какую форму правления установила хартия 1814 года

Хартия 1814 года

Хартия 1814 года — конституция Франции, дарованная королём Людовиком XVIII после вступления на престол в результате реставрации Бурбонов.

Содержание

История

В 1814 году после отречения Наполеона во Франции было сформировано Временное правительство из 5 сенаторов. На престол был призван король Людовик XVIII, брат казнённого Людовика XVI. Новому монарху Сенат предложил проект новой Конституции, которая представляла собой общественный договор между нацией и королём. Однако Людовик XVIII отверг эту конституцию и в мае 1814 года объявил о восстановлении дореволюционной монархии, а 4 июня обнародовал собственный вариант конституции — королевскую Хартию, устанавливавшую в стране конституционную монархию.

Содержание Хартии

Хартия была составлена из обращения короля и нескольких разделов, регулирующих основные положения государственного устройства.

Все французские граждане объявлены равными перед законом независимо от их званий и титулов. Хартия провозгласила свободу вероисповедания, однако римско-католическая церковь получила статус государственной религии. Свобода слова и печати допускалась, но в Хартии была специально оговорена возможность законодательного ограничения этой свободы в случае злоупотреблений. Все дореволюционные титулы восстанавливаются в силе; титулы, полученные после революции, также сохранены за своими обладателями.

Личность короля объявлена священной и неприкосновенной. Король является главой государства, верховным главнокомандующим вооружёнными силами и обладает всей полнотой исполнительной власти. Законодательная власть принадлежит королю и двухпалатному парламенту, состоящему из палаты пэров и палаты депутатов. Король обладает правом законодательной инициативы, издания и обнародования законов. Каждый закон должен быть принят большинством обеих палат для того, чтобы вступить в силу.

Палата пэров формируется королём без каких-либо ограничений: суммарное количество пэров может быть любым, титул пэра может стать пожизненным или наследственным. Принцы и члены королевской семьи являются пэрами по праву рождения. Минимальный возраст, необходимый для участия в заседаниях палаты, равен 25 годам, а право голоса даётся после достижения 30 лет. Все заседания палаты пэров являются секретными.

Палата депутатов избирается электоральными коллегиями в порядке, установленном законом. Срок полномочий каждого депутата — 5 лет, при этом электоральный цикл должен быть организован так, чтобы ежегодно переизбиралась 1/5 часть всей палаты. Для того, чтобы быть избранным в палату депутатов, необходимо достичь возраста 40 лет и платить не менее тысячи франков прямых налогов; для участия в выборах депутатов в качестве избирателя необходимо достичь возраста в 30 лет и платить не менее 300 франков прямых налогов. Заседания палаты являются открытыми, однако всякое заседание может быть объявлено секретным по запросу группы из не менее чем 5 депутатов.

Источником правосудия является король. Он обладает правом назначать пожизненных судей, а также правом помилования. Все положения действующего Гражданского кодекса, не противоречащие Хартии, остаются в силе.

Источник

Конституционная Хартия Франции (1814)

ТочностьВыборочно проверено
Оригинал: фр. Charte constitutionnelle. — Перевод опубл.: 1814. Источник: какую форму правления установила хартия 1814 годаТексты важнейших основных законов иностранных государств. — М., 1905. — Ч. 1.

Ст. 1. Французы равны пред законом, каковы бы ни были их титулы и чины.

2. Они несут все без различия и соразмерно своему иму­ществу государственные повинности.

3. Они все равно допускаются к гражданским и военным должностям.

4. Личная свобода их одинаково гарантирована: никто не может быть подвергнут преследованию или задержанию иначе, как в предусмотренных законом случаях и в предпи­санной им форме.

5. Каждый исповедует с равной свободой свою религию и пользуется одинаковой охраной в отношении своего вероисповедания.

6. При этом однако католическая, апостольская, римская религия есть религия государственная.

9. Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной: закон не делает никакого различия между ними.

10. Государство может требовать пожертвования собствен­ностью для общественного интереса, законным образом удо­стоверенного, но с предварительным вознаграждением.

11. Всякие розыски по поводу мнений и голосований, отно­сящихся ко времени до восстановления династии, воспрещаются. То же забвение предписывается судам и гражданам.

12. Всеобщая и обязательная воинская повинность отменяется. Порядок набора сухопутной и морской армии определяется законом.

13. Особа Короля неприкосновенна и священна. Его мини­стры ответственны. Исполнительная власть принадлежит исклю­чительно Королю.

15. Законодательная власть осуществляется совместно Ко­ролем, палатой пэров и палатой депутатов от департамен­тов.

18. Всякий закон должен быть свободно обсужден и при­нят большинством голосов в каждой из обеих палат.

22. Король один утверждает и обнародует законы. [78]

23. Гражданский лист устанавливается на все время царство­вания первым законодательным собранием, созванным со времени восшествия Короля на престол.

24. Палата пэров есть существенная составная часть законодательной власти.

25. Она созывается Королем в то же время, как и палата депутатов от департаментов. Сессия одной начинается и оканчивается в то же время, как и сессия другой.

27. Назначение пэров Франции принадлежит Королю. Число их не ограничено; он может устанавливать различные разряды их, назначать их пожизненно или наследственно, по своему усмотрению.

28. Пэры могут присутствовать в палате по достижении двадцати пяти лет, а подавать решительный голос только по достижении тридцати лет.

29. В палате пэров председательствует канцлер Фран­ции, а в его отсутствие — один из пэров, назначенный Ко­ролем.

33. Палата пэров ведает дела о верховной измене и о посягательствах на безопасность государства, которые будут определены законом.

34. Всякий пэр может быть арестован только властью палаты и судим только ею в уголовном порядке.

О Палате Депутатов от департаментов.

35. Палата депутатов состоит из депутатов, избирае­мых избирательными коллегиями, организация которых будет определена законами.

37. Депутаты избираются на пять лет и таким образом, чтобы палата возобновлялась ежегодно на одну пятую часть.

42. По крайней мере половина депутатов должна быть избрана из тех обладающих условиями избираемости лиц, которые имеют политическое местожительство в департа­менте.

44. Заседания палаты публичны, но достаточно требования пяти членов для того, чтобы она преобразовалась в тайный комитет.

45. Для обсуждения проектов, представленных со стороны Короля, палата разделяется на бюро.

47. Палата депутатов получает все предложения относи­тельно налогов и только после того, как эти предложения [81] будут ею приняты, они могут быть внесены в палату пэров.

48. Никакой налог не может быть установлен или взи­маем без согласия обеих палат и утверждения Короля.

49. Поземельный налог устанавливается только на один год. Косвенные сборы могут быть устанавливаемы на несколько лет.

50. Король созывает ежегодно обе палаты; он определяет продолжительность их сессий и может распустить па­лату депутатов от департаментов, но в таком случае он должен созвать новую палату в трехмесячный срок.

51. Никакое взыскание не может быть обращено на лич­ность члена палаты в продолжение сессии и в течение шести недель, ей предшествующих или за ней следующих.

52. Ни один член палаты не может быть, в продол­жение сессии, подвергнут преследованию или задержанию в уголовном порядке иначе, как после того, как палата раз­решит его преследование, кроме случая захвата на месте преступления.

53. Всякое ходатайство, обращенное к той или другой палате, должно быть составлено и представлено в письменной форме. Закон запрещает приносить просьбы лично или к решетке палаты.

54. Министры могут быть членами палаты пэров или палаты депутатов. Они имеют, независимо от этого, право входа в ту и другую палату и должны быть выслушаны, когда они этого требуют.

55. Палата депутатов имеет право обвинять министров и отсылать их к палате пэров, которая только одна имеет право судить их.

57. Всякое правосудие исходит от Короля. Оно отпра­вляется от его имени судьями, которых он назначает и определяет на должность.

58. Назначенные Королем судьи несменяемы.

59. Существующие в настоящее время общие суды сохра­няются. В них не может быть ничего изменено иначе, как в силу закона.

60. Существующее учреждение торговых судей сохраняется.

61. Мировой суд равным образом сохраняется. Мировые судьи, хотя и назначаются Королем, не пользуются несменяемостью.

62. Никто не может быть изъят из подсудности своим законным судьям.

64. В уголовных делах прения должны быть публичны, если только эта публичность не представляет опасности для общественного порядка и нравственности, и суд не объявит этого путем особого постановления.

65. Учреждение присяжных сохраняется. Изменения, не­обходимость которых была бы признана на основании более продолжительного опыта, могут быть произведены только пу­тем закона.

66. Наказание конфискацией имущества отменяется и не может быть восстановлено.

67. Король имеет право помилования и смягчения наказаний. [83]

68. Гражданское Уложение и ныне существующие законы, которые не противоречат настоящей Хартии, остаются в силе, пока они не будут законно отменены.

Особые права, гарантированные государством.

69. Военные, состоящие на действительной службе, отстав­ные офицеры и солдаты, вдовы, офицеры и солдаты, получаю­щие пенсию, сохраняют свои чины, почетные отличия и пенсии.

70. Государственный долг гарантирован. Всякого рода обязательства, взятые на себя государством по отношению к его кредиторам, — ненарушимы.

71. Старому дворянству возвращаются его титулы. Новое сохраняет свои. Король возводит в дворянство по своему усмотрению; но при этом он дает только почетные звания и отличия, без всяких изъятий от общественных повин­ностей и обязанностей.

72. Почетный легион сохраняется. Король установит его внутренний распорядок и знаки отличия.

73. Колонии управляются особыми законами и распоряже­ниями.

75. Депутаты от департаментов Франции, заседавшие в Законодательном Корпусе во время последней отсрочки его заседаний, продолжают заседать в палате депутатов впредь до замены их новыми.

76. Первое возобновление одной пятой палаты депутатов состоится не позднее 1816 года, согласно установленной между сериями очереди.

Примечания [ править ]

Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.

Общественное достояние Общественное достояние false false

Источник

51. ЛЕГИТИМНАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1814 г.

51. ЛЕГИТИМНАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1814 г.

После краха империи Наполеона I в 1814 г. во Франции была реставрирована монархия Бурбонов. Реставрация осуществлялась на почве временного компромисса между дворянством, желавшим сохранить остатки феодального строя, и верхушкой буржуазии, стремившейся сохранить богатства и преимущества, полученные в ходе революции и правления Наполеона. Политическим выражением реставрации являлась октроированная королем (изданная единолично монархом, как бы дарованная им народу) Хартия 1814 г. Она установила во Франции конституционную монархию. В Хартии содержались ссылки на «божественное провидение» и декларировалось, что «вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля». Прежде всего, Хартия подчеркивала невозможность передела собственности: «Все виды собственности неприкосновенны, не исключая так называемой национальной» В Хартии нашли свое выражение также либеральные идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед законом, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати о недопустимости преследования за политическую деятельность.

Исполнительная власть осуществлялась королем (он назначал министров), а законодательная – делилась им с палатой пэров и палатой депутатов. Законодательная инициатива принадлежала только королю (осуществлялась путем издания королевских ордонансов). Монарх утверждал и обнародовал законы, от его имени осуществлялось правосудие, им же назначались судьи. Несмотря на это, нельзя было говорить о восстановлении королевского абсолютизма дореволюционного образца. Палата пэров целиком назначалась королем, пэры могли быть как пожизненными, так и наследственными. Палата депутатов избиралась на 5 лет. Король созывал палаты на сессию, мог объявлять перерывы в их работе, распускать палату депутатов. Избирательное право носило «сверхцензовый» характер. Участвовать в голосовании могли лишь французы старше 30 лет. уплачивающие прямой налог в размере 300 франков (таковых было не более 15 тыс. человек). От депутата требовалось достижение 40 лет, уплата прямого налога в 1 тыс. франков (таких лиц на всю страну набиралось не более 5 тыс.). Таким образом, в выборах участвовала лишь аристократическая элита, на поддержку которой и рассчитывал Людовик XVIII Вместе с тем «легитимная монархия» Бурбонов сохранила в основных чертах судебную и административную систему Первой империи.

После поражения Наполеона под Ватерлоо в 1815 г. произошла «вторичная» реставрация монархии и власти стали проводить политику полного восстановления абсолютизма. В 1820 г. был принят Закон «О двойном вотуме», который предоставлял право крупным налогоплательщикам иметь два голоса при выборах в палату депутатов. Закон о выплате эмигрантам, потерявшим в ходе революции земли, компенсации, вызвал недовольство королевской политикой. Правительство Карла X было свергнуто в июле 1830 г. Карл X бежал из Франции, престол был передан герцогу Луи Филиппу Орлеанскому. Государственный строй Франции после июльской революции – «июльская монархия».

Читайте также

Эпилог Великая хартия вольностей

Эпилог Великая хартия вольностей Тем временем в Англии возмущение политикой Иоанна достигло критической точки. Его новые налоги (а также налоги Ричарда до него) порождали брожение среди простого люда. Например, некий Вильгельм Фицосберт произносил подстрекательские

Глава XV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ

Глава XV. ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ Характер принца, взошедшего на английский трон и ставшего хозяином Нормандии, Анжу, Турени и Мена, претендентом на Бретань и наследником королевы Элеоноры Аквитанской, был уже хорошо известен. Ричард воплощал в себе те достойные

Глава четвертая Атлантическая Хартия

Глава четвертая Атлантическая Хартия Во время одной из наших первых бесед президент Рузвельт сказал мне, что, по его мнению, было бы хорошо, если бы мы составили совместную декларацию, излагающую некоторые общие принципы, которые должны направлять нашу политику по общему

Европейская хартия (Шарлоттенбургская декларация)

Европейская хартия (Шарлоттенбургская декларация) Учитывая, что вражеские силы обнаружили сегодня свои военные планы, имеющие целью лишь разрушение, руководство рейха, вместе с правительствами дружественных держав — Норвегии, Эстонии, Латвии, Дании, Богемии-Моравии,

Великая хартия вольностей

Великая хартия вольностей Большинство статей Великой хартии вольностей (Magna Carta Libertatum) отражало интересы баронов и церковных феодалов. Король обязался соблюдать свободу церковных выборов; обещал не брать со-своих непосредственных вассалов больших поборов, чем

«Великая хартия вольностей»

«Великая хартия вольностей» В хартии 63 статьи. Первая и последняя статьи представляют собой подтверждение привилегий, полученных в предшествующий период церковью. Основная масса статей (30) защищает интересы духовных и светских феодалов, 7 статей отражают интересы

Великая хартия вольностей, 1215 г.

Великая хартия вольностей, 1215 г. Иоанн примирился с папой, объявив Англию фьефом папского престола (1213 г.), но договориться с остальными врагами было гораздо сложнее. Попытки Иоанна вернуть захваченные наследственные владения во Франции закончились поражением при Бувине

Генеральский заговор или легитимная военная оппозиция?

Генеральский заговор или легитимная военная оппозиция? В свое время А. Г. Тартаковский квалифицировал создавшуюся ситуацию как генеральский заговор против Барклая[336]. Да, безусловно, многие демарши военной оппозиции против главнокомандующего 1-й армией проводились в

ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ

ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ Тираническое правление Иоанна Безземельного вызвало к жизни один из величайших документов в истории человечества — Великую хартию вольностей (Magna Carta). Возможно, несколько преувеличивая, государственные деятели и историки считают, что

Легитимная пустота

Легитимная пустота Итак, начнем с фундаментальной проблемы Виктора Януковича и Партии регионов. Причем это не просто проблема, а проблема в квадрате, так как ни украинский президент, ни его соратники до сих пор не смогли осознать ее значимость. И это делает ее для них

52. ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1830 г.

52. ИЮЛЬСКАЯ МОНАРХИЯ: ХАРТИЯ 1830 г. В 1830 г. король Луи Филипп издал Хартию, в основном воспроизводившую Хартию Людовика XVIII (1814 г.), с учетом новых капиталистических реалий Несколько уменьшились полномочия короля, например право законодательной инициативы получили также

Великая хартия вольностей

Великая хартия вольностей Усиление централизаторских устремлений короны противоречило сословной обособленности английского общества, в особенности социальной позиции духовных и светских пэров. Случайное ослабление королевской власти (правление бессильного

Франция в период реставрации Бурбонов (1814–1830) и июльская революция 1830 г. Июльская монархия (1830–1848) (гл. 4–5)

Франция в период реставрации Бурбонов (1814–1830) и июльская революция 1830 г. Июльская монархия (1830–1848) (гл. 4–5) Классики марксизма-ленинизма Энгельс Ф. Закат и близость падения Гизо. — Позиция французской буржуазии. — Марке К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4.Энгельс Ф¦ Правительство и

Генеральский заговор или легитимная военная оппозиция?

Источник

Оригинальное название(на французском языке) Charte конститунель дю 4 июля 1814 г.

Хартия представляет собой текст компромисса, возможно, прощения, сохраняет многочисленные приобретения времен Французской революции и Империи, одновременно восстанавливая династию Бурбонов. Его название «конституционная хартия» служит доказательством компромисса, термин «хартия» относится к Ancien Régime («старое правило»), а «конституционный» указывает на революционные намерения. Однако Хартия устанавливает ограниченную монархию в отличие от конституционной монархии, реализуя режим, в котором доминирует сам король, объявляя его главой государства.

СОДЕРЖАНИЕ

Характер хартии

Редакционный комитет

18 мая 1814 года Людовик XVIII создал редакционный комитет, назначив его двадцать два члена. Опасаясь Талейрана, он решил не включать его, хотя последний сыграл ключевую роль в конституции от 6 апреля.

22 мая комиссия провела свое первое заседание в Дамбре, которое длилось шесть дней. 26 мая комиссия предложила свой проект частному адвокату, который его одобрил.

Публичное право Франции

Тем не менее концепция судебного надзора за конституционностью законодательства не получила развития, и ответственность за защиту этих прав лежит на законодательном органе, а не на судах. Свобода прессы, в частности, впоследствии была ограничена жесткими законами о цензуре прессы, которые были сочтены нарушающими дух Хартии.

Содержание Устава

Король и его министры

Король занимал центральное положение в соответствии с Хартией 1814 года.

Хартия провозгласила, что король является главой государства и главой исполнительной власти: король назначал государственных должностных лиц, издавал указы и постановления, необходимые «для исполнения законов и безопасности государства», командовал армией и флотом, объявил войну, и заключили «договоры о мире, союзе и торговле» (статьи 13 и 14).

Кроме того, король имел большое влияние на законодательную власть, поскольку он обладал исключительным правом представлять законопроекты в парламент (статья 16), а также правом давать или не одобрять законы, принятые парламентом (статья 20). Король созвал и приостановил парламент и имел право распустить Палату депутатов и назначить новые выборы (статья 50). Король также назначил членов Палаты пэров (статья 27).

какую форму правления установила хартия 1814 года

В судебной сфере король назначал судей (статья 57) и имел право помиловать (статья 67).

Палаты

Палата пэров назначалась королем и могла состоять как из потомственных аристократов, так и из пэров, получивших дворянский титул в знак признания государственной службы (статья 27). Количество пэров было неограниченным, а это означало, что король мог в любой момент увеличить их количество. В дополнение к своей законодательной и совещательной роли Палата коллег также действовала в качестве специального суда для рассмотрения дел об импичменте (статья 55) и по делам о «государственной измене и посягательствах на безопасность государства» (статья 33). В течение периода Наполеоновской сотни дней действие Хартии было приостановлено только для того, чтобы вновь вступить в силу после отречения Наполеона в 1815 году. Все 29 пэров, назначенных в 1814 году, были отстранены от власти после отречения Наполеона за союз с ним. Новые коллеги были назначены в августе того же года, при этом большая часть ранее удаленных сотрудников была восстановлена ​​в последующие годы, хотя и в более низком ранге.

Члены обеих палат пользовались определенными парламентскими привилегиями, включая иммунитет от ареста (статьи 34 и 52). Председатель (спикер) Палаты депутатов был назначен королем из списка из пяти членов, представленного Палатой (статья 43), в то время как Палата пэров возглавлялась канцлером Франции, должностным лицом, назначенным королем. (Статья 29).

Для принятия закона необходимо согласие обеих палат. Не было положения о совместных заседаниях или других конституционных средствах разрешения разногласий между палатами. Предлагаемые законы (законопроекты) могли быть инициированы королем в любой палате, за исключением законов о налогах, которые должны были быть инициированы в палате депутатов (статья 17).

Конституционная, но не парламентская монархия

В этом отношении Хартия не отличалась от других конституционных документов своего времени (даже в Великобритании, где ответственность министров перед парламентом была установлена ​​в восемнадцатом веке, она оставалась на чисто условной основе). Таким образом, перед либеральными элементами французской политики эпохи Реставрации стояла задача разработать конвенцию о парламентском правительстве, в соответствии с которой: (i) король действовал бы только по совету своих министров и (ii) министров, хотя официально назначенный королем, будет выбран из числа лидеров большинства в парламенте и должен будет уйти в отставку, если они потеряют доверие парламента. Из-за узкого избирательного права, доминирования реакционной партии « Ультра » и личного вмешательства короля эти условности не получили развития в период 1814–1830 годов. Таким образом, хотя монархия в соответствии с хартией была конституционной, она так и не превратилась в действительно парламентскую систему правления.

Статус и поправки

Источник

Эволюция государственного строя Франции в 1814 – 1870 гг.

Реставрация «легитимной» монархии

Военные поражения армий Наполеона в 1812-1814 гг. предопределили конец Первой империи. Общая позиция союзников (Англии, России, Пруссии, Австрии) заключалась в стремлении к полной трансформации военно-монархической диктатуры Бонапарта и замене ее чем-то сходным с монархией первого этапа Французской революции. В крахе Империи сыграли свою роль и внутриполитические противоречия: оппозиция режиму Наполеона среди новой знати и даже среди военной верхушки, в апреле 1814 г. отказавшейся повиноваться императору после вступления союзнических армий в Париж.

Стремясь сохранить, и даже восстановить свое значение в новых политических условиях, Сенат и Законодательный корпус (во главе с министром Талейраном) установили контакт с союзниками. 1 апреля 1814 г. по согласованию с ними было назначено временное правительство из 5 сенаторов. Сенат принял решение об отрешении от власти Наполеона, сопряженное с обвинением его в бесчисленных военных и политических грехах, а также лишил прав престолонаследия его фамилию. 6 апреля 1814 г. Сенат призвал на престол брата казненного в 1793 г. короля под именем Людовика XVIII (его кандидатура была согласована с союзниками). Новому монарху был предложен проект конституции, по которой предполагалось сохранить права сенаторов и прежней бюрократии, а в политическом смысле заключить своего рода договор между нацией и королем. Людовик XVIII отверг эту конституцию, и в мае 1814 г. принял власть в качестве преемника свергнутой монархии «старого режима». Согласно мирным договорам с державами-победительницами Франция теряла все завоеванные с 1795 г. территории.

Хартия 1814 г. установила во Франции уклад конституционной парламентской монархии с консервативно-либеральным политическим режимом. Важным элементом содержания Хартии было провозглашение легитимного монарха условным центром государственности, сохранение прав и прерогатив короны было названо как важнейшая гарантия государственной стабильности. Новая конституция была октроирована (дарована монархом), что также ослабляло статус представительных учреждений, и всецело основана на идее божественных прав короля.

Хартия не могла не сохранить основы установившегося после революции социально-политического порядка. Провозглашалось равенство всех перед законом, гарантировались личная свобода, свобода вероисповедания, печати, неприкосновенность и неотчуждаемость собственности (ст. ст. 1-10). Вместе с тем католическая религия объявлялась официальной и основой власти короны. Отменялась рекрутчина. В декларациях новая монархия обещала быть более либеральной, чем военизированный режим Первой империи и уклад цезаризма. Гарантировались права солдат, а также неприкосновенность распроданных после революции конфискованных земель церкви и эмигрантов. Но наряду с этим дворянству должны были быть возвращены его права на земли, остававшиеся в национальном фонде.

Законодательный корпус (парламент) был двухпалатным. Верхняя – Палата пэров – назначалась монархом из лиц особого статуса с высокими возрастным и имущественным цензами (голосовать могли лишь лица старше 30 лет, хотя присутствовать – и моложе). Председательствовал в палате канцлер. Этот орган был не столько законодательным, сколько судебным и контролирующим (ему поручалось исследовать случаи государственной измены и нарушения безопасности). Нижняя – Палата депутатов – избиралась населением, специальными электоральными коллегиями, из лиц с высокими возрастным и имущественным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов). Избирателями также могли быть только лица с хорошим имущественным положением. Депутатов избирали на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5 (с 1824 г. – на 7 лет и полностью переизбиравшихся). Однако законодательные полномочия парламента были условными. Он вправе был только просить короля об издании закона по тому или иному вопросу, а затем вотировать предложенные законопроекты, причем голосование было секретным.

Основные государственные полномочия были сосредоточены в персоне короля. Он был главой государства, от его имени осуществлялась юстиция в стране, судьи назначались королем, но были несменяемы. Главное – единственно королю принадлежала законодательная инициатива, он издавал и обнародовал законы. Король собирал и распускал парламент. Он командовал армией, ему полностью были подведомственны вопросы внешней политики. В качестве главы государства король обладал правом верховного помилования. Монарх был полностью безответствен.

По английскому образцу и в нарушение традиций французского конституционализма министры отныне могли быть членами парламента. Это должно было способствовать связи исполнительной и парламентской власти. Однако ответственность министров была неопределенной, и они в наибольшей степени были королевскими.

Первые выборы после Реставрации принесли победу ультрароялистам. Более 2/3 состава Палаты депутатов были выходцами из старой земельной аристократии и эмигрантов. Деятельность Палаты заслужила ее членам звание «больших роялистов, чем сам король», а Людовик XVIII окрестил парламент «Бесподобной палатой». Изменения в избирательной системе (по закону 1817 г.) не переменили существенно расстановки политических сил. Большинство новоизбранной палаты также оказались крайними монархистами. Такая расстановка политических сил, пагубная для французского общества, сослужила историческую важную службу в становлении французского парламентаризма: Палата депутатов пошла на сотрудничество с правительством, и потому власть более не видела в ней оппозиционного института. Это обеспечило, в частности, возрастание влияния Палаты (пусть крайне консервативной) на исполнительные структуры: по инициативе депутатов было свергнуто до десятка правительственных министров.

«Июльская» монархия

С восшествием на престол нового монарха – Карла Х (1824) – в политике правительства усилились реакционные тенденции. Были приняты законы о суровых преследованиях за посягательства на предметы религиозного культа (либералы окрестили его «достойным XV века»). Бывшим эмигрантам предполагалось выплатить огромные компенсации, для них создавались специальные майоратные латифундии. Это вызвало нарастание общественной оппозиции, поддерживаемой мощными кругами финансистов, недовольных внешней политикой монархии. Новое аграрное законодательство 1827 г. спровоцировало крестьянские волнения.

Нарастание либеральной оппозиции вызвало ответные меры правительства. После роспуска новоизбранного в 1830 г. парламента из-за его антиправительственных настроений, последовала серия королевских указов, которыми вводились строгие ограничения на периодическую прессу, назначались новые выборы, число депутатов в Палате сокращалось с 438 до 258, урезались ее права по контролю за правительством. Указы были восприняты как государственный переворот и нарушение Хартии 1814 г. Общественная поддержка и нараставшее недовольство режимом вылились в итоге в Парижское восстание (июль 1830 г.). В итоге восстания режим Карла Х был сметен, сам король низложен. 30 июля 1830 г. депутаты распущенной Палаты провозгласили «временным наместником» герцога Луи-Филиппа, близкого к финансово-банковским кругам. Спустя некоторое время он был коронован в качестве нового короля Франции.

Результатом Июльской революции 1830 г. было обновление уклада парламентской монархии в сторону политической либерализации. Это выразилось не только в законодательном режиме (ограничены права католического духовенства, сокращены выплаты компенсаций эмигрантам, отменена цензура печати, возрождено было местное самоуправление, принимались покровительственные меры для развития финансового и промышленного предпринимательства), но и в обновлении конституционного строя. 14 августа 1830 г. была опубликована обновленная Хартия. В ней содержалась Декларация гражданских прав, провозглашалась «народная монархия». Ограничивались права короля, в частности в отношении возможности приостановления законов. Отменялся официальный католицизм.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но согласно законам 1831 г. были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила – Национальная гвардия (во главе которой вновь стал Лафайет). В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

Революция 1848 г. Вторая Республика

Разразившийся во Франции в 1846-1847 гг. экономический кризис, а затем и торгово-промышленный, финансовый (связанный с резким ростом дефицита государственного бюджета) спровоцировали нарастание политической оппозиции режиму Июльской монархии. Сыграли свою роль и внешнеполитические просчеты правительства, возглавлявшегося выдающимся историком и политиком Ф. Гизо. Сохранение псевдолегитимной монархии представлялось анахронизмом значительно окрепшим средним слоям французского общества. Среди крестьянства крепли бонапартистские настроения: в режиме военной монархии начала века видели не только образец государствования, но и славу Франции. Обострение социально-политического внутреннего кризиса протекало на фоне значительного общеевропейского политического движения, которое вылилось в серию революций 1848-1850 гг.

Оппозиционное движение республиканцев организовало несколько пропагандистских акций в поддержку парламентских реформ и, главное, изменений избирательного права. Это дало либерально-республиканским кругам широкую поддержку со стороны многочисленного класса рабочих. Попытки правительства воспрепятствовать пропагандистским и банкетным кампаниям неожиданно (не без влияния увеличивавших свое значение тайных политических обществ социалистического и анархистского толка) вызвали широкие народные демонстрации, а затем и восстание в Париже (22 – 24 февраля 1848 г.). Первоначально народное движение было направлено на свержение правительства и на борьбу за избирательные реформы. Но после того как Национальная гвардия поддержала мятежи, как монарх сменил правительство и депутаты попытались сохранить династию, вооруженное восстание перешло на лозунг свержения монархии и установления республики. Под давлением народного движения 25 февраля 1848 г. была провозглашена Республика – Вторая исторически (после 1792 – 1804 гг.).

Управление страной перешло к Временному правительству, фактическим главой которого стал политик и философ А. Ламартин. Положение было сложным в условиях давления на правительство со стороны социалистических рабочих клубов (возглавлявшихся такими леворадикалами, как Л. Блан, О. Бланки). Первые декреты новой власти были посвящены закреплению права на труд, гарантиям организации труда, сокращению рабочего дня (до 11-10 час.). 4 марта 1848 г. был издан закон о введении всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 мес.).

На основании всеобщего избирательного права было избрано Учредительное собрание, открывшееся 4 мая 1848 г. Собрание начало свою деятельность с провозглашения того, что республика «является и остается формой правления во Франции». Была создана Исполнительная комиссия из пяти членов, которой предстояло временно заняться правительственными делами. Стабилизация новой республики происходила в сложных условиях. В июне 1848 г. Париж охватило рабочее восстание под социалистическими лозунгами и с требованиями широких общественных преобразований. С большим трудом военному министру Кавеньяку удалось подавить восстание. Но оно спровоцировало нарастание антиреспубликанских настроений во французской провинции, опасавшейся наступления на собственность и экономическую свободу. В обстановке военной диктатуры, роста монархических настроений были проведены довыборы в Собрание. Работа конституционной комиссии Учредительного собрания осложнилась стремлениями правореспубликанцев и монархистов сформировать мощную исполнительную власть в духе Консульства. Большие споры вызвала попытка сформировать заново двухпалатный парламент. 4 ноября 1848 г. Собрание окончательно утвердило новую конституцию страны – Второй республики.

Конституция 1848 г. (116 ст.) утвердила создание президентской республики. В социальной сфере конституция отказалась от классического либерализма и встала на позиции необходимости государственного вмешательства в общественные отношения, в частности с тем, чтобы «путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу. поддерживая тех, кто не имеет родных. ». Значительно шире, чем ранее, фиксировались гражданские права, исходя из начал «свободы, равенства, братства» и имея в виду укрепить «семью, труд, собственность, общественный порядок». Гарантировалась свобода труда и промышленности, а для этих целей – социальное обеспечение. Собственность объявлялась неприкосновенной, запрещались конфискации имуществ. Налогообложение должно быть соответственным благосостоянию и взиматься только на основании законов. Провозглашались свобода вероисповеданий, организации союзов и свобода мнений, печати, петиций. Устанавливались законные гарантии личной неприкосновенности, в том числе запрещением смертной казни.

Исходя из провозглашенного начала народного суверенитета, законодательная власть была отдана в руки представительного органа – Национального собрания. Оно было однопалатным и состояло из 750 членов, избираемых на 3 года всеобщим мужским голосованием при прямой и тайной подаче голосов. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Подобием второй палаты был Государственный совет. Его членов назначало Национальное собрание на 6 лет с обновлением на 1/2 при перевыборах Собрания. Совет занимался выработкой проектов законов, административными уставами, административным контролем.

Принципиально важным стало создание института выборного президентства. Президент считался главой государства, руководил работой министров и других должностных лиц, обладал правом законодательной инициативы, руководил армией, вел внешнюю политику. Однако во всех направлениях на власть президента налагались различные ограничения, чтобы эта власть не переросла свои границы. Так, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена Собранием и т. п. Значительную независимость президенту предоставляло то, что он избирался всеобщим голосованием народа (на 4 года).

История становления бонапартизма в начале XIX в. показала, что во Франции (в силу особенностей ее общественной жизни и социальной психологии населения) всеобщее голосование и прямая демократия взаимосвязаны с возрождением политического авторитаризма. История повторилась в период Второй республики. Первые выборы президента (проводившиеся одновременно с парламентскими) принесли неожиданную победу племяннику Бонапарта – Людовику-Наполеону: за него проголосовало более 2/3 избирателей. Бонапартистские позиции президента и его стремления к возрождению монархии были общеизвестны. Выборы проходили, особенно в провинции, в обстановке праздника, почти крестьянского ликования. Более 2/3 депутатов Национального собрания также принадлежали к монархистам или бонапартистам. Государственная слабость республиканского движения вызвала отторжение крестьянской страны. Восстановление в той или иной форме авторитаризма было предопределено социально-политическими итогами революции 1848 г.

Восстановление Империи

Ускорителем процесса стал конфликт между Национальным собранием и президентом по законодательным вопросам и о существе президентских полномочий. Монархисты в собрании повели законодательную атаку на наиболее важные гарантии республиканского строя, а вместе с тем и на президентскую власть. Особые опасения вызвало возрастание роли левых депутатов при довыборах 1850 г. В ответ на это Собрание утвердило новый избирательный закон 31 мая 1850 г., которым в нарушение конституции вводился повышенный ценз оседлости (в 3 г.) и восстанавливался имущественный ценз. Количество избирателей тем самым сократилось более чем на 3 млн. (30%). В июле 1850 г. были приняты ограничительные меры против свободы печати: денежные залоги, особые регистрационные сборы. Под давлением Национального собрания было распущено более 120 муниципалитетов, переизбрано до тысячи мэров. Особым законом народное образование было поставлено под контроль католической церкви. Господствовавшая в Собрании «партия порядка» практически превратила страну в полицейское государство. Группировка легитимистов стала выдвигать на престол внука низложенного Карла X.

Борьба между «партией порядка» и президентом окончилась политической неудачей для первых. На сторону президента стали финансовые и промышленные круги. В 1851 г. Генеральный совет земледелия, мануфактур и торговли выступил с заявлением о том, что «недостает безопасности в настоящем и доверия к будущему». Пассивная оппозиция Собранию и правительственной политике охватила широкие круги. На этом фоне Луи-Наполеон воспользовался ситуацией для изменения соотношения власти в стране. 2 декабря 1851 г. президент опубликовал декрет, которым Национальное собрание распускалось, избирательный закон 1850 г. отменялся, восстанавливалось всеобщее избирательное право и предлагались изменения в конституцию. По сути, это был государственный переворот, но в пользу начал конституции. Декретом предлагалось продлить полномочия президента до 10 лет, сделать министров ответственными перед ним, увеличить значение Государственного совета, восстановить Сенат. Переворот прошел при опоре на армию, что вызвало возмущение в стране, вплоть до вооруженной борьбы в Париже в пользу сохранения якобы республики. Несмотря на поддержку крестьянства, переворот был встречен волнениями и в провинции. В итоге репрессий до 30 тыс. чел. были арестованы, до 10 тыс. депортированы в колонии, 84 депутата были изгнаны из Собрания. Военная атмосфера переворота придала новому режиму старый облик цезаризма.

В конце декабря 1851 г. переворот был легитимирован. Плебисцит по вопросу о поддержке народом президента и о даровало» ему необходимых полномочий для восстановления конституции принес убедительную победу Луи-Наполеону: свыше 7 млн. «да» против 650 тыс. Итоги преобразований были закреплены в новой Институции.

Конституция 14 января 1852 г. возродила уклад цезаризма, воспроизведя принципы конституции VIII года (1799). Основой государственности стала власть президента, избиравшегося на 10 лет всеобщим голосованием. Президент приобрел прямое участие в законодательстве, стал главой правительства. Единственно президент назначал на все должности, определял все вопросы внешней политики, выступал с законодательной инициативой.

Значение законодательной власти было сокращено воссозданием системы трех учреждений. Государственный совет (члены которого – 40-50 – назначались президентом) составлял и обсуждал законопроекты. Законодательный корпус (из 251 депутата, избиравшихся всеобщим голосованием на 6 лет, но под руководством президента, который выдвигал т.н. официальных кандидатов по округам) только вотировал предложенные ему законы. Сенат (150 членов, пожизненно назначаемых президентом из числа «известных лиц») был своего рода конституционным гарантом, мог отменять или изменять законы под предлогом их несоответствия конституции, а также изменять саму конституцию по согласованию с президентом.

Конституция содержала также Декларацию гражданских прав, составленную во многом исходя из документа 1789 г. Но права и свободы были даже юридически обставлены значительными оговорками. Всеобщее избирательное право нисколько не препятствовало установлению режима полумонархической диктатуры.

Общественная поддержка режиму Луи-Наполеона склонила правительство к открытому возрождению цезаристской монархии. 7 ноября 1852 г. республика, существовавшая уже только номинально, была упразднена и тем же сенатус-консультом воссоздана империя. Принц-президент был провозглашен императором под именем Наполеона III. В конце ноября 1852 г. новый плебисцит одобрил (7,8 млн.: 253 тыс.) конституционные перемены.

Установившийся строй Второй империи (1852-1870) по форме был конституционной монархией. На деле, по крайней мере в 1852-1860 гг., режим отличался значительным авторитаризмом, умалением прав Законодательного корпуса и усилением роли правительства. В 1853 г. императору было предоставлено право даже составлять государственный бюджет в отсутствие Законодательного корпуса. Существенно были ограничены свободы печати и собраний. Представительные учреждения были по большей части фиктивными. Законодательный корпус заседал не более 3 месяцев в году, заседания были практически закрытыми для прессы и для публики; это приглушало возможную оппозицию. Национальная гвардия распущена. Существенно повысил правительственные полномочия закон 14 января 1858 г. (принятый после неудавшегося покушения на императора) об общественной безопасности: властям было предоставлено право превентивных арестов. Оппозиционеров и ранее принадлежавших к «тайным обществам» чисто административными решениями ссылали в Алжир и заморские колонии.

За годы политической, хотя и консервативной стабилизации страна сделала значительный шаг в экономическом и финансовом развитии, выросло значение среднего класса. Это стало основой возрождения либерально-республиканской оппозиции, заявившей о себе на выборах 1857 г. Начиная с 1860 г. правительство, и в особенности лично император, стали на путь существенной либерализации режима при сохранении начал Конституции 1852 г. Были расширены права Законодательного корпуса (1860), разрешена публикация парламентских отчетов. Сделаны послабления в отношении свободы печати и собраний.

С 1866 г. в составе Законодательного корпуса стало все более возрастать значение республиканской оппозиции. Неудачи монархии во внешнеполитической сфере, в отношениях с Римской церковью, наконец в мексиканской войне вызвали обострение общественной обстановки. Свою роль сыграл и новый экономический кризис 1867-1868 гг. Проекты либеральных реформ – «более решительных», как заявил Наполеон III в Совете министров (январь 1867), – растворялись в бюрократической практике. Выборы 1869 г. принесли существенный успех республиканской оппозиции, превращавшейся в самостоятельную политическую партию. В марте 1870 г. император предложил очередную конституционную реформу в либеральном духе, утвержденную сенатус-консультом 20 апреля 1870 г. Реформа получила одобрение, хотя уже не столь единодушное, на очередном национальном плебисците. Согласно обновленной конституции. Сенат и Законодательный корпус реорганизовывались в двухпалатное Собрание с законодательными правами; император сохранял участие в законодательной власти и возглавлял правительство. Провозглашался принцип ответственного правительства. Однако неудачные правительственные решения вовлекли Францию в войну с Пруссией, которая окончилась разгромом Франции и одновременно крахом Второй империи.

Развитие государственного строя Франции в 1814 – 1870 гг. характеризовалось борьбой авторитарного начала с республиканским, которые в равной мере одновременно были порождены Революцией XVIII в. Преобладающее значение авторитаризма предопределило господство форм реализации власти (политического режима) над чисто конституционным распределением полномочий. Это сформировало одну из важнейших особенностей французского государственного порядка на все последующее время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *