какому философу принадлежит понятие форма

Философский энциклопедический словарь (1983)
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу.

В новое время первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы сделал Бруно; его идеи развивали Ф. Бэкон, Декарт, Бойль, Гоббс. Если Декарт и его последователи свели всё богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.

Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиц. проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект-вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Гегель вводит категорию «содержание», которая включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектич. противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различие содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по себе субстрат, а его внутр. состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.

Диалектико-материалистич. понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, «. генетически вывести различные формы. » и понять «. действительный процесс формообразования в его различных фазах» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом обвективной субординации С. и ф.

Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., т. 1, с. 158-59, 280- 368; т. 2, с. 143; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классич. и совр. бурж. философии, М., 1965; его же, Субъект, объект, познание, М., 1980; Mамаpдашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. по.чнании, М., )1977; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980.

Источник

Какому философу принадлежит понятие форма

ФОРМА И МАТЕРИЯ

какому философу принадлежит понятие форма

1. King H.R. Aristotle without Prima Materia. – «Journal of the History of Ideas», 1956, v. 17, N 3, p. 370–389;

2. Solmsen F. Aristotle and prime matter: a replay to Hugh R.King. – Ibid., 1958, v. 19, N 2, p. 243–252;

3. Tugenhat E. ΤΙ ΚΑΤΑ ΤΙΝΟΣ. Eine Untersuchung zu Struktur und Ursprung Aristotelischer Grundbegriffe. Freiburg – Münch., 1958;

4. Happ H. Hyle. Studien zum aristotelischen Materie-Begriff. В. – N. Υ., 1971.

В средневековой философии наиболее распространенной была концепция формы и материи, выработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом и имеющая неоплатонические корни, но исходящая из библейского представления о сотворении мира «из ничего»: формы-прообразы существуют в божественном уме (а не самостоятельно, как идеи Платона), материя не вечна и не существует до формы. Согласно Августину, материя не имеет отдельной идеи и не есть нечто сотворенное, а скорее совместно-сотворенное (concreata) с формой (De Gen. ad litt. 1, 15), в то время как Иоанн Скот Эриугена полагал, что материя имеет прообраз в Боге (De div. nat. 3, 5).

В результате распространения аристотелевского понимания формы и материи в арабском (с 9 в.), а затем в христианском мире (13 в.) возникают дискуссии о начале индивидуации, о множественности и единстве субстанциальных форм и др. Ибн Сина вводит понятие «формы телесности», или «общей формы», первой формы, предшествующей другим и делающей материю телом, обладающим определенными количественными измерениями, поскольку неопределенная материя не может быть основой для различия индивидов (Met., 2, 2). Согласно же Ибн Рушду, один субъект может обладать только одной субстанциальной формой (Sermo de subst orb., 1), и если бы материя получила форму телесности, то все остальные формы были бы акцидентальными (Epitom. in. Met. 2); основанием индивидуации он считает «материю с неопределенными измерениями» (Sermo de subst. orb.). Ибн Гебироль («Источник жизни», 11 в.) создал концепцию «универсального гилеморфизма», согласно которой все сотворенные вещи, в т.ч. и духовные субстанции, состоят из формы и материи (этой концепции придерживались Вильгельм де Ла Маре, Ричард из Медиавиллы, Бонавентура, Роджер Бэкон, Дж.Пеккам и др.). Фома Аквинский подверг критике эту теорию: духовные субстанции не могут состоять из формы и материи, ибо такая составность разрушима; если в материальных субстанциях основанием различия является materia signata – количественно определенная материя (De princ. indiv.; De nat. materiae, 3), то духовные материальные субстанции состоят из формы-сущности, являющейся основанием их различия, и акта существования.

Учение об универсальном гилеморфизме явилось основой для теории множественности сущностных форм. Некоторые философы признавали, что материя претерпевает ряд оформлений, начиная с первичного оформления формой телесности (согласно Р.Бэкону – светом) и кончая последней формой, придающей вещи завершенный вид (forma completiva). Признание множественности сущностных форм позволяло объяснить в физике – процесс смены форм (вещь, утрачивая одну из форм, не превращается в первоматерию, а сохраняет низшие формы, могущие послужить материей для другой, более высокой формы); в антропологии – наличие в человеческой душе различных потенций; в христологии – статус тела Христа в период между смертью и воскресением.

Теория единственности субстанциальной формы, выдвинутая Иоанном Бландом (в 1230), получила развитие в трудах Фомы Аквинского и его последователей: одно сущее оформляется одной сущностной формой, при этом более высокая форма, напр. интеллектуальная душа человека, может выполнять действия более низших форм. В отличие от традиционного понимания материи как чистой потенции Дунс Скот (и вслед за ним Оккам) считал материю актуальной сущностью и полагал, что Бог может сотворить материю и без формы (Op. oxon. II, dist. 12, q. 2, n. 3). Оккам, признавая реальное существование только индивидуальных вещей, отрицал наличие универсальных форм как в вещах, так и в божественном уме.

1. Kleineidam Ε. Das Problem der hylemorphen Zusammensetzung der geistigen Substanzen im 13 Jh., behandelt bis Thomas von Aquin. Breslau, 1930;

2. Zavalloni R. Richard de Mediavilla et la controverse sur la pluralité des formes. Louvain, 1951;

3. Luyten N. La condition corporelle de lʼhomme. Freiburg, 1957;

4. Brunner F. Platonisme et aristotélisme. La critique Ibn Gabirol par Saint Thomas dʼAquin. Louvain – P., 1965;

5. McMullin E. (ed.). The Concept of Matter in Greek and Medieval Philosophy. Notre Dame – Indianopolis, 1965;

6. Hödl L. Anima forma corporis. Philosophisch-theologische Erhebung zur Grundformel der scholastischen Anthropologie im Korrektorienstreit (1277–1287). – «Theologie und Philosophie», 1966, 41.

Источник

Понятия содержания, структуры и формы в философии

Всякий объект имеет структуру, содержание, оформление и собственную организацию.

Содержание – это то, из чего состоит объект, целостность всех частей, его свойств, процессов внутри него, связей, противоречий и направлений.

Содержание составляют не только из элементов объекта, но и из способа их связей, иными словами структура. Стоит заметить, что возможны комбинации, когда из одних и тех же элементов могут организовываться различные структуры.

При написании слов «кот» и «ток» используются одни и те же элементы, но они отличаются по своей структуре, более того, служат для обозначения разных предметов.

Способ связи элементов служит для того, чтобы уяснить его структуру, которая даёт возможность наделить предмет относительной устойчивостью и определить качественную сторону объекта.

Форма и содержание по своей сути целостны. В природе не существует и не может существовать бесформенного содержания и формы, у которой отсутствует содержание. Их целостность определяется тем, что конкретное содержание получает определённую форму. Ведущим выступает содержание, а форма скорее ведомая, поскольку она зависит от того, что организуется. Всё, что касается перемен, происходит, в первую очередь, с содержанием.

Вместе с тем, как происходит развитие содержания, меняется и форма. Старая форма перестаёт отвечать тенденциям нового содержания и происходит определённого вида торможение развития. Таким образом, зарождается конфликт между формой и содержанием, который решается посредством преобразования старой формы в новую, соответствующую новому содержанию.

Роль формы в содержании

Содержание и форма в своём единстве предполагают свою относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Имеется в виду, что форма может немного не поспевать в развитии за содержанием. Под относительной самостоятельностью предполагается, что одно и то же содержание может принимать несколько различных форм.

В основе мудрости лежит то, чтобы не упускать из виду ни содержательную сторону объекта или предмета, ни форму. Метод формализации носит существенный характер в отношении развития современной логики, математики и даже кибернетики. Современная наука развивается благодаря широко развёрнутым структурным методам исследования. Это вполне логично, поскольку, только проникнув вовнутрь объекта и проследив его внутренние связи со всеми взаимодействиями, можно понять и открыть сущность, а также установить тенденции развития.

Это важно понимать не только на теоретическом, но и на практическом уровнях, где при умелом использовании активной роли формы организации труда, процесса производства и распределении человеческих усилий вполне возможно управлять ходом дела и регулировать его результаты. Умение правильно выбрать форму организации труда и есть мудрость. Придумать новую форму, более гибкую – значит решить проблемы политики или дипломатии.

Категории формы и содержания, а также их гармоничное взаимодействие играют важную роль в процессе художественного творчества, где, не имея представления о форме, очень трудно создать произведение глубокого содержания. Соотношение формы и содержания в художественном произведении говорит о его удачном создании либо нет. К слову сказать, величайшие произведения искусства очаровывают нас своим содержанием только благодаря гармоничному соотношению содержания и формы.

Сущность и явление

Развитие познания – это непрерывный процесс, который характеризуется непрерывным движением мысли от поверхностного, видимого, от того, что мы можем наблюдать, до того глубокого, что скрывается внутри объекта или предмета, до его сути. Сущность вещей состоит в том, что лежит за пределами непосредственных восприятий. Понятие сущности не до конца отождествляется с понятием общего, целого, содержания и внутреннего.

Сущность – это главное, ключевое определение в предмете, его существенные свойства, связи, противоречия и направления развития объекта.

Фонетически из слова сущее образовалось слово сущность, но действительный смысл сущности ярче и понятнее выражается словом «существенное», которое имеет значение важного или основного, главного, необходимого и даже закономерного. Каждый закон мира вокруг нас становится выражением связи между явлениями. Именно законы науки являются отражением этих существенных связей.

Явление – это внешнее выявление сущности, форма проявления её.

Явление отличается от сущности тем, что имеет скрытый характер, не находится на поверхности вещей и спрятана от взора человека. Явление не может существовать без своей сущности.

В любом случае сущность как-то проявляется, в ней нет ничего, чтобы не могло проявиться. В отличие от сущности, явление ярче, красочнее, в силу того, что происходит оно в неповторимой совокупности внешних условий. Для явления характерно проявление одновременно существенного и несущественного, случайного по отношению к сущности. Целостному явлению не свойственна случайность – это система.

Сущность выявляется в массе явлений или в единичном существенном явлении. Одним явлениям характерно полное проявление сущности, другим – частичное. Благодаря диалектическому методу мышления, выявляются отличия существенного и несущественного, являющегося, определяя критерий этому различию посредством практических действий. Кроме того, он указывает на несовершенство и не абсолютное, а относительное различие.

Источник

Значение слова «форма»

какому философу принадлежит понятие форма

1. Внешние очертания, наружный вид предмета. Листья перистой формы.Тут [в саду] были шпалеры из фруктовых деревьев, груша, имевшая форму пирамидального тополя, шаровидные дубы и липы. Чехов, Черный монах. [Сталь], кипящую, зачерпнули из печи железной ложкой, и, застыв, сталь сохранила форму ложки, форму полуяйца. Бек, События одной ночи.

2. мн. ч. (фо́рмы, форм). Очертания человеческого тела, фигуры (обычно женской). Пышные формы.На вольтеровских креслах сидел молодой человек лет 28. Все формы его выражали атлетическую силу тела. Герцен, Елена. Ветхое ситцевое платье всегда было ей не впору и сильно стесняло могучие юные формы. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.

4. Иск., лит. Определенная система художественных средств как способ выражения содержания художественного произведения. В былое время на первом плане стояла форма: читатели восхищались совершенством внешней техники и вследствие этого безусловно предпочитали стихи прозе. Писарев, Реалисты. || Разновидность, жанр художественного произведения. Он любил в ней [музыке] не искусство, не формы, в которых она выражается (симфонии и сонаты, даже оперы наводили на него уныние), а ее стихию. Тургенев, Накануне. — Мы знакомы с древнейшей формой исландского народного творчества — сагами, являющимися драгоценным свидетельством истории исландского народа. Первенцев, В Исландии.

5. Способ осуществления, проявления какого-л. действия. — И манера и форма сватовства Петра Петровича показали мне тотчас же, чего ему надобно. Достоевский, Преступление и наказание. — Вы уж высказали мысль о необходимости действовать вместе, и теперь остается только выработать самую форму нашего протеста. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Прием, способ выражения чего-л. Форма вежливого обращения.Впервые слышал я эти мысли в такой резкой форме, хотя и раньше сталкивался с ними. М. Горький, Мои университеты. || Разновидность заболевания, связанная с характером протекания. — Делает доктор тебе ощупывание [ног]: так, мол, и так, самая что ни на есть острая форма ревматизма. В. Беляев, Старая крепость. Когда мне шел седьмой год, в начале лета, я заболел коклюшем в тяжелой форме. В. Глинка, Старосольская повесть.

6. Приспособление для придания чему-л. (обычно какой-л. массе) определенных очертаний. Форма для шляп. Формы для желе.Через двадцать-тридцать минут покорная жидкая сталь начнет затвердевать в чугунных формах-изложницах. В. Попов, Сталь и шлак. || Типографский набор, заключенный в раму, а также любая поверхность с рельефным, углубленным или иным изображением, предназначенная для печатания.

7. Установленный образец чего-л. Форма бюллетеня. Форма протокола.[Иудушка] прислал ей целый тюк форм счетоводства. которые должны были служить для нее руководством на будущее время, при составлении годовой отчетности. Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы. — Напишите рапорт по форме, — там посмотрите, как это пишется, по какой форме. Сергеев-Ценский, Зауряд-полк. || Строго установленный порядок в чем-л. (действии, способе изготовления, ношении одежды и т. п.). Там есть еще четыре будки, При них два будочника есть; По форме отдают вам честь. Лермонтов, Тамбовская казначейша. — На все есть известная форма-с. Явитесь к секретарю его превосходительства и потом отнеситесь, как следует, к господину правителю канцелярии. Достоевский, Двойник.

8. Видимость, внешняя сторона чего-л., не выражающая или даже противоречащая сущности, внутреннему содержанию чего-л. Удобная форма для прикрытия злоупотреблений.Слушатели недоумевали, каковы же были истинные цели оратора: атеист ли это в рясе, только для формы прикрывающийся софистикой, или своеобразный хамелеон, отливающий всеми цветами софистского красноречия? Скиталец, Кандалы.

9. Единая по цвету, покрою и другим признакам одежда, установленная для лиц определенных категорий (военных, учащихся и т. п.). Школьная форма.[На диване] спит какой-то человек в кондукторской форме. Чехов, Холодная кровь. Ученики Уржумского городского училища носили форму: серые брюки и курточки такого же серого, мышиного цвета. Голубева, Мальчик из Уржума.

10. Лингв. Средство внешнего выражения 576 грамматических категорий, взаимоотношений слов и предложений. Формы слов. Полные формы прилагательных. Неопределенная форма глагола.

11. Мат. Многочлен от нескольких переменных, все члены которых имеют одну и ту же степень.

Источник

Содержание и форма в философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Содержание и форма являются категориями, которые характеризуют не саму действительность или явления, а лишь сущность действительности.

Содержание – это содержимое, что в буквальном смысле располагается в определенной вещи. Форма – это наружный вид предмета, его внешнее очертание.

Связь формы и содержания

Содержание и форма схожи с моментами, так как стороны сущности неразрывно связаны. Содержание всегда оформлено, в то время как форма является содержательное. Далее, содержание – это явления, которые стали моментами сущности, а форма – определенные законы, которые стали все теми же моментами сущности. Содержание – это явление, которое опосредованно законом, а форма – это закон, который опосредован явлением.

Содержание и форма, как опосредующие друг друга явление и закон, внешне и внутренне. То, что подразумевается под формой, является определенным единством внешней и внутренней форм. Тоже самое и с содержанием, которое является не просто содержанием, а единством внешнего и внутреннего содержаний.

Если рассматривать поведения человека и все его деяния, то мы увидим, насколько сложны и тонки сущностные параметры человеческих поступков, насколько дифференцированы и взаимосвязаны их внешняя и внутренняя форма и содержание. Когда рассматривают, например, внешнюю и внутреннюю культуру человека, то подразумевают сложное гармоническое или дисгармоническое взаимодействие внешней и внутренней формы, внешнего и внутреннего содержания человека как субъекта культуры.

Основой крепкой связи формы и содержания служит положение касательно определяющей роли содержания. Именно оно является основной и главенствующей стороной единства содержания и формы. Развитие и изменение процесса или предмета будет затрагивать изменение и содержание, вследствие чего происходит и изменение формы. Такое же изменение формы может нести в себе изменение содержания.

Готовые работы на аналогичную тему

Именно такая взаимная пропорция связи будет основной в сопоставлении развития и трансформации формы и содержания.

Объективная основа

Как известно, в живой природе содержание и форма – это единство органа и функции – целостный процесс или предмет. Когда же мы характеризуем тепло в статике (не движении), в его пространственных взаимосвязях, понятие «формы» будет выражаться понятием «строение», «структура». Ближайшим к данным категориям будет понятие «организация», что подразумевает метод взаимосвязи элементов содержания в его развитии и движении).

В социальных процессах мы также имеем дело с целостностью содержания и формы. Здесь всеобщий характер данных категорий будет проявляться в том, что они оба являются неотъемлемыми формами мышления во всех областях научного знания.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что в норму содержание будет приходить, как его объективная основа, в то время как форма будет выражать содержание в качестве его организации. Не существует бесформенное содержание, как и не существует бесформенной вещи. Форма не может существовать сама по себе. Тем не менее, множество восточных традиций подразумевают возможность существования содержания без формы. Так, например, мудрецы дзен говорят о пустоте – шуньяте. Она совершенно не имеет формы, в то время как полностью наполнена содержанием. Данная пустота являет собою «нечто», когда в постмодерне пустота являет собою «ничто».

Первичность содержания перед формой

Положение о первичности содержания относительно формы имеет большое значение для науки и практической деятельности Однако форма не является чем-то равнодушным, пассивным относительно содержания стоит напомнить о роли производственных отношений в развитии общества, общественного сознания относительно базиса, совершенствования организационных форм общественной деятельности.

Гармония формы и содержания проявляется везде и во всем их невозможно разрывать, поскольку это приводит преувеличение роли формы Когда форма становится самоцелью это приводит к формализму и абстракционизма, которые и представляют собой опасность, особенно в искусстве. Научная философия показывает, что формы существования и развития объективного мира крайне разнообразны Часто один и тот же смысл общественной жизни проявляется в различных формах Поэтому следует вести борьбу с фетишизацией устаревших форм, проявлять гибкость, вводить новые формы, которых требует жизнь, умело сочетать новые формы с теми, которые еще не исчерпали себе.

Итак, содержание и форма являются неотъемлемыми сторонами вещей, процессов, явлений объективного мира При этом содержание играет определяющую, ведущую роль относительно формы Самой же форме присуща определенная самостоятельность и она влияет на развитие содержания Любой содержание может проявляться в различных формах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *