какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»). 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10

На предыдущем уроке было предложено учащимся следующее задание:

Найти в тексте «Очарованного странника» диалоги и монологи главного героя, слова повествователя.

Подумать над особенностями речи Ивана Флягина и повествователя.

II. Работа с текстом на материале домашнего задания (проверка домашнего задания):

(в ходе опроса и чтения отрывков из повести «Очарованный странник» ученики приходят к выводу, что у повествователя и героя «свои голоса». Предоставляя Ивану Флягину слово, автор имитирует разговорную устную речь персонажа. Это явление называется стилизацией. Этот вид работы позволяет учителю логично перейти к изложению теоретического материала, формируя у учащихся представление о том, что такое сказовая форма повествования.)

Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях по литературе).

Общими признаками литературного сказа (жанра) и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизаций), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование.

В произведении со сказовой формой повествования создается «сказовая ситуация», есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя. Это отличает такое произведение со сказовой формой от литературного сказа, где слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая.

— Вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.

— Занятия мои мне это не позволяют.

— Вы иеромонах или иеродьякон?

— Нет, я еще просто в рясофоре.

— Все же ведь уже это значит, вы инок?

Н. Да-с; Вообще это так почитают.

Сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.

Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.

— Каким образом привлекает внимание Лесков к своему герою? Найдите портрет героя.. В чем его необычность, странность?

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою»)

— Образ героя создается не только с помощью описания внешности, но и с помощью речевой характеристики героя. Какова речь героя, на что автор рассказа акцентирует внимание? Является ли в сказе речь главным средством создания образа?

Иллюзию устной речи автор создает за счет повторений, междометий, оборотов, заимствованных из разговорной речи. Сказовая речь создает иллюзию «театрально импровизированного монолога».

— При помощи чего и как раскрывается образ рассказчика в сказе?

Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию, но в целом в произведении господствует одна речевая стихия.

— Какова роль пейзажа в раскрытии мировосприятия И.Флягина?

— Как через эту пейзажную картину передается эмоциональное состояние героя и его миропонимание?

Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение.

Слово учителя: Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика. Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуа-лизирован.

Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.

Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже «сказочные».

Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.

Просмотром и обсуждением фильма можно завершить изучение повести «Очарованный странник».)

Источник

Урок 3 по творчеству Лескова в 10 классе «Сказовая манера повествования в «Очарованном страннике»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок 3. Сказовая форма повествования Цель:

Дать ученикам представление о сказовой форме повествования.

Выявить основные функции сказа в «Очарованном страннике».

Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

Проверка домашнего задания: в ходе опроса и чтения отрывков из повести «Очарованный странник» ученики приходят к выводу, что у повествователя и героя «свои голоса». Предоставляя Ивану Флягину слово, автор имитирует разговорную устную речь персонажа. Это явление называется стилизацией. Э тот вид работы позволяет учителю логично перейти к изложению теоретического материала, формируя у учащихся представление о том, что такое сказовая форма повествования.

Слово учителя (учащиеся записывают в тетрадях по литературе).

Понятие сказ употребляется в двух смыслах:

Сказ как жанр — это «форма художественной литературы, построенная в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи» [Словарь литературоведческих терминов, с.355].

В этом случае функция сказа — жанрообразующая.

Сказовая форма повествования — один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого — образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть).

В произведении со сказовой формой повествования возникает, как правило, «двухголосое повествование, которое соотносит автора и рассказчика, стилизуется под устнопроизносимый, театрально-импровизированный монолог человека, предполагающего сочувственно настроенную аудиторию» [Мущенко, с. 34].

Общими признаками литературного сказа (жанра) и повествовательной сказовой формы являются установка на воспроизведение устной речи (стилизаций), использование приемов разговорной речи, монологическое повествование [См.: Виноградов 1980].

В произведении со сказовой формой повествования создается «сказовая ситуация», есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя. Это отличает такое произведение со сказовой формой от литературного сказа, где слушатель, как правило, фигура абстрактная, предполагаемая.

(Для проверки усвоения теоретического материала можно предложить ученикам сформулировать вопросы, возникшие у них в процессе слушания лекции учителя, а также проверить, что они записали в тетрадях, попросить одного-двух учащихся прочитать записанное ими вслух).

План анализа сказовой формы повествования в повести «Очарованный странник»:

Жанр «Очарованного странника». 2. Композиционно-сюжетная структура 3. Речь повествователя. 4. Речь сказителя. 5. Функции сказа.

«Очарованный странник» — повесть со сказовой формой повествования. В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествования является преобладающей. Вступление и заключение написаны от лица повествователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Особый стилистический пласт в виде диалога слушателей-попутчиков Флягина и рассказчика. Например:

— Вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко бываю.

Занятия мои мне это не позволяют.

Вы иеромонах или иеродьякон?

Нет, я еще просто в рясофоре.

Все же ведь уже это значит, вы инок?

Сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.

Флягина о жизни; завершается повесть кратким заключением от имени повествователя. Но продиктована эта простота требованиями сказовой формы повествования. Во вступлении слушатели и читатели знакомятся с одним из попутчиков, который и станет рассказчиком. Экспозиция мотивирует рассказ героя о собственной жизни. Цель вступления и заключения — воссоздать реальную обстановку, в которой развернулся монолог героя. Благодаря вступлению и заключению, вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателем, без которой сказ немыслим.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.

Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.

Иллюзию устной речи автор создает за счет повторений, междометий, оборотов, заимствованных из разговорной речи. Сказовая речь создает иллюзию «театрально импровизированного монолога».

В сочетании простоты и красоты — особый колорит речи героя-рассказчика. За простыми выражениями, за простыми словами — прекрасный мир Флягина, мир, каким видит его герой.

Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию, но в целом в произведении господствует одна речевая стихия.

Яркие черты мировосприятия Флягина несет пейзаж (подробнее об этом на первом уроке). Описание природы здесь не только отражает эмоциональное состояние героя-рассказчика, но раскрывают его мировоззрение (См.: рассказ о жизни в степи).

Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика. Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуализирован.

Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир. Функции сказа заключаются:

В индивидуализации характера героя;

Иван Северьяныч Флягин. — русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа. «Сказ в повести «Очарованней странник» является средством воплощения в образе национального сознания и самосознания, характера героя» [Старыгина, с. 125].

При изучении повести «Очарованный странник» можно организовать просмотр одноименного фильма, снятого по мотивам произведения Лескова в 1990 году (авторы сценария И. Поплавская и В. Соловьев, режиссер И. Пошгавская, композитор К. Волков). Главная удача фильма — А. Михайлов в роли Флягина.

Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже «сказочные».

Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.

Просмотром и обсуждением фильма можно завершить изучение повести «Очарованный странник».

Источник

Тест Лесков «Очарованный странник»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. В каких годах было написано произведение Лескова «Очарованный странник»?

а.1871 – 1873; б.1872 – 1873; в.1872 – 1875; г.1973 – 1874.

2. В какой цикл произведений автора вошло произведение «Очарованный странник»?

а. В цикл легенд о русских странниках; б. В цикл легенд о русских конюхах;

в. В цикл легенд о русских праведниках; г. В цикл русских баллад об известных русских.

3. Какой формой повествования отличается повесть «Очарованный странник»?

а. Сказовой; б. Поэтической; в. Иносказательной; г. Былинной.

4. В каком стиле написана основная часть «Очарованного странника»?

а. В стиле былины; б. В стиле жития; в. В стиле исторической повести;

г. В стиле сентиментальной повести.

5. От чьего лица в произведении рассказывается история жизни Флягина?

а. От лица Грушеньки; б. От лица конюха Северьяна; в. От лица князя; г. От лица Голована.

6. В чем состояло «родительское обещание», по которому жил Голован?

а. Всю жизнь погибал, но не мог погибнуть; б. Всю жизнь искал, но не мог найти;

в. Всю жизнь скитался, но не находил родины; г. Всю жизнь искал ответов на вопросы, но не получал.

7. Почему Флягина прозвали Голованом?

а. Иван Северьяныч мог головой разбивать камни и доски;

б. Флягин имел самую большую голову в деревне;

в. Иван Северьяныч родился с большой головой; г. Такой была фамилия родного отца героя.

8. Кто из героев повести привиделся Флягину и пересказал герою божье «знамение»?

а. Грушенька; б. Убитый Флягиным монашек; в. Мать Ивана; г. Отец Ивана.

9. На какую работу нанял Флягина барин в Николаеве?

а. Ухаживать за лошадьми; б. Нянчить маленькую дочь;

в. Воспитывать сына; г. Следить за неверной женой.

10. Чем занимался Иван Северьяныч, когда жил в степи с татарами?

а. Проповедовал христианскую веру; б. Дрессировал лошадей;

в. Нянчил татарских детей; г. Лечил людей и животных.

11. Как Флягину удалось заставить татар принять христианскую веру?

б. Татар воодушевили его проповеднические речи, и они сами захотели стать христианами;

в. Флягин выдал себя за огненного бога Талафу;

г. Иван Северьяныч вместе с другими русскими заставили татар принять христианство насильно.

12. От чего обещал избавить Флягина «магнетизер»?

а. От запойной страсти; б. От страсти к женщинам; в. От бессонницы; г. От проклятия матери.

13. Почему Грушенька хотела покончить жизнь самоубийством?

а. Девушка слишком сильно любила князя и не могула вынести скорой женитьбы возлюбленного;

б. Цыганке нагадали злого мужа, и она хотела обмануть судьбу;

в Девушка сошла с ума, когда узнала о скорой женитьбе князя;

г. Грушенька не хотела выходить замуж за Ивана Северьяныча и решила, что лучше умереть.

14. Как Флягин попал в рекруты?

а. Головину нужно было отслужить в армии, как и остальным мужчинам;

б. Иван Северьяныч сам напросился, чтобы его взяли в армию;

в. Флягина забрали в рекруты за то, что он украл у князя коня;

г. Иван пожалел малознакомую семью и пошел в армию вместо их сына.

15. Какой дар открылся у героя, пока он отбывал наказание в погребе?

а. Дар чтения мыслей на расстоянии; б. Дар предвидения;

в. Дар превращать воду в вино; г. Дар исцеления.

16. Какими являются ведущие темы повести «Очарованный странник»?

а. Темы любви и очарования; б. Темы покаяния и странничества;

в. Темы очарования и странничества; г. Темы раскаяния и любви к богу.

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

Номер материала: ДБ-1239559

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft

Время чтения: 1 минута

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

С 2019 года закрыто более 50 детских лагерей

Время чтения: 1 минута

какой формой повествования отличается повесть очарованный странник

В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Анализ повести «Очарованный странник» (Н.С. Лесков)

Николай Семёнович Лесков был знаменитым русским писателем, публицистом и литературным критиком. В отличие от многих писателей-современников, Лесков не относился к дворянству. Возможно, именно поэтому он поднимал остросоциальные темы и имел конфликты с цензорами. Одним из самых известных произведений Николая Семёновича является повесть «Очарованный странник». Рассмотрим поподробнее анализ данного произведения по плану.

История создания

Замысел произведения «Очарованный странник» у автора появился, когда он путешествовал по Ладожскому озеру. К созданию повести писатель приступил в 1872 году. Через год работу над книгой Лесков закончил.

Писатель решил отнести свой труд в редакцию «Русского вестника». Когда главный редактор ознакомился с повестью, то заявил, что она недоработана, и отказался её публиковать. Затем Николай Семёнович изменил название своего произведения. Так, повесть «Чернозёмный Телемак» стала носить название «Очарованный странник». После этого автор отнёс произведение в редакцию «Русского мира», где его и опубликовали.

Известно, что свой труд Николай Семёнович посвятил генералу, который стал участником войны на Кавказе. Его звали Сергей Егорович Кушелев.

Жанр и направление

Принято считать, что произведение Лескова «Очарованный странник» является повестью. Однако многие литературные критики и исследователи утверждают, что в произведении объединены элементы жития и приключенческого романа. Так, повесть схожа с жанром бытия страданиями главного героя и его поисками душевной гармонии. А вот признаком приключенческого романа, представленным в произведении, является смена деятельности персонажа. Он был и няней, и конюхом, и лекарем, и монахом и так далее.

Таким образом, Николай Лесков создал поистине значимое произведение, отобразив в нем насущные проблемы современности. Данная повесть представляет собой большую ценность, ведь она смогла наставить многих читателей на правильный путь.

Композиция

Повесть «Очарованный странник» включает в себя двенадцать глав. Их объединяют воспоминания персонажа. Автор использовал приём «рассказа в рассказе» в сцене, когда монах, плывя на пароходе, рассказывает пассажирам о собственной жизни. Также он отвечает на их вопросы. Это позволяет Лескову выразить свое собственное мнение, подчеркнув наиболее важные моменты повествования.

Кульминацию повести составляет момент духовного перерождения персонажа, дар пророчества, а также испытания тёмных сил. Композиция произведения «Очарованный странник» имеет свои особенности. Так, рассказчик, передавая конкретную историю, использует подходящую лексику.

Смысл названия

Смысл названия произведения «Очарованный странник» указывает на невероятную способность персонажа восхищаться окружающим миром, несмотря на тяжелый жизненный опыт. По воле судьбы герой стал странником — монахом, который путешествует по святым местам и проповедует Божье слово. Как известно, это призвание ему дала мать, которая предназначила долгожданного сына для религиозного служения. Несмотря на то, что Иван далеко не сразу принял свою судьбу, он всю жизнь прожил подобно страннику и шел к своей цели, даже не зная о ней. Многие поступки он совершил, повинуясь чарам (вина, любви, татарской магии и цыганского влияния), но все они магическим образом привели его к монашескому обету и приобретению новых способностей.

У писателя получилось создать настоящую легенду о русском характере и нравственной силе. Николай Семёнович утверждал, что ему удалось создать произведение легко и непринуждённо, буквально «на одном дыхании».

Автор и его друзья на палубе знакомятся с монахом, который рассказывает необычную историю своей жизни.

Иван родился в семье крепостного крестьянина. Его мать долго не могла родить и в молитвах обещала Богу, что ее сын станет его слугой. И тогда родился мальчик. Но Иван не проявлял склонности к религиозной службе. Ему нравились лошади графа. Со временем он стал управлять упряжкой и ходить за ними. И однажды он из озорства ударил кнутом монаха, который упал и умер. Тот стал являться мальчику во снах и предрек, что тот будет несколько раз умирать, но восстановится и придет к духовному призванию.

Теперь он стал странником и просвещал людей. Более подробно о его приключениях Вы можете прочитать в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон перечисляет главных героев повести «Очарованный странник» и представляет их характеристику:

Тематика произведения «Очарованный странник» представлена в списке. Литрекон ее расширит, если Вы напишите, чего не хватает. В своем произведении Николай Лесков затронул множество важных тем. Автор описал временной промежуток с 1820 по 1830 годы. Так, Николай Семёнович поднял тему праведничества, смысла жизни и предназначения, патриотизма и веры. Несмотря на то, что персонаж был вымышленным, его образ получился очень правдоподобным и живым.

Проблемы

Проблематика повести «Очарованный странник» тоже будет расширена и дополнена, если читатель напишет в комментариях, чего не достает в этом списке:

Основная идея

Главная мысль повести «Очарованный странник» заключается в том, что каждый человек со временем находит свое истинное предназначение и осознает свой смысл жизни. Какими бы путями ни вела нас судьба, в финале нас ждет осознание собственных возможностей и целей. Только ради этого важно работать над собой и повышать уровень восприятия, иначе призвание так и останется тайной за семью печатями.

Кроме того, смысл повести «Очарованный странник» заключается в обретении особого жизненного предназначения. Иван Флягин осознает необходимость в бескорыстном служении своему народу. Праведность персонажа состоит в посвящении себя людям.

Чему учит?

Автор в своем произведении утверждает, что христианская мораль будет актуальной в каждом столетии. Главный герой, выбрав грешные увеселения, отрекся от Бога. На примере главного героя писатель продемонстрировал, насколько нелепой и никчемной может быть жизнь без веры. «Очарованный странник» заставляет задуматься о том, что каждому из нас нужна опора в виде морали и нравственности, веры и любви к людям.

Нравственные уроки повести актуальны и в наши дни. Люди ищут свое место в мире, но забывают о том, что все взаимосвязано, и если они будут идти по головам и сеять зло, то их итогом станет разоренная донага земля. Ведь князь, например, был богат и влиятелен, но был ли он счастлив? Нет. Все развлечения быстро надоедали, а гнетущая тоска от неправильно выбранного курса его тяготила.

Критика

Произведение «Очарованный странник» вызвало множество споров в литературных кругах. Рецензенты и ругали, и хвалили книгу. Рассмотрим обе стороны медали:

«В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.» (Н. К. Михайловский, статья в журнале «Русское богатство», 1897, №6)

А вот так выглядит первоначальный отказ печатать повесть:

«…Михаил Никифорович* после колебаний пришел к заключению, что печатать эту вещь будет неудобно. Не говоря о некоторых эпизодах, как например, о Филарете и св. Сер­гии, вся вещь кажется ему скорее сырым материалом для выделки фи­гур, теперь весьма туманных, чем выделанным описанием чего-либо в действительности возможного и происходящего. (письмо Н. А. Любимова — Н. С. Лескову, 8 мая 1873 г.)

Но многие критики возразили в ответ на это обвинение и привели в качестве аргумента реакцию публики:

Вы нашли это чем-то недоделанным, «материалом» более, чем окон­ченным произведением, но я позволю себе не разделить этого мнения. интерес его все время поддерживается равно, и когда рассказ кон­чается, жаль становится, что он кончился. Мне кажется, лучшей похвалы нет для художественного произведения! Вы его [Лескова] теперь как бы отстраняете (и неосновательно, по-моему) от «Русского Вестника».» (письмо Б. М. Маркевича — М. Н. Каткову, 15 мая 1873 г.)

Многие авторы отметили, что автор передал основные черты русского менталитета:

«В русской жизни, растекающей­ся на огромные пространства, с различною природою и различными на­родностями — драгоценный и далеко еще не исчерпанный материал для литературы… …Лесков, с его впечатлительностью и от­зывчивостью, не мог не чувствовать художественной стороны… … распространенный в среде русского народа характер, в котором простодушие довольно привлека­тельно сочетается с фаталистическою покорностью судьбе. (Р. Дистерло, очерк «Н. С. Лесков», «Неделя», 1890 г.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *