капитальный ремонт за счет средств омс
ФФОМС рассмотрел два вопроса о возможности оплаты отдельных видов работ или услуг за счет средств ОМС
jdjuanci / Depositphotos.com |
Прежде всего, ФФОМС напомнил (письмо ФФОМС от 16 марта 2020 г. № 2315/21/1846), что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества. То есть это те расходы, которые учитываются по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. в соответствии с Порядком № 209н.
При этом расходы на приобретение услуг по разработке проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, относятся к подстатье 228 «Услуги и работы для целей капитальных вложений» КОСГУ.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
По коду КОСГУ 228 следует отражать и расходы по установке/ расширению единых функционирующих систем, включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации, таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем.
Значит, рассматриваемые работ/ услуги не могут быть оплачены за счет средств ОМС – они не относятся к расходам по содержанию имущества.
ФФОМС от 30.05.2018 N 6628/26-1/и
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
от 30 мая 2018 г. N 6628/26-1/и
По вопросу оплаты финансовой аренды (лизинга) за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом, а также расходы на приобретение основных средств (в том числе оборудование) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно пункту 1 статьи 624 Гражданского кодекса Российской Федерации в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.
Пунктом 2 статьи 624 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон. При этом стороны вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену.
В случае если договором предусмотрен выкуп предмета лизинга учреждением-лизингополучателем по договору купли-продажи, то расходы по приобретению предмета лизинга должны быть отнесены на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ и подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования только в случае, если выкупная стоимость не превышает ста тысяч рублей.
Вместе с тем, при анализе подобных сделок следует обратить внимание на наличие признаков мнимой или притворной сделки в соответствии со статьей 170 Гражданского кодекса Российской Федерации с возможным применением предусмотренных указанным кодексом последствий.
По вопросу оплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, находящегося на праве оперативного управления, за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Указанная норма разграничивает понятия «плата за содержание жилого помещения» и «взнос на капитальный ремонт».
Вместе с тем, согласно частям 1 и 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Вышеуказанная норма относит внесение взносов на капитальный ремонт к расходам на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Из статей 296 и 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Таким образом, собственник, передав во владение имущество на праве оперативного управления, передает обязанности по его содержанию.
Пунктом 158.2 Правил определено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В соответствии с пунктом 158.3 Правил в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, в том числе включаются затраты на коммунальные услуги и затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления.
Таким образом, расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, в случае если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Обращаем внимание, что в письме Министерства финансов Российской Федерации от 10.08.2015 N 02-07-07/46003 сообщается, что согласно приказу N 65н, расходы по перечислению взносов на капитальный ремонт следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
Целевое и нецелевое расходование средств ОМС
Очередное судебное разбирательство произошло в Бурятии между больницей и территориальным ФОМС. Предметом спора снова оказалось нецелевое расходование средств.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 января 2019 г. N Ф02-5844/18 по делу N А10-7501/2017
В результате проверок ТФОМС выписал акт от 01.09.2017 N 1/2017-30, заключение от 22.09.2017 по акту от 01.09.2017 N 1/2017-30 и требование от 22.09.2017 N 3462. Согласно этим документам медицинскому учреждению, предписано произвести восстановление нецелевого (незаконного) использования средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в сумме 25 млн. 447 тысяч 292 рублей 63 копеек и уплатить штрафные санкции в размере 10% (2 544 729 рублей 26 копеек) в срок до 15.09.2017, устранить выявленные нарушения, а также их причины.
Какие нарушения правил использования средств ОМС допустила больница?
Согласно итогам проверки, были выявлены следующие нарушения:
Больница допустила нецелевое использование средств ОМС по операциям списания расходов по банку на сумму 4 379 548 рублей 86 копеек, выразившееся в проведении оплаты по операциям, отраженным в приложении 1 к акту;
В больнице допущено нецелевое использование средств ОМС на осуществление расходов по оплате труда, начислению на выплаты по оплате труда в сумме 322 961 рубля 59 копеек, выразившееся в осуществлении доплаты за работу в праздничные дни в г. Красноярске в сумме 8 650 рублей 59 копеек и оплате по среднему заработку за нахождение в командировке в г. Красноярске в сумме 21 791 рублей 52 копеек главному врачу, направленному в командировку в период с 5 по 8 января 2017 года для участия в турнире по волейболу, на основании приказа от 08.12.2016 N 53-К, а также в переплате суммы заработной платы в размере 292 519 рублей 48 копеек в связи с включением в расчет надбавки за стаж доплаты за ночные часы медицинского персонала;
Также установлено нецелевое использование средств ОМС на осуществление расходов по приобретению лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях, организации питания, выразившееся в осуществлении финансирования структурных подразделений медицинских организаций, финансируемых из иных источников, на сумму 4 560 678 рублей 42 копейки (приложения 2, 3 к акту), а также расходование средств при отсутствии подтверждающих документов на сумму 16 184 103 рубля 76 копеек (приложения 4, 5 к акту).
Что включается в структуру тарифа на оплату медицинской помощи?
В силу положений пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 20, пункта 5 части 2 статьи 20, частей 1, 2 статьи 30, части 2 статьи 35, частей 1, 2, 3, 4 статьи 36 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой обязательного медицинского страхования, так и территориальной программой обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации и, соответственно, расходование средств обязательного медицинского страхования должно осуществляться на условиях данной территориальной программы и быть строго целевым.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
Тарифные соглашения определяют структуру тарифа
Тарифным соглашением от 30.01.2013 об оплате медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования Республики Бурятия предусмотрено, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи включаются расходы по кодам КОСГУ
225 «Работы, услуги по содержанию имущества»,
211 «Заработная плата»,
212 «Прочие выплаты»,
213 «Начисления на выплаты по оплате труда»,
222 «Транспортные услуги»,
223 «Коммунальные услуги»,
224 «Арендная плата за пользование имуществом»,
225 «Работы, услуги по содержанию имущества»,
260 «Социальное обеспечение»,
310 «Увеличение стоимости основных средств» в части расходов на приобретение оборудования (стоимостью до ста тысяч рублей), медицинского инструментария (со сроком службы более 12 месяцев),
320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»,
Согласно тарифным соглашениям от 29.01.2016, 09.01.2017, в структуру тарифа включены следующие расходы:
на заработную плату,
оплату труда, прочие выплаты,
приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов,
расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования),
Расходы, связанные с проведением капитального ремонта, не входят в структуру тарифа
К какой статье расходов относятся ли затраты на проведение капитального ремонта? Ведь больница определила эти расходы по статье «Работы, услуги по содержанию имущества».
Суд поддержал претензии ТФОМС. При этом суды всех инстанций опирались на содержание тарифных соглашений и учитывали Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, которые утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н.
Таким образом в статью «Работы, услуги по содержанию имущества» включатся расходы, связанные с текущим ремонтом имущества медицинского учреждения, затраты по капитальному ремонту в структуру тарифа не входят.
Руководитель медучреждения должен отличать: где капитальный ремонт, а где текущий
При этом ТФОМС смог доказать, что эти расходы связаны именно с проведением капитального ремонта, а не текущего. Для этого использованы сами договора подряда, которые заключила больница с подрядчиками.
Также суды сослались на положения Градостроительного кодекса. Например, здесь даётся определение капитального строительства (пункт 14.2 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Также имеется Постановление Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1. В нем (пункт 3.8 ) дан перечень основных работ, выполняемых в ходе текущего и капитального ремонта, для объектов социально-культурной сферы.
Имеется еще и Приказ Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 и Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000.
Соответственно затраты на суммы (по договорам подряда) в размере 1 500 000 рублей, 99 879 рублей 70 копеек, 277 726 рублей, 39 401 рублей, 33 320 рублей, 306 678 рублей, 200 000 рублей и 54 987 рублей 50 копеек признаны судами нецелевыми.
Расходы на аренду жилых помещений для персонала также являются не целевыми расходами средств ОМС
Больницей допущены нарушения Правил обязательного медицинского страхования в части пунктов 158, 158.3 (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н)
Суды пришли к выводу, что расходы медицинского учреждения по аренде жилых помещений для персонала на сумму 54 000 рублей, возмещению НДФЛ из арендной платы за пользование имуществом частного лица на сумму 7 020 рублей не включаются в расчет тарифов, а потому не подлежат финансированию за счет средств фонда.
Оплата командировочных из средств ОМС
ТФОМС установил, что главный врач больницы был направлен в командировку в г. Красноярск для участия в XIII традиционном рождественском турнире «Надежда-2017» по волейболу среди руководителей органов управления и учреждений здравоохранения. При этом расходы в сумме 30 442 рублей 11 копеек были возмещены из средств ОМС.
Само по себе мероприятие не связано с выполнением служебных поручений и деятельностью медицинского учреждения. Поэтому эти расходы являются нецелевыми.
Затраты на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей
Суд округа также находит обоснованным вывод суда апелляционной инстанции, что спорные затраты на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей финансированию за счет средств фонда в данном конкретном случае оплате не подлежат, поскольку понесены не в связи с самим проведением осмотров своими специалистами либо оплатой услуг иных организаций по осмотру, а в связи с обучением персонала, при этом заявитель не обосновал цели этого обучения, его связь с оказанием медицинских услуг в рамках программ обязательного медицинского страхования либо общехозяйственной деятельностью больницы.
Можно ли оплачивать обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования при приёме на работу из средств ОМС?
В отношении затрат на оплату расходов по проведению обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований при приеме на работу, оплатой услуг по страхованию от несчастных случаев и болезней сотрудников, суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае данные затраты несет работодатель за счет средств республиканского бюджета, в структуру тарифа на оплату медицинской помощи они не включаются.
Расходы, связанные с похоронами и погребением
Поскольку возмещение стоимости услуг, оказанных специализированной службой согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определенных статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», производится за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, является правильным вывод судов о нецелевом использовании средств ОМС при оплате данных расходов на сумму 6 332 рубля 74 копейки по платёжному поручению от 29.08.2016 N 2715.
Приобретение оборудования (стоимостью до ста тысяч рублей), медицинского инструментария (со сроком службы более 12 месяцев)
Поскольку электрическая плитка для приобретения пищи к такому имуществу не относится и расходы по приобретению такого хозяйственного инвентаря не входят в структуру тарифов для оплаты медицинской помощи, а кроме того, электрические плитки не входят в стандарт оснащения педиатрического отделения, суды правомерно признали нецелевым использованием средств фонда затраты больницы на сумму 1 740 рублей.
Решение Арбитражного суда N Ф02-5844/18 по делу N А10-7501/2017
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Бесплатная консультация по вопросам обучения
Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!
10 рисков, когда суды признают расходы по ОМС нецелевым использованием средств
KucherAndrey / Depositphotos.com |
Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Тем не менее, суды рассматривают значительное количество споров между учреждениями и ТФОМС о нецелевом использовании средств ОМС. Как правило, в качестве нецелевого использования квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:
Еще о нецелевом использовании средств по обязательному медицинскому страхованию и об ответственности за это нарушение читайте в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Посмотрите, в каких ситуациях судьи признали расходы нецелевыми и потребовали вернуть средства ОМС в бюджет территориального фонда:
Суть нарушения
Обстоятельства дела
Судебный акт
Приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу.
В структуру тарифа ОМС заложены расходы на приобретение основных средств стоимостью до 100 тыс. руб. за единицу. Покупка учреждениями медицинского оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу квалифицировано проверяющими как нецелевое использование средств ОМС. Причем не только в части, превышающей указанный ценовой предел, а в полном объеме стоимости этих основных средств.
Оплата расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медучреждений.
Суд установил, что медицинскими учреждениями в здании больницы и поликлиники фактически произведены работы капитального характера, а именно:
Расходы на выполнение указанных работ признаны нецелевым использованием средств ОМС, так как в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не включены.
Неверно распределены между источниками финансирования общехозяйственные и накладные расходы.
Учетной политикой учреждения предусмотрено, что данные расходы распределяются пропорционально прямым затратам по оплате труда. Проверкой установлено, что фактически расходы разделены в иной пропорции. В результате неверного распределения за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств бюджета. Аргумент учреждения, что учетная политика является его внутренним документом, на основании которого нельзя делать выводы о нецелевом использовании средств ОМС, судом не принят.
Произведены расходы по выплате заработной платы врачам и медицинскому персоналу в отсутствие у них соответствующих допусков, профессиональной подготовки и переподготовки, а также выплата заработной платы врачам-эпидемиологам при отсутствии у медучреждения лицензии на вид деятельности «эпидемиология».
Судьи указали, что использование средств ОМС, направляемых на расходы на заработную плату, признается целевым при соблюдении следующих условий:
Таким образом, зарплата эпидемиологам могла быть выплачена после их включения в штатное расписание по ОМС, при условии, что данные виды работ или услуг предусмотрены лицензией учреждения. Поскольку у учреждения лицензии на вид деятельности «эпидемиология» не было, рассматриваемый факт был расценен как нецелевое использование средств ОМС.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медработником. Еще суд указал на нарушение, касающееся замещения врачами вакантных должностей медсестер при отсутствии соответствующих сертификатов. При этом довод учреждения, что врачи, замещающие должности среднего медперсонала, обладают высшим медицинским образованием, судом были отклонены, так как данное обстоятельство не исключает обязательности выполнения установленных законом требований о наличии документов, подтверждающих уровень образования, и сертификата на замещение должностей среднего медперсонала.
Произведен ремонт имущества, не учтенного на балансе медучреждения.
В связи с аварийной ситуацией учреждением выполнен ремонт теплотрассы, которая не числилась на его балансе и не была закреплена за учреждением на праве оперативного управления. При этом оплата ремонтных работ проведена по коду КОСГУ 225. Собственник аварийного участка теплотрассы не установлен. Суд поддержал проверяющих: учреждение было не вправе ремонтировать теплотрассу за счет средств ОМС, так как не является ни ее собственником, ни владельцем на праве оперативного управления, ни пользователем на праве аренды или безвозмездного пользования.
Оплачены расходы по транспортировке тел умерших пациентов в патолого-анатомическое отделение.
За счет средств ОМС медпомощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая, такого как заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия. Суд решил, что с момента смерти гражданин перестает быть лицом, застрахованным в системе ОМС, так как информация об умерших гражданах исключается из регистра застрахованных лиц. Следовательно, все, что происходит далее с телом умершего, в том числе и доставка трупа к месту вскрытия, не может оплачиваться за счет средств ОМС.
Произведена доплата за совмещение должности гладильщицы.
За счет средств ОМС произведена доплата медсестре больницы за совмещение должности гладильщицы, которая состоит в штате по приносящей доход деятельности. Территориальной программой ОМС финансовое обеспечение оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, за счет средств ОМС не предусмотрено, так как эти расходы не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Суд признал доплату медсестре нецелевым использованием средств ОМС.
За счет средств ОМС выплачена заработная плата работникам патологоанатомического отделения больницы, врачу-дерматовенерологу.
В соответствии с территориальной программой ОМС финансовое обеспечение медицинской помощи, связанной с кожно-венерологическими заболеваниями, а также финансовое обеспечение патологоанатомических отделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета. Следовательно, выплата зарплаты врачу-дерматовенерологу, а также содержание указанного структурного подразделения больницы, в том числе, расходы по выплате заработной платы его работникам за счет средств ОМС, является их нецелевым использованием.
За счет средств ОМС оплачен тренинг по психокоррекции для работников поликлиники.
Цель данного тренинга – развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости медперсонала, снижение числа конфликтов между медперсоналом и пациентами. Суд согласился с проверяющими: структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС не включает в себя расходы на проведение психокоррекционной сессии – тренинга для работников учреждения, поскольку такие расходы не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи, а значит за счет средств ОМС такие расходы оплачивать нельзя.
Средствами ОМС оплачены медикаменты, исследования, химреактивы и питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС, а также проходивших лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета.
По Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» за счёт средств ОМС медицинская помощь предоставляется только застрахованным лицам при наступлении страхового случая. Поэтому суд признал средства ОМС, использованные на оплату медикаментов и питания пациентов, не застрахованных в системе ОМС, нецелевым расходом.
Территориальными программами ОМС не предусмотрено проведение за счёт средств ОМС исследований пациентов, получающих лечение за счет других источников финансирования. Соответственно, приобретение за счет средств ОМС и использование химреактивов для проведения исследований пациентов, которые проходят лечение на платной основе или за счет средств регионального бюджета, также было признано нецелевым расходом.