какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Теория музыкальных форм. Краткий конспект лекций и практических упражнений

МОДУЛЬ 2. СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ. ИХ ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Масштабно-тематические структуры – это масштабные соотношения тематических частей периода, выраженные в тактах. Иными словами, это фразировка.

Существует 4 основных вида масштабно-тематических структур:

ПЕРИОДИЧНОСТЬ – это точная или видоизменённая повторность мотива или мотив-ной группы а а а а (1+1+1+1)1 или аb аb (2+2) (Р.Шуман «Кьярина»)

ПАРА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ – а а b b (2+2+2+2) («Во поле берёза стояла»)

Или а а а1 а1 – такое варьирование используется в народных песнях («Во саду ли…»)

ГРУППА ПЕРИОДИЧНОСТЕЙ – объединение нескольких периодичностей а а b b c c и др.

СУММИРОВАНИЕ – 1+1+2 или 2+2+4 – сопоставление мелких построений с более крупным, обычно равным им в сумме (М.Глинка «Вальс-фантазия»)

ДРОБЛЕНИЕ – 2+1+1 или 4+2+2 – сопоставление крупного построения с более мел-кими, обычно равными ему в сумме (Ж.Бизе – куплеты Тореодора из оперы «Кармен»)

ДРОБЛЕНИЕ С ЗАМЫКАНИЕМ – 4+2+2+2+2+4 – это дробление + суммирование (Л.Бетховен Соната №1 – I часть f-moll)

Существуют также особые структуры:

СИММЕТРИЧНАЯ – а b b а (М.Мусоргский – Картинки с выставки – Прогулка)

ЦЕПОЧНАЯ – а b b c c d… (В.Моцарт – Рондо a-moll)

Нарисуйте, как схематично выглядят периодичность, суммирование, дробление (как чередуются короткие и длинные фразы). Прослушайте несколько музыкальных примеров из классики, джаза, современной эстрады или своей любимой музыки… Найдите примеры, в которых есть такая фразировка.

Период (греч. περιοδοσ – обход, круговращение) – наименьшая, простейшая форма, излагающая относительно законченную музыкальную мысль и завершаемая каденцией в первоначальной или другой тональности.

Период типичен для музыки гомофонно-гармонического склада. Функция периода – экспозиция темы, которая в своём становлении проходит три этапа: 1-изложение, 2-развитие, 3-завершение. Период складывается из более мелких элементов: мотивов, фраз, предложений. Более мелкие элементы складываются в более крупные: мотивы – во фразы, фразы – в предложения, предложения образуют период.

Предложение в периоде – это наиболее крупная часть, заканчивающаяся каденцией.

Мотив – звук или группа звуков, содержащая одну сильную долю.

Периоды классифицируют по величине, тематизму, структуре и гармонии.

ПО ВЕЛИЧИНЕ – малые (8 тактов – 4+4) и большие (16, 32 и более)

ПО ТЕМАТИЗМУ – повторного (если 2-е предложение начинается как первое) и неповторного строения

ПО ГАРМОНИИ – однотональные (начинается и заканчивается в одной тональности) и модулирующие (заканчивается в другой тональности).

ПО СТРУКТУРЕ – квадратные (4+4, 8+8, 16+16) и неквадратные (другие варианты)

Если период неквадратный, то он может иметь дополнение, расширение, сжатие. Дополнение – присоединение к закончившемуся построению (после каданса) одного или нескольких построений заключительного характера (Ф.Шуберт – Серенада)

Расширение – увеличение масштабов построения за счёт внутреннего развития (до каданса) (М.Глинка «Я помню чудное мгновенье»)

Сжатие – уменьшение масштабов построения (Ф.Шопен – Баллада ПП 8+7)

Органическая неквадратность – 3+3, 6+6, 5+7, 7+7 и др. – в музыке народного склада (М.Глинка – опера «Иван Сусанин» – Песня Вани)

Особые разновидности периода

Период единого строения – не делится на предложения (М.Равель «Болеро»)

Период из трёх предложений (П.Чайковский «Подснежник» – а b b)

Сложный (двойной) период – период из 2-х предложений, каждое из которых само построено как период: А А аа1аа2 (П.Чайковский Сентиментальный вальс ор.51 №6)

Трёхчастный период – состоит из трёх построений со сходными началами: а а1 а2 (Э.Григ – «Пер Гюнт» – Утро)

Период может заканчиваться полной несовершенной каденцией, половинной каденцией, иногда может вовсе не иметь каденции и перейти в следующий раздел формы (типично для средних частей). Предложение периода может заканчиваться каденцией в другой тональности (П.Чайковский «Шарманщик поёт»). Часто первое предложение заканчивается полным кадансом в доминантовой тональности (В.Моцарт Симфония №40 – Финал).

музыке ХХ века в конце первых предложений встречаются переходы в далёкие тональности (С.Прокофьев – Гавот ор.32 №3 – fis→B).

Проанализируйте по нотам пьесы:

П.Чайковский – Игра в лошадки, Зимнее утро, Октябрь;

Р.Шуман – Дед Мороз, Весенняя песня;

С.Рахманинов – прелюдии ор. 32 №5, №12;

Э.Григ – Танец Анитры.

В каждом периоде найдите каденции, кульминации.

Методические указания для выполнения задания.

Анализируя произведение, правильно определите, где заканчивается период. Для этого нужно обратить внимание на повторение темы или появление нового музыкального материала, на возникновение пауз, завершенных гармонических каденций, смену тональности, фактуры, тембров, регистров. Укажите, в чем проявляется экспозиционность изложения музыкального материала.

Подробно опишите характер музыки и расскажите, какими выразительными средствами он выявляется.

Определите вид периода. Для этого рассмотрите, делится ли он на предложения. Если делится, укажите на степень сходства между ними. Если предложений четыре, проанализируйте их каденции и проверьте, можно ли определить период как сложный. Обратите внимание на тональность, в которой заканчивается период. Объясните гармонические соотношения между предложениями.

Определите метрическую структуру периода (квадратность или неквадратность). Объясните выбор композитором данной структуры (зависимость от эстетических тенденций времени, жанровых особенностей произведения или характерных черт стиля композитора, национальной школы).

Укажите на наличие вводного построения, а также дополнений или расширений в периоде. Рассмотрите второе предложение. Если оно увеличено по сравнению с первым, определите тематические и гармонические средства увеличения (например, секвенция, прерванная или несовершенная каденция).

Познакомьтесь также с ненормативными видами периода; периодом из трех предложений и трехчастным периодом (период с репризой). Для того чтобы не ошибиться в их определении, рассмотрите тематический материал, а также тональный план второго предложения и сравните их с крайними разделами периода.

Источник

Самые распространённые формы музыкальных произведений

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответВы наверняка когда-нибудь сталкивались с такими философскими понятиями, как форма и содержание. Эти слова достаточно универсальны, для того чтобы обозначать сходные стороны самых разных явлений. И музыка – не исключение. В данной статье вас ждёт обзор самых ходовых форм музыкальных произведений.

Прежде чем назвать распространённые формы музыкальных произведений, определимся, что же такое есть форма в музыке? Форма – это то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала.

Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественкакому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. Обоснование такого двойного понимания сущности музыкальной формы – заслуга российского учёного, академика и композитора Бориса Асафьева.

Формы музыкальных произведений

Самые мелкие структурные единицы почти любого музыкального произведения – это мотив, фраза и предложение. А сейчас попробуем назвать основные формы музыкальных произведений и дать им краткие характеристики.

Период – это одна из простых форм, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Встречается часто, как в инструментальной, так и в вокальной музыке.

Норма продолжительности для периода – два музыкальных предложения, которые занимают 8 или 16 тактов (квадратные периоды), на практике встречаются периоды, как длиннее, так и короче. Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Простые двух и трёхчастные формы – это формы, в которых первая часть, как правило, пишется в форме периода, а остальные не перерастают её (то есть для них норма – или тоже период или предложение).

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответСередина (средняя часть) трехчастной формы может быть контрастной по отношению к крайним частям (показ контрастного образа – это уже очень серьёзный художественный приём), а может и развивать, разрабатывать то, что было сказано в первой части. В третьей части трёхчастной формы возможно повторение музыкального материала первой части – такая форма называется репризной (реприза – это и есть повторение).

Куплетные и запевно-припевные формы – это формы, которые имеют прямое отношение к вокальной музыке и их строение часто бывает связано с особенностями стихотворных текстов, которые лежат в основе песни.

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Куплетная форма основана на повторении одной и той же музыки (например, периода), но каждый раз с новым текстом. В запевно-припевной форме – два элемента: первый – запев (в неё может меняться и мелодия и текст), второй – припев (как правило, в нём сохраняется и мелодия, и текст).

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная). Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответСложная трёхчастная форма, как и простая такая же, может содержать в себе репризу, а в средней части – новый материал (чаще всего именно так и случается), причём средняя часть в такой форме бывает двух типов: «типа трио» (если она представляет собой какую-нибудь стройную простую форму) или «типа эпизода» (если в средней части – свободные построения, не подчиняющиеся ни периодической, ни какой-либо из простых форм).

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов.

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответВариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны.

В качестве музыкального примера вариаций предлагаем вам познакомиться с очень известным произведением великого Бетховена.

Л. ван Бетховен, 32 вариации до минор

Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то дано рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство.

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответВот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз.

В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности.

Сонатная форма состоит из трёх основных разделов:

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Сонатная форма настолько полюбилась композиторам, что на её основе они создали ещё целый ряд форм, отличающихся от основной модели различными параметрами. Например, можно назвать такие разновидности сонатной формы, как рондо-соната (смешение сонатной формы с рондо), соната без разработки, соната с эпизодом вместо разработки (помните, что говорили про эпизод в трёхчастной сложной форме? Здесь эпизодом может стать любая форма – частенько это вариации), концертная форма (с двойной экспозицией – у солиста и у оркестра, с виртуозной каденцией солиста в конце разработки перед началом репризы), сонатина (маленькая соната), симфоническая поэма (огромнейшее полотно).

Фуга – это форма, некогда царицей всех форм. В своё время фугу считали самой совершенной музыкальной формой, и до сих пор к фугам у музыкантов отношение особенное.

Фуга строится на одной теме, которая затем многократно поочерёдно повторяется в неизменном виде в разных голосах (у разных инструментов). Начинается фуга, как правило, одноголосно и сразу с проведения темы. Тут же этой теме отвечает другой голос, а то, что звучит во время этого ответа у первого инструмента, называют противосложением.

Пока тема гуляет по разным голосам, продолжается экспозиционный раздел фуги, но, как только тема прошла в каждом голосе, начинается разработка, в которой тема может проводиться не полностью, сжиматься и, наоборот, расширяться. Да чего только в разработке не происходит… В конце фуги восстанавливается главная тональность – этот раздел называют репризой фуги.

На этом можно уже и остановиться. Почти все основные формы музыкальных произведений нами названы. Следует иметь в виду, что более сложные формы могут содержать в себе несколько простых – научитесь их обнаруживать. А ещё нередко и простые, и сложные формы объединяются в различные циклы – например, образуют вместе сюиту или сонатно-симфонический цикл.

Источник

ТЕСТ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ « МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ »

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ульяновская область МБУ ДО «Павловская ДШИ» 6

по музыкальной литературе

1.Что в музыке называется мотивом:

А) группа нот, расположенные в 4-х тактах;

Б) наименьшие музыкально-смысловые группы нот;

В) плавное ведение мелодии.

2. Во что складываются мотивы:

Б) в музыкальные фразы;

В) в сложное предложение.

3. Во что складываются фразы:

А) в музыкальные мотивы;

Б) в музыкальные предложения;

В) в музыкальные периоды.

4. Во что складываются предложения:

А) в музыкальные фразы;

Б) в периоды, простейшую музыкальную форму;

В) в музыкальные мотивы.

5. Точка высшего напряжения, подъёма, развития в музыкальном построении называется:

6.Многоголосная музыка с самостоятельным значением каждого голоса называется:

7. Какие произведения относятся к формам полифонии:

8. Сонаты, вариации, концерты относятся к произведениям:

9. Многочастное музыкальное сочинение, написанное для какого-либо инструмента, в котором одна из частей написана в форме сонатного аллегро, называется:

10.Концерт – это музыкальная форма, написанная для:

11.Пьеса для совершенствования какого-либо вида техники исполнения называется:

7. Какое название произведения переводится как «выдумка», «изобретение»:

8. Как с французского переводится рондо:

9.Какая музыкальная форма строится на проведениях одной темы – основной мысли произведения:

10.Как называется музыкальная форма, где тема повторяется целиком несколько раз, но каждый раз в измененном виде:

11. Сюита представляет собой:

12. Жанр вокальной музыки, который получил особую популярность в 19-м веке:

13. Аккомпанемент – это:

14.Одночастное произведение, в котором отражаются историческая действительность из жизни народа, используются сказки, легенды, отображаются борьба народа за свободу, явления природы

15.Пьеса для голоса с аккомпанементом повествовательного характера, основанная на контрасте тем

16.Крупное музыкальное произведение для хора и оркестра. Состоит из нескольких частей и посвящается знаменательным историческим событиям

17.Завершающий дополнительный раздел, построенный на одной или обеих темах экспозиции

18.Сюита – музыкальное произведение, в котором четыре танца расположены в следующей последовательности

19.Старинный французский танец, первый в сюите; в старину исполняли трубачи, встречая и провожая знатных гостей.

20. Старинный подвижный французский танец, исполнялся парами со сложными фигурами, второй в сюите

21.Старинный быстрый английский танец матросов, четвёртый в сюите

22. Старинный очень медленный испанский танец-шествие – торжественное и печальное, третий в сюите

23. Музыкальное произведение, состоящее из четырёх последовательно расположенных танцев, называется

24. Увертюры, I части симфоний строятся в форме

25.Вступительный, дополнительный раздел в сонатной форме

26.Драматический центр сонатной формы; темы экспозиции показаны в столкновении, сопоставлении, в широком видоизменённом развитии

27.Развязка действия, несколько видоизменённое повторение тем экспозиции

29.Название последней части симфонии:

33.Народная эпическая песня; крупное одночастное произведение, в котором звучат различные народные мелодии

34.Жанр, объединяющий в себе музыку, сценическое действие, литературу, хореографию, живопись:

35. Слово, употребляемое в музыке и живописи:

« ____ » _________ 20 г.

БЛАНК ОТВЕТОВ ТЕСТА

по музыкальной литературе

Ошибки: 0-4 – «5»; 5-7 – « 4 »; 8-11 – « 3 » ; 12 и более – « 2 »:

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Номер материала: ДБ-1009422

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом

Время чтения: 2 минуты

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Тестовые формы контроля на уроках музыки (1-4 классы)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕСТОВЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Искусство обучения есть искусство

будить в юных душах любознательность

и затем удовлетворять ее.

Понятие педагогического теста

Каким содержанием наполнено понятие «педагогический тест»? Какие классификации педагогических тестов существуют, и какие критерии применяются для оценки качества педагогических тестов? В чем преимущество тестовых форм контроля в процессе обучения? Что понимается под термином «тестовое задание», и какие правила необходимо соблюдать при составлении тестовых заданий? Как составить и провести итоговое тестирование учащихся? Ответы на эти вопросы, а также конкретные образцы тестовых заданий представлены в данном разделе.

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в сфере преподаваемого предмета. Тест как средство педагогического измерения дает учителю возможность осуществлять опосредованное управление деятельностью учащихся в образовательном процессе. Тесты используют как средство проверки, контроля и оценки.

Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:

определение объема и качества освоения содержания программного материала;

проверку и контроль уровня освоения основных видов деятельности учащихся (музыкальной, учебной, исследовательской);

проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятий музыкальной деятельностью;

оценку педагогической деятельности учителя музыки.

В связи с этим удобно выделить три класса тестов в преподавании музыкального искусства в школе:

Тесты, позволяющие оценить уровень средств и способов деятельности учащихся, направленных на освоение содержания музыкального искусства. В результате оценки выполненных тестов педагог может дифференцировать степень освоения музыкальной деятельности по уровням: репродуктивно-подражательный, репродуктивно воссоздающий, продуктивно-производительный, продуктивно-творческий.

Тесты, связанные с определением качества развития психофизиологических свойств ребенка (способности, мышление, воображение, воля), личностных качеств (музыкальная культура, духовная культура, певческая культура и т.д.).

Классификация педагогических тестов

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существует несколько подходов к этой проблеме.

Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования и на этом основании выделяются нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты.

Во-вторых, педагогические тесты подразделяются на гомогенные, основанные на содержании одной предметной дисциплины, и гетерогенные, т.е. междисциплинарные.

В-третьих, педагогические тесты в системе общего образования (00) подразделяются на виды: вступительные, текущие, на тесты промежуточной и итоговой аттестации.

Рассмотрим специфик каждого из подходов.

Нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные тесты. Нормативно-ориенпгрованный педагогический тест позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень предметных и общеучебных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом. Критериально- ориентированный педагогический тест позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

Нормативно-ориентированные педагогические тесты используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых.

Критериально-ориентированные педагогические тесты применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии уровнем обученности испытуемых на хорошо определенной области содержания.

Чаще всего в процессе преподавания педагоги используют критериально-ориентированные тесты для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Эти тесты позволяют правильно определить качество освоения тех или иных учебных программ. Тесты этого типа позволяют проводить мониторинг успеваемости учащихся, вовремя определять недостатки в процессе обучения. В практике преподавания учебных дисциплин результаты критериально-ориентированных тестов используются при диагностике недостатков в обучении, а также в итоговой и промежуточной аттестации школьников.

Использование критериально-ориентированных педагогических тестов, основанных на государственных образовательных стандартах, для итоговой и промежуточной аттестации студентов является, на наш взгляд, чрезвычайно перспективным.

Гетерогенный педагогический тест основывается на содержании нескольких дисциплин.

Гетерогенный педагогический тест является по своему существу междисциплинарным. В большинстве случаев каждое задание гетерогенного теста включает в себя элементы содержания нескольких дисциплин. При его разработке авторы должны представлять себе цели его создания и быть компетентными во многих дисциплинах. Естественно, гетерогенный тест гораздо более труден для авторов, чем гомогенный. Одной из разновидностей гетерогенного теста является набор гомогенных тестов, т.е. гетерогенный тест может состоять из ряда гомогенных частей (субтестов). Гетероген- ные тесты как инструмент педагогической оценки используются в специализированных (хоровых, музыкально-эстетических, художественноэстетических) классах, где присутствует несколько учебных дисциплин (сольфеджио, хоровое пение, индивидуальный инструмент, МХК). Гетерогенные тесты могут использоваться и при аттестации учебного заведения, когда необходимо оценить художественное развитие учащихся. Эти тесты составляются на основе предметного содержания дисциплин, входящих в образовательную область «Искусство».

Компонентами преподавательской деятельности учителя являются проверка, контроль и оценка. Контролировать, проверять и оценивать знания и умения у учащихся нужно в той последовательности, в какой проводится их освоение. Основными видами контроля и оценки в школе являются входной, текущий, периодический (рубежный, поэтапный, промежуточный) и итоговый контроль. Классификация тестов, опирающаяся на систему контроля и оценки, в школе получила наибольшее распространение. Педагогические измерения в освоении музыкального искусства в школе осуществляются:

в начале вхождения ребенка в образовательный процесс (начало обучения в школе, начало учебного года, начало освоения нового раздела программы, начало освоения нового способа музыкальной деятельности и т.п.);

в течение образовательного процесса (в течение освоения нового музыкального материала, в течение освоения содержания какой-либо темы, в течение урока, в течение семестра (четверти) и т.п.);

по окончании определенного периода образовательного процесса (темы, раздела программы, учебного года, начальной или основной школы и т.п.).

На основании этого можно выделить следующие типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

Содержание этих тестов основано на большом объеме материала. Ведь речь вдет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования. Он должен обладать достаточно высокой надежностью и валидностью. Педагог может разрабатывать такие тесты самостоятельно, имея для этого необходимые знания и навыки. Такие тесты могут разрабатываться централизованно, например, группой учителей районного методического объединения, на курсах повышения квалификации или могут быть использованы готовые варианты тестов. Оценка этих тестов осуществляется на основе тех критериев, которые предусмотрены учебной программой, требованиями школы и государственными образовательными стандартами.

Итоговые — предназначены для: 1) контроля и оценки степени сформированности знаний, умений, навыков по окончании учебного года, этапа обучения в школе (начальная, основная, средняя школа) и по завершению изучения учебной дисциплины; 2) оценки уровня музыкально-учебных достижений учащихся по основным компонентам содержания музыкального образования; 3) рейтинговой оценки качества сформированности уровней музыкальной деятельности. Содержание тестов может быть разработано на основе блоков и модулей, предлагаемых в типовых программах музыкального образования в школе. Разработкой этого типа тестов должны заниматься опытные преподаватели и методисты.

На основе оценки итоговых тестов педагог может делать выводы об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

Критерии качества педагогических тестов

В теории тестирования выделяется два основных требования качества тестов: валидность и надежность.

Валидность зависит от качества заданий, их числа, от степени полноты и глубины охвата содержания учебного материала в заданиях теста, от баланса и распределения заданий по трудности, от метода отбора заданий в тест из общего банка заданий, от интерпретации тестовых результатов, от организации сбора данных, от уровня подготовленности учащихся к тестированию.

Задания педагогического теста должны соответствовать целям тестирования, содержанию проверяемого материала. Учите ль должен быть уверен в том, что учащийся знает материал в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Надежность в большей степени определяется условиями проведения тестирования. Надежность теста может быть определена методом повторного тестирования, при этом условия повторного тестирования должны быть сходны с первоначальными. Если результаты тестирования в обоих случаях будут близки и степень их корреляции будет незначительной, то такое тестовое задание считается надежным. То есть критерий надежности необходимо рассматривать не как характеристику теста, а как результат тестирования в определенных условиях.

«музыка», как и любая другая учебная дисциплина, имеет образовательную цель, содержание и средства достижения цели. Отсюда цель теста должна соотноситься с целями и задачами процесса музыкального образования в школе, а содержание тестов с содержанием программного материала;

«строительным материалом» музыкального искусства является звук. Звук является и источником информации, и способом ее предъявления. Поэтому в тестах необходимо использовать реальное звучание музыкального произведения. Для ребенка в своей оценке музыкального произведения очень сложно найти адекватные характеристики, раскрывающие специфику звука, его содержание. Музыкальное искусство абстрактно как в своем предъявлении, так и в восприятии. Созданные условия, при которых происходит контакт со звуковым материалом произведения, определяет адекватность его восприятия и вербальной интерпретации. Поэтому для проверки могут использоваться и немузыкальные средства (живописные полотна, литературные тексты, графические изображения), которые через специфику своих средств позволяют выразить характерные особенности звукового материала произведения. Поэтому критерием качества, должно стать соответствие выбираемого материала для тестов по конкретным признакам, свойствам, качествам, законам. Например, это может быть стиль, язык, жизненные явления;

символическим выражением музыкального текста является нота. Поэтому нотные тексты могут стать действенным инструментом в руках ребенка для предъявления своего понимания музыкальной ткани;

в освоении музыкального искусства на уроках используются коллективные формы (хоровое пение, игра в оркестре, совместное слушание), где акцент в большей степени делается на способы действий. Организуя такие формы работы, учитель должен точно определять педагогическую задачу. Так может произойти ситуация, когда, исполняя вокальное произведение, дета не акцентируют свое внимание не на форме, ни на ступенях музыкального лада. А в тестировании этот материал используется для проверки именно данных свойств. Для этого учитель должен акцентировать внимание как на способах деятельности, так и на содержании музыкального текста;

на уроках музыки дети осваивают особый вид деятельности музыкальную, которая представляет синкретическое единство четырех основных видов человеческой деятельности: общение, познание, оценка, преобразование. Музыкальная деятельность направлена на взаимодействие ребенка с музыкальным искусством. Различная степень взаимодействия обусловлена разными уровнями освоения этой деятельности. Поэтому критерием качества педагогических тестов должно стать соответствие специфике и уровням музыкальной деятельности школьников.

Общие требования, предъявляемые к педагогическим тестам

1. Относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени для выполнения тестовых заданий.

2. Однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестовых заданий.

3. Правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов.

4. Относительно краткими, требующими сжатых ответов.

5. Информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста, с порядковой или даже интервальной шкалой измерений.

6. Удобными, т.е. пригодными для практического использования всеми учащимися.

7. Проверяемыми, т.е. соответствовать проектируемым целям обучения.

8. Надежными, т.е. показывать устойчивые результаты в сходных условиях.

9. Валидными, т.е. ценными, имеющими значение для процесса обучения.

10. Объективными, т.е. демонстрирующими в результате измерения именно то, что предусмотрено целью контроля.

Преимущества тестовых форм контроля

Тестовый контроль не должен сводиться исключительно

к проверке знаний учащихся путем простого

воспроизведения полученной ими от учителя или из других источников информации. В процессе тестового контроля большое значение имеет комплексная проверка

всей музыкальной деятельности ученика, в том числе динамики его общего развития, формирования

специальных умений и навыков, активности,

познавательных интересов, ценностных ориентации.

Тестовые формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

Индивидуальный характер контроля, возможность осуществления контроля музыкальной и учебной деятельностью каждого ребенка.

Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения.

Возможность сочетания ее с другими традиционными формами педагогического контроля.

Всесторонность, заключающаяся в том, что педагогический тест может охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

Объективность тестового контроля, исключающая субъективные (часто ошибочные) оценочные суждения и выводы учителя.

Возможность применения современных компьютерных средств в тестировании.

Единство требований ко всем испытуемым, вне зависимости от их прошлых учебных достижений.

Стандартизованность тестового контроля, возможность разработки единого теста для различных учебных заведений на основе требований государственных образовательных стандартов.

Высокая надежность тестового контроля, позволяющая говорить о полноценном педагогическом измерении уровня обученности ребенка.

Высокая содержательная валидность тестового контроля основанная на включении всех дидактических единиц программы обучения в задания теста.

Высокая прогностическая валидность вступительных тестовых испытаний, позволяющая предвидеть успехи ребенка в будущем.

Эффективность педагогического теста, позволяющая проводить контроль любой выборки испытуемых, за короткое время с минимальными затратами.

Тестовые формы контроля как средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке.

1. Перечислите основные характеристики педагогического теста.

2. Назовите признаки, отличающие тест от других видов контроля.

3. Какие классы тестов существуют и на чем основано их выделение.

4. Охарактеризуйте особенности каждого из типов тестов.

5. Выделите преимущества «бумажных», «звуковых» и «компьютерных» тестов. Могут ли они сочетаться друг с другом?

6. Какие критерии должны определять правильность составления тестов?

7. Обратитесь к учебникам и учебным пособиям по педагогике различных авторов.

Найдите ответы на предлагаемые выше вопросы (1-6).

8. Опираясь на материал данного пособия, а также материал, проанализированный вами самостоятельно, подготовьте краткое информационное сообщение для своих коллег, учителей музыки по проблеме «О педагогическом тестировании в музыкальном образовании».

9. В чем, по вашему мнению, проявляется специфика использова- ния педагогических тестов для музыкальной деятельности учащихся?

Формы тестовых заданий

Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определенной информации, его логическую структуру и форму представления.

Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его выполнения. Содержание тестовых заданий связано с:

опознанием автора произведения;

определением названия произведения;

соотнесением звучания с предъявленным нотным текстом;

ответом на вопросы;

поиском ошибки в нотной записи;

дополнением недостающего ключевого понятия, нот и т.д.

Вид тестового задания зависит от средств его предъявления. В

практике преподавания музыкального искусства возможно использовать следующие виды тестовых задании: звуковые (с использованием аудиосредств), графические (с использованием рисунка, графического изображения), «написательные» (с использованием визуальных знаковых символов).

Логическая структура тестового задания будет определяться выбором формы:

на установление порядка.

Тестовые задания с выбором ответа

Чем больше ошибок в вариантах готовых ответов, тем меньше вероятность угадывания правильных ответов. Число ошибок не должно превышать более пяти. Все ошибки должны быть правдоподобными.

Тестовые задания сопровождаются инструкцией по их выполнению. Если тестирование проводится с помощью бланков, то инструкция может иметь следующее содержание: обведите номер (букву) правильного ответа. Если тестирование осуществляется с помощью компьютера, для знакомства с инструкцией может быть использован звуковой комментарий. Если в тестировании используются звуковые фрагменты, инструкция будет содержать следующую информацию: послушай музыкальный фрагмент и обведи букву правильного ответа.

Тестовые задания с выбором ответа имеют различные варианты.

Задания с двумя ответами

Данная форма легко оценивается. Каждый правильный ответ равен определенному количеству баллов.

Основные требования для составления тестовых заданий:

в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;

2) основная часть задания формулируется предельно кратко, как правило, не более одного предложения из 7-8 слов;

3) задание имеет предельно простую синтаксическую конструкцию, в основной текст задания вводится не более одного придаточного предложения;

4) все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одной длины;

5) номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;

6) из ответов обязательно исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

7) в ответах не рекомендуется использовать слова «все», «ни одного», «никогда», «всегда» и т.п., т.к. в отдельных случаях они способствуют угадыванию правильного ответа;

8) из числа тестовых исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения ученика по какому-либо вопросу;

9) основная часть задания формулируется в форме утверждения.

Задание 1. Согласны ли вы с утверждением, что мюзикл, оратория, кантата, баллада, ария, песня являются вокальными жанрами:

Задание 2. Согласны ли вы, что кантата, оратория, хорал являются жанрами вокальной музыки:

Задание 4. Согласны ли вы, что автором этого произведения является П. И. Чайковский:

Задание 5. Имеет ли А. Шнитке отношение к киноискусству:

Задание 6. (Звучит фрагмент из «Первого концерта для фортепьяно с оркестром» П. И. Чайковского). Это произведение написал П. И. Чайковский:

какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

Задание 7. Эта ритмическая фраза

принадлежит песне «Во поле береза стояла»:

Задание 8. С каким произведением в музыке можно связать женский образ с полотен Леонарда да Винчи: какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

а) «Богородице Дево, радуйся»

из «Всеношного бдения»

Задания с тремя ответами

Эти задания связаны с выбором правильного ответа из предлагаемых трех вариантов ответа. Такие формы тестовых заданий могут использоваться во всех типах тестов. Наиболее эффективна их роль при составлении текущих и промежуточных тестов. Отличие от первой формы тестовых заданий заключается в уменьшении вероятности угадывания правильного ответа. Здесь число ошибок увеличивается до двух, что повышает вероятность наиболее эффективного измерения.

Задание 1. В опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» есть три чуда. Какое из чудес вы сейчас слышите:

а) Тридцать три богатыря;

Задание 2. Автора музыки называют:

Задание 3. Человека, управляющего исполнением хорового коллектива, называют:

Задание 6. Как называется сообщество музыкантов, членами которого были М. П. Мусоргский, Ц. Кюи, М. А. Балакирев:

Задание 7. Образ, какого произведения созвучен с образом картины И. К. Айвазовского «Черное море»: какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

а) «Садко» Н. А. Римского-Корсакова;

б) «Снегурочка»» Н. А. Римского-Корсакова;

в) «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка?

Задание 8. Каким инструментальным «голосом» в симфонической сказке «Петя и волк» «поет» утка:

Задание 9. Какой из жанров в музыке означает «качание на волнах»:

Задание 10. К образу, каких царей в своем творчестве обращается М. П. Мусоргский:

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Задание 1. Литература «дружит» с музыкой в:

а) опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;

б) «Курских песнях» Г. Свиридова;

в) романсе «Жаворонок» М. И. Глинки;

г) Концерте № 1 для фортепиано с оркестров П. И. Чайковского;

д) «Песне без слов» Ф. Мендельсона.

Задание 2. Сюжетные зарисовки традиционного русского народного обряда «Масленица» встречаются в произведениях:

«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;

2) «Петрушка» И. Стравинского;

3) «Жар птица» И. Стравинского;

4) «Князь Игорь» Д. П. Бородина;

5) «Кикимора» А. К. Лядова.

в) Колыбельная слона Джимбо (К. Дебюсси);

д) Белка (Н. А. Римского-Корсакова)?

Задание 4. Кто из перечисленных композиторов относится к «венским классикам»:

Задание 5. Какие из звучащих фрагментов инструментальной музыки принадлежат П. И. Чайковскому. (В тесте предлагается только порядковый номер музыкального фрагмента):

а) 1-й концерт для фортепьяно с оркестром;

б) 2-концерт С. Рахманинова;

г) «Ромео и Джульетта», увертюра?

Задание 6. Темой каких звучащих произведений является мир человеческих чувств:

а) П. И. Чайковский «Болезнь куклы»;

в) Л. Бетховен «Соната № 14»;

г) М. П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»?

Задание 7. Какие из балетов принадлежат П. И. Чайковскому:

а) «Спящая красавица»;

Задание 8. Какие из предлагаемых музыкальных произведений могли бы озвучить эту картину Б. М. Кустодиева «Масленица» (про изведения даются без названия, под номерами звучащих фрагмента»)

а) «Народные гуляния на масленой» И. Стравинского; какому уровню музыкальной формы соответствуют звуки и мотивы ответ

б) «Масленица» П. И. Чайковского;

в) Праздничный колокольный перезвон;

г) «Вальс снежных хлопьев»

Задание 9. Какие профессии нужны для постановки музыкальных спектаклей в театре:

Задание 10. Какие жанры инструментальной музыки использовал в своем творчестве Ф. Шопен. (Найди пять правильных ответов);

Задание 11. Кто из русских композиторов в своем творчестве обращался к образам русских царей:

а) Н. А. Римский-Корсаков;

Данные формы тестовых заданий имеют сложности в их оценке. Необходимо решить, какой вклад внесет каждый правильный ответ тестового задания в общую оценку. Чаще всего эта оценка равна сумме каждого правильного ответа.

Задания на выбор неправильного ответа

Когда ошибок слишком мало, легко угадать правильный ответ. Поэтому заданием может стать выбор неправильного ответа. В этом случае инструкция имеет вид: обведите номер неправильного ответа. Ошибочный ответ не может быть интерпретирован как правильный.

Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову :

Задание 2. Кто из композиторов не относится к художественному стилю в музыке, называемому «Венские классики»:

Задание 3. Кто из русских композиторов не являлся членом «Могучей кучки»:

д) Н. А. Римский-Корсаков;

Задание 4. Какой из звучащих фрагментов опер не принадлежит М. И. Глинке:

б) увертюра из оперы «Руслан и Людмила»;

г) ария Ивана Сусанина?

Задание 5. Какой из звучащих фрагментов не относится к жанру бардовской песни:

в) «Под музыку Вивальди»;

Задание 6. Основными признаками русской народной песенно- сти являются:

б) инструментальностъ звучания;

Задание 7. Кто из птиц не присутствовал на карнавале К. Сен- Санса:

Задание 8. К какому жанру не обращался в своем творчестве Ф. Шопен:

Задание 9. Все перечисленные произведения входят в состав «Детского альбома» П. И. Чайковского. Какое из произведений не прозвучало:

а) старинная французская песенка;

в) «Марш деревянных солдатиков»;

1. Опираясь на предлагаемые тестовые задания, определите, какие компоненты содержания обучения были выделены для контроля?

2. Какие уровни музыкальной деятельности могут быть определены с помощью данных тестов?

3. Основываясь на содержании уроков музыки в начальной и основной школе, составьте 3-5 возможных заданий, соответствующих разным уровням музыкальной деятельности. Проверьте их по критериям надежности, валидности, объективности.

4. Составьте бланк тестового контроля к одному из уроков музыки, включающий инструкцию для учащихся и 3-5 тестовых задания. Составляя такой бланк, задайте себе вопросы:

какая цель каждого тестового задания;

в какой форме будет предъявлено учащимся тестовое задание;

какие затруднения могут возникнуть у учащихся при выполнении тестовых заданий;

как будет оцениваться выполнение теста.

Тестовые задания на дополнение

В заданиях на дополнение готовые ответы не даются, их должен придумать или получить сам ученик. Задания на дополнение бывают двух видов: 1) с ограниченным ответом, т.е. ответ должен быть конкретным. Они предполагают только один вариант ответа. Ответ однозначный. Это могут быть вопросы теории, конкретные факты из мира; 2) свободный, т.е. ответ конструируется в свободном высказывании ученика (сочинение-эссе) или свободное высказывание, подтвержденное конкретными фактами. В содержании эти задания не ограничены, форма представления может быть любая. С помощью этих заданий учитель оценивает умения ученика, характеризующие его познавательную деятельность, способы решения учебных задач, вычленяет этапы мыслительного процесса.

При разработке заданий на дополнение необходимо руководствоваться правилами:

1. Каждое задание должно быть нацелено только ка одно дополнение, место для которого обозначается прочерком или точками.

2. Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала.

3. Дополнение лучше ставить в конце задания или как можно ближе к концу.

4. Текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информа- ции, необходимое для правильного выполнения задания.

5. В тексте задания не должно быть повторов.

Инструкция состоит из одного слова – дополните

Задание 1. Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями Бранденбург, Венгрия, Турция. Данные слова могут быть преобразованы в прилагательные:

а) « …………………марш» В. А. Моцарта;

б) «………………….концерты» И. С. Баха;

Задание 2. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *