какую организационно правовую форму имеют профсоюзные организации
Какую организационно правовую форму имеют профсоюзные организации
Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.
(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.12.2014 N 444-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.
2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.
Что такое профсоюз
В реалиях сегодняшнего времени, когда призрак коммунизма уже не бродит по Европе, а капитализм полностью материализовался в умы постсоветских людей, попробуем разобраться, что же предлагает профсоюз сегодня.
Начнем с того, что профсоюз – это объединение работников предприятий, чреждений, организаций различных организационно-правовых форм собственности, студентов и учащихся. Люди объединяются, чтобы вместе защищать друг друга от произвола работодателей и их представителей, добиваться лучших условий труда и его оплаты, просто по-человечески помогать друг другу в трудную минуту.
Работодатель сильнее и лучше организован. У него есть средства и специалисты. И чтобы отстоять свои интересы, защититься от намерений работодателей решать за счет трудящегося человека свои проблемы, наемные работники издавна объединялись в профессиональные союзы. Работодатель никогда не будет раздавать блага добровольно. Работники должны держаться вместе, чтобы добиться результата.
Слово «профсоюз» обычно ассоциируется с оказанием материальной помощи, распределением путевок и организацией культурно-массовой работы. Всем этим профсоюз, конечно, занимается. Но его главная задача и основные цели – представлять интересы членов организации и защищать их социально-трудовые права. Невыплата заработной платы, остановка предприятий, незаконные увольнения, потеря работы – характерные черты нашего времени. И профсоюз является единственной организацией, имеющей законное право представлять интересы работников и способной их защищать.
Основные соглашения, которые профсоюзы заключают с работодателем, записываются в документ под названием Коллективный договор. В нем содержится многое, и не только о зарплате. Там рассматриваются вопросы охраны труда, времени труда и отдыха социальные льготы и гарантии. Если вы вступили в профсоюз, обязательно прочитайте колдоговор – вы не только будете знать о своих правах, но и, возможно, сможете внести свежие идеи и предложения, которые облегчат жизнь вам и вашим коллегам. Коллективный договор – это правовой документ, принятый на предприятии, в учреждении, организации. Профсоюзы внимательно следят за тем, чтобы всего его пункты были выполнены.
Какие права у профсоюза?
Они закреплены в Трудовом Кодексе РФ, в законах: «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», «О коллективных трудовых спорах», «Об основах охраны труда в РФ», «О социальном партнерстве» и других.
Чем занимается профсоюз?
· Ведет переговоры с работодателями, с представителями органов власти по проблемам социально-трудовых отношений. От имени работников заключает соглашения и коллективные договоры, контролирует их выполнение.
· Контролирует выполнение работодателями законодательства о труде.
· Требует смещения с занимаемой должности представителей администрации, нарушающих законодательство о труде, не выполняющих обязательств Коллективного договора.
· Добивается занятости, повышения заработной платы и своевременной ее выплаты.
· Участвует в коллективных трудовых спорах. При необходимости проводит коллективные акции протеста, в том числе забастовки.
· Бесплатно консультирует по экономическим и правовым (трудовым, жилищным, пенсионным) вопросам; представляет и защищает интересы членов профсоюза в органах, рассматривающих трудовые споры (комиссия по трудовым спорам, суд).
· Выдвигает своих представителей для защиты интересов членов профсоюза в комиссии по социальному страхованию, по трудовым спорам, в комиссии по контролю за работой пенсионного и медицинского фондов, центров занятости и др.
· Через свои органы, инспекции и уполномоченных осуществляет контроль за состоянием охраны труда, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве.
· Проводит культурно-просветительскую и спортивно-оздоровительную работу среди работников и членов их семей.
Только член профсоюза вправе рассчитывать:
· на защиту профсоюза при увольнении по инициативе работодателя (в
предусмотренных Трудовым законодательством случаях);
· на помощь профсоюзной организации при нарушении работодателем трудового, коллективного договора;
· на содействие в решении вопросов, связанных с охраной труда.
· на бесплатную консультацию по трудовым экономическим, правовым, и иным социально значимым вопросам;
на получение финансовой помощи из средств профсоюзного бюджета.
Какую организационно правовую форму имеют профсоюзные организации
Особенности создания и деятельности профсоюзов
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ) профессиональные союзы являются отдельным видом общественных объединений, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых регулируются специальным законом – Федеральным законом от 12.01.1996 №10-ФЗ О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон № 10-ФЗ).
Согласно Закону № 10-ФЗ в Российской Федерации создаются и осуществляют деятельность следующие профсоюзы (объединения профсоюзов):
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013№22-П по делу о проверке конституционности абзацев первого-восьмого статьи 3 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения абзацев первого – восьмого статьи 3 Закона № 10-ФЗ и устанавливающими закрытый (исчерпывающий) перечень видов профсоюзных организаций и их структурных подразделений и тем самым не позволяющими профсоюзам самостоятельно, исходя из стоящих перед ними целей и задач, определять свою внутреннюю (организационную) структуру, в том числе создавать профсоюзные организации и структурные подразделения профсоюзных организаций, не упомянутые в Законе № 10-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона № 10-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 444-ФЗ) профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).
Согласно статье 8 Закона № 10-ФЗ государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации (далее – профессиональные союзы) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом № 10-ФЗ специального порядка государственной регистрации профессиональных союзов.
Содержащийся в статье 8 Закона № 10-ФЗ перечень документов для государственной регистрации профсоюзов не предусматривает документы, необходимые для ведения налоговыми органами Единого государственного реестра юридических лиц.
Однако, представление этих документов вытекает из пункта 1 статьи 8 Закона № 10-ФЗ. При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий (налоговый) орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая изложенное, а также то, что пунктом 1 статьи 2 Закона № 10-ФЗ профессиональные союзы отнесены к общественным объединениям, при государственной регистрации профессиональных союзов рекомендуется применять положения статьи 21 Закона № 82-ФЗ.
Таким образом, для государственной регистрации профессиональных союзов должны представляться следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, оформленное в установленном порядке (формы заявлений утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»);
2) устав в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений в подтверждение территориальной сферы деятельности;
8) при использовании в наименовании профессионального союза личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Согласно статье 21 Закона № 82-ФЗ решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения, а также копии документа о государственной регистрации общественного объединения.
Представляется, что вышеуказанный порядок уведомления территориального органа Минюста России и заверения представленных документов должен быть соблюден при создании структурного подразделения профессионального союза.
Вместе с тем, учитывая особенности формирования структуры профессиональных союзов, полагаем, что заверение представляемых для государственной регистрации документов и уведомление о создании структурного подразделения профессионального союза может осуществляться вышестоящим профессиональным союзом, в структуру которого оно непосредственно входит.
В соответствии со статьей 10 Закона № 10-ФЗ государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.
Минюст России и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.
На основании статьи 38 Закона № 82-ФЗ и статьи 10 Закона № 10-ФЗ надзор за соблюдением законов профсоюзами осуществляется органами прокуратуры.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ (ОКОПФ)
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)
в увязке с кодами КОПФ
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)
Russian classification of organisational and legal forms
ГАРАНТ:
См. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97
Дата введения 1 января 2000 г.
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм (КОПФ), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.
ОКОПФ предназначен для:
— формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
— решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
— обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
— анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами и нормативными актами:
«Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 27 декабря 1990 г.;
Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 25 июля 1995 г. N 765;
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.).
К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся финансово-промышленные группы Российской Федерации, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества. К неюридическим лицам относятся также индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в этом качестве.
В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
Код | Наименование | Алгоритм сбора |
Каждая позиция в классификаторе содержит:
— двухразрядный цифровой код;
— наименование организационно-правовой формы;
В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КОПФ, отменяемого после введения в действие настоящего классификатора, в ОКОПФ сохранены кодовые обозначения организационно-правовых форм, ранее использованные в КОПФ.
Для раскрытия содержания понятий отдельных организационно-правовых форм (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную организационно-правовую форму.
Пример построения позиции ОКОПФ:
60 Акционерные общества 47+67,
В ОКОПФ введена позиция «иные неюридические лица», не установленная законодательством, но необходимая для обработки статистической информации.
К позициям ОКОПФ в приложении А даны соответствующие пояснения.
Ведение ОКОПФ осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.
1. Организационно-правовые формы ОКОПФ в увязке с кодами КОПФ
Код КОПФ
2. Организационно-правовые формы КОПФ в увязке кодами ОКОПФ
Код ОКОПФ
* Данная организационно-правовая форма не включена в состав ОКОПФ, ввиду ее упразднения с 1 июля 1999 г. согласно Федеральному закону от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ
Пояснения к позициям ОКОПФ
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ГК РФ, ст.66).
Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ГК РФ, ст.69).
Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ГК РФ, ст.87).
Обществами с дополнительной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ГК РФ, ст.95).
Акционерными обществами признаются общества, уставной капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст.96).
Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (ГК РФ, ст.97).
Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (ГК РФ, ст.97).
Производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.107).
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами являются самостоятельные хозяйствующие субъекты с правами юридического лица, представленные отдельными гражданами, семьями или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (Закон РСФСР «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», ст.1).
Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ГК РФ, ст.113).
Унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями) признаются унитарные предприятия, образованные по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и основанные на праве оперативного управления.
Дочерними унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, созданные в качестве юридических лиц другими основанными на праве хозяйственного ведения унитарными предприятиями путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.
Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.116).
К данной позиции ОКОПФ относятся также потребительские общества.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ГК РФ, ст.117).
Общественными движениями являются состоящие из участников и не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.9).
Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ГК РФ, ст.118).
Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично (ГК РФ, ст.120).
Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.12).
Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2, ст.8).
Автономными некоммерческими организациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.10).
Объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) являются некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений.
Ассоциациями крестьянских (фермерских) хозяйств являются ассоциации, созданные путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов (Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст.28).
Под территориальными общественными самоуправлениями понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.27).
Товариществами собственников жилья являются некоммерческие организации, в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст.1).
Садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.1).
Организациями без прав юридического лица, индивидуальными предпринимателями являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Финансово-промышленными группами признаются совокупности юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договоров о создании финансово-промышленных групп в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ФЗ «О финансово-промышленных группах», ст.2).
Паевыми инвестиционными фондами признаются имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых, осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов в целях прироста имущества соответствующих паевых инвестиционных фондов (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», п.1).
Под простыми товариществами понимаются хозяйствующие субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ГК РФ, ст.1041).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ГК РФ, ст.55).
К данной позиции ОКОПФ относятся также иные обособленные подразделения юридических лиц.
Под индивидуальными предпринимателями понимаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрации в этом качестве (ГК РФ, ст.23).
К данной позиции ОКОПФ относятся также граждане, занимающиеся частной практикой и имеющие лицензию на ее осуществление, доверенные лица иностранных юридических лиц, представляющие их интересы на территории Российской Федерации и не занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Иными неюридическими лицами признаются прочие хозяйствующие субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством и осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.