карбоновый налог в россии 2021

14 июля Еврокомиссия представила экологический план EU Green Deal, который предполагает снижение к 2030 г. атмосферных выбросов на 55% к уровню 1990 г. Ключевой механизм по достижению этого показателя – введение ТУН на импорт в страны ЕС углеродоемкой продукции. Пока в номенклатуру товаров, которые будут облагаться сбором, попали сталь, трубы, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия. Но впоследствии ее планируется расширить и на другие отрасли. Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме с начала 2023 г., при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до момента действия сбора, который начнут взимать с 1 января 2026 г. Цена на выбросы, содержащиеся во ввозимой продукции, будет определяться исходя из стоимости СО2 на аукционах в европейской системе торговли квотами. Сейчас это примерно 50 евро за тонну углерода. Снизить или полностью обнулить сумму налога, кроме покупки квоты на бирже, можно за счет инвестиций в сокращение выбросов, так называемые климатические проекты.

Ранее в Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН заявили о значительном потенциале стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии как полигонов для хранения CO2. В России емкость хранения была определена в регионах Поволжья, Западной Сибири и Ямала с совокупным потенциалом хранения более 10 000 Мт CO2 в нефтяных резервуарах. Также в ЕЭК подчеркнули необходимость развертывания системы CCUS, назвав ее «ключом к достижению углеродной нейтральности». «Она необходима для раскрытия потенциала декарбонизации в полном объеме и достижения углеродной нейтральности», следует из одного из отчетов ЕЭК ООН.

ВИЗИОНЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Представитель Минэнерго сообщил «Ведомостям», что на предприятиях российского ТЭКа возможно внедрение технологии CCUS, в том числе по улавливанию и обратной закачке попутного нефтяного газа для повышения нефтедобычи пластов. В целом российские нефтегазовые компании поддерживают внедрение таких методов, добавил он.

В ПАО «ММК» технологию CCUS рассматривают в качестве одной из возможностей по снижению углеродного следа, заявил представитель организации. Но помимо нее есть и другие альтернативы, уточнил он. Определяющим фактором будет экономическая эффективность той или иной технологии декарбонизации. До 2030 г. на металлургических предприятиях России вряд ли стоит ожидать появления подобных установок по причине неотработанности технологии, низкого экономического эффекта (в краткосрочной перспективе) и длительного периода строительства установки. В дальнейшем данное направление может стать перспективным при условии наличия конкурентных преимуществ по сравнению с другими технологиями декарбонизации, резюмировал представитель ММК.

Данный метод в первую очередь будет интересен нефтегазовому сектору, передал представитель «Норникеля» слова Станислава Селезнева – вице-президента компании по экологии и промышленной безопасности. У участников этой отрасли есть фонд отработанных скважин, т. е. потенциальных резервуаров для хранения CO2. «Мы не можем похвастаться наличием таких хранилищ», – уточнил Селезнев. Представитель Газпромбанка заметил, что в России есть ряд ограничений, связанных прежде всего с проблемами транспортировки и хранения СО2, которые делают подобного рода проекты экономически нерентабельными.

Представитель «Алросы» сообщил, что в группе рассматривают потенциальную возможность инвестировать в технологии CCUS.

Технология имеет ряд существенных недостатков и ограничений, убежден директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов. Прежде всего это высокая стоимость ее применения в больших масштабах, пояснил он. Для источников, располагающихся неподалеку от мест возможного захоронения углерода (в виде СО2 или метана), затраты могут быть невелики, однако доставка СО2 из удаленных источников, например электростанций, котельных, промышленных объектов, к местам захоронения будет связана с колоссальными затратами. «Кроме того, вопрос о судьбе закачанного в скважины СО2 далеко не очевиден. Могут образовываться его утечки из геологических структур или иные пути его высвобождения в атмосферу, что существенно меняет эффективность подобных мер», – опасается Сафонов.

Потенциальные выгоды от применения таких технологий представляются несколько иллюзорными, согласился профессор базовой кафедры управления проектами и программами Capital Group РЭУ им. Плеханова Иван Потравный. Теоретически такие выгоды могут быть связаны с сокращением выбросов парниковых газов и выполнением обязательств России по Парижскому соглашению, но технология захоронения таких выбросов пока относится к категории визионерских и не подтверждается экспериментальными расчетами, уточнил он.

В целом господдержка CCUS может простимулировать диверсификацию российской промышленности и сократить риски от глобальной климатической политики, сообщил старший научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Поташников. Масштабное применение этих технологий в России, совмещенное с требованиями по локализации производства мощностей, поможет развить машиностроение, а также выйти российской промышленности на экспортные рынки с высокой добавленной стоимостью и низкой конкуренцией. Однако применение CCUS не решает экологических проблем, возникающих при добыче, транспортировке и использовании ископаемого топлива, резюмировал он.

Источник

Углеродное голодание: как России адаптироваться к налогу ЕС на импорт

карбоновый налог в россии 2021

Зачем нужно трансграничное углеродное регулирование

В июле 2021 года Еврокомиссия представила экологический план EU Green Deal, согласно которому к 2030 году атмосферные выбросы должны снизиться на 55% до уровня 1990 года. Одно из главных требований — введение углеродного налога в виде квот на тонну выбросов СО2 с 2026 года. За них придется платить тем странам, которые ввозят в ЕС продукцию неэкологичных компаний.

На первом этапе налог будет касаться стали, цемента и других направлений производства с риском утечки СО2. Так компании станут осознаннее подходить к выбросам, чтобы оставаться в рынке: импортеры продукции в ЕС сократят закупку неэкологичного сырья, чтобы не платить налог. Условия для внутренних и иностранных производителей станут равны.

карбоновый налог в россии 2021

Как новый углеродный налог отразится на экономике России

Еще в 2019 году Россия поставляла в страны Евросоюза 48% сырой нефти и газового конденсата, 62% нефтепродуктов и 70% природного газа от всего своего экспорта. Это значит, что углеродный налог в рамках трансграничного регулирования может привести к дополнительным расходам в нашей стране и снизить конкурентоспособность ее экономики. Уже сейчас есть прогнозы от Минэкономразвития, согласно которым в 2027 году Россия заплатит Евросоюзу более €1 млрд углеродного налога в год. К 2050 году, когда проект трансграничного регулирования полностью реализуют, эта цифра может вырасти до €24 млрд.

карбоновый налог в россии 2021

Новый налог ЕС: ответ правительства

Трансграничное углеродное регулирование требует от государства ответа на новые реалии. Разберемся, что государству следует сделать, чтобы защитить интересы национальной экономики, решить задачи декарбонизации и создать фундамент для развития перспективных отраслей промышленности.

Собственная система углеродного мониторинга поможет выяснить реальные объемы выбросов. От этих данных можно будет оттолкнуться, чтобы подготовить распоряжения и нормативные документы по сокращению выбросов, а затем оценить эффект от их реализации на уровне государства, отраслей и отдельных компаний.

Государству нужно помогать производствам, которые встают на путь декарбонизации. Механизмы поддержки могут быть разными: например, «зеленое» финансирование или возврат уплаченного тарифа за внутренний налог.

карбоновый налог в россии 2021

Новый налог ЕС: ответ бизнеса

Чтобы выжить на международном рынке, российским предпринимателям следует сформировать собственную систему декарбонизации на своих предприятиях. Разберемся, что им для этого нужно сделать.

У владельцев производств больше данных об углеродоемкости своих компаний. Такой анализ поможет выработать программу действий.

Предпринимателям стоит подсчитывать, сколько выбросов производят их компании, и отслеживать это количество в динамике. Результат этой работы пригодится во время международных переговоров, чтобы доказать свою экологичность и наладить экспорт в другие страны.

Всего есть три группы рычагов: снижение спроса на энергоресурсы (в том числе через развитие экономики замкнутого цикла), устранение выбросов и замена сырья на менее углеродоемкие аналоги. Меры будут зависеть от степени поддержки государственной политики: если ее нет, то компании не смогут, например, вложиться в дорогой переход на водородное топливо.

карбоновый налог в россии 2021

Они будут зависеть от потенциала декарбонизации. Например, если международная практика уже подтверждает высокую эффективность отдельных рычагов, ими стоит воспользоваться в первую очередь.

Потребуется изменить операционную модель, создать отдельные комитеты в совете директоров, назначить ответственных за задачи декарбонизации.

Выводы: почему России нужно стремиться к углеродной нейтральности

Сокращение выбросов СО2 — общемировой тренд, а не просто прихоть Евросоюза. Об углеродной нейтральности как о национальной цели заявляют, например, Китай, Япония и Южная Корея. По мере того как практики регулирования выбросов будут внедряться в разных странах, установление трансграничных правил станет все более вероятным.

Чтобы странам-экспортерам выжить на «зеленом» рынке, потребуется создать собственную систему формирования цен на углерод и развить инструменты государственной поддержки. Только в этом случае получится сохранить конкурентоспособность и обеспечить устойчивое развитие.

Источник

KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС

карбоновый налог в россии 2021

Аудиторская компания KPMG подготовила презентацию о влиянии на российских производителей трансграничного углеродного налога, введение которого сейчас обсуждается в Европейском союзе (ЕС). Она была сделана на заседании рабочей группы комитета экологии и природопользования Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в понедельник, 6 июля. РБК ознакомился с презентацией, ее подлинность подтвердил один из участников заседания.

карбоновый налог в россии 2021

Пока введение углеродного трансграничного налога находится в категории рисков, напоминает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. По его словам, в случае введения такого налога в ЕС российское правительство может поддержать компании, предоставив им налоговые льготы и преференции. Оно уже поручило министерствам к 1 октября представить предложения о поддержке компаний, которые могут пострадать от углеродного налога.

Год назад глава «Роснано» Анатолий Чубайс предложил ввести собственный углеродный налог в России, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. В случае появления такого налога ЕС мог бы освободить российские товары от нового трансграничного налога.

карбоновый налог в россии 2021

Но в этом случае ущерб для экономики страны вырастет в разы, предупреждает Широв. По его подсчетам, европейский налог на реально экспортируемый объем парниковых газов из России (141 млн т эквивалента CO2) составит 275 млрд руб. в год (€3,4 млрд по курсу на 7 июля) с учетом текущих цен ЕС на парниковые выбросы. А российский углеродный налог взимался бы со всего объема производства компаний (621 млн т эквивалента СО2), которые в ЕС экспортируют только часть товаров. В этом случае налог был бы вчетверо выше — 1 трлн руб. в год, подсчитал эксперт.

Российские производители могут избежать налогов и обвала экспорта путем модернизации, которую можно профинансировать за счет «зеленых облигаций», считают эксперты АКРА. Такие инструменты подразумевают не только доступ к более дешевому финансированию, но и высокое качество отчетности и ее прозрачность, указывают эксперты. ВЭБ уже заявил о готовности помочь в развитии «зеленого» направления в экономике: для поддержки российских компаний институт развития планирует привлечь около 300 млрд руб.

Модернизация предприятий — хорошее решение для российского бизнеса, но далеко не все смогут инвестировать в новые мощности во время стагнации в экономике и климатические риски тут не помогут, скептичен Широв.

Источник

Как скажется углеродный налог на экспорте

карбоновый налог в россии 2021

карбоновый налог в россии 2021

Во-первых, практическая реализация МП затронула и продолжает затрагивать все человечество в целом, в том числе и Россию.

Во-вторых, история с МП очень поучительна, она являет собой пример того, как можно дурить все человечество. В результате конкуренты разорились или переключились на иные сферы деятельности. Когда афера вскрылась, было уже поздно, а в России уже были закрыты все предприятия по производству и фреона и холодильников. До сих пор мы покупаем хладагент на Западе, в том числе и для промышленных нужд двойного назначения. Так корпорация «Дюпон» под флагом МП выиграла закулисную войну против нашей химической промышленности. В декабре 2000 года были закрыты последние семь российских заводов, выпускавших вещества, якобы разрушающие озоновый слой. С тех пор вся наша промышленность базируется на использовании продукции американской корпорации «Дюпон».

С 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов, который противоречит правилам ВТО. Он может затронуть около 40 процентов российского экспорта. Введение пограничного корректирующего углеродного механизма, разработанного Еврокомиссией (ЕК), ставит российские предприятия в неравные условия, при которых будет потеряна часть доходов, которые могли бы быть направлены на модернизацию производства или реализацию климатических проектов. Параметры налога, который ЕС может ввести для импортируемых «грязных» товаров с большим углеродным следом, пока не ясны.

Необходимо добиваться того, чтобы эти меры не носили дискриминационного характера и не были формой промышленных субсидий для европейских предприятий, что запрещено правилами ВТО.

В условиях тренда на декарбонизацию получение объективной и достоверной информации об углеродном следе продукции, в частности природного газа, должно стать решающим аргументом для достижения конкурентного технологического преимущества природного газа на этапе перехода к низкоуглеродной энергетике.

В Российской Федерации разработана серия программ по поводу технологической модернизации. И некоторые из них уже сейчас могут быть применены предприятиями нефтегазового комплекса.

Источник

Планы на выброс

карбоновый налог в россии 2021 карбоновый налог в россии 2021

Под углеродным следом понимают количество парниковых газов, в пересчете на двуокись углерода (CO2), которое выделяется при всём процессе изготовления и эксплуатации продукта. Учитывается не только прямой вред, например, при изготовлении пластика, но даже то, за счет какого ресурса генерируется электричество в стране, где он производятся.

карбоновый налог в россии 2021

карбоновый налог в россии 2021

Россия считает углеродный сбор противоречащим нормам Всемирной торговой организации. Об этом заявлял глава минэкономразвития Максим Решетников на брифинге по итогам встречи с министрами БРИКС. Ранее в российском минэнерго также подчеркивали, что при расчете углеродного сбора ЕС никак не учитывает площадь лесов в России и их вклад в поглощение углекислого газа.

Отрицательное отношение к новому налогу ЕС в США. Схожесть позиций не вызывает удивления, главные источники выбросов CO2, если использовать методологию подсчетов, принятую в ЕС, находятся в России, США и Китае. Но Пекин, как крупнейший экспортер товаров в Европу, начиная с 2013 года, активно взаимодействовал с ЕС по этой проблеме, и успел подготовиться к негативному воздействию углеродного сбора на свой экспорт. Уже в 2020 году в стране планируется запуск китайской ETS (схема внутренней торговли квотами на выбросы в Европе), создание которой велось с 2014 года при экспертной поддержке ЕС.

Механизм нового сбора пока обсуждается. В BCG считают, что с большой долей вероятности им будут облагаться только выбросы CO2 (углекислого газа), превышающие определенные пороговые значения, но при этом налог будет введен уже в 2021 году. В КПМГ в базовом сценарии прогноза предполагается, что сбор введут в 2025 году, но учитываться будут все прямые выбросы, а цена за единицу CO2 будет расти, как и доля облагаемого налогом экспорта.

карбоновый налог в россии 2021

карбоновый налог в россии 2021

В базовом варианте прогноза КПМГ дополнительная средняя ежегодная нагрузка на поставки природного газа в Европу (из расчета объема экспорта в 2019 году) составит 1,4-2,3 млрд евро. В случае если в сборе будут учитываться прямые и косвенные выбросы CO2, это снизит рентабельность поставок сырой нефти из России в ЕС в среднем на 10-20%, что откроет европейский рынок для конкурентов из Персидского залива, в первую очередь для Саудовской Аравии. Также в группе риска находится экспорт никеля, меди и изделий из них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *