какой фразеологизм используется в отношении человека который часто меняет свои решения
Фразеологизмы
Фразеологизмы часто используются для обозначения названий предметов, действий, качеств, состояния. Приведу несколько фраз, состоящих из фразеологизмов, указав в скобках их смысл:
— Что вы делали вчера?
— Ничего. ЯЗЫКАМИ ЧЕСАЛИ (судачили), КОСТОЧКИ ВСЕМ ПЕРЕМЫВАЛИ (сплетничали), целый день БАКЛУШИ БИЛИ, ИЗ ПУСТОГО В ПОРОЖНЕЕ ПЕРЕЛИВАЛИ (бездельничали). Вася рассказывал, как ему отец ШЕЮ НАМЫЛИЛ (отчитывал). Он же обычно на уроках ВОРОН СЧИТАЕТ (бездельничает) и дома ЛОДЫРЯ ГОНЯЕТ (не работает).
Зачем нам фразеологизмы?
Есть фразеологизмы, которые создают наглядность образа, дают зрительную картину того, о чем идет речь: «засучивать рукава», «разводить руками», «с распростертыми объятиями», «загибать пальцы», «пересчитывать по пальцам».
Типы фразеологизмов по их связанности
Существует два типа идиом:
Иногда во фразеологических сочетаниях связанный компонент представляет собой не одно слово, а устойчивый оборот: драть (свободный компонент), «как сидорову козу», орать (своб. компонент) «во всю Ивановскую», вертеться «как белка в колесе».
Стилистические свойства фразеологизмов и сферы их употребления
а) Разговорные фразеологизмы: «бабушка надвое сказала», «вилами на воде писано», «в руках горит», «до свадьбы заживёт», «зубы заговаривать», «из рук вон», «кусать локти», «рвать на себе волосы», «своим ушам не верить», «стреляный воробей», «тянуть канитель», «тертый калач», «язык без костей», «курам на смех», «мокрая курица», «как с гуся вода», «как корова языком слизнула», «хоть в петлю лезь», «вот такие пироги», «набить карман», «ни за понюшку табаку», «верёвки вить», «каши не сваришь», «повернуться спиной», «ни в какие ворота не лезет», «дальше ехать некуда», «не увидеть как своих ушей», «как на горячих угольях», «бояться как черт ладана», «дурака валять», «замолвить словечко», «небо с овчинку показалось», «дорого яичко к Христову дню», «спустя рукава».
г) Книжные фразеологизмы: «аттическая соль», «воскурить фимиам», «пангурово стадо», «почивать на лаврах», «прокрустово ложе», «рядиться в тогу», «ахиллесова пята», «ариаднина нить», «гордиев узел», «перейти Рубикон»,»вкушать от древа познания добра и зла», «альфа и омега», «благую часть избрать», «камень преткновения», «камни вопиют», «кануть в Лету», «книга за семью печатями», «краеугольный камень», «обетованная земля»,
д) Фразеологизмы из научной терминологии: «приводить к общему знаменателю», «удельный вес», «центр тяжести», «цепная реакция».
е) Стилистически нейтральные фразеологизмы: «железная дорога», «открытое голосование», «открыть счет», «считанные дни», «во что бы то ни стало», «слово за слово», «во всяком случае», «ни в коем случае», «взять себя в руки», «одним словом», «задним числом», «ставить в тупик», «стол заказов», «стол справок», «равнобедренный треугольник».
ж) Фразеологизмы, выражающие отношение к ситуации:»история с географией», «нашего полку прибыло», «за обе щеки», «дочь Евы», «морковкино заговенье», «на ходу подметки режет», «избиение младенцев», «отставной козы барабанщик», «ласковое дитя двух маток сосет», «валаамова ослица», «вешать лапшу на уши», «ворона в павлиньих перьях», «и мы пахали», «и нашим и вашим», «как баран на новые ворота», «пушкой не прошибешь», «филькина грамота», «шишка на ровном месте», «шарашкина контора».
денег «кот наплакал», он «мухи не обидит», об этом поговаривали «злые языки», не слыхал, чтобы такие «тертые калачи» исправлялись, «без царя в голове», выйти замуж «за первого встречного», согласен «целиком и полностью», удирать «во все лопатки», ненавидеть «всеми фибрами души», «вот тебе, бабушка» и юрьев день!», «вот так клюква!», «как бы не так!», «здрастье, я ваша тётя!», «подумать только!»
Итак, стилистическая и эмоциональная окрашенность фразеологизмов объясняется источником их возникновения и сферой первоначального употребления. Впоследствии все эти выражения приобрели устойчивый характер и стали употребляться нами в других языковых сферах.
Таким образом, не только количество слов, их многозначность и словообразовательные возможности, но и фразеология свидетельствует о богатстве, оригинальности и самобытности нашего языка. Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией.
В подборке материала к статье была использована сл. литература:
1. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи.
2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык
3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. В. И. Максимова..
Занимательный дидактический материал на тему:»Фразеологизмы. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Составитель: Ефременко Е.В., преподаватель русского языка и литературы
ГОУ СПО «Мариинский многопрофильный техникум»
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ:
«Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Русские пословицы и поговорки»
Цель: в игровой занимательной форме закрепить с обучающимися фразеологизмы.
Игра «Как об этом говорят?»
О том, кого трудно уговорить пойти куда, поехать, сделать что-либо (тяжелый на подъем).
О том, кто часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)
О том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо (глаза открылись на что-либо)
О человеке, который пришел не во время, некстати (нелегкая принесла)
О том, кто склонен к воровству, мошенничеству (нелегкий на руку)
О кротком безобидном человеке (мухи не обидит)
О человеке, который держится неестественно прямо (будто аршин проглотил)
О болтливом человеке (язык без костей)
О положении, когда опасность грозит с двух сторон (между двух огней)
О том, кто неизмеримо хуже несравненно ниже другого в каком- то отношении (в подметки не годиться)
О чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться)
Об очень дальних родственниках (седьмая вода на киселе)
О большом желание сделать что- либо (руки чешутся)
О чем- либо необычайном, невероятном (чудеса в решете)
О том, кто не знает чего-либо всем известно (с луны свалился)
Задание. Из приведенных словосочетаний выделите а) свободные словосочетания; б) фразеологические.
Кукольный театр, театр военных действий;
белое полотно, белые стихи;
бабье лето, знойное лето;
красная рыба, красный зверь, красный сарафан;
на рыбьем меху, рыбьи глаза;
волчьи повадки, волчьи ягоды;
глубокий колодец, глубокая старость;
бархатная юбка, бархатный сезон.
1. а) Кукольный театр, белое полотно, знойное лето, красный сарафан, рыбьи глаза, волчьи повадки, глубокий колодец, бархатная юбка;
б) театр военных действий, белые стихи, бабье лето, красная рыба, красный зверь, на рыбьем меху, волчьи ягоды, глубокая старость, бархатный сезон.
Задание. «Соберите фразеологизмы» (соедините так слова, чтобы получились фразеологизмы, объясните сами их смысл.)
Водить, втирать, заткнуть, намылить, носить, обвести, попасть// голову, в переплет, воду решетом, вокруг пальца, за пояс, очки, за нос.
Задание. Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы — другие фразеологизмы.
Дидактическая игра “Лото”. К данным фразеологизмам подобрать соответствующие фразеологические синонимы.
9. Глазом не моргнёт.
14. Молоко на губах не обсохло.
15. На краю пропасти.
19. Хоть лопатой греби.
1. Сбиваться с толку.
2. Сидеть сложа руки.
7. Как свои пять пальцев.
11. Рука не дрогнет.
13. Птица высокого полёта.
15. Огород городить.
20. Заткнуть за пояс.
Задание. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы. Определить, к каким стилям речи относятся фразеологизмы.
Войти в строй (выйти из строя), выбиваться из колея (входить в колею), в глаза (за глаза), заваривать кашу (расхлебывать кашу), гладить по шерсти (гладить против шерсти), легок на ногу (тяжел на ногу), жить своим умом (жить чужим умом).
Задание 9. Игра. « Замени одним словом» .
огнем и мечом – безжалостно, бесчеловечно;
денно и нощно – беспрерывно;
сбить с толку – запутать;
вкривь и вкось – беспорядочно;
тепличное растение – избалованный(ая);
бить баклуши – бездельничать;
брать на карандаш – записывать;
пустить красного петуха – поджечь;
чувство локтя – чувство товарищества;
вавилонское столпотворение – беспорядок;
болеть душой – беспокоиться;
душа не на месте – тревожиться, беспокоиться, волноваться;
перемывать косточки – обсуждать, сплетничать.
с открытой душой – искренне;
шагу негде ступить – тесно;
родиться в сорочке – счастливый;
пальчики оближешь – вкусно;
работать не за страх, а за совесть – добросовестно, честно;
золотые руки – искусный мастер;
хуже горькой редьки – несносный, надоедливый.
Жить припеваючи – хорошо.
Клевать носом – дремать.
1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой
Ответ. 1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.
Задание. Угадайте предмет по описанию и вспомните крылатое выражение с этим словом:
Его вешают, приходя в уныние. Его задирают, задаваясь. Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)
Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают. Не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить. Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. За него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом. Её набирают в рот, когда молчат. Из неё иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)
Ее заваривают, затевая неприятное дело, а потом расхлебывают, распутывая его; ее просит рваная обувь; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться ( Каша)
Его проглатывают, не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, говорящего бойко; за него тянут, заставляя говорить; его держат за зубами, когда не хотят сказать лишнего (Язык)
Задание. Замените фразеологизмы одним словом. Ответьте на вопрос: какова роль фразеологизмов в нашей речи?
Я проснулся ни свет ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в тронный зал, долго бил баклуши. Потом поел с горем пополам. Тут как снег на голову Вовка свалился. Смотрит на меня как баран на новые ворота.
«Я сегодня встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От ледяной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали такой волчий аппетит, что у меня потекли слюнки. В ресторане на завтрак мне предложили разнообразное меню: биточки, тефтели, фрикадельки, винегрет, спагетти, чай и какао. Но я съел только бутерброд, сардельку, салат из помидоров, торт «Наполеон» и выпил чашку кофе с сахаром.»
Задание. Вставьте пропущенные во фразеологизме слова.
1. В русском языке многие фразеологизмы включают названия частей тела человека. Знаете ли вы их? Попробуйте вставить пропущенные фразеологизмы со словом голова в следующий текст.
Слово голова в переносном смысле обозначает ум, рассудок, поэтому о глупом человеке скажут, что он _________, а про сообразительного – __________.
Голова бывает какая-то – например, ___________ (у растяпы), ____________ (у того, кто вечно все забывает), ______________ (это когда она болит и напрочь отказывается соображать), _________________ (если человеку на все наплевать, море ему по колено и сам черт не брат).
Голова может что-то делать – ________________ или ______________ (если дел так много, что не знаешь, за какое взяться), ______________ (обычно это происходит с тем человеком, которого перехвалили, – в этом случае он теряет способность трезво мыслить и оценивать свои поступки).
Можно производить действия и над головой – чьей-то или своей собственной. Если кто-то голову _______________, значит, дела его плохи и он отчаялся вконец. ___________ тоже обычно свою голову – над чем-нибудь сложным, неразрешимым, _________. Можно голову и вовсе ___________, если лишиться способности соображать. В крайнем случае можно дать голову _____________________, если вам никак не хотят верить.
Чужую голову обычно ____________ всяким вздором, или ___________ (часто вместе с шеей, делая строгий выговор), или ____________ (наказывая гораздо строже, чем в предыдущем случае). Если наказание предвидится заранее, то можно предупредить несчастного, сказав ему максимально строго: «Не _____________ тебе головы!»
Если у кого-то в голове не _____________ или нет ___________ (то есть попросту человек слегка глуповат), если голова и вовсе пуста и в ней гуляет ____________ (так говорят про легкомысленного человека), то ему нужно срочно позаботиться о ее наполнении. Лучше всего для этого подойдут мысли. В голову мысли могут _____________, _______________, _________ – в зависимости от их качества.
Ну как, вы еще не _____________ за голову от обилия фразеологизмов?
Пропущенные слова : без головы, с головой, садовая, дырявая, тяжелая, забубенная, идти кругом, пухнуть, вскружиться, вешает, ломают, головоломным, потерять, на отсечение, забивают, мылят, срывают, снимают, сносить, хватает винтиков, царя, ветер, приходить, взбредать, лезть, снег на голову, обухом по голове ударили, о стенку бейся, схватились.
Задание. Кто это мог сказать?
Направление главного удара, стать в строй, вызвать огонь на себя, взять на мушку, встретить в штыки, принять бой. (Военный).
Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет, играть комедию, сойти со сцепы, петь не своим голосом. (Актер).
Шито белыми нитками, положить под сукно; с иголочки, на живую нитку. (Портной).
Через час по чайной ложке, позолотить пилюлю. (Аптекарь).
Ковать железо пока горячо; доводить до белого каления .(Кузнец)
Сесть на мель, на всех парусах. (Моряк)
Задание. За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов.
Задание. Диктант-молчанка. Перед вами серия рисунков, на которых изображены фразеологизмы. Попробуйте их отгадать. Устно поясните значение фразеологизмов.
Задание. Что я люблю (или не люблю). Запишите.
Точить лясы; бить баклуши; считать ворон; витать в облаках, задирать нос; жить на широкую ногу; тянуть канитель; плясать под чужую дудку; метать громы и молнии; доводить до белого каленья; играть первую скрипку; ломать голову; лезть на рожон, вставлять палки в колеса; раздувать из мухи слона; работать засучив рукава; держать язык за зубами; выводить на чистую воду.
Что вы делали вчера? — Ничего, языками чесали. — А мы целый день баклуши били, из пустого в порожнее переливали. — Василий с вами был? — Был. Рассказал, как ему отец шею намылил. Он же на уроках ворон считает, а дома лодыря гоняет.
Задание. Иноязычные фразеологизмы ( что обозначают?):
• nota bene – заметь хорошо
• рost factum – после сделанного
• pro et contra – за и против
• alma mater – букв.мать, кормилица – учебное заведение, вуз
• persona non grata – нежелательная личность
• idée fixe – навязчивая идея
• ex libris – из книг
• рost scriptum – PS – после написанного
• status quo- положение, в котором….
• comme il faut- как надо, как следует
• vis-à-vis- лицом к лицу
• de facto – фактически, на деле
Задание. Найдите ошибки, допущенные при употреблении устойчивых оборотов .
1. Если давать всем сестрам по серьге, то распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полк журналистов прибыло. 4. Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.
5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. 7. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 8. Сыр-бор в основном развернулся из-за намерений городских властей закрыть стадион. 9. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 10. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 11. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 12. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 13. Теперь понятно, где собака порылась. 14. Отец держал его в ежовых перчатках.
Задание. Кому принадлежат следующие крылатые выражения?
15. 1) Н. Некрасов. 2) Н. Гоголь. 3) Н. Карамзин. 4) И. Крылов. 5) М. Лермонтов. 6) А. Пушкин. 7) А. Пушкин. 8) А. Чехов. 9) М. Лермонтов. 10) Н. Гоголь. II) К. Прутков.
Задание. Авторские фразеологизмы – крылатые выражения (записать авторов и названия произведений):
Дома новы, а предрассудки стары. (Грибоедов)
И дым отечества нам сладок и приятен. (Грибоедов)
Как бы чего не вышло. (Чехов)
А Васька слушает да ест. (Крылов)
С корабля на бал. (Пушкин)
Видал Федюш на свете я. (Крылов)
И снова бой! Покой нам только снится. (Блок)
А воз и ныне там. (Крылов)
Народ безмолвствует. (Пушкин)
Мы пахали. (Дмитриев).
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей:
Давайте вспомним их, друзья.
Задание. Знаете ли вы пословицы?
Труд человека кормит, (а лень портит).
Кто много говорит, (тот мало делает).
Повторенье- (мать ученья).
Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).
Ученье-свет, а (неученье – тьма).
Куй железо, (пока горячо).
С кем поведёшься, (от того и наберёшься).
Делу – время, а (потехе – час).
Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь).
Не всё то золото, (что блестит).
Задание. Вспомните пословицы и поговорки , в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
У семи нянек дитя без глазу.
Семь бед — один ответ.
Семи пядей во лбу.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Семеро одного не ждут.
У него семь пятниц на неделе.
Седьмая вода на киселе.
Семь верст до небес и все лесом.
За семь верст киселя хлебать.
Задание. Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:
1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог.
3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают.
4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму.
5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись.
Задание: опознать поговорку по её шуточному объяснению.
В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?
В какой поговорке говорится, что дом ценится не мебелью, которая в нем, а душевной атмосферой, которая в нем царит!
Как говорят про человека, который хорошо и быстро делает свое дело?
Как отлынивают от работы лентяи?
Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
Не ставь телегу перед лошадью.
Не лезь вперёд батьки в пекло.
После дождичка в четверг.
Когда рак на горе свистнет.
Танцевать от печки.
Не выноси сор из избы
Красная изба не углами, а красна пирогами
Дело мастера боится
Работа не волк, в лес не убежит.)
Задание: опознать, о каком человеке идет речь.
1. На словах медок, на сердце – ледок (Лицемер.)
2. Шуба лежит, а сам дрожит (Скупой.)
3. На ходу подмётки рвёт (Находчивый.)
4. Ты ему вдоль, а он поперёк (Упрямец.)
5. Всем по семь. А мне – восемь (Жадина.)
6. В одно ухо влетает, в другое вылетает (Легкомысленный человек.)
7. Дальше своего носа не видит (Ограниченный человек.)
Задание. Допишите вторую часть пословиц.
1. Труд при ученье скучен— 2. Любишь кататься. 3. Друг до поры. 4. Лучше горькая правда друга. 5. Кто в Москве не бывал. 6. Работай до поту. 7. Без дела жить. 8. Кто за все берется.» 9. Не пеняй на соседа. 10. Раз соврал». 11. Кто за Родину горой». 12. Не учи орла летать. 13. Где птица не летает.» 14. Кто пахать ленится». 15. Не гони коня кнутом.
А соловья петь; да плод от ученья вкусен; так и поешь в охоту; а гони овсом; тот же недруг; а свое гнездо знает; тот истинный герой; у того хлеб не родится; навек лгуном стад; люби и саночки возить; чем лесть врага; только небо коптить; красоты не видал; тому ничего не дается; коли спишь до обеда.
Задание. Напишите пословицы, восстановив их начало.
1. Глупый ищет большое место, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит.
6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом. 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из дурака и плач смехом прет. 11. Не думал, не гадал, как в беду попал. 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается
Задание . Вспомните пословицу по паре слов.
Коса – камень. Нашла коса на камень.
Лес – дрова. Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.
Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.
Дело – мастер. Дело мастера боится.
Труд – лень. Труд человека кормит, а лень – портит.
Дело – безделье Маленькое дело лучше большого безделья.
Дружба-служба Дружба дружбой, а служба службой.
Лает – кусает На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Руки – скуки Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.
Труд – лень Труд человека кормит, а лень портит.
Труд- рыбка Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Умный – глупый От умного научишься, от глупого разучишься.
первая половина вторая половина
Своя ноша дитя без глазу.
Каждая курица не сразу строилась.
Смелость просто открывался.
Лбом стены свой насест хвалит.
У семи нянек не прошибёшь.
А ларчик города берёт.
Задание . Собери из слов пословицы или поговорки.
Глаз, бревно, соринка, замечать, видеть, чужой, свой.
Терпеть, быть, казак, атаман.
Вить, быть, конец, верёвочка, сколько.
Да, учат, беды, мучат, уму.
И, пруда, без, вынешь, из, труда, не, рыбку.
Не. платок, всякий, роток, на, накинешь.
Во, еды, приходит, время, аппетит.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была…
Неужто буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
Ус хорошо, а два лучше.
Сашу маслом не испортишь.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Бьётся как рыба о мёд.
Под лежачий камень мода не течёт.
Купить кита в мешке.
Отольются кошке Мишкины слёзки.
Всякому хвощу своё время.
Пуганая ворона куска боится.
Проще жареной репы.
Все пороги ведут в Рим.
Своя ноша не тонет.
Когда на горе раб свистнет.
Лучше хлеб с содой, чем пирог с бедой.
Была бы фея, а хомут найдется.
Где мёд, там и муки.
Дурная голова рогам покоя не дает.
Без хозяина лом сирота.
Клип клипом вышибают.
Доброе слово и мошке приятно.
С глаз долой – из сердца вой.
С лица воду не лить.
Свято тесто пусто не бывает.
На горе шапка горит.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак — рыба.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слова.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Один в золе не воин.
Толочь в ступе соду.
Полк в овечьей шкуре.
Трус кормит, а лень портит.
Лучшее — врач хорошего.
Рожденный ползать метать не может.
Лось человека не красит.
Терпение и пруд все перетрут.
Правда глаза полет.
Не зная броду, не суйся в моду.
Задание. объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.
Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л. Н, Толстой). Хочешь услышать умный ответ —спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л, Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя но когтям, а дурака — по речам (Вл. Даль). Не говори «сего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает (пословица). «Мы все глядим в Наполеоны». «Любви все возрасты покорны» (Пушкин, «Евгений Онегин»). «Счастливые часов не наблюдают» (Грибоедов, «Горе от ума»).
«У сильного всегда бессильный виноват» (Крылов, «Волк и ягненок»). «Услужливый дурак опаснее врага» (Крылов, «Пустынник и Медведь»).
1. Глупый ищет большое место, а разумного и в углу видно. 2. Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине. 3. На смелого собака лает, а трусливого кусает. 4. Умному недостает ушей, а у глупого один язык с лишком. 5. Горе старит, а радость молодит.
6. От радости кудри вьются, а от печали секутся. 7. Смелому горох хлебать, а несмелому и редьки не видать. 7. Горе в лохмотьях, беда нагишом. 9. Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть. 10. Из дурака и плач смехом прет. 11. Не думал, не гадал, как в беду попал. 12. Лихо не лежит тихо: либо катится, либо валится, либо по плечам рассыпается.
К каким еще словам пословиц можно подобрать синонимы? Напишите их.
Задание. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иностранные пословицы замените аналогичными русскими.
Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская)
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская)
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская)
Язык до Киева доведет. (Русская)
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская)
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская)
Птицу видно по полету. (Русская)
Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская)
После обеда приходится платить. (Английская)
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)
Где друзья, там богатство. ( Латинская)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. ( Латинская)
Тише едешь, дальше будешь.
Написанная буква останется. ( Латинская)
Что написано пером, того не вырубишь топором
Обсуждать надо часто, решать — однажды. ( Латинская)