какую форму на глобусе имеют меридианы
Совокупные знания
Глобус — модель Земли. Меридианы и параллели.
На глобусах и картах широту показывают при помощи меридианов. Параллель как и меридиан можно провести через любую точку земной поверхности. 2)Определение направлений по меридианам и параллелям.
Глобус — это модель земного шара. На нём хорошо видно, как расположены океаны, материки и другие географические объекты. На глобусе или карте обязательно указывается масштаб. Он показывает степень уменьшения размеров объектов и расстояний между ними по сравнению с истинными размерами и расстояниями на местности.
Но у глобусов есть крупный недостаток: они всегда имеют мелкий масштаб. Если бы мы захотели сделать глобус такого же масштаба, как физическая карта (1: 5000 ООО, то есть в 1 см — 50 км), то диаметр его был бы равен почти 2,5 м. Пользоваться таким глобусом неудобно. Поэтому создаются географические карты, на которых в масштабе более крупном, чем на глобусе, изображается часть земной поверхности.
Глобус — модель Земли. Меридианы и параллели.
На глобусе и картах они указывают направление на север и юг. Другие линии, перпендикулярные меридианам, как бы опоясывают земной шар. Это параллели. И параллели, и меридианы — это условные линии. Они нужны для того, чтобы определять местоположение географических объектов по географическим координатам.
А чтобы он ни был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов. Все эти составляющие необходимы для нашего урока. Я вам желаю хорошего настроения, улыбок и успеха. И урок мы сегодня начнем с повторения пройденного материала. Угол между направлением на север и на какой-нибудь объект? Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой?
Что изображено на физических картах? V.Мотивация учебной и познавательной деятельности. Раскрыв немало тайн географических карт, вы приобрели значительный опыт работы с ними. Вы научились «читать » условные знаки, определять расстояния и направления, различать высоты и глубины. Вы убедились в том, что карта — надежный товарищ и помощник. Прошло много веков, и только объединение усилий картографов, математиков, астрономов и физиков позволило, наконец, дойти успешного выполнения задания.
Рис. 2. Фрагмент Политической карты полушарий атласа «Окружающий мир. Природа и человек. 1—4 классы» (авт. О.В. Крылова и др. С. 36–37).
Для выполнения плана необходим подготовительный этап — этап теоретической подготовки, отладки необходимых приборов и инструментов. Мы начинаем изучение темы –«Географическая карта», и эпилогом к ней могут стать слова Михайлова:«Карта — это книга, читать ее могут только те, кто изучил азбуку этой книги».
Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе; «Окружающий мир» (1–4-е классы)
А линии называются меридианами и параллелями, их положение связано с двумя уникальными точками на нашей планете — полюсами и экватором. В отличие от знакомого нам плана местности карта и глобус покрыты сетью тонких линий. Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта.
Вы уже знаете, что на глобусе есть линия, одинаково удаленная от полюсов. На какие две части экватор делит земной шар? (северное и южное полушария). Слайд 7б Параллелями называют линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору.
Параллели направлены на запад и восток. Самая длинная параллель – экватор, длина других уменьшается к полюсам. Посмотрите на глобус. Меридианом называют кратчайшую линию, условно проведенную на поверхности от одного полюса к другому. Какую форму имеют меридианы на глобусе? Какое направление на земной поверхности показывает меридиан?
Для того, чтобы на глобусе и картах было проще находить экватор, нулевой и конечный меридианы, их выделяют более жирной линией. В каждой точке параллель перпендикулярна меридиану. Поэтому, если вы станете на местности лицом к северу, в направлении меридиана, и разведете в стороны руки, то они укажут направление параллелей, т.е. запад-восток.
3)Градусная сетка на глобусе и картах. VII. Закрепление новых знаний и умений учащихся. Линия пересечения этой плоскости с земной поверхностью называют географическим (или истинным) меридианом. Если мысленно пересечь земной шар плоскостями, параллельными экватору, то на поверхности Земли получают круги, которые называют параллелями.
Ориентирование эллипса искажений. Искажения азимута и направления
Современный нулевой меридиан проходит через замок Хёрстмонсо на 102,5 метра (5,31 секунды) к востоку от Гринвичского астрономического меридиана. Координаты – угловые или линейные величины, определяющие положение точки на плоскости, поверхности или в пространстве. Для определения координат на земной поверхности точка проектируется отвесной линией на эллипсоид. Долгота – угловая величина, определяющая положение точки на Земле в направлении Запад-Восток от Гринвичского меридиана.
Действительно, на местности, глобусе и карте меридиан является точным указателем направления «север-юг». Любое произвольное направление ОК на карте может быть определено также и углом V (рис. 1 а) между ближайшей к северному направлению меридиана большой полуосью и данным направлением.
Параллели и меридианы
Над потрепанной картой склонился, почесывая седую бороду, капитан. Глядя на параллели и меридианы на карте, с помощью пары приборов определил координаты и поставил точную отметку. Дрожащими руками запечатал карту в бутылку, перекрестился и, надеясь на милость Господа, выбросил бутылку в море.
Но приборы, позволяющие определить точные координаты, появились только в ХVIII веке. У старинных мореплавателей их не было, а море манило в путь отважных смельчаков. «Navigare necesse est» – «Навигация – это необходимость», — как повторяли древние римляне. Кораблю нужно проложить путь.
Глядя темными ночами на небо, предки не только романтично воспевали Луну и звезды в стихах, но и внимательно наблюдали за движением светил на ночном небе, что помогало им в навигации. Древние мореплаватели, сверяя курс со звездами, оставляли их то по правому, то по левому борту судна, находили путь к родным берегам.
«. Зорко Плеяд наблюдал он и поздний заход Волопаса,
Также Медведицу – ту, что иначе зовут Колесницей,
С нею Каллипсо, богиня богинь,
Одиссею велела Путь соглашать свой,
Ее оставляя по левую руку. »
так Гомер описывает путешествие бесстрашного Одиссея по морю.
Ночное небо, как натянутый над землей темно-синий купол с мириадами ярких точек звезд, медленно вращается вокруг некоего неподвижного центра. Воображаемая линия между центрами северного и южного полушарий называется ось мира.
Вблизи южного полюса мира нет ярких звезд и найти его на небе начинающему наблюдателю проблематично. А вблизи северного полюса мира ориентир — Полярная звезда. Легко определяемая по звездам линия север-юг получила название меридиана.
В географии меридиан — воображаемая линия, соответствующая половине линии сечения, проведенной по земной поверхности через две точки, одна из которых обязательно земная ось вращения.
Через любую точку на планете можно провести свой меридиан, соответственно их может быть бесконечное множество, но все они соединяются на Северном и Южном полюсах.
Чтобы задать координаты на плоскости, одной долготы мало. И чтобы отличить друг от друга точки, лежащие на одном и том же меридиане, пришлось ввести вторую географическую координату — широту.
Линия, соединяющая точки с одинаковыми широтами, получила название параллели.
В географии параллель — линия, перпендикулярная меридиану, соответствующая воображаемому сечению поверхности планеты плоскостью параллельной экватору.
Экватор – условная линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения.
В географии выделяют 5 основных параллелей:
Широту определить несложно. С этой задачей справлялся уже Эратосфен в III в до н.э. А вот с точным определением долготы исследователи не справлялись на протяжении почти 20 веков. Для правильного определения долготы нужны высокоточные часы. Отсутствие точных измерительных приборов и послужило причиной ошибки Колумба, когда в поисках Индии мореплаватель достиг берегов Америки. Он неправильно рассчитал долготу.
Презентация по географии «Градусная сеть на глобусе и географической карте» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Градусная сеть на глобусе и географической карте Презентацию подготовила Бледнова Т. А., учитель географии ГБОУ школы-интерната г. Луганска
Повторение Что такое географическая карта? Чем план местности отличается от географической карты? Как называется наиболее точная копия Земли? Какие вы знаете свойства карты? На какие группы делятся все географические карты? Что такое атлас?
Параллели Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось Линия проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов. Какие материки пересекает экватор? На какие полушария экватор делит Земной шар? Северное полушарие Южное полушарие Какие материки расположены и в северном и в южном полушарии?
Признаки Меридианы Параллели Направление на стороны горизонта Запад-восток Начало отчета Экватор Окончание отсчета Северный и Южный полюс Длина в градусах 90 0+90 0 Длина в км От 40 000 до 0 Длина 1 0 в км Разная от 111 до 0 Форма на глобусе окружности Форма на карте полушарий Дуги разной величины, экватор- прямая линия
Меридианы В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Какие меридианы являются началом и концом отсчета? На какие полушария делят земной шар 0 Гринвичский и 180 меридиан? Какие материки расположены и в западном и восточном полушарии? Восточное полушарие Западное полушарие
3. Меридиан – кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому. Какое направление показывают меридианы? север юг Какова протяженность меридиана в километрах? Какова протяженность меридиана в градусах? Какую форму имеют меридианы на глобусе? Какую форму имеют меридианы на карте? Протяженность каждого меридиана 20 000 км., в градусах 180˚. Определите сколько километров в 1 ˚ меридиана? 20 000 : 180˚ = 111 км
Меридианы и параллели на карте Меридианы Параллели
В каком полушарии относительно экватора живем мы? В каком полушарии относительно нулевого меридиана живем мы? Луганск
Работа с контурной картой
Работа с контурной картой
Работа с тетрадью. Сделай схему в тетради, подпиши экватор.
Работа с контурной картой и тетрадью На контурной карте обозначь нулевой (Гринвичский ) меридиан красным цветом В тетради на схеме подпиши Восточную и Западную долготу
Закрепление Вставьте пропущенное слово. 1. Условная линия, проведенная параллельно экватору-… 2. Самая длинная параллель-……. 3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось-……. 4. Самая короткая параллель-…. 5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса-… 6. Что является границей между Северным и Южным полушариями-…..
Закрепление Вставьте пропущенное слово. 1. Условная линия, проведенная параллельно экватору- параллель 2. Самая длинная параллель- экватор 3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось- полюса 4. Самая короткая параллель- полюс 5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса- меридианы 6. Что является границей между Северным и Южным полушариями- экватор
Используя карты атласа, выполни задания: Где подписаны градусы параллелей? Какая параллель самая короткая? Какая параллель самая длинная?
Используя карты атласа, выполни задания: 1. Где подписаны градусы меридианов? 2. Подумай от какого меридиана начинается отсчёт?
Определение географической широты и долготы Географическая широта Географическая долгота
Поиграем? Найдите по физической карте полушарий какой город загадан. 560 с. ш., 380 в. д.
Поиграем? Найдите по физической карте полушарий какой город загадан. 560 с. ш., 380 в. д.
Поиграем? Найдите по физической карте полушарий какой город загадан. 560 с. ш., 380 в. д.
Домашнее задание: Выучить конспект Выполнить задание по карточкам
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-944385
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Спортивные и творческие кружки должны появиться в каждой школе до 2024 года
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по теме «Параллели и меридианы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Параллели и Меридианы
Вопросы,на которые мы должны найти ответы: 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?
Что такое параллели? п.18
Что такое меридианы?
Самостоятельная работа п.18 Вопросы Меридианы Вопросы Параллели Чтотакое меридианы? Чтотакое параллели? Какони выглядят на глобусе? Какони выглядят на глобусе Вкакие стороны горизонта направлены Вкакие стороны горизонта направлены Длинамеридианов. Длинапараллелей. Какназывается главныймеридиан? Самая длинная параллель, ее длина? На какие полушария он делит земнойшар? Накакие полушария делит Землю экватор?
Экватор Экватор представляет собой окружность длиной 40 075 км.
Физминутка «Две сестрицы –две руки»
2.Мои географические исследования Учебник стр.49,атлас стр.6-11 1.Определите какую форму имеют меридианы на глобусе? 2.Какую форму имеют меридианы на карте полушарий и карте России? 3.Сравните форму экватора на глобусе и картах полушарий и мира 4.Определите какую форму имеют параллели на глобусе. 5.Сравните форму параллелей на карте полушарий и на карте России
Посмотрите как могут изображаются меридианы и параллели на картах выполненных в разных картографических проекциях
Градусная сетка карты Параллели и меридианы составляют градусную сетку карты
Работа с контурной картой К-к стр.4-5 зад.1,атлас стр.6-7 1.Подпишите значение всех проведенных на карте параллелей и меридианов. ( Отсчёт параллелей ведётся от экватора. Параллели 10, 20, … 80 градусов Северного или же Южного полушария.) Отсчет меридианов ведется от нулевого меридиана до 180 градусов в каждом полушарии) 2.Обведите часть экватора, расположенную в Западном полушарии, и часть нулевого меридиана, расположенную в Южном полушарии
3.Для чего же нужны параллели и меридианы?
3.Для чего же нужны параллели и меридианы? Для определения направлений по меридианам и параллелям. Задание в тренажере стр.25 №5 (оцени свою работу на уроке) Для определения географических координат
А что такое координата? 1. п.18 читаем 2.Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку? 3.Координаты определяют положение точки относительно экватора и нулевого меридиана (записать в тетрадь)
Закрепление материала Вопросы стр.49 учебника
Вопросы, на которые мы должны найти ответы: 1.Что такое параллели и меридианы? 2.Как они выглядят на глобусе и картах? 3.Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?
Проверка знаний Электронное приложение к учебнику – тест, тест с краткими ответами оцените себя, поставьте итоговую оценку
Взаимопроверка Географический диктант (краткие ответы на вопросы) Полуокружности, соединяющие географические полюса называют меридианами. Линии, проведенные параллельно экватору называют параллелями Отсчет параллелей ведется от экватора Отсчет меридианов ведется от нулевого меридиана Параллели и меридианы образуют градусную сетку Оцени ответ друга
Домашнее задание Параграф 18 ТР. Стр.20 (12-13),стр.24 (3) К-к стр.4-5 Тест электронное приложение
– Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-405618
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В Москве запустили онлайн-проект по борьбе со школьным буллингом
Время чтения: 2 минуты
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Статья «ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ РАЗЛИЧИЕ В ИХ ИЗОБРАЖЕНИИ НА ГЛОБУСАХ И КАРТАХ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:
1. Почему на географических картах неизбежны искажения географических объектов?
2. У какой карты масштаб крупнее: у карты Москвы и ее окрестностей
или у карты Центра европейской части России (см. форзац)?
План изучения нового материала:
3. Различие в изображении меридианов и параллелей на глобусе и картах.
На глобус и географические карты нанесены тонкие пинии! Что
они означает и зачем нанесены? Линии эти необходима. С их помощью
легко можно найти любую точку на глобусе и карте. Они
нужны также и для изготовления карт.
Вы уже знаете что точки пересечения земной оси с поверх-
ностью земного шара называются п о л ю с а м и. Вокруг этой оси
3eMjia за 24 часа совершает
один оборот. На земном шаре
1. Параллели. Вы также знаете,
что на глобусе на одинаковом
расстоянии от полюсов проведена
окружность, которая называется
Параллельно экватору на глобусе,
через определенные расстояния
Параллели на картах и глобусах
направлены на запад и на
восток. Они не равны между
проходят вблизи полюсов.
2. Меридианы. На глобусе через Северный и Южный полюсы проведены
окружности, которые называются м е р и д и а н а м и.
Через каждую точку з а земной поверхности можно провести
меридиан, Тень, отбрасываемая гномоном в полдень, есть направ-
ление меридиана вашей местности, т. е. местного меридиана.
Длина части меридиана, равная длине дуги в 1°, составляет приблизительно
111 км (40000 км :360 = 111 хм).
Знал эту величину, можно определить расстояние на карте или
глобусе без масштаба. Например, длина дуги от Северного полюса
до экватора равна 90°, следовательно, это расстояние составляет
9990 км (111 км х 90 = 9990 км. Расстояние по параллели можно
определить с помощью длинны ее дуги в 1°, которая написана на
каждой параллели карты полушарий и физической карты России.
3. Различие в изображении меридианов и параллелей на глобусе
и каргах. Вы уже знаете, что земная поверхность шарооб-
разная и ее подобное изображение можно получить только на гло-,
бусе. Карта же представляет собой изображение земной поверхности
на плоскости, поэтому изобразить меридианы и параллели (а
также материки, океаны, моря, острова и т.п.) такими же, как на
глобусе, невозможно. На картах меридианы и параллели изображают
Например, на карте мира, полученной из меридиональных
долей меридианы прямые, параллельные друг другу, параллели
также прямые, перпендикулярные меридианам. На карте
России (см приложение) все параллели построены в виде дуг окружностей,
общего центра. На карте полушарий прямыми линиями изображаются
средние меридианы каждого полушария и экватор, а
и параллели на глобусе пересекаются под прямыми углами.
Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:
1. Сколько экваторов можно провести на глобусе?
2. На контурной карте полушарий красным карандашом приведите o т Санкт Петербурга стрелки на север, юг, восток,
3. Определите протяженность Африки с севера на юг по 20-му меридиану в градусах и километрах.
4. По физической карте России определите расстояние
от Петербурга до Магадана по 60-й параллели в км.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
«Тесты по географии за курс 9 класса
Россия на карте мира
Экологические проблемы Оренбургской области
Конспект урока по географии на тему: «Мировое хозяйство» (10 класс)
Контрольный тест по географии за 1 четверть (7 класс)
Презентация по географии «Приемы работы с географической картой» (7-8 классы)
Описание системы работы учителя по теме «Применение системно-деятельностного подхода на уроках географии через применение технологии деятельностного типа»но
Конспект урока географии 9 класс «Химическая промышленность «
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5303132 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разработало проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.