажей. С каждым из них у Дикого складываются разные взаимоотношения, которые основаны на достатке и социальном статусе персонажей. В пьесе можно выделить несколько основных героев: Кабаниха и ее семья, родные Дикого, Кулигин и Феклуша.

Семейство Кабанихи

Кабанова Марфа Игнатьевна или, как ее называют в пьесе, — Кабаниха. Их образы с купцом довольно схожи. Она является главой своей семьи, обладает деспотичным характером, оказывает на всех давление. Характеры обоих настолько схожи, что между ними складываются отличные взаимоотношения. Савел Прокофьевич даже считает, что только купчиха понимает его.

Катерина. Молодая жена сына Кабанихи. Она умна, нежна и довольно развита, но и ей свойственно ошибаться. Девушка влюбляется в Бориса, племянника Дикого, чем вызвала недовольство общества. Она поддается страсти, что приводит к предательству, которое она не может скрыть от своего супруга. В итоге Катерина бросается в омут. Поначалу между героями нейтральные взаимоотношения. Но после того как Катерина пошла против устоев и влюбилась не в того, Савел начинает ее презирать.

Тихон Иванович Кабанов. Его можно называть слабым и безвольным мужичонкой, который во всем слушается свою мать Кабаниху. Из-за этого его отношение к жене часто несправедливое. Но Дикой относится к нему, как к сыну, стараясь передать ему свои качества — невежество и глупость. Савел приходит в восторг, когда видит, что Тихон следует указанием Кабанихи. Изредка молодой парень делает попытки вырваться из-под тирании матери, но они заканчиваются провалом.

Другие персонажи

Кулигин. Искрений и самобытный человек, мещанин. Он развивается в различных направлениях, благодаря чему его поведение и отношение к остальным основано на здравом смысле. Дикой испытывает страх перед мещанином. Купец чувствует превосходство Кулигина, поэтому не может ругаться или браниться с ним, как с остальными. Мещанину характерно многословие, которое мешает Савелу выражать свое мнение.

Феклуша. Странница без образования, но все ее действия только на руку Кабанихе и Дикому. Она старается всех убедить, что если кто-то из жителей города выйдет из-под крыла Кабанихи и Савела или переедет из Калинова, их ждет неправильная жизнь. По ее словам, счастье можно найти только в этом городке. Ее фальшивые речи значимы для купцов, поэтому они относятся к ней благосклонно.

Роль Савела Прокофьевича

Дикой считает себя хозяином всего города. Читая о том, как купец общается с крестьянами, и как они отзываются о нем, можно заметить безграничное хамство и грубость. Но они заканчиваются, когда Савел встречает того, кто может дать ему отпор. Это прямое указание на трусость героя, который не может сказать слова против того, кто имеет больше денег.

Пьеса написана в то время, когда богатые и невежественные самодуры имели преобладание перед всеми. Деньги превозносили таких людей до особого сословия, которое считало, что ему все доступно и разрешено. Такие типажи всегда высмеивались талантливыми авторами русской литературы. В сравнении с богатыми личностями всегда использовались обычные крестьяне, которые несмотря на отсутствие денег слыли более развитыми и умными людьми.

Источник

Образ и характеристика Дикого из пьесы «Гроза» Островского

Во времена написания пьесы обществом управляли герои подобные Дикому. Его портрет аналогичен сотням других богатых купцов, утопавших в роскошном образе жизни, абсолютном невежестве. Такие люди тянули Россию на дно. В темное царство глупости, тупости, средневековых нравов. Образ и характеристика Дикого в пьесе «Гроза» является отрицательным. Он истинное воплощение понятия самодурство. Является ярким представителем диких нравов и сурового отношения к людям и жизни.

Савел Прокофьевич Дикой – зажиточный купец в городе Калинове. Отрицательный персонаж.

Образ и характеристика

Дикой человек, мягко говоря, неприятный. Такое впечатление производит из-за ужасного характера. Супруга Дикого зная, что мужа лучше не гневить, начинает каждое утро слезно обращаться к окружающим:

Дикой типичный портрет самодура. Привык ощущать себя полноправным властелином города. Абсолютно уверен, что имеет права влиять на судьбы жителей, нагло вмешиваясь в их жизнь.

Грубиян и хам. Разговорная речь полный кошмар. Сплошные ругательства. Может он привык так изъясняться, считая, что собеседник поймет быстрее. Доброго слова от него точно не услышишь. Дикой точно знает на кого орать, а где смолчать.

Человек настроения. Никогда не знаешь, в каком расположении духа он будет сегодня. Впрочем, улыбающимся его не видели. Вечно угрюм и озлоблен.

Не образован. За всю жизнь не прочитал ни одной книги. Фамилии известных писателей вызывают у Савела недоумение. Историю не знает. С современностью не дружит. Считает науку пустой тратой времени. Глупостью, смешным занятием недостойным уважения. Одним словом дикий человек.

Осознает поступки. Прекрасно осознает, что поступает плохо, но изменить ситуацию либо измениться самому – это не для него.

Жаден до денег. Деньги главное в жизни Савела Прокофьевича. Смысл и суть. Попади денежные средства в карман Дикого, он никогда не сможет расстаться с ними. Служащие забыли, что такое жалованье. Стоит кому-то попросить одолжить деньжат, у Дикого начинается внутреннее клокотание.

Отношение к женщинам. Вот уж кому достается от Савела Прокофьевича так это бедным женщинам. Вся агрессия направлена на женский пол. Единственная женщина, которую тиран и деспот побаивается Кабаниха. Ее уважает. С мнением считается. Чувствует баба сильней и хитрей. У самой характер сродни его.

Эгоистичен. По завещанию Дикой должен племяннику наследство, доставшееся Борису от бабки. Одно из условий получения является почтительное отношение к дядюшке. Такие условия Дикому выгодны. Он пользуется этим, заставляя племянника пахать на него с утра до ночи. Словно он бесплатная рабочая сила. Почему бы не поэксплуатировать родственника. При этом Дикой постоянно унижает и оскорбляет племянника. Постоянно ему напоминает, словно оправдывается:

Уверен в себе. Идет по жизни напролом. Словно танк, не останавливается перед преградами на пути. Точно знает, что делает и абсолютно уверен, что поступает правильно. Мнение других безразлично.

Источник

Все персонажи грозы. Герои пьесы «Гроза. Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

какого отношение дикого к грозе какого отношение дикого к грозе

Проблема человеческого достоинства

Проблема человеческого достоинства актуальна во все времена и во все эпохи. В середине XIX века, когда провинция переживала кризис, а устаревшие порядки купечества так или иначе задевали достоинство простого народа, этот вопрос стоял особенно остро.

Именно о человеческом достоинстве, о борьбе между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными взглядами свободной молодежи рассказывает в своей пьесе А. Н. Островский «Гроза».

Проблема достоинства рассматривается в произведении с разных сторон. С одной стороны, стоит недостойное, лживое, лицемерное и двуличное купеческое общество. Представители старых укладов позволяют себе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, подчиненные для них — рабы, а не люди.

За пределами своих домов они надевают любезные маски. Несмотря на то, что эти люди считают себя высшим обществом, такое поведение трудно назвать человечным и достойным.

С другой стороны, стоят постоянно унижаемые представители молодого поколения. Некоторые из них смирились с такой жизнью, потеряли чувство собственного достоинства, стали похожими на рабов. Но все внимание к себе приковывает Катерина – смелая, нравственная, свободная.

Она не хочет мириться с таким обществом и не находит свое место в нем. У нее, в отличие от других, есть собственное мнение. Но, к сожалению, в обществе, в котором не имеют представления о человеческом достоинстве, очень трудно остаться настоящим человеком.

Я поддерживаю Катерину и считаю, что нужно бороться за свое достоинство, за право на свою личную жизнь и на мнение, даже если его не разделяют сотни людей. Конечно, остаться собой в таком гнилом обществе без поддержки очень трудно, именно поэтому история и закончилась трагедией.

В чем смыл названия пьесы «Гроза»?

название «Гроза» многогранно

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе. Гроза играет важную роль и в композиции драмы.

Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.

Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).

Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.

Гроза — символ любви Бориса и Катерины

Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному.

Гроза в жизни Калинова

Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевается автором под грозой?

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина, хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; она бросается в Волгу. Во всем этом заключается главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Однако в отличие от грозы, любовь приносит радость, но у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Но Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: «… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве кем-то обиженная убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.

А.Н. Островский назвал свою пьесу «Гроза». Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как «атмосферное явление — бурное ненастье с громом и молнией». Слово «гроза» используется тогда, когда речь идет «о чем-нибудь, наводящим ужас, внушающем сильный страх». В XIX веке В.И. Даль выпустил «Толковый словарь живого великорусского языка», через четыре года после создания «Грозы». В словаре было дано такое значение слова «гроза» — «угроза, острастка», далее — «опасность или беда, бедствие»; «строгость, строгий надзор, страх в значении кары, наказания»; «строгий, сердитый человек, каратель»; «гром и молния, туча с грозой, с громом, молнией и дождем или градом».

Слово «грозит» выступает предвестником настоящей атмосферной грозы. И хотя Варвара говорит о действительно надвигающей грозе, ее реплики приобретают неожиданный оттенок — угрозы, наказания: «Что это братец нейдет, вон, никак гроза заходит». Варвара как будто бы намекает на последующее событие.

Если еще более расширить символическое название пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Ее самоубийство прозвучало «как вызов кабановским понятиям о нравственности», потрясло жителей города, поэтому это тоже можно назвать грозой — потрясением. Сила таланта Островского позволила расширить понятие слова «гроза» и тем самым углубить идейно-художественный смысл пьесы. Образная многозначность слова «гроза» помогла предельно лаконично и точно выразить понятное Островским конфликтное состояние русского общества начала 60-х годов XIX века, позволила раскрыть сложную, противоречивую, и напряженную борьбу разных мировоззрений, завуалировав под маской атмосферного явления остросоциальную направленность пьесы.

гроза — созидательная и разрушительная сила

Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “…конец (пьесы)… кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе…” Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…”

Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы). Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”

Тихон и Борис – сравнительная характеристика

Два мужских образа возникают перед нами в пьесе Островского «Гроза»: смирный, безвольный муж Катерины Тихон и приехавший в их городок из Москвы племянник Дикого Борис.

Этих героев объединяет подневольность, оба они зависи­мы. Тихон с раннего детства находится под давлением властной матери, во всем соглашаясь, даже не смея ей перечить.

Кабаниха настолько разрушила волю сына, что даже создав собственную семью, он продолжает подчиняться матери во всем. Его желание угодить ей граничит с раболепием, он иногда выплескивает свои эмоции на Катерину, хотя она ни в чем и не виновата.

Постоянное напряжение и безысходность приводит Тихона к пьянству. Он не может за­щитить жену от нападок даже несмотря на то, что жалеет ее. Тихон, как может, приспосабливается к домашней тирании, предпочитая принцип непротивления.

Борис – новое лицо в Калинове, он поневоле оказался здесь. Молодому человеку неуютно в городе, а ме­стные порядки ему чужды. Он зависит от своего дяди, потому что главное условие для получения наследства — это проявление почтения к Дикому. Он хотел бы все бросить и уехать, но жалеет сестру. В итоге Борис тоже подчиняется жестоким нравам Калинова.

За что же Катерина полюбила Бориса? Вероятнее всего, она обратила на него внимание потому, что он не из местных. Девушка не чувствовала любви от законного мужа, которой так жаждала ее юная душа, и стала искать возможность реализовать свои природные желания. К Тихону она чувствует лишь жалость.

Борис, к сожалению, тоже оказался не лучшей кандидатурой на роль «принца». Он, как и Тихон, не в состоянии защитить Катю. Борис отказался увезти ее с собой в Сибирь и оставил погибать. Тихон же напротив, оказался человечнее Бориса.

Катерина изменила ему и опозорила, но он нашел в себе сочув­ствие. Его любовь к жене проявляется только после ее смерти. Тихон, наконец-то, осмелился сказать матери правду, обвиняя ее в смерти Кати.

Ни один из этих мужчин, к сожалению, не смог сделать Катерину счастливой. Все трое попали в кабальную зависимость от тирании и жестоких порядков, что в итоге закончилось трагедией.

Комическое и ужасное в драме А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский — один из самых известных русских драматургов 19 века. Его пьесы стали литературной и театральной классикой. Они давно вошли во все школьные учебники по русской литературе. Драма «Гроза», написанная в 1859 году, создана на основе впечатлений Островского от путешествия по Волге. Жизнь, нравы, характеры волжских купцов запечатлены в этом произведении, которое рассказывает о трагедии светлой души в темном мире купечества. В пьесе тесно переплетается комическое и трагическое, смешное и ужасное. Причем, мне кажется, что ужасное преобладает. Даже то, что сначала кажется комичным, постепенно превращается в страшное, наводящее ужас. Так, уже в самом начале пьесы мы видим и слышим, как «Дикой племянника ругает». Он так размахивает руками, что его издалека замечают Кулигин и Кудряш. Грубиян и хвастун Кудряш мечтает, как он бы проучил Дикого. Но есть одна загвоздка: «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». Но и сейчас Кудряш своему хозяину спуску не дает: «Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает? Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Эта комичная сцена сменяется разговором Дикого с Борисом. Богатый купец считает себя вправе ругать своего племянника последними словами: «Дармоед! Пропади ты пропадом!», «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя) Вот навязался! (Плюет и уходит)». Его проклятья и страшны и смешны: «Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет?» Но поведение Дикого начинает выглядить ужасным, когда мы узнаем, что он измывается над бесправным Борисом, пытающимся получить наследство своей семьи. Племянник вынужден терпеть издевательства Дикого, хотя Борис и понимает, что шансы его малы: «Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало». Тема темной, бесправной и невежественной жизни купеческого Калинова входит в пьесу уже с самого начала. Кулигин, местный интеллигент, так говорит о своем городе: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите». И действительно, богатые вовсю притесняют бедных. Но они воюют и между собой, «торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти», клевещут друг на друга, годами судятся между собой. Так смешное постепенно перерастает в «Грозе» в ужасное. Калиновцы невежественны. Их необразованность и темноту подчеркивает образ странницы Феклуши, желанной гостьи в Калинове. Узнав об отъезде Тихона, Феклуша мечтает услышать вой Катерины: «Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то». Странница утверждает, что ведет праведный образ жизни. За то ей и посылаются большие искушения: «Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает». Феклуша со своими фантастическими байками вполне устраивает калиновское купечество, ведь ее россказни отражают их представления о мире. Странница рассказывает о неправедных землях, о людях с песьими головами. Слушать ее и смешно, и печально. Понимаешь, что прогресс, наука и культура обошли Калинов стороной, что «светлые» люди обречены в этом городе на медленную гибель. Недаром Борис говорит Кулигину: «Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». Судьба самого Кулигина подтверждает мысль о том, что мало-мальски талантливые люди здесь никогда не смогут проявить себя. Все начинания этого героя, направленные на улучшение жизни в городе, просто высмеиваются, а сам Кулигин считается местным полусумасшедшим чудаком, которого не стоит серьезно принимать в расчет. Тема «ужасной жизни» Калинова усиливается описанием нравов в семье Кабанихи, судьбой ее детей и главной героини пьесы – Катерины. Столкнувшись с законами патриархальной жизни, в которых нет места свободе и свету, молодые герои не живут, а «выживают». Тихон находит отдушину в вине, Варвара вынуждена постоянно врать, теряя уважение к себе, Катерина, не выдержав противостояния, и вовсе уходит из жизни. Таким образом, по мере развития пьесы, смешное в ней уступает место страшному, показывая трагедию человеческой души в «мертвом» мире предрассудков и формальностей. Ужасны душевные мучения Катерины, изменившей мужу и брошенной Борисом. Ужасно то, что она не смогла воплотить свое мечту о свободной, светлой и радостной жизни. Ужасно то, что героине не смогли помочь, поддержать в трудную минуту, а только обрекли на страшное существование взаперти. Ужасны последние слова героев пьесы, обращенные к Калинову и его «отцам»: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» (Кулигин); «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» (Тихон). Эти слова героев пьесы раскрывают суть жизни в патриархальной купеческой России, вынося ей страшный, но справедливый приговор.

Анализ пьесы «Гроза» Островского

Вариант 1

История создания:

Сама история начала написания пьесы, Гроза началась в 1859 году, в июле. Ее написание продолжалось всего лишь несколько месяцев, по истечении которых она была отправлена в Санкт-Петербург, именно для того чтобы ее оценили литературные критики.

Автор получил прилив вдохновения во время этнографической экспедиции по Волге. Ее главной целью было получить определенные знания о том, как на самом деле проживают и проживали коренные населения России.

В основу олицетворения людей было вложено, то какими он увидел людей на самом деле. Главный город в пьесе Калинов, который является вымышленным, послужил средством описания самобытности приволжских городов. Их жизнь, а также самобытность являлись еще одним воодушевлением для Островского.

Также существует вторая теория о том, что являлось вдохновением для написания пьесы. В основу этой теории вкладывается тот самый жизненный момент, который произошел с одной девушкой по имени Александра Клыкова, которая не выдержала угнетающего чувства в доме мужа и утопилась в Волге.

Ведь на тот самый момент, к девушке постоянно придиралась свекровь, а муж, который был постоянно возле «маминой юбки», просто-напросто не смог ее защитить от нападок свекрови. Но не только все усугубляло, свою роль также сыграл тот самый факт, что у Александры появился роман с почтальоном.

Смысл названия:

Слово гроза, отображало не только погодное явление, оно также выражало явление, которое яростно бушует в «темном царстве». А в центре самой пьесы как раз находились представители «темного царства», которые так и пытались расправиться со своими жертвами.

Жанр и направление:

Основным жанром данного произведения является – драма.

Направлением служит – реализм. Ведь нет на свете ничего реальнее, чем описанное из первых уст автора котором попытался передать всю самобытность того времени и места в котором он некогда оказался.

Композиция:

Вся суть композиции заключается именно в том контрасте, в котором написана данная пьеса и она состоит из 5 действий.

В самом начале, в экспозиции, автор начинает описывать вымышленный город и те персонажей, также описывает ту обстановку в которой происходят все действия.

Дальше происходи завязка. Это тот самый момент, когда в пьесе начинает зарождаться конфликт, связанный с Катериной. Ведь именно у нее начинают появляться первые конфликты с семей.

Развитие основных действий, начинается с того как Катерина полностью отдалась другому, хоть она и понимала что поступает неверно, все же она не могла поступить иначе.

Развязка, Тихон и Варвара все-таки нашли в себе силы и восстали против Кабанихи за право быть свободными.

Конфликт:

Главным конфликтом является противостояние старого и новых миров.

Идея:

Заключается в том, что в старом городе Калинино, живет одна замужняя девушка по имени Катерина, живет она под тиранией своей свекрови кабанихи и с Борисом, племянником который мечтает вернуть свое наследство.

Когда муж этой девушки Тихон покажет дом, она отдается своему возлюбленному. Спустя некоторое время она публично в этом признается, но, не выдержав позора, она бросается в Волгу. В конце Тихон и Варвара вступают на путь против жесткой Кабанихи.

Темы:

Смысл:

Главным смыслом всей пьесы является самодурство, при помощи такого названия пьесы, автор сам выводит пьесу на новый уровень, он показывает в ней силу божьей кары на те деяния, которые они совершили.

Вариант 2

Пьеса-драма Николая Островского «Гроза» повествует о сложной, трудной, бытовой реальности того времени.

Действие разворачивается в провинции – городе Калинове. Композиция произведения состоит из нескольких конфликтов, которые делают структуру пьесы более сложной. Главный диссонанс заключен в противоборстве двух взглядов на мир: старого и нового.

Старое мировоззрение представлено провинциальными сумасбродами Диким и Кабанихой. На стороне нового мировоззрения находятся Катерина, Борис и Тихон, ставшие жертвами первых двух персонажей. Акцент в пьесе сделан на главную героиню Екатерину, ее внутренние переживания. Они созвучны с конфликтом, возникшим между двумя сторонами. На примере этого конфликта автор хотел показать существующие настроения общества того времени.

Писатель выстроил особенную систему персонажей, что стало особенностью произведения и отличает его от подобных. Персонажи разделены на две группы: «угнетатели» и «приспособившиеся».

Екатерина стоит особняков среди остальных. Ей присущи такие черты как честность, интеллигентность, свобода мысли. Это выделяет ее среди всех героев пьесы. Стоит также отметить образ персонажа Кулигина. Через него показывается позиция самого автора отношении потребности развития прогресса в области науки и техники.

В основном тематика произведения делает акцент на подробном описании быта, нравов провинциального захолустья. Показывается его скучность, невежество, косность, скудость в плане материальных и творческих ресурсов, застой. Это скорее напоминает «болото», в котором погрязли жители Калинова. Им нравится это, о чем явно свидетельствует позиция местных самодуров. Сам автор говорит об этом с нотками сожаления и грусти.

Не обошла стороной пьеса и тему противостояния поколений. Поднимаются проблемы в воспитании, показывается прямое влияние семейного уклада на формирование личности. Здесь автор приводит два противоположных примера: Екатерину и Тихона. Героиня росла в культурной семье, получила образование, Тихон же постоянно находился под материнским диктатом и вырос человеком, не имеющим ни принципов, ни характера.

Чтобы наиболее ярко показать читателю характер Катерины, автор вводит в произведение философскую христианскую тематику грехопадения и раскаяния за грехи. Посредством образа главной героини он в полной мере изобразил высокую нравственность, оправдание, справедливость.

Драматическая судьба Екатерины служит способом для автора показать нравственную проблему всего человечества. Ее суть: в конфликте любви, верности, преданности со свободой русских характеров, а также – невозможности преодоления самодурства, ханжества общества того времени.

Через пьесу «Гроза» автор открывает нам свою идею о способности русского народа побороть «тьму невежества» старой жизни, способности увидеть светлый лучик будущего.

Вариант 3

В центре событий произведения Екатерина Кабанова, Добролюбов присваивает ей звание «луча света в темном царстве». Девушка разительно отличается от остальных персонажей произведения.

Она не желает подчинять окружающих своей воле и мимолетным желаниям, и не желает устраивать свои порядки. Ее мечта жить тихо и спокойно, не нарушая свободы окружающих людей.

Поэтому она попадает в настоящий замкнутый круг, муж обманывает окружающих и старается всем польстить, а желание свободы Екатерины приводит к настоящей катастрофе, из которой она не может выбраться собственными силами.

В город попадает Борис, который является племянником Дикого. Его мировоззрение полностью совпадает с отношением Кати к окружающему миру. Поэтому молодые люди быстро влюбляются друг в друга, Екатерина намерена разорвать отношения с мужем и уехать вместе с Борисом.

Но вот Борис оказывается совершенно другим человеком, он обманывает девушку, пользуется ее чувствами. Он использует ее, чтобы заявить о собственной части на наследство. А о своих намерениях заявляет прямо в разговоре с Кулигиным.

Главный конфликт развивается благодаря Екатерине и ее отношению к окружающему миру. Она попадает в совершенно безвыходное положение, а автор противопоставляет ее другим героям, которые имеют право выбирать, кем быть и как жить дальше.

Так, например, Варвара в тихую, меняет замки на калитке, чтобы встретиться с возлюбленным, а Тихон, несмотря на то, что жалуется на постоянные указания матери, все равно подчиняется им.

Вторая часть конфликта развивается на уровне идеологии. Катерина относится к новому поколению, которое намерено жить честно, но при этом свободно. Остальные же привыкли лгать и осуждать окружающих людей, они сами живут в постоянном осуждении и противоречии, они не готовы бороться за собственную свободу и любовь.

Постоянное противостояние нового и старого, противостояние времен и поколений. Даже между Борисом и Катей возникает разница, Борис воспитан в новой идеологии, а Екатерина в условиях домостроя, поэтому ее так легко обмануть, ее реальность ограничивается пределами дома, она редко покидает границы, поэтому борется за свободу в пределах установленных рамок.

Вариант 4

Знаменитое произведение «Гроза» было написано писателем после поездки по Волге в 1856 году. Островский вначале хотел создать цикл пьес про купечество в провинции, однако это ему не удалось. Но в 1859 году в свет вышла первая пьеса под названием «Гроза», где открыто и четко показана жизнь купеческой семьи и положение в ней русской женщины.

При чтении произведения читатель ожидает появление главной героини. С первых же страниц мы знакомимся с Катериной и видим, насколько сильный характер у данного персонажа, что очень помогает противиться своенравной и жестокой свекрови. Девушку никогда не унижали таким образом, да и воспитание у нее было иное.

Писатель с особой любовью рассказывает нам, как жила Катерина до замужества и как она противостоит этому бессердечному обществу. Это еще раз показывает нам, что новое общество не хочет жить по-старому.

И взаимоотношения героини с Кабанихой свидетельствует о том, что здесь рассматривается одна из сторон социального конфликта. Но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть, что Катерина борется сама с собой, то есть здесь происходит духовный конфликт. Поэтому наверное произведение больше всего похоже на трагедию.

Представителями старых традиций являются Кабанова и Дикой, где особо ярко показана Кабаниха. Приверженец домостроя пытается навязать своим членам семьи определенные порядки и традиции, пытаясь добиться от всех полного подчинения. И сын женщины оказался в ее власти. Таких же порядков придерживается, и Дикой, для которого важны лишь деньги.

Ярким противопоставлением в пьесе выступает Кулигин, человек новых идей и взглядов, защищающий свой авторитет, ссылаясь на учения Ломоносова и Державина.

Присмотревшись внимательно к сцене спора самоучки-изобретателя и богатого дельца, мы увидим, как один из них пытается отстоять устои патриархального общества, а другой хочет в это проникнуть. В этом и заключается суть социального конфликта.

Духовный же конфликт отчетливо виден в образе Катерины, выросшей в среде, где невозможно нарушение моральных и нравственных законов. Попадая в мир совершенно других ценностей, девушка находится в смятении. Старый уклад жизни приходит в разрушении внутри самой Катерины.

Ее трагедия заключается в том, что она с такими высокими нравственными требованиями совершенно не может приспосабливаться к жизни. Замученная укорами супруга, она признается ему в том, что встречалась с Борисом.

Однако хоть Тихон и простил ее, она не находит душевного спокойствия. Гибель Катерины показывает ее моральное превосходство над невежественными людьми.

Все персонажи грозы. Герои пьесы «Гроза. Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

Борис Григорьевич
– племянник Дикого. Он один из самых слабохарактерных героев пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит…» Борис – добрый, хорошо образованный человек. Он резко выделяется на фоне купеческой среды. Но он по своей натуре слабый человек. Б. вынужден унижаться перед своим дядей, Диким, ради надежды на наследство, которое тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что этого никогда не будет, он, тем не менее, заискивает перед самодуром, терпя его выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни любимую им Катерину. В несчастье он только мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» Но силы этой у Б. нет, поэтому он не в облегчить страдания Катерины и поддержать ее выбор, увезя с собой.
Варвара Кабанова
– дочь Кабанихи, сестра Тихона. Можно сказать, что жизнь в доме Кабанихи нравственно искалечила девушку. Она тоже не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Но, несмотря на сильный характер, В. не решается открыто протестовать против них. Ее принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Д. – типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — объясняет Кабаниха поведение Д. Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Но Д. трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту. Этот «жестокий ругатель» и «пронзительный мужик» не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа «дармоед», «езуит», «аспид». Но «нападает» Д. только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор. Зато Д. побаивается своего конторщика Кудряша, который слывет грубияном, не говоря уж о Кабанихе. Ее Д. уважает, больше того, она единственная, кто понимает его. Ведь герой иногда и сам не рад своему самодурству, но ничего не может с собой поделать. Поэтому Кабаниха считает Д. слабым человеком. Кабаниху и Д. объединяет и принадлежность к патриархальному строю, следование его законам, и беспокойство по поводу наступающих изменений вокруг.
Кабаниха —
Не признавая изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она «узаконивает» привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убежденной сторонницей неизменности всего уклада жизни, «вечности» общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения каждого человека, занимающего свое место в этой иерархии, Кабаниха не признает правомерности индивидуальности различий людей и разнообразия жизни народов. Все, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, свидетельствует о «неверности»: люди, живущие не так, как калиновцы, должны иметь песьи головы. Центр вселенной — благочестивый город Калинов, центр этого города — дом Кабановых, — так характеризует мир в угоду суровой хозяйке бывалая странница Феклуша. Она же, замечая происходящие в мире изменения, утверждает, что они грозят «умалением» самого времени. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключа- ющей общение людей жизни. Смотрят в окна, по ее убеждению, из дурных, греховных побуждений, отъезд в другой город чреват соблазнами и опасностями, потому-то она и читает бесконечные наставления Тихону, который уезжает, и заставляет его требовать от жены, чтобы она в окна не смотрела. Кабанова с сочувствием слушает рассказы о «бесовском» нововведении — «чугунке» и утверждает, что никогда не поехала бы по- ездом. Утратив непременный атрибут жизни — способность видоизменяться и отмирать, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабанихой, превратились в «вечную», неживую, совершенную в своем роде, но бессодержательную форму
Катерина-
же неспособна воспринимать обряд вне его содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги — все, что в среде калиновцев, и в особенности в доме Кабановых, превратилось во внешне соблюдаемый набор обрядов, для Катерины или полно смысла, или невыносимо. Из религии она извлекла поэтический экстаз и обостренное чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи, настенной росписи она усвоила образы, виденные ею на миниатюрах и иконах: «храмы золотые или сады какие-то необыкно- венные… и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишут» — все это живет в ее сознании, превращается в сны, и она уже видит не живопись и книгу, а мир, в который переселилась, слышит звуки этого мира, ощущает его запахи. Катерина несет в себе творческое, вечно живое начало, порожденное непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческих дух той древней культуры, которую стремится превратить в бессодержательную форму Кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полета, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полете, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой взять ее с собой, увезти
ТихонКабанов
– муж Катерины, сын Кабанихи.

Главные герои «Грозы» Островского

События в драме А. Н. Островского «Гроза» разворачиваются на побережье Волги, в вымышленном городе Калинове. В произведении дан перечень действующих лиц и их краткие характеристики, но их всё же недостаточно для того, чтобы лучше понять мир каждого персонажа и раскрыть конфликт пьесы в целом. Главных героев «Грозы» Островского не так много.

Катерина, девушка, главная героиня пьесы. Она довольно молода, её рано отдали замуж. Воспитывалась Катя в точности по традициям домостроя: главными качествами жены были уважение и покорность своему супругу. Поначалу Катя старалась полюбить Тихона, но ничего, кроме жалости, не могла к нему испытать. При этом девушка старалась поддерживать своего мужа, помогать ему и не упрекать его. Катерину можно назвать самым скромным, но при этом самым сильным персонажем «Грозы». Действительно, внешне сила характера Кати не проявляется. На первый взгляд эта девушка слаба и молчалива, кажется, будто её легко сломить. Но это совсем не так. Катерина единственная в семье, которая противостоит нападкам Кабанихи. Именно противостоит, а не игнорирует их, как Варвара. Конфликт несёт скорее внутренний характер. Ведь Кабаниха побаивается, что Катя может повлиять на её сына, после чего Тихон перестанет подчиняться воли матери.

Катя хочет летать, часто сравнивает себя с птицей. Она в буквальном смысле задыхается в «тёмном царстве» Калинова. Влюбившись в приезжего молодого человека, Катя создала себе идеальный образ любви и возможного освобождения. К сожалению, её представления имели мало общего с реальностью. Жизнь девушки завершилась трагично.

Островский в «Грозе» главным героем делает не только Катерину. Образу Кати противопоставлен образ Марфы Игнатьевны. Женщина, которая держит в страхе и напряжении всю семью, не вызывает уважения. Кабаниха сильна и деспотична. Скорее всего, «бразды правления» она приняла после смерти мужа. Хотя вероятнее, что и в замужестве Кабаниха не отличалась покорностью. Больше всех от неё доставалось Кате, невестке. Именно Кабаниха косвенно виновна в гибели Катерины.

Варвара — дочь Кабанихи. Несмотря на то что она за столько лет научилось изворотливости и лжи, читатель всё равно симпатизирует ей. Варвара хорошая девушка. Удивительно, но обман и хитрость не делают её похожей на остальных жителей города. Она поступает так, как ей нравится и живёт как ей захочется. Варвара не боится гнева матери, поскольку та для неё не авторитет.

Тихон Кабанов полностью соответствует своему имени. Он тихий, слабый, незаметный. Тихон не может защитить свою жену от матери, поскольку сам находиться под сильным влиянием Кабанихи. Его бунт в итоге оказывается наиболее значительным. Ведь именно слова, а не побег Варвары заставляют читателей задуматься обо всём трагизме ситуации.

Кулигина автор характеризует как механика-самоучку. Этот персонаж является своеобразным экскурсоводом. В первом действии он будто водит нас по Калинову, рассказывая о его нравах, о семьях, которые тут живут, о социальной обстановке. Кулигин, кажется, знает всё обо всех. Его оценки других очень точны. Сам Кулигин добрый человек, который привык жить по устоявшимся правилам. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о перпету-мобиле, о громоотводе, о честном труде. К несчастью, его мечтам не суждено реализоваться.

У Дикого есть приказчик, Кудряш. Этот персонаж интересен тем, что не боится купца и может ему высказать то, что о нём думает. При этом Кудряш так же, как и Дикой, во всём старается найти выгоду. Его можно охарактеризовать как простого человека.

Борис приезжает в Калинов по делам: ему нужно срочно наладить отношения с Диким, ведь только в этом случае он сможет получить законно завещанные ему деньги. Однако ни Борис, ни Дикой не хотят даже видеть друг друга. Изначально Борис кажется читателям таким, как Катя, честным и справедливым. В последних сценах это опровергается: Борис не способен решиться на серьёзный шаг, взять на себя ответственность, он попросту сбегает, оставляя Катю в одиночестве.

Одними из героев «Грозы» являются странница и служанка. Феклуша и Глаша показаны как типичные обитатели города Калинова. Их темнота и необразованность искренне поражает. Их суждения абсурдны, а кругозор очень узок. Женщины судят о морали и нравственности по каким-то извращённым, искажённым понятиям. «Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идёт, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости» — так Феклуша отзывается о прогрессе и реформах, а «огненным змием» женщина называет автомобиль. Таким людям чуждо понятие прогресс и культура, ведь им удобно жить в придуманном ограниченном мире спокойствия и размеренности.

Характеристика Катерины из пьесы «Гроза»

На примере жизни отдельно взятой семьи из вымышленного города Калинова в пьесе «Гроза» Островского показана вся суть устаревшего патриархального устроя России XIX века. Катерина — главная героиня произведения. Она противопоставлена всем остальным действующим лицам трагедии, даже от Кулигина, который также выделяется среди жителей Калинова, Катю отличает сила протеста. Описание Катерины из «Грозы», характеристики других персонажей, описание жизни города — всё это складывается в обличающую трагическую картину, переданную фотографически точно. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза» Островского не ограничивается лишь авторским комментарием в перечне действующих лиц. Драматург не даёт оценки поступкам героини, снимая с себя обязанности всезнающего автора. Благодаря такой позиции каждый воспринимающий субъект, будь то читатель или зритель, сам может дать оценку героини исходя из своих моральных убеждений.

Катя была выдана замуж за Тихона Кабанова, сына купчихи. Именно выдана, ведь тогда, согласно домострою, брак был скорее волеизъявлением родителей, чем решением молодых людей. Муж Кати представляет собой жалкое зрелище. Безответственность и инфантильность ребёнка, граничащие с идиотией, привели к тому, что Тихон не способен ни на что, кроме пьянства. В Марфе Кабановой в полной мере воплотились идеи самодурства и ханжества, присущие всему «тёмному царству». Катя стремится к свободе, сравнивая себя с птицей. Ей тяжело выжить в условиях застоя и рабского поклонения ложным идолам. Катерина по-настоящему религиозна, каждый поход в церковь для неё кажется праздником, а будучи ребёнком, Кате не раз чудилось, будто она слышит ангельское пение. Бывало, Катя молилась в саду, потому что верила, что её молитвы Господь услышит где угодно, не только в церкви. Но в Калинове христианская вера лишилась какого бы то ни было внутреннего наполнения.

Сны Катерины позволяют ей ненадолго сбежать из реального мира. Там она свободна, словно птица, вольна лететь куда хочет, не подчиняясь никаким законам. «А какие сны мне снились, Варенька, — продолжает Катерина, — какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Однако в последнее время Катерине стал присущ некий мистицизм. Повсюду ей начинает видеться скорая погибель, а во снах она видит лукавого, который горячо обнимает её, а после губит. Эти сны были пророческими.

Катя мечтательна и нежна, но вместе с её хрупкостью в монологах Катерины из «Грозы» видна стойкость и сила. Например, девушка принимает решение выйти навстречу Борису. Её одолевали сомнения, она хотела выбросить ключ от калитки в Волгу, думала о последствиях, но всё же сделала важный для себя шаг: «Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!» Дом Кабанихи опостылел Кате, Тихона девушка не любит. Она думала над тем, чтобы уйти от мужа и, получив развод, честно жить с Борисом. Но от самодурства свекрови скрыться было некуда. Своими истериками Кабаниха превратила дом в ад, пресекая любую возможность для побега.

Катерина удивительно проницательна по отношению к самой себе. Девушка знает о своих чертах характера, о решительном нраве: «Такая уж я зародилась, горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!» Такой человек не будет подчиняться самодурству, не будет подвержен грязным манипуляциям со стороны Кабанихи. Катерина не виновата, что родилась во время, когда жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, была почти бесправным приложением, функцией которого было деторождение. Кстати, сама Катя говорит, что дети могли бы быть её отрадой. Вот только у Кати нет детей.

Мотив свободы повторяется в произведении множество раз. Интересной представляется параллель Катерина — Варвара. Сестра Тихона также стремится быть свободной, но эта свобода должна быть физической, свободой от деспотизма и запретов матери. В финале пьесы девушка сбегает из дома, обретая то, о чём мечтала. Катерина же понимает свободу иначе. Для неё это возможность поступать так, как она хочет, брать на себя ответственность за свою жизнь, не подчиняться глупым приказам. Это свобода души. Катерина, как и Варвара, обретает свободу. Но такая свобода достижима только путём самоубийства.

В произведении Островского «Гроза» Катерина и характеристика её образа по-разному воспринималась критикой. Если Добролюбов видел в девушке символ русской души, терзаемой патриархальным домостроем, то Писарев видел слабую девушку, которая сама загнала себя в такую ситуацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *