какую роль играет мимика в отношениях

Мимика и жесты человека в психологии

Введение

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, – с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу.

Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Все это позволяет сделать вывод о том, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, то вам необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного общения.

Целью настоящей работы является рассмотрение сущности и основных характеристик невербальных коммуникаций.

В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:

Как распознавать жесты?

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.

На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?

Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми

Главное, к чему стремиться любой изучающий язык тела — умение определять ложь в речи собеседника. О нечестности говорят:

Чтобы получить полную картину о соответствии жестов и мимики словам человека, нужно оценивать значение всех движений:

Если во время разговора человек часто меняет положение, его мнение неустойчиво. Он готов принять чужую точку зрения, подчиниться собеседнику.

Поза супер-женщины

А если вы волнуетесь перед серьезным разговором или встречей, то попробуйте успокоить себя с помощью позы «супер-женщины» — сядьте прямо, на всю глубину стула, руки на колени, спина прямая, плечи расслаблены и разведены, подбородок высоко, взгляд прямо перед собой.

Сделайте 15-20 глубоких дыханий, представляя себе как с выдохом стресс выходит из организма, и ощущая устойчивость свой позы. Это упражнение помогает вернуть вашу парасимпатическую нервную систему в нормальное состояние (пульс замедляется, дыхание делается более равномерным, потливость уменьшается, вы в целом чувствуете, как контроль над ситуацией возвращается к вам).

Готовы? Прекрасно, отправляйтесь на встречу с ощущением уверенности в себе и правильности своей позиции. И не забывайте о том, что ваш язык может врать, но ваше тело все равно скажет правду.

Научные исследования

Изучением языка тела и стремлением дать характеристику жестам обладали еще представители Древнего Рима. Наука, образованная на основании наблюдений исследователей, назвали кенесикой. Наибольший вклад в ее развитие внесли:

какую роль играет мимика в отношениях

Психологи и социологи верят, что язык тела может стать универсальным средством общения между людьми разных социальных групп.

Невербальные средства общения

Невербальная коммуникация ‒ это система знаков, символов, которая применяется для передачи сообщения и предназначенная для наиболее совершенного его осознания, которая в определенной степени не зависит от психологических и социально-психологических свойств личности, которая имеет довольно четкий круг значений и может быть представлена как специфическая знаковая система.

Невербальные средства в общении людям нужны для четкости в понимании друг друга. Естественно, невербальные проявления касаются только устного общения. Так как внешнее невербальное выражение чувств и эмоций, выполняемое телом, тоже представляется некоторым набором знаков и символов, его часто именуют «языком тела».

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Невербальное общение складывается из двух больших групп: экстралингвистические и паралингвистические средства общения.

Паралингвистические средства общения нельзя применять без привязки к речи.

Невербальному общению обучаться нет необходимости, так как это врожденные умения.

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

какую роль играет мимика в отношениях

Общепринятые «знаки тела»

Значение жестов и мимики на конкретных примерах

Теоретические знания нужно рассматривать на конкретных, смоделированных ситуациях. Только так можно правильно понять, о чем «молчит» собеседник. Разберём, как связаны чувства собеседника с движениями различных частей его тела.

Чаще всего с подвижностью губ связывают самоуверенность.

какую роль играет мимика в отношениях

Собеседник, опершись локтем о подлокотник кресла, теребит указательным пальцем губы, при этом не издавая ни единого звука.

Это означает, что человек растерян и не знает, какое решение принять. Собеседник думает, что им пытаются манипулировать, а его жест равносилен неуверенности. Данный пример является не частым, но зато очень красноречивым.

Герметично сжавшиеся губы собеседника совсем перестали быть видны.

какую роль играет мимика в отношениях

Здесь два варианта:

Это показывает человека как добродетеля, довольно опытного, мудрого.

Отвращение. Причем близкое к полному отторжению. Это более частый вариант.

В данном случае важен контекст беседы. Если во время разговора Вы обмолвились о чем-то неприятном или задели какую-то болезненную для собеседника тему, то это можно заметить по его сжатым губам. В этом случае стоит увести разговор в сторону и сменить тему на нейтральную.

Собеседник закусывает верхнюю или нижнюю губу.

Это означает недовольство человека. Возможно, ваш собеседник измотан и эмоционально перегружен. Если верхнюю губу закусывает женщина, она, как правило, чего-то опасается.

Также этот жест может рассматриваться как соблазнение, тогда он свидетельствует о любовном возбуждении.

Спина

Спина – это центр чувственности, также отвечающий за способность вкладывать максимум сил в какое-то дело.

какую роль играет мимика в отношениях

Собеседник дружески хлопнул товарища по спине.

Это прямое выражение симпатии или просто хорошего настроения. Говорят, это сокращенная версия объятий.

Стоит отметить, что не всегда данный жест означает что-то хорошее. Читайте часть статьи про эргономику жестов.

Собеседник общается с Вами, повернувшись спиной.

Если данную позу принимают мужчины, это говорит об их неспособности принимать решения. Также это указывает на отсутствие лидерских качеств, ведь тот, кому они присущи будет открыто встречать любой поворот ситуации и решать вопросы, находясь к собеседникам лицом.

Кисти

Кисти — самая активная и подвижная часть тела, она может рассказать о многом.

какую роль играет мимика в отношениях

Если Ваш собеседник держит кисти в позе «молитвы», то это означает скорее непримиримый жест, нежели снисходительный. Стоит быть готовым к тому, что собеседник будет возражать по поводу сказанного Вами.

Собеседник закрывает руку, как бы держа в ней что-то маленькое.

Данный жест означает, что человек только забирает, а не отдает. Это символ эгоизма.

Челюсть

Челюсть ассоциируется со злостью во всех ее негативных проявлениях.

какую роль играет мимика в отношениях

Бывает такое, что человек среди ночи начинает скрипеть зубами? Так вот, это вовсе не привычка или особенность организма, это ничто иное, как гнев. Чаще всего человек, переживший весьма злобную и мрачную ситуацию днем, невольно проявляет это ночью сквозь сон.

Челюсти собеседника постоянно находятся в скрытом жевательном процессе. Это свидетельствует о весьма переменчивой личности.

Желваки будто пульсируют под кожей, а из глаз вот-вот брызнут слезы. Это знак того, что собеседник явно теряет самообладание, он чем-то сильно потрясен и держит эмоции в себе из последних сил.

какую роль играет мимика в отношениях

В статье мы рассматриваем только основные примеры, помимо них психология мимики и жестов разбирает множество ситуаций и контекстов.

Благодаря этим знаниям, каждый имеет возможность почувствовать суть поведения своего собеседника, понять, что на самом деле он испытывает и чувствует.

Как не прискорбно, людям свойственно врать, что-то скрывать или недоговаривать. Психология мимики и жестов, поможет пролить свет и ясность на многие ситуации, такие серьезные знания могут уберечь от неприятностей.

Мужские и женские жесты

Мужчины реже выражают раздражение через жестикуляцию. Их настроение проще оценить через позу: расслабленная поза говорит о доверии, открытости, стремлении продолжить разговор. Сгорбленность, сведение плеч, выставление перед собой рук — формирование своеобразного заслона от неприятного собеседника.

Сравнительная характеристика языка тела мужчины и женщины показывает, что жесты первых более закрытые, в то время как представительницы слабого пола открыто проявляют свои эмоции и страсть.

Если мужчине понравилась девушка, он продемонстрирует это такими жестами:

Женщина проявит свой интерес в мужчине следующим образом:

какую роль играет мимика в отношениях

У девушек ярче язык тела. Однако в случае неуверенности в себе могут проявиться и такие жесты: дрожащий голос, громкий смех, угловатые движения.

Невербальная коммуникация

Невербальной коммуникацией в психологии называют безречевое общение, то есть общение при помощи мимики, жестов, интонации, движения тела.

Знание невербального языка позволяет не только лучше понять собеседника, но и узнать его отношение к сказанному еще до того, как он выразит это словами.

Таким образом, безречевое общение выполняет следующие функции:

Невербальная коммуникация бывает следующих видов:

В повседневном общении человек пытается понять собеседника, прежде всего, по жестам и мимике. Наука, изучающая подобное общение, называется физиогномикой.

Что такое психология мимики и жестов?

Мимика и жесты в общении с окружающими играют огромную роль. Они помогают усилить, в полной мере раскрыть чувства. С помощью мимики мы выражаем эмоции, о которых не говорим. Наше тело весьма коварно, мы можем не замечать, как говорим одно, а язык тела показывает совсем другое.

какую роль играет мимика в отношениях

Сами того не замечая, мы выдаем свои скрытые замыслы и недосказанные слова. Наше тело красноречивее любых речей и тирад.

Неопытному человеку будет тяжело разобраться, где и как слукавил его собеседник. Но тому, кому знакома тема мимики и жестов, обеспечены понимание ситуации и возможность взять ее под контроль.

Мимика и жесты очень сильно переплетены между собой, поэтому их всегда рассматривают в одной связке.

Мы поступим также и в этой статье ответим на самые распространенные вопросы по теме мимики и жестов.

Мимика и жесты человека, психология влияния! Читайте, будет интересно

Публичная зона

Публичной называется такая коммуникация, при которой происходит взаимодействие одного человека с группой. Комфортной дистанцией в данном случае является 4-8 метров. Она позволяет донести вербальную и значительную часть невербальной информации до слушателей, не используя вспомогательные средства, такие как микрофоны, громкоговорители и телеэкраны.

Особенности личных зон в разных культурах

Интересно, что разные народы имеют разные размеры личной и интимной зон, и это несовпадение может вызвать совершенно непредсказуемую реакцию. Например, дистанция между собеседниками, которая для жителя Бразилии будет находиться в личной зоне, и являться комфортной, станет неприемлемой для американца. Потому что для американца такая дистанция – это уже не личная, а интимная территория, и на вторжение он будет реагировать негативно. В процессе диалога бразилец будет пытаться сократить дистанцию, а американец постоянно отступать. В итоге оба останутся недовольными друг другом – американец посчитает бразильца назойливым и бестактным, а бразилец американца – высокомерным и холодным.какую роль играет мимика в отношениях

Помимо собственно дистанции, принятой в качестве нормы в разных культурах, существуют и другие моменты, которые могут оказать огромное влияние на ход коммуникации между их представителями. Одни и те же средства коммуникации могут иметь в разных культурах совершенно различное значение. Для примера можно рассмотреть арабов и японцев. Несмотря на то, что размер персонального пространства в обеих культурах практически одинаков, в них совершенно по-разному относятся к прикосновениям. В японской культуре прикосновения не приняты. У арабов же наоборот – прикосновение это средство выразить симпатию. Если один собеседник избегает прикасаться к другому, то это может быть расценено как неуважение или даже презрение. Поэтому, диалог между японцем и арабом, скорее всего, оставит очень тягостное впечатление у обоих – японец будет молча страдать от «бесцеремонности» араба, а араб от «высокомерной презрительности» японца.

Помимо дистанции к проксемическим взаимодействиям относится и то, каким образом люди взаимоориентируются

Очень важно, куда развернут корпус человека во время общения. Если люди повернуты друг к другу (при диалоге) или все стоят лицом к воображаемому центру группы (когда несколько людей образуют круг), то они образуют закрытую фигуру

Закрытая фигура является невербальным сигналом для окружающих, что в данный момент внешнее вмешательство в беседу нежелательно. Когда к разговору, происходящему в закрытой фигуре, пытается подключиться новый участник, возможны два варианта развития событий.

Бывает и такое, что в процессе разговора группы из трех человек, двое через некоторое время образуют закрытую фигуру, выключая из общения третьего. Проксемика в этом случае используется как средство невербального давления. В таком случае выключенному из общения человеку лучше всего уйти, не дожидаясь нарастания неловкости.

Помимо выключения, возможен и обратный вариант – затягивание в беседу человека, который по каким либо причинам молчит. Выполняется этот прием с помощью визуального контакта. При общении с одним из собеседников взгляд ненадолго переводится на второго и обратно. Это создает иллюзию, что в беседе участвуют все три человека. Особенно полезно данное средство для того, чтобы ненавязчиво подключить к беседе застенчивого, робкого человека. Неуверенный в себе человек, не знающий как подключиться к разговору, обязательно ощутит благодарность к человеку, невербально подключившему его к беседе.

Хорошее знание проксемики может значительно повысить эффективность общения. Понимание механизмов, по которым люди подсознательно оценивают собеседника, позволяет избегать досадных ошибок и промахов, вызванных недостатком информации, а также неверной расшифровкой невербальных сигналов.

Источник

Глава XI. Мимика любви и расположенности

Глава XI. Мимика любви и расположенности

Подобно тому как удовольствие и страдание являются двумя полюсами в сфере чувствительности, так точно любовь и ненависть представляют два полюса в мире страстей. Поэтому, если мы желаем представить научный разбор мимики, то в основу нашего исследования должны быть положены эти две точки отправления.

Как только возникла в нас известная симпатия, мы стремимся приблизиться к привлекательному для нас предмету – будь это грациозное животное или красивая женщина, наш собственный ребенок или избранник нашего сердца. Стремление это господствует над всей сферой привязанностей, над всеми способами их выражения. Оно обнаруживается, начиная с первого движения, которое оборачивает нашу голову к любимому предмету, и может дойти до жарких объятий, которые освящают союз двух существ или создают новое. От точки отправления до окончания пути расстояние велико, хотя его можно пролетать на крыльях страсти в мгновение ока; во всяком случае в основе мимики расположенности всегда лежит следующий основной принцип: приближение к тому, что привлекает.

В момент приближения мы обыкновенно обнаруживаем чувство удовольствия, которое может проявляться в различных формах; но все они главным образом сводятся к выражению радости от приближения к любимому предмету и к желанию встретить взаимность. И так, если не ошибаюсь, основные элементы как самых простых, так и самых сложных выражений расположенности—приближение и удовольствие, сопровождаемое желаниями. Это – положительные черты любовной мимики, отрицательные же признаки ее заключаются в полном отсутствии выражений ненависти, гнева, угрозы. Это язык, который может быть немым, или может сопровождаться какими-нибудь незначительными движениями, но всякий смышленый человек поймет его с первого взгляда. Попробуйте расспросить любую красивую женщину, которая пробыла несколько минут в салоне, окруженная мужчинами, и она вам сразу может шепнуть на ухо, кто из них ее любит и кто к ней равнодушен, кто добивается ее чувства из прихоти, и кто с первого взгляда безумно в нее влюбился. И если существует много оттенков вожделения и любви, то она определит вам характер и степень каждого вожделения и каждого вида любви.

Второстепенные элементы мимики, которые группируются около этих двух главных, весьма многочисленны; перечень их мы сделаем ниже в особой таблице. Однако же, на некоторых из них мы должны будем остановиться дольше, отчасти потому, что они мало изучены, отчасти потому, что они позволят нам проникнуть глубже в механизм мимики привязанностей.

Привязанность – это сила по преимуществу центробежная; она стремится, так сказать, переселить частицу нас самих в любимое существо. Наше «Я», почти совершенно отрешаясь от самого себя, старается войти в другое человеческое существо и уподобиться ему. Отсюда и возникает та подражательная симпатия, которая неудержимо вызывает у нас такую мимику, которая воспроизводит на нашем лице душевные движения, проявляющаяся у любимого нами субъекта.

Эта подражательная симпатия свойственна всем животным, ведущим общественную жизнь. Мимоходом, но мастерски коснулся ее Лафатер в своей книге в главе «О взаимном воздействии физиономий одна на другую». Послушайте, как тонко он говорит об этом предмете:

Каждому случается перенимать привычки, жесты, выражение лица у тех, с кем часто приходится видеться. Мы некоторым образом усваиваем себе все, что любим, при чем происходит одно из двух: или мы сами уподобляемся любимому предмету, или этот последний становится похожим на нас. Все, что нас окружает, оказывает на нас свое влияние и в свою очередь подчиняется воздействию с нашей стороны. Но ничто не влияет на нашу личность с такой силой, как то, что нам нравится, и, несомненно, ничто не может быть нам так приятно, ничто не может так волновать нас, как человеческое лицо. Оно нравится нам потому именно, что гармонирует с нашим собственным лицом. Разве, оно могло бы иметь на нас влияние и казаться нам привлекательным, если бы не существовало точек притяжения, определяющих сходство или, по крайней мере, однородность его форм или его черт с нашими. Я не буду пытаться проникнуть в глубину этой непостижимой тайны; я не берусь разрешить трудный вопрос—как это происходит; но достоверен тот факт, что с одной стороны есть лица привлекательные, с другой отталкивающие. У двух индивидов, которые взаимно симпатизируют, или часто видятся друг с другом, обыкновенно вместе с одинаковым развитием их внутренних качеств замечается также и сходство в чертах лица, которое устанавливается взаимным обменом личных ощущений. Наше лицо, если можно так выразиться, сохраняет в себе отражение любимого предмета.

Далее этот горячий друг людей, чтобы иллюстрировать свою теорию симпатии, приводит изображения двух супругов. Муж, сделавшись ипохондриком, изменился в лице и видны все признаки глубокого отчаяния и упорного отвращения ко всякой пищи. Жена, которая его боготворила и ежеминутно следила за печальным превращением дорогого лица, мало помалу стала сама впадать в ипохондрию, и лицо ее приобрело выражение, сходное с выражением лица ее мужа. Оба они выздоровели, при чем лица их снова приняли свое обычное выражение.

В виду этого Лафатер благочестиво заканчивает свою статью, приводя очень кстати два прекрасных отрывка из Библии:

Все мы, открытым лицом, как в зеркале, созерцая славу Господню, преображаемся в тот же образ славы во славу…. (2 Кор. III, 18).

Мы станем подобны Ему, потому что увидим Его таким, каков Он есть (Иоанн III, 2).

Сильную подражательную симпатию пробуждает в нас не только лицо живого человека, но и портрет его, если только он похож и выразителен. На письменном столе Фридриха Великого стоял всегда бюст Юлия Цезаря. Я видел этот бюст, и он произвел на меня глубокое впечатление, – до того еще силен блеск гения в этом немом мраморе, несмотря на столько веков. Прусский король говорил, что этот Цезарь вдохновлял его на великие подвиги. Для того чтобы испытывать подобные влияния, не нужно быть великим человеком, достаточно быть просто человеком. Со времени моей юности перед моими глазами всегда находилась гравюра, изображающая Рафаэля Менгса и выполненная по его собственноручному портрету. Этот благородный и вдохновенный облик постоянно уносил меня в область высоких идеалов и побуждал к умственной работе.

Подражательная симпатия, составляющая одно из простейших явлений отраженной жизни чувств, особенно ярко выступает в мимике любви; но здесь она осложняется элементами высшего порядка.

Самый элементарный факт этого рода представляет тот случай, когда мы, притворяясь плачущими, заставляем плакать ребенка, который нас любит, хотя ему и неизвестно почему и как мы страдаем.

Более сложное явление происходит тогда, когда человек становится на колени перед любимой особой, целует ее ноги, как бы желая довести до совершенного ничтожества свое личное «Я», сделать его чем-то зависимым, какой-то частицей любимого существа. Это желание слиться с другим, умалить себя, чтобы возвеличить того, кого любишь, по моему мнению, выходит из узких пределов мимики и охватывает более обширную сферу и самые широкие горизонты мысли. Мы видим это по употреблению уменьшительных имен, которые в ходу между любовниками, а иногда и между друзьями, и которыми пользуются маменьки в разговоре со своими детьми; человек тонко и великодушно умаляет себя как будто для того, чтобы любимому существу легче было охватить и поглотить его. Ведь маленьким предметом удобнее овладеть, и потому в присутствии любимой особы мы хотели бы превратиться в цыпленка, в канарейку, во что-нибудь крошечное, чтобы всецело находиться в ее руках, чтобы чувствовать себя сжатыми со всех сторон ее теплыми и любящими пальцами. Есть еще и другая секретная причина к употреблению уменьшительных имен. Маленькие создания бывают нежно любимы, а нежность есть высший признак всякой крупной силы, которая может развиваться и расходоваться по собственному произволу. После сильного, горячего, стремительного объятия всегда следует нужная нота, и уменьшительные формы мимики или слов играют при этом видную роль.

Рассмотрев самые важные общие признаки расположения, нам следует теперь разложить их аналитическим путем.

Многие из этих мимических элементов наблюдаются и у животных. Дарвин описал ласки привязанности кошек и собак по отношению к их хозяевам, и подобные наблюдения с натуры мог бы сделать каждый. В своей «Физиологии любви» я также описал несколько сцен этого рода из мира животных, где постоянно преобладают два существенных элемента любовной мимики: приближение и удовольствие. Во всю жизнь я не увижу более ничего подобного кокетничанью двух улиток, которые, обменявшись ударами метательных камешков (подобно доисторическим людям), ласкались и обнимались с такой грацией и такой чувственностью, что могли бы возбудить зависть самого утонченного эпикурейца.

Синоптическая таблица мимики расположенности

какую роль играет мимика в отношениях

Мимика расположенности начинается стремлением к сближению и оканчивается взаимным соприкосновением тел, или некоторых частей тела.

Именно, в инстинктивном выборе тех или других членов для соприкосновения и выражаются разнообразные виды расположенности, – от самого святого благоговения и до самых чувственных вожделений. У всех народов земного шара замечается стремление соприкасаться наиболее подвижными и наиболее чувствительными частями тела. Вот почему рука и рот являются главными органами мимики расположенности. Относительно руки, однако, существует большое единодушие, потому что есть, кажется, народы, которые никогда не целуются. Ссылаясь на авторитет Дарвина и некоторых других исследователей, я назову из числа таких народов: фиджийцев, маоритян, таитян, папуасов, австралийцев, обитателей Сомали в Африки, а также эскимосов и древних японцев.

Я никогда не забуду своего долгого спора с благородным и интеллигентным живописцем с острова Явы, Баден-Салеком. Он говорил мне, что, подобно всем малайцам, он находит больше нежности в соприкосновении носов, чем в соприкосновении губ. «Ведь носом дышат, – добавлял он, – носом мы ощущаем дыхание любимого существа, и нам кажется, что мы сливаем при этом свою душу с его душой». Я говорил в защиту губ; но мы могли бы проспорить целый день и все-таки не убедили бы друг друга; наши вкусы в области чувствований были слишком несходны. Наших женщин он находил очень красивыми, но никак не мог примириться с нашими орлиными носами, такими длинными, такими огромными, по его выражению.

В широком смысле слова, ласка может быть выражена какой угодно частью тела. Нога, впрочем, употребляется с этою целью весьма редко, да и то разве в тех случаях, когда для этого нельзя воспользоваться другим членом, или же у народов отсталых, которые имеют обычай для выражения преданности и уважения к какой-нибудь особе ставить себе на голову или на лицо ее ногу.

Настоящим же органом ласки служит рука. Пальцы ее – это суставчатые и гибкие рычаги, которые дают возможность дотрагиваться, щекотать, сжимать, обнимать, охватывать, увеличивая число нежных прикосновений и приятных ощущений. Не даром слова cher и caresse имеют общее словопроизводство (carus). Ласкающая рука ищет другую руку, или же, в моменты более нежного умиления, – лицо любимого человека; часто нам недостаточно одной руки, а иногда и обеих. Посмотрите на мимику материнской привязанности, когда мать любящей рукой гладит по лицу своего ребенка, и скажите, можно ли найти более нежное и более естественное выражение любви.

При своих ласках человек нечто отдает и вместе с тем нечто воспринимает. К руке, расточающей любовь, от кожи любимой особы, словно магнетические токи, прибывают волны другой любви. Вот почему одно из самых обычных и самых чувственных любовных излияний состоит в перебирании волос рукою. В этом лабиринте гибких и живых нитей рука находит неисчерпаемый источник осязательных наслаждений. Каждый волос – точно электрическая нить, приводящая нас в тесную связь с чувствами, сердцем и даже мыслью любимого существа. Недаром длинные волосы женщин во все времена считались залогом любви, и недаром лысые оплакивают утрату целой области в мире наслаждения.

Пожатие рук – один из видов ласки, но наименее чувственный. Оно служит простым выражением того, что два человека узнают друг друга, что они не желают один другому вреда и не имеют основания питать друг к другу ненависть. Это одно из распространенных приветствий в человеческой семье, и даже дикие народы, у которых оно не в обычай, истолковывают его всегда, как знак расположения. У народов цивилизованных рукопожатие есть самый естественный способ выражения дружбы, в котором часто рельефно выступают характерные черты народности. Всем известно сильное и энергичное schake-hand англичан. Итальянцы пожимают руку со страстной стремительностью, совершенно чуждой народам севера. Многие люди, очень холодные и мало общительные, никогда не отвечают на ваше рукопожатие: вы держите в своей руке какой-то мертвенный член, внушающий страх и отвращение.

Хотя пожатие руки является одним из простейших мимических актов, но в нем может заключаться столько разнообразных оттенков выражения, что описание их составило бы целую книгу. Пожимая руку другу или любовнику, можно желать этим сказать: я вам не доверяю, я вас больше не люблю, я чувствую к вам влечение, я вас обожаю, я вас жду…

Пожатие руки, сделанное мужчиной женщине, может быть дерзким, более дерзким, чем пощечина.

В ряду прикосновений, служащих выражением расположенности, после ласки и рукопожатия следует объятие, представляющее собою род переплетения верхних конечностей; бросаясь друг к другу в объятия, два существа почти отдаются взаимно друг другу, как бы желая слиться в одно. Способ объятия бывает различен даже у цивилизованных племен: то обнимающиеся обхватывают туловище друг друга обеими руками, то перекидывают друг другу через плечо одну руку, касаясь ею различным образом спины. Иногда объятие совершается в два приема: обнимают сначала одну, а потом другую сторону туловища своего друга или своей подруги. В своем путешествии в Лапландию[63] я описал способ объятий у лапландцев, а в своем «Dio ignoto»[64] – странный обычай у обитателей пампасов.

Выше объятий, или, лучше сказать, в иной сфере любовных чувств, стоит поцелуй, который совершенно неизвестен многим народам, но распространен у всех цивилизованных наций, хотя в разной степени и с очень различным значением. Французы, например, целуются ежеминутно – даже лица разного пола; напротив, у итальянцев, и особенно у восточных народов, поцелуй может быть дан только жене, дочери или сестре.

Поцелуй играл видную роль на страницах истории человеческого рода: нередко поцелуй смывался кровью, возбуждал войны между племенами или народами. И это естественно: как источник бесконечного наслаждения, он мог возбуждать и бесконечную зависть; он мог открывать измену или сулить блаженство.

Поцелуй одновременно дает приятное внешнее и внутреннее ощущение; но существует громадная разница между поцелуем взаимным и поцелуем только данным, или только полученным. Многие женщины знают это и, будучи казуистами более чем любой теолог или адвокат, признаются, не краснея, в том, что получали много поцелуев, но добавляют, что сами никогда не отвечали на них.

Быть может, своим анализом мы профанируем это мимическое явление; однако, с научной точки зрения верно то, что поцелуй, оставшийся без ответа, равняется не принятому векселю. Вексель может быть ценою в тысячу, сто тысяч франков, миллион франков, но раз на нем нет подписи принимателя, он не стоит и гроша. Поцелуй только данный – это монолог, желание, стремление; поцелуй возвращенный – это принятый вексель, часто написанный слезами или кровью, но имеющий за собою мощную власть совершившегося факта. Поцелуй данный – это одно из тысячи семян, рассыпаемых щедрой природой на все четыре стороны и сохнущих или гниющих при отсутствии благоприятной для них почвы.

Напротив, поцелуй возвращенный не проходит бесследно. Хотя бы даже такой поцелуй не оскорблял ничьего знамени, хотя бы из-за него не нарушались международные союзы и трактаты, – и тогда он все же есть торжественный договор, как бы передающий нам частицы плоти, сердца и мысли другого человека. Взаимный поцелуй – это брак; с ним неразлучны румянец при воспоминании о прошлом и соглашение относительно будущего. Страх, религия, выгода, пространство, время могут разлучить мужчину и женщину, обменявшихся поцелуем, но они отдались и принадлежат друг другу.

Поцелуй данный может быть настолько мало чувственным, что его нельзя отнести к мимике любви. Целуют ноги идолов, святые мощи, одежду героев и холодный мрамор храмов. Во всех этих поцелуях участвует одна пара губ – та, которая целует. Даже и между живыми людьми такой поцелуй может выражать уважение, благоговение, но не любовь. Так целуют руку из вежливости, благодарности или покорности. Так же целуют в лоб сына, дочь или великого человека, которому удивляются.

Еще большей особенностью отличаются холодные поцелуи, требуемые приличием, в которых хотя участвуют две пары губ, но губы эти не встречаются. Каждый нос целует щеку, потом ловким chassez-croisez носы меняются местами и прикасаются к другой щеке. Все же, однако, это поцелуи; научно они относятся к мимике расположенности; но какая пропасть между ними и поцелуем Паоло и Франчески!

Когда уста отдаются друг другу, когда целующиеся губы сливаются воедино, когда исчезает всякая граница между «твоим» и «моим», когда кожа и нервы, душа и тело соприкасаются, сплетаются и сливаются, – вот это настоящий поцелуй, являющийся, быть может, и самым прекрасным выражением любви, сближающий мужчину и женщину, чтобы возжечь свет факела жизни.

За губами находится другой очень чувствительный орган– язык, который нередко принимает участие в мимике любви. Это бывает и у животных, например, когда они лижут своих детенышей.

Я даже знаю одного очень нежного мальчугана, который, ни кем тому необученный, лижет тех людей, которым хочет выказать дружбу.

Различные элементы мимики, рассмотренные нами, комбинируются различным образом, слагаясь в сложные выражения, из которых наиболее выдаются следующие:

Выражение половой любви.

Выражение материнской любви. Тут мы находим все яркие краски эротического мира, за исключением чувственности. Так как это один из самых животных и наиболее непроизвольных видов любви, то отличительными чертами ее являются: стремительность, крайняя энергия и почти судорожная форма проявления. Многие великие артисты обессмертили себя изображением материнской любви, которая так полна чувства, так возвышена, так порывиста и так постоянна.

Выражение сострадания. Это двойное сочетание мимики страдания и мимики любви. Выражение это так обычно и так общеизвестно, что самые посредственные живописцы умели изображать лицо человека, который при виде чужих страданий страдает и сам [cum eo patitur].

Выражение расположенности вообще. Это спокойное, ясное выражение расположения, без ярких красок желания и наслаждения и без печального оттенка сострадания.

Постепенно оно может возвыситься до мимического выражения дружбы, которая представляет возвышенное и очень определенное проявление расположенности между людьми. Оба эти выражения характеризуются улыбкой, растяжением черт лица и некоторыми движениями, что все вместе выказывает нашу готовность помогать своим ближним, ободрять их, а иногда плакать и смеяться вместе с ними.

Это выражение расположенности к людям может сделаться постоянным, и тогда лицо принимает тот типический характер, который в общежитии называется лицом любезного человека, лицом хорошего человека. Мы еще будем говорит об этом по поводу критериев, руководящих нами в оценке нравственного достоинства физиономии; но пока я позволю себе указать, какая неопределенность на этот счет царит в трудах физиономистов не только древних, но даже и новейших. Послушайте, например, что говорит об этом Да Лапорта:

О лице хорошего человека. Так как нравственность сопутствует всегда справедливости и ненависти к порокам, то мы соберем вместе отдельные черты добродетельного и нравственного человека и создадим из них образ, характерные признаки которого могут быть признаны средними для большинства.

Хороший человек. Узнается по отсутствию резкости в его чертах. Большой нос, пропорциональный всему лицу, или длинный, нависший над ртом, или короткий с открытыми ноздрями. Лицо красивое, дыхание правильное, грудь и плечи широкие; бюст средний; глаза впалые, большие, подвижные, как вода в стакане, со смелым взглядом, всегда открытые, темные и влажные. Вид приветливый или меланхолический; брови густые; взгляд строгий или унылый.

Благонравные люди. Взгляд имеет выражение среднее между спокойствием и волнением. Уши довольно велики и четвероугольны, фигура средняя, голос средний между оживленным и слабым или нежным; смеется редко; ногти широкие, белые или розовые; глаза голубые и впалые, большие, неподвижные и сияющие, влажные, как вода; ноги хорошо сложены, нервные, с тонкими связками[65].

Нельзя не пожалеть того, кто захотел бы воспользоваться этими портретами, чтобы распознать доброго и благонравного человека.

Тот, у кого малый нос, не может быть добродетельным человеком, а тот, у кого темные глаза, должен отказаться от права считаться благонравным! Сколько каббалистики, сбивчивости, сколько предположений и как мало науки! Подвергая строгому анализу положения неаполитанского физиономиста, можно найти в них только две истины: во-первых, что лицо порядочного человека не представляет положительных черт злобы, во-вторых, что глаза его «имеют взгляд смелый», т. е. выражают прямодушие и искренность.

Перенесемся, по крайней мере, на два века вперед, и посмотрим, как изображает Лепеллетье человека добросовестного, снисходительного, неподкупного, самоотверженного.

Правильная голова с ясно очерченными контурами, заметное преобладание черепа над лицевой частью, черты лица обыкновенно тонкие, нежные и вполне пропорциональные; возвышенное, благородное, полное достоинства чело, сияющее неизъяснимым выражением душевной непорочности и красоты, отражающее самые чистые и прекрасные движения чувства и мысли.

Шея не толстая, округленная, медлительная и простая, но грациозная в своих движениях, свободно держащаяся на плечах, которые вообще мало выдаются и мало подвижны. Туловище тонкое, изящное, естественное в своих позах, гибкое, без резкости, вычурности и искусственности в своих движениях. Конечности, обладающие такими же счастливыми физиологическими свойствами, совершают только полезные, точные и сдержанные движения.

Как много красивых слов и как мало наблюдения! Какая неопределенность, и сколько ложных умозаключений Лепеллетье, живший двумя веками позже Да Лапорты, не сумел исправить ни одной черты в странном изображении, которое начертал его предшественник.

Лафатер, которому все-таки не доставало научного направления, чутьем угадывал то, чего ему не мог дать научный опыт. Послушайте его:

Признаки честного лица. Нет такого лица, которое не могло бы выражать известную степень честности; но не всем лицам свойственно это в одинаковой мере. Самые неуклюжие, самые безобразные лица имеют иногда в высшей степени честное выражение, а самые красивые и правильные – часто бывают обманчивы. Тем не менее, правильные черты лица внушают мне больше доверия, нежели уродливые. Когда брови, глаза, нос и губы пропорциональны, то выражение честности в лице, приобретает от этого еще большую определенность.

Не впадая в ошибку, честным можно назвать такое лицо, в котором соединены в равной степени выражения силы и доброты. Одно добродушие само по себе предпринимает иногда то, чего оно не в силах сделать; дает такие обещания, которых не в состоянии выполнить; начинает то, чего не может довести до конца. Силу, если она не смягчена добродушием, трудно побудить к деятельности; она не делает того, что могла бы сделать; она становится орудием притеснений и несправедливости. Добродушие без силы тоже, что туча без дождя; сила без добродушия – это груз без рычага. Обладая только одним из этих двух качеств, нельзя быть вполне хорошим человеком. Сила без добродушия переходит в суровость, добродушие без силы вырождается в простоватость. Одна грешит избытком мягкости, другая излишком суровости; как раз середину между ними занимает сила деятельная – справедливость, честность.

Таким образом, мягкость и твердость, взятые в отдельности, не совпадают с понятием о честности. Последняя требует для себя сразу и снисходительности, и силы: силы, которая бы не притесняла, и снисходительности, которой нельзя было бы злоупотреблять; она приводит нас к сознанию, что мы такое в действительности и чем мы не можем быть, что мы можем сделать и что превышает наши силы. Таковы основные черты честности. Хитрость – это недостаток силы, который желают скрыть, прибегая к усилию. Но всякое усилие, не отвечающее внутреннему побуждению или непосредственному действию какой-нибудь внешней причины, есть ничто иное, как притворство. Что притворно, то неестественно, а что неестественно, то противно честности.

Человека честного, равно как и истинно умного, я распознаю в особенности по его манере слушать. В этот именно момент сила и добродушие в их взаимных отношениях выступают с наибольшею отчетливостью.

К числу физиономических признаков честности я отношу еще известный блеск глаз, ясность взгляда, в котором спокойствие кажется соединенным с подвижностью и который занимает середину между сверкающим и тусклым взглядом; – рот без гримас и судорожных искривлений; соответствие между движениями губ и глаз; цвет лица не слишком серый, не слишком красный и не чересчур бледный.

Перечисленные мною признаки могут отсутствовать во многих честных физиономиях; но очень мудрено встретить их вместе на лице плута.

Человек, который, смеясь от чистого сердца, не обнаруживает ни малейшего признака иронии, который, после первого взрыва веселости, продолжает тихо улыбаться, и лицо которого принимает затем выражение удовлетворенности и ясности, – такой человек, наверное, заслуживает нашего доверия, и честность его не подлежит сомнению. Вообще различные оттенки смеха и улыбки могут служить характерными признаками честности или лукавства.

А вот посмотрите еще, как Лафатер, будучи сам священником и святым человеком, мало уважал своих собратьев. Он заканчивает эту главу следующими словами:

Физиономические черты мужества сопутствуют чертам честности. Всякий обман есть трусость. Исходя из этого принципа, я думаю что ни в одном сословии честность настолько не распространена, как среди военных. Зато весьма редко она встречается в другом звании, которое я не хочу называть.

Нам хотелось привести целиком эту страницу из Лафатера, так как в ней сразу отражаются и недостатки, и достоинства бессмертного писателя. После чтения Да Лапорты и Ле Пеллетье здесь чувствуешь себя как бы перенесенным в другую, более чистую атмосферу, удивляешься тонкости психологических наблюдений и чисто женственной чуткости, умеющей различать в этом полумраке самые нежные черты человеческой природы. Но, с другой стороны, сколько неопределенности в этих штрихах, сколько догадок вместо наблюдений, какое беспрестанное смешивание самих фактов с их истолкованием!

В настоящее время мы справедливо сделались более требовательными относительно научных методов; и вот почему при изучении физиономии и мимики нам чаще приходится разрушать старое, чем созидать новое. В настоящее время мы должны ограничиться лишь тем замечанием, что у людей, расположенных к добру, чаще всего появляется мимика благосклонности, и потому на лице их становятся постоянными те выражения, которые мы старались анализировать и изучать в настоящей главе. Если бы, однако, от меня потребовали более точного определения в виде неизвестного афоризма, то вот моя формула со всеми ее явными недостатками.

Лицо порядочного человека прежде всею отличается откровенностью, потому что ему нечего скрывать; оно бывает ясным и смеющимся, так как обычное благосклонное настроение духа составляет одну из самых надежных и прочных радостей жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Мимика

Мимика Мы чаще судим о характере и настроении человека не по форме лба, бровей, ушей и т. д., а по его мимике. Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы, в первую очередь, фокусируем внимание на его лице. При этом наше

Мимика

Мимика Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике… Ф. Шиллер Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы первостепенное внимание

Глава X. Мимика страдания

Глава X. Мимика страдания В нашем сочинении «Физиология страдания», изданном не так давно во Флоренции и иллюстрированном хорошим фотографическим атласом, четвертую часть своего труда мы посвятили изучению выражений страдания. На страницах этих нами изложены

Глава XII. Мимика умиления, благоговения и религиозного чувства

Глава XII. Мимика умиления, благоговения и религиозного чувства Умиление, благоговение и все другие сердечные и умственные волнения, совокупность которых мы называем религиозностью, относятся к разряду чувств доброжелательных, а потому и соответствующие им выражения

Глава XIII. Мимика ненависти, жестокости и гнева

Глава XIII. Мимика ненависти, жестокости и гнева Сколько раз в жизни приходится нам, вздыхая, повторять исполненные глубокого смысла слова Сёма: «Небо испортило нам землю!» В сфере страстей ненависть находится в таком же отношении к любви, как страдание к удовольствию в

Глава XV. Мимика личных чувств

Глава XV. Мимика личных чувств Мимика страха. Недоверие. Робость по описанию старинных физиономистовЛюбовь к самому себе, конечно, есть одно из самых сильных чувств; оно, быть может, сильнее всех других, кроме разве чувства половой любви в известный период жизни. Тем не

Глава XVI. Мимика мысли

Глава XVI. Мимика мысли Если мысли не сопровождаются удовольствием или страданием, каким-либо чувством или волнением, то мимика оказывается мало выразительной и весьма сосредоточенной. Отсюда, однако, не следует заключать, чтобы работа головного мозга не обладает никакой

Глава XVIII. Мимика рас и профессий

Глава XVIII. Мимика рас и профессий Так как в течение десяти лет я посвятил большую часть моего времени и труда изучению антропологии и этнологии, то в целой книге эта глава должна была бы менее всего страдать неполнотою. К сожалению, материалы, собранные путешественниками,

Мимика

Мимика Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике… Ф.

Мимика

Мимика Мимика является необходимой составляющей невербального общения. При помощи различных выражений лица может быть передано бесконечное множество эмоций.В отличие от языка, мимика является универсальным средством передачи информации. Даже у слепых, никогда в жизни

Глава 4 О чем говорит мимика

Глава 4 О чем говорит мимика Выше мы уже говорили о том, что именно мимика служит основным средством выражения самых разных эмоциональных состояний, причем, в отличие от жестов, средством универсальным – выражение эмоций в общем и целом сходно у людей разных культур,

Кто: с кем говорить в зависимости от расположенности к разговору

Кто: с кем говорить в зависимости от расположенности к разговору Перед началом разговора полезно не только осознавать его желаемый результат, но и научиться определять, кто выглядит открытым для разговора и, что не менее важно, кто вряд ли его поддержит.На самом деле

Мимика

Мимика Первое, на что нужно обратить внимание, слушая собеседника, это рот. Даже у человека с малоподвижной мимикой губы подают четкие сигналы, свидетельствующие о его настроении и мыслях. Эти сигналы читаются и интерпретируются очень просто. Вы распознаете их и без моей

Мимика

Мимика Первое, на что нужно обратить внимание, слушая собеседника, это рот. Даже у человека с малоподвижной мимикой губы подают четкие сигналы, свидетельствующие о его настроении и мыслях. Эти сигналы читаются и интерпретируются очень просто. Вы распознаете их и без моей

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *