какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления

Какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления

от 13 августа 1997 года N 1009

(с изменениями на 18 марта 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 890 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 17.09.2012, ст.5102) (изменения вступили в силу с 1 марта 2013 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 222 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2016, N 0001201603230024);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 года N 392 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.05.2016, N 0001201605120004) (изменения вступили в силу с 10 июня 2016 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 года N 830 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.08.2016, N 0001201608250014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года N 1050 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.10.2016, N 0001201610180015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2017 года N 909 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2017, N 0001201708030001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2018 года N 676 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2018, N 0001201806150006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2018 года N 1138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.09.2018, N 0001201809280003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 1288 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2018, N 0001201811010027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 года N 38 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2019, N 0001201901290021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2019 года N 77 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2019, N 0001201902050018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2019 года N 1200 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.09.2019, N 0001201909170018) (вступило в силу с 30 сентября 2019 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 1319 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.10.2019, N 0001201910150014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2020 года N 359 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.03.2020, N 0001202003300009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2020 года N 640 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2020, N 0001202005080014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 года N 1646 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.10.2020, N 0001202010140027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года N 2006 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.12.2020, N 0001202012070021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2453 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.01.2021, N 0001202101090049);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 года N 412 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2021, N 0001202103230019).

В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации

Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.

2. Федеральным органам исполнительной власти:

обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;

в 10-дневный срок направлять в Министерство юстиции Российской Федерации запрашиваемые в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления нормативные правовые акты (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999 года N 154);

исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;

осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эффективности их деятельности;

привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за несоблюдение требований настоящего постановления.

3. Министерству юстиции Российской Федерации:

представить в 2-месячный срок предложения по правилам кодификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

4. Министерство юстиции Российской Федерации вправе:

осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации;

запрашивать акты федеральных органов исполнительной власти в целях проведения правовой экспертизы на предмет необходимости их государственной регистрации;

осуществлять проведение правовой экспертизы актов федеральных органов исполнительной власти, размещенных в общедоступных источниках информации, в случае непредставления указанных актов в Министерство юстиции Российской Федерации;

передавать сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом Российской Федерации не соответствующими законодательству, в средства массовой информации;

привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготовки заключений по нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, представленным на государственную регистрацию, или для проведения правовой экспертизы на предмет необходимости государственной регистрации указанных актов.

Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Министерству юстиции Российской Федерации.

4_1. Представление об отмене или изменении принятого федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти и исполняется федеральным органом исполнительной власти в месячный срок со дня получения.

В случае неисполнения представления Министерство юстиции Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием, отражающим позиции Министерства юстиции Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, издавшего акт, и проектом соответствующего акта Правительства Российской Федерации.

Государственная регистрация нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение решений или Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено решением.

5. Признать утратившими силу:

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 августа 1997 года N 1009

ПРАВИЛА
подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации

(с изменениями на 18 марта 2021 года)

I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти планами на очередной календарный год.

В планы подлежат включению нормативные правовые акты, разработка которых относится к компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти, но прямо не предусмотрена актами законодательства Российской Федерации, поручениями или указаниями Президента Российской Федерации, а также поручениями Председателя Правительства Российской Федерации.

Внесение изменений в указанные планы осуществляется федеральными органами исполнительной власти по согласованию с заместителями Председателя Правительства Российской Федерации, в обязанности которых входит координация вопросов деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Указанные планы, а также информация о внесении в них изменений подлежат размещению на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 дней со дня внесения изменений.

2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

3. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт создаются на бумажном носителе или в форме электронных документов (за исключением случаев, когда проект нормативного правового акта и нормативный правовой акт содержат сведения, составляющие государственную тайну).

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Согласование проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в рамках реализации федеральных проектов, по решению проектного комитета по национальному проекту или федеральному проекту, утверждаемому президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, осуществляется с учетом особенностей, установленных Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

Проект нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которым регулируются отношения в области страхового дела, подлежит согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 546).

Источник

Глава 3. Порядок подготовки правовых актов Управления и их оформление

Глава 3. Порядок подготовки правовых актов
Управления и их оформление

3.1. В Управлении принимаются следующие правовые акты: нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты, правовые акты рекомендательного характера.

Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами.

Под индивидуальными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.

Под правовыми актами рекомендательного характера понимаются акты, содержащие рекомендации по установлению правовых норм, прав и обязанностей конкретных лиц.

3.1.1. Глава Управления издает следующие нормативные правовые акты территориального управления:

3.1.2. Руководители структурных подразделений Управления, наделенные правами юридических лиц, издают приказы.

Глава Управления вправе их отменять.

3.3. Для подготовки проектов главой Управления могут создаваться комиссии для осуществления правовой, экономической, материально-технической и иной экспертизы вопросов, относящихся к его компетенции.

3.4. Для направления в машинописное бюро Общего отдела проект представляется в бумажном и электронном виде.

3.4.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех печатных страниц текста без приложений.

К проекту может прилагаться пояснительная записка или аналитическая справка объемом до трех печатных страниц.

Во вступительной части кратко излагаются мотивы, цели издания проекта. При упоминании правовых актов указывается их N, дата издания, точное наименование акта и органа, его издавшего. Проект может не иметь вступительной части, если содержание распоряжения не нуждается в пояснении.

В распорядительной части с последовательной нумерацией пунктов даются конкретные указания исполнителям о характере и содержании их действий, указываются сроки исполнения.

Текст пунктов распорядительной части излагается в повелительной форме («Обязать», «Поручить» и т.п.).

В случаях когда исполнителем является орган или организация, не подчиненная Управлению, применяется рекомендательная форма («Предложить», «Рекомендовать» и т.п.).

В качестве исполнителей в проекте указываются подчиненные органы или организации без указания фамилии руководителей.

Должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично.

Срок исполнения указывается конкретной датой.

При упоминании правовых актов указывается их номер, дата издания и точное наименование акта и органа, его издавшего.

В случае необходимости отмены ранее принятого правового акта указывается орган, издавший акт, дата, номер и наименование или отдельный пункт, подлежащий отмене.

Последний пункт правового акта, как правило, устанавливает ответственного за его исполнение в целом.

В случаях когда правовым актом утверждаются самостоятельные документы (положения, инструкции, планы и т.п., составы комиссий и других коллегиальных органов) либо к акту приобщаются другие документы, они указываются в тексте как приложения.

Приложение должно иметь заголовок, определяющий его содержание, и в правом верхнем углу указание на принадлежность к правовому акту.

Несколько приложений нумеруются.

В тексте распоряжения и приложениях применяются только общепринятые сокращения. Аббревиатуры названий учреждений, ассоциаций, фирм и т.п. расшифровываются, сокращения могут употребляться при повторном наименовании в тексте.

3.4.2. Руководитель (заместитель руководителя) подразделения Управления, подготовившего проект, должен завизировать проект в «Справке о согласовании» (приложение N 1 к Регламенту).

3.5. Проекты подлежат обязательному согласованию (предварительному рассмотрению и аналитической оценке):

— с подразделением (должностными лицами) Управления в соответствии с их компетенцией;

— с конкретными предприятиями, организациями, учреждениями, не являющимися органами государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, когда правовой акт Управления содержит упоминание о них.

3.6. Обязанность по согласованию проекта правового акта Управления возлагается на подразделение Управления, подготовившее проект.

Передача проекта лицом, ответственным за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласований не допускается.

3.6.1. Согласование проектов осуществляется: визированием должностным лицом подразделения Управления, предприятия (учреждения, организации), осуществляющего согласование в «Справке о согласовании» либо на оборотной стороне первого листа нормативного акта. Визирование производится соответствующим руководителем или его заместителем в пределах компетенции с обязательным указанием даты визирования. Виза согласования может быть в отдельных случаях удостоверена печатью.

3.6.3. При необходимости (значительные по объему замечания и т.п.) согласование оформляется в виде отдельного письма на бланке организации, о чем делается отметка в «Справке о согласовании», с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении конкретных положений.

3.6.4. День поступления проекта в подразделение Управления и день согласования проекта в данном подразделении фиксируются в «Справке о согласовании». Своевременное рассмотрение и согласование проектов обеспечивают руководители подразделений Управления, осуществляющих их согласование.

3.6.5. Срок рассмотрения направленного на согласование проекта в подразделениях Управления, а также на предприятиях (в учреждениях, организациях) не должен превышать трех рабочих дней.

3.7. В случае возникновения разногласий при согласовании проекта между подразделениями Управления составляется лист разногласий, к которому в обязательном порядке прилагаются подлинники замечаний, подписанные соответствующими руководителями. Проект правового акта и лист разногласий передаются для разрешения разногласий заместителю главы или руководителю подразделения Управления, вносящему проект правового акта на рассмотрение главы Управления.

Если разногласия незначительны, то они могут быть внесены только в «Справку о согласовании».

Наличие разногласий не является основанием для отказа визирования. Об имеющихся разногласиях указывается в верхнем углу «Справки о согласовании» куратором подразделения, визирующим проект последним. Разногласия по проекту разрешаются главой Управления.

3.8. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются подразделением Управления, разработавшим проект. Если подразделение Управления, разработавшее проект, не согласно с представленными замечаниями и предложениями, оно готовит мотивированное заключение и прилагает его к проекту.

3.9. В случае согласия с представленными замечаниями подразделение, подготовившее проект, вносит в него соответствующие изменения и дополнения.

В случае внесения изменений в проект измененный текст проекта подлежит повторному согласованию (за исключением случаев внесения незначительных изменений технического характера).

3.10. После выполнения требований пункта 3.9 настоящего Регламента текст проекта подлежит повторному визированию руководителем подразделения Управления, разработавшего проект.

3.11. Проект, имеющий согласования, предусмотренные пунктом 3.10 настоящего Регламента, со «Справкой о согласовании», а также с необходимыми приложениями передается в Юридический отдел Управления.

3.11.1. Юридический отдел осуществляет правовую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству.

3.11.2. По результатам экспертизы в случае обнаружения недостатков Юридический отдел дает заключение с предложениями по их устранению.

Если в результате правовой экспертизы в проекте не выявлено противоречий действующему законодательству, изменений (дополнений) технического характера, начальник Юридического отдела визирует каждый лист и лист согласования проекта.

3.11.3. Проекты, не соответствующие законодательству, представленные с нарушением установленного порядка подготовки или небрежно оформленные, с соответствующим заключением Юридического отдела возвращаются заместителю главы Управления, руководителю подразделения Управления, вносящему проект на рассмотрение главы Управления.

3.12. После визирования в Юридическом отделе до подписания (утверждения) проекта внесение в него изменений не допускается.

3.13. Решение о внесении проекта на рассмотрение главы Управления принимается заместителем главы Управления, руководителем подразделения Управления по результатам согласования проекта в соответствии с пунктами 3.4-3.11 настоящего Регламента путем визирования на первой странице «Справки о согласовании».

3.14. Оформленный в соответствии с требованиями настоящего Регламента проект должен быть завизирован:

лицом, подготовившим проект;

руководителем подразделения, подготовившего проект;

руководителями (заместителями руководителей) согласующих организаций и подразделений Управления;

заместителем главы Управления, вносящим проект на рассмотрение главы Управления, начальником Юридического отдела.

3.15. После полного визирования проекта подготовившее его подразделение передает проект в протокольный сектор, где проверяется:

наличие в тексте указания об отмене, изменении или дополнении действующих правовых актов, если принимаемый правовой акт отменяет действующий или принимается в дополнение (изменение) к действующему акту;

соблюдение требований Регламента и Инструкции по делопроизводству;

правильность наименования организаций-исполнителей;

правильность оформления представленных проектов;

наличие приложений, указанных в тексте;

наличие указания о контроле;

правильность составления списка согласования, наличие всех необходимых согласований или листа разногласий;

При соответствии проекта всем выше указанным требованиям титульный лист распечатывается в машинописном бюро на бланке и материал передается на рассмотрение главы Управления.

В случае необходимости доработки проект возвращается составителю для проведения необходимых изменений и дополнений.

3.16. Распоряжения (в т.ч. принятые на коллегии) и приказы главы Управления подписываются главой Управления или исполняющим его обязанности.

3.17. После подписания главой или исполняющим обязанности главы Управления акт поступает в протокольный сектор, где ему присваивается номер и дата, в трехдневный срок обеспечивается его тиражирование, заверение и рассылка в соответствии со списком, внесение в электронную базу данных. Рассылка определяется составителем проекта и может быть дополнена начальником протокольного сектора.

Доступ к базе данных «Распоряжения» определен приказом главы Управления от 12.03.2003 N 90-п.

Один экземпляр копий всех издаваемых распоряжений направляется в Прокуратуру Кировского района.

Два экземпляра копий распоряжений нормативного, организационно-распорядительного характера, а также правовых актов, касающихся расходования средств бюджета или распоряжения имуществом Санкт-Петербурга, в течение двух рабочих дней после их регистрации направляются с сопроводительным письмом в Административный комитет Канцелярии Администрации Санкт-Петербурга.

Юридический отдел включает в сопроводительное письмо предложения о внесении в реестр и официальном опубликовании конкретных нормативных актов, подлежащих официальному опубликованию.

Руководители подразделений Управления, самостоятельных структурных подразделений и подразделений двойного подчинения массовую рассылку распоряжений в подведомственные организации осуществляют самостоятельно.

Распоряжения по наиболее важным вопросам публикуются в районной газете, направляются в библиотеку МУ «УДС», доводятся до сведения населения другими средствами массовой информации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления

какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления

какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления

какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управления

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какой порядок установлен для подготовки к изданию нормативных правовых актов управленияОбзор документа

Приказ Министерства юстиции РФ от 23 апреля 2020 г. № 105 “Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895; 2019, № 42 (ч. 3), ст. 5912) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 г., регистрационный № 9449);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2009 г. № 155 «О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88» (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2009, регистрационный № 14021).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

МинистрК.А. Чуйченко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2020 г.

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23.04.2020 № 105

Разъяснения
о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации

I. Общие положения

2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», 2 согласно которому признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются в совокупности:

издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

II. Полномочия на издание нормативных правовых актов

3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции (пункт 1 Правил).

Полномочия федерального органа исполнительной власти на издание нормативного правового акта определяются в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти.

4. Общие полномочия федерального органа исполнительной власти по изданию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, предусмотренные в том числе в положении о данном федеральном органе исполнительной власти, 3 не являются достаточным основанием для издания нормативного правового акта, если в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие разработку данным федеральным органом исполнительной власти конкретного нормативного правового акта 4 либо группы актов в конкретной сфере деятельности. 5

5. Поручения органов (организаций) и должностных лиц не являются основанием для издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта в отсутствие положений законодательства Российской Федерации, наделяющих данный орган полномочиями по разработке конкретного нормативного правового акта либо группы нормативных правовых актов в конкретной сфере деятельности.

6. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. При издании нормативного правового акта совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти полномочия на издание акта должны быть у каждого из указанных органов.

III. Нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации

7. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 6 Акты, изданные в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера.

8. Акты рекомендательного характера 7 не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативноправового предписания, содержащегося в нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого нормативного правового акта.

Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

9. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты:

1) содержащие правовые нормы, которые затрагивают:

гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;

механизм реализации прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;

2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах, 8 организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняют отдельные наиболее важные государственные функции;

3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, издавшего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно издавших) нормативный правовой акт.

10. В случае возникновения сомнений относительно необходимости государственной регистрации конкретного акта, такой акт также подлежит направлению на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации акта принимает Министерство юстиции Российской Федерации после проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

11. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок).

12. Государственной регистрации подлежат в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

IV. Нормативные правовые акты, не подлежащие государственной регистрации

13. Не подлежат государственной регистрации:

13.1. Акты внутриведомственного характера:

1) индивидуальные правовые акты, в том числе:

персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания);

действие которых исчерпывается однократным применением;

срок действия которых истек;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

3) акты, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.

13.2. Документы по стандартизации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также формы федерального статистического наблюдения либо иные акты, регулирующие отношения, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации.

13.3. Акты рекомендательного характера.

13.4. Акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях федеральных органов исполнительной власти.

13.5. Иные акты в случаях, предусмотренных федеральными законами.

V. Подготовка нормативных правовых актов

14. В планы подготовки нормативных правовых актов, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 Правил, в качестве исполнителей включаются органы, являющиеся разработчиками нормативных правовых актов. Следует учитывать, что Министерство юстиции Российской Федерации не является исполнителем по актам, разрабатываемым другими федеральными органами исполнительной власти, и не включается в указанные планы, если планируемые к изданию акты не затрагивают компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации.

15. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. Изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт должен быть подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) федеральных органов исполнительной власти, издавших акт.

16. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются или признаются утратившими силу (не подлежащими применению) также совместно или по согласованию с этими органами.

В случае изменения подведомственности федерального органа исполнительной власти нормативные правовые акты, изданные им и затрагивающие исключительно его сферу деятельности, могут изменяться или признаваться утратившими силу (не подлежащими применению). без согласования с тем федеральным органом исполнительной власти, которому он ранее был подведомствен.

17. Порядок согласования проектов нормативных правовых актов установлен в пункте 3 Правил и не предусматривает возможность согласования нормативных правовых актов письмами. Министерство юстиции Российской Федерации возвращает без государственной регистрации нормативный правовой акт при несоблюдении порядка согласования проекта акта, то есть при отсутствии виз руководителя согласующего органа или его заместителя в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта.

18. В случае если федеральный орган исполнительной власти не направил завизированный проект нормативного правового акта либо замечания к нему органу, подготовившему такой проект, в течение срока, установленного пунктом 3 Правил, проект нормативного правового акта считается согласованным.

Федеральный орган исполнительной власти, издавший акт, при направлении акта на государственную регистрацию представляет документы, подтверждающие направление акта на согласование.

19. В случае если в соответствии с Правилами проект нормативного правового акта подлежит направлению в федеральный орган исполнительной власти на заключение, 9 то при возникновении сомнений относительно соответствия изданного нормативного правового акта критериям, предусмотренным Правилами, и при отсутствии заключения Министерство юстиции Российской Федерации возвращает нормативный правовой акт без государственной регистрации.

При этом согласование нормативного правового акта соответствующим органом в порядке, установленном абзацем третьим пункта 3 Правил, не заменяет собой заключение.

20. Вступление в силу нормативного правового акта может быть обусловлено вступлением в силу положений федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти. В нормативном правовом акте может быть предусмотрено, что он вступает в силу со дня признания утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта.

VI. Оформление названия и преамбулы нормативных правовых актов

21. Название нормативного правового акта должно соответствовать его содержанию, отражать суть акта, 10 в краткой форме раскрывать тему правового регулирования, одновременно название нормативного правового акта не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения, выражающие суть самого акта, без цитирования в полном объеме положения акта законодательства Российской Федерации, предусматривающего издание нормативного правового акта.

22. В названии нормативного правового акта о внесении изменений в другой нормативный правовой акт должны быть указаны номер и дата акта, в который вносятся изменения, 11 и может быть указано название этого акта.

В названии нормативного правового акта о признании утратившим силу (не подлежащим применению) другого нормативного правового акта должны быть указаны номер и дата такого акта и может быть указано его название.

23. В случае если утверждается новый нормативный правовой акт и одновременно признается утратившим силу (не подлежащим применению) один или несколько действующих нормативных правовых актов, то в названии акта не требуется указывать на признание утратившим силу (не подлежащим применению) действующего нормативного правового акта (действующих нормативных правовых актов).

24. В преамбуле нормативного правового акта следует указывать основание его издания (конкретную структурную единицу акта законодательства Российской Федерации, в соответствии с которой издан акт). В частности, преамбула акта об утверждении административного регламента осуществления государственного контроля (надзора) или административного регламента предоставления государственной услуги должна содержать указание на акт законодательства Российской Федерации, которым устанавливаются соответствующие функции и полномочия органа, реализуемого им в рамках осуществления государственного контроля (надзора) или предоставления государственной услуги.

25. В преамбуле при необходимости кратко указываются цели и мотивы издания нормативного правового акта. 12 Дополнительное обоснование издания акта может быть изложено в справке.

26. В преамбулу не включаются предписания нормативно-правового характера, а также сокращения.

27. В случае изменения оснований издания нормативного правового акта внесение изменений в преамбулу не допускается, данный акт признается утратившим силу (не подлежащим применению), а федеральный орган исполнительной власти разрабатывает и издает новый нормативный правовой акт.

VII. Оформление ссылок и сносок в нормативных правовых актах

28. В нормативном правовом акте не допускается включение определения понятий, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 13

29. В случае воспроизведения в нормативных правовых актах отдельных положений актов законодательства Российской Федерации необходимо указывать ссылки на эти акты и на источник их официального опубликования. 14 В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на источник официального опубликования данного акта также является необходимым.

30. В случае воспроизведения отдельных положений международных договоров Российской Федерации в нормативных правовых актах должны быть приведены ссылки на структурные единицы указанных международных договоров Российской Федерации и источники их официального опубликования. В случае ссылки на международные договоры Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание источника официального опубликования также является необходимым.

31. В случае воспроизведения отдельных положений официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, или ссылки на такие международные договоры Российской Федерации, в нормативных правовых актах могут быть приведены ссылки на страницы официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» международных организаций, в рамках которых такие международные договоры приняты, с указанием источника официального опубликования упомянутых международных договоров Российской Федерации.

32. В случае воспроизведения положений иных международных договоров Российской Федерации, в отношении которых предусмотрены процедуры ратификации, утверждения, принятия и присоединения, приводятся ссылки на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми указанные международные договоры Российской Федерации вступили в силу для Российской Федерации, а также дата вступления в силу и источник официального опубликования указанных нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации.

33. В случае воспроизведения положений решений международных организаций, являющихся обязательными для Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в нормативном правовом акте приводятся ссылки на структурные единицы и реквизиты указанных решений международных организаций и международные договоры Российской Федерации, в соответствии с которыми такие решения международных организаций являются обязательными для Российской Федерации, а также дата вступления в силу и источник официального опубликования указанных решений международных организаций и международных договоров Российской Федерации.

34. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации, либо ссылки на них необходимо указывать их название, наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации. В случае если в данный акт вносились изменения, то необходимо также указывать дату издания, номер, дату государственной регистрации и регистрационный номер внесенных изменений.

35. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, либо ссылки на них необходимо указывать их название, наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

36. В случае наличия неоднократных ссылок на один и тот же нормативный правовой акт (международный договор Российской Федерации) в тексте нормативного правового акта достаточно сделать одну ссылку на источник официального опубликования данного акта (международного договора Российской Федерации) при его первом упоминании.

37. В случае если в нормативном правовом акте содержится ссылка на нормативный правовой акт, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), такая ссылка не должна раскрывать название и содержание данного акта или его отдельных положений и может включать только указание на наименование федерального органа исполнительной власти (органов), издавшего (принявшего) акт, наименование вида акта, дату подписания (утверждения) акта и его номер, а также регистрационный номер, присвоенный ему Министерством юстиции Российской Федерации при государственной регистрации, и дату государственной регистрации.

38. В случае если в нормативном правовом акте содержится ссылка на акт федерального органа исполнительной власти (органов), содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, такая ссылка не должна раскрывать название и содержание данного акта или его отдельных положений и может включать только указание на наименование федерального органа исполнительной власти (органов), издавшего (принявшего) акт, наименование вида акта, дату подписания (утверждения) акта и его номер, а также дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.

39. Ссылка в поступившем на государственную регистрацию нормативном правовом акте на акт федерального органа исполнительной власти, не прошедший государственную регистрацию, не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

40. Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» 15 нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. В соответствии с частью 22 статьи 25 Федерального закона № 162-ФЗ официальное опубликование утвержденного национального стандарта организует федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации в течение тридцати дней со дня принятия решения об утверждении национального стандарта.

41. В случае включения в нормативный правовой акт ссылки на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники необходимо руководствоваться положением части 2 статьи 27 Федерального закона № 162-ФЗ, согласно которому применение ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники в нормативных правовых актах допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», иные заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

42. В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона № 162-ФЗ ссылки на национальные стандарты в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения национальных стандартов с указанием даты утверждения и даты регистрации, пунктов, разделов национальных стандартов. Ссылки на информационно-технические справочники в нормативных правовых актах применяются путем приведения в них наименования и обозначения информационно-технического справочника с указанием даты его утверждения. Указание в нормативном правовом акте на источник официального опубликования национального стандарта и (или) информационно-технического справочника также является обязательным.

43. Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона № 162-ФЗ тексты национальных стандартов и информационно-технических справочников, на которые даны ссылки, прилагаются к соответствующим проектам нормативных правовых актов при прохождении ими установленных процедур разработки и утверждения.

Копии текстов указанных национальных стандартов и информационнотехнических справочников оформляются в соответствии с порядком первого размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста документа национальной системы стандартизации, общероссийского классификатора в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, издания и распространения документов национальной системы стандартизации и общероссийских классификаторов, утвержденным в соответствии с пунктом 10 статьи 8 Федерального закона № 162-ФЗ, и представляются на бумажном носителе федеральными органами исполнительной власти одновременно с направлением нормативного правового акта на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. В связи с этим включение в текст нормативного правового акта ссылок на национальные стандарты и (или) информационно-технические справочники должно быть обусловлено предметом правового регулирования акта и являться вспомогательным инструментом для раскрытия предмета правового регулирования акта.

44. Сноски и примечания в нормативном правовом акте не должны содержать предписаний нормативно-правового характера.

VIII. Оформление приложений к нормативным правовым актам

45. Приложения к нормативному правовому акту являются его неотъемлемой частью. В случае если нормативный правовой акт имеет приложения, то в его тексте должны содержаться ссылки на эти приложения.

46. Если приложением к нормативному правовому акту является утверждаемый документ, то в верхнем правом углу проставляется гриф утверждения документа.

47. При наличии нескольких приложений к нормативному правовому акту на каждом приложении должны быть указаны номер приложения и реквизиты документа, которым оно утверждено.

IX. Оформление справки к нормативным правовым актам

49. К нормативному правовому акту прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти, представляющего нормативный правовой акт на государственную регистрацию.

50. В случае если справка подписана лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

51. Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителями нескольких федеральных органов исполнительной власти, визируется руководителями юридических служб этих федеральных органов исполнительной власти.

52. В сопроводительном письме либо в справке необходимо указывать телефон и фамилию специалиста и руководителя структурного подразделения федерального органа исполнительной власти, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Министерстве юстиции Российской Федерации.

53. В справке отражается обоснование целей и мотивов издания нормативного правового акта, а также сведения по каждому из требований, предусмотренных пунктом 12 Правил. В случае издания нормативного правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование взамен действующего правового регулирования, рекомендуется отражать в справке основные отличия нового правового регулирования от действующего.

54. В случае внесения изменений в зарегистрированный нормативный правовой акт к справке прилагается сравнительная таблица положений нормативного правового акта в действующей редакции, в редакции предполагаемых изменений в данные положения, в которой также указывается обоснование предлагаемых изменений. При этом текст новых или изменяемых положений следует выделять среди положений, которые остаются без изменений.

55. В случае если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен возвращенного без государственной регистрации акта либо акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.

56. При направлении на государственную регистрацию нормативных правовых актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в справке необходимо указывать на основание отнесения сведений, содержащихся в акте, к сведениям конфиденциального характера или составляющим государственную тайну.

X. Внесение изменений в нормативные правовые акты и признание их утратившими силу (не подлежащими применению)

57. Признание нормативным правовым актом утратившим силу (не подлежащим применению) акта, не прошедшего государственную регистрацию или признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, не допускается.

59. Акты, имеющие различный предмет правового регулирования, должны признаваться утратившими силу (не подлежащими применению) отдельными нормативными правовыми актами.

60. Нормативный правовой акт о внесении изменений в зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации нормативный правовой акт либо его отдельную структурную единицу может быть признан утратившим силу (не подлежащим применению) только вместе с актом (его отдельной структурной единицей), в который (которую) вносились изменения.

61. При признании полностью утратившим силу (не подлежащим применению) нормативного правового акта не требуется признавать утратившими силу (не подлежащими применению) акты, которыми отдельные положения нормативного правового акта признавались утратившими силу (не подлежащими применению), за исключением актов, в которых, помимо положений о признании утратившими силу (не подлежащими применению), содержались также положения о внесении изменений в этот нормативный правовой акт.

62. При необходимости внесения изменений в несколько нормативных правовых актов, имеющих различный предмет правового регулирования, изменения в каждый акт оформляются отдельным нормативным правовым актом.

В случае если иное не предусмотрено федеральным законом, изменения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случаев, когда акт был издан в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил. При необходимости внесения изменений или признания утратившим силу (не подлежащим применению) акта, изданного в виде, не предусмотренном пунктом 2 Правил, такой акт должен быть признан утратившим силу (не подлежащим применению) приказом или постановлением.

63. Положения об изменении или признании утратившими силу (не подлежащими применению) ранее изданных актов или их частей в том числе могут быть оформлены как приложения к акту.

64. При необходимости из текста нормативного правового акта могут исключаться отдельные слова, словосочетания, сноски, знаки препинания с указанием структурных единиц акта, при этом строки и графы таблиц не исключаются, а признаются утратившими силу.

65. Внесение изменений в обобщенной форме в нормативный правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается.

66. Нормативный правовой акт, содержащий служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования»), признается утратившим силу (не подлежащим применению) нормативным правовым актом, содержащим пометку «Для служебного пользования».

67. Нормативный правовой акт, не содержащий служебную информацию ограниченного распространения (без пометки «Для служебного пользования»), не может признаваться утратившим силу (не подлежащим применению) нормативным правовым актом, содержащим пометку «Для служебного пользования».

68. Положения, предусмотренные пунктами 66 и 67 настоящих Разъяснений, применяются в аналогичных ситуациях по отношению к нормативным правовым актам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

XI. Государственная регистрация нормативных правовых актов

69. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют:

1) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства);

2) иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. 18

70. Федеральные органы исполнительной власти направляют на государственную регистрацию подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты.

71. В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя федерального органа исполнительной власти, к документам, представляемым на государственную регистрацию, прилагается копия документа, подтверждающего полномочия данного лица на подписание (утверждение) нормативного правового акта.

72. В случае если нормативный правовой акт завизирован лицом, исполняющим обязанности руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту.

73. Изданный совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти нормативный правовой акт, в том числе в случае внесения в него изменений, представляется на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации органом, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.

75. На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляется виза руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти или лица, исполняющего его обязанности.

76. Копия нормативного правового акта должна быть заверена органом, издавшим акт, а также должна быть четкой для прочтения, текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.

77. Каждый лист копии нормативного правового акта должен содержать на оборотной стороне копию визы руководителя юридической службы федерального органа исполнительной власти (лица, исполняющего его обязанности).

78. В нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта должны содержаться визы, подтверждающие согласование нормативного правового акта с другими федеральными органами исполнительной власти, в случае если такое согласование является необходимым в соответствии с Правилами.

В нижней части оборотной стороны последнего листа копии нормативного правового акта должны содержаться копии виз, подтверждающих согласование нормативного правового акта с другими федеральными органами исполнительной власти, в случае если такое согласование является необходимым в соответствии с Правилами.

79. В случае признания федеральным органом исполнительной власти утратившим силу (не подлежащим применению) нормативного правового акта, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации, нормативный правовой акт о признании утратившим силу (не подлежащим применению) должен быть представлен на государственную регистрацию в порядке, установленном Правилами.

80. В случае признания утратившим силу (не подлежащим применению) акта, признанного Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, в Министерство юстиции Российской Федерации направляется копия документа о признании такого акта утратившим силу (не подлежащим применению).

81. В случае если при осуществлении государственной регистрации изменяются положения законодательства Российской Федерации, на основании которых издан нормативный правовой акт, 19 Министерство юстиции Российской Федерации возвращает акт без государственной регистрации.

82. В случае если при осуществлении государственной регистрации компетенция перешла от одного органа к другому, Министерство юстиции Российской Федерации отказывает в государственной регистрации нормативного правового акта.

83. Текст нормативного правового акта должен соответствовать правилам русского языка. Министерство юстиции Российской Федерации возвращает без государственной регистрации нормативный правовой акт, в тексте которого имеются грамматические, орфографические, пунктуационные, речевые ошибки. В случае возвращения без государственной регистрации нормативного правового акта в связи с его несоответствием правилам русского языка Министерством юстиции Российской Федерации приводятся отдельные примеры нарушения указанных правил.

84. Государственная регистрация нормативных правовых актов производится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 20 рабочих дней. Указанный срок исчисляется со следующего рабочего дня после поступления нормативного правового акта на бумажном носителе в Министерство юстиции Российской Федерации и присвоения ему входящего номера.

85. Подлинники нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, после проставления на них штампа об отказе в государственной регистрации возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации издавшему их федеральному органу исполнительной власти с письменным указанием причин отказа.

86. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации руководитель федерального органа исполнительной власти или лицо, исполняющее его обязанности, издает документ об отмене нормативного правового акта, в государственной регистрации которого отказано, и направляет его копию в Министерство юстиции Российской Федерации. Данный документ не должен содержать правовых норм и нуждаться в государственной регистрации.

87. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации.

88. В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации его копия остается в Министерстве юстиции Российской Федерации.

89. В случае возвращения нормативного правового акта без государственной регистрации в третий раз в письме о возврате указывается на необходимость его отмены и издания нового нормативного правового акта взамен отмененного.

90. В случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения правовой и антикоррупционной экспертиз признается Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти, представившему его на государственную регистрацию, с указанием (в письменной форме) оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом копия акта остается в Министерстве юстиции Российской Федерации. В случае если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Министерство юстиции Российской Федерации для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

91. При принятии решения о государственной регистрации нормативный правовой акт заносится в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с присвоением ему регистрационного номера.

92. Подлинник нормативного правового акта выдается после присвоения ему регистрационного номера, занесения в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и проставления соответствующего штампа. Подлинник выдается под подпись сотруднику (работнику) федерального органа исполнительной власти при предъявлении удостоверения или иного документа, подтверждающего факт работы в данном органе.

93. В случае если в течение суток после государственной регистрации акт не будет получен, он направляется Министерством юстиции Российской Федерации по почте в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 33, ст. 3895.

2 Российская газета, 2019, № 6, 15 января.

3 Например, полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в той или иной сфере деятельности.

4 Например, порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц.

5 Например, нормативные правовые акты об утверждении санитарных правил, федеральных государственных образовательных стандартов, стандартов медицинской помощи, профессиональных стандартов.

6 Например, Банк России издает нормативные правовые акты в виде указаний, положений и инструкций на основании статьи 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2018, № 11, ст. 1588)..

7 Например, методические рекомендации.

8 Например, о территориальных органах.

9 Например, в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

10 Например, название «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от ______ № ___» не отражает сути акта.

11 Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 № 1 «О внесении изменений в приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 № 3».

12 Например: «В целях приведения нормативной правовой базы в соответствие с законодательством Российской Федерации. »..

13 Например, пункт 1 части 3 статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344), пункт 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 № 244 «О совершенствовании требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 11, ст. 1562; 2018, № 34, ст. 5483)..

14 Например, «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

16 Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2019 № 2 «О признании утратившими силу некоторых приказов федерального органа исполнительной власти по вопросам порядка формирования идентификационного кода закупки».

17 Например, приказ федерального органа исполнительной власти от 09.01.2020 № 3 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти по вопросам противодействия коррупции».

18 Например, Центральный банк Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственная корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос».

19 Например, изменилось правовое регулирование отношений.

Обзор документа

Правительство вносило ряд поправок в правила подготовки и госрегистрации нормативных правовых актов ФОИВ. В связи с этим Минюст разработал новые разъяснения по порядку применения указанных правил. Прежние разъяснения от 2007 г. утратили силу.

Приказ вступает в силу по истечении 30 дней с даты опубликования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *