калмин миология учебное пособие
Калмин миология учебное пособие
Учебно-методическое пособие содержит в кратком систематизированном виде сведения о мышечной системе. Приводятся данные о мышечных группах, начале и прикреплении, функции, иннервации и кровоснабженииотдельных мышц, фасциях частей тела человека. Приводится описания и схемы основных клетчаточных пространств и мышечных каналов тела человека.
Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы для студентов медицинских специальностей вузов.
Оглавление
Введение 3
Мышцы головы 12
Мимические мышцы 12
Жевательные мышцы 19
Фасции головы 21
Клетчаточные пространства головы 24
Мышцы шеи 37
Поверхностные мышцы 37
Мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости 38
Глубокие мышцы 41
Фасции шеи 44
Топография шеи 48
Клетчаточные пространства шеи 54
Мышцы груди 59
Мышцы, действующие на суставы плечевого пояса 59
Собственные (аутохтонные) мышцы груди 60
Фасции груди 63
Клетчаточные пространства груди 64
Диафрагма 65
Мышцы живота 67
Мышцы передней стенки брюшной полости 67
Мышцы боковых стенок брюшной полости 67
Мышцы задней стенки брюшной полости 69
Фасции живота 70
Топография живота 71
Мышцы спины 74
Поверхностные мышцы 74
Глубокие мышцы 76
Фасции спины 84
Мышцы верхней конечности 85
Мышцы плечевого пояса 85
Мышцы плеча 87
Мышцы предплечья 89
Мышцы кисти 96
Фасции верхней конечности 99
Топография верхней конечности 103
Мышцы нижней конечности 109
Мышцы таза 109
Мышцы бедра 113
Мышцы голени 118
Мышцы стопы 122
Фасции нижней конечности 127
Топография нижней конечности 130
Обзор движений в суставах 137
Движения позвоночного столба 137
Движения ребер 137
Движения головы 137
Движения верхней конечности 138
Движения нижней конечности 140
Литература 142
Калмин миология учебное пособие
Учебно-методическое пособие содержит в кратком систематизированном виде сведения о мышечной системе. Приводятся данные о мышечных группах, начале и прикреплении, функции, иннервации и кровоснабженииотдельных мышц, фасциях частей тела человека. Приводится описания и схемы основных клетчаточных пространств и мышечных каналов тела человека.
Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы для студентов медицинских специальностей вузов.
Оглавление
Введение 3
Мышцы головы 12
Мимические мышцы 12
Жевательные мышцы 19
Фасции головы 21
Клетчаточные пространства головы 24
Мышцы шеи 37
Поверхностные мышцы 37
Мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости 38
Глубокие мышцы 41
Фасции шеи 44
Топография шеи 48
Клетчаточные пространства шеи 54
Мышцы груди 59
Мышцы, действующие на суставы плечевого пояса 59
Собственные (аутохтонные) мышцы груди 60
Фасции груди 63
Клетчаточные пространства груди 64
Диафрагма 65
Мышцы живота 67
Мышцы передней стенки брюшной полости 67
Мышцы боковых стенок брюшной полости 67
Мышцы задней стенки брюшной полости 69
Фасции живота 70
Топография живота 71
Мышцы спины 74
Поверхностные мышцы 74
Глубокие мышцы 76
Фасции спины 84
Мышцы верхней конечности 85
Мышцы плечевого пояса 85
Мышцы плеча 87
Мышцы предплечья 89
Мышцы кисти 96
Фасции верхней конечности 99
Топография верхней конечности 103
Мышцы нижней конечности 109
Мышцы таза 109
Мышцы бедра 113
Мышцы голени 118
Мышцы стопы 122
Фасции нижней конечности 127
Топография нижней конечности 130
Обзор движений в суставах 137
Движения позвоночного столба 137
Движения ребер 137
Движения головы 137
Движения верхней конечности 138
Движения нижней конечности 140
Литература 142
Информация о книге:
Учебное пособие содержит сведения о мышечной системе в кратком систематизированном виде. Приводятся данные о мышечных группах, начале и прикреплении, функции, иннервации и кровоснабжении отдельных мышц, фасциях частей тела человека. Даны описания и схемы основных клетчаточных пространств и мышечных каналов тела человека. Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы для студентов медицинских специальностей вузов.
Полная версия ]]>
Миология. Учебное пособие О. В. Калмин
Еще книги этого автора
Информация о книге:
Учебное пособие содержит данные о границах, содержимом и сообщениях клетчаточных пространств тела человека, топографии различных областей тела, внутренних органов, содержимом отверстий и каналов черепа, мышечных каналов и борозд, обобщенные и систематизированные в виде таблиц. По всем описанным разделам топографии приведены рисунки. Учебное пособие предназначено для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программам специалитета «Здравоохранение» и «Медицинские науки».
Информация о книге:
Учебное пособие содержит сведения о соединениях костей в кратком систематизированном виде. Приводятся данные о строении отдельных суставов, их функции, иннервации и кровоснабжении. Пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы студентов медицинских специальностей вузов.
Информация о книге:
Учебное пособие содержит в виде таблиц обобщенные и систематизированные данные о кровоснабжении, венозном и лимфатическом оттоке и иннервации органов и тканей человека, содержимом отверстий и каналов черепа, мышечных каналов и борозд, ветвлении и топографии сосудов и нервов. Описаны и систематизированы артериальные и венозные анастомозы. Пособие содержит большое количество схем по всем описанным разделам сосудистой и нервной систем. Пособие предназначено для студентов медицинских специальностей вузов и практических врачей различных специальностей.
Похожие книги:
В сборнике представлены тексты для различных типов обучающих и контрольных диктантов, творческих работ по всем основным грамматико-орфографическим разделам программы по русскому языку для начальной школы.
2020 год принес изменения во все сферы нашей жизни. Мир стремительно изменился за короткие 2 года.
Онлайн обучение вошло в каждую семью, где есть ученик. Вошло с новыми платформами, средствами связи и коммуникации, новыми правилами обучения. На самом деле, онлайн обучение в период карантина ідопомогло перейти из класса в класс школьникам и изменить курс студентам.
Представьте, Вы открыли книгу и … оказались на другой планете, в мире, населённым враждебно настроенными волшебниками. Надеюсь, такого с Вами не произойдёт. Зато Вы можете дать волю фантазии и понаблюдать за приключениями Василисы в волшебном мире на страницах этой книги.
Полная версия книги «Хроники Фозарии. Замбия»
Пособие содержит 7 основных разделов курса физики: «Механика» (4 темы), «Молекулярная физика и термодинамика» (1 тема), «Электричество и магнетизм» (4 темы), «Колебания и волны» (2 темы), «Оптика» (4 темы), «Атомная физика» (1 тема), «Ядерная физика» (1 тема). Материал каждой темы разделен на три части: сведения из теории, примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения (по 12 на каждую тему). Для студентов и преподавателей вузов.
Полная версия книги «Задачник по физике с элементами теории и примерами решения»
Рассмотрены тенденции и направления развития современного теоретического и прикладного материаловедения, закономерности формирования структуры и свойств материалов при различных видах воздействия и технологии получения. Изложены механизмы фазовых и структурных превращений в зависимости от условий термической и механической обработок. Приведены современные материалы и технологии, применяемые при получении изделий теплоэнергетического комплекса. Предназначен для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника».
Авторизация на сайте
Печатные пособия 2017 года
Калмина О.А., Зенин О.К., Галкина Т.Н., Никишин Д.В., Иконников Д.С., Бочкарева И.В. Курсовая работа по анатомии человека и топографической анатомии: Методические рекомендации / Под ред. О.В. Калмина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 138 с. | |
Калмин О.В. Топография органов в таблицах и схемах: Учебное пособие. – СПб.: СпецЛит, 2017. – 151 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Остеоартрология: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 72 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Краниология: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 40 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Миология: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 40 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Спланхнология: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 88 с. | |
Калмин О.В., Галкина Т.Н. Центральная нервная система и органы чувств: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 96 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология головы и шеи: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 52 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология конечностей: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 32 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология внутренних органов и стенок полостей: Методические рекомендации к практическим занятиям по морфологии для обучающихся по специальности «Медицинская кибернетика». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 52 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Остеология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 44 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Артрология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 32 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Краниология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 40 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Миология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 40 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Спланхнология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 96 с. | |
Калмин О.В., Галкина Т.Н. Центральная нервная система и органы чувств: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 100 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология головы и шеи: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 60 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология конечностей: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 40 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология внутренних органов и стенок полостей: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 64 с. | |
Калмина О.А. Топографическая анатомия: Методические рекомендации к практическим занятиям для обучающихся по специальности «Педиатрия». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 104 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Остеоартрология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 64 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Краниология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 40 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Миология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 32 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Спланхнология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 60 с. | |
Калмин О.В., Галкина Т.Н. Центральная нервная система и органы чувств: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 96 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Ангионеврология: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 96 с. | |
Калмин О.В., Калмина О.А. Анатомия головы и шеи: Методические рекомендации к практическим занятиям по анатомии человека для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 148 с. | |
Калмина О.А., Бочкарева И.В. Клиническая анатомия: Методические рекомендации к практическим занятиям для обучающихся по специальности «Стоматология». – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 166 с. | |
Калмин О.В., Галкина Т.Н. Гистология. Цитология. Эмбриология: Сборник тестов. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 160 с. |
Адрес:
440026, г. Пенза, ул. Лермонтова, 3, учебный корпус № 10, 1-й этаж, аудитория 10-119
Телефон: +7 (8412) 64-39-72
E-mail: anatomy@pnzgu.ru
При использовании материалов портала активная ссылка на источник обязательна
Учредитель
Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации Пензенский государственный университет
Пособие содержит методическую разработку практических занятий, входящих в курс нормальной анатомии человека в I семестре. По каждой теме даются методические указания, приводится список учебного материала и литературы.
Пособие предназначено для студентов I и II курсов медицинских Вузов и может быть использовано для работы на практических занятиях и внеаудиторной самостоятельной работы.
• доктор медицинских наук, профессор Н.М.Иванов,
• кандидат медицинских наук, доцент А.Н.Митрошин.
Одобрено и рекомендовано к изданию методической и редакционноиздательской комиссиями медицинского факультета Пензенского государственного университета.
ПЛАН ОТВЕТА НА ВОПРОС НА КОНТРОЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И ЭКЗАМЕНЕ
1. Русское и латинское название кости.
2. Правильно расположить кость по отношению к себе.
3. Основные части кости.
4. Описание каждой части: поверхности, отростки и т.п.
5. Описание рентгенограммы кости.
1. Русское и латинское название соединения.
2. Вид соединения: прерывное, непрерывное и т.д.
3. Расположить препарат по отношению к себе.
4. Кости и их поверхности, участвующие в образовании соединения.
5. Вид сустава: простой, сложный, комбинированный, комплексный.
6. Форма суставных поверхностей.
7. Оси и движения в суставе.
8. Вспомогательные элементы сустава.
9. Внутри- и внесуставные связки, места их прикрепления.
1. Русское и латинское название мышцы, ее принадлежность к области тела, группе и слою.
2. Начало и прикрепление мышцы.
3. Функция мышцы, ее действие на суставы.
4. Морфологические особенности мышцы.
Тема. Основы анатомической терминологии. Оси и плоскости в анатомии. Строение костей. Строение типичного позвонка.
Основы анатомической номенклатуры. Оси и плоскости в анатомии. Общее ознакомление со строением скелета и его значением в организме человека. Кость как орган, ее морфологическая и функциональная характеристика. Классификация костей. Компактное и губчатое вещество. Закономерности строения костей в зависимости от нагрузки. Костномозговая полость. Костный мозг, его возрастные особенности (красный, желтый мозг) и функциональное значе- ние в организме. Химический состав кости и его зависимость от возраста и физической нагрузки. Возможные нарушения химического состава костей при некоторых заболеваниях (рахит, остеомаляция). Возрастные изменения строения и химического состава костей. Надкостница, ее строение, физиологическое значение, роль в заживлении переломов. Рост кости, значение надкостницы и эпифизарных хрящей в этом процессе. Позвонок как структурная единица осевого скелета. Основные части и структуры типичного позвонка.
На скелете и живом человеке рассмотреть оси и плоскости, применяемые в анатомии. Изучить общие анатомические термины (на русском и латинском языках): передний, задний, вентральный, дорсальный, верхний, нижний, краниальный, каудальный, поперечный, медиальный, латеральный, промежуточ- ный, средний, срединный, продольный, осевой, аксиальный, поверхностный, глубокий, проксимальный, дистальный.
Общее ознакомление со строением скелета производится с использованием целого скелета. Изучаются его отделы (осевой скелет, скелет грудной клетки и конечностей, череп) в зависимости от их функции. На наборе отдельных костей изучается классификация костей (трубчатые, губчатые, плоские, смешанные, короткие, длинные, воздухоносные), проводится ознакомление со строением кости как органа (эпифиз, диафиз, метафиз). На распилах костей изуча- ется строение губчатого и компактного вещества, обращается внимание на особенности их строения в различных костях, а также в различных отделах одной и той же кости в зависимости от функции. С этой целью используются рентгенограммы отдельных костей. Костномозговая полость, красный и желтый мозг рассматриваются на распилах свежих костей новорожденного и взрослого че- ловека. Надкостница изучается во время ее препаровки на свежем материале. Для демонстрации химического состава кости используются готовые декальцинированные и прокаленные препараты. Химический состав кости в зависимости от ее возрастных особенностей рассматривается в связи с функцией ске-
лета и возможными патологическими процессами в нем (переломы, остеомаляция, рахит, остеопороз), что демонстрируется на соответствующих рентгенограммах.
Для изучения общих закономерностей строения позвонков используется набор препаратов из различных отделов позвоночного столба. На препаратах изучить общий принцип строения позвонков (тело, дуга, отростки, вырезки, позвоночное отверстие, межпозвонковое отверстие).
1. Скелет взрослого человека.
2. Набор и распилы различных костей.
3. Свежая кость с надкостницей.
4. Декальцинированные и прокаленные кости.
5. Набор позвонков из различных отделов позвоночного столба.
7. Схемы и рисунки по теме занятия.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.1.- С.18-21, 38-50.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- М., 1985.- Ñ.40-58, 66-70.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.- М., 1989.- Т.1.- С.12-18.
Тема. Шейные, грудные, поясничные позвонки.
Морфологические закономерности строения позвонков различных отделов позвоночного столба и позвоночника в целом. Шейные, грудные, пояснич- ные позвонки, особенности их строений в зависимости от функции.
Занятие проводится на изолированных препаратах позвонков, а также на позвоночном столбе в целом.
членении с черепом, а также структура поперечных отростков шейных позвонков. Обращается внимание на сонный бугорок VI шейного позвонка и остистый отросток VII позвонка, поясняется их клиническое значение.
Учитывается массивность тел и отростков поясничных позвонков, что связано с увеличением падающей на них нагрузки.
Необходимо познакомиться с изображением позвонков различных отделов на рентгенограммах.
2. Набор отдельных позвонков (шейные, грудные, поясничные).
4. Схемы и рисунки по теме занятия.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.1.- С.51-54.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- М., 1985.- Ñ.70-72.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.- М., 1989.- Т.1.- С.19-23.
Тема. Крестец и копчик. Грудина и ребра.
Крестец и копчик: особенности их строений в зависимости от функции. Основные аномалии позвонков. Грудина: ее части, строение. Ребра: классификация, строение. Возрастные особенности грудины и ребер. Основные аномалии костей грудной клетки.
Изучить на изолированных костных препаратах и позвоночном столбе строение крестца и копчика. Рассматривая крестцовые позвонки, подчеркнуть, что они сохраняют свою самостоятельность только до определенного возраста, а затем, сливаясь в одно целое, образуют крестцовую кость, обеспечивающую прочное соединение с костями тазового пояса, что является важным приспособлением к большой нагрузке в связи с прямохождением человека. Необходимо указать на рудиментарность копчиковых позвонков. Познакомиться с классификацией аномалий позвонков, рассмотреть их основные аномалии. Рассмотреть изображение крестца и копчика на рентгенограммах.
На отдельных костных препаратах и на скелете в целом изучить строение
7. Схемы и рисунки по теме занятия.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.1.- С.55-59.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- М., 1985.- Ñ.72-83.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.- М., 1989.- Т.1.- С.23-28.
Тема. Кости верхней конечности: лопатка, ключица, плечевая кость.
Скелет плечевого пояса и его назначение. Лопатка: строение, индивидуальная изменчивость. Ключица: строение. Основные аномалии лопатки и клю- чицы. Скелет свободной верхней конечности, его отделы. Плечевая кость: строение.
6. Схемы и рисунки по теме занятия.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.1.- С.124-128.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- М., 1985.- Ñ.119-123.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.- М., 1989.- Т.1.- С.82-90.
Тема. Кости предплечья и кисти.
Кости предплечья (локтевая и лучевая кости): строение. Отделы кисти: запястье, пясть, фаланги пальцев. Проксимальный и дистальный ряды костей запястья. Пястные кости, детали их строения. Фаланги пальцев кисти. Аномалии костей верхней конечности.
Рассматривая кости предплечья, отметить, что этот отдел скелета представлен двумя костями, показать положение этих костей относительно друг друга, места наиболее часто встречающихся переломов (локтевой отросток, дистальные концы лучевой и локтевой костей). Изучить строение костей предплечья. На собранном скелете кисти изучить ее отделы: запястье, пясть, фаланги пальцев; проксимальный и дистальный ряд костей запястья. Уметь разли- чать отдельные кости запястья, пясти, а также основные, средние и ногтевые фаланги. Отметить топографию сесамовидных костей в скелете кисти. Рассмотреть рентгенограммы костей предплечья и кисти. Изучить аномалии костей верхней конечности.
4. Отдельные кости кисти.
5. Собранный скелет кисти.
7. Схемы и рисунки по теме занятия.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.1.- С.128-133.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- М., 1985.- Ñ.125-126.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.- М., 1989.- Т.1.- С.90-100.
Тема. Кости нижней конечности: тазовая кость, бедренная кость.
Понятие о тазовом поясе и его назначении. Тазовая кость взрослого человека и составляющие ее подвздошная, лобковая и седалищная кости. Морфология этих костей. Особенности строения тазовой кости детского организма. Бедренная кость: диафиз, эпифизы, детали их строения. Надколенник.
Все кости изучаются на скелете, отдельных костных препаратах и рентгенограммах. На изолированном препарате тазовой кости найти подвздошную, лобковую и седалищную кости, место их соединения. Изучить строение всех трех костей. Увязать сложность строения тазовой кости с разнообразием выполняемой функции. Рассмотреть возрастные и половые особенности тазовых костей. На скелете показать отделы свободной нижней конечности: бедро, голень, стопу. Уметь отличать кости скелета правой нижней конечностей от левой, правильно расположить указанные кости. Уметь находить на живом человеке выступающие точки костей таза (гребень подвздошной кости, верхнюю переднюю ость, седалищный бугор), бедренной кости (большой вертел, мыщелки), надколенника. Отметить места прикрепления мышц. Отметить детали строения диафнза и эпифизов бедренной кости. Обратить особое внимание на строение шейки бедренной кости. Обосновать причину переломов. На рентгенограммах показать детали внутреннего строения (компактное и губчатое вещество, костномозговой канал). Отметить, что надколенник является самой крупной сесамовидной костью. Показать тазовую и бедренную кости на рентгенограммах.
3. Скелет тазового пояса.
6. Схемы и рисунки по теме занятия.
1. Анатомия человека: В 2-х томах / Под ред. М.Р.Сапина.- М., 1993.- Т.1.- С.133-138.
2. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека.- М., 1985.- Ñ.136-138, 143-144, 147.
3. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека: В 4-х томах.- М., 1989.- Т.1.- С.100-110.