каковы формы непосредственной демократии и представительной демократии

Каковы формы непосредственной демократии и представительной демократии

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия – выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного голосования.

В зависимости от содержания института институты прямой демократии могут быть: 1) способами принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия: 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

16. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ В РФ

Референдум – одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.

Референдум РФ – голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.

В зависимости от содержания законопроекта, вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо-дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель-ный).

По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные.

Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).

Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФкЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

Субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) установить круг вопросов, подлежащих обязательному вынесению на референдум субъекта РФ, за исключением следующих вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федеральных органов власти: 1) досрочного прекращения или продления срока полномочий органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления, приостановления осуществления ими своих полномочий, а также проведения досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо отсрочки этих выборов; 2) персонального состава органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления; 3) избрания депутатов и должностных лиц, утверждения, назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, а также дачи согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; 4) принятие или изменение бюджета субъекта, исполнения и изменения финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные власти вправе в своих уставах указывать перечень вопросов, по которым может проводиться местный референдум. К этим вопросам могут быть отнесены только вопросы местного значения.

Местный референдум проводится по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Вопросы, вынесенные на референдум (общероссийский, субъекта РФ или местный), должны быть построены таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ («да» или «нет»).

17. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЕФЕРЕНДУМ: ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Референдум РФ – это всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим федеральным конституционным и федеральным законам и иным вопросам государственного значения.

Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения: 1) изменение статуса субъектов РФ; 2) досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, а равно проведение досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы, досрочное формирование Совета Федерации либо отсрочка этих выборов; 3) принятие и изменение федерального бюджета, исполнение и изменение внутренних финансовых обязательств государства; 4) введение, изменение и отмена федеральных налогов и сборов, а также освобождение от их уплаты; 5) принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистия и помилование.

Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Особенностью всероссийского референдума является то, что он проводится на всей территории РФ. В РФ принимают участие все граждане рФ независимо от места их постоянного жительства, включая граждан РФ, находящихся за границей, но не утративших гражданство РФ.

Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов.

Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 % из них; 2) Конституционного Собрания.

Источник

ПОЛИТИКА. Термины. Прямая и представительная демократия.

каковы формы непосредственной демократии и представительной демократии

Демократия – (от греч. «власть народа» — это политический режим, при котором граждане лично или через своих представителей участвуют в осуществлении власти. Демократия предполагает народовластие, равенство всех перед законом.

Формы демократии.

Прямая (непосредственная)— при ней народ лично принимает основные политические решения, участвуя в выборах, референдумах.

Методы прямой демократии:

Представительная – при ней народ принимает решения через своих представителей, избранных народом, например, в парламент. Представители народа призваны выражать его интересы, от его имени издавать законы и отдавать распоряжения.

Проявления представительной демократии:

В Конституции РФ отражены обе формы демократии.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья № 32.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Источник

Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение

Рассмотрим формы представительной демократии и формы непосредственной демократии, а также установим их соотношение.

Согласно статье 3 Конституции народ России реализует свою власть как непосредственно, так и через органы государственной и муниципальной власти.

В зависимости от способа волеизъявления народа принято выделять следующие формы демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти посредством выборных полномочных представителей, принимающих решения, которые отражают волю избирателей: население всего государства либо определенной его территории.

Выборное представительство – это важный механизм обеспечения подлинного народовластия. В процессе формирования выборного представительства создаются избираемые народом государственные и местные органы власти.

Представительная демократия представляет собой способ реализации власти народа, при котором соответствующие властные решения принимаются избранными представителями. Как правило, к ним предъявляются определенные квалификационные и иные требования. В рамках разработанной системы государственных и муниципальных органов власти каждый её элемент имеет определенную сферу ответственности и соответствующие полномочия.

Успешность и результативность деятельности системы государственных и муниципальных органов, а также их работников предопределяет эффективность и стабильное экономическое развитие государства.

В случае неэффективной деятельности соответствующих органов и должностных лиц население на очередных выборах имеет возможность отказать им в доверии, выбрав для себя других представителей. В этом и проявляется сущность представительной демократии.

Непосредственная (прямая) демократия – это форма прямого волеизъявления народа или определенной группы населения. Согласно статье 3 Конституции России высшим непосредственным выражением власти народа выступают референдум и свободные выборы.

При прямой демократии граждане имеют возможность участвовать непосредственно в принятии решений по тем или иным политическим или общественным вопросам. Как правило, подобный механизм применяется при решении наиболее важных для общества вопросов.

К популярным методам прямой демократии относят: народное голосование (референдум), народное обсуждение, народную инициативу, императивный мандат.

Таким образом, при представительной демократии (в отличии от непосредственной) выполнение общественно значимых функций и задач осуществляется через систему избранных населением представительных органов и их должностных лиц.

В отличие от прямой демократии механизм принятия решений представительной демократии позволяет принимать и реализовывать решения по широкому спектру вопросов более оперативно. Преимуществом решений, принятых при прямой демократии, является их большая легитимность.

К недостаткам представительной демократии следует отнести подверженность коррупционным проявлениям, манипуляции, злоупотребления и т.д. Недостатками прямой демократии являются сложность организации, значительные временные и финансовые затраты на выявление мнения всего населения относительно определенного вопроса.

Источник

Конституционные формы народовластия

Понятие и сущность конституционных основ народовластия

Народ, понимаемый в широком аспекте, не может являться субъектом конституционных правоотношений. Конституция РФ гарантирует политические права гражданам Российской Федерации. Только они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. При этом не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Также необходимо помнить о том, что общая правоспособность граждан Российской Федерации наступает с 18 лет.

Таким образом, народовластие в Российской Федерации осуществляется не всем многонациональным народом страны, а строго определенной категорией граждан России.

Понятие народовластия связано не только с источником власти, но и с целями ее деятельности. Власть в Российской Федерации имеет публичный интерес, целью ее осуществления является общественное благо.

Прогрессивное значение теории народовластия как народного суверенитета проявилось в эпоху первых буржуазных революций. Она позволила передать суверенитет социальным коллективам и тем самым опровергнуть ранее господствовавшую доктрину, согласно которой источником суверенитета являлась некая внешняя власть, и он вверялся одному человеку («монарху божьей милостью»). Теория народного суверенитета является основным условием демократии, так как народ не может управлять собой, если он сам не обладает суверенитетом. Таким образом, существует прямая взаимосвязь понятий демократии, народного и национального суверенитетов.

Основой народовластия в западноевропейской правовой мысли выступает концепция «правления большинства». Данная концепция объясняет, как необходимо принимать решение при осуществлении выбора между различными мнениями. В соответствии с ней единственным критерием выбора является число голосов, отданное в пользу того или иного мнения. Любое мнение имеет свою ценность, но основой для принятия решения служит преобладание в определенный момент сторонников той или иной точки зрения. При этом победившая точка зрения может быть небесспорной.

Вызывает интерес реализация народовластия в Великобритании. Британская демократия никогда не отвечала критерию «правления народа». Теоретически в Великобритании принята модель представительной демократии, в рамках которой политическая власть концентрируется в руках «свободно избираемых членов палаты общин». При этом фактически ответственность за государственное управление находится в руках правительства, которое не делит право принятия решений ни с парламентом, ни с народом. Народовластие в современной Великобритании реализуется посредством существования правительства, способного учитывать общественное мнение в процессе принятия им решений, а гарантией ограничения бесконтрольной власти правительства, является установление ответственности правительства перед парламентом.

Реализация принципа народовластия в США имеет долгую историю. Несмотря на то, что изначально создание государства сопровождалось провозглашением принципа демократического устройства, сложно говорить о реальном народовластии в период становления данного государства. Всеобщее избирательное право сформировалось в США в результате принятия в течение двух столетий ряда поправок к Конституции США. В 1868 году Четырнадцатой поправкой был установлен возрастной ценз в 21 год для активного избирательного права, в 1870 году Пятнадцатой поправкой было запрещено ограничивать право голоса в зависимости от расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве. В 1920 году Девятнадцатая поправка распространила активное избирательное право на женщин, ранее не участвовавших в политической жизни государства. В 1964 году был отменен имущественный ценз при федеральных выборах (Двадцать четвертая поправка), а в 1971 году был снижен возрастной ценз на всех выборах до 18 лет (Двадцать шестая поправка).

Конституционно-правовое закрепление принципа народовластия имеется и в Основном законе Германии. В статье 20 Конституции ФРГ установлено, что «Вся государственная власть исходит от народа», а сама Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством.

Национальный суверенитет, гласит ч. 2 ст. 1 Конституции Испании, принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства, а в частях 1 и 2 ст. 1 Конституции Греции установлено, что народный суверенитет составляет основу политического режима, а вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется так, как это указано в Конституции.

Преамбула Конституции Японии также устанавливает, что народ облечен суверенной властью, а сама государственная власть основывается на непоколебимом доверии народа, ее авторитет исходит от народа, ее полномочия осуществляются представителями народа, а благами ее пользуется народ.

Непосредственная демократия в современном государстве

Возникает вопрос о принадлежности к формам прямой демократии таких политических прав граждан, как право на проведение демонстраций, шествий, митингов, пикетирование, выражающих протест граждан Российской Федерации по поводу определенных решений объектов государственной и муниципальной власти. Такие действия не являются властным волеизъявлением и не могут быть основанием для отмены решений государственных и муниципальных органов без пересмотра их в установленном законом порядке.

Таким образом, под прямой демократией понимаются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по вопросам государственного и местного значения, путем непосредственного волеизлияния народа, имеющего властный характер.

Преимущество прямой демократии по сравнению с представительной очевидно. Основным недостатком представительной демократии является обособленность представительных органов власти от народа, который они представляют, неспособность обеспечить участие населения в решении важнейших вопросов жизни общества.

В противовес представительной демократии, прямая демократия предполагает принятие публично-властных решений непосредственно самим народом. Широкое использование механизмов прямой демократии могло бы позволить решить проблему отчуждения власти от общества, обеспечить интересы и потребности граждан.

В то же время прямая демократия не свободна от недостатков. В свете проблемы правосубъектности народа, нельзя говорить о равенстве «голосующего большинства» с народом, подчиненным этой власти. Результатом прямой демократии станет диктат воли активной части электората всему народу. При прямой демократии проблематично принятие компетентных решений, поскольку они будут иметь субъективный характер.

Несмотря на наличие таких недостатков, развитие прямой демократии является наиболее явным выражением конституционного принципа народного суверенитета. Функционирование институтов прямого народовластия позволяет придать большую легитимность принимаемым решениям.

Среди форм (институтов) непосредственной демократии выделяют как способы принятия общеобязательных решений (решающие формы), так и формы выражения мнения, не имеющие общеобязательного значения (консультативные формы). К формам решающей непосредственной демократии, помимо выборов и референдума, относятся отзывное производство, участие граждан (народных и присяжных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях. К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания. Ряд ученых полагает, что такие консультативные формы следует именовать формами косвенной демократии.

В США также активно используются формы непосредственной демократии, но в основном на уровне штатов и муниципальных образований. Так, в США нет прецедентов проведения федеральных референдумов. Отчасти такой референдум противоречил бы положениям Конституции США о полномочиях Конгресса, так как проведение референдума по данным вопросам будет означать вмешательство в работу парламента. Однако на уровне штатов референдум неоднократно применялся. Наиболее известен референдум в Калифорнии, проведенный в 2008 году по вопросу однополых браков. Данный референдум, известный также как «предложение 8» (номер поправки к Конституции Калифорнии) ставил на голосование положение, согласно которому брак определялся как «союз мужчины и женщины», исключая, тем самым, возможность однополых браков. За принятие поправки проголосовали 52,5%, однако в 2010 году данная поправка была отменена федеральным судом, чье решение было поддержано и апелляционной инстанцией.

Известны также региональные референдумы в ряде штатов по вопросу легализации хранения и употребления марихуаны, в том числе в медицинских целях. Положительные результаты референдумов по данному вопросу в штатах Колорадо и Вашингтон породили правовую коллизию, так как принятые решения вступили в противоречие с федеральным законодательством, соответственно, результаты этих референдумов также могут быть отменены в судебном порядке. Приведенные примеры демонстрируют, что в США референдум не признается высшим выражением воли народа.

В 2012 г. в Пуэрто-Рико прошел референдум о статусе государства, на котором большинством голосов было принято решение о вхождении Пуэрто-Рико в состав США на правах отдельного штата.

В 2014 г. в Автономной Республике Крым и в г. Севастополе был проведен референдум о статусе территории, результатом которых стало решение о воссоединении Крыма с Российской Федерацией и образование в составе РФ двух новых субъектов.

Представительная демократия: юридическая природа и формы

Представительная демократия проявляется в таких механизмах как принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом. Как правило, парламент также формирует правительство или участвует в согласовании ключевых министров. Представительная демократия предполагает парламентский контроль над правительством, обязанность правительства и министров делать регулярный отчет перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчет. Парламент вправе объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра.

В Российской Федерации путем выборов формируются следующие органы власти: Президент РФ,

Государственная Дума, представительные органы субъектов федерации (как, например, Законодательное собрание Омской области) и муниципальных образований (как, например, Омский городской Совет), в большинстве случаев главы субъектов федерации и муниципальных образований.

Примером широкой реализации институтов представительной демократии являются Соединенные Штаты Америки, где выборными лицами могут являться не только депутаты законодательного органа, но и местные должностные лица, такие как мэр, мировой судья, прокурор, шериф, ревизор, глава налоговой службы, члены совета по образованию. Однако имеется и противовес институтам представительной демократии в лице Верховного Суда США и Сената США, которые слабо зависят от народа и могут в определенной степени сдерживают власть большинства. Так, в предыдущем параграфе описаны случаи отмены решений референдума как противоречащих федеральному законодательству.

Выборы в США являются прямыми и проводятся по мажоритарной избирательной системе. Единственным исключением являются выборы Президента США, которые относятся к категории косвенных, в ходе которых население голосует за выборщиков, а те, в свою очередь, уже выбирают Президента.

Представительным органом власти в США на федеральном уровне является Палата представителей. Сенат, несмотря на прямые выборы его членов населением, не является таковым в чистом виде, так как население в нем представлено не пропорционально численности. Сенат, прежде всего, представляет интересы штатов, в противовес интересам населения, представленного в Палате представителей. Президент США в силу специфики косвенной системы выборов также не относится к числу представительных органов. На пост Президента США в результате распределения голосов выборщиков может быть избран кандидат, за которого проголосовало меньшинство населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *