какую организационно правовую форму представляет коммерческая организация не наделенная правом
Какую организационно правовую форму представляет коммерческая организация не наделенная правом
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ (ОКОПФ)
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)
в увязке с кодами КОПФ
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)
Russian classification of organisational and legal forms
ГАРАНТ:
См. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97
Дата введения 1 января 2000 г.
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.
ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм (КОПФ), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.
ОКОПФ предназначен для:
— формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;
— решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;
— обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;
— анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами и нормативными актами:
«Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 27 декабря 1990 г.;
Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 25 июля 1995 г. N 765;
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.).
К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся финансово-промышленные группы Российской Федерации, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества. К неюридическим лицам относятся также индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в этом качестве.
В классификаторе принята следующая форма записи позиций:
Код | Наименование | Алгоритм сбора |
Каждая позиция в классификаторе содержит:
— двухразрядный цифровой код;
— наименование организационно-правовой формы;
В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КОПФ, отменяемого после введения в действие настоящего классификатора, в ОКОПФ сохранены кодовые обозначения организационно-правовых форм, ранее использованные в КОПФ.
Для раскрытия содержания понятий отдельных организационно-правовых форм (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную организационно-правовую форму.
Пример построения позиции ОКОПФ:
60 Акционерные общества 47+67,
В ОКОПФ введена позиция «иные неюридические лица», не установленная законодательством, но необходимая для обработки статистической информации.
К позициям ОКОПФ в приложении А даны соответствующие пояснения.
Ведение ОКОПФ осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.
1. Организационно-правовые формы ОКОПФ в увязке с кодами КОПФ
Код КОПФ
2. Организационно-правовые формы КОПФ в увязке кодами ОКОПФ
Код ОКОПФ
* Данная организационно-правовая форма не включена в состав ОКОПФ, ввиду ее упразднения с 1 июля 1999 г. согласно Федеральному закону от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ
Пояснения к позициям ОКОПФ
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ГК РФ, ст.66).
Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ГК РФ, ст.69).
Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ГК РФ, ст.87).
Обществами с дополнительной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ГК РФ, ст.95).
Акционерными обществами признаются общества, уставной капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст.96).
Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (ГК РФ, ст.97).
Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (ГК РФ, ст.97).
Производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.107).
Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами являются самостоятельные хозяйствующие субъекты с правами юридического лица, представленные отдельными гражданами, семьями или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (Закон РСФСР «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», ст.1).
Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ГК РФ, ст.113).
Унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями) признаются унитарные предприятия, образованные по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и основанные на праве оперативного управления.
Дочерними унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, созданные в качестве юридических лиц другими основанными на праве хозяйственного ведения унитарными предприятиями путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.
Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.116).
К данной позиции ОКОПФ относятся также потребительские общества.
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ГК РФ, ст.117).
Общественными движениями являются состоящие из участников и не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.9).
Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ГК РФ, ст.118).
Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично (ГК РФ, ст.120).
Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.12).
Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2, ст.8).
Автономными некоммерческими организациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.10).
Объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) являются некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений.
Ассоциациями крестьянских (фермерских) хозяйств являются ассоциации, созданные путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов (Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст.28).
Под территориальными общественными самоуправлениями понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.27).
Товариществами собственников жилья являются некоммерческие организации, в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст.1).
Садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.1).
Организациями без прав юридического лица, индивидуальными предпринимателями являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.
Финансово-промышленными группами признаются совокупности юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договоров о создании финансово-промышленных групп в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ФЗ «О финансово-промышленных группах», ст.2).
Паевыми инвестиционными фондами признаются имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых, осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов в целях прироста имущества соответствующих паевых инвестиционных фондов (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», п.1).
Под простыми товариществами понимаются хозяйствующие субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ГК РФ, ст.1041).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ГК РФ, ст.55).
К данной позиции ОКОПФ относятся также иные обособленные подразделения юридических лиц.
Под индивидуальными предпринимателями понимаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрации в этом качестве (ГК РФ, ст.23).
К данной позиции ОКОПФ относятся также граждане, занимающиеся частной практикой и имеющие лицензию на ее осуществление, доверенные лица иностранных юридических лиц, представляющие их интересы на территории Российской Федерации и не занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Иными неюридическими лицами признаются прочие хозяйствующие субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством и осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Коммерческие организации
1. Общие положения о коммерческих организациях.
1.1. Коммерческие организации в ряду прочих искусственных субъектов гражданского оборота являются наиболее распространенными и, пожалуй, главными его участниками и «потребителями» правил о юридических лицах. Участие в гражданском обороте для коммерческих организаций является главной целью и смыслом существования, в отличие от некоммерческих организаций, для которых это скорее необходимость.
1.2. Определение юридического лица как коммерческой организации является исключительной прерогативой законодателя, т.е. юридическое лицо является коммерческой организацией не в силу волеизъявления ее участников независимо от формы его выражения (например, указания в уставе или принятом единогласно решении), но в силу прямого указания закона.
1.3. Правовое значение квалификации законом юридического лица как коммерческой организации:
— в силу закона основной целью деятельности такой организации является извлечение прибыли, что приводит к изменению презумпции о характере правоспособности — в отношении коммерческих организаций действует презумпция общего характера правоспособности ( абз. 2 п. 1 ст. 49 ГК);
— только коммерческие организации имеют право распределять прибыль между своими участниками, некоммерческие осуществлять аналогичную транзакцию не вправе, за исключением прямо предусмотренных законом случаев ( п. 1 ст. 50 ГК);
— правовой режим деятельности коммерческих организаций в установленных законом случаях определяется специальными правилами;
— в отношении коммерческих организаций применяются значительно более высокие стандарты поведения при оценке их действий в контексте как субъективной добросовестности («знал или должен был знать»), так и объективной добросовестности (честность, разумность), причем в некоторых случаях отношение к ним можно охарактеризовать как безжалостное — коммерческие организации должны все знать, все предвидеть, все просчитать. Проявление патернализма со стороны законодателя и правоприменителя в отношении коммерческих организаций является редким исключением из правила.
1.5. Среди многочисленных классификаций юридических лиц в отношении коммерческих организаций наибольшее значение имеет деление на объединения лиц и объединения капиталов. Основание деления — доминирующий признак, положенный законодателем в основу формирования применимых правил. С точки зрения закона полное товарищество и производственный кооператив представляют собой договорные объединения лиц, основанные на личном участии членов, а объединение имущественных взносов носит скорее второстепенный характер. В свою очередь, акционерное общество оценивается законом как объединение капиталов, для которого личное участие не имеет существенного значения. Одновременно есть промежуточные формы, такие как хозяйственные партнерства и общества с ограниченной ответственностью, в которых сочетаются и личные, и капиталистические начала. В зависимости от определения доминирующего элемента в правовом положении коммерческой организации определяются особенности метода правового регулирования. По общему правилу в корпоративном праве применяется императивный метод правового регулирования, однако в отношении коммерческих организаций указанное утверждение не является в полной степени верным. Методология регулирования корпоративных отношений существенно изменяется в зависимости от особенностей вида коммерческой организации. Так, в отношении договорных объединений, основанных исключительно или же преимущественно на личном участии членов корпорации, применяется опровержимая презумпция диспозитивности норм корпоративного права; в отношении смешанных — опровержимая презумпция императивности норм; наиболее интенсивно императивный метод правового регулирования применяется в отношении объединений капиталов.
1.6. Коммерческая организация является инструментом, посредством которого осуществляется участие в гражданском обороте, и, как всякий инструмент, он направлен на удовлетворение некоторых потребностей. Среди многочисленных утилитарных функций, которые выполняет конструкция юридического лица, допустимо выделить те из них, которые наиболее характерны именно для коммерческой организации и определяют существо и содержание нормативного регулирования.
Во-первых, конструкция коммерческой организации позволяет ограничить риск участия в предпринимательской деятельности размером имущественного взноса участника. Избрав такую форму осуществления экономической деятельности и внеся в качестве взноса некоторый имущественный вклад, лицо может быть уверено в том, что в случае экономической неудачи проекта личное имущество не будет подвергнуто взысканию кредиторов, а его риск ограничен размером имущественного взноса. Подобное отграничение имущественной массы юридического лица от имущества его учредителя принято именовать «принципом сепарации».
Во-вторых, юридическая конструкция коммерческой корпорации представляет собой инструмент, позволяющий организовать взаимодействие и согласовать разнонаправленные интересы самой корпорации, интересы ее участников и менеджмента. В правоприменительной практике признано, что корпорации построены на демократических принципах управления, которые заключаются в том числе и в том, что большинство имеет возможность подавить, подчинить волю меньшинства.
Юридическая конструкция коммерческой корпорации содержит в себе компенсационные механизмы, позволяющие устранить несправедливость, которая проистекает из возможности подавления воли меньшинства, ограничить произвол доминирующего большинства, в частности: право выхода из корпорации, в том числе и в случае, если принятое большинством решение правомерно ограничивает интересы меньшинства; различные пороги голосования (принятие решений простым или же квалифицированным большинством); право обжалования решений, которые нарушают права меньшинства или же самой корпорации, в том числе и по мотиву экономической нецелесообразности таковых. С другой стороны, имеются и правила, которые не допускают такое осуществление меньшинством своих прав, которое бы в значительной степени причиняло ущерб самой корпорации и большинству.
В корпоративном праве критерием допустимости подавления воли меньшинства является понятие «общее благо», выработанное в практике Конституционного Суда: при разрешении споров, связанных со столкновением интересов различных групп в коммерческих корпорациях, и при оценке допустимости подчинения меньшинства воле большинства следует искать баланс интересов и исходить из того, что любого рода попрание воли меньшинства должно преследовать законную цель достижения общего для коммерческой корпорации интереса, блага, содержанием которого являются эффективное управление корпорацией, повышение стоимости корпоративных прав, улучшение управления дочерними обществами, повышение инвестиционной привлекательности и в конечном счете приобретение конкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на международном рынке такой корпорацией.
1.7. Нормативный массив, регулирующий правовое положение коммерческих организаций, представлен как общими положениями гл. 4 ГК, специальными нормами, относимыми к отдельным видам коммерческих организаций, так и специальными законами, которые существуют в отношении всех разновидностей коммерческих организаций, за исключением полных товариществ и крестьянских фермерских хозяйств, что обусловлено особенностями правовой природы таковых. Нормы ГК и специальных законов соотносятся по принципу lex specialis derogat generali.
1.8. При оценке содержания норм корпоративного права, определяющих правовое положение коммерческих организаций, следует учитывать ряд принципов.
Принцип приоритета интересов третьих лиц перед интересами участников коммерческой корпорации. Во всех случаях, когда встает вопрос о конкуренции таких интересов в контексте норм корпоративного права, приоритет должен отдаваться именно интересам третьих лиц, если из закона прямо, недвусмысленно не вытекает иное. Например, неясные положения учредительных документов, на которые опиралось третье лицо, вступая в отношения с коммерческой корпорацией, во всех случаях должны интерпретироваться против интересов участников корпорации. Процессуальные доказательственные презумпции должны всегда работать против участника коммерческой корпорации, в частности в тех случаях, когда закон ставит правовые последствия в зависимость от того, был ли осведомлен кредитор корпорации о тех или иных обстоятельствах; обязанность по доказыванию такой осведомленности должна возлагаться на участника корпорации или же саму корпорацию, а собственно стандарт доказывания должен быть достаточно высоким.
Принцип пропорциональности. Все выгоды и негативные последствия участия в коммерческой корпорации во всех случаях распределяются между участниками такой корпорации в соответствии с долей участия в корпорации. Всякое исключение из указанного правила допускается исключительно в случаях, прямо предусмотренных в законе, и в предусмотренной законом форме. Отступление от принципа пропорциональности за пределами допустимого в соответствии с законом, например на основании договора, не имеет отношения к корпоративному праву и образует состав обязательства, которое связывает исключительно участников такового и не создает каких-либо последствий для третьих лиц.
Принцип непротивопоставимости внутренних договоренностей участников корпораций третьим лицам и локализации последствий конфликтов внутри коммерческой корпорации. То, что происходит между участниками коммерческой корпорации, остается внутри корпорации. Внутри корпорации могут иметь место различного рода отношения, в том числе с доминантой обязательственного, относительного элемента. Динамика внутренних отношений безразлична третьим лицам. Базовая презумпция: риск наступления негативных последствий несут участники корпорации, например, если в результате каких-либо нарушений процедур решение собрания корпорации было признано недействительным, последствия наступают для членов корпорации, если иное прямо не предусмотрено законом.
2. Общие положения о корпоративных коммерческих организациях.
2.1. Корпоративные коммерческие организации по своей природе имеют достаточно много общего, что позволяет «вынести за скобки» такие общие характеристики.
Представляется допустимым обобщение признаков производственных кооперативов и хозяйственных товариществ и обществ. Видится, что существенное отдаление производственных кооперативов от хозяйственных товариществ и обществ вряд ли оправданно.
2.2. Правоспособность у всех коммерческих корпораций общая, за редкими исключениями, которые устанавливаются законом. Например, такие ограничения введены в отношении частных охранных организаций ( ч. 1 ст. 15.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Модель ограничения правоспособности коммерческой корпорации во всех случаях сводится к ограничению возможности осуществлять иные виды деятельности, чем прямо поименованные законом, что преследует цель защиты прав и охраняемых законом интересов третьих лиц. Так, частным охранным организациям запрещено осуществлять иные виды деятельности, чем охранная, в связи с тем что таковые в силу особенностей основного вида деятельности являются неким подобием воинского формирования, которое во всех случаях будет иметь значительный соблазн использовать имеющиеся у него права, граничащие с государственными полномочиями, для защиты своих имущественных интересов.
2.3. Коммерческие корпорации создаются по решению лиц, избравших такую форму участия в предпринимательской деятельности. В зависимости от отнесения коммерческой организации к объединению лиц или же к объединению капиталов устанавливается минимальный порог количества учредителей, в частности, если речь идет об объединении лиц, то количество учредителей не может быть менее двух; в свою очередь, если коммерческая организация имеет черты объединения капиталов, в соответствии с законом допускается создание «компаний одного лица».
Помимо учредительных документов закон допускает утверждение многочисленных внутренних документов ( п. 5 ст. 52 ГК), состав и виды которых не ограничиваются. Внутренние документы выделяются по предмету регулирования — в них могут содержаться положения, которые обязательны и регулируют только права и обязанности участников такой корпорации по отношению к корпорации и между собой.
Корпоративный договор по своему существу и предмету регулирования наиболее близок именно к внутренним документам, поскольку своим предметом имеет осуществление прав и обязанностей участника хозяйственного общества ( ст. 67.2 ГК).
2.5. Учредители при создании коммерческой корпорации формируют имущество такой организации. Законом используются различные термины: складочный капитал (объединения лиц), уставный капитал (объединения капиталов), паевой фонд (объединения лиц для ведения трудовой деятельности).
Все без исключения коммерческие корпорации являются субъектами права частной собственности в отношении внесенного учредителями или же приобретенного при осуществлении предпринимательской деятельности имущества.
При образовании имущества коммерческой корпорации в случае, если организационно-правовая форма подразумевает ограничение ответственности размером имущественного вклада, к размеру и составу взносов учредителей предъявляются специальные требования.
В настоящее время в России доминирующей концепцией является присущая странам континентальной правовой семьи концепция твердого уставного капитала, которая подразумевает наличие требований к минимальному размеру капитала коммерческой организации, требования к составу имущества, которое может быть внесено в оплату капитала, а также требования по поддержанию размера собственных средств коммерческой организации. В самом общем виде концепция твердого уставного капитала отражена в ст. ст. 66.1 и 66.2 ГК. Подход российского законодателя представляется достаточно взвешенным. С одной стороны, предпринимательская инициатива не ограничивается и допускается создание организаций с достаточно низким размером капитала. С другой стороны, для наиболее значимых сфер деятельности, связанных с возможностью причинения существенного вреда имущественным интересам третьих лиц, размеры уставных капиталов существенно повышены.
Не вызывает сомнений то обстоятельство, что тезис, передающий существо континентального подхода к уставному капиталу как «определяющему минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов коммерческой организации», действительно в значительной степени устарел. Однако полный отказ от требований к имуществу коммерческой корпорации вряд ли обоснован. Концепт твердого уставного капитала является эффективным препятствием к созданию «легкомысленных» организаций, может выполнять роль некоей «платы за вход» в определенные сегменты предпринимательской деятельности.
2.6. Коммерческие корпорации приобретают права и обязанности через свои органы, а в случаях, установленных законом, — через своих участников ( п. п. 1 и 2 ст. 53 ГК). Структура органов управления, права и обязанности таких органов определяются в соответствии с учредительными документами коммерческой корпорации в пределах, установленных федеральным законом. В структуру органов управления коммерческой корпорации обязательно входят исполнительный орган и высший орган — общее собрание участников. Создание иных органов осуществляется в соответствии с предписаниями закона: в отдельных случаях наличие иных органов является факультативным, иногда — обязательным.
2.7. Формой, способом закрепления прав лица, возникающих в связи с участием в коммерческой корпорации, являются корпоративные права участия, которые имеют различное наименование, но в целом одинаковую природу: доля в уставном капитале в отношении обществ с ограниченной ответственностью, акция в отношении акционерного общества, пай в отношении кооператива.
Корпоративные права участия представляют собой прием законодательной техники, который позволяет обозначить управомоченное в корпоративных отношениях лицо. Содержание таких прав определяется законом и, в допустимых пределах, учредительными документами. Определение корпоративных прав в иных документах коммерческих корпораций недопустимо. Минимальный объем содержания корпоративных прав определяется императивным предписанием закона и значительно различается в зависимости от вида коммерческой корпорации. Наиболее общие правила сосредоточены в ст. 65.2 ГК, особенности подлежат установлению на основании правил, установленных законом в отношении каждого вида корпорации.
По общему правилу при определении содержания прав участника корпорации действует принцип пропорциональности, т.е. зависимости содержания прав и обязанностей от объема участия. Так, объем прав и обязанностей участника, имеющего участие в уставном (складочном, паевом) капитале в размере 5%, значительно отличается от объема прав и обязанностей лица, которое имеет в том же капитале 80%. Объем прав участника корпорации в контексте принципа пропорциональности именуется корпоративным контролем.
Под корпоративным контролем следует понимать возможность участника коммерческой корпорации оказывать влияние на принимаемые органами корпорации решения в силу наличия у него определенного объема участия в капитале или же определенного объема прав, которые предоставлены участнику корпорации в зависимости от объема такого участия. Как правило, вопрос о корпоративном контроле не имеет существенного значения в коммерческих корпорациях — объединениях лиц. В частности, если иное не предусмотрено учредительными документами, не имеет значения размер доли в складочном капитале полного товарищества или же в паевом фонде кооператива. По общему правилу в таких корпорациях каждый участник имеет один голос. Большее значение корпоративный контроль имеет в коммерческих корпорациях, построенных как объединения капиталов, в которых голосование осуществляется именно долей участия в капитале. Например, в обществах с ограниченной ответственностью степень возможности влияния на принятие решений участника зависит от размера принадлежащей ему доли: участник, имеющий долю в 2/5 уставного капитала, может влиять на принятие решения об увеличении уставного капитала общества, поскольку таковое принимается большинством в 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества ( п. 1 ст. 18 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Максимальное значение вопросы корпоративного контроля имеют в капиталистических объединениях — акционерных обществах. В соответствии с законом объем прав акционера напрямую зависит от количества принадлежащих ему акций, например, право внесения вопросов в повестку дня общего собрания акционеров принадлежит акционерам, владеющим в совокупности не менее чем 2% акций ( п. 1 ст. 53 Закона об акционерных обществах).
3. Хозяйственные товарищества: полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).
3.1. Легальное понятие полного товарищества содержится в п. 1 ст. 69 ГК: полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение товарищества:
— товарищество является договорным объединением лиц;
— участниками полных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации;
— участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
По своей сути полное товарищество является наиболее либеральной организационно-правовой формой юридического лица, что обусловлено тем обстоятельством, что товарищи несут полную ответственность своим имуществом по долгам созданного ими юридического лица, и именно отказ от принципа сепарации делает в значительной степени юридически и экономически безразличными для третьих лиц особенности организации внутренних отношений в товариществе. В свою очередь, ограничение состава участников полного товарищества профессиональными коммерсантами, действующими на свой риск, предполагает отсутствие потребности в защите прав со стороны государства (патернализме) в отношении участников такого объединения.
3.3. Единственным учредительным документом полного товарищества является учредительный договор, который выполняет аналогичную уставу роль. Минимальный объем сведений учредительного договора определен п. 2 ст. 70 ГК.
3.4. Полное товарищество приобретает права и обязанности через своих участников, что означает фактическое отсутствие органов управления, они товариществу не нужны.
Функцию общего собрания в товариществе выполняют все участники. Выполнение такой функции в ГК именуется «управление делами» ( ст. 71 ГК) и осуществляется всеми товарищами совместно, если учредительным договором не предусмотрено иное. По общему правилу в товариществе для целей управления принцип пропорциональности не применяется, каждый товарищ имеет один голос, если учредительным договором не предусмотрено иное.
Функцию исполнительного органа юридического лица по общему правилу вправе выполнять любой из полных товарищей, осуществление такой функции в ГК именуется «ведение дел товарищества» ( п. 1 ст. 72 ГК). По общему правилу каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества. Учредительным договором может быть предусмотрено совместное ведение дел либо ведение дел отдельными участниками.
3.5. Законом не установлены требования к минимальному складочному капиталу полного товарищества в связи с тем, что участники товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по его долгам. Вместе с тем наличие некоторого размера складочного капитала с определением долей каждого из участников полного товарищества может иметь значение в том случае, если товарищи решат ввести в собственные отношения принцип пропорциональности для целей управления делами товарищества. Кроме того, некоторый показатель может иметь значение для целей распределения негативных последствий ведения товариществом предпринимательской деятельности (убытков), а также для целей распределения прибыли.
3.6. Правовое положение участников полного товарищества определяется законом и учредительным договором, при этом на основании учредительного договора полные товарищи могут достаточно произвольно в соответствии с преследуемыми ими интересами определить содержание собственных прав и обязанностей.
3.8. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) является разновидностью полного товарищества и отличается от последнего участием в нем вкладчиков — коммандитистов ( п. 1 ст. 82 ГК).
Правовое положение коммандитиста определяется законом и учредительным договором. По своему существу вкладчик — это лицо, которое не имеет желания участвовать в осуществлении предпринимательской деятельности товариществом, однако готово и желает разместить вклад в имущество такой организации. Внешне правовое положение коммандитиста схоже с положением кредитора по денежному обязательству, который получает доход не в виде фиксированного процента, а в виде части прибыли должника — юридического лица и при этом имеет право доступа к бухгалтерским книгам должника в силу прямого указания закона, а также имеет оборотоспособные корпоративные права.
3.9. В целом с точки зрения гражданского оборота для целей ведения предпринимательской деятельности полное товарищество является наилучшей формой для объединения профессиональных коммерсантов, поскольку предоставляет практически неограниченную свободу в определении содержания отношений между полными товарищами и коммандитистами, выступает наиболее открытой, честной для кредиторов формой объединения, что не может не отразиться на общем более высоком уровне доверия к такой организационно-правовой форме.
4. Крестьянское фермерское хозяйство.
4.1. Легальное понятие крестьянского фермерского хозяйства содержится в п. 1 ст. 86.1 ГК: крестьянским (фермерским) хозяйством признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства:
— крестьянское (фермерское) хозяйство является договорным объединением лиц, основанным на личном трудовом участии;
— участники крестьянского (фермерского) хозяйства — граждане, как правило, не являющиеся профессиональными коммерсантами;
— участники крестьянского (фермерского) хозяйства несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам созданного ими юридического лица.
4.2. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства определяется ГК и специальным законом. Существенное значение имеет договорное регулирование отношений в крестьянском (фермерском) хозяйстве. Пределы свободы в определении содержания отношений участников крестьянского (фермерского) хозяйства следует признать достаточно широкими.
Очевидно, что с учетом обозначенных выше сущностных характеристик, а также местоположения правил в ГК (правила следуют за положениями о полном товариществе) крестьянское (фермерское) хозяйство по своей природе близко к полному товариществу. Подобный вывод допускает применение к крестьянским (фермерским) хозяйствам по аналогии закона правил о полном товариществе. Вместе с тем следует признать, что применение аналогии в значительной степени должно быть осторожным, поскольку полное товарищество — это объединение профессиональных коммерсантов, чего не усматривается в крестьянском (фермерском) хозяйстве, которое представляет собой объединение, основанное скорее на трудовом участии, что сближает таковое с производственным кооперативом — непрофессиональным объединением по так называемому цеховому признаку. С учетом изложенного представляется оправданным выборочное применение правил о полном товариществе и производственном кооперативе, при этом критерием выбора должно служить существо оцениваемого вопроса: если речь идет об осуществлении предпринимательского промысла, представляется оправданным применение правил о полном товариществе; если же речь идет об организации внутренних отношений, связанных управлением делами хозяйства, уместным представляется применение правил о производственном кооперативе.
4.3. Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство является договорным объединением граждан, следует предположить, что в нем нет органов юридического лица, права и обязанности хозяйство приобретает непосредственно через своих участников.
Функцию общего собрания (высшего органа управления) в крестьянском (фермерском) хозяйстве выполняют все участники. По общему правилу для целей управления принцип пропорциональности не применяется, каждый участник имеет один голос.
Функцию исполнительного органа юридического лица вправе осуществлять любой из участников.
4.4. Законом не установлены требования к минимальному капиталу крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с тем, что участники такового несут субсидиарную ответственность по его долгам. Капитал хозяйства может выполнять функцию распределения количества голосов (если в соответствии с договором будет введен принцип пропорциональности), являться инструментом распределения положительных или негативных результатов деятельности хозяйства.
4.5. Правовое положение участников крестьянского (фермерского) хозяйства определяется в соответствии с законом и договором. В силу отсутствия значимого нормативного регулирования допустимо определение правового положения таковых на основании общих положений ГК о корпорациях и по аналогии закона с полными товариществами и производственными кооперативами. Следует предположить, что члены крестьянского (фермерского) хозяйства имеют право выйти из хозяйства, состав членов не может измениться помимо воли членов. Вместе с тем представляется, что правила о прекращении юридического лица в связи с выбытием одного из его участников, присущие полным товариществам, применению не подлежат.
5. Общество с ограниченной ответственностью.
5.1. Легальное понятие общества с ограниченной ответственностью содержится в п. 1 ст. 87 ГК: обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение общества с ограниченной ответственностью:
— общество с ограниченной ответственностью является объединением лиц, в котором имеются элементы капиталистической организации;
— общество с ограниченной ответственностью является закрытой корпорацией;
— участники общества с ограниченной ответственностью не несут ответственности по обязательствам созданного ими юридического лица.
В связи с простотой создания, незначительными транзакционными издержками, сопутствующими осуществлению предпринимательской деятельности с использованием формы общества с ограниченной ответственностью, а также применением принципа сепарации такая форма является наиболее популярной в гражданском обороте.
5.2. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью определяется правилами ГК и Законом об обществах с ограниченной ответственностью. Особенностью норм, определяющих правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, является значительное количество норм дозволительного характера — норм с явно выраженным атрибутом диспозитивности.
5.3. Единственным учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является устав. Минимальный объем сведений устава определен абз. 2 п. 3 ст. 89 ГК.
5.4. При создании общества с ограниченной ответственностью участники образуют уставный капитал, минимальный размер которого составляет 10 тыс. руб.
5.5. Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью определяются в соответствии с законом, а в случаях, когда такое допустимо, и уставом общества.
Законом предусмотрены правила, которые позволяют не допустить изменение состава участников общества помимо и против воли последних. В частности, законом установлено право преимущественной покупки отчуждаемой третьему лицу доли в уставном капитале общества, в соответствии с уставом общества может быть установлен запрет на отчуждение доли третьим лицам, в том числе ограничена возможность перехода доли в уставном капитале к универсальным правопреемникам участника общества ( п. п. 2 и 6 ст. 93 ГК).
Поскольку общество с ограниченной ответственностью содержит в себе черты объединения лиц, в соответствии с уставом участникам общества может быть предоставлено право на выход из состава участников ( ст. 93 ГК).
5.6. В обществе с ограниченной ответственностью обязательными являются два органа: высший орган — общее собрание участников и исполнительный орган.
Компетенция общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью определена диспозитивной нормой, т.е. таковую можно расширить в соответствии с уставом общества. Вопросы, определенные как относимые к исключительной компетенции ( п. 2 ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью), не могут быть переданы на разрешение иного органа общества.
Голосование на общем собрании осуществляется долями в уставном капитале (принцип пропорциональности), если уставом с соблюдением установленного законом порядка отдельным участникам не предоставлены дополнительные права. В отношении общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью не применяется понятие «кворум», во всех случаях в соответствии с законом большинство считается от общего количества участников, а не от количества явившихся на собрание.
В соответствии с правилами п. 3 ст. 67.1 ГК принятие решения общего собрания участников подлежит нотариальному удостоверению, если иной способ подтверждения состава участвовавших в собрании и принятых решений не предусмотрен уставом либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Компетенция исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью в соответствии с уставом может быть существенно ограничена за счет перераспределения в пользу совета директоров или же общего собрания участников (помимо ограничений, установленных Законом об обществах с ограниченной ответственностью на совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью). В частности, в соответствии с уставом может быть установлена необходимость получения согласия на совершение любого рода сделок. Одновременно Закон допускает и установление неограниченных полномочий исполнительного органа, участники могут в соответствии с уставом разрешить исполнительному органу совершать любые сделки без согласия любых органов управления, за исключением сделок с заинтересованностью.
6. Хозяйственное партнерство.
6.1. Легальное понятие хозяйственного партнерства содержится в ч. 1 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах: хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение хозяйственного партнерства:
— хозяйственное партнерство является договорным объединением лиц;
— хозяйственное партнерство является организацией, созданной для достижения определенной учредительными документами цели;
— участники хозяйственного партнерства не несут ответственности по обязательствам созданного ими юридического лица;
— хозяйственное партнерство является чрезвычайно либеральной организационно-правовой формой.
Правовое положение хозяйственных партнерств определяется в соответствии с общими положениями о коммерческих корпорациях и Законом о хозяйственных партнерствах.
6.2. По своей правовой природе партнерство представляет закрытое договорное объединение лиц с внешними атрибутами объединения капиталов, к числу которых относится только устав. Однако наличие устава как учредительного документа не делает такое объединение исключительно капиталистическим. Поскольку изменения устава, а также состава участников партнерства возможны по общему правилу по соглашению сторон, права и обязанности участников, равно как и особенности внутренней организации, определяются соглашением об управлении партнерством, вести речь о том, что хозяйственное партнерство — недоговорное объединение лиц, вряд ли допустимо. По сути, все значимые характеристики хозяйственного партнерства (права и обязанности участников, структура и полномочия органов управления) определяются в соответствии с договором об управлении партнерством, а само управление в партнерстве построено на принципе консенсуальности, а не пропорциональности, что позволяет сделать вывод о том, что партнерство является договорной формой объединения лиц.
6.3. Единственным учредительным документом партнерства является устав, содержание которого определено в ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах. Состав сведений является минимальным; по сути, помимо обычно указываемых сведений в уставе обязательно раскрываются только лишь порядок образования исполнительного органа и его полномочия, сведения о наличии или об отсутствии соглашения об управлении партнерством и сведения о нотариусе, который хранит документы партнерства. Прочие аспекты организации отношений между участниками партнерства определяются в соответствии с соглашением об управлении партнерством, которое не является публичным документом, не представляется для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, но остается доступным только для лиц, заключивших такое соглашение. С точки зрения своего существа соглашение об управлении партнерством представляет собой разновидность корпоративного договора с чрезвычайно широкими пределами договорного регулирования корпоративных отношений.
Предмет соглашения об управлении партнерством определен ч. ч. 6 и 7 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах и включает в себя две группы сведений: сведения о правах и об обязанностях участников (условия о внесении вкладов, о порядке осуществления прав, в том числе об участии в деятельности партнерства, и др.); сведения, относимые к правоспособности партнерства и порядку ее осуществления, прежде всего — о видах и порядке образования, компетенции и порядке принятия решений органами управления.
6.4. В соответствии с Законом правила, в том числе ограничения компетенции органов управления, указанные в соглашении об управлении партнерством, непротивопоставимы неосведомленным третьим лицам и не могут повлиять на права и обязанности таковых.
6.5. Закон не устанавливает требований к минимальному размеру складочного капитала хозяйственного партнерства, однако подобное вряд ли можно признать существенным недостатком нормативного регулирования. Принимая во внимание наличие существенных транзакционных издержек, которые сопутствуют созданию и поддержанию деятельности партнерства, представляется, что размер таковых выполнит основную функцию — предотвращение создания «легкомысленных» организаций.
6.6. Права и обязанности участников хозяйственного партнерства определяются Законом и соглашением об управлении партнерством, при этом основная нагрузка ложится именно на договорное регулирование прав и обязанностей участников.
Поскольку хозяйственное партнерство является объединением лиц, прекращение участия в таком юридическом лице возможно путем выхода ( п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах), состав участников партнерства не может измениться помимо воли участников ( ст. 12 Закона о хозяйственных партнерствах).
6.7. Особенностью хозяйственного партнерства является возможность участия в управлении его делами третьих лиц, которые не являются его участниками ( ч. 2 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах). Пределы и объем участия в управлении делами партнерства таких лиц определяются соглашением об управлении партнерством. Закон не устанавливает каких-либо требований к таким лицам, которые, не являясь членами корпорации, в силу договора имеют корпоративные права. Вместе с тем следует предположить, что такие лица должны иметь основанный на законе интерес в осуществлении таких прав. К числу таких лиц можно отнести крупных инвесторов — кредиторов, которые в силу особенностей своего правового положения не имеют права участвовать в иных организациях (например, банки), однако имеют основанный на законе интерес в сохранении активов своего должника.
6.8. Единственным обязательным в соответствии с Законом органом управления партнерством является единоличный исполнительный орган, который может быть избран исключительно из числа участников партнерства. Прочие органы и вовсе могут отсутствовать или же определяются по соглашению об управлении партнерством.
7. Акционерное общество.
7.1. Легальное понятие акционерного общества содержится в п. 1 ст. 96 ГК: акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Наиболее значимые черты акционерного общества:
— акционерное общество является чисто капиталистическим объединением, открытой корпорацией;
— акционерное общество является инструментом привлечения денежных средств больших неопределенных групп лиц;
— правовой режим акционерного общества построен на исключительно императивном методе регулирования, удельный вес диспозитивных норм ничтожно мал.
7.3. В соответствии с законом выделяются два вида акционерных обществ — публичное и непубличное.
Публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным ( п. 1 ст. 66.3 ГК). Все иные акционерные общества являются непубличными.
Правовое значение выделения публичного акционерного общества сводится к определению норм права, регулирующих правовое положение такого общества, и методологии интерпретации таковых — именно в отношении публичного акционерного общества применяется исключительно императивный метод регулирования, на него распространяются повышенные меры государственного контроля, именно такое общество публично раскрывает значительный объем информации о своей деятельности. Причиной такого подхода является источник формирования имущества публичного общества: публичное акционерное общество предлагает неопределенному кругу лиц приобрести его акции за деньги, т.е. стать акционером в обмен на корпоративные права, прежде всего потенциальную неочевидную возможность получения дохода в виде дивидендов.
7.4. Единственным учредительным документом акционерного общества является устав.
7.5. При создании акционерного общества формируется уставный капитал, минимальный размер которого для публичных акционерных обществ составляет 100 тыс. руб., для непубличных — 10 тыс. руб. Особенностью формирования уставного капитала акционерного общества является способ размещения акций, который заключается в выполнении предписаний законодательства о рынке ценных бумаг, касающихся регистрации выпуска (эмиссии) акций и оплаты таковых. Регистрацию выпусков ценных бумаг осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Все последующие операции с уставным капиталом (как увеличение, так и уменьшение) также осуществляются в соответствии с требованиями законодательства о рынке ценных бумаг и связаны с регистрацией выпусков акций. Существо процедуры регистрации выпусков акций сводится к проверке Банком России условий такого выпуска, обеспеченности выпускаемых акций действительным наполнением имуществом и выдаче разрешения на допуск таких акций для оборота на рынке ценных бумаг.
7.6. Права и обязанности акционеров определяются исключительно федеральным законом, уставное и договорное регулирование недопустимо.
Поскольку в уставном капитале акционерного общества может участвовать значительное число лиц, зачастую уставный капитал является «распыленным», «дисперсным», степень корпоративного контроля каждого отдельного акционера — незначительной, в связи с чем акционеры могут объединяться в группы для совместного осуществления прав по акциям. Формой закрепления взаимных прав и обязанностей для совместного осуществления таковых является акционерное соглашение ( ст. 32.1 Закона об акционерных обществах).
Поскольку акционерное общество является капиталистическим объединением, прекращение участия в нем допустимо исключительно путем продажи акций. По общему правилу состав акционеров меняется помимо и против воли акционерного общества (акции находятся в свободном обороте). Возможность исключения акционера из непубличного акционерного общества, установленная абз. 4 п. 1 ст. 67 ГК, по смыслу правовой природы такой корпорации должна применяться в виде исключения и не должна иметь широкого распространения.
7.7. В публичном акционерном обществе обязательными являются четыре органа: высший орган — общее собрание акционеров, орган управления и контроля — совет директоров, исполнительный орган и контрольный орган — ревизионная комиссия.
Компетенция общего собрания акционеров определяется императивным предписанием закона и может быть изменена исключительно в случаях, прямо указанных в законе.
Голосование на общем собрании осуществляется акциями (каждый акционер имеет количество голосов, соответствующее количеству принадлежащих ему акций), за исключением случаев кумулятивного голосования. Иных исключений из указанного правила нет, все акции предоставляют одинаковые права.
Принятие решений осуществляется по принципу большинства, при этом в отношении общего собрания акционеров по общему правилу применяются правила о кворуме, который составляет не менее 50% акций от общего количества. Кворум определяется от числа явившихся на собрание акционеров, т.е. если на собрание явилось 50% акционеров, то для принятия решения простым большинством голосов будет достаточно 25% + 1 акция.
В соответствии с правилами п. 3 ст. 67.1 ГК принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении публичного акционерного общества лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров; непубличного акционерного общества — путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества.
В публичном акционерном обществе обязательно создается совет директоров. В непубличном акционерном обществе функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров. Порядок деятельности и компетенция совета директоров определены диспозитивными правилами: закон допускает достаточно произвольное определение порядка проведения заседаний совета директоров и принятия им решений, а также перераспределение компетенции совета директоров за счет передачи ему отдельных полномочий общего собрания акционеров и ограничения компетенции исполнительного органа за счет введения достаточно произвольных контрольных полномочий (например, установления перечня сделок, которые исполнительный орган может совершить исключительно по решению совета директоров).
Компетенция исполнительного органа акционерного общества определена диспозитивными правилами закона, которые допускают сужение таковой за счет передачи отдельных вопросов на разрешение совета директоров, но не допускают расширения такой компетенции.
8. Производственный кооператив.
8.1. Легальное понятие производственного кооператива содержится в п. 1 ст. 106.1 ГК: производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение производственных кооперативов:
— производственный кооператив является объединением лиц, основанным на личном трудовом и ином участии;
— производственный кооператив является закрытой корпорацией;
— члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива;
— производственный кооператив является либеральной организационно-правовой формой корпорации.
Особенностью норм, определяющих правовое положение производственных кооперативов, является значительное количество норм дозволительного характера — норм с явно выраженным атрибутом диспозитивности.
В связи с тем что по своей природе производственный кооператив ближе к договорной форме объединения лиц, следует предположить, что пределы допустимого договорного и уставного регулирования отношений достаточно широки. Не случайно в русском дореволюционном гражданском праве кооперативы (артели) рассматривали как разновидность полных товариществ.
8.3. Единственным учредительным документом производственного кооператива является устав. Минимальный объем сведений устава определен п. 2 ст. 106.2 ГК.
8.4. При создании производственного кооператива его члены формируют паевой фонд, минимальный размер которого не определяется законом, что обусловлено наличием правил о субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам.
8.5. Права и обязанности членов кооператива определяются законом и уставом кооператива.
Поскольку производственный кооператив является объединением лиц, прекращение участия в кооперативе возможно путем выхода ( п. 1 ст. 106.5 ГК), состав членов кооператива не может измениться помимо воли товарищей ( п. 3 ст. 106.5 ГК), член кооператива может быть исключен по решению общего собрания ( п. 2 ст. 106.5 ГК).
Особенностью правового положения члена кооператива является возложение на него субсидиарной ответственности по долгам кооператива, размер которой определяется уставом кооператива, но не может быть менее 5% от размера паевого взноса.
8.6. В кооперативе обязательными являются два органа: высший орган — общее собрание членов кооператива и исполнительный орган — председатель кооператива. Уставом может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа — правления и наблюдательного совета.
Компетенция общего собрания членов кооператива является очень широкой: в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о производственных кооперативах общее собрание членов кооператива вправе рассматривать и принимать решение по любому вопросу образования и деятельности кооператива, т.е. для определения компетенции общего собрания не требуется указания на таковую в уставе.
На общем собрании членов кооператива каждому члену кооператива принадлежит один голос независимо от размера принадлежащего ему пая. В отношении общего собрания членов кооператива применяется понятие «кворум», который составляет по общему правилу 50% от общего числа членов кооператива, большинство для целей определения принятия решения по общему правилу считается от присутствующих на собрании.
Решение общего собрания членов кооператива оформляется протоколом.
По усмотрению членов кооператива с количеством членов более 50 в кооперативе может быть создан наблюдательный совет, задачей которого является контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива ( ст. 16 Закона о производственных кооперативах). Компетенция и порядок деятельности наблюдательного совета определяются уставом.
Состав и компетенция исполнительных органов определяются уставом кооператива, значимые ограничения в законе не установлены. Создание коллегиального органа управления (правления) является обязательным в случае, если в кооперативе более 10 членов, при этом в уставе должны быть определены вопросы, которые решаются единоличным исполнительным органом и которые разрешаются на основании коллегиального решения. В состав исполнительных органов могут входить исключительно члены кооператива.
9. Унитарные предприятия.
9.1. Легальное понятие унитарного предприятия содержится в п. 1 ст. 113 ГК: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Сущностные черты, которые определяют содержание правил, регулирующих правовое положение унитарных предприятий:
— унитарное предприятие не является корпоративной организацией;
— унитарное предприятие является формой участия публично-правовых образований в предпринимательском обороте;
— унитарное предприятие является консервативной организационно-правовой формой.
Регулирование отношений, которые возникают между учредителем унитарного предприятия и самим унитарным предприятием, основано на императивном методе правового регулирования, значимая свобода усмотрения при определении правового положения унитарного предприятия в его учредительных документах отсутствует.
9.3. Правоспособность унитарного предприятия является специальной, что обусловлено исключительностью такой организационно-правовой формы. Публично-правовое образование — крайне опасный участник предпринимательского оборота, поскольку он не только вступает в отношения с другими коммерсантами, но и создает правила такого оборота. Соответственно, без действительной, основанной на нормах публичного права и функциях публичной власти на то потребности государство не должно участвовать в обороте в качестве предпринимателя. Четко указанная идея проводится в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях, который содержит закрытый перечень случаев, в которых может быть создано унитарное предприятие. Цель создания унитарного предприятия, определенная с соблюдением требований, установленных законом, обозначается в уставе такого предприятия, она определяет его специальную правоспособность, и именно указанную цель и должно преследовать в своей деятельности такое предприятие. Выход за пределы правоспособности унитарного предприятия причиняет вред тому публичному интересу, который преследуется созданием унитарного предприятия, а также с учетом особенностей его учредителя способен причинить существенный вред имущественным интересам прочих участников гражданского оборота.
9.4. Закон предусматривает два вида унитарных предприятий: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в правовом положении видов унитарных предприятий в контексте норм о юридических лицах сводятся к установлению полной субсидиарной ответственности собственника имущества казенного предприятия. По долгам унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, собственник ответственности не несет.
9.5. Единственным учредительным документом унитарного предприятия является устав. Минимальный объем сведений устава определен п. 3 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях.
9.6. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация, которая не является собственником принадлежащего ей имущества, но осуществляет в отношении такого имущества особое ограниченное вещное право (о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления подробнее см. гл. 16 настоящего учебника).
При создании унитарного предприятия формируется его уставный фонд, размер которого определяется Законом об унитарных предприятиях.
Уставный фонд унитарного предприятия не может быть разделен на доли или вклады или иные части и принадлежать разным лицам, у имущества унитарного предприятия всегда один собственник, что исключает в том числе совместное учреждение несколькими публично-правовыми образованиями одного унитарного предприятия.
9.8. Единственным органом унитарного предприятия является его исполнительный орган — руководитель, который назначается на должность по решению собственника имущества унитарного предприятия.
Компетенция исполнительного органа унитарного предприятия определяется законом и не может быть изменена уставом или иным решением собственника имущества унитарного предприятия. Любого рода ограничения полномочий, которые могут быть введены по решению собственника, остаются исключительно в отношениях между собственником и руководителем унитарного предприятия, а последствия нарушения таких ограничений локализуются исключительно в отношениях указанных лиц и не могут повлиять на права и обязанности третьих лиц, контрагентов унитарного предприятия.