каково было отношение блока к октябрьской революции
А. Блок и Октябрьская революция
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эпистолярная литература – это литературный жанр, в котором используется форма «посланий» или «писем».
Отношение А. Блока к революции
А. Блок, русский поэт, классик русской литературы 20 века. К началу Первой мировой войны поэту было уже 34 года. К этому времени он уже имел значительный авторитет в интеллигентских кругах, но несмотря на это, Блоку не удалось избежать войны в ее настоящем виде. Поэт почувствовал всю ее фальшь, сумел понять настроение солдата, одетого в солдатскую шинель.
Мировая война по своим последствиям была поистине всемирным бедствием. 1917 год стал самым крупным проявлением назревших перемен. К началу 1917 года в окружении императора Николая II понимали, что революция неминуема. И вскоре она разразилась. Россия вступила в полосу революционных потрясений.
Для Блока революция не была неожиданность. Поэт ждал ее и готовился принять во всей реальности. В марте 1917 года А. Блок вернулся с фронта в Петроград. Поэт был назначен секретарем Чрезвычайной следственной комиссии, которая была только что учреждена Временным правительством. Задачей комиссии было расследование противозаконных действий прежних царских чиновников и министров, так как было необходимо оправдывать свержение прежнего режима.
Работа А. Блока в комиссии привела поэта к мысли о том, что деятельность Временного правительства бесполезна. К августу 1917 года А. Блок уже разочаровался в февральской революции, поэтому в октябре он с восторгом приветствовал большевистский переворот.
Все эти страшные ощущения, мысли, предчувствия нашли воплощение в поэме «Двенадцать».
Произведение было написано Блоком «по горячим следам», спустя два месяца после победы Октября. Блок написал поэму быстро, всего за несколько дней. Поэт по-своему услышал Революцию и воспел ее. Он пошел вместе с народом, отдал ему свои знания, силы, опыт, и сделал это по собственной воле и в соответствии со своими убеждениями, после долгих лет напряженных раздумий о судьбе России.
Готовые работы на аналогичную тему
Поэма А. Блока «Двенадцать» стала первым памятником Революции, ее явлением, взрывной силой ее действия. В этом произведении А. Блок переосмысливает историю. В поэме отсутствует былое восхваление и восторженность. На первый план здесь выходит объективность при определении отношения поэта к Революции. А исторические события Блок начинает воспринимать как стихийные явления, сравнивая их с метелью, бурей, которые в своем действии и движении не имеют определенного направления и цели.
Отношение А. Блока к революции противоречиво. Так, в поэме «Двенадцать», революция из символа лучшей новой жизни она трансформируется в неизбежность, в природную волю. Все недовольства и претензии, копившиеся в народе годами, в один момент вырвались на свободу, начали сметать и уничтожать все, что оказывалось на пути.
А. Блок стал олицетворением символизма. И этот символизм присутствует и в последнем произведении поэта. Погибающий предсоветский мир в поэме представляет «барыня в каркуле», «буржуй» и т.д., которым некомфортно под ветром революции. При этом поэт под гибелью подразумевает не гибель всей страны, а уход прежнего уклада жизни.
Революционная поэтическая публицистика А. Блока
Публицистика А. Блока, относящаяся к революционному периоду, наряду с его поэтическим творчеством является выражением общего понимания поэтом судьбы страны и роли художника в ней. Публицистические работы, в которые связаны с осмыслением революционных событий в России, писались интеллигенцией в тот период в огромном количестве. На примере этих работ можно наглядно проследить поляризацию общественного мнения, сложившегося после революции.
А. Блок, вопреки своему аристократизму, события Октября воспринимает с восторгом, будучи при этом весьма далеким от реальных представлений о жизни победившей в них народной массы.
В январе 1918 года появляется работа «Интеллигенция и революция». Главный настрой этого произведения составляют эйфория и пафосность «преображения».
Система силлогизмов в этом тексте возникает не из суждений логики, а путем соединения художественных тропов. Поэтому эта статья Блока является именно образцом поэтической публицистики
По жанровым признакам статья Блока схожа с древнерусским публицистическим жанром – «словом». Эта статья – обращение Блока к представителям художественной и интеллектуальной элиты России. Причем поэт с самых первых фраз начинает полемику с той частью интеллигенции, которая не приняла события Октября 1917 года.
Блок озвучивает «актуальную боль» интеллигенции в самых популярных фразах того времени: «страны больше нет», «Россия уже погибла» и т.д.
В этой статье А. Блок пытается прояснить существующие в обществе крайности хаоса, жестокости и т.д.:
По мысли поэта, все разрушительные явления так или иначе будут существовать, так как основная сила таких исторических процессов – стихия народной массы. А интеллигенции, по мнению Блока, следует перешагнуть через внутренний страх перед стихийным буйством народа, осознать их справедливость и встать, в итоге, на защиту революционных преобразований.
Статья «Интеллигенция и революция» создавалась Блоком вместе с поэмой «Двенадцать», поэму концептуальная и художественная «перекличка» произведений очевидны. За экспрессию и «метафорически-шаткую аргументацию» Блок подвергся ряду критических упреков своих коллег, считавших, что поэтическая позиция поддержки революции неубедительна, столкнулся с их осуждением и непониманием.
В дальнейшем сам Блок лично столкнулся с трагедией постреволюционной России.
Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха?
Поэма была написана в январе 1918 года за 20 дней. Ещё были свежи воспоминания об Октябрьской революции. Россия находится географически и в Европе, и в Азии. Блок прямо говорит в поэме, что мы–скифы, мы–азиаты, с раскосыми и узкими глазами. В результате столкновения цивилизованной Европы и дикой Азия рождается новая Россия.
Место действия поэмы – Петроград. Это уже не тот величественный город, Северная Венеция, построенная Петром I. Сейчас этот город холодный, безжизненный, голодный, потерянный, да ещё и насквозь продуваемый холодными ветрами с Балтики.
Революция подобна стихии. Сильный ветер, не переставая, несёт снег. Люди не могут стоять на ногах. Так и революция выбивает людей из колеи налаженной жизни. И несёт их, как снег, по России. Для Блока революция – это катастрофа вселенского масштаба. Революция разрушает старый мир. А новый мир ещё не построен.
Поэт понимает революцию, как стихию народа. Нет ничего страшнее русского бунта, а революция тот же бунт, только управляемый большевиками во главе с Лениным.
Они видят в революции благо для всех. Они теперь полноправные хозяева новой России, собираются на собрания, обсуждают, постановляют держать революционный шаг, потому что враг не дремлет. Они сметают всех и всё на своём пути. Революция не бывает без жертв, потому что старый мир не хочет сдавать свои позиции. И вся власть Учредительному собранию.
Революция в поэме – это ветер. Он символизирует перемены. Как ветер, так и революция, не знает преград. Она затронула всех людей. Одних ветер сбивает с ног, валит на землю, не даёт двигаться вперёд. Других, наоборот, ветер толкает в спину, и помогает взлететь на самый верх.
Число 12 – это число людей в отряде, это — число глав поэмы, это – количество месяцев в году, это – число апостолов. Двенадцать человек отреклись от Христа. Но он неотлучно следует за ними. Точнее, над ними. Он должен привести Россию к возрождению. Блок верит в это.
Интересно, что он смотрит на все происходящие события как-бы со стороны, оценивает их. Об этом говорят фразы: «А вон…», « А вот…» Русская интеллигенция по-разному восприняла революцию. Многие, как и Блок, были сторонними наблюдателями. Некоторые в ней потеряли себя так, что потом не смогли найти в ней своё место.
Историческая справка — Октябрьская революция
Большевики с июля проводили большую агитацию среди трудящихся и военных. И это принесло свои результаты. В сознании народа укоренилась установка: большевистская партия — это единственный элемент политической системы, который по-настоящему стоит на защите трудящихся. В сентябре большевики получают больше половины голосов на выборах в думы районов. Буржузия терпит крах, так как не имела массовой поддержки. Владимиром Ильичом Лениным начинается разработка плана вооруженного восстания с целью завоевать власть для Советов. 24 октября началось восстание, верные правительству вооруженные части оказались сразу же изолированными от него. 25 октября в Петрограде происходит успешный для большевиков захват мостов, телеграфа, правительственных учреждений. 26 октября оказывается захваченным Зимний дворец, и происходит арест членов Временного правительства. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на две большие стороны — капиталистическую и социалистическую.
И вечный бой…
Поэта и время всегда связывает неразрывная нить. А нашему герою выпало жить в удивительное время, когда на протяжении короткого времени страну потрясали вселенские катаклизмы. Началось все с революции 1905 года и продолжилось в феврале и октябре 1917 года. Как поется в песне, есть у революции начало, нет у революции конца. Тем не менее дворянина и интеллигента Блока, внука знаменитого русского ботаника и ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова и зятя еще более знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева захватила идея революции как пути переустройства русского миропорядка. Александр Александрович в идею революции верил искренне.
Февральскую революцию Блок встречает с энтузиазмом. Он пишет: «Все происшедшее меня радует. Произошло то, чего еще никто оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала». Поэт ждал, что февраль 1917 года избавит общество от «невыносимых пошляков», буржуа. Поэтому «мировой пожар» становился для него «оркестром народной души». И хотя его оценки революционных событий не вызывали одобрения у многих писателей, особенно у Ивана Бунина, его это не останавливало, и он предлагал немедленно заняться «своим делом».
Александр Блок в роли короля Клавдия и Любовь Менделеева в роли Офелии в домашнем спектакле «Гамлет». 1898 год
Переломное время, тяжелые и глобальные перемены
20 век был сложным периодом в российской истории. Октябрьская революция 1917 года сотрясла общество. Это историческое событие не оставило равнодушным никого. Одной из общественных групп, которые откликнулись на произошедшее, была В 1918 году была написана знаменитая поэма «Двенадцать» Александром Александровичем Блоком.
Отношение к Революции 1917 года автора обсуждается уже многими поколениями, и каждый раз появляются все новые и новые интерпретации его позиции. Никто не может сказать, что А. А. Блок придерживался конкретной стороны (скажем максимально просто: «Благом ли для страны стало восстание?»). Давайте разберемся, в чем противоречивость отношения Блока к революции.
А все начиналось…
Александр Блок своим поэтическим талантом блеснул уже в пятилетнем возрасте, именно тогда он написал свои первые стихи. В 14 лет он издавал свой рукописный журнал «Вестник», а в 17 лет ставил свои пьесы на сцене домашнего театра. В 22 года для его стихов предоставил свои страницы альманах Валерия Брюсова «Северные цветы». Именно Александр Александрович стал самым известным поэтом Серебряного века.
Краткий сюжет поэмы «Двенадцать»
Для тех, кто плохо учился в школе, напомним кратко сюжет поэмы. В первой главе представлена завязка действия. Автор описывает зимние снежные улицы Петрограда, охваченные революцией (зима 1917-1918 годов). Портреты прохожих поражают краткостью, но образностью. По улицам Петрограда идет отряд патруля, состоящий из двенадцати человек. Революционеры обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, который бросил революцию ради пьянок и сошелся с бывшей девушкой легкого поведения Катькой. Кроме разговора про товарища, патрульные поют песню про службу в Красной армии.
Внезапно патруль сталкивается с повозкой, в которой ехали Ванька и Катька. Революционеры нападают на них, извозчик смог спастись, а Катя была убита выстрелом одного из патрульных. Убивший ее сожалеет о случившемся, но остальные его осуждают за это. Патруль двигается дальше по улице, и к ним пристраивается бродячий пес, которого отгоняли штыками. После этого революционеры увидели перед собой смутные очертания фигуры — перед ними шел Иисус Христос.
Не только «Двенадцать»
В тот период времени, когда Блок создавал поэму «Двенадцать», он параллельно работал над поэмой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция». Отношение Блока к Октябрьской революции в этих трудах было весьма однозначно. Он призывал всех полностью слушать и слышать Революцию.
Восторг — вот что изначально испытывал автор по отношению к произошедшему. Блоку виделись великие перемены, которые должны были в будущем привести Россию к времени расцвета и по-настоящему лучшей жизни. Однако отношение Блока к Революции со временем стало меняться. Ведь иногда надеждам не суждено оправдаться.
Чрезвычайная следственная комиссия
Повод заниматься «своим делом» представился поэту уже 4 марта 1917 года. В тот день новая революционная власть (Временное правительство) объявила о создании Чрезвычайной следственной комиссии. В ее задачу входило расследование противозаконных действий бывших министров и прочих должностных лиц царского правительства. Блоку было предложено стать редактором стенографических отчетов этих допросов. Он с воодушевлением взялся за дело, надеясь, что здесь он точно узнает «тайну» краха царизма. Поэту нужно было объяснение, как династия, правившая страной 300 лет, в одночасье прекратила свое существование.
Блок считал новую работу, которая была признана секретной, крайне интересной. Он присутствовал на многих допросах царских сановников в Зимнем дворце, Петропавловской крепости и старом Комендантском доме, где когда-то допрашивали декабристов. Всего комиссия завела 700 дел и провела 88 допросов. Этого вполне хватило автору «Стихов о Прекрасной Даме», чтобы понять «картину разложения старого строя». И еще один момент: работа была не общественной, за нее полагалось жалованье 600 рублей в месяц.
Хотя работу объявили секретной, Блок настаивал на публикации стенограмм допросов (360 страниц), но это произошло только в 1921 году, уже после смерти поэта. Отчеты, отредактированные Блоком, носили характер «безэмоциональных, стилистически аскетичных» документов. Для современных историков это очень ценный труд, где документальный материал соседствует с тонкими психологическими наблюдениями. Но уже в августе 1917 года он работает над рукописью, которую считал частью отчета Чрезвычайной следственной комиссии и которую опубликовали в журнале «Былое» в 1919 году. В 1921 году эта работа появилась в виде книги «Последние дни императорской власти».
Александр Блок (второй справа) в составе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. 1917 год
Комиссия своей деятельности не завершила и заседала вплоть до 25 октября 1917 года, но позже сочла себя «самораспущенной». Последние протоколы ее относятся к 18 ноября 1917 года.
Ветер перемен. Новое отношение Блока к революции
В поэме «Двенадцать» автором происходит переосмысление истории. Отсутствует былая восторженность и восхваление. Объективность по отношению к происходящему — вот что выходит на первый план при определении отношения Блока к Революции. Исторические события начинают восприниматься как стихийные явления. Он сравнивает их с бурей, метелью, которые в своем движении и действии не имеют какой-либо определенной цели и направления.
Каково отношение Блока к революции теперь? Из символа новой лучшей жизни она трансформируется в природную волю и неизбежность. Все, что копилось годами, недовольства и претензии, в один момент вырвались на свободу и начали уничтожать все, что стояло на пути. Это причина, по которой в начале поэмы при описании зимних улиц ветер срывает буржуазные плакаты.
Контрастные цвета произошедших событий
Природный контраст черного вечера и белого снега переносится и на людей. Их эмоции окрашены в два контрастирующих цвета: злоба делится на черную и святую. Отношение Блока к Революции в поэме «Двенадцать» становится противоречивым, потому что он понимает очевидность того, что революционные благие цели зачастую достигаются насильственным и угнетающим путем.
Везде устанавливается царство грабежей, насилия, убийств и безнравственности. Но при этом через все произведение проносится мысль о том, есть ли все-таки хоть капля надежды на созидательную силу революции.
Поэма А.Блока «Двенадцать» — попытка разобраться в событиях революции
Обратимся к поэме и посмотрим, что подлежит переделке и какая музыка там звучит.
Прежде чем приступить к чтению поэмы, давайте вспомним, к какому литературному течению тяготел А.Блок. (К символизму.)
Дать определение символу.
Символ — это многозначный предметный образ, который основан на совмещении нескольких значений (прямого и переносных), родственных друг другу, соединённых в результате ассоциативной общности.
Работа над символами в поэме.
Символическое начало поэмы, прослушать две первые строфы
1 глава.
С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?
В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег).
Черный — символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как
пустота, бездуховность.
Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.)
Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер.
Во второй строфе
ветер
упоминается в пятый раз
,
он – на всем Божьем свете, и
всякий
человек становится неуверенным
ходоком,
скользит и вот-вот упадет.
Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?
Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.
Первая глава поэмы посвящена изображению старого мира. С какими образами старого мира вы встретились (прочитать их описания)? Каково отношение к ним автора?
К старому миру относятся: «старушка-курица», «писатель-вития», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп». Их время прошло, автор описывает их сатирически, это пошлые пережитки старого мира.
Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»?
(проститутки).
О чем они говорят, что обсуждают?
Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.
Двенадцать красногвардейцев
Главным выражением отношения Блока к революции в поэме «12» является образ патрульных. Предназначение патруля — это установить порядок. Однако сами красногвардейцы являются неуправляемыми, как буря или ветер. Они поступают совершенно непредсказуемо, их поступки нельзя предугадать, а эмоции и чувства неизвестны. В этом заключается трагичность ситуации.
Кроме того, внешнее выражение образа патрульных не соотносится с новой лучшей жизнью. Они больше похожи на заключенных — помятые фуражки, в зубах самокрутки. С другой стороны, для поэта патрульные — это простые русские, которые готовы пожертвовать своей жизнью ради Революции, но конкретно ради какой цели — это остается неясным.
Вопросы нравственности и святости
Александр Александрович Блок и октябрьская революция 1917 года. (Блок Александр)
“Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”
А. А. Блок “Интеллигенция и Революция”
В записной книжке Блока в записи от 29 января 1918 года, окончанию работы над поэмой, поэт, обычно строгий по отношению к себе, сказал: “Сегодня я – гений”. По сути, “Поэма эта есть, бесспорно, высшее достижение Блока. В основе – крик отчаяния за гибнущее прошлое, но крик отчаяния, который возвышается до надежды на будущее”, – так отозвался о произведении Л.Д.Троцкий. “Двенадцать” является, по истине, парадоксальным произведением.
“В январе 1918-го года я в последний раз отдался стихии не менее слепо, чем в январе девятьсот седьмого или в марте девятьсот четырнадцатого. Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией (с тем звуком органическим, которого он был выразителем всю жизнь), например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг — шум слитный (вероятно шум от крушения старого мира). Поэтому те, кто видит в Двенадцати политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы”, пишет Блок в своих “Поздних статьях”. И через год, в предсмертном бреду, он требовал от жены обещания уничтожить все экземпляры поэмы. Так, мы видим эволюцию в отношении Блока к революции и большевикам, которую он прошел после создания поэмы.
Но все же отношения Блока к революции оставались двойственными. И эта двойственность отражается в его поэме “Двенадцать”. С одной стороны, поэт отождествлял революцию с переходом в новый мир, об этом говорит образ Иисуса Христа, введенный автором в финале поэмы. Он становится символом перевоплощения, перерождения послереволюционного русского общества, и когда двенадцать красноармейцев оказываются на перепутье, он указывает им дорогу и ведет их за собой. С другой же стороны, образ Катьки, разбитной питерской девки, которая даже во время революции, когда каждый раздет и разут, пытается урвать свой кусок счастья: “Гетры серые носила, //Шоколад Миньон жрала” и которая становится жертвой ревности Петрухи. Между тем, Андрей Белый сказал, что Катька – это новое воплощение Прекрасной дамы, продолжение образа Незнакомки. И двенадцать собираются выстрелить в Русь: “Товарищ, винтовку держи, не трусь!//Пальнем-ка пулей в Святую Русь”, но стреляют они в Катьку. Здесь она становится не только символом вечной женственности, но и символом России. Между Катькой и Христом в поэме устанавливается некая связь. Ее “зубки блещут жемчугом” и “снежной россыпью жемчужной” ступает Иисус. Таким образом, с одной стороны, гибнет Россия, а с другой, она перерождается. В этом и заключается двойственные, смешанные чувства Блока по отношению к Октябрьской революции 1917 года.
Более того, через всю поэму проходят два внутренних мотива: “черный вечер”- современная ужасающая реальность, и “белый снег” – новый светлый мир. Противопоставление двух данных сил, основанное на контрасте, также подчеркивает двойственность и бескомпромиссный исход (борьбу двух сил).
Убийство Катьки становится смысловым узлом поэмы. Здесь в 7 главе происходит отречение от Бога и от любви. Если вспомним Евангелие, то там говорится, что “Бог есть любовь”. В душе Петрухи происходит духовный раскол.
Скорей всего, именно в Петрухе и находится разгадка революции в понимании Блока. Он на глазах читателей под натиском остальных одиннадцати перевоплощается. Последствия страшного убийства породили угрызения совести в душе Петрухи, но одиннадцать подавляют и убивает его идеологию: “- Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
— Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
Кто же такие двенадцать? Двенадцать разбойников или же двенадцать апостолов? Символика числа двенадцать имеет множество значений, как я выразилась выше, это могли быть двенадцать учеников Христа. Также это двенадцать месяцев – жизненный круговорот. Вьюга, бушующая на протяжение всей поэмы, порождает неистово рьяный вихрь, труп Катьки на снегу, развивающийся плакат “Вся власть учредительному собранию”, выстрелы, бедный Петруха, мировой пожар, грязь, кровь, звуки революционного марша, городского романса, все сливается воедино, предоставляя нам настолько живую многогранную картину современного Петрограда, что ты невольно ужасаешься этой жестокой реальности или же бурной стихии.
Так, мы можем рассматривать отношение Блока к революции и со стороны обычного советского гражданина, и со стороны поэта. Две эти точки зрения весьма схожи. Блок-гражданин поддерживал революцию и даже был активистом, он считал революцию крайней мерой необходимости для переустройства российского общественного порядка, но, как и Пушкин, боялся русского бунта. Так и Блок-поэт верил, что за революцией стоит высшая созидательная сила, способная привести общество к новому лучшему миру, если, конечно, народ сумеет перешагнуть и стать выше своих безжалостных пороков, но этого не произошло и душе Блока осталось противоречить то, что добиться этой великой цели можно было только с помощью террора.
Блок был подхвачен этим революционным потоком, оказался внутри исторического водоворота. В нем что-то быстро вспыхнуло, и что-то быстро погасло. После Блок многое переосмыслил. Революция стала для него не символом свободы и перерождения, а тяжким бременем: “Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!”, позже говорил поэт.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.