каково отношение сказительницы к журавлю и цапле
ГДЗ по литературе 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Фонохрестоматия, сказка «Журавль и цапля», стр. 42 (Уроки по литературе)
Сказка начинается с краткой зарисовки о том, как сова перелетает с места на место, садится, вертит хвостиком и головой и летит дальше. Это вступление к сказке называется присказкой. Я думаю, что такая присказка настраивает слушателя на восприятие сказки, создаёт особую атмосферу, одновременно торжественную и самобытно-народную. Кроме того, мне кажется, присказка может перекликаться с содержанием сказки и намекать слушателю, о чём пойдёт речь в самой сказке, каковы будут её герои.
Например, здесь в присказке мы видим сову, а в сказке – журавля и цаплю, т. е. тоже птиц.
Я считаю, что отношение сказительницы к журавлю и цапле неодинаково на протяжении сказки. Это передаётся изменениями в интонации её голоса, когда она читает реплики журавля и цапли. Так, сначала сказительница озвучивает журавля и цаплю важным, серьёзным тоном, который рисует нам солидных птиц, собирающихся сочетаться браком. Однако постепенно серьёзность в интонации сказительницы уступает место капризности, нетерпеливости, детскости. Это происходит из-за того, что журавль и цапля не подкрепляют свои слова действиями, вечно отказываются от своих планов и демонстрируют непостоянство. Иначе говоря, они теряют уважение сказительницы и начинают вызывать у неё скорее усмешку. Такие же чувства испытывает и слушатель сказки.
Да, музыка дополняет образы птиц, создаваемые словами. Мне кажется, что неторопливая ритмичная музыка изображает походку журавля и цапли: мы как будто бы видим, как журавль и цапля попеременно ходят друг к другу, неспешно и важно вышагивая по топкому бескрайнему болоту. Что касается задействованных инструментов, мне кажется, что в их число входят труба, гармошка и ксилофон.
Да, я согласен с тем, как представляет нам героев сказки сказительница. Дело в том, что своей нерешительностью и неспособностью в нужный момент сказать нужные слова журавль и цапля разрушают наше к ним уважение и даже становятся объектом насмешек. Сиюминутные порывы и неуместная гордость не позволяют птицам мыслить разумно и построить семью.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Журавль и цапля (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 40-42)
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.
В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.
Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
Как вы считаете каково отношения сказительницы к журавль и цапле?
Как вы считаете каково отношения сказительницы к журавль и цапле.
Отношение сказательницы к журавлю и цапле меняются с течением повествования.
Зачин в сказке журавль и цапля?
Зачин в сказке журавль и цапля?
Кто написал сказку Журавль и цапля?
Кто написал сказку Журавль и цапля?
Вид сказки Журавль и цапля?
Вид сказки Журавль и цапля.
Басня цапля и журавль?
Басня цапля и журавль.
Краткое сочинение про сказку журавль и цапля?
Краткое сочинение про сказку журавль и цапля.
Суть рассказа журавль и цапля?
Суть рассказа журавль и цапля.
Главная мысль?
Рассказа Журавль и Цапля.
Подготовь рассказ о Журавле и цапле?
Подготовь рассказ о Журавле и цапле.
Подумайте чем она отличается от волшебных Журавль и цапля?
Подумайте чем она отличается от волшебных Журавль и цапля.
1. За правдивость его рассказов, за красочное описание природы. 2. «Моя литература — это моя собственная жизнь», — сказал Пришвин. И это действительно так : по сути, все созданное им — это художественно переосмысленный его жизненный путь и духовные..
Учительница французского языка Лидия Михайловна была добрым и великодушным человеком. Она помогала детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях, помогала, чем могла. Узнав, что ее ученик играет на деньги, она не оскорбила и не очернила его, а п..
Я ДУМАЮ ТАК НО Я ДУМАЮ ЧТО ЭТО ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.
Генералы совершенно не приспособлены к жизни, не могут позаботиться о себе, не могут даже бороться за своё спасение. Что же они могут? (есть, читать газеты, разговаривать о службе, спать) Какой ответ на вопрос дан в сказке? (они не умеют ничего по..
Папа любит валета, а папа Васи не любил его.
ГДЗ по литературе 5 класс учебник Коровина Журавль и цапля
О СВОЕОБРАЗИИ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Поищем в этой сказке повторы: летела-летела, жили-были, тып, тяп.
Теперь посмотрим постоянные эпитеты, которые имеются в этой сказке: веселая голова, ноги долги, долговязый.
Ну и наконец народные выражения в этой сказке несомненно также имеются, правда найти мне удалось только одно: несолоно похлебав.
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
4. Согласны ли вы с той характеристикой, которую даёт сказительница персонажам (действующим лицам) сказки и всей сказочной ситуации? Если согласны, то попробуйте прочитать сказку вслух, повторив интонации актрисы-сказительницы. Если в чём-то не согласны, прочитайте сказку так, чтобы в чтении прозвучала ваша собственная характеристика героев сказки.
Да, я согласен с тем, как представляет нам героев сказки сказительница. Дело в том, что своей нерешительностью и неспособностью в нужный момент сказать нужные слова журавль и цапля разрушают наше к ним уважение и даже становятся объектом насмешек. Сиюминутные порывы и неуместная гордость не позволяют птицам мыслить разумно и построить семью.
Сказка Журавль и цапля начинается сказка? Что это за — как вы считаете каково отношение сказительницы к журавлю и цапле
1.Сказка начинается с присказки — маленького рассказа о сове, который, казалось бы, никак не связан с главным содержанием сказки, но по сути в аллегоричной форме передает ее смысл: сова так же, как и журавль с цаплей, никак не может обусловиться, чего же она желает.
2. Отношение сказительницы к журавлю и цапле изменяется с течением повествования. Если поначалу она к ним относится нейтрально, то кое-где уже со второго прихода журавля к цапле в ее голосе появляются цвета драматичности, которые только нарастают к концу.
3. Музыкальное сопровождение приметно помогает видимо представить героев, их нрав, внешний облик, походку. Эту сказку аккомпанирует игра на гармони, ксилофоне и гудке.
Сказка Журавль и цапля
1.Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
2.Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
3.Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструмента исполняется музыкальное сопровождение?
1.Сказка начинается с присказки — маленького рассказа о сове, который, казалось бы, никак не связан с главным содержанием сказки, но по сути в аллегоричной форме передает ее смысл: сова так же, как и журавль с цаплей, никак не может обусловиться, чего же она желает.
2. Отношение сказительницы к журавлю и цапле изменяется с течением повествования. Если поначалу она к ним относится нейтрально, то кое-где уже со второго прихода журавля к цапле в ее голосе появляются цвета драматичности, которые только нарастают к концу.
3. Музыкальное сопровождение приметно помогает видимо представить героев, их нрав, внешний облик, походку. Эту сказку аккомпанирует игра на гармони, ксилофоне и гудке.
Если ответ по предмету Литература отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Методическая разработка урока
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по ФГОС. Урок «открытия» нового знания. На уроке обучающиеся знакомятся со сказкой о животных, их особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 5 классе.Сказка «Журавль и цапля» | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока литературы. 5 класс.
Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Учитель: Городилова Ольга Борисовна.
Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2012.
Название раздела: Устное народное творчество.
Тема урока: Сказки о животных. «Журавль и цапля».
Место урока в системе занятий по предмету: урок № 11 по тематическому планированию, урок № 10 в разделе «Устное народное творчество».
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок чтения и изучения нового произведения).
Цели урока: — развивать умение анализировать художественный текст;
— способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
— формировать навык делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки.
Задачи урока: — ознакомить со сказкой о животных;
— вспомнить художественные особенности сказок;
— формировать навык выразительного чтения;
— совершенствовать умение строить связный ответ на вопрос;
— формировать представление о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: — ЗНАТЬ жанровые особенности сказки о животных;
— УМЕТЬ отличать жанры сказок, выразительно читать сказку по ролям, анализировать сказку, характеризовать героев сказки,
отвечать на вопросы, сопоставлять сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация).
Личностные: — формирование уважительного отношения к людям, эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, восприятие текста
как произведения искусства, готовность вести диалог, потребность в самовыражении через слово.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, диалогового взаимодействия, дифференцированного обучения, информационно-
Методы обучения : творческий(чтение текста), эвристический с элементами проблемного.
Виды учебной деятельности на уроке: выразительное чтение сказки по ролям, выражение личного отношения к прочитанному в процессе
чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), поиск незнакомых слов и определение
их значения, устный и письменный ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге,
характеристика сказочных персонажей, нравственная оценка персонажей сказки, устное
Метапредметные связи: русский язык, математика, живопись, музыка, мультипликация.
Оборудование: учебник, фонохрестоматия к учебнику, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска.
Проблемные вопросы урока: Каковы жанровые особенности сказки о животных? Чему учит сказка «Журавль и цапля»?
Ключевые слова урока: сказка, жанры сказок, особенности русских народных сказок, характер персонажа, журавль, цапля.
Вхождение в тему урока, нацеливание на урок.
— Здравствуйте! Сегодня замечательный день, и мы все замечательные! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок!
— Проверим, всё ли у нас готово к уроку.
— А начнём мы с артикуляционной разминки. Читаем хором 3 раза скороговорку, записанную на доске : «Колотил Клим в один блин клин».
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность.
Чтение хором скороговорки.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Сформировать интерес к процессу учебной деятельности.
— «Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.»
Ребята, чьи это слова?
— Как вы понимаете это высказывание А.С.Пушкина?
— Как вы думаете, могли бы вы в нашем современном мире обойтись без сказок?
3. Сообщение темы урока.
Создание ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно определят тему урока и выдвинут цели урока.
— Мы не случайно вспомнили слова А.Пушкина. Прочитайте ключевые слова урока, записанные на доске и попробуйте определить тему нашего урока.
— Прочитайте русские пословицы, записанные на доске:
— О чём говорится в каждой из них?
— Опираясь на пословицы и опорные слова, подумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
— Итак, на уроке мы вспомним художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка «Журавль и цапля», а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь. В конце урока вы должны будете ответить на вопросы…Прочитайте их.
Читают ключевые слова, в процессе диалога определяют тему урока и записывают её в тетрадь.
Читают выразительно пословицы.
Читают опорные слова:
— уметь объяснять содержание …
— обсудить, что такое… и как можно достичь его
Читают вопросы со слайда 3 :
4. Актуализация опорных знаний.
Организация подготовки и мотивации к изучению нового материала.
— Вспомните,что такое сказка?
— Какие жанры русских народных сказок вы знаете?
— Чем они отличаются?
— Назовите сказки, которые вы читали, определите их жанры.
Отвечают на вопросы. ( Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Жанры сказок: о животных, бытовые, волшебные. )
Называют жанровые отличия сказок, приводят примеры.
5. Работа над темой урока.
Знакомство с текстом сказки «Журавль и цапля».
«Журавль и цапля» – сказка и ее мораль
«Журавль и цапля» – сказка, которая является образцом русского народного творчества. Сегодня мы перескажем ее сюжет, а также попытаемся разобраться, какая основная идея была вложена в это произведение.
Присказка
Сюжет
Журавль и цапля жили на болоте. По концам они построили себе избушки. Задумал журавель жениться, поскольку скучно одному жить ему стало. Он решил пойти и посвататься к цапле. Отправился в путь далекий, болото преодолел на целых семь верст! Пришел и решил сразу же узнать, дома ли в настоящее время цапля. Она ему ответила, что да. Не став медлить, наш герой с порога предложил ей выйти за него замуж. Отказала герою возлюбленная, аргументировав это тем, что он летает худо, платье у него коротко, ноги долги и кормить его нечем. Сказала цапля ему домой отправляться, назвав напоследок долговязым. Так расстались журавль и цапля.
Сказка однако на этом не заканчивается. Журавль опечалился и пошел домой. Цапля спустя время решила, что чем одной жить, лучше пойти за журавля замуж. Пришла в гости к нашему герою. Недолго думая, попросила его взять ее замуж. Журавль тем не менее зол был на цаплю. Он сказал, что не нужна она теперь ему, и приказал ей домой убираться. Цапля со стыда заплакала. Воротилась домой.
После ее ухода задумался и журавль. Решил, что напрасно за себя не взял. Он вновь собрался с силами и отправился к ней в гости. Пришел журавль и говорит, что вздумал жениться на цапле и просит выйти за него замуж. Она, обозлившись, сказала, что ни за что не примет его предложение. Пошел тогда домой журавль. Цапля тогда подумала, что не стоило, наверное, отказывать, ведь одной жить смысла нет. Вновь решила за журавля пойти. Отправилась в путь, пришла и предложила ему быть ей мужем. Но журавль уже передумал. Так и ходят они свататься от одного до другого, однако до сих пор не женились. На этом повествование заканчивается.
Журавл и цапля
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации: Двадцать четвертое сентября. Определение жанра сказкиСказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.Словарь русской литературы.
Отличительные черты сказкиСказочные событияСказочные героиСказочные существаНеобычность обстановкиОсобая манера повествованияВариативность текстаАвтор коллективен
Виды русских народных сказокВолшебныесказки Сказки о животныхБытовыесказкидалее
Самостоятельная работа по сказке « Василиса- Прекрасная»1. К какому типу относится данная сказка?2.Почему сказка называется « Царевна- лягушка»,хотя не она одна является главной героиней сказки?3. Почему Ивану-царевичу пришлось пройти такой трудный путь, прежде чем он нашел невесту снова? Сказка о животных «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Бытовая сказка. Сказки о животныхОбщие особенностиГероиПримеры названийназад
Общие особенностиСказок о животныхИносказательностьЯсность оценки героевАнтропоморфизмБыстродействиеДиалогОблегчённая композицияназад
Герои сказок о животныхТрадиционные типыЛиса – хитраяВолк – глупыйЗаяц — трусливыйОлицетвореныназад
АнтитезаПриём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.Василиса – мачехаИванушка – царьКрестьянин – баринЛиса — заяцназад
СказочныеформулыПрисказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.Концовка – завершает повествование.назад
ГиперболаЧрезмерное преувеличение действий и поступков героев.«Рос не по дням, а по часам.»«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»назад
ПостоянныеэпитетыКрасочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.«Сине море»«Добрый молодец»«Красна девица»«Ясный сокол»назад
Вопросы и заданияПо теме «Русские народные сказки»1.Перечислите виды сказок.2.Каковы особенности волшебной сказки?3.В чём особенность героев бытовой сказки?4.Приведите примеры сказок о животных.5.Придумайте сказку.
Домашнее заданиеПрочитать сказку « Иван- крестьянский сын и чудо-юдо».