капиталистические отношения это в истории

Про капитализм. История возникновения.

капиталистические отношения это в истории

капиталистические отношения это в истории

Капитализм

До настоящего времени все цивилизации были основаны на частной собственности на средства производства. В прошлом цивилизация и част­ная собственность были связаны воедино.

Те, кто утверждают, что эконо­мическая теория является экспериментальной наукой, и тем не менее рекомендуют государственное управление средствами производства, про­тиворечат сами себе.

Если исторический опыт и способен чему-то научить, то основной урок заключается в том, что частная собственность неразрывно связана с цивилизацией.

Система рыночной экономики никогда не опробывалась в завершенном и чистом виде. В западной цивилизации со средних веков в общем и целом преобладала тенденция к отмене институтов, препятствующих функциони­рованию рыночной экономики.

По ходу усиления этой тенденции народо­население увеличилось многократно, а уровень жизни масс повысился до беспрецедентного уровня, о котором ранее не могли и мечтать. Жизни среднего американского рабочего могли бы позавидовать Крез, Красс, Медичи и Людовик XIV.

Проблемы, поднятые критикой социалистов и интервенционистов, яв­ляются чисто экономическими и могут трактоваться только так, как их пытаются трактовать: путем тщательного анализа человечес­кой деятельности и всех мыслимых систем человеческого сотрудничества.

Психологические вопросы, связанные с объяснением того, почему люди порочат и поносят капитализм и называют все, что им не нравится, “капиталистическим”, а все, что нравится, — “социалистическим”, отно­сятся к истории и должны быть оставлены историкам. Но существует ряд проблем, которые мы должны подчеркнуть в этой связи.

Защитники тоталитаризма считают капитализм страшным злом, ужас­ной болезнью, напавшей на человечество. По мнению Маркса, он был неизбежным этапом эволюции человечества, но, несмотря на это, худшим из зол. Однако, к счастью, спасение неминуемо и оно навсегда избавит человека от этого бедствия. По мнению других, капитализма можно было бы избежать, если бы люди были более нравственными и более умело выбирали экономическую политику.

Все эти высказывания имеют одну общую черту: капитализм рассматривается как случайное явление, которое можно устранить, не изменив условия, определяющие мышление и дея­тельность цивилизованного человека.

Поскольку игнорируются проблемы экономического расчета, то не осознаются и последствия отмены денежного расчета. Нет понимания того, что социалистические люди, которым для планирования своей деятельности не нужна арифметика, по своей менталь­ности и образу действий будут абсолютно отличны от наших современни­ков. Обсуждая социализм, мы не должны недооценивать эту умственную трансформацию, даже если обойдем молчанием бедственные последствия для материального благополучия людей.

Рыночная экономика — это созданный человеком способ деятельности, основанный на разделении труда. Но это не подразумевает, что он пред­ставляет собой нечто случайное или искусственное и может быть заменен другим способом. Рыночная экономика является продуктом длительного эволюционного процесса. Она представляет собой результат попыток человека наилучшим образом приспособить свои действия к данным обсто­ятельствам окружающей его среды, которые он не в силах изменить. Это стратегия, применяя которую, человек совершил триумфальное восхожде­ние от дикости к вершинам цивилизации.

Ряд авторов говорит: капитализм был экономической системой, которая привела к замечательным достижениям последних 200 лет; но то, что было полезным в прошлом, может не быть таким же для нашего времени или в будущем. Подобные рассуждения открыто противоречат

принципам экс­периментального познания. Здесь нет необходимости опять поднимать вопрос о том, может ли наука о человеческой деятельности воспринять методы экспериментальных естественных наук. Даже если мы могли бы ответить на этот вопрос утвердительно, было бы нелепо строить свою аргументацию так, как это делают эти экспериментаторы. Экспериментаторы утверждают, что поскольку а было действительно в прошлом, оно будет действительно и в будущем.

Обычно экономистов обвиняют в приписываемом им пренебрежении историей. Утверждается, что экономисты считают рыночную экономику идеальной и вечной моделью общественного сотрудничества, что они сосредоточены на изучении условий рыночной экономики и игнорируют все остальное.

Их, мол, не беспокоит то, что капитализм возник всего лишь 200 лет назад и даже сегодня он ограничен сравнительно небольшой площадью земной поверхности и охватывает меньшую часть народов.

Существовали и существуют, говорят эти критики, другие цивилизации с другой ментальностью и другими принципами экономической жизни. Капитализм, если так смотреть является преходящим явлением, мимолетной фазой исторической эволюции, просто переходом от докапиталистической эпохи к посткапиталистическому будущему.

Вся эта критика необоснованна. Экономическая наука, разумеется, не отрасль истории или любой иной исторической науки. Она — теория всей человеческой деятельности, общая наука о непреложных категориях дея­тельности и их действии во всех мыслимых обстоятельствах, в условиях которых существует человек. Историк или этнограф, игнорирующий в своей работе достижения экономической науки, получит плачевный ре­зультат.

На каждом этапе сбора якобы чистых фактов, их упорядочивания и в каждом из сделанных на их основе выводов он руководствуется путаными и искаженными обрывками поверхностных доктрин, халтурно сработанных задолго до появления экономической науки и давным-давно полностью развенчанных.

Анализ проблем рыночной экономики — единственной модели эконо­мической деятельности, где при планировании действий могут быть при­менены расчеты, делает возможным анализ любого мыслимого способа деятельности и любых экономических проблем, с которыми сталкиваются историки и этнографы.

Все некапиталистические методы экономического управления могут быть исследованы только с помощью гипотетического предположения, для регистрации прошлой деятельности и планирования будущей, в них также могут быть использованы количественные числи­тельные. Вот почему изучение чистой рыночной экономики занимает центральное место в исследованиях экономистов.

Это не экономисты нуждаются в “чувстве истории” и игнорируют фактор эволюции, а их критики.

Экономисты всегда отдавали себе отчет в том, что рыночная экономика является продуктом длительного истори­ческого процесса, начавшегося тогда, когда из массы приматов выделился род людской.

Поборники направления, по ошибке называемого “историз­мом”, последовательно пытаются уничтожить результаты эволюционных изменений. По их мнению, все то, корни чего нельзя отыскать в отдален­ном прошлом или различить в традициях нескольких примитивных поли­незийских племен, является искусственным и даже нездоровым. Они считают тот факт, что какой-либо институт был неизвестен дикарям, доказательством его бесполезности и порочности. Маркс и Энгельс, а также прусские профессора исторической школы возликовали, когда узнали, что частная собственность — “всего лишь” историческое явление. Для них это служило доказательством того, что их социалистические планы осуществимы.

Творческий гений расходится во взглядах с окружающими. Как иници­атор нового и неслыханного, он вступает в конфликт с их некритичным восприятием традиционных стандартов и ценностей. В его глазах устано­вившаяся практика нормального гражданина — среднего, или рядового человека — просто тупость. Для него “буржуа” — синоним слабоумия.

Несостоявшиеся писатели находят удовольствие в подражании манерности гениев и, чтобы забыть и скрыть свою собственную беспомощность, перенимают эту терминологию. Эти представители богемы называют все, что им не нравится, “буржуазным”. А с тех пор, как Маркс сделал термин “капиталистический” эквивалентным термину “буржуазный”, они исполь­зуют оба слова в качестве синонимов. Сегодня на любом языке слова “капиталистический” и “буржуазный” обозначают все низкое, постыдное и пользующееся дурной славой.

И наоборот, все, что считается положи­тельным и достойным похвалы, люди называют социалистическим. Обыч­но схема такова: человек произвольно называет то, что ему не нравится, “капиталистическим”, а затем на основе этого определения делает вывод, что вещь плоха.

На этом семантическая путаница не прекращается. Сисмонди, роман­тические поклонники средневековья, социалистические авторы, прусская историческая школа и американский институционализм учат, что капита­лизм является несправедливой системой эксплуатации, жертвующей жиз­ненными интересами большинства народа в пользу небольшой группы спекулянтов.

Ни один порядочный человек не может защищать эту “безумную” систему. Экономисты, отстаивающие точку зрения, что капи­тализм выгоден не только небольшой группе, но и каждому члену обще­ства, — “сикофанты буржуазии”.

Они или слишком бестолковы, чтобы осознать истину, или являются подкупленными апологетами эгоистических классовых интересов эксплуататоров.

Капитализм, по терминологии противников свободы, демократии и рыночной экономики, означает экономическую политику, защищаемую большим бизнесом и миллионерами.

Видя, что в наше время часть — но определенно не все — состоятельных предпринимателей и капиталистов одобряют меры, ограничивающие свободную торговлю и конкуренцию и ведущие к монополии, они говорят: современный капитализм символизи­рует протекционизм, картели и уничтожение конкуренции.

Действительно, добавляют они, британский капитализм в течение определенного периода в прошлом благоволил свободной торговле на внутреннем рынке и в международных отношениях. Причиной этого было то, что в то время такая политика лучше всего отвечала классовым интересам британской буржуазии. Однако обстоятельства изменились, и сегодня капитализм, т.е. доктрина, защищаемая эксплуататорами, нацелен на другую политику.

Выше уже отмечалось, что эта доктрина сильно искажает как экономи­ческую теорию, так и исторические факты. Всегда были и будут люди, эгоистические интересы которых требуют защиты имущественных интере­сов, и те, кто надеется извлечь выгоду из мер, ограничивающих конкурен­цию.

Постаревшим и уставшим предпринимателям, а также деградирую­щим наследникам людей, преуспевших в прошлом, не нравятся шустрые выскочки, угрожающие их благосостоянию и положению в обществе. Осуществимы ли их стремления сделать экономические условия устойчи­выми и воспрепятствовать усовершенствованиям, зависит от состояния общественного мнения.

Идеологическая структура XIX в., опиравшаяся на престиж учений либеральных экономистов, делала такие желания тщетными. Тогда технологические усовершенствования эпохи либерализма революционизировали традиционные методы производства, транспорти­ровки и торговли. Те, чьим капиталовложениям был нанесен ущерб, не просили о защите, поскольку это было бы бесполезно.

Но сегодня ограж­дение менее способного человека от конкуренции со стороны более способ­ного считается законной обязанностью государства. Общественное мнение симпатизирует требованиям мощных групп давления остановить движение вперед. Производители масла добились значительных успехов в борьбе против маргарина, а музыканты — в борьбе против записанной музыки. Профсоюзы являются смертельными врагами любой новой машины. Не удивительно, что в такой среде менее эффективные коммерсанты стремятся к защищенности от более эффективных конкурентов.

Было бы правильным описать это состояние дел следующим образом: сегодня многие или некоторые сектора коммерческой деятельности более не являются либеральными; они не защищают чистую рыночную экономи­ку и систему свободного предпринимательства, а напротив, требуют раз­личных мер государственного вмешательства в деловую жизнь.

Но было бы глубоким заблуждением утверждать, что смысл понятия “капитализм” изменился и что “зрелый капитализм”, как называют его американские институционалисты, или “поздний капитализм”, как называют его марк­систы, характеризуется ограничительной политикой, защищающей имуще­ственные права наемных работников, фермеров, мелких лавочников, ре­месленников, а иногда капиталистов и предпринимателей.

Как экономи­ческая концепция, понятие капитализма является неизменным; если оно что-то обозначает, то оно обозначает рыночную экономику.

Те, кто молча­ливо воспринимают иную терминологию, лишают себя семантических инструментов квалифицированного исследования проблем современной истории и экономической политики. Эта искаженная терминология стано­вится понятной, как только нам становится ясно, что псевдоэкономисты и политики, ее использующие, стремятся помешать людям узнать, что в действительности представляет собой рыночная экономика. Они стремятся заставить людей поверить в то, что причиной всех отталкивающих прояв­лений ограничительной экономической политики государства является капитализм. (Людвиг фон Мизес)

Прибыль, обладающая притягательной силой, создает рабочие места, увеличивает благосостояние и наделяет людей такими возможностями, на какие не способна ни одна социальная или экономическая система. Дэвид Рокфеллер

капиталистические отношения это в истории

Всегда ваш, Виктор Бавин )

Для Вас, есть группа ВК
Инвестиции и спекуляции на рынке США
через брокера:
Interactive Brokers

Источник

Развитие и суть капитализма

Капитализм

Капитализм — это экономическая система, в которой частные лица или предприятия владеют капитальными благами. Производство товаров и услуг основано на спросе и предложении на общем рынке, известном как рыночная экономика, а не на централизованном планировании, известном как плановая экономика или командная экономика.

Самая чистая форма капитализма-это капитализм свободного рынка или невмешательства. Здесь частные лица безудержны. Они могут определять, куда инвестировать, что производить или продавать и по каким ценам обмениваться товарами и услугами. Рынок laissez-faire работает без проверок и контроля.

* Принцип Laissezfaire, принцип невмешательства (фр. позвольте-делать)

Однако сегодня большинство стран практикуют смешанную капиталистическую систему, которая включает в себя определенную степень государственного регулирования бизнеса и собственности на отдельные отрасли. Причина здесь проста — неконтролируемые рынки приводят к колоссальным спекуляциям, и, в итоге к глобальным экономическим кризисам от которых страдают все люди нашей планеты. Поэтому можно с уверенностью сказать что в плановой экономике СССР было рациональное зерно, не хватало только свободы торговли и частной собственности. В современных же капиталистических странах, в том числе теперь и России, наоборот, не хватает государственного регулирования и долгосрочного планирования. Вероятно — истина где-то посередине.

Понимание Капитализма

С функциональной точки зрения капитализм-это один из процессов, посредством которого могут быть решены проблемы экономического производства и распределения ресурсов. Вместо планирования экономических решений с помощью централизованных политических методов, как при социализме или феодализме, экономическое планирование при капитализме происходит через децентрализованные и добровольные решения.

Ключевые моменты

Капитализм и частная собственность

Права частной собственности являются фундаментальными для капитализма. Большинство современных концепций частной собственности вытекают из теории домостроительства Джона Локка, в которой люди претендуют на собственность, смешивая свой труд с невостребованными ресурсами. После того, как собственность принадлежит, единственными законными средствами передачи собственности являются добровольный обмен, подарки, наследование или повторное владение заброшенной собственностью.

Частная собственность способствует повышению эффективности, давая владельцу ресурсов стимул максимизировать стоимость своей собственности. Таким образом, чем ценнее ресурс, тем большую торговую мощь он предоставляет владельцу. В капиталистической системе лицо, владеющее собственностью, имеет право на любую стоимость, связанную с этой собственностью.

Для того чтобы частные лица или предприятия могли уверенно использовать свои капитальные блага, должна существовать система, защищающая их законное право владеть или передавать частную собственность. Капиталистическое общество будет полагаться на использование контрактов, честных сделок и деликтного права для облегчения и обеспечения соблюдения этих прав частной собственности.

Когда собственность находится не в частной собственности, а совместно с общественностью, может возникнуть проблема, известная как трагедия общин. С общим ресурсом пула, который все люди могут использовать, и никто не может ограничить доступ к нему, у всех людей есть стимул извлекать столько потребительной стоимости, сколько они могут, и нет стимула сохранять или реинвестировать в ресурс. Приватизация ресурса является одним из возможных решений этой проблемы, наряду с различными добровольными или недобровольными подходами к коллективным действиям.

Капитализм, прибыль, и убытки

Прибыль тесно связана с понятием частной собственности. По определению, индивид вступает в добровольный обмен частной собственностью только тогда, когда считает, что этот обмен приносит ему какую-то моральную или материальную пользу. В таких сделках каждая сторона получает дополнительную субъективную ценность, или прибыль, от сделки.

Добровольная торговля-это механизм, который управляет деятельностью в капиталистической системе. Владельцы ресурсов конкурируют друг с другом за потребителей, которые, в свою очередь, конкурируют с другими потребителями за товары и услуги. Вся эта деятельность встроена в систему цен, которая балансирует спрос и предложение для координации распределения ресурсов.

Капиталист получает наибольшую прибыль, используя капитальные блага наиболее эффективно, производя при этом наиболее ценные товары или услуги. В этой системе информация о том, что является наиболее ценным, передается через те цены, по которым другой индивид добровольно покупает товар или услугу капиталиста. Прибыль является показателем того, что менее ценные ресурсы были преобразованы в более ценные результаты. Напротив, капиталист терпит убытки, когда капитальные ресурсы не используются эффективно и вместо этого создают менее ценные результаты.

Свободное предпринимательство или капитализм?

Любая экономика капиталистична до тех пор, пока частные лица контролируют факторы производства. Однако капиталистическая система все еще может регулироваться государственными законами, и прибыль капиталистических предприятий все еще может облагаться большим налогом.

«Свободное предпринимательство» можно приблизительно понимать как экономический обмен, свободный от принудительного государственного влияния. Хотя это маловероятно, можно представить себе систему, в которой люди предпочитают владеть всеми правами собственности совместно. Права частной собственности все еще существуют в системе свободного предпринимательства, хотя частная собственность может добровольно рассматриваться как общинная без правительственного мандата.

Например, многие индейские племена существовали с элементами этих механизмов, и в рамках более широкой капиталистической экономической семьи клубы, кооперативы и акционерные коммерческие фирмы, такие как партнерства или корпорации, являются примерами институтов общей собственности.

Если накопление, собственность и получение прибыли от капитала являются центральным принципом капитализма, то свобода от государственного принуждения является центральным принципом свободного предпринимательства.

Феодализм корень капитализма

Капитализм вырос из европейского феодализма. До 12-го века в городах проживало менее 5% населения Европы. Квалифицированные рабочие жили в городе, но получали свое содержание от феодалов, а не реальную заработную плату, и большинство рабочих были крепостными для помещиков. Однако к концу Средневековья рост урбанизма, с городами как центрами промышленности и торговли, становится все более и более экономически важным.

Появление реальной заработной платы, предлагаемой торговлей, побудило больше людей переехать в города, где они могли бы получить деньги, а не средства к существованию в обмен на рабочую силу. Лишние сыновья и дочери семей, которых нужно было пустить на работу, могли найти новые источники дохода в торговых городах. Детский труд был такой же частью экономического развития города, как крепостное право было частью сельской жизни.

Меркантилизм Заменяет Феодализм

Меркантилизм постепенно заменил феодальную экономическую систему в Западной Европе и стал основной экономической системой торговли в течение 16-18 веков. Меркантилизм начался как торговля между городами, но это не обязательно была конкурентная торговля. Первоначально в каждом городе были совершенно разные продукты и услуги, которые со временем постепенно гомогенизировались по спросу.

После гомогенизации товаров торговля велась все более широкими кругами: от города к городу, от уезда к уезду, от провинции к провинции и, наконец, от нации к нации. Когда слишком много стран предлагали подобные товары для торговли, торговля приобрела конкурентное преимущество, которое было обострено сильными чувствами национализма на континенте, который постоянно был втянут в войны.

Колониализм процветал наряду с меркантилизмом, но народы, заселившие мир поселениями, не пытались увеличить торговлю. Большинство колоний были созданы с экономической системой, которая пахла феодализмом, с их сырьевыми товарами, возвращающимися на родину, и, в случае британских колоний в Северной Америке, вынужденными выкупать готовый продукт с помощью псевдовалюты, которая мешала им торговать с другими странами.

Именно Адам Смит заметил, что меркантилизм-это не сила развития и перемен, а регрессивная система, которая создает торговые дисбалансы между странами и не дает им развиваться. Его идеи свободного рынка открыли мир для капитализма.

Рост промышленного капитализма

Идеи Адама Смита были своевременными, поскольку Промышленная революция начинала вызывать толчки, которые скоро потрясут западный мир. (Часто буквальный) золотой рудник колониализма принес новые богатства и новый спрос на промышленную продукцию, что привело к расширению и механизации производства. По мере развития технологий и того, что для работы больше не нужно было строить фабрики рядом с водными путями или ветряными мельницами, промышленники начали строить в городах, где теперь были тысячи людей, и, соответственно, рабочая сила.

Промышленные магнаты были первыми людьми, которые накопили свое богатство в своей жизни, часто опережая как землевладельцев, так и многие семьи, занимающиеся денежным кредитованием / банковским делом. Впервые в истории простые люди могли надеяться стать богатыми. Новый состоятельный класс общества строил больше фабрик, которые требовали большего труда, а также производили больше товаров для покупки людьми.

В этот период термин «капитализм», происходящий от латинского слова «capitalis», что означает «голова», впервые был использован французским социалистом Луи Бланком в 1850 году для обозначения системы исключительной собственности на промышленные средства производства. частными лицами, а не совместной собственностью.

Вопреки распространенному мнению, Карл Маркс не придумал слово «капитализм», хотя он, безусловно, способствовал его популяризации.

Влияние промышленного капитализма

Промышленный капитализм имел тенденцию приносить пользу большему количеству слоев общества, а не только аристократическому классу. Заработная плата увеличилась, чему сильно способствовало образование профсоюзов. Уровень жизни также вырос с избытком доступных по цене товаров, выпускаемых серийно. Этот рост привел к формированию среднего класса и начал поднимать все больше и больше людей из низших классов, чтобы пополнить его ряды.

Экономические свободы капитализма созрели вместе с демократическими политическими свободами, либеральным индивидуализмом и теорией естественных прав. Эта единая зрелость не означает, однако, что все капиталистические системы политически свободны или поощряют индивидуальную свободу. Экономист Милтон Фридман, сторонник капитализма и свободы личности, писал в «Капитализме и свободе» (1962), что «капитализм является необходимым условием политической свободы. Он не является достаточным условием».

Резкое расширение финансового сектора сопровождалось ростом промышленного капитализма. Банки ранее служили складами для ценностей, центрами обмена информацией для торговли на большие расстояния или кредиторами для дворян и правительств. Теперь они пришли для удовлетворения потребностей повседневной торговли и посредничества в кредитовании крупных долгосрочных инвестиционных проектов. К 20-му веку, когда фондовые биржи становились все более публичными, а инвестиционные инструменты открывались для большего числа людей, некоторые экономисты определили разновидность системы: финансовый капитализм.

Капитализм и экономический рост

Создавая стимулы для предпринимателей перераспределять ресурсы из нерентабельных каналов в районы, где потребители ценят их более высоко, капитализм доказал свою высокую эффективность для экономического роста.

До подъема капитализма в 18-м и 19-м веках быстрый экономический рост происходил главным образом за счет завоевания и добычи ресурсов у побежденных народов. В общем, это был локализованный процесс с нулевой суммой. Исследования показывают, что средний глобальный доход на душу населения не менялся с ростом сельскохозяйственных обществ примерно до 1750 года, до того когда был заложен фундамент первой промышленной революции.

В последующие века капиталистические производственные процессы значительно расширили производственные мощности. Все больше и больше товаров стали дешевыми для широких слоев населения, что повысило уровень жизни который ранее был немыслим. В результате большинство политических теоретиков и почти все экономисты утверждают, что капитализм является наиболее эффективной и продуктивной системой обмена.

Капитализм против Социализма

С точки зрения политической экономии капитализм часто противопоставляется социализму. Принципиальная разница между капитализмом и социализмом заключается в владении и контроле над средствами производства. В капиталистической экономике собственность и бизнес принадлежат частным лицам и контролируются ими. В социалистической экономике государство владеет и управляет жизненно важными средствами производства. Тем не менее, существуют и другие различия в форме справедливости, эффективности и занятости.Однако, как уже отмечалось выше, современный капитализм все чаще обращается к идеям социализма, таким как экономическое планирование, государственное регулирование и большая социальная справедливость. В этом есть определенный парадокс капитализма — обогатив сказочно многих людей на планете, вместе с тем он вверг в нищету огромное количество людей не способных или не желающих принимать участие в рыночной конкуренции.

Капитал

Капиталистическая экономика является циничной и не заботится о справедливом распределении благ.Здесь кто успел — тот и съел. Аргумент заключается в том, что неравенство является движущей силой, стимулирующей инновации, которые затем стимулируют экономическое развитие. Основной задачей социалистической модели является перераспределение богатства и ресурсов от богатых к бедным из-за несправедливости и обеспечения равенства возможностей и равенства результатов. Равенство ценится выше высоких достижений, а коллективное благо рассматривается выше возможности для развития личности.

Капиталистический аргумент заключается в том, что стимулирование прибыли побуждает корпорации разрабатывать новые инновационные продукты, которые желательны для потребителей и пользуются спросом на рынке. Утверждается, что государственная собственность на средства производства ведет к неэффективности, поскольку без мотивации зарабатывать больше денег руководство, работники и разработчики с меньшей вероятностью будут предпринимать дополнительные усилия для продвижения новых идей или продуктов.

Трудоустройство

В капиталистической экономике государство непосредственно не нанимает рабочую силу. Это отсутствие государственной работы может привести к безработице во время экономических спадов и депрессий.Которые опять же порождает сама капиталистическая рыночная система без какого либо регулирования со стороны государства. В социалистической же цэкономике государство является основным работодателем. Во времена экономических трудностей социалистическое государство может отдавать приказы о найме на работу, что обеспечивает полную занятость. Кроме того, в социалистических системах, как правило, существует более сильная «сетка безопасности» для работников, которые получают травмы или остаются инвалидами. Те, кто больше не может работать, гораздо меньше защищены в капиталистических обществах.

Смешанная система против чистого капитализма

Когда правительство владеет некоторыми, но не всеми средствами производства, но интересы государства могут на законных основаниях обходить, заменять, ограничивать или иным образом регулировать частные экономические интересы, то есть говорят, что это смешанная экономика или смешанная экономическая система. Смешанная экономика уважает права собственности, но накладывает на них ограничения. Владельцы собственности (особенно крупной) ограничены в отношении того, как они имеют право вести хозяйственную деятельность. Эти ограничения бывают разных форм, такие как законы о минимальной заработной плате, тарифы, квоты, непредвиденные налоги, лицензионные ограничения, запрещенные продукты или контракты, прямая публичная экспроприация, антимонопольное законодательство, законы о платежных средствах, субсидии и важные отрасли с точки зрения государственной безопасности. Правительства в странах с смешанной экономикой также полностью или частично владеют и управляют определенными отраслями, особенно теми, которые считаются общественными благами, что часто заставляет юридически обязательные монополии в этих отраслях запрещать конкуренцию со стороны частных лиц.

Напротив, чистый капитализм, также известный как капиталистический или анархо-капитализм, все отрасли оставлены в частной собственности и эксплуатации, включая отрасли особо значимые для общественного блага, и никакой центральный государственный орган не обеспечивает регулирование или надзор за экономической деятельностью в целом.

Стандартный спектр экономических систем ставит капитализм laissez-faire в одну крайность и полностью плановую экономику — такую ​​как коммунизм — в другую. Все что в середине можно сказать, что это смешанная экономика. Смешанная экономика имеет элементы как центрального планирования, так и свободного рынка и частного бизнеса.

Согласно этому определению, почти каждая страна в мире имеет смешанную экономику, но современная смешанная экономика варьируется по уровню государственного вмешательства. Например, США и Великобритания имеют относительно чистый тип капитализма с минимальным федеральным регулированием на финансовых рынках и рынках труда, иногда называемый англосаксонским или клановым капитализмом, в то время как Канада и страны Северной Европы создали баланс между социализмом и капитализмом. У нас в России сейчас (сентябрь 2019 год) сложилась парадоксальная ситуация: государство срощено с крупным бизнесом и имеет пониженную социальную ответственность. Поэтому можно сказать что в этом смысле у нас так же как в США чистый капитализм, только со своей спецификой.

Многие европейские страны практикуют капитализм благосостояния, систему, которая занимается социальным благосостоянием работника и включает в себя такие политики, как государственное пенсионное обеспечение, универсальное здравоохранение, коллективные переговоры и кодексы промышленной безопасности.

Клановый капитализм широко обвиняют в ряде социальных и экономических проблем. И социалисты, и капиталисты обвиняют друг друга в подъеме кланового капитализма. Социалисты считают, что клановый капитализм является неизбежным результатом чистого капитализма. С другой стороны, капиталисты считают, что клановый капитализм возникает из-за необходимости социалистических правительств контролировать экономику.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *