какой налог на призовые в киберспорте

Правовые основы киберспортивных соревнований

В российском правовом пространстве киберспорт представляет собой официально признанный вид спорта и, соответственно, находится в сфере регулирования законодательства о физкультуре и спорте и иных общих межотраслевых норм.

В соответствии со ст. 21 Закона о физкультуре и спорте Министерством спорта ведется Всероссийский реестр видов спорта, в который включаются все официальные виды спорта и являющиеся их частью дисциплины.

Компьютерный спорт появился во всероссийском реестре в 2016 году, когда в соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 29.04.2016 № 470 был включен в раздел признанных видов спорта.

Приказами Минспорта от 22.01.2018 N 49 и от 14.03.2019 № 199 компьютерный спорт был дополнен дисциплинами спортивный симулятор и файтинг соответственно.

Несмотря на то, что киберспорт очень популярен и приносит огромные доходы, а его развитие происходит в стремительном темпе, единственным актом специального регулирования этого вида спорта являются Правила компьютерного спорта (Приказ Министерства спорта России от 09.10.2017 № 881, принятый в пределах полномочий в соответствии с ч. 4 ст. 25 Закона о физкультуре и спорте и п. 2.2.21 Постановления Правительства РФ «О Министерстве спорта Российской Федерации»).

В силу прямого указания, Правила киберспорта должны применяться при проведении официальных соревнований киберспортсменов, и их требований должны придерживаться и организаторы соревнований, и их участники.

Правила состоят из общих положений, определяющих основные системы соревнований и способы их проведения, организационных положений о составе и технических характеристиках необходимого инвентаря и процедурных норм, регламентирующих порядок проведения соревнований в компьютерных играх как отдельного вида спорта и устанавливающих правила по отдельно взятым дисциплинам с учетом присущих им особенностей.

Интересно отметить, что, несмотря на произошедшие в сфере официального киберспорта изменения, с момента принятия Правил киберспорта в них не было внесено ни одной поправки.

В частности, до сих пор в п. 1.4 Правил числится всего четыре первоначальные дисциплины, хотя за последние полтора года получили признание еще два новых направления, и теперь их общее количество в реестре видов спорта достигло шести.

Соответственно среди специальных процедурных норм раздела IV общие правила спортивного симулятора и файтинга отсутствуют, и по большому счету эти две дисциплины не имеют нормативного правового регулирования.

Проведение официальных соревнований по компьютерному спорту всероссийского и межрегионального уровней регулируется положениями и регламентами, которые разрабатываются и утверждаются их организаторами с соблюдением требований общеотраслевого Приказа Министерства спорта от 01.08.2013 № 504.

Положение должно содержать общую информацию о соревновании, а именно:
— об организаторе киберспортивных соревнований;
— месте, сроках и расписании их проведения;
— информации об их финансировании;
— требованиях к участникам, порядке подачи заявок и условиях допуска, порядке подведения итогов и награждения, обеспечении безопасности на соревнованиях.

В отличие от Положения, регламент развивает и дополняет информацию, содержащуюся в Положении. В регламент включается перечень организаторов с указанием контактной информации для направления заявок, в нем распределяются права и обязанности между организаторами, приводятся конкретные меры безопасности и допинг-контроля, устанавливаются требования по медицинской помощи на турнире. Также в регламенте конкретизируется порядок финансирования из региональных и местных бюджетов и привлечения внебюджетных средств. В случае, если организаторами предусматриваются дополнительные награды, то они должны быть указаны в регламенте.

Например, состоявшийся в 2019 году в Москве Чемпионат России по компьютерному спорту регулировался Положением, утвержденным Министерством спорта и получившей в 2018 году аккредитацию Федерацией компьютерного спорта России, от 12.03.2019. Также данный чемпионат регулировался утвержденным решением Правления ФКС Регламентом, а по каждой игре на официальной странице чемпионата также были размещены технические правила.

Еще один пример: всероссийское киберспортивное соревнование между сборными вузов и колледжей проведено в соответствии с Положением о соревнованиях «Всероссийская киберспортивная студенческая лига сезон 2018-2019» и Регламентом, которые были утверждены решением Правления ФКС России, оформленным протоколом № 134 от 13.09.2018.

При этом следует отметить, что Правила киберспорта не были официально опубликованы, а общие нормы законодательства о физкультуре и спорте, разработанные под традиционные физические соревнования, под киберспорт не адаптированы, а значит, адекватное правовое регулирование киберспортивных соревнований в России отсутствует.

Проблема отсутствия правового регулирования объективно существующих и непрестанно развивающихся общественных отношений по киберспортивным соревнованиям должна быть решена законодателем, и формированию правовой базы уже положено начало: совершенствование нормативно-правовой базы является одной из задач программы развития компьютерного спорта в России, утверждённой Приказом Министерства спорта РФ от 21.05.2018 N 468.

А пока подотрасль киберспортивного права только развивается, при проведении компьютерных соревнований необходимо соблюдать уже имеющиеся акты Минспорта и общие положения действующего законодательства, в частности:

1) учитывать нормы законодательства о физкультуре и спорте:
например, когда официальное киберспортивное соревнование проводится в очном режиме, то есть с использованием помещения, необходимо обеспечить участникам соответствующий Постановлению Правительства N 353 от 18.04.2014 уровень безопасности;

2) учитывать особенности правового статуса несовершеннолетних.
Если участие в кибертурнире предполагает внесение взносов, то дети могут принимать участие только с согласия взрослых. Данное требование связано с положениями ст. 26 и 28 ГК РФ, устанавливающих частичную дееспособность лиц, не достигших 18 лет.

Что касается официальных соревнований, то по Правилам киберспорта минимальный возраст участника соревнований составляет 14 лет, и у несовершеннолетних спортсменов запрашивается разрешение родителей (например, п. 4.15 Положения Минспорта и ФКС от 12.03.2019, п. 3.5. Положения о соревнованиях «Всероссийская киберспортивная студенческая лига сезон 2018-2019»).

3) соблюдать режим охраны интеллектуальной собственности.
Компьютерные игры представляют собой мультимедийный продукт (ст. 1240 ГК РФ) и имеют правообладателя.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ никто не имеет права использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, следовательно, для проведения турниров по компьютерным играм необходимо получение соответствующего разрешения (заключения лицензионного договора).

Чтобы получить разрешение от правообладателя, можно воспользоваться операционными площадками, например, SpringboardVR, либо связаться с правообладателем, которым является создатель игры, напрямую. Контактные данные можно найти на официальных сайтах, либо в социальных сетях.

Например, компания Blizzard, которая является правообладателем таких популярных среди киберспортсменов игр, как StarCraft, StarCraft II, World of Warcraft, Warcraft III, Hearthstone, Heroes of the Storm, Overwatch, разместила на своем официальном сайте информацию о необходимости получения лицензии от компании для проведения турниров и создала форму для связи.

Также следует учитывать, что название игры, имена персонажей, изображения оригинальных элементов игры могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, а значит, их тоже нельзя использовать без разрешения правообладателя.

Например, наименования игр World of Warcraft, Warcraft зарегистрированы ФИПС в качестве товарных знаков под номерами 384240 и 265841.

4)
исполнять обязанность по уплате налогов.
Призы, полученные по результатам участия в киберспортивном соревновании, и прибыль его организатора являются доходом, а значит, облагаются налогом в соответствии со ст. 210 НК РФ.

В соответствии с п. 9.11. Регламента Чемпионата России по киберспорту-2019, п. 7.9. Положения о соревнованиях «Соревнования по CS:GO 2019», утвержденного решением Правления ФКС России 08.02.2019, п. 7.10 Положения о соревнованиях «Всероссийская киберспортивная студенческая лига сезон 2018-2019», утвержденного решением Правления ФКС России 13.09.2018, ФКС России по отношению к победителям и призерам выполняет функции налогового агента.

Это означает, что ФКС самостоятельно исчисляет, удерживает и перечисляет налог с каждой призовой суммы и подает сведения в налоговую.

Если же правила турнира не предусматривают выполнение его организаторами функций налогового агента, то по окончании налогового периода необходимо представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ самостоятельно.

Источник

Как платить налоги с выигрышей от ставок на спорт?

Подскажите, как быть с налогами на выигрыши в тотализаторах? Например, если это исключительно онлайн-площадки для ставок на киберспорт, а деньги от выигрыша выводятся на карту российского банка. Нужно ли как-то подтверждать суммы выигрыша при расчете налогов или же это все на совести налогоплательщика?

С выигрыша на спортивных ставках положено платить НДФЛ по ставке 13%. Но вот кто именно платит этот налог и в каких случаях, сейчас разберемся.

Когда выигрыш больше 15 000 Р

Налоги платит букмекер. Букмекер — это компания, которая принимает ставки на спортивные события. Например, предлагает заключить онлайн-пари на киберспорт — соревнования по компьютерным играм.

Работа букмекеров регулируется федеральным законом, где указано, что букмекеры должны входить в саморегулируемую организацию (СРО). Когда вы решаете, что будете играть у букмекера, вы регистрируетесь в одной из этих СРО. Все ваши депозиты и выплаты проходят через нее, и налоговая может проверить, правильно ли букмекер заплатил за вас налог.

За налоговую базу налоговый агент принимает все же не весь выигрыш, а выплаченную прибыль: выплата минус депозит. 13% налога букмекерская контора вычтет из этой разницы:

Налог = (выплата − депозит) × 0,13

Не имеет значения, когда будете снимать деньги: сразу или через месяц. Налоговый агент в любом случае заберет налог при выплате.

Выигрыши до 4000 Р в год налогом не облагаются. Эти 4000 Р — своеобразный налоговый вычет. Поэтому теоретически один раз в год букмекер может уменьшить налоговую базу на эту сумму. Тогда формула усложняется:

Налог = (выплата − депозит − 4000 Р ) × 0,13

Если при этом вы играли у других букмекеров и они тоже вычли по 4000 Р из налоговой базы, получится, что вы недоплатили налог. В этом случае по итогам года придется доплачивать самому. Пока нет разъяснений, должен ли букмекер информировать игрока о произведенных вычетах или игрок обязан сам это отслеживать. Вероятно, в случае недоимки налоговая пришлет вам требование.

Вообще-то, компенсированный налог — это тоже доход, и с него тоже платят 13%. Поэтому с точки зрения налогового кодекса такая схема сомнительна. Но с вас за это не спросят.

Необязательно проверять, честно ли букмекер платит ваши налоги. Как налоговый агент, за неуплату перед законом отвечает только контора, а вы ни при чем.

Р у букмекеров «Марафон» и «Фонбет». В 2019 году справки 2-НДФЛ этих контор появились в моем личном кабинете на сайте ФНС» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Если играете у разных букмекеров, может получиться, что ничего не выиграете, но заплатите налог государству.

Когда выигрыш меньше 15 000 Р

Налоговый период — календарный год. Чтобы заплатить налог, сложите все выплаты до 15 000 Р во всех конторах за год, отнимите от них 4000 Р и посчитайте 13%:

Налог с выигрышей до 15 000 Р = (сумма выплат у всех букмекеров за год − 4000 Р ) × 0,13

Эту сумму вы должны государству. Если не можете восстановить, сколько именно снимали, обратитесь в СРО: у них это учтено.

Чтобы отчитаться перед налоговой, сдайте налоговую декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года. Например, за выигрыши 2020 года декларацию сдают до 30 апреля 2021 года.

Выигрыши следует показать в разделе «Доходы от источников в Российской Федерации». Код дохода — 3010. Реквизиты букмекеров уточняйте у них или через их СРО. Подтверждать задекларированную сумму документами не нужно: ФНС контролирует деятельность букмекеров и может все проверить.

Заплатить положено до 15 июля. Прочитайте, как правильно платить НДФЛ.

Нелегальные букмекеры

Все сказанное выше относится к доходам у легальных букмекеров — это те, что входят в СРО.

В общем случае азартные игры в России запрещены, в том числе в онлайне. Легальные букмекеры — одно из исключений. Другим букмекерским конторам нельзя привлекать игроков из нашей страны, а если они это делают, Роскомнадзор блокирует их сайты.

Но закон запрещает только организацию азартных игр, а не участие в них. Если россиянин сумел зарегистрироваться у нелегального букмекера, он имеет право там играть. Ответственность за это не предусмотрена. Нелегальные букмекеры постоянно создают новые «зеркала» — точные копии своего сайта, но с другими адресами — и рассказывают игрокам, как обходить блокировки.

С точки зрения налогового кодекса, если доход получен, гражданин обязан заплатить НДФЛ. Запрет на работу букмекерских контор не отменяет этой обязанности. По гражданскому кодексу, если человек получил доход от умышленной противоправной сделки, его могут изъять в пользу государства. Раз игрок обошел блокировку, значит, имел умысел и понимал, что контора нарушает закон. Почитайте об аналогичной ситуации в нашем разборе налогов за выигрыши в покере.

Если букмекер иностранный, возможно, он в своей стране работает легально и платит по законам той страны какие-то взносы, в том числе за выигрыши иностранцев. Например, немецкая контора «Интерветтен», чей сайт в России заблокирован, выплачивает россиянам меньше, чем они выиграли: вычитает налог по немецким законам. Но платить НДФЛ в наш бюджет все равно обязательно: доходы от азартных игр не попадают под действие соглашений об избежании двойного налогообложения.

Можно, конечно, ничего не платить и надеяться, что вас не заметят. Государство борется с нарушителями путем блокировок, а физлиц налоговая пока не проверяет. Но вы пишете, что получаете деньги на карту российского банка. Если делаете ставки в нелегальной конторе, а выигрыш будет крупный, банк или правоохранительные органы могут заинтересоваться, откуда деньги. В итоге могут взыскать НДФЛ, конфисковать доход, назначить штраф и даже привлечь к уголовной ответственности.

Лучше вообще не играть у нелегальных букмекеров. Кроме сложностей с заполнением декларации 3-НДФЛ в таких конторах вообще опасно держать деньги. Наше государство их не контролирует и в случае чего не обязано защищать ваши интересы.

Сколько в итоге вам платить

Это зависит от сумм, которые вы снимали за один раз и суммарно за год. Я собрал все в одну таблицу, чтобы вы могли быстро рассчитать свой налог.

Источник

Бизнес предложил создать особые налоговые условия для призовых выплат по киберспорту

Российский бизнес предложил создать особые налоговые условия для призовых выплат с мероприятий по киберспорту, а также предусмотреть специальные налоговые условия по оплате труда несовершеннолетних киберспортсменов. Об этом в четверг в ходе пресс-конференции сообщила столичный уполномоченный по защите прав предпринимателей Татьяна Минеева.

«Турнирные и зарплатные доходы киберспортсмена, полученные после победы в турнире, к примеру в США, облагаются налогом порядка 30%. В России с этой суммы уплачивается еще 13% подоходного налога. Далее киберспортивный клуб снимает с оставшейся суммы призовых 15—20% комиссионных, и, таким образом, до киберспортсмена доходит лишь 250—300 долларов из каждой тысячи. Происходит двойное налогообложение. Его можно избежать, но на практике далеко не все киберспортсмены справляются со сбором документов», — сказала Минеева, добавив, что бизнес вышел с инициативой создания особых налоговых условий для призовых выплат по киберспорту.

Бизнес-омбудсмен также отметила, что в Налоговом кодексе РФ нет понятия «доход от турниров и деятельности в области киберспорта», и в итоге спортсмен «теряет стимул к развитию, а предприниматель, то есть клуб, — члена команды и в итоге — бизнес».

Минеева добавила, что бизнес также предложил создать основание банковского платежа «вознаграждение от мероприятия в области киберспорта» и включить в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) понятие «киберспорт» наравне с другими видами спорта (например, шахматные и шашечные клубы). «Внесение маркера «киберспорт» в ОКВЭД кратно усилит инвестиционную привлекательность индустрии и послужит стимулом для восстановления и развития смежных отраслей, часть которых пострадала в период пандемии: креативная индустрия, event-индустрия, отрасль IT, видеопроизводство, платежные сервисы, fashion-индустрия», — сообщила бизнес-омбудсмен.

Соревнования по видеоиграм, по словам Минеевой, проводятся с 1972 года. «Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта еще в 2001 году. Однако при такой истории, базе и профессиональном подходе индустрия не поддержана в области регуляторики, как показывает обратная связь от предпринимателей — основателей киберспортивных клубов», — сказала бизнес-омбудсмен, добавив, что почти 100% клубов зарегистрированы за территорией РФ.

По данным киберспортивного клуба Cyber Legacy, российский рынок киберспорта стабильно растет на 15—20% в год. Каждый российский геймер тратит в процессе участия в играх 64 доллара в год. В России насчитывается 66 млн активных пользователей киберспортивного формата. Средний возраст киберспортсмена — 14—25 лет, ежемесячный доход игрока в киберспортивной лиге — 10 тыс. долларов. В мире совершают покупки в формате игр 28,2 млн человек.

Источник

Российские бизнесмены предложили изменить налоговые условия для киберспортсменов, которым выплачивают призовые за участие в турнирах. Об этом 4 февраля рассказала Татьяна Минеева — уполномоченный по защите прав московских предпринимателей.

какой налог на призовые в киберспорте

В налоговом кодексе РФ нет понятия «доход от турниров и деятельности в области киберспорта». Из-за этого российский киберспортсмен «теряет стимул к развитию, а предприниматель (то есть клуб) — члена команды и в итоге — бизнес», — считает Минеева.

Омбудсмен добавила, что бизнес также предложил включить «вознаграждение от мероприятия в области киберспорта» в основание банковского платежа, а также добавить понятие «киберспорт» в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Это усилит инвестиционную привлекательность индустрии и поможет смежным отраслям восстановиться после пандемии.

какой налог на призовые в киберспорте

«Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта еще в 2001 году. Однако при такой истории, базе и профессиональном подходе индустрия не поддержана в области регуляторики, как показывает обратная связь от предпринимателей — основателей киберспортивных клубов».

Источник

Катаешь в Dota – не платишь налоги. В России предложили льготы киберспортсменам

какой налог на призовые в киберспорте

какой налог на призовые в киберспорте

В России нет налогового регулирования выигрышей в турнирах по киберспорту. Ситуация усложняется тем, что среди геймеров много несовершеннолетних: средний возраст спортсменов – 14−25 лет. Как регулировать эту область доходов, чтобы игрок не чувствовал себя обделённым, заплатив несколько налогов и пошлин?

какой налог на призовые в киберспорте Роман «RAMZES666» Кушнарев, самый успешный российский киберспортсмен, 21 год. Фото: esports−24.ru.

Столичный уполномоченный по защите прав предпринимателей Татьяна Минеева объясняет, почему киберспортсменам нужны льготы:

В итоге игрок, который заплатил несколько налогов, теряет стимул к развитию. А клуб – члена команды и бизнес, объясняет Минееева. При этом киберспорт – выгодная для инвесторов сфера деятельности, которая только и живёт за счёт «вливаний» бизнеса.

Игровые инвестиции

Омбудсмен предлагает ввести маркировку для банковского платежа «вознаграждение от мероприятий в области киберспорта» и включить сферу в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В перечне уже есть шахматный и шашечный спорт, и доход от выигрышей регулируется законом.

Внесение маркера «киберспорт» в ОКВЭД кратно усилит инвестиционную привлекательность индустрии и послужит стимулом для восстановления и развития смежных отраслей, часть которых пострадала в период пандемии: креативная индустрия, event-индустрия, отрасль IT, видеопроизводство, платежные сервисы, fashion-индустрия

Россия признала киберспорт официальным видом соревнований ещё в 2001 году, в нашей стране существует Федерация компьютерного спорта. Банки выпускают специальные карты для геймеров. Рынок растёт на 15−20% в год, отмечает киберспортивный клуб Cyber Legasy. Но регуляторной базы в России нет – практически 100% клубов зарегистрированы за пределами нашей страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *