Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие форма государственно территориального устройства
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «форма государственного устройства»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм государственного устройства;
— одно предложение, характеризующее одну из разновидностей.
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. смысл понятия, например: форма государственного устройства — административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2. одно предложение с информацией о разновидностях форм государственного устройства, например: по форме устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерации;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о разновидностях форм государственного устройства.)
3. одно предложение, характеризующее одну из разновидностей, например: Федерация — это сложное государственное устройство, в составе которого имеются государственные образования, обладающие значительной политической самостоятельностью.
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие форма государственно территориального устройства
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «форма правления»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм правления;
− одно предложение, раскрывающее особенности парламентской республики.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: форма государственного правления характеризует структуру высших органов власти, порядок их образования и распределения полномочий между ними; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм правления, опирающейся на знание курса, например: критериями выделения форм правления являются способ наделения полномочиями главы государства (по избранию или в порядке наследования), структура высших органов власти государства, срок и распределение их полномочий. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм государственного правления.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности парламентской республики, например: в парламентской республике парламент юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство и избирает президента.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности парламентской республики).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;
ЕГЭ. Обществознание. ПОЛИТИКА. 4.2. Государство. Формы государственно — территориального устройства
Форма государственно-территориального устройства – это способ взаимосвязи территориальных образований государства, который проявляется во взаимоотношениях между государством и его составными частями и закреплён конституцией.
Виды государственно-территориального устройства:
Унитарное государство имеет следующие признаки:
Примеры унитарных государств: Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).
Федерация
Для федерации характерны следующие признаки:
Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.
По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия.
По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индии построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.
Конфедерация
Конфедерация – это союз самостоятельных государств, которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства.
Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.
Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств.
Таким образом, по государственно- территориальному устройству выделяют конфедерацию, федерацию и унитарные государства.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие форма государственно территориального устройства
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «форма правления»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм правления;
− одно предложение, раскрывающее особенности парламентской республики.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: форма государственного правления характеризует структуру высших органов власти, порядок их образования и распределения полномочий между ними; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения форм правления, опирающейся на знание курса, например: критериями выделения форм правления являются способ наделения полномочиями главы государства (по избранию или в порядке наследования), структура высших органов власти государства, срок и распределение их полномочий. (Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения форм государственного правления.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности парламентской республики, например: в парламентской республике парламент юридически является полновластным органом, формирует ответственное перед ним правительство и избирает президента.
(Может быть составлено любое другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности парламентской республики).
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.
Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
№
Критерии оценивания выполнения задания
Баллы
25.1
Раскрытие смысла понятия
2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я))
2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу
1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указания по оцениванию:
– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.
2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов
25.2
Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия
2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия
2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания
1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла
0
Указание по оцениванию:
При оценивании не засчитываются:
– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;
– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;