каковы формы работы с одаренными детьми в рамках массовой школы

«Формы работы с одаренными детьми»

каковы формы работы с одаренными детьми в рамках массовой школы

каковы формы работы с одаренными детьми в рамках массовой школы

Содержимое разработки

Формы работы с одаренными детьми.

Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

— желание работать нестандартно,

— поисковая активность, любознательность;

— знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

— готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. Меняется жизнь – меняется школа, чем быстрее меняется школа, тем быстрее и основательнее изменения в жизни. Вызов времени требует инноваций. В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «участие школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы”; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений, проектов, в том числе с использованием мультимедийных технологий. Другими словами, от школы ждут не «нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть социально мобильными.

каковы формы работы с одаренными детьми в рамках массовой школы

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. научные кружки, общества

различные конкурсы и викторины;

словесные игры и забавы;

проекты по различной тематике;

индивидуальные творческие задания;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им формы и виды творческой деятельности.

Формы работы с одаренными детьми: Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием. Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные миникурсы. «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы пли творческих зачетов и т.п. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих задании или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных знаний в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

В современной педагогике и образовательной практике обучение

одарённых детей чаще всего рассматривается как глобальная педагогическая

задача. В соответствии с философией этого подхода гений, талант не

планеты. Поэтому все одарённые дети должны находить поддержку в сфере

образования, где бы они ни родились и ни жили.

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. У учителей должен быть накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений по предметам учебного плана основной школы. Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

Индивидуально-групповые занятия, которые позволяют часть времени отдавать изучению предметов, соответствующих особым интересам и потребностям одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко.

Проектно-исследовательская деятельность. В школе должно работать НОУ. Оно даёт возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе. Результаты работы обучающиеся представляют на научно-практической конференций

Организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:

Рейтинг успешности обучающихся старшей школы.

Традиционные общешкольные дела и акции.

Портфолио достижений школьника.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;

Формы работы с одаренными учащимися:

— классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
— консультирование по возникшей проблеме;
— дискуссия;
— игры. творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

Источник

Статья :Формы, приёмы и методы работы с одарёнными детьми в рамках образовательной системы общеобразовательной школы в условиях ФГОС.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формы, приёмы и методы работы с одарёнными детьми в рамках образовательной системы общеобразовательной школы в условиях ФГОС.

Игуменщева Раиса Николаевна

Учитель изобразительного искусства

Эстетическое воспитание детей является одним из важнейших средств воспитания подрастающего поколения.

Эстетическое развитие ребёнка играет огромное значение для формирования интересов, пристрастий, взглядов на окружающий мир в будущем. В представлениях ребёнка понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда означают одно и то же, всё это называется одним словом «хорошее». Ценность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах; оно определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых не только для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе, а так же способности быть творцом, умения преломлять окружающий мир в собственном сознании и творчески передавать его; создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Личный жизненный опыт ребёнка невелик и задача педагога правильно направить творчество, передающее внутренний мир ребёнка, научить его при помощи художественных средств передавать настроение, свои ощущения, отношение к окружающей действительности.

Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

Процесс эстетического воспитания сложен и многогранен. Успех здесь может быть обеспечен лишь при комплексном подходе обучения детей предметам эстетического цикла.

В данных условиях необходима собственная система работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы, модель которой предлагается вашему вниманию.

Система должна включать в себя: принципы работы с одаренными детьми, элементы системы, формы и методы работы.

Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К группе одаренных, детей могут быть отнесены школьники, которые:

 Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
школьников-сверстников интеллектуальные или творческие способности, возможности их проявления;

 Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность;

 Испытывают радость от умственного или творческого труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Организация работы с одарёнными детьми в рамках учебного процесса:

 выбор и подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми;

 формирование учебных групп из одарённых детей (с разной целевой направленностью);

 выбор стратегии обучения для каждого одарённого ребёнка (обогащение, ускорение);

 разработка программ индивидуальной работы с одарёнными детьми;

 разработка индивидуальных образовательных планов по учебным предметам;

 предоставление одарённым детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.

Основные принципы работы с одаренными детьми:

реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

использование системы обучающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации творческих способностей учащихся;

развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

целенаправленное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития гармоничной личности;

увеличение роли внеурочной деятельности с одарёнными детьми;

совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии педагога.

1. Эстетическое воспитание школьников, формирование их духовной культуры и потребностей постоянного общения с искусством;

2. Развитие творческих способностей и склонностей учащихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, формирование творческой индивидуальности;

3. Обучение основам предметов эстетического цикла;

4. Формирование пространственных представлений, художественно-образного восприятия действительности;

5. Знакомство с творческим наследием выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

6. Умение правильно воспринимать и оценивать шедевры искусства.

Основные элементы системы работы с одаренными детьми:

Дифференцированность обучения, основанная на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).

Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и способностей школьника. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития (в том числе и творческого) каждого учащегося.

Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание. Так на основе обучения эстетическим дисциплинам целенаправленно формируются духовные качества ребёнка, что является одним из важных компонентов в воспитании личности.

Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: образовательные технологии для развития интеллектуальных способностей, система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.

высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;

способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;

владение современными педагогическими технологиями развития ;

высокий уровень психологической подготовки и др.

Формы работы с одаренными детьми:

Проектно-исследовательская деятельность. Дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческо-исследовательской и творческо-проектной деятельности.

Внеурочная (студийно-кружковая) деятельность. Предполагает углублённое изучение предметов эстетического цикла, более тщательно проводится работа по развитию творческих способностей детей на основе индивидуализации процесса.

Приёмы и методы работы с одарёнными детьми.

Наряду с традиционными примами и методами работы предполагается широкое применение нетрадиционных методов, т. к. главной задачей в работе с одарёнными детьми является заинтересованность в выбранном ими виде деятельности, что позволяют сделать нетрадиционные приёмы и методы:

5. метод игрового обучения;

6. метод интегрирования;

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

— алгоритм работы с педагогом.

— дидактические, развивающие, познавательные игры;

Словесный метод включает в себя:

— рассказ, искусствоведческий рассказ;

— использование образцов педагога;

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и

навыков детей. Это метод упражнений. Он включает в себя:

— работа на черновиках;

— работа с кроссвордами и сканвордами;

Метод игрового обучения – включает игровой вид деятельности на любом этапе изучения материала. Позволяет развивать у учащихся творческое мышление, мотивирует интерес к изучаемому предмету, способствует применению полученных знаний, расширению кругозора.

Метод интегрирования – пронизан межпредметными связями и повышает познавательный интерес ребёнка не только к предмету определённого профиля, но и другим образовательным предметам. Служит развитию воображения, мышления, образной памяти, стимулирует познавательную деятельность.

Занятия искусством немыслимо без интеграции с такими предметами, как литература, история, труд и др.

Значительное место в работе с одарёнными детьми занимают нетрадиционные занятия. Данная форма занятий является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, а так же занятость учащихся в проведении занятий через различные формы коллективной и групповой работы.

Необходимые требования, предъявляемые к педагогу, работающему с одарёнными детьми:

Главное звено системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека:

 теоретические знания по вопросу одарённости;

 наличие практического опыта;

 целеустремлённость и настойчивость;

 зрелость (чёткое знание своих целей и задач);

Работа с родителями:

Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.

В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Семейные аспекты развития одарённого ребёнка:

 создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;

 учёт личностных особенностей одарённых детей;

 оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают

 родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

 информационные лектории с элементами практикума;

 творческие лаборатории родителей;

 родительские педагогические тренинги;

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:

 создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одарённых детей;

 создание развернутых характеристик на одарённых детей;

 организация и проведение психолого-педагогических занятий с воспитанниками и учащимися, консультирования педагогов, родителей;

 разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одарённых детей;

 оказание поддержки всем участникам программы “Одаренные дети»,

 организация психолого-педагогического семинара для учителей,

 организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей, родителей и детей,

 организация мониторинга развития одарённых детей.

Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Источник

«Формы организации работы с одаренными детьми «

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Формы организации работы с одаренными детьми «

Методы и формы работы с одарёнными детьми

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны

Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет Ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться.

Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми целесообразно реализовывать следующие принципы педагогической деятельности:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, научно-исследовательские и творческие проекты, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, мастер-классы, экологические рейды, фольклорные экспедиции, факультативные курсы, выставки творческих работ и т. д.).

Рассмотрим более подробно отдельные формы работы:

Курсы по выбору. В соответствии с ФГОС факультативные занятия/спецкурсы в школах становятся основной формой дифференциации обучения.

Это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение и углубление знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

Курсы по выбору выполняют важные функции в развитии одаренности. Одна из них это предметно-повышающая функция. Одаренные учащиеся на факультативных занятиях повышают уровень изучения отдельных предметов и могут успешно готовиться к предметным олимпиадам и конкурсам.

Для курсов по выбору, направленных на углубление знаний, учащихся по дисциплинам учебного плана, преемственность в целях, содержании и технологиях обучения имеет важное педагогическое значение, поскольку она предопределяет высокий уровень учебных достижений и личностного развития учащихся.

Также факультативные занятия выполняют общеобразовательную (создаются условия для общего развития учащихся, становления их познавательных и социальных компетенций) и профориентационную (предоставляют учащимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению) функции.

Наиболее актуальны курсы по выбору в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно старшеклассники уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности.

Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе учитель проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности учащихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем учитель проводит групповые консультации, цель которой – познакомить учащихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки учащихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап – собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого – обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе приводится ученическая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов.

Мозговой штурм. Мозговой штурм – это одна из наиболее популярных форм стимулирования творческой активности одаренного ребенка. Эта форма позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Мозговой штурм широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Применение в современном учебном процессе мозгового штурма как интерактивной формы, позволяющей сочетать личностно-деятельный подход с эффективными методическими приемами и разработками,

Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

творческое усвоение школьниками учебного материала;

связь теоретических знаний с практикой;

активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;

формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Педагогу необходимо помнить, что проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у учащегося.

Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Возможность развития творческих способностей учащихся можно возлагать на кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

В кружке можно изменять деятельность, объем и ритм занятий, так как используется принципы добровольности, самоуправления, неформальности общения. Работа в кружках осуществляются в разных занимательных видах: игра, соревнования, состязания или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата, продукта. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Предметный кружок отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями. В кружках большой простор для разнообразной деятельности школьников: изготовление поделок, конструирование, моделирование, исследовательская деятельность, подготовка докладов и т.д. В процессе выполнения подобных работ у школьников возникает и укрепляется интерес к отдельным темам.

Индивидуальные проекты различной тематики представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (учебное исследование или учебный проект).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».

Выполнение проектных и исследовательских работ возможно на уроках и во внеурочной деятельности как в виде отдельных фрагментов, так и в виде довольно значительных по объёму работ для участия в различных конкурсах и конференциях.

Наиболее трудоёмкой работой является создание исследовательской работы. В результате этой деятельности формируются определённые личностные качества (целеустремленность, ответственность и др.). В процессе такой деятельности вырабатываются навыки работы со словарями и другими источниками информации, навыки исследования архивных материалов, сбора информации, умение пользоваться ресурсами сети Интернет. Этот вид творческой работы помогает научиться систематизировать собранный материал, отбирать необходимое для раскрытия темы, создавать развёрнутое высказывание, редактировать его, сопровождая графическим подтверждением основные мысли, оформлять в соответствии с современными требованиями к подобному виду деятельности, что соответствует духу времени и задачам, отражённым в государственных нормативных документах. Но самое важное, что впоследствии появляется стойкий интерес к исследовательской деятельности, потому что подобные работы значимы, они обычно представляются на довольно высоком для школьников уровне (конкурсы, олимпиады, конференции), получают высокую оценку при условии хорошего качества выполнения. Их представление требует значительной подготовки и обучения основам ораторского искусства, культуре речи, элементам актёрского мастерства. Учащиеся, таким образом, нацеливаются на поиск знаний, которые впоследствии могут быть востребованы обществом.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие или формы и виды творческой деятельности.

Развитие одарённости детей посредством творческой игры

Развитие творческих способностей обучающихся определяется как одно из приоритетных направлений в педагогике. Начало развития творческих способностей детей падает на дошкольный возраст, когда меняется характер типа деятельности по сравнению с ранним детством. Творческое начало проявляется в том, что дети не повторяют увиденное, а передают свои мысли и чувства. Воображение детей приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности. В этом возрасте для детей лучше применить такую форму развития, как игра.

Педагог должен выступать в роли советчика и косвенно управлять игрой, оставляя свободу выбора и инициативу за ребенком.

В ходе игры нужно наблюдать за детьми, обращая внимание на его поведение. Одаренные дети в первую очередь проявляют свою активность, самостоятельно принимают решение, фантазируют, придумывая что-то необычное, новое и оригинальное, помогают другим участникам увлечься игрой. Развитие творческой одаренности с помощью игры возможно, если инициатива в игре принадлежит ребенку.

В.А Сухомлинский настойчиво советовал учителям беречь детский огонёк пытливости, жажды знаний, вознаграждать каждый успех ребёнка, каждое преодоление трудностей залуженной оценкой. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. В 5-7 классах при помощи игровых моментов и ситуаций можно поддерживать интерес учащихся к учению, а также создавать простор для детского творчества.

В старших классах важной формой становятся интеллектуальные игры. Такие игры призваны научить обучающихся определять цели своей познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы решения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды. Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.

Участие в играх, где наряду с ограниченностью по времени, на учащихся действует множество отвлекающих факторов, что является хорошим тренингом психологической защищенности, умения отстранится и сосредоточится на главном, формирует привычку к эмоциональным нагрузкам.

Формы организации внеурочной деятельности в начальной, средней и старшей школе

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Ее основными задачами является создание дополнительных возможностей для развития юных талантов. Через творческие мастерские оказывается учебно-методическая помощь детям и преподавателям, обеспечивается расширение кругозора учащихся и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, работающих с одаренными детьми, создаются условия для обмена педагогическим опытом.

Занятия одаренных детей в творческих мастерских стимулируют всплеск активности и повышают интерес к предметам, происходит творческое осмысление учебного материала, саморазвитие ученика и развитие креативности.

Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Систематические занятия учащихся в предметном кружке способствует повышению качества их знаний, развитию одаренности, воспитанности. Общность интересов школьников в предметном кружке создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психику и характер одаренных детей.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеурочной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность учащихся вносятся соревновательные элементы.

Интеллектуальные игры позволяют разнообразить обычную школьную жизнь. Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают учащимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Научно-практические конференции. Ученические конференции как индивидуальная форма внеурочной работы носит тематический характер. В процессе ее подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовят доклады, сообщения, фильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематики. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи учащихся, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости.

Важнейшим средством развития одаренности ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие одаренных детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *