каково авторское отношение к нему в рассказе

Каково авторское отношение к нему в рассказе

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

12.1. Каково авторское отношение к главному герою повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

12.2. Роль массовых сцен в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

12.3. Будничное и героическое в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

12.4. Тема поисков счастья в отечественной литературе XX – начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

Комментарии к сочинениям

12.1. Каково авторское отношение к главному герою повести Н. В. Гоголя «Шинель»?

Гоголь был одним из первых писателей, поднявших тему «маленького человека». Она казалась ему важной и актуальной во все времена.

12.2.Роль массовых сцен в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

12.3. Будничное и героическое в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

Шолохов одним из первых написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. «Судьба человека» — не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Вместе с тем автор не идеализирует своего героя: Андрей Соколов − простой трудяга, который и выпить любил по праздникам, и грубоват был порой со своей женой. Изображение будней героя помогает создать образ живого человека, понятного миллионам читателей, похожего на них и поэтому ещё более притягательногого.

12.4. Тема поисков счастья в отечественной литературе XX – начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

Тема может быть раскрыта на примере произведений современного автора Б.Акунина.

Главный герой серии приключений Бориса Акунина — Эраст Фандорин. На его поступки мы, как правило, смотрим глазами малознакомых ему людей, мнение которых о нем по ходу действия изменяется. Автору удалось создать живого романтического героя, привлекающего на свою сторону симпатию всех без исключения читателей. Хотя герой и необыкновенный человек, со своими недостатками и достоинствами, он, как и все люди, испытывает чувства к окружающим, порой это любовь или симпатия, иногда ненависть или отвращение, и, несмотря на то, что он их тщательно скрывает, мы знаем, что он может быть и чувствительным человеком; он все время размышляет, обдумывает что-либо. То это очередное расследование, то просто анализ, попытка понять и разузнать все об интересующем его человеке — ведь он необычайно наблюдателен.

На примере жизни Эраста Фандорина мы видим, что жизнь — это не череда только белых или черных полос, жизнь прекрасна. Хотя и бывают несчастья, все пройдет, и жить следует ради простых вещей, которые заставляют людей радоваться. И чтобы понять это, люди страдают. Не испытав горя или несчастья, человек никогда полностью не осознает, не увидит и не поймет, что значит, счастье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что и современной литературой подтверждается высказывание В. Г. Белинского: «Жить — значит, чувствовать, мыслить, страдать».

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.)

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют3
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий)

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение

ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий

0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Источник

Каково авторское отношение к нему (мальчику) в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» Мне очень надо! Заранее спасибо!

«Герой рассказа — умный и наблюдательный мальчик. А рассказывает историю взрослый, который подсмеивается над собой, маленьким. Мы видим историю как бы «двойным зрением»: глазами школьника и глазами умудренного опытом человека.

Школьник побаивается учителя математики и одновременно старается его обхитрить. Писатель, что рассказывает нам эту историю, восхищается учителем, одновременно анализируя те механизмы, при помощи которых он влияет на умы и души своих воспитанников.

Самый простой вывод из этой истории: «серьезней относиться к домашним заданиям».

Второй вывод: ложь рано или поздно разоблачается, «все тайное становится явным». Поэтому лжец становится посмешищем в глазах своих товарищей. Не хочешь краснеть — не ври!

Третий вывод: умей и сам посмеяться над собой. Посмотри на ситуацию со стороны — и многое станет куда понятней.

В рассказах Искандера теплый мягкий юмор и чуть более жесткая ирония пронизывают всю ткань повествования. И это сообщает читателю уверенность в том, что даже в не совсем приятных ситуациях можно ощутить радость и красоту жизни. «

Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Ф. А.

«Герой рассказа — умный и наблюдательный мальчик. А рассказывает историю взрослый, который подсмеивается над собой, маленьким. Мы видим историю как бы «двойным зрением»: глазами школьника и глазами умудренного опытом человека.

Школьник побаивается учителя математики и одновременно старается его обхитрить. Писатель, что рассказывает нам эту историю, восхищается учителем, одновременно анализируя те механизмы, при помощи которых он влияет на умы и души своих воспитанников.

Самый простой вывод из этой истории: «серьезней относиться к домашним заданиям».

Второй вывод: ложь рано или поздно разоблачается, «все тайное становится явным». Поэтому лжец становится посмешищем в глазах своих товарищей. Не хочешь краснеть — не ври!

Третий вывод: умей и сам посмеяться над собой. Посмотри на ситуацию со стороны — и многое станет куда понятней.

В рассказах Искандера теплый мягкий юмор и чуть более жесткая ирония пронизывают всю ткань повествования. И это сообщает читателю уверенность в том, что даже в не совсем приятных ситуациях можно ощутить радость и красоту жизни. «

«Герой рассказа — умный и наблюдательный мальчик. А рассказывает историю взрослый, который подсмеивается над собой, маленьким. Мы видим историю как бы «двойным зрением»: глазами школьника и глазами умудренного опытом человека.

Школьник побаивается учителя математики и одновременно старается его обхитрить. Писатель, что рассказывает нам эту историю, восхищается учителем, одновременно анализируя те механизмы, при помощи которых он влияет на умы и души своих воспитанников.

Самый простой вывод из этой истории: «серьезней относиться к домашним заданиям».

Второй вывод: ложь рано или поздно разоблачается, «все тайное становится явным». Поэтому лжец становится посмешищем в глазах своих товарищей. Не хочешь краснеть — не ври!

Третий вывод: умей и сам посмеяться над собой. Посмотри на ситуацию со стороны — и многое станет куда понятней.

В рассказах Искандера теплый мягкий юмор и чуть более жесткая ирония пронизывают всю ткань повествования. И это сообщает читателю уверенность в том, что даже в не совсем приятных ситуациях можно ощутить радость и красоту жизни. «

Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Ф. А.

«Герой рассказа — умный и наблюдательный мальчик. А рассказывает историю взрослый, который подсмеивается над собой, маленьким. Мы видим историю как бы «двойным зрением»: глазами школьника и глазами умудренного опытом человека.

Школьник побаивается учителя математики и одновременно старается его обхитрить. Писатель, что рассказывает нам эту историю, восхищается учителем, одновременно анализируя те механизмы, при помощи которых он влияет на умы и души своих воспитанников.
Самый простой вывод из этой истории: «серьезней относиться к домашним заданиям».
Второй вывод: ложь рано или поздно разоблачается, «все тайное становится явным». Поэтому лжец становится посмешищем в глазах своих товарищей. Не хочешь краснеть — не ври!
Третий вывод: умей и сам посмеяться над собой. Посмотри на ситуацию со стороны — и многое станет куда понятней.
В рассказах Искандера теплый мягкий юмор и чуть более жесткая ирония пронизывают всю ткань повествования. И это сообщает читателю уверенность в том, что даже в не совсем приятных ситуациях можно ощутить радость и красоту жизни. «
Анализ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера Ф. А.

Источник

Каково авторское отношение к нему в рассказе

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи

5.1. Каково авторское отношение к Митрофану? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

5.2. Что такое поэтическое восприятие природы? (По лирике А. С. Пушкина.)

5.3. Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

5.4. Что более всего поразило Вас в рассказе Андрея Соколова? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Как характеризует Митрофана и его ближайших родственников приведённая сцена?

1.2.1. Как в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» соотносятся картины природы и тема любви?

1.1.1. Комедия Фонвизина называется «Недоросль». Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Оба определения подходят под описание главного героя Митрофанушки. В приведенной сцене находим подтверждение этому. Митрофанушка — неуч, не знает элементарных вещей и при этом не ощущает своей ущербности, потому что его интересы ограничены укладом, царящим в доме матушки. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду». Итоги этого учения мы можем пронаблюдать в приведенном отрывке.

1.2.1. В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы — тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись…

Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной — нежное, вдохновенное, трепетное. Возлюбленная лирического героя предстает в этом стихотворении как дитя родной природы, одно из ее чудес, такое же, как дивный воздух, свет, лес, река. Лирический герой не перестает восхищаться всеми ими, любуется своей «красавицей», радуется великолепному «зимнему утру». Оно стало не только первым хорошим днем после ненастья. Оно принесло лад и в отношения между героями, стало началом «светлой полосы» в их жизни, в их отношениях.

Таким образом, название стихотворения — «зимнее утро» — превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.

1.1. Как характеризует Митрофана и его ближайших родственников приведённая сцена?

1.2. Какую роль в сцене импровизированного экзамена играет ирония?

1.1. Комедия Фонвизина называется «Недоросль». Словарь дает два определения слову «Недоросль». Первое — «это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший на государственную службу». Второе — «глуповатый юноша — недоучка». Оба определения подходят под описание главного героя Митрофанушки. В приведенной сцене находим подтверждение этому. Митрофанушка — неуч, не знает элементарных вещей и при этом не ощущает своей ущербности, потому что его интересы ограничены укладом, царящим в доме матушки. У Простаковой есть план — пробраться в недосягаемый для нее мир через женитьбу сына на Софье. В этом и заключается цель Простаковой, когда она уговаривает Митрофанушку поучиться «для виду». Итоги этого учения мы можем пронаблюдать в приведенном отрывке.

1.2. Ирония — насмешка, употребление слов в значении, прямо противоположном их прямому значению. Ирония основывается на контрасте внутреннего значения и внешней формы. Можем наблюдать это в словах Стародума, когда он, видя уровень «образованности» Митрофанушки, продолжает его «экзаменовать»: «Вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина». Ирония звучит даже в говорящих фамилиях учителей. Митрофанушки.

Комментарии к сочинениям

5.1. Каково авторское отношение к Митрофану? (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

В образе Митрофана Фонвизин показал, как пороки, присущие всему крепостниче-скому обществу, калечат души людей с детских лет. Осуждая эти пороки, драматург выставляет их носителей на всеобщее осмеяние. В этом состоит идейно-художественная ценность комедии «Недоросль», созданной в восемнадцатом веке, но сохранившей свою актуальность до наших дней. Герой Фонвизина — подросток, почти юноша, характер которого поражён болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство ему присущее. Он недобросовестен в своём отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении.

«Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери уже не вызывают смеха: перед нами растёт деспот, невежественный и жестокий крепостник.

Митрофан корыстен и эгоистичен. В зависимости от смены занимаемого людьми положения, меняется и отношения к ним Митрофанушки. Он живёт только по такому принципу. Даже к собственной матери он теряет интерес, лишь только у неё отбирают власть.

Благодаря герою Фонвизина слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

5.2. Что такое поэтическое восприятие природы? (По лирике А. С. Пушкина.)

Поэзия — это музыка слова. Поэтическое восприятие природы отличает стихи Пушкина, делает ее поистине красочной, звучащей. Примером такого восприятия можно считать стихотворение «Зимнее утро». Радостные, солнечные интонации, прекрасный язык, яркие образы — стихотворение моментально поднимает настроение, настраивает на «светлый» лад.

В «Зимнем утре» встречаются и сливаются воедино две темы — тема красоты природы и тема любви. Лирический герой будит свою возлюбленную ранним зимним утром, чтобы та полюбовалась на это чудо природы, не пропустила ту красоту, которую оно являет собой:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись…

Уже в первой строфе отчетливо звучит тема любви. Благодаря обращениям, общей интонации мы чувствуем отношение героя к его возлюбленной — нежное, вдохновенное, трепетное. Как можно не любить все это, не восхищаться этим, не питаться силами от таких картин!

«Зимнее утро» Пушкина пронизано оптимизмом, любовью к жизни и ко всем ее проявлениям. Поэт подчеркивает, что родная природа поддерживает его героя, придает ему душевные силы и желание жить.

Таким образом, название стихотворения — «зимнее утро» — превращается в символ: светлого начала, радостного периода, счастья.

5.3. Роль внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в пьесе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Знаменателен в данном контексте монолог Чацкого «В той комнате незначащая встреча…»

Итак, в «группе из двадцати лиц» отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы.

5.4. Что более всего поразило Вас в рассказе Андрея Соколова? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Шолохов одним из первых написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. «Судьба человека» — исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский воин не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Рассказ Андрея Соколова обо всех испытаниях, выпавших на его долю, поражает читателя. Каким же мужеством, стойкостью и нечеловеческим обладанием наделен был герой, выстоявший и с честью выдержавший все испытания. Подлинным гуманизмом пронизана и история усыновления Андреем Соколовым мальчика-сироты.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1
Тема не раскрыта0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.),

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущено три фактические ошибки

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий),

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

И/ИЛИ авторская позиция искажена

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0
4. Композиционная цельность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой,

внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2
Допущены три-четыре речевые ошибки1
Допущены пять или более речевых ошибок0
Максимальный балл13

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *