карбоновые кредиты как бизнес
«Это вторая нефть»: уральские бизнесмены решили заработать на фотосинтезе, но пока не знают как
Тема карбоновых полигонов в России обсуждается не первый год. Все дело в том, что к 2022 году Евросоюз планирует ввести углеродный налог для импортных товаров, производство которых сопровождается выбросом парниковых газов.
Вся продукция, которую ввозят в страны Европы, должна будет иметь маркировку с указанием так называемого углеродного следа. Для его расчета и нужны специальные полигоны, ведь, по разным оценкам, российским производителям по этому налогу придется платить в сумме от 2 до 6,5 млрд евро в год, и наибольшие потери, по данным аудиторской компании KPMG, грозят предприятиям, которые экспортируют цветные металлы, природный газ и медь.
Что такое карбоновые полигоны
Что такое карбоновые фермы
Вероятной площадкой первого карбонового полигона на Среднем Урале называют Коуровскую обсерваторию, которая принадлежит Уральскому федеральному университету. Однако решение не принято — участок будет определен в ходе конкурса, сообщает РБК Екатеринбург.
Источник, знакомый с ходом реализации пилотного проекта карбонового полигона в Свердловской области, рассказал РБК Екатеринбург, что на участие в нем, а также в проектах карбоновых ферм претендуют десятки компаний.
Источник РБК Екатеринбург:
По словам собеседника издания, о своих намерениях зайти в проект уже заявила особая экономическая зона «Титановая долина». Также могут претендовать на него биостанция УрФУ на Сибирском тракте площадью 10 га, Ботанический сад Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), Ботанический сад УрО РАН в Ботаническом микрорайоне Екатеринбурга, а также все заповедники, природные парки. Но все зависит от цели мониторинга.
Оборудование Коуровской обсерватории
«Коуровка, биостанция находятся за городом, причем с подветренной стороны. То есть роза ветров так расположена, что все выбросы из города в другую сторону несет. А если цель — понять, как то или иное предприятие загрязняет атмосферу, то надо рядом с ним строить полигон», — пояснил инсайдер.
В «Титановой долине» подтвердили свой интерес к проекту. Но отметили, что карбоновый полигон сможет разместиться на землях площадки при наличии инвестора — для получения статуса резидента ОЭЗ необходим бизнес-план, предусматривающий капитальные вложения в размере не менее 120 млн рублей, из них 40 млн рублей должны быть выделены в первые три года.
Пресс-служба ОЭЗ «Титановая долина»:
— Управляющей компанией ОЭЗ рассматриваются проекты не только в традиционных для нашего региона отраслях, но и в новых, включая направленные на реализацию карбоновой программы. В настоящий момент максимально подходящей площадкой для подобных проектов является «Верхняя Салда», которая обладает достаточными площадями и готовой инженерной инфраструктурой.
Как уточнил представитель инвестплощадки, на территории ОЭЗ нет лесов и подлеска — участки подготовлены для строительства производственных предприятий.
Однако пока на уровне региона ни у кого нет понимания, как именно будет реализована карбоновая программа, поскольку ее параметры пока не определило федеральное правительство.
Согласно дорожной карте, утвержденной приказом Минобрнауки, подготовить саму программу, определить ключевые показатели эффективности и критерии включения в проект новых участников планировалось еще к 10 марта. К этому же сроку экспертный совет должен был сформулировать предложения по привлечению частных инвестиций на создание и работу карбоновых полигонов.
Оборуддование Коуровской обсерватории
Но этого до сих пор не сделано, поэтому и сроки следующих пунктов дорожной карты сдвинулись. Так, до 31 марта организации, участвующие в создании полигонов (в Свердловской области это УрФУ) должны были направить в министерство свои предложения по вариантам площадок. А создать полигоны планировалось уже к 15 апреля. 1 декабря — крайняя дата открытия расчетного центра, который будет обрабатывать все собранные на полигонах данные.
«Нам сказали, будет месяц на то, чтобы вместе с федеральными коллегами разобраться в дорожной карте. Там трудность в чем: эти семь пилотных территорий на самом деле сильно разные по природным условиям, подходам. И одно из условий — полигоны должны обладать индивидуальными особенностями. Поэтому они и не могут сформулировать типовые требования», — рассказал источник.
Как рассказал на круглом столе Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей проректор Уральского федерального университета Александр Германенко, для реализации проекта планируется создать консорциум, в который помимо УрФУ войдут несколько профильных институтов УрО РАН, Ботанический сад УрО РАН, УГЛТУ, природные парки и заповедники.
Финансовая модель создания полигонов также не определена. В СМИ сообщалось, что на карбоновый полигон в Чечне будут выделены средства федерального бюджета, но сумма не называлась. Между тем в компании Ctrl2GO, которая создает карбоновый полигон в калужском национальном парке «Угра», заявили, что не получали бюджетное финансирование.
Генеральный директор Группы компаний Ctrl2GO Алексей Белинский:
Как компания планирует окупить вложения, он ответить отказался.
Отметим, 9 марта глава Минобрнауки Валерий Фальков на встрече с президентом Владимиром Путиным назвал группу «Синара» в числе компаний, которые «готовы вложиться» в карбоновые полигоны.
В самой компании отказались озвучивать планы «Синары» и «ТМК» (также принадлежит Дмитрию Пумпянскому) по карбоновой программе.
Пресс-служба компании «Синара»:
Компании намерены способствовать дальнейшей реализации проекта, но в настоящее время говорить о его финансовой составляющей и конкретных участках преждевременно.
Бизнес на карбоновых полигонах: как делать деньги из воздуха
Новосибирская область попала в число девяти регионов РФ, где Министерство науки и высшего образования РФ планирует реализовать проекты по созданию карбоновых полигонов. Кроме Новосибирской области карбоновые полигоны появятся в Калининградской, Московской, Свердловской, Тюменской, Сахалинской областях, а также в Татарстане, Чечне и Краснодарском крае.
Министр науки и инновационной политики Новосибирской области Алексей Васильев рассказал РБК Новосибирск, что в настоящий момент власти подбирают земельные участки, расположенные в районах Новосибирской области, для использования в пилотном проекте.
«В силу большого объема эта работа еще не завершена», — констатировал министр.
Карбоновые полигоны — это территории для разработки и испытания методик измерения выбросов и поглощения парниковых газов.
Карбоновые фермы — это территории, на которых с помощью специальных технологий увеличивается поглощение углекислого газа и производятся углеродные единицы. Их в качестве компенсации выбросов парниковых газов в атмосферу должны будут покупать производства, неспособные перейти на углеродонейтральную продукцию. Страны Европы и Россия сделали заявления о стремлении достигнуть к 2050-2060 годам углеродной нейтральности.
Проректор по научно-исследовательской деятельности НГУ Дмитрий Чуркин рассказал РБК Новосибирск, что углеродная единица будет представлять собой торгуемый сертификат, который будет предоставлять право на выброс 1 т углекислого газа.
«Углеродные единицы верифицируются международными держателями реестров таких единиц — российской регуляторики пока не создано. Торгуются на специализированных биржевых площадках — западных и китайских, российских пока не создано, — либо напрямую передаются организации-эмитенту парниковых газов в рамках прямых договорных отношений», — рассказал Чуркин.
По его словам, этим видом бизнеса будут заниматься не предприятия, а «специальный новый слой технологических предпринимателей».
Размер имеет значение
Специальный представитель Минобрнауки России по вопросам биологической и экологической безопасности Николай Дурманов рассказал, что для создания карбоновых ферм площадь земельного участка имеет значение. Чем больше по площади карбоновая ферма, тем больше она сможет поглотить СО2 и, соответственно, тем она экономически выгоднее.
«Но за большой территорией нужен уход. Это не просто забытый всеми лес, куда раз в год приезжают собрать «углеродный» урожай. Нужны противопожарные мероприятия, борьба с болезнями и вредителями, новые сорта и породы растений, набор лесных и агротехнологий, техника и многое другое. Вполне себе серьезный бизнес, требующий квалификации, внимания и инвестиций», — сказал Дурманов.
По словам эксперта лесного отдела GreenPeace России Вилена Лупачика, у Новосибирской области есть колоссальный потенциал лесоводства на неиспользуемых сейчас землях сельхозназначения. Это касается, в том числе производства углеродных единиц.
«В Новосибирской области пригодно для лесоводства около 4,4 млн гектаров заброшенных сельхозземель, из которых около 350 тыс. гектаров уже заросли сомкнутым молодым лесом. Если использовать для лесоводства все заросшие сельхозземли и половину из пока еще непокрытых лесом неиспользуемых сельхозземль, это позволит производить ежегодно не менее 13 млн углеродных единиц, то есть поглощать не менее 13 млн тонн СО2 ежегодно», — рассказал Лупачик РБК Новосибирск.
В Новосибирской области центром развития карбоновых ферм будет НГУ. К созданию карбоновых полигонов в Новосибирской области также примут участие Институт цитологии и генетики СО РАН, Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, Центральный сибирский ботанический сад СО РАН.
В августе этого года, на международном форуме «Технопром-2021», на базе НГУ открыли климатический центр для развития карбоновых ферм. Проректор по научно-исследовательской деятельности НГУ Дмитрий Чуркин рассказал, что центр будет проводить исследования на карбоновом полигоне, а также координировать создание карбоновых ферм на площади 20 тыс. га. Всего для проведения эксперимента власти Новосибирской области планируют выделить 100 тыс. га земли.
По словам Лупачика, нижняя граница поглощения углекислого газа на 1 га леса составляет 2 т. Таким образом, в случае создания карбоновых ферм на площади 100 тыс. га растительность может поглощать 200 тыс. т углекислого газа.
«Можно сравнить, например, с выбросами легкового транспорта: на 1 км приходится около 150 г/км выбросов СО2, средний пробег около 15 тыс. км в год, т.е. 200 тыс. тонн поглощенного СО2 соответствует ежегодным выбросам от примерно 90 тысяч легковых автомобилей», — сказал Лупачик.
При этом эксперт отметил, что поглощение углекислого газа на природных территориях будет компенсировать выбросы от лесных и других ландшафтных пожаров.
На форуме «Технопром-2021» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что из числа всех экспериментальных регионов и университетов проект Новосибирской области наиболее проработан.
Губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что оценка экономической эффективности карбоновых ферм будет дана после формирования первой группы участков. Только затем будет рассматриваться вопрос о масштабировании этой деятельности и подборе других земельных участков.
Подписка на новости РБК Новосибирск в соцсетях: Telegram, Facebook, ВКонтакте
Углеродный кредит
Опубликовано 19.06.2021 · Обновлено 19.06.2021
Что такое Углеродный кредит?
Углеродный кредит – это разрешение, которое позволяет компании, владеющей им, выбрасывать определенное количество двуокиси углерода или других парниковых газов. Один кредит разрешает выброс массы, равной одной тонне углекислого газа.
Углеродный кредит – это половина так называемой программы “ограничение и торговля квотами”. Компании, которые загрязняют окружающую среду, получают кредиты, которые позволяют им продолжать загрязнение до определенного предела. Этот лимит периодически снижается. Между тем, компания может продать ненужные кредиты другой компании, которая в них нуждается.
Таким образом, частные компании получают двойной стимул к сокращению выбросов парниковых газов. Во-первых, они будут оштрафованы, если они превысят ограничение. Во-вторых, они могут зарабатывать деньги, сберегая и перепродавая часть своих квот на выбросы.
Понимание углеродного кредита
Конечная цель углеродных кредитов – снизить выбросы парниковых газов в атмосферу.
Ключевые моменты
Как уже отмечалось, углеродный кредит равен одной тонне двуокиси углерода. По данным Фонда защиты окружающей среды, это эквивалентно 2400-мильной поездке с точки зрения выбросов углекислого газа.
Компаниям или странам выделяется определенное количество кредитов, и они могут торговать ими, чтобы помочь сбалансировать общие мировые выбросы. «Поскольку углекислый газ является основным парниковым газом, – отмечает ООН, – люди говорят просто о торговле углеродом».
Намерение состоит в том, чтобы со временем сократить количество кредитов, тем самым стимулируя компании искать инновационные способы сокращения выбросов парниковых газов.
Программы ограничения и торговли сегодня
По данным Центра климатических и энергетических решений, программы ограничения выбросов парниковых газов в США вызывают споры. Однако в 12 штатах приняты такие рыночные подходы к сокращению выбросов парниковых газов. Из них 10 являются северо-восточными штатами, которые объединились, чтобы совместно бороться с проблемой в рамках программы, известной как Региональная инициатива по парниковым газам (RGGI).
Калифорнийская программа ограничения и торговли квотами
В 2013 году штат Калифорния инициировал собственную программу ограничения выбросов и торговли квотами. Правила распространяются на крупные электростанции штата, промышленные предприятия и дистрибьюторов топлива.
Государство утверждает, что его программа является четвертой по величине в мире после программ Европейского Союза, Южной Кореи и китайской провинции Гуандун.
Закон США о чистом воздухе
США регулируют выбросы энергии с момента принятия Закона США о чистом воздухе 1990 года, который считается первой в мире программой ограничения выбросов и торговли квотами (хотя в ней эти ограничения называются «квотами»).
Программа признана Фондом защиты окружающей среды за существенное сокращение выбросов диоксида серы от угольных электростанций, которые стали причиной печально известных «кислотных дождей» 1980-х годов.
Киотский протокол ООН
Краткая справка
В Калифорнии есть собственная программа углеродного кредита, которая считается четвертой по величине в мире.
Отдельный механизм чистого развития для развивающихся стран выдает углеродные кредиты, называемые сертифицированным сокращением выбросов (CER). Развивающаяся страна может получить эти кредиты для поддержки инициатив в области устойчивого развития. Торговля ССВ проходила на отдельном рынке.
Первый период обязательств по Киотскому протоколу закончился в 2012 году (США вышли из него в 2001 году).
Парижское соглашение по климату
В 2012 году Киотский протокол был пересмотрен в виде соглашения, известного как Дохинская поправка, которое еще не ратифицировано. По состоянию на январь 2020 года соглашение все еще оставалось примерно на восемь голосов меньше 144 голосов стран-членов, которые должны были быть одобрены.
Тем временем более 170 стран подписали Парижское соглашение 2015 года, которое также устанавливает стандарты выбросов и разрешает торговлю выбросами. (США выбыли в 2017 году.)
Карбоновые деньги: как бизнес заработает на продаже углеродных единиц
Поддержку бизнеса, занятого в климатических проектах, необходимо прописать в законопроекте о регулировании выбросов парниковых газов, заявила Торгово-промышленная палата. В документе уже заложена возможность копить «зеленые» углеродные единицы, которые потом можно продавать менее эффективным компаниям.
Торгово-промышленная палата (ТПП) направила письмо в Госдуму с предложением законодательно отразить меры экономического стимулирования предпринимателей, реализующих климатические проекты. Изменения должны быть внесены в законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов», который рассматривается в нижней палате парламента.
«При доработке законопроекта ТПП РФ предлагает предусмотреть меры экономической поддержки тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые реализуют климатические проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения. Пока законопроект лишь обозначает поддержку такой деятельности, но не содержит конкретных инструментов стимулирования», — сказал вице-президент ТПП Вадим Чубаров ТАСС.
Законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов» призван наладить регулирование вредных выбросов в России на законодательном уровне. Компании обязаны будут ежегодно отчитываться о количестве выбросов. Введение системы планируется поэтапно: до 2024 года — для предприятий с объемом выбросов более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год, а после 2024 года — более 50 тыс. тонн. Предприниматели при этом могут реализовывать климатические проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов. Бизнесу за это обещают дополнительные стимулы.
«Поддержка деятельности по реализации климатических проектов включает в себя применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации»», — говорится в законопроекте.
Сокращение выбросов предпринимателям будут засчитывать в виде углеродных единиц. Их можно будет продавать другим компаниям – например, тем, которые не могут сами ограничить выбросы в достаточном количестве. В Торгово-промышленной палате не ответили на вопросы «Газеты.ru» о том, какие меры, могут стимулировать бизнес заниматься климатическими проектами, а также предлагали ли сами предприниматели какие-то варианты стимулирования.
В Минэкономразвития (разработчик законопроекта) сообщили «Газете.Ru», что предложения от ТПП им не поступали. «Готовы рассмотреть в рабочем порядке», — сказали в пресс-службе министерства.
Экономим СО2 за вас
Пока в законодательной инициативе не прописаны конкретные меры для стимулирования бизнеса, сказал «Газете.Ru» директор по проектам российского отделения Greenpeace Владимир Чупров. Единственное, что содержится в нем, — это возможность распоряжаться углеродными единицами. В то же время для компаний возможность получить эти баллы — главный стимул заниматься экологией, убежден директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов.
В период действия Киотского протокола (вступил в силу в 2005 году) потенциальный объем сокращения выбросов достигал 200 млн тонн СО2 только за период 2008-2012 годов, отмечает эксперт. Это около 12% ежегодных выбросов парниковых газов в РФ. Российские предприятия уже тогда могли получить более €1 млрд дополнительных доходов от мирового углеродного рынка. А теперь цены выросли, обязательства по снижению эмиссий ужесточаются, рыночные условия благоприятны для России. Нужно как можно скорее создавать платформу для углеродных проектов в стране, подчеркнул Сафонов.
Законопроект дает возможность для введения и других мер поддержки, но в тексте документа это не указано напрямую, считает Владимир Чупров из Greenpeace. В сопроводительных документах, а именно в перечне законов, подлежащих изменению, говорится, что соответствующие изменения будут внесены и в Налоговый кодекс с целью введения «мер налогового стимулирования реализации климатических проектов». Кроме налоговых льгот бизнесу помогло бы, например, и снижение административного надзора, рассуждает Чупров.
Георгий Сафонов из НИУ ВШЭ обратил внимание на то, что законопроект о регулировании выбросов парниковых газов претерпел значительные изменения на этапе согласования. По его словам, практически все регулирующие положения были утрачены, либо сильно ослаблены.
«Положение о климатических проектах создает основу для деятельности предприятий по сокращению выбросов и увеличению поглощения углерода, но необходима конкретизация пункта о «стимулировании» таких проектов. Без поддержки, без национального реестра проектов и углеродных единиц, без правил и процедур реализации проектов ничего не получится»,
Бизнес «за»
В бизнес-сообществе положительно оценивают потенциальное поощрение государством организаций вовлеченных в экологическую повестку. Однако, как ранее подчеркнули в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), выполнение реальных измерений уровня накопленных или израсходованных «карбоновых» единиц технически затруднительно из-за отсутствия необходимого оборудования, а в ряде случаев это просто нереально реализовать.
«В соответствии с международными стандартами в области количественной оценки выбросов парниковых газов требуется использование методов количественной оценки, предполагающих максимальную точность и репрезентативность, — приводит заявление пресс-службы РСПП издание «Энергетика и промышленность».
В этой связи в качестве методики измерений в РСПП предложили использовать расчетный метод, который предполагает суммирование данных о содержании углерода в топливе, сырье и материалах, используемых конкретным предприятием. Это обеспечивает приемлемую точность количественной оценки выбросов, принятую во всех системах учета, как на международном, так и на национальном и отраслевом уровнях, отмечали в союзе предпринимателей.
Идеи по привлечению бизнеса к климатическим проектам периодически появляются в информационном пространстве. Например, в конце марта Bloomberg сообщил о планах российских властей сдавать в аренду участки на Дальнем Востоке под посадку деревьев или сохранение уже имеющихся лесов. Издание писало, что компании, которые займутся посадкой деревьев, смогут получить и, при желании, продавать так называемые «углеродные кредиты» — некие сертификаты, которые позволяют компенсировать определенное количество выбросов.
В WWF тогда сообщили «Газете.Ru», что такие проекты можно реализовать, однако сокращение выбросов будет небольшим — примерно на 15%. В организации подчеркнули, что важно развивать «зеленые» технологии, заниматься возобновляемыми источниками энергии.
Торговля углекислым газом
Ужесточение экологических норм в развитых и развивающихся странах для крупных производственных предприятий и постепенный отказ от тяжелого ископаемого сырья ускоряют развитие тренда на ответственное отношение к окружающей среде, в особенности тренда на снижение углеродных выбросов. Одним из способов инициации перехода на чистое производство является установка максимально возможного уровня выбросов углекислого газа со стороны предприятий.
В статье мы рассмотрим:
Что такое углеродный кредит?
Простыми словами, углеродный кредит — это разрешение компании на выброс парниковых газов. Можно сказать, что это квота, сверх которой предприятие платит штраф или покупает дополнительный кредит на открытом рынке. Если предприятие не использует свои квоты, выданные государством, то они могут быть проданы на рынке другим компаниям, которые в них нуждаются. Данный механизм был разработан изначально в рамках Киотского протокола, затем дополнялся в течение последних 20-ти лет.
Углеродный кредит — это неотъемлемая часть программы «Cap and trade», разработанной и запущенной в 2005 году специально для контроля выбросов парниковых газов в атмосферу (Cap — квота на выброс, trade — продажа квот). Сама программа состоит из 4 фаз, рассмотрим их на графике.
• 1 фаза (2005–2007 год) — пилотная.
• 2 фаза (2008–2012 год) — В 2009 году EC пересмотрел политику распределения кредитов в сторону уменьшения существующего разрыва предложения и спроса. Спрос на углеродные кредиты оставался низким ввиду отсутствия инициатив со стороны промышленных компаний на внедрение нейтрального производства (легче заплатить штраф/купить кредит, чем внедрять новые технологии).
• 3 фаза (2013–2020 год) — в 2013 была сформирована система аукционов поверх бесплатного распределения кредитов в целях уменьшения излишка предложения. Компания, которая использовала сверх своих установленных норм (cap), покупает кредиты с аукционов или на открытом рынке. В 2018 году был создан специальный регулятор/механизм market reserve, который при достижении определенного излишка кредитов скупает их с рынка и убирает в резерв.
• 4 фаза (2021–2030 год) была запущена уже в 2021 году, и главное её отличие от прошлых фаз — более быстрый темп уменьшения объема кредитов на аукционах, до 2,21% в год с 1,7% в год. Также с 2021 по 2023 год регулятор увеличит скупку карбоновых кредитов с 12% до 24% от общего количества излишних кредитов в обращении (>833 млн излишка начинает скупать; по последним данным от ЕС, сейчас находится до 1,6 млрд излишка кредитов в обращении).
Спрос на углеродные кредиты может вырасти в разы
По данным McKinsey, спрос на добровольную покупку углеродных кредитов при реализации наиболее позитивного сценария может вырасти в 15 раз к 2030 году до 2 гигатонн и более чем в 100 раз к 2050 году до 7-13 гигатонн. Такой рост спроса на карбоновые кредиты обусловлен тем, что компании не смогут полностью перейти на нулевые выбросы к 2050 году ввиду отсутствия должных технологий производств.
В ценах на ископаемое топливо заложен карбоновый кредит
На какие сектора стоит обратить внимание?
Мы выделили следующие отрасли, на которые потенциальному инвестору стоит обратить внимание в долгосрочной перспективе в связи с ужесточением норм выбросов и уменьшением свободных кредитов в обращении:
Вывод
За период с 2018 года по июнь 2021 года стоимость карбоновых кредитов взлетела практически в 6 раз благодаря формированию системы аукционного распределения квот, уменьшению излишка карбоновых кредитов в обращении, а также введению рыночного регулятора. В свою очередь, в наиболее благоприятном сценарии спрос на рассматриваемый актив может вырасти в разы к 2030 году ввиду отсутствия должных технологий безуглеродных производств.
В связи с ужесточением норм выбросов и ростом стоимости СО2-фьючерсов «грязные источники» топлива для конечного потребителя стали дороже, поэтому компании переходят на газ в качестве первичного источника энергии ввиду высокой энергоэффективности, а также минимального уровня загрязнения атмосферы. Уже сейчас можно делать ставку на рост спроса на газ. Также потенциальному инвестору в долгосрочной перспективе стоит обратить внимание на сектор производства водорода и биотоплива, сектор улавливания углерода, а также на сектор внедрения решений для перехода на низкоуглеродные производства.
Статья написана в соавторстве с аналитиком Андреем Кураповым