какой форме ближе композиция ледового побоища рондо или вариациям
Разработка урока в 5 классе «Звать через прошлое к настоящему»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока в 5 классе
Тема: Звать через прошлое к настоящему
Цель: сопоставить героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.
Образовательная – познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражен в музыке и изобразительном искусстве.
Развивающая – развивать познавательный интерес, эстетический вкус, творческую активностьи мышление учащихся.
Воспитательная – воспитывать уважение к защитникам Отечества и к памяти об их подвигах, глубокое чувство патриотизма.
Музыкальный материал: С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» («Песня об александре Невском», хор «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Ледовое побоище», «Въезд Александра Невского во Псков»).
Изобразительный материал: триптих «Александр Невский» («Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ») П.Корина, «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» В.Серова, «Ледовое побоище» палехского художника Н.Зиновьева, скульптура «Александр Невский» О.Комова.
Видио материал: фрагменты фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»
Ход урока: Эпиграф: «За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди русские»
Звучит «Песня об Александле Невском»
Учитель: Каким героическим страницам истории России посвящена эта музыка?
Дети: Защите Русской Земли от иноземных захватчиков в 13 веке, героической личности Александра Невского.
В творческой тетради на странице 58 учащиеся читают дополнительный материал о личности знаменитого полководца 13 века, защитника и святого Земли Русской, видят икону «Святой князь Александр Невский» на фоне кадра из фильма и картину М.Нестерова «Князь Александр Невский» на фоне Алексаедро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Учитель: Какая основная мысль этой части кантаты?
Дети: «Кто придет на Русь, будет насмерть бит».
Учитель предлагает напеть знакомую по начальной школе главную тему, обращаясь к нотной записи на стр.92 учебника.
Звучит хор «Вставайте, люди русские»
Учитель: Какая основная мысль этой части кантаты?
Дети: Зов к защите родной земли.
Учитель предлагает напеть еще одну, знакомую по начальной школе, главную тему, обращаясь к нотной записи в учебнике на стр.93.Затем учащимся предлагается еще
раз вслушаться в музыку вступления к хору «Вставайте, люди русские» и изобразить движением руки характер звучания набатного колокола.
Звучит вступление к хору «Вставайте, люди русские»
Учитель: Сравните обе части, опреднлите их форму.
Дети: Оба фрагмента написаны в трехчастной форме, и в том и в другом средние части контрастны крайним.
Учитель: С.Прокофьев сочинил музыку к легендарному фильму С.Эйзенштейна «Александр Невский». Позднее она легла в основу его кантаты – многочастного музыкального произведения для хора, меццо-сопрано и оркестра. Зримость образов музыки Прокофьева дает повод обратиться к восприятию другого произведения искусства – живописного триптиха П.Корина «Александр Невский».
Учащиеся рассматривают триптих на страницах 90-91 и находят среди них знакомое живописное полотно.
Учитель: Какая идея лежит в основе этих картин художника?
Дети: воплощение «непокорного духа русского народа»
Учитель: Почему фигура Александра Невскогоцентральную часть?
Дети: Так как триптих был написан накануне Великой Отечественной войны, то в центре могучая фигура воина, грозный лик и гневный взгляд защитника Отечества, уверенный жест руки, сжимающий рукоять меча. Основная идея – мобилизация людей на защиту родной земли, русский воин будто говорит: «А если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»
Учитель: Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?
Учитель: В каких музыкальных произведениях, известных вам из начальной школы, раскрывается тема защиты Родины?
Дети: Канты петровского времени, фрагменты из оперы М.Глинки «Иван Сусанин», А.Бородина симфония №2 «Богатырская», М.Мусоргского «Богатырские ворота» из циула «Картинки с выставки», русские народные песни.
Учащиеся исполняют русскую народную песню «Шел ленинградский паренек», предлагается напеть основные темы, нотная запись которых приводится в учебнике на стр. 94: тему хорала (песнопения) крестоносцев, темы русских воинов. Эти и другие темы будут повторяться и видоизменяться в зримой батальной сцене, что даст возможность учащимся сконцентрировать внимание на приемах развития музыки.
Учитель: Прокофьев стремился сделать музыку, характеризующую вражеские силы, «неприятной для русского уха». Тупая механичность псов-рыцарей, жесткие, устрашающие гармонические наслоения усиливаются композитором при помощи новых средств магнитафонной записи.
Звучит музыкальная картина «Ледовое побоище»
читель: Какая тема звучит в эпизоде русской атаки?
Дети: Героическая и удалая (в исполнении струнных инструментов).
Учитель: Какой прием развития применяет композитор для того, чтобы передать острейшие моменты схватки, драматизм борьбы?
Дети: Принципы чередования и контраста тем, изображающих тевтонцев (механический шаг, монотонно-мертвенное пение, словно гимн смерти, и музыкальных характеристик русских воинов (героический клич хора «Вставайте, люди русские»), удалые наигрыши скоморохов, яркая тема «русской контратаки», стремительное движение-полет русской конницы). Поочередная контрастная борьба тем, затем одновременное сочетание их в кульминации. Это соответствует драматическому содержанию капртины.
Учитель: Сравните музыкальную картину с лаковой миниатюрой «Ледовое побоище» Н.Зиновьева в учебнике на стр. 94. Звучит ли эта картина?
Учитель: Какие черты этого произведения декоративно-прикладного искусства
помогают услышать противоборство двух сил?
Дети: В центре в красном плаще и доспехах на вздыбленном белом коне Александр Невский. Под ногами сражающихся синий лед и втаптываемые в него доспехи
крестоносцев. Развивающиеся плащи ратников придают изображению драматизм, движение. Взметнувшиеся вверх плащи создают ощущение могучей силы. Черный фон усиливает драматизм происходящего. Узор по краям изображения словно замыкает действие в небольшом пространстве, предрекая его исход – биться до победы.
Учитель: Контрастом к музыкальной батальной картине «Ледовое побоище» служит следующая часть кантаты – «Мертвое поле».
Учащимся предлагается напеть мелодию шестой части «Мертвое поле» из кантаты С.Прокофьева «Александр Невикий».
Звучит «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский»
Учитель: Какому жанру народной песни близка эта мелодия?
Учитель: Какой лад создает образ скорби?
Учитель: Что роднит эту мелодию с народными песнями?
Дети: Певучесть, распевы, неспешность рассказа.
Учитель: Принцип контраста в развитии образов является важнейшим в композиции всей кантаты, а не только какой-либо ее части. Мощному звучанию симфонического оркестра и хора в «Ледовом побоище» протипоставляется одинокий женский голос в «Мертвом поле».
Учащимся предлагается сравнить различные произведения искусства: скульптуру О.Комова «Александр Невский» на стр.96, шестую часть кантаты «Мертвое поле» с русскими народными песнями, обратиться к картине В.Серова «Въезд Александра Невского во Псков», созвучной одноименной последней части кантаты, знакомой по начальной школе.
Звучит заключительная часть кантаты «Въезд Александра Невского во Псков»
Просмотр финала фильма
Учитель: В кантате ярко выражена идея и наших дней – идея защиты Отечества, русского государства. Все произведения искусства, присутствующие сегодня на
уроке, всегда будут будить в нашем воображении недавние события Великой Отечественной войны. Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему»?
В какой опере Михаила Ивановича Глинки ты встретился с формой рондо?
Нарисовать эпизод рондо?
Нарисовать эпизод рондо.
Значение музыкального термина вариации?
Значение музыкального термина вариации.
Что такое вариации(в музыке)?
Что такое вариации(в музыке).
Рефрен звучит а)в одинаковой форме б) 2 числовой форме в) форме Рондо г) в куплетной форме?
Рефрен звучит а)в одинаковой форме б) 2 числовой форме в) форме Рондо г) в куплетной форме.
Что такое ария, песня, речитатив, рондо?
Что такое ария, песня, речитатив, рондо?
Сопоставте композицию триптиха Корина и форму хора Вставайте люди русские Прокофьева Что их роднит а что отличает?
Сопоставте композицию триптиха Корина и форму хора Вставайте люди русские Прокофьева Что их роднит а что отличает?
Придумай вариации помагите пожалуйста?
Придумай вариации помагите пожалуйста.
Почему эпизод нашествия написан именно в форме вариации?
Почему эпизод нашествия написан именно в форме вариации?
Эпизод из симфонии н7 Дмитрия Шостаковича.
Какой можно привести пример вариации?
Какой можно привести пример вариации.
Это легко энштейн учёный моцер великий композитор а пушкин поэт.
Сегодня Масленица! Бабушка печет блины, а я ей помогаю. Скоро мы будем есть блины и поджигать куклу.
Медные : труба, трамбон, валторна, туба Деревянные : флейта, гобой, кларнет, фагот, английский рожок.
Поисковик открой и посмотри ок а ща если чё напишу.
Россия— священная нашадержава, Россия— любимая нашастрана. Могучая воля, великая слава— Твоё достоянье навсевремена! Славься, Отечество нашесвободное, Братских народов союзвековой, Предками данная мудростьнародная! Славься, страна! Мыгордимсятобо..
Мы тоже сейчас это проходим. Помню, что она говорила про «красная шапочка».