какой процент выплаты автору по авторскому праву

Как облагаются выплаты авторам: справочник для бухгалтера

какой процент выплаты автору по авторскому праву

Авторам произведений литературы и искусства выплачивается вознаграждение. Как его облагать НДФЛ и взносам в разных ситуациях, рассказала ФНС в письме № ГД-4-11/4898@ от 15.03.2018.

Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям

По вопросу обложения страховыми взносами:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности организации.

Пунктом 1 статьи 420 НК определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, по договорам о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, не являются объектом обложения страховыми взносами для организаций.

По вопросу обложения НДФЛ

Организация или ИП, выплачивающие физическим лицам вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений искусства, признаются на основании статьи 226 НК налоговыми агентами в отношении таких выплат физлицам и обязаны с таких выплат исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.

В случае если театр выплачивает авторское вознаграждение индивидуальному предпринимателю, у театра не возникает обязанности удерживать с этих доходов НДФЛ, так как с полученного вознаграждения ИП самостоятельно исчисляет и уплачивает налог в бюджет в соответствии с положениями статьи 227 НК.

Вычет фактически произведенных и документально подтвержденных расходов

По вопросу обложения страховыми взносами:

Положениями статьи 421 НК установлено, что сумма выплат и иных вознаграждений, учитываемых при исчислении базы для исчисления страховых взносов, в части, касающейся лицензионного договора о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, определяется как сумма доходов, полученных по лицензионному договору о предоставлении права использования произведений литературы и искусства, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов.

Если расходы не могут быть подтверждены документально, то на создание произведений литературы и искусства они принимаются к вычету в размере 20% от суммы начисленного дохода.

При этом нормы главы 34 НК не содержат условий о необходимости представления автором заявления на вычет.

По вопросу обложения НДФЛ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 221 НК налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в установленных нормативах затрат (в процентах к сумме начисленного дохода), указанных в статье 221 НК.

При этом физлица вправе получить профессиональные налоговые вычеты, подав письменное заявление налоговому агенту, выплачивающему вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений искусства.

Из положений статьи 221 НК следует, что во всех указанных случаях профессиональный налоговый вычет предоставляется физлицам, создавшим соответствующее произведение, а также авторам научных трудов, разработок, открытий и изобретений в отношении их затрат, связанных с созданием вышеуказанных объектов интеллектуальной собственности.

Физлица, к которым исключительное право на произведение перешло по наследству в соответствии со статьей 1283 ГК, не являются лицами, создавшими данное произведение, и, соответственно, не несли каких-либо расходов по его созданию.

Таким физлицам, равно как и иным правообладателям, приобретшим исключительное право на произведение по договору на отчуждение исключительного права или по лицензионному договору, профессиональный налоговый вычет, предусмотренный пунктом 3 статьи 221 НК, не предоставляется.

Вознаграждения за создание служебных произведений

По вопросу обложения страховыми взносами:

Исходя из положений статьи 1295 ГК служебным произведением является произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах установленных для него трудовых обязанностей.

При этом работник как автор служебного произведения имеет право на получение вознаграждения, выплата которого должна быть закреплена в договоре между ним и работодателем.

Учитывая изложенное, если в трудовом договоре с работником определено, что в его трудовую функцию входит создание служебных произведений, то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику, являющемуся автором, по договору о выплате вознаграждения, признаются объектом обложения страховыми взносами как вознаграждения, выплачиваемые в рамках трудовых отношений.

Если же создание служебных произведений не закладывается в трудовые функции работника, то вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения, не подлежат обложению страховыми взносами.

По вопросу обложения НДФЛ:

Согласно пункту 1 статьи 210 НК при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые организацией работнику (автору) по договору о выплате вознаграждения

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Источник

Авторское вознаграждение

Автор: Л. Ларцева

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение?

Авторское вознаграждение представляет собой некий гонорар (денежную сумму), выплачиваемый автору литературного, музыкального, научного произведения, изобретения, а также его наследникам за публикацию и использование его произведений. В каких случаях возникает право на авторское вознаграждение? В каком порядке названное вознаграждение выплачивается? Облагается ли авторское вознаграждение НДФЛ и страховыми взносами? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Возникновение права на авторское вознаграждение

В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения науки, литературы и искусства. Автор вправе использовать произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Использование произведения иными лицами может быть осуществлено только с согласия автора и с выплатой автору вознаграждения, если иное не установлено законодательством.

Использованием авторского произведения, независимо от того, совершаются соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считаются, в частности (п. 2 ст. 1270 ГК РФ):

Установление размера авторского вознаграждения

Размер авторского вознаграждения, а также порядок его выплаты устанавливаются в договорах, заключаемых между автором произведения (иным правообладателем) и лицом, которому передаются права на использование произведения, созданного автором (далее – авторские договоры). В качестве названных договоров могут выступать:

Название авторского договора

Содержание авторского договора

Договор об отчуждении исключительного права на произведение

По такому договору автор передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения

В рамках такого договора автор (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Выплата лицензиару авторского вознаграждения может быть предусмотрена в таком договоре в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме

Одной из сторон такого договора выступает издатель. Отличительной особенностью названного договора является обязанность издателя начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. В противном случае автор вправе расторгнуть договор, потребовав при этом выплату ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере

Договор авторского заказа

На основании такого договора автор создает произведение по заказу другой стороны (заказчика). Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения могут определяться также трудовым договором в случае использования работодателем служебного произведения (ст. 1295 ГК РФ).

Напомним, что служебным произведением признается произведение, созданное в пределах трудовых обязанностей, установленных для работника.

Особенностью произведения, созданного по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, является то, что исключительные права на него переходят к работодателю.

Согласно п. 6 ст. 1246 ГК РФ Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения. Указанные ставки могут устанавливаться Правительством РФ и в случае, если использование произведений осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

На сегодняшний день установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:

1) Постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (далее – Постановление № 218);

2) Постановлением Правительства РФ от 29.05.1998 № 524 минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 года, за использование этих произведений путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения (тиражирования) на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа. Ставки установлены в процентах от дохода, полученного за каждый вид использования кинематографического произведения.

Уплата авторских вознаграждений через РАО

Управление правами на коллективной основе – это система, позволяющая авторам получать причитающееся за использование их произведений вознаграждение, а пользователям, не заключая договоры с каждым автором индивидуально, не быть правонарушителями и выплачивать вознаграждение правообладателям за использование произведений. Такой способ управления авторскими (смежными) правами является наиболее удобным и для правообладателей, и для пользователей авторских прав.

В настоящее время на территории Российской Федерации интересы российских и иностранных авторов и иных правообладателей представляют Российское авторское общество (РАО). Репертуар РАО составляет 100% иностранных произведений, используемых (способом публичного исполнения) в России, и практически 100% отечественных, за исключением произведений, изъятых из управления РАО. Перечень таких произведений размещен и регулярно обновляется на сайте РАО (www.rao.ru).

Иными словами, РАО представляет интересы авторов произведений и выступает (в том числе осуществляет сбор авторских вознаграждений) от их имени.

С целью правомерного использования авторских прав их пользователи заключают с РАО договоры о предоставлении прав на использование произведений способами, предусмотренными действующим законодательством об авторском праве. Такие пользователи, как дома культуры, концертные залы, организаторы концертно-зрелищных мероприятий, заключают с РАО лицензионные договоры и уплачивают по ним авторское вознаграждение.

Ставки авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями, ежегодно утверждаются постановлением Авторского совета РАО. При установлении таких ставок учитываются минимальные ставки, установленные Постановлением № 218. Ознакомиться с размерами и критериями установления ставок авторского вознаграждения можно на сайте РАО в разделе «Пользователи».

НДФЛ с сумм авторских вознаграждений

В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им и в денежной, и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками не только от источников в Российской Федерации, но и от источников за пределами Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Доходы, полученные от использования авторских или смежных прав, могут относиться как к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ), так и к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 208 НК РФ).

С учетом вышесказанного суммы авторского вознаграждения, полученные налогоплательщиками (авторами или иными правообладателями) за использование созданных ими произведений, являются объектами обложения НДФЛ. К суммам авторского вознаграждения, полученным физическими лицами – налоговыми резидентами РФ, применяется налоговая ставка в размере 13%. Для сумм авторского вознаграждения, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, установлена налоговая ставка в размере 30% (Письмо Минфина РФ от 19.02.2015 № 03-01-11/7819).

При определении облагаемой базы налогоплательщики – налоговые резиденты РФ, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений, имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов (п. 3 ст. 221 НК РФ).

Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах:

(в % к сумме начисленного дохода)

Выплачиваемое за создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

Выплачиваемое за создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

Выплачиваемое за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике

Выплачиваемое за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

Выплачиваемое за создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

Выплачиваемое за создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

Выплачиваемое за исполнение произведений литературы и искусства

Выплачиваемое за создание научных трудов и разработок

Выплачиваемое за открытие, изобретение, полезные модели и создание промышленных образцов (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)

Налогоплательщики, получающие авторское вознаграждение, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи налоговому агенту письменного заявления.

Расходы авторов произведений, созданных работниками в рамках выполнения трудовых обязанностей, осуществляются за счет работодателя, поскольку в соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В таких случаях авторы произведений расходов, произведенных за свой счет, не несут и, соответственно, оснований для предоставления профессиональных налоговых вычетов не имеется.

Стоит отметить, что физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ (пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 228 НК РФ).

Страховые взносы с сумм авторского вознаграждения

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ[1] объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам:

Учитывая Разъяснения о применении отдельных норм Федерального закона № 212-ФЗ в части, касающейся обложения страховыми взносами выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц по авторским договорам, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.02.2010 № 112н (далее – Разъяснения № 112н), уплата страховых взносов с указанных вознаграждений осуществляется плательщиками страховых взносов (работодателями) на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование соответствующих категорий застрахованных лиц.

Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС, с авторских вознаграждений не взимаются (пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ).

Кроме того, п. 3 Разъяснений № 112н установлено, что страховыми взносами облагаются только те вознаграждения, которые выплачиваются по договорам, заключенным с автором произведений. Выплаты в пользу правообладателей, не являющихся авторами (например, наследников автора), не являются объектом обложения страховыми взносами.

Особенности включения в базу для обложения страховыми взносами авторских вознаграждений определены п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Согласно данному пункту доход в виде полученного авторского вознаграждения, учитываемый при определении базы для начисления страховых взносов, подлежит уменьшению на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением такого дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам, установленным в п. 7 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ. Стоит отметить, что такие нормативы аналогичны вышеприведенным нормативам профессиональных вычетов, учитываемых при исчислении НДФЛ.

Авторские вознаграждения за использование служебных произведений, созданных в рамках исполнения трудовых обязанностей (то есть в рамках трудовых отношений), подлежат обложению страховыми взносами, уплачиваемыми и в ПФР, и в ФФОМС и в ФСС. При этом расходы, связанные с созданием произведения, в данном случае не уменьшают базу для начисления страховых взносов.

Бухгалтерский учет

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы на выплату авторского вознаграждения по авторским договорам подлежат отражению по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В случае если выплата авторского вознаграждения осуществляется на основании трудового договора, в силу выполнения сотрудником соответствующих функций, вмененных данным договором в его обязанности, расходы на выплату указанных вознаграждений подлежат отражению по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.

Порядок отражения операций по начислению и выплате авторского вознаграждения в бухгалтерском учете рассмотрим на примере.

Для создания театральной постановки театр (автономное учреждение) использовал оригинальную музыку. Музыка используется на основании лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, заключенного с композитором (автором музыки). По условиям такого договора автору выплачивается авторское вознаграждение в фиксированном размере – 50 000 руб. (цифры условные).

Автор (налоговый резидент РФ) подал в театр заявление о предоставлении в отношении него профессионального вычета, но не представил документы, подтверждающие расходы на создание произведения. В целях расчета НДФЛ и страховых взносов (взносов в ФФОМС, в ПФР (на страховую часть)) применяется норматив 40% от суммы начисленного вознаграждения. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход. Расходы на выплату авторского вознаграждения включены в себестоимость оказываемых платных услуг.

В бухгалтерском учете данные операции отразятся на основании Инструкции № 183н[2] следующим образом:

Источник

Права авторов

В первой половине 2020 года в России за нарушение авторских прав осудили 76 человек. Но права автора можно защитить и без уголовных разбирательств.

Автор — это любой человек, который что-то создал. Например, написал книгу, мелодию, программу, картину, снял фильм, сделал фотографию. Закон защищает права на любые произведения науки, литературы и искусства. Главное, чтобы они были созданы творческим трудом.

У каждого автора есть права — личные и имущественные. Если человек создал произведение, он может требовать, чтобы автором считали именно его, а за использование произведения платили деньги. Исключительное право разрешает автору использовать произведение в своих целях, в том числе коммерческих, но запрещает это остальным людям. Исключительное право можно купить по договору или унаследовать.

Все это в целом — авторские права. Чтобы их защитить, нужно знать, какие права есть у авторов и что можно потребовать, если эти права нарушены.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Чтобы всем, кто занимается творческим трудом, было проще разобраться, собрали права авторов в таблицу со ссылками на законы. Добавляйте в закладки, чтобы защищать свои произведения и не нарушать чужие права.

Считаться автором произведения, которое создал сам

Как это работает. Права автора возникают в тот момент, когда человек что-то создал: написал песню, рассказ, стихотворение, программный код, нарисовал картину, сделал фотографию, спроектировал здание. Этого достаточно, чтобы быть автором. Специально регистрировать где-то авторство не нужно. Достаточно просто что-то создать своим творческим трудом.

Автор может требовать, чтобы его указывали в произведении как автора. Нельзя взять чужой контент и опубликовать под своим именем. Публикация без имени, когда автор известен или его можно установить, тоже под запретом. Если автор это обнаружит, он может обратиться в суд и потребовать компенсацию. Даже если не получил никаких убытков.

Право автора быть автором неотчуждаемо: его нельзя продать, подарить или передать по наследству. Оно охраняется и после смерти автора — нельзя издать стихотворение А. С. Пушкина под своим именем, хоть он и умер давным-давно. И подписывать чужие иллюстрации своим псевдонимом тоже нельзя.

Регистрировать авторство не нужно, но его можно зафиксировать. Это поможет доказать, кто действительно создал произведение. Если оно опубликовано, проблем быть не должно: имя автора и дата публикации подтверждают приоритет автора.

Есть и другие варианты фиксации:

Как победить выгорание

Считаться автором произведения, которое создал на работе

Как это работает. Иногда люди создают произведения, потому что это их работа. Например, журналисты пишут статьи, программисты — код, архитекторы разрабатывают проекты зданий. Они делают это в рамках своего трудового договора. Такие произведения называют служебными. Право признаваться автором служебного произведения принадлежит тому, кто его создал, а не компании, в которой этот человек работает.

Компании обычно принадлежат имущественные права на это произведение. То есть она может его использовать и получать прибыль, продавать, разрешать использовать другим. В договоре может быть написано, что эти права тоже принадлежат автору — полностью или частично. А еще в договоре прописывают, какое вознаграждение получит автор за то, что его произведение используют.

Есть интересное правило, о котором не все знают: имущественные права на служебное произведение могут вернуться к автору. Это происходит через три года после передачи произведения работодателю, если тот:

Если создаете служебные произведения по работе, внимательно читайте договор. И помните, что право авторства компания забрать себе не может. Ей переходит только право использовать произведение. А автором компания быть не может, это всегда человек.

Работодатель и автор могут договориться, как будет реализовано право авторства при использовании служебных произведений. Например, автора могут внести в список разработчиков приложения или игры, указать на сайте в качестве автора статей. Есть и другой вариант — когда имя автора не будет указано. Так можно, если это устраивает и работодателя, и работника. Но автор все равно останется автором, и работодатель не сможет подписать его произведения какой-то другой фамилией по своему выбору.

Публиковать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно

Как это работает. Автор имеет право выбрать, как указывать свое имя в произведении. Он может указать свое настоящее имя, выбрать псевдоним или остаться анонимом.

Если автор выбирает псевдоним или публикует произведение анонимно, его интересы обычно представляет издатель. Даже в этом случае права у автора все равно есть. Нельзя брать текст, иллюстрации, музыку и свободно использовать, если автор отказался указывать настоящее имя. У любого текста есть автор или правообладатель, даже если что-то опубликовано анонимно.

При выборе псевдонима не стоит указывать имя, которое уже использует какой-то другой человек в этой же сфере деятельности. Это нарушит его право авторства. Люди могут вас перепутать.

Например, один писатель обнаружил, что кто-то публикует книги под его именем. И это портит его репутацию. Через суд он смог заставить второго автора выбрать другой псевдоним, а все, что было опубликовано раньше, убрать из магазинов.

Обнародовать произведение

Как это работает. Публиковать или не публиковать произведение — решает автор. Это его право на обнародование произведения. Нельзя опубликовать или выставить чье-то произведение без согласия автора, даже если это что-то гениальное.

Если автор уже умер, обнародовать его произведение могут наследники или другие лица, которым перешли имущественные права. Но они должны учитывать волю автора. Если автор посчитал, что книга не удалась, после смерти без разрешения обнародовать ее никто не вправе. Даже если поклонники ждут десятый том популярной серии, а издательство обещает за него баснословные гонорары. Запрет может быть выражен в завещании, дневнике, письмах или как-то иначе, но обязательно в письменной форме. Если явного запрета нет, публиковать можно. Например, если автор умер внезапно и не оставил никаких распоряжений.

Когда автор передает право на использование произведения другому лицу, считается, что он согласен его обнародовать. Но он может передумать и отказаться — тогда произведение не обнародуют. Правда, автору придется компенсировать убытки человеку или организации, с которыми он заключил договор.

Запрещать вносить изменения в произведение

Как это работает. Одно из личных прав автора на произведение — право на его неприкосновенность. Произведение должно публиковаться таким, как его задумал автор. Нельзя издать книгу, удалив из нее часть глав. Или взять стихотворение в сборник и поменять там слова для благозвучности. Автор может запретить изменять свое произведение, это его право.

Вносить изменения в произведение можно лишь тогда, когда автор дал на это свое согласие. Например, это может быть условием договора. Допустим, автор пишет статьи для новостного портала. Со статьей работает редактор, фактчекер, корректор. В результате текст изменяется, но автор не возражает: он знает, что это хорошо для читателей. Если автор с чем-то принципиально не согласен, он может отозвать текст. Денег он не получит, но защитит свое право обнародовать произведение и сохранять его неизменным. Ключевой принцип здесь — согласие между автором и порталом. Автор дает его, когда подписывает договор.

Рерайт текста или перерисовку картин нельзя считать внесением изменений в произведение, если их потом публикуют под другим именем. Но это вариант использования оригинального произведения, поэтому нужно получать согласие автора и указывать его имя как автора оригинала.

Если кто-то использует произведение и вносит в него изменения без спроса, автор может потребовать возместить ему ущерб или выплатить компенсацию. Например, если с фотографии удаляют водяные знаки и имя автора. Так делать нельзя.

Вообще-то блогер просил миллион за все, но фотографии использовались для новостных целей, а это подходит под правила о свободном цитировании. Но изменять фотографии без разрешения и удалять с них водяные знаки все равно нельзя. Даже ради общего блага.

Соглашаться на перевод или размещение в сборнике

Как это работает. Перевод оригинального произведения — это самостоятельное, новое произведение. У переводчика возникают на него собственные авторские права. Но нельзя просто так перевести чей-то текст или песню и начать на этом зарабатывать. Это нарушит права автора оригинального произведения. Тем более нельзя публиковать перевод, не указывая автора оригинала.

Перевод — это вариант использования произведения, поэтому автор должен давать на него согласие. Если автор передал права на произведение другому лицу, например работодателю или издателю, согласие будет давать правообладатель. Такие же правила действуют для любой другой обработки и переработки оригинального произведения: его экранизации, аранжировки, инсценировки. На все нужно получать согласие автора или правообладателя.

Автор может разрешить включить его произведение в сборник — или не разрешать. Это касается, например, иллюстраций, текстов книг, стихотворений, песен. С одной стороны, сборник — это самостоятельное произведение. С другой — все, что входит в сборник, продолжает охраняться авторским правом. У авторов произведений, включенных в сборник, остается право использовать их и дальше, независимо от сборника. Но это может быть изменено условиями договора — читайте внимательно.

У составителя появляется право на новый объект авторских прав — сборник произведений. Его авторский труд — это подбор и систематизация материалов. Аналогичные правила применяются к интернет-сайтам, антологиям, энциклопедиям, атласам и базам данных. Закон охраняет и иллюстрации, и тексты на сайте, и сам сайт целиком.

Передавать права на использование

Как это работает. Автор может использовать свое произведение любым способом, а также разрешать или запрещать другим людям его использовать. В законе это называется исключительным правом на произведение. Исключительное право означает, что использовать произведение может только тот субъект, которому это право принадлежит. Это сам автор или тот, кому он такое право передал. Исключительное право на произведение — имущественное. Оно передается по договору и наследуется.

Автор может передать исключительное право кому-то целиком, например издателю при публикации книги. Но есть и другие варианты: разрешать использование произведения по лицензии с учетом ограничений. Например, автор книги может разрешить только изготовление и продажу печатных экземпляров с его произведением, а права на распространение текста в электронном виде оставить себе.

На практике есть три вида лицензий:

Авторы музыкального контента могут заключать договоры об использовании их произведений не напрямую с каждым пользователем, а с обществами по коллективному управлению правами. А дальше пользователи заключают договоры с этими организациями. В России действуют три организации:

Если в баре играет музыка или в городе проходит концерт, владелец бара и организатор концерта должны заключить договоры с ВОИС и РАО. Эти организации потом рассчитаются с авторами, которые передали им свои права. Авторам достаточно заключить всего один договор.

У РСП другая специфика: он собирает деньги за все технические средства, которые можно использовать для копирования и воспроизведения музыки и кино. Это диски, флешки, смартфоны, ноутбуки, телевизоры. Авторы, заключившие договор с РСП, получат свою долю от этих сборов.

Авторы могут отказаться от передачи своих прав организациям по управлению коллективными правами. Тогда пользователям нужно будет договариваться с ними лично, чтобы включить в баре музыку или организовать концерт. А авторам нужно будет самим следить, как соблюдаются их права. Авторы сами выбирают, какая схема для них удобнее.

Есть исключения, когда использовать произведение можно без согласия автора или правообладателя. Например, разрешено цитировать в небольшом объеме или использовать в просветительских целях. Когда на уроках показывают картины известных художников, это не нарушает ничьих прав. При публикации обзорной статьи о видах архитектурных стилей с фотографиями — тоже.

При свободном использовании обязательно должно упоминаться имя автора, а в произведении не должно быть никаких искажений. В спорных случаях лучше консультироваться с юристами, потому что грань между правомерным цитированием и незаконным использованием довольно тонкая.

Использовать знак охраны авторского права

Как это работает. Чтобы подтвердить свое право на произведение, автор может поставить знак охраны авторского права — копирайт. Он выглядит вот так: ©.

Такой знак можно найти в выходных данных книги или в нижней части сайта. Обычно копирайт ставят рядом с годом публикации и именем автора или правообладателя. Вариант копирайта: © Богатырева Н. В., 2021. Если права принадлежат компании, вместо имени автора будет указано название организации.

Копирайт ставить необязательно, это дополнительное право автора, которое поможет ему сообщить о своих правах на текст, сайт, изображение или какой-то другой материал. Если возникнут споры об авторстве, знак охраны авторского права поможет защитить свое право.

Рядом с копирайтом можно указать правила использования произведения — дать ссылку на условия лицензии. Можно воспользоваться типовой формой Creative Commons, CC. Она предлагает разные варианты использования, которые обозначаются латинскими буквами. Например, лицензия СС BY-NC разрешает копирование и распространение с упоминанием автора и только в некоммерческих целях.

Работать по договору авторского заказа

Как это работает. Автор может создать произведение, а потом искать способы, как на этом заработать. Но есть и другой вариант: сначала найти того, кому произведение интересно, договориться об оплате, а потом уже писать текст, музыку, рисовать иллюстрации и создавать любые другие произведения. Если автор делает это не по месту основной работы на постоянной основе, такие отношения оформляются договором авторского заказа.

Это гражданско-правовой договор, по которому автор обязуется создать произведение, а заказчик — оплатить его работу. В договоре прописывается, в каком объеме передаются права на произведение. Можно передать исключительное право на произведение или право использовать его в определенных целях и пределах. Здесь все зависит от того, как договорятся заказчик и исполнитель. Как и в случае со служебным произведением, право авторства передать нельзя. Автором произведения будет считаться тот, кто его создал, даже если он работал по договору заказа.

Продлить срок сдачи произведения по уважительным причинам

Как это работает. В договоре заказа обязательно указывают его срок. Если срок не указан и непонятно, как его определять, считается, что договор не заключили. Автор вправе ничего по такому договору не сдавать.

Автор может продлить срок для подготовки произведения, если не укладывается в него по уважительным причинам. Дополнительный льготный срок — это одна четверть от основного. То есть если статью нужно было написать за 40 дней, но у автора заболел ребенок, то срок сдачи должны продлить еще на 10 дней.

По общему правилу заказчик не может отказать автору в таком продлении. Право на льготный дополнительный срок даже не нужно прописывать в договоре. Но там можно указать, что именно стороны считают уважительной причиной и как ее подтверждать.

Закон предусмотрел два исключения, когда льготный срок не применяется. В этих случаях заказчик может отказаться от произведения и не платить автору, если тот не сдал работу вовремя. Вот эти исключения:

Возмещать заказчику только реальный ущерб

Как это работает. Автор должен возместить ущерб, если пообещает передать права на произведение, но не передаст. Или если согласится создать произведение по договору, но не сдаст его вовремя. Закон защищает автора от чрезмерно высоких требований — его ответственность ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. То есть с автора можно взыскать убытки, которые второй стороне договора пришлось понести из-за нарушения условий договора. Например, заказчик потратил деньги на рекламу или заключил договор с другим автором по невыгодной для себя ставке из-за высокой срочности задачи.

По договору авторского заказа придется еще вернуть выплаченный аванс и заплатить неустойку, если она прописана в договоре. Но все это в целом ограничивается суммой реального ущерба.

На практике заказчики по договору авторского заказа зачастую удовлетворяются возвратом аванса, так как считать и доказывать реальный ущерб может быть затруднительно, а выплату аванса легко подтвердить.

Нельзя взыскать с автора упущенную выгоду, то есть те доходы, что могли быть получены при своевременной передаче прав на произведение. Заказчик по договору авторского заказа или правоприобретатель по лицензионному договору мог на них рассчитывать и даже заложить в свой бюджет, но получить их с автора невозможно.

Добиваться выплаты гонорара через суд

Как это работает. Если автор вовремя передал права на произведение, но не получил обещанных денег, он вправе требовать их у заказчика или лицензиата. Такие ситуации нередко возникают при работе по договору авторского заказа. Автор сдает работу, а заказчик отказывается ее принимать — или принимает, но не оплачивает. В этом случае получить деньги поможет суд. Взыскать можно не только долг, но и неустойку, если она предусмотрена в договоре.

Автором чего бы то ни было в России может быть только человек. Поэтому обращаться нужно в районный суд — с требованием взыскать задолженность по договору авторского заказа. Внимательно прочитайте договор: в нем может быть указано, что обязателен досудебный претензионный порядок. Тогда сначала нужно будет составить письменную претензию, вручить ее заказчику лично или отправить заказным письмом. В суд можно идти, если заказчик не ответит на претензию или пришлет отказ.

Чтобы не доводить до суда, постарайтесь как можно подробнее прописать важные для вас условия в договоре. И перечитайте его перед тем, как подписывать. Можно указать, когда произведение считается принятым, какой статус у переписки в «Телеграме», когда происходит оплата. Например, написать, что если заказчик ничего не отвечает в течение двух недель, то произведение считается принятым. Или указать, что отказ от произведения должен быть мотивированным и допускается при уникальности текста ниже 50%. Чем более прозрачными и понятными будут условия договора, тем проще будет защитить свои права.

Требовать возмещения ущерба, если внесены порочащие изменения

Например, нельзя при упоминании статьи искажать слова ее автора — будто бы он призывает к государственному перевороту, хотя он ничего подобного не делает. Или публиковать авторскую иллюстрацию, дорисовывая к ней неприличные изображения.

В этом случае автор может через суд потребовать:

Требовать возмещения убытков, если нарушены права на произведение

Как это работает. Если автор сохранил за собой исключительное право на произведение, он может защищать его через суд. Один из способов — потребовать от нарушителя возмещения убытков, которые автор понес из-за незаконного использования своего произведения.

Убытки — это вознаграждение, которое автор мог получить, но не получил из-за нарушения своих прав. Например, если его книгу, фильм, песню, программу или другое произведение продавали без разрешения и не платили вознаграждение.

При оценке убытков можно ориентироваться на цену одного экземпляра и количество контрафакта. Если сложно подсчитать убытки, обращаются к оценщикам. Точные расчеты — их задача. Затраты на оценку можно потом взыскать через суд.

Требовать компенсацию вместо возмещения убытков

Как это работает. Закон позволяет вместо убытков взыскивать компенсацию. В этом случае не нужно доказывать размер убытков. Какой способ защиты права выбрать, решает сам автор.

Компенсацию можно определять по-разному :

Вместе с компенсацией за нарушение исключительного права на произведение можно требовать возмещения морального вреда, если нарушаются личные права автора. Например, его имя не указано или кто-то присвоил авторство себе.

Запретить незаконное распространение произведения

Как это работает. Требование о возмещении убытков или выплате компенсации можно совместить с требованием запретить незаконное использование или распространение объекта авторских прав. Это обеспечит защиту права автора на будущее.

В исковом заявлении можно заявить требования:

Можно заявить эти требования в суде, а можно сначала попробовать договориться с нарушителем. Например, написать ему письмо с предложением убрать из продажи контрафактные товары или пиратский контент. Возможно, нарушитель действует не со зла, а по незнанию — предложите ему убрать ваш контент, выплатить компенсацию или просто указать вас как автора, если это подходит. Лучше отправить заказное письмо, а до этого зафиксировать факт нарушения — на видео или у нотариуса. Это будет страховкой на случай, если дело все-таки дойдет до суда.

Если контент, который нарушает ваши права, размещен на сайте, сайт можно заблокировать — если владелец не идет навстречу и не удаляет пиратский контент. Для этого нужно:

Роспотребнадзор уведомит провайдера о нарушении и обеспечит блокировку сайта, если материалы, которые нарушают авторские права, не будут удалены. Подробные разъяснения — на сайте Роспотребнадзора.

Выбрать владельца прав после смерти автора

Как это работает. Авторские права действуют и после смерти автора — в течение 70 лет. Автор может заранее выбрать, кому перейдут имущественные права после его смерти и кто будет защищать его неимущественные права на авторство и неприкосновенность произведения.

Имущественные права переходят по наследству. Автор может указать в завещании, кому достанутся права на созданные им произведения, когда он умрет. При условии, что он не передал эти права при жизни. Наследником можно выбрать любого человека, необязательно родственника.

После того как пройдет 70 лет со дня смерти автора, произведение станет общественным достоянием. Его можно будет использовать без чьего-либо разрешения, но с обязательным указанием авторства. Например, со дня смерти А. С. Пушкина прошло 70 лет, а со дня смерти К. И. Чуковского — еще нет. То есть, если хотите опубликовать на своем сайте «Айболита», нужно разрешение наследников Чуковского.

Требовать от заказчика уплаты НДФЛ и страховых взносов

Как это работает. Выплаты по договору авторского заказа облагаются НДФЛ, а заказчики платят за авторов страховые взносы. Все как с обычной зарплатой. Если заказчик отказывается платить, говоря, что это не трудовой договор, — он нарушает закон.

НДФЛ уменьшает гонорар на 13%. Его должен удержать и выплатить заказчик, если это ИП или организация. Но если заказчик — обычный гражданин, автор платит налог сам и подает декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом получения гонорара.

Страховые взносы в любом случае платит заказчик. По договору авторского заказа нужно заплатить за автора взносы:

Взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за авторов не платят. В этом отличие от работы по трудовому договору. Договор авторского заказа — гражданско-правовой, декретные и больничные авторам не платят. Поэтому и взносы тоже не предусмотрены.

Взносы на пенсионное страхование помогают набрать к пенсии необходимый страховой стаж и пенсионные баллы. Даже если сейчас вы на нее не рассчитываете, в будущем может пригодиться. Проверить, платит заказчик страховые взносы или нет, можно в ПФР. Выписку о состоянии индивидуального лицевого счета можно заказать на портале ПФР или на госуслугах.

Применять профессиональный вычет для уменьшения НДФЛ

Как это работает. Авторы могут уменьшить НДФЛ и тем самым повысить свой гонорар. Для этого достаточно подать заказчику заявление, что автор хочет применить профессиональный вычет. Вычет позволяет уменьшить сумму, которая облагается налогом. Заявить его вправе любой автор, но размер может быть разным.

Профессиональный вычет предоставляется всем авторам, которые получают вознаграждения:

Если посчитать реальные расходы сложно, можно заявить профессиональный вычет в процентах от суммы гонорара. В зависимости от вида произведения процент будет разным: от 20% при написании текста до 40% при создании скульптур и декораций.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *