какой формы международно правовой ответственности не существует

Международно-правовая ответственность

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

Понятие международно-правовой ответственности

Понятие международно-правовой ответственности вызывает широкую дискуссию среди ученых международников. Институт международной ответственности еще не достиг уровня развития и ясности как во внутреннем праве. Процесс кодификации международной ответственности находится в начальной стадии. Генеральная Ассамблея ООН еще 1953 г. обратилась к Комиссии международного права с просьбой о разработке проекта статьи об ответственности государств.

В 2001 г. Комиссия международного права завершила подготовку проекта, и в том же году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния». Этот документ не обладает юридической силой и носит рекомендательный характер.

В доктрине международного права существует различные определения международной ответственности.

Институт международного права определил международную ответственность следующим образом: государство будет отвечать за любое действие или бездействие, несовместимое с его международными обязательствами, независимо от органа государственной власти или должностного лица, совершившего противоправного деяния.

Арбитражная Комиссия по делу между США и Мексикой (Паулин Нир, 1926 г.) определил международную ответственность следующим образом: «Государство несет международную ответственность, если один из его органов не выполняет международные обязательства государства и причиняет вред иностранным лицам и их имуществом на его территории; международная ответственность означает обязанность государства компенсировать причиненный вред в результате невыполнения международных обязательств.; государство обязано возместить в пользу другого государства за ущерб, понесенный последним в результате ущерба, понесенного одним из его граждан».

Международная ответственность — это обязанность государства и иных субъектов-правонарушителей устранить или ликвидировать последствия вреда, причиненного другому государству или иному субъекту международного права в результате совершенного международно-противоправного деяния. Международная ответственность — это неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства.

В ст. 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. содержится специальное положение о международной ответственности: «Воюющая сторона, которая нарушит постановления сказанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основание. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил».

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83: «Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства».

Содержание международной ответственности выражается в осуждении государства-правонарушителя и в его обязанности понести неприятные последствия в результате совершения международно-противоправного деяния.

Основания международно-правовой ответственности

В доктрине международного права сформировались два основания международной ответственности.

1. Юридическое основание — это нарушение норм международного права. Юридические основания могут быть закреплены в источниках международного права: договорах, международных обычаях, решениях международных судов, актах международных конференции, а также в односторонних актах государств.

2. Фактическое основание — это нарушение международного обязательства со стороны субъекта международного права путем совершения им международного правонарушения. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 выделяет два элемента международно-противоправного деяния государства, когда какое-либо поведение, состоящее в действии и бездействии: 1) присваивается государству по международному праву; и 2) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.

При причинении вреда другому субъекту международного права ущерб является важным элементом для наступления международной ответственности.

Вред в международном праве имеет два типа: материальный и моральный вред. Материальный вред — это полное или частичное уничтожение какого-либо имущества. Моральный вред — это физические и моральные страдания, которые были перенесены потерпевшим вследствие противоправных международных действий.

Виды и формы международно-правовой ответственности

Виды международной ответственности бывают материальные и нематериальные. У каждого вида ответственности свои формы.

Материальная ответственность выражается в таких формах, как реституция, компенсация и субституция.

Реституция — это когда государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано осуществить реституцию, т.е. восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния.

Компенсация (репарация) — это возмещение вреда субъектом, совершившим международное правонарушение: деньгами, товарами, услугами, когда ущерб не покрывается реституцией. Компенсация также включает в себя упущенную выгоду и проценты.

Субституция — это передача потерпевшей стороне вещей, равных по стоимости и значению тем, которые были уничтожены или повреждены.

Нематериальная ответственность может выражаться в сатисфакции.

Сатисфакция — это возмещение причиненного вреда нематериальными средствами. Она осуществляется в форме официального извинения, признания неправомерности своих действий, соболезновании. Сатисфакция имеет место, когда причиненному вреду невозможно дать финансовую оценку или нарушенные права невозможно восстановить материально.

Одним из видов нематериальной ответственности является ограничение суверенитета государства-нарушителя. Ограничение суверенитета государства выражается в следующих формах: лишение правонарушителя части территории; роспуск вооруженных сил; ликвидация некоторых государственных институтов; упразднение некоторых нормативных актов; привлечение к уголовной ответственности должностных лиц. Примером такой формы стала ответственность фашистской Германии после Второй мировой войны.

Репрессалии — это когда пострадавшее государство осуществляет ответные насильственные действия по отношению к правонарушителю, с помощью которых устраняются последствия причиненного ущерба.

Санкция — это новая форма международной ответственности, означающая меры, применяемые к нарушителю. Санкции могут выражаться в разрыве дипломатических отношениях, в приостановлении торговых и экономических отношений и т.д. Такие санкции закреплены в ст. 41, 42 Устава ООН.

Ответственность международных организаций

Международное право долгое время признавало международную ответственность только за государствами. После Второй мировой войны международное сообщество стало признать международную правосубъектность международных организаций. Это привело к тому, что ученые международного права стали обсуждать вопрос об ответственности международных организаций как субъекта международного права.

Ответственность международных организаций была отражена в некоторых международных договорах, таких как Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., Устав МАГАТЭ также предусматривал ответственность агентства за осуществление гарантий МАГАТЭ.

Процесс кодификации ответственности международных организаций начался в 2002 г. Комиссия международного права приступила к работе над проектом статьи об ответственности международных организаций, и в 2008 г. был подготовлен данный проект.

Ответственность международных организаций возникает в результате нарушения международных обязательств, закрепленных в своих учредительных и иных международных договорах и в других источниках международного права. Международные организации несут ответственность за деятельность своих должностных лиц и органов и за причинение ущерба другим субъектам международного права и другим международным организациям.

Ответственность международных организаций бывает двух видов: материальная и нематериальная.

Формами ответственности международных организаций являются возмещение ущерба в форме реституции, компенсации и сатисфакции.

Международная уголовная ответственность физических лиц за международные преступления и преступления международного характера

Международная уголовная ответственность физических лиц наступает за совершение ими международных преступлений: преступления против человечности, геноцида, военных преступлений, агрессии и преступления международного характера, к ним относятся незаконный захват воздушных судов, захват заложников, посягательства на лиц, пользующихся международной защитой, незаконные операции с радиоактивными веществами и др.

Основанием для привлечения физического лица к международной ответственности является наличие международного акта, закрепляющего преступление и порядок создания международного судебного органа, совершение международно-противоправного деяния, нарушение норм международного права и национального законодательства.

В доктрине международного права появились разные точки зрения на международную уголовную ответственность физических лиц:

Первая утверждает, что только государство несет ответственность за международные преступления, поскольку традиционная концепция международного права заключается в том, что государство является единственным субъектом международного права.

Вторая считает, что уголовная ответственность двойная как для государства, так и для физического лица. Государство и отдельные лица, действующие от его имени, несут уголовную ответственность за нарушение международного права, а международная уголовная ответственность по международному праву может возникнуть в результате совершения преступления непосредственно или в результате подстрекательства к совершению преступления или преступлений, совершенных лицами, находящимися под его руководством.

Третья полагает, что международные преступления могут совершаться только физическим лицом и, следовательно, являться единственным субъектом международной уголовной ответственности. В международных договорах закреплен принцип индивидуальной уголовной ответственности. В международных договорах закреплен принцип индивидуальной уголовной ответственности. Например, Версальский мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией 1919 г. являлся первым шагом в направлении к установлению индивидуальной уголовной ответственности по международному праву. В соответствии со ст. 227 Вильгельму II Гогенцоллерну, бывшему Германскому императору, предъявлялось публичное обвинение «в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров». Данный принцип нашел свое отражение в Уставах Международных военных трибуналов: ст. 6 и 8 Нюрнбергского трибунала и ст. 5 и 7 Токийского трибунала предусматривают, что физические лица несут ответственность за преступления, указанные в этих двух Уставах. Согласно решению Нюрнбергского трибунала «только физические лица могут совершать международные преступления, осуществление уважения к положениям международного права может быть обеспечено только путем наказания физических лиц, совершивших такие преступления». В ст. 25 Римского статута Международного Суда говорится об индивидуальной уголовной ответственности: «Суд обладает юрисдикцией в отношении физических лиц в соответствии с настоящим Статутом. Лицо, которое совершило преступление, подпадающее под юрисдикцию Суда, несет индивидуальную ответственность и подлежит наказанию в соответствии с настоящим Статутом». В современном международном праве признана третья точка зрения.

Вопросы и задания для самоконтроля

Источник

Ответственность и санкции в международном праве

Понятие и основания международно-правовой ответственности

В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание правоотношения международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.

Нормы о международно-правовой ответственности государств «разбросаны» по отдельным отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др. В настоящее время Комиссией международного права ООН ведется работа по кодификации института ответственности.

Основаниями международной ответственности являются предусмотренные международно-правовыми нормами объективные и субъективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности шире, чем круг источников международного права.

Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают юридическую обязательность для всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающие юридически обязательные правила поведения для данного государства (в форме деклараций, заявлений, нот, выступлений должностных лиц и т.п.).

Фактическим основанием ответственности является международное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор оставлен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

Понятие международного правонарушения

Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки (элементы) состава международного правонарушения. От того, как сконструирован состав международного правонарушения, зависит, кто, за что и на основании каких международных норм будет привлечен к ответственности.

Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Международная общественная опасность — это способность международного правонарушения причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.

Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения. В принципе, элементы состава международного правонарушения те же, что и во внутригосударственном праве, однако они не всегда идентичны принятым во внутреннем праве.

Объект международного правонарушения — это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, права и свободы человека, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами),

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность. Международно-противоправное деяние может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия.

Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния.

Субъективная сторона — отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако в отличие от внутреннего права этот элемент состава в международном праве разработан не столь подробно. Международно-правовые нормы, как правило, не используют деление умысла на прямой и косвенный, а неосторожности — на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Так, в конвенциях зачастую используются термины «преднамеренное», «предумышленное» и т.д.

Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Речь идет о так называемой «ответственности независимо от вины», в частности, об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами и т.д.).

Виды международных правонарушений

Различают три вида международных правонарушений: международные преступления, преступления международного характера, иные международные правонарушения (международные деликты).

К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях национальной юрисдикции.

К преступлениям международного характера относятся:

Преступления международного характера:

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в две первые группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения; невыполнение юридическими и физическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

Международные деликты, таким образом:

Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Различают два вида ответственности государств: материальная и нематериальная. Последнюю иногда называют политической ответственностью, но, на мой взгляд, это неточно. Дело в том, что международно-правовая ответственность в силу специфики данной правовой системы всегда выступает в политической форме. В то же время некоторые виды нематериальной ответственности (например, ресторация) выступают в виде конкретных материальных действий. Так что деление ответственности на материальную и нематериальную в достаточной степени условно и проводится больше в учебных целях.

Материальная ответственность выражается в форме реституций и репараций.

Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция — замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация — это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации коренным образом отличаются от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве «возмещения военных издержек» независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же — это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

Нематериальная ответственность выражается в форме ресторации, сатисфакции, ограничений суверенитета и декларативных решений.

Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

Сатисфакция предполагает удовлетворение правонарушителем нематериальных требований, заглаживание нематериального (морального) ущерба. Это могут быть официальные выражения сожаления и сочувствия, оказание почестей флагу потерпевшего государства, исполнение гимна государства в торжественной обстановке, принесение извинений, официальное признание факта правонарушения и т.д. Сатисфакция, как правило, сопровождает действия, осуществляемые в порядке ресторации.

Ограничения суверенитета государства выступают в различных формах. Наиболее ярким примером этого вида ответственности могут служить меры, принятые в отношении фашистской Германии по окончании Второй мировой войны. Германия, в частности, лишилась значительной части своей территории, на оставшейся был установлен режим послевоенной оккупации. Была произведена демилитаризация Германии, а ее вооруженные силы были распущены. Был ликвидирован ряд государственных институтов, а некоторые учреждения признаны преступными. Отменялось действие многих нормативных актов. И, наконец, привлекались к уголовной ответственности высшие должностные лица Германии, а также служащие преступных организаций и военные преступники.

Декларативные решения выражаются в форме решения международного органа (например, суда) или организации, признающих какое-либо деяние международным правонарушением.

Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности

Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны. Различают две группы субъектов преступлений:

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось его выдать.

На состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступлений, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали процессуальные нормы деятельности международных военных трибуналов.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следующие виды международных преступлений:

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Дополнительного протокола I, положениями других международных документов.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

Что касается ответственности за исполнение преступных приказов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

Санкции в международном праве

Понятие международно-правовых санкций.

Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в международном праве являются международно-правовые санкции.

Исторически санкции первоначально применялись в порядке самопомощи. По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функциональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компетенции организации и лишь в определенных уставом пределах.

Санкции — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов международного права. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.

Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие по форме с таковыми, санкциями не являются.

Соотношение ответственности и санкций в международном праве.

Международно-правовые санкции (в отличие от большинства видов внутригосударственных санкций) не являются формой международной ответственности: категории международного права не всегда идентичны понятиям национального законодательства.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

Таким образом, международно-правовые санкции — это дозволенные международным правом и осуществляемые в особом процессуальном порядке принудительные меры, применяемые субъектами международного права для охраны международного правопорядка, когда правонарушитель отказывается прекратить правонарушение, восстановить права потерпевших и добровольно выполнить обязательства, вытекающие из его ответственности.

Виды и формы международно-правовых санкций

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции в порядке самопомощи.

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии — это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение. Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.

Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

В качестве реторсий следует также рассматривать такие меры, как национализация собственности государства-нарушителя, его предприятий и граждан.

Политическими формами реторсий являются всевозможные ограничения, устанавливаемые для дипломатов и граждан государства-нарушителя; отзыв дипломатического представителя из государства-нарушителя; объявление сотрудников дипломатического представительства государства персонами non grata; отмена запланированных визитов руководителей и т.д.

Репрессалии — это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя).

Непризнание имеет несколько основных форм: отказ государства признавать юридическую силу договоров и соглашений, заключенных в результате неправомерного применения силы или противоречащих общепризнанным принципам международного права; отказ признавать фактические ситуации, создавшиеся в результате неправомерных действий (например, непризнание территориальных изменений, происшедших в результате агрессии); отказ признавать противоправный режим в данном государстве и др.

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. Эти меры представляют собой прекращение (постоянное или временное) потерпевшим государством дипломатических и/или консульских связей. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Замечу, что данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Самооборона — это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских и воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т.д.). Подобные действия носят эпизодический, «разовый» характер и не преследуют цели развязывания войны.

Самооборона от агрессии — это отражение акта агрессии посредством вооруженной силы, применяемое в соответствии с обязательствами государств по международному праву и прежде всего по Уставу ООН. При этом ответные меры могут применяться с предельной степенью интенсивности; между потерпевшим государством и агрессором возникает состояние войны. Целями этого вида санкций являются отражение вооруженного нападения, восстановление международного мира и обеспечение международной безопасности, обеспечение привлечения правонарушителя к ответственности

Действия государств по самообороне ни в коей мере нельзя противопоставлять принудительным мерам, осуществляемым по решению Совета Безопасности ООН. Статья 51 Устава ООН гласит, что Устав не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. При этом меры по Уставу ООН не отменяют и не заменяют действий по самообороне.

Санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (неизбрание в органы организации, неприглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации, временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации.

Исключение правонарушителя из международного общения может выражаться в лишении права сотрудничества с другими субъектами вне рамок международной организации (полный или частичный разрыв экономических, политических, военных и иных отношений, транспортного сообщения, связи, разрыв дипломатических и консульских отношений и т.д.).

В случае особо опасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ, документами других региональных организаций.

Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции Совета Безопасности ООН.

Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта.

Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *