какой судебный акт выносит президиум вс рф

Какой судебный акт выносит президиум вс рф

АПК РФ Статья 308.11. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

(введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ)

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление вместе с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;

5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

3. При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

4. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 391.12 ГПК РФ

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник

Какой судебный акт выносит президиум вс рф

ГПК РФ Статья 391.12. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Источник

Какой судебный акт выносит президиум вс рф

Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»;

5) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

6) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

7) рассматривает отдельные вопросы судебной практики;

8) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

2. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов определяется процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Порядок рассмотрения на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации вопросов, не связанных с рассмотрением судебных дел, определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Источник

Статья 391.12 ГПК РФ. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора (действующая редакция)

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Комментарий к ст. 391.12 ГПК РФ

1. Независимо от того, в каком порядке и каким должностным лицом Верховного Суда РФ принимается определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ наделяется определенным объемом полномочий, закрепленных в комментируемой статье.

Законодатель в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрел исчерпывающий перечень полномочий Президиума Верховного Суда РФ по принятию решений по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в порядке надзора. Сравнительный анализ положений рассматриваемой нормы и ч. 1 ст. 390 комментируемого Кодекса позволяет сделать вывод о схожести полномочий суда надзорной инстанции и суда кассационной инстанции. Однако по своему объему полномочия суда надзорной инстанции шире, чем полномочия судов кассационной инстанции, поскольку объектом обжалования в порядке надзора выступают и судебные постановления судов кассационной инстанции. В результате реализации своих полномочий суд надзорной инстанции уполномочен на рассмотрение и отмену сразу нескольких судебных постановлений, вынесенных судами нижестоящих инстанций. Так, Президиум Верховного Суда РФ вправе либо отменить судебные акты суда одной из инстанций либо сразу нескольких судов различных уровней, либо изменить какой-либо из актов суда нижестоящей инстанции, либо оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. Вопрос об оставлении судебного акта в силе, его отмене или изменении решается исходя из того, нарушает ли то или иное обжалуемое судебное постановление права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы или единообразие в толковании и применении судами норм права.

2. Полномочия Президиума Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом в порядке надзора условно можно поделить на три группы, в зависимости от судьбы обжалуемого судебного постановления и надзорных жалобы, представления.

Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта. При этом данный вид производства возможен только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу. Таким образом, рассматриваемая группа полномочий подтверждает законность и обоснованность принятых при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций обжалуемых судебных постановлений и является основанием для окончательного прекращения гражданских процессуальных правоотношений, поскольку Президиум Верховного Суда РФ является последней судебной инстанцией, уполномоченной на пересмотр судебных постановлений.

Полномочия по оставлению надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи) представляют вторую группу полномочий. В этом случае полномочия Президиума Верховного Суда РФ не включают в себя правомочия по изучению надзорных жалобы, пересмотру судебных постановлений, а сосредоточены лишь на установлении признаков приемлемости надзорных жалобы, представления. Следует иметь в виду, что результатом реализации данной группы полномочий может быть новый виток правоотношений по пересмотру судебных постановлений, поскольку возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу не исключает возможности после устранения недостатков, имеющихся в жалобе, представлении вновь обратиться в суд надзорной инстанции при условии соблюдения сроков обращения с надзорной жалобой, представлением или при наличии определения суда о восстановлении пропущенного срока по причинам, признанными судом уважительными.

3. В п. 2 комментируемой статьи законодатель закрепил общее правило, в соответствии с которым Президиум Верховного Суда РФ наделяется правом при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.9 Кодекса, отменить судебное постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение. Как свидетельствует надзорная практика, это полномочие суда надзорной инстанции реализуется чаще всего. В отличие от ранее действовавшего гражданского процессуального законодательства, предусматривавшего возможность направления дела на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции, в комментируемой норме законодатель не определяет, в какой именно суд направляется дело для нового рассмотрения. Однако, учитывая, что суд надзорной инстанции вправе проверять решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, то, соответственно, и дело может быть направлено для нового рассмотрения, как указано в комментируемой норме, в соответствующий суд одной из инстанций, в зависимости от того, в каком из обжалуемых судебных постановлений обнаружены нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; единообразия в толковании и применении норм права.

Именно по этому пути идет и судебная практика.

Таким образом, полномочия, закрепленные в комментируемом пункте, предоставляют суду надзорной инстанции право в каждом конкретном случае решить, в какой именно суд нижестоящей инстанции следует направить дело на новое рассмотрение. При этом в комментируемой норме законодатель закрепил правило, в развитие положения ст. 17 ГПК РФ устанавливающее запрет на повторное участие одного и того же судьи в рассмотрении дела и предоставляющее суду надзорной инстанции право дать указания, обязательные для исполнения судом нижестоящей инстанции, которому направлено дело для рассмотрения вновь, о составе суда, уполномоченного на рассмотрение такого дела. Комментируемое положение является гарантией беспристрастности, объективности и независимости судей при повторном рассмотрении дела судом.

4. Рассмотренное выше полномочие суда надзорной инстанции, как было отмечено, является общим правилом, из которого законодатель в п. 5 установил исключение, уполномочив Президиум Верховного Суда РФ при выявлении в судебных постановлениях нижестоящих судов ошибок в толковании и применении норм материального права не передавать дело на новое рассмотрение, а вынести постановление, которым эти нарушения будут устранены. При этом неверное применение и толкование норм процессуального права, если это привело или могло привести к неправильному разрешению дела, должно влечь безусловную отмену судебного акта и передачу дела для рассмотрения в суд нижестоящей инстанции. Комментируемая норма основана на принципе процессуальной экономии, позволяющей устранить недостатки в применении и толковании именно норм материального права в случае достаточности собранного по делу доказательственного материала и отсутствия нарушения норм процессуального права без передачи суду нижестоящей инстанции, тем самым придав оспариваемым правоотношениям завершенность, стабильность и неоспоримость.

К прекращению отношений по пересмотру судебных актов ведет и полномочие суда надзорной инстанции, согласно которому Президиум Верховного Суда РФ уполномочен, рассмотрев доводы надзорных жалобы, представления, дело, прийти к выводу о том, что спорные правоотношения должны быть прекращены ввиду наличия оснований для прекращения производства по делу, поскольку в силу положения ст. 221 ГПК РФ в этом случае повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Основаниями для прекращения производства по делу в суде надзорной инстанции могут быть как ошибки, допущенные судами нижестоящих инстанций, так и изменившиеся с течением времени обстоятельства.

При этом оставление судом надзорной инстанции заявления без рассмотрения не исключает возможности возобновления процессуальных правоотношений, поскольку согласно положениям ч. 2 ст. 223 комментируемого Кодекса после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Однако указанные полномочия суд надзорной инстанции может реализовать только при условии проверки законности обжалуемых судебных актов в рамках имеющегося доказательственного материала. Суд надзорной инстанции, в отличие от судов апелляционной инстанции, вправе проверять решение только на основе уже имеющихся в деле фактов и доказательств: приобщенные к надзорной жалобе, представлению документы, которые не были исследованы и оценены судом первой и апелляционных инстанций, не могут учитываться при принятии постановления Президиумом Верховного Суда РФ. Согласно ч. 5 ст. 386 ГПК РФ явившиеся в судебное заседание лица, имеющие право на участие в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, вправе давать лишь объяснения по делу, никаких новых фактов, никаких доказательств, кроме уже имеющихся в деле, они предоставлять не могут. В суде надзорной инстанции, по сравнению с судами апелляционной инстанции, ярче всего выражена функция вышестоящего судебного органа по проверке постановления суда нижестоящей инстанции: ему не свойственны полномочия суда первой инстанции по исследованию доказательств, установлению новых фактов, он рассматривает только тот судебный акт (или его часть), который ему предоставлен судом нижестоящей инстанции, не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

См. подробнее: Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2015 г. N 723-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Агаркова Валерия Федоровича на нарушение его конституционных прав рядом положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

См.: Воронцова И.В. Постановления Пленума ВС РФ и их влияние на российское гражданское судопроизводство // Вестник гражданского процесса. 2012. N 4. С. 68.

См.: Трубников П.Я. Судопроизводство в надзорной инстанции // Законность. 1997. N 10. С. 19.

См.: Венгеров А.Б. О прецеденте толкования правовой нормы // Ученые записки ВНИИСЗ. М., 1966. Вып. 5. С. 17; Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997. С. 144, 147, 189.

См.: Добровольская Т.Н. Понятие надзора за судебной деятельностью судов и его значение для улучшения работы органов советского правосудия. Ученые записки (Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства). М., 1964. Вып. 1 (18). С. 86.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 695.

См.: Трубников П.Я. Пересмотр решений в порядке судебного надзора. М., 1974. С. 235.

См.: Ласкина Н.В. Гражданские процессуальные правоотношения между судами нижестоящих и вышестоящих инстанций: Научно-практическое пособие. 2015.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *