канонизированная форма плана урока
Вопрос 1. Технология подготовки учителя к уроку
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемой в целостном педагогическом процессе, являются:
1) руководство учебной работой учащихся (преподавание);
2) воспитательная работа.
Учебную работу школьников организует учитель-предметник. Воспитательной работой занимается учитель-предметник (на своих уроках) и классный руководитель (во внеучебное время).
В структуре педагогической деятельности Н.В. Кузьмина выделила четыре взаимосвязанных компонента:
1. Гностический (деятельность учителя по изучение учащихся);
2. Конструктивный, или проектировочный. Конструктивная (проектировочная) деятельность педагога, в свою очередь, распадается на:
а) конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса);
б) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся);
в) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
3. Организаторский (система действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности);
4. Коммуникативный (установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями).
Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях – гностических, конструктивных, организаторских, коммуникативных.
Подготовка учителя к уроку включает два этапа:
1. Предварительная подготовка (разработка учителем системы уроков по учебному предмету, осуществляемая до начала учебного года).
2. Непосредственная подготовка (т.е. подготовка к конкретному уроку, осуществляемая в течение учебного года).
В предварительную подготовку к уроку входят:
а) тщательное изучение требований учебной программы и объяснительной записки к ней;
б) внимательное ознакомление со школьными учебниками и учебными пособиями для учащихся;
в) проработка методических пособий по преподаваемому предмету;
г) ознакомление с опытом работы лучших учителей, проанализировать опыт своих коллег;
д) критический анализ собственного опыта;
е) изучение школьной документации и личное знакомство учителя с составом учащихся тех классов, в которых предстоит преподавать;
ж) составление календарно-тематического планирования по учебному предметув соответствии с учебной программой и расписанием уроков.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету может иметь следующий вид:
№ п/п урока | Дата | Тема и содержание урока | Тип урока | Оборудование |
1. | 02.09.2012 | Введение ………………………………….. ………………………………….. ………………………………….. | …………. | § 1 (п. 1–3) Календарь наблюдений за природой |
Раздел I. ……………………………………………………………….. (12 ч.) Тема 1. …………………………………………………………… (4 ч.) | ||||
2. | ||||
3. |
С образцом календарно-тематического планирования по учебному предмету можно ознакомиться в приложении 1.1 к семинарскому занятию 1.
Типовое календарно-тематическое планирование публикуется ежегодно (до начала учебного года) по каждому предмету в специальных методических журналах: «Біяалогія: праблемы выкладання», «Гісторыя: праблемы выкладання», «Пачатковая школа» и т.п. Однако учитель имеет право вносить в него до 20% изменений и дополнений.
На этапе непосредственной подготовки к уроку учитель:
а) определяет место урока в системе уроков по данной теме и в общей системе знаний, навыков, умений и деятельности по формированию научного мировоззрения, умственного развития школьников;
б) отбирает и прорабатывает к данному уроку необходимую литературу, просматривает внепрограммный материал по профилю учебного предмета с тем, чтобы сообщить учащимся информацию о последних достижениях в области данной науки;
в) проверяет в действии технические и наглядные средства обучения и другое учебное оборудование, готовит раздаточный материал для организации самостоятельной индивидуальной работы учащихся;
г) при подготовке к уроку математики или физики учитель должен прорешать примеры, задачи, доказать теоремы, которые он будет предлагать учащимся на всех этапах урока; при подготовке к уроку языка учитель в плане записывает слова, словосочетания, предложения или делает ссылки на страницы книги, которой он будет пользоваться на уроке при изучении тех или иных языковых правил;
д) учитывает и намечает межпредметные связи, чтобы связать знания по данному предмету с материалом по другим учебным предметам, и в то же время избежать ненужного дублирования уже известного школьникам материала;
е) продумывает и отрабатывает голос, мимику, интонацию.
ж) продумывает и составляет план урока.
Виды плана урока по степени детализации:
1. План-конспект – весьма подробный, детализированный план (фактически сценарий урока), включающий отдельные реплики учителя и даже предполагаемые ответы учащихся. Данная разновидность плана урока рекомендуется в двух случаях:
а) начинающим учителям;
б) учителям, дающим открытый урок.
2. Собственно план урока (выполняется в сжатой форме и составляет обычно 1–2 печатные страницы).
2. Формы плана урока:
б) план урока в табличной форме (технологическая карта).
Технологическая карта урока может иметь следующий вид:
Этапы урока | Содержание этапа | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Форма организации работы учащихся | Межпредметные и внутрипредметные связи |
Вне зависимости от вида и формы, план урока должен содержать следующую информацию:
· номер урока по порядку, учебный предмет, класс;
· цели и задачи урока;
· ход урока (поэтапно);
Образцы текстовых планов урока можно видеть в приложении 1.5 к семинарскому занятию 1. Образцы технологических карт урока размещены в приложении 1.6 к семинарскому занятию 1.
Особо нужно оговорить вопрос о формулировании целей и задач урока. Цели и задачи урока формулируются одним из трех способов:
1. «Триединая цель» («советский способ»): к каждому уроку формулируется три цели – образовательная, развивающая, воспитательная.
2. Современный способ: для каждого урока формируется одна цель (образовательная). Далее она конкретизируется в задачах. Обычно ставится от 2 до 4 задач. Среди них должна быть хотя бы одна развивающая задача и хотя бы одна воспитательная.
3. Способ И.Я. Лернера – М.Н. Скаткина. Заключается в том, что для каждого урока формулируется четыре цели в соответствии с четырьмя компонентами содержания образования. Первая цель связана с формированием у учащихся знаний, вторая – с формированием навыков и умений, третья – с формированием опята творческой деятельности, четвертая – эмоционально-ценностных отношений (см.: приложение 1.4 к семинарскому занятию 1).
Основное требование: цели и задачи урока ставятся диагностически, т.е. через указание на предполагаемый результат. Поэтому стандартные формулировки образовательной цели (задачи) урока выглядят так:
сформировать представление о…
сформировать понятие о…
познакомить учащихся с …
сформировать (выработать) умение (навык)…
закрепить умение (навык)…
научить применять знания о… на практике и др.
Развивающая цель (задача) начинается с глагола «развивать …». Далее указывается, что именно предполагается развивать: логическое мышление, творческое воображение, монологически и диалогическую речь и т.д.
Воспитательная цель начинается обычно со слова «воспитывать…». Далее указывается черта или качество личности, которое учитель считает целесообразным нужным воспитывать на данном уроке (например, патриотизм гордость за достижения отечественной науки и культуры, гражданственность, трудолюбие, бережливость и т.д.)
Вопрос 2. Функции и направления работы классного руководителя. Первоначальный этап работы классного руководителя.
Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, детских и молодежных организаций, общественности, несет персональную ответственность за организацию воспитательной работы в своем классе. В деятельности классного руководителя сочетаются воспитательные, организаторские и административные функции.
Деятельность классного руководителя основывается на комплексном подходе к воспитанию.Это значит, что в своих планах работы он обязан предусмотреть взаимосвязь умственного, нравственного, правового, трудового, эстетического и физического воспитания, охватить всех без исключения учащихся различными формами деятельности, сочетать различные методы и средства воспитательной работы с учетом возрастных особенностей и уровня воспитанности учащихся.
Основные направления работы классного руководителя:
1. Изучение учащихся и классного коллектива (педагогическая диагностика). Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. Далее изучение школьников ведется непрерывно в течение всего срока их обучения.
2. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе. В одиночку решить все проблемы воспитательной работы классному руководителю невозможно. Классный руководитель изучает особенности учебно-воспитательной работы учителей, знакомится с их требованиями и взаимоотношениями с учащимися, обменивается мнениями о поведении отдельных учащихся, о методах воздействия на них. Классный руководитель должен установить нормальные отношения с учителями, работающими в данном классе, добиваться предъявления и выполнения единых требований к учащимся, привлекать их к проведению отдельных мероприятий – трудовых дел, туристических походов, читательских конференций, диспутов, вечеров. Важно, чтобы ученики больше общались со своими учителями во внеурочное время. Во многих школах применяется ценная форма работы – «малый педсовет», или педагогический консилиум, т.е. совещание учителей, работающих в одном классе или ряде параллельных классов.
3. Организация и воспитание классного коллектива. Это основное направление работы классного руководителя. Класс становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того как накапливается опыт совместной деятельности, создается и растет актив, складываются положительные традиции, крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом.
4. Организация и проведение воспитательных мероприятий.Это, прежде всего, информационные часы, классные часы, этические беседы, диспуты, читательские и зрительские конференции, лекции специалистов (медиков, юристов и т.д.), встречи с интересными людьми, трудовые дела, экскурсии и туристические походы, участие в праздновании государственных, городских (сельских) и школьных праздников.
Многочисленные сценарии воспитательных мероприятий публикуются в научно-методических журналах «Праблемы выхавання», «Сацыяльна-педагагічная работа», «Народная асвета», а также в российском журнале «Классный руководитель», газетах «Последний звонок», «Педсовет», «Педагогическое творчество».
5. Сотрудничество с детскими и молодежными общественными организациями.Не вмешиваясь напрямую в работу самодеятельных детских и юношеских организаций, не подавляя их инициативы, педагог может помочь обогащению их деятельности.
Во-первых, на учащихся – членов БРСМ и БРПО, других общественных объединений можно и нужно опираться как на актив. Классный руководитель привлекает этих учащихся к организации идейно-воспитательной работы (политинформации, беседы, доклады и лекции, диспуты, тематические вечера на общественно-политические темы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, беседы у карты мира). В борьбе за глубокие и прочные знания школьников активисты-пионеры и члены БРСМ выступают ассистентами учителей, добровольными лаборантами, консультантами, помогают преодолеть пробелы в знаниях у отстающих учеников, организуют взаимопомощь в учении, вечера по разным предметам, общественные смотры знаний.
Во-вторых, классный руководитель должен оказывать помощь ячейкам пионеров и БРСМ, других общественных объединений в организации трудовой деятельности, в выборе и организации посильных и нужных видов труда. Это может быть оборудование спортплощадки, учебного кабинета, комнат для кружковых занятий, школьных мастерских, сбор книг для пополнения библиотек сельских школ, уборка школьного двора и другая работа по самообслуживанию, текущий ремонт школьного имущества, участие в трудовых объединениях.
В-третьих, помощь в подготовке и проведении собраний. В классе не реже одного раза в месяц проводятся собрания пионеров и БРСМ. На них обсуждаются вопросы идейной и трудовой закалки членов этих организаций, повышения качества знаний, профессиональной ориентации, работы с младшеклассниками, организации досуга. Классный руководитель помогает пионерскому активу и БРСМ продумать тему собрания, хорошо подготовиться к нему, подготовить проект решения (при активном участии учащихся). Важно приучить школьников проверять выполнение принятых решений.
В-четвертых, сотрудничество классного руководителя и педагога-организатора (раньше эта должность называлась «старший вожатый»).
Подготовка учителя технологии к занятиям
Разделы: Технология
1. Перспективное планирование учебной работы
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, у него есть время и возможность спланировать свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Планирование своей работы и будущей деятельности учеников – это основа научной организации процесса обучения.
Итак, зная объем своих учебных поручений и имея учебную программу по технологии, можно приступать к календарно-тематическому планированию. Календарный план может составляться на год, полугодие, четверть, но чаще на год. Единой, строгой формы календарного плана не существует, поэтому учитель может выбирать ту, которая удобнее лично для него.
Независимо от формы плана существует ряд моментов, которые при перспективном планировании работы должны присутствовать.
1. Учебная программа для конкретного класса распределяется по урокам. В программе четко указаны часы, а при сдвоенных занятиях один раз в неделю происходит ясное распределение по месяцам, четвертям и т.д. При планировании нужно учитывать логическую последовательность и взаимосвязь уроков, т.е. должна быть целостная система. Тема занятий заполняется по одному конкретному уроку. Она определяет основные вопросы, подлежащие изучению, или основные трудовые приемы, которые предстоит усвоить обучающимся.
2. Из программы определяют круг теоретических сведений (технологических вопросов), с которыми учитель планирует ознакомить обучающихся. Это могут быть свойства обрабатываемых на данном занятии материалов, сведения об устройстве используемого оборудования и приспособлений, особенностях подготовки инструментов и т.д. Возможно, учитель сочтет целесообразным включить материалы по истории техники или развития промышленного производства – это его право: важно, чтобы они относительно равномерно распределялись по урокам, были логично увязаны в целостную систему и включали необходимые технические понятия, которые учитель планирует сформировать в процессе обучения. При перспективной подготовке к занятиям представляется возможным наметить и определить, какими средствами располагает учитель для иллюстрации своего объяснения. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение необходимых таблиц, плакатов, моделей, учебной литературы.
3. Наиболее существенным при перспективном планировании является определение круга практических действий обучающихся в процессе упражнений или самостоятельной работы. Центральным моментом является выбор объекта труда – конкретного изделия, запланированного к изготовлению обучающимися на данном занятии. От намеченного объекта труда в схеме перспективного планирования лучами расходятся взаимосвязанные вопросы: сортамент материала изделия, расход на единицу, расход на класс (или классы), потребность в инструментах общего пользования. Здесь же можно наметить степень технологического обеспечения каждого занятия.
Опыт и практика показывают целесообразность перспективного планирования резервных (заменяемых) объектов труда (на случай возможного отсутствия материала и т.п.). Во всяком случае, если учитель заблаговременно знает, какое изделие будут изготовлять школьники, то он имеет долгосрочную возможность подобрать (изготовить) эталонный образец, необходимый для показа на уроке, составить требуемую техническую документацию, продумать и апробировать технологическую последовательность изготовления.
В перспективном плане учитель технологии должен четко определить, каким должен быть уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся, достигнутый на каждом уроке. Составленный календарно-тематический план не исключает систематической работы по его улучшению и совершенствованию. В ходе его реализации учитель, анализируя, в какой степени достигнуты цели изучения предыдущих тем и что нужно сделать для лучшей организации последующих занятий, вносит дополнения, уточнения к изменениям.
Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем легче учителю составлять поурочное.
Варианты календарно-тематических планов приведены в Приложении 1..
2. Текущее планирование занятий
Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога – хороший план-конспект урока (поурочный план). Составить его можно в результате тщательной подготовки каждого элемента занятия.
План входит в обязательную документацию учителя. Единой, канонизированной формы плана урока не существует – это творчество учителя. Но имеется ряд этапов и элементов урока, дидактических аспектов, присутствие которых в плане необходимо.
Перед написанием плана урока можно использовать общедидактическую схему:
1. Определить объем учебного материала урока, оценить его место в системе уроков по теме.
2. Определить воспитательные возможности учебного материала.
3. Установить связь данного материала с материалами, изученными по другим предметам; определить, в какой мере знания, получаемые обучающимися по другим предметам, могут быть использованы на уроке.
4. Подобрать учебно-наглядные пособия и ТСО по теме урока.
5. Наметить методы и приемы обучения, которые целесообразно использовать на данном уроке.
6. Разобрать структуру урока, определить поэтапность и продолжительность ее элементов.
7. Продумать эффективные пути активизации мыслительной деятельности обучающихся. Определить средства и методику создания проблемной и (или) поисковой ситуации на уроке. Установить содержание и формы самостоятельной работы учеников.
8. Определить формы подведения итогов по отдельным этапам и по всему уроку в целом.
9. Наметить систему упражнений и методы их выполнения, предусмотреть типичные ошибки, допускаемые обучающимися.
10. Спланировать записи и зарисовки на классной доске. Продумать формы использования учебника на уроке.
11. Разработать методику закрепления учебного материала по ходу урока или в конце его.
12. Продумать методику контроля и учета знаний школьников.
13.Определить содержание и объем домашнего задания.
14. Предложить литературу для внеклассного чтения по предмету.
Молодому педагогу следует вырабатывать в отношении подготовки планов привычку составлять их основательно и добротно. Имеется несколько практических советов, которые могут оказаться полезными.
• В конспекте материала урока следует указывать те эскизы, записи, формулы и т.п., которые должны быть соотнесены с определенным моментом занятия.
• План лучше выполнять в цвете. Выработанная привычка выделять важное цветом не позволит учителю забыть об этом элементе.
• Нужно планировать на дом чтение школьниками дополнительной литературы. Прочтите маленький фрагмент из книги, заинтересуйте учеников – это не останется без последствий.
• В конце каждого плана лучше иметь две графы: «Замечания по уроку», «Поправки к ведению урока». Тогда, делая самоанализ урока, вы сможете сразу учесть и не повторить в будущем свой промах.
Тот теоретический материал, который должен быть законспектирован обучающимися, целесообразно выделить цветом или оформить на отдельном листе, прилагаемом к плану.
Ведение учениками конспекта обязательно, так как это способствует систематизации знаний, а также – включая изображение, формирует у школьников, еще не изучающих черчение, и элементы графической грамотности и культуры.
Нужно помнить, что ни один урок не может абсолютно вписаться во временные рамки: многое зависит от складывающейся на уроке ситуации. Поэтому учитель может пересматривать дозировку времени и саму структуру в ходе урока.
Подготовка учителя к занятиям по технологии.
МБОУ лицей с. Хлевное
Подготовка учителя к занятиям по технологии.
Выполнила учитель технологии
Соломенцева Людмила Павловна
2015-2016 учебный год
Успех любой деятельности, особенно рассчитанной на относительно продолжительный период, закладывается основательной подготовкой. Важной ее частью является планирование, которое делят на перспективное и текущее.
Свою нагрузку на новый учебный год учитель обычно узнает в конце текущего. Следовательно, есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою будущую деятельность. Чем тщательнее это сделано, тем результативнее будет достигаемый уровень учебной работы.
Планирование — основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала, намечается соотношение между объемами теоретических сведений и практическими работами — лабораторными и учебно-производственными, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, видео уроки и видео инструкции, используемые на конкретных занятиях.
Перспективное планирование ставит целью наметить рациональную логическую систему изучения материала программы и отдельных ее тем, с наибольшим эффектом использовать отводимое для этого учебное время. Составление перспективного плана по технологии требует внимательного изучения программного материала и обеспечения преемственности в обучении, тесной взаимосвязи теории с практикой, учета местных особенностей.
Особо отметим, что учитель планирует не только свою работу, по и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения. Это освоение ими технико-технологических сведений, овладение рабочими приемами (упражнения), работа над проектами и др. С этим связаны также подготовка технической документации, определение потребности в инструментах, материалах, в средствах наглядности, ТСО и т.д. При необходимости может быть запланировано изготовление или приобретение недостающих таблиц, плакатов, видео уроков, видео инструкций (http://www.trudoviki.net) или учебной литературы.
Календарный тематический план может составляться на год, полугодие, четверть, как лучше для учителя. Единой, строго обязательной его формы не существует, поэтому обычно выбирают ту, которая удобнее.
Составив календарно-тематический план, учитель в ходе его реализации уточняет и дополняет отдельные моменты. Опыт показывает, что чем полнее и продуманнее перспективное планирование, тем проще составлять поурочные планы.
Непременное условие высокого уровня учебной работы педагога — хороший план-конспект урока. Для этого потребуется тщательно обдумать каждый его элемент. Единой, канонизированной формы такого плана не существует, но есть ряд этапов и элементов, дидактических аспектов, присутствие которых в плане просто необходимо. Ведь планы уроков входят в обязательную документацию учителя.
Для разработки плана занятия учитель технологии может использовать следующую схему:
1. Объём учебного материала, его место в системе занятий по теме.
2. Образовательные, воспитательные и развивающие возможности нового материала.
3. Использование сведений из других учебных предметов.
4. Учебно-наглядные пособия и ТОО.
5. Методы и приемы обучения.
6. Структура урока, ее реализация во времени.
7. Пути активизации познавательной деятельности учащихся (создание проблемных и поисковых ситуаций). Содержание и формы их самостоятельной работы.
8. Формы подведения итогов по отдельным этапам и всему занятию в целом.
9. Система упражнений и способы их выполнения, предупреждение типичных ошибок, допускаемых учащимися.
10. Записи и зарисовки па классной доске. Возможности использования учебника на уроке. Возможности использования на уроках компьютера или интерактивной доски.
11. Методика текущего и итогового закрепления материала.
12. Контроль и учет знаний учащихся (в случае необходимости разработка критериев оценок).
13. Содержание и объем домашнего задания и рекомендации по его выполнению.
14. Литература или Интернет-ресурсы для внеклассного чтения или просмотра по теме.
Начинающему учителю следует выработать привычку тщательного планирования своей учебно-воспитательной работы. Вот несколько практических советов, которые могут для этого оказаться полезными:
1. Планы лучше писать не в тетради, а на отдельных листах. Если какой-либо элемент урока потребует переработки или изменения, это легко можно сделать.
2. Обязательно планируется время на каждый этап занятия.
3. В плане следует указать записи, формулы, эскизы, проблемные ситуации и т.п., которые должны доводиться до учащихся в каждый из моментов урока. Даже опытный педагог может упустить что-либо важное, если под рукой не окажется плана (это действительно так!)
4. Записи лучше выполнять в цвете. Тогда учителю проще расставить акценты в содержании занятия, выделяя главное.
5. Межпредметные связи подлежат конкретизации.
6. Планируя получение дополнительной информации, следует рекомендовать Интернет сайты, где статьи не только по изучаемой теме, но и по истории техники, из серии ЖЗЛ и т.п.
7. В конце плана рекомендуется оставить место для самоанализа урока (замечания и поправки).
Технологическая сторона подготовки занятий связана в первую очередь с разработкой технической документации — чертежей и технологических карт. В зависимости от сложности изделия и уровня подготовленности учащихся учитель решает, какую форму будет иметь технологическая карта: объемную поэлементную (складываемую в ходе занятия) или полную плоскостную. Дело в том, что у младших школьников еще недостаточно развито пространственное воображение и объемные технологические карты по своей выразительности им намного доступнее. Для любого возраста понятнее, когда технологическая карта выполняемого изделия заполняется учителем поэтапно — от одного перехода в обработке к другому. Поэтому в подготовке и использовании технологической документации должна быть определенная последовательность.
В обучении широкое применение находят и такие виды учебной технологической документации, как технологические карты с неполными данными, инструкционно-технологические и инструкционные. Последние полезны тем, что, отличаясь от обычных технологических карт лишь одной графой «Указания по самоконтролю», позволяют расширять самостоятельность учеников во время занятий.
Опытные педагоги говорят, что основное заблуждение многих учителей состоит в том, что они будто бы готовят детей к жизни, забывая, что годы, проведенные в школе — это не подготовка, а сама жизнь. В самом деле, каждый урок должен помогать школьникам в осознании окружающего, готовности участвовать в решении посильных бытовых и общественных проблем. На практике это достигается, увы, не на каждом занятии, и основная причина тому слабое дидактическое обеспечение.
Если учитель выполняет на доске чертеж, он должен быть четким, аккуратным, с соблюдением всех требований, иначе все допущенные им ошибки перекочуют в рабочие тетради учащихся. Технологические карты, закрытые в компьютерные полиэтиленовые «файлы», служат долго, и можно быть уверенным, что это учит ребят бережному отношению к вещам. Эталонное изделие, демонстрируемое группе, будет выполняться более старательно и качественно, формируя эстетический вкус учащихся и их требовательность к себе. Поэтому необходимо всесторонне внедрять в свою повседневную работу новые компьютерные технологии. Например, видео уроки по техническому труду, почти полностью избавляют учителя от рутинной работы объяснения нового материала и показу «на пальцах». Жаль, что многие ещё этого не понимают.
Все это важные атрибуты учебно-воспитательного процесса, которые должны постоянно оставаться в поле зрения педагога. Понятно, что такой опыт приходит со временем. Тем важнее для начинающего учителя выработать у себя привычку возможно более полного и всестороннего учебно-дидактического обеспечения проведения занятий по технологии. Важно привлечь к этому и самих учащихся. Для этого надо учить их изготовлять наглядные пособия, выражать знания в схемах, рисунках, обращаться к дополнительным источникам информации. Когда эта педагогическая проблема становится предметом обоюдного интереса сторон, успех занятий обеспечен…