карлхайнц бем и роми шнайдер отношения
История
«Гутен Морген, императрица!»
На крючок
Контекст
Какую из немецких кинозвезд вы считаете самой красивой?
Пылкий любовник Роми Шнайдер
Действительно, в стране, недавно избавившейся от голодных пайков, только открывающей для себя прелесть потребления, приятно было глядеть на упитанную семью Сисси. Между прочим, совместное поедание баварских сосисок в фильме показано чуть ли не первой сценой. Как немцы хотели тогда, чтобы их видели такими: легкомысленными весельчаками-балагурами, охотниками и любителями природы, а не безжалостными оккупантами.
«На пароходе музыка играла»
Образы Сисси и румяного, с ямочками на щеках императора так «прилипли» к Роми Шнайдер и Карлхайнцу Бёму (Karlheinz Böhm), что оба исполнителя главных ролей всю жизнь пытались их с себя «смыть», что, возможно, послужило причиной некоторых экстравагантных поступков. Так, Роми Шнайдер вышла замуж за Алена Делона и стала звездой французского кино. А Бём с облегчением сыграл серийного убийцу.
К сожалению, слово «китч» прозвучало сразу же после выхода первого фильма о Сисси на экраны. Действительно, чтобы без перемотки посмотреть последнюю треть первого фильма, когда интрига благополучно разрешилась и Сисси в белом платье (говорят, именно Елизавета Австрийская ввела моду на белые свадебные платья) и красной мантии, помахивая ручкой, плывет и плывет на пароходе, а на берегу в этот момент ликует австрийский народ, надо быть очень сентиментальным человеком. Это «слишком толсто», как говорят сейчас в интернете. Но у кого спустя шестьдесят лет поднимется рука осуждать этот «китч»?
Что это было?
Вообще же, исходя из дня сегодняшнего, это была нормальная женщина, с тягой ко всему естественному и здоровому, которая попала в абсолютно нездоровое окружение. А так как изменить ситуацию она не могла, то попыталась из нее сбежать, преимущественно проводя время за пределами империи.
Карлхайнц бем и роми шнайдер отношения
Предисловие к немецкому изданию
Перед вами — и автобиография, и биография сразу. Книга об актрисе, которая раскрыла свой дар в шестидесяти фильмах. И о женщине Роми Шнайдер: детские мечты и надежды, ранний взлёт и первые успехи, потом — высокая художническая зрелость, по-настоящему большое кино, и наконец — её страстное и мучительное стремление гармонично совместить творчество и личную жизнь, что неизбежно вело и привело к глубоко трагическому концу.
Собственные тексты Роми Шнайдер объединены подобным образом впервые. Вначале это дневник тринадцатилетней девочки, далее — воспоминания о важных событиях и переживаниях, письма, путевые заметки. В документальных свидетельствах запечатлелись именно те годы, когда Роми предпочитала молчать. Она сдерживала себя даже в письмах к друзьям, избегая откровенно высказывать свои мысли, взгляды и впечатления.
Эти тексты предваряются рассказом Магды Шнайдер о детских годах её дочери.
Композиция книги, последовательность отдельных глав имеет своей целью как можно полнее представить читателю этапы этой необыкновенной жизни. Каждая глава открывается введением, необходимым для того, чтобы повествование воспринималось целостным и восполняло временные разрывы в текстах Роми.
Однако задача детально изложить биографию здесь не ставилась. Цель была, скорее, — дать образный портрет этой большой актрисы, которая как в своих сильных сторонах, так и в своих слабостях принадлежала своему времени.
Иллюстрации, значительная часть которых публикуется впервые, отражают жизненный путь Роми Шнайдер, которую Лукино Висконти назвал «одной из гениальнейших актрис Европы» и «одной из последних настоящих мировых звёзд».
В книге немало кадров из фильмов с её участием, но гораздо важнее фотодокументы, запечатлевшие окружение Роми. Как и в своих дневниковых записях, героиня повествования предстаёт здесь вместе с товарищами по профессии, с партнёрами — свидетелями и участниками её восхождения к вершинам славы.
23 сентября 1988 года Роми Шнайдер исполнилось бы 50 лет; к этой дате и приурочено издание книги. В публикуемых воспоминаниях запечатлён образ этой воистину необыкновенной актрисы.
Берлин, февраль 1988 г.
Предисловие к русскому изданию
Что мы знаем о Роми Шнайдер?
В советском ещё энциклопедическом словаре «Кино» про неё сказано: австро-немецкая и французская актриса. Значит, даже составители словарей не решили точно, кто она.
Но это в России, а как в Германии? Роми Шнайдер упрямо повторяет в своих записках, которые вы держите в руках: «Я — немка, я думаю по-немецки, моя родина — Германия». Между тем в списке её фильмов совсем мало немецких: несколько ранних, где Роми — почти подросток, и один-единственный «взрослый», неудачный — «Групповой портрет с дамой».
Почему, собственно? Потому что роман актрисы с родиной не сложился, и это было одной из двух настоящих трагедий её жизни. Она хотела играть в Германии — не дали. Она хотела быть просто счастливой женщиной — не позволили: ни в родных краях, ни в чужих — нигде. Так и прожила — неприкаянная. Ничья.
О том, как было у Роми с Германией при жизни, вы прочтете в её дневниках, там об этом — подробно. А я — о том, как стало после её ухода, то есть сегодня.
Сегодня в Германии — культ Роми. Ей не нужна здесь даже фамилия, довольно имени. Её дневник переиздается чуть ли не каждый год начиная с 1988-го (умерла она в 1982-м), и называется он не как в русском переводе, а просто «Я, Роми». Выходят биографии, фотоальбомы, документальные фильмы, а сейчас ещё и два художественных фильма о Роми Шнайдер, для кино и для телевидения. Это — к юбилею: в сентябре 2008 года ей исполнилось бы 70 лет.
Вот так получается: живую и прекрасную Роми Германия отторгла, а после жизни Роми — нате вам, культовая актриса! Дело, в общем-то, ясное: Германия всегда хотела «свою Роми», вечную Зисси, юную императрицу из трёхсерийной костюмной мелодрамы, а Роми всю жизнь вопила: нет! Я не ваша сладкая Зисси! Теперь Роми молчит, а Германия присваивает Зисси и обожествляет её. Например, каждый год к Рождеству продаются специальные календари. Большой постер, а под ним шоколадки в картинках — всё, что мило здешнему сердцу. Ёлка с игрушками, свечки в лентах и бантах, младенец Иисус в яслях. и Роми Шнайдер — тоже, видно, привычный атрибут сентиментального рождественского набора. Портрет — не в жизни, а в роли: та самая Зисси, прелестный ангелочек в розовом кринолине.
Защитить Роми от этого уже некому.
В юбилейные дни самая крупная из «жёлтых» газет Германии, «Бильд», напечатала портрет Роми Шнайдер. Под заголовком «Бабушка Роми». Прожив на свете всего-то 43 года, Роми вроде бы получила привилегию никогда не состариться. Как бы не так! Её догнали даже после смерти, сцапали и состарили: портрет в «Бильде» обработан на компьютере так, чтобы превратить молодую женщину в старую женщину.
И от этого Роми защитить уже некому.
Роми Шнайдер никогда не была «богемой» или «эмансипé». Она мечтала о семье, о тихом домашнем счастье, куда не пролезли бы наглые папарацци. Она пробовала трижды, и с каждым провалом семейной идеи силы её уходили, исчерпывались. Ален Делон покинул её, даже не попрощавшись; Харри Мейен ещё и ободрал её как липку; Даниэль Биазини довел её до последней черты. Обожаемого сына Давида она потеряла, он погиб в 14 лет. И каждый раз удары, разрывавшие её сердце, превращались бульварной прессой в дешёвые сенсации.
А зачем же тогда Роми всё это записала? Она ведь так стремилась укрыться в убежище, воевала как могла с бессовестными вторжениями в личную жизнь! И вот теперь мы читаем о её сокровенном. Тут, думаю, дело в особой актёрской психике. Актёр живёт перед камерой всегда, невзирая на свои желания и убеждения. К тому же психологи считают, что если актёр начал играть очень-очень рано (как Роми, например, — в 14 лет), то с ним непременно происходит некая психическая трансформация. Он нечётко разделяет себя в жизни и себя в роли, и пространства «тут» и «там» у него смещаются, путаются, взаимопроникают. По записям Роми вроде бы и видно, что делались они для себя (естественную «корявость» её письма я попыталась сохранить и в переводе). Но с другой стороны, её письменная речь порой переходит в диалог — с кем? С самой собой? С нами?
Давайте считать так. Давайте будем думать, что дневник Роми — ещё и послание. Из которого я тут приведу начало: «Музыка, театр, кино, путешествия, искусство — вот моя жизнь! От этих пяти слов моя театральная кровь просто закипает», — и конец: «. но что за жизнь, что за жизнь из всего этого получилась. »
Дюссельдорф, октябрь 2008 г.
Магда Шнайдер. Моя дочь Роми
Роземари Альбах появляется на свет 23 сентября 1938 года в Вене. Поскольку её родители, актёры Магда Шнайдер и Вольф Альбах-Ретти, полностью отдают себя работе в кино, раннее детство Роми проводит со своими бабушкой и дедушкой, Марией и Францем Ксавером Шнайдерами, в усадьбе Мариенгрунд в Берхтесгадене-Шёнау. 21 июня 1941 года рождается Вольфдитер, брат Роми. 21 сентября 1944 года Роми идёт в школу. Годом позже родители Роми разводятся. 1 июня 1949 года Роми поступает воспитанницей в интернат Гольденштайн. В декабре 1953 года Магда Шнайдер выходит замуж за владельца сети отелей Ханса-Херберта Блатцхайма.
Роми Шнайдер: триумф в карьере и драмы в личной жизни
Немцы называют её одной из самых неподражаемых актрис Германии, а французы считают жемчужиной своего кинематографа. В Австрии лицо этой актрисы увековечили в памятнике королеве Елизавете. Именно эта роль сделала Роми Шнайдер (Romy Schneider) национальной героиней. В 2018 году кинодиве, покорившей миллионы сердец во всем мире, исполнилось бы 80 лет. Культовая актриса умерла, когда ей было всего 43 года, но публика до сих пор помнит её и восхищается её талантом.
Поэтому вполне закономерно, что репертуар Берлинского кинофестиваля 2018 года не обошёлся без картины, посвящённой Роми Шнайдер. Фильм Эмилии Атеф «Три дня в Кибероне» (3 Days In Quiberon) повествует о тех днях, которые киноактриса провела на побережье Франции в 1981 году – в тяжелое для неё время. Интервью Роми, на которых основана лента, ошеломляют своим откровением. Они заставляют зрителя ощутить боль, тоску, одиночество красивой женщины, знаменитой актрисы, которая так и не смогла отыскать саму себя.
Актриса в шестом поколении
Роми Шнайдер (Розмари-Магдалена) родилась в Вене в сентябре 1938 года. Стать звездой кинематографа для неё было предопределено уже с рождения. Она – актриса в шестом поколении. Брак её родителей, известных австрийских актеров Вольфа Альбах-Ретти и Магды Шнайдер, был кратковременным. Поэтому сначала Розмари с братом жила у бабушки, а с 1949 года проходила обучение в закрытой католической школе под Зальцбургом. В 15 лет (в 1953‑м) милая девочка попала на съёмочную площадку фильма «Когда снова цветёт белая сирень» (Wenn der weiße Flieder wieder blüht), где снималась и её мать. В этой картине Роми сыграла свою первую эпизодическую роль, и дебют превзошёл все ожидания. Свой первый успех она потом закрепит спустя год – главной ролью в фильме «Фейерверк» (Feuerwerk).
Роми Шнайдер в мелодраме «Когда снова цветёт белая сирень» (кадр из фильма)
Но по-настоящему судьбоносной для Роми Шнайдер стала встреча с давним знакомым матери, режиссёром Эрнстом Маришкой (Ernst Marischka). Юная королева Великобритании Виктория в исполнении 16-летней девушки в его фильме «Молодые годы королевы» навсегда останется в сердцах зрителей.
Вдохновлённый успехом Эрнст Маришка решается на создание исторической трилогии о жизни австрийской императрицы Елизаветы. В 1955 году свет увидела первая часть под названием «Сисси» (так любовно называли императрицу в народе). В этом же году Австрия отделилась от Германии, в состав которой она входила с 1938 года. Так что выход фильма на экраны стал не только культурным, но и политическим событием. Роми Шнайдер становится всенародной любимицей, гордостью нации.
Роми Шнайдер с Карлхайнцем Бёмом – партнёром по фильму «Сисси – молодая императрица» (кадр из фильма)
Через год выходит второй фильм – «Сисси – молодая императрица» (Sissi, Die junge Kaiserin). Но если во время работы над первой частью Роми пребывала в эйфории и получала удовольствие от игры, то съёмки второго уже начинали тяготить юную девушку. Был даже момент, когда она вообще хотела отказаться от участия в картине. В третьей серии «Сисси. Трудные годы императрицы» (Sissi – Schicksalsjahre einer Kaiserin) 19-летняя актриса играла уже взрослую королеву Елизавету.
«Принцесса» и «мужлан»: роман с Аленом Делоном
Роль Сисси принесла Роми огромную славу, всенародную любовь и баснословные гонорары. Но с этого времени актрисе приходится прилагать немало усилий, чтобы освободиться от образа австрийской императрицы. Она отказывается играть в четвёртой части саги и в 1958 году по настоянию матери принимает предложение сниматься в фильме «Кристина» и уезжает в Париж.
На съёмочной площадке Роми Шнайдер знакомится с молодым, тогда ещё малоизвестным актером Ален Делоном. Интересно, что Делона актриса выбрала себе в партнёры сама – по фотографии. А вот при первой личной встрече артисты совершенно не понравились друг другу. Она не говорила по-французски, он не знал немецкого. Ален держался грубо и развязно. Его, сына мясника, раздражали изысканные аристократические манеры «немецкой гусыни». А Роми в свою очередь не понимала, как можно целоваться с «этим мужланом».
Но актёры не заметили, как волшебная сила искусства превратила их пылкую любовь на экране в бурный роман в жизни. Страстный поцелуй Делона, необходимый по сценарию, растопил сердце неприступной «принцессы» и положил начало одной из самых эпатажных историй любви 60‑х годов.
Кадр из фильма «Бассейн»
На кинофестивале в Брюсселе Делон признаётся Роми в любви и предлагает переехать в Париж. Чувства переполняют юную девушку, и, несмотря на возражение матери и отчима, она отправляется вслед за возлюбленным.
Так Роми окунулась в новую беззаботную, свободную от всяких условностей жизнь. Ей захотелось «немедленно стать француженкой во всём». В марте 1959 года Ален и Роми объявляют о своей помолвке. Делон знакомит Роми с известным режиссером Лукино Висконти, а тот в свою очередь с Коко Шанель. Именно королева моды смогла привить актрисе прекрасный вкус и изящные манеры. Роми усердно изучает этикет и французcкую фонетику, и это даёт свои плоды. Роль в спектакле Висконти «Как жаль, что она шлюха», которую актриса сыграла вместе с Делоном, стала визитной карточкой Роми во французcком театре и кино. А за главную роль в фильме «Процесс» (Der Prozess, экранизации одноименного романа Кафки) её наградили как лучшую иностранную актрису.
Дуэт Роми с Энтони Перкинсом в драме «Процесс» (1962) (кадр из фильма)
Удар от любимого: «Я возвращаю тебе свободу»
Но, если карьера Делона и Роми развивалась по восходящей, то их личная жизнь была далеко не безоблачной. Хотя для публики они по-прежнему оставались красивой звёздной парой. Теперь актёры много времени проводили на съёмочной площадке. В 1963 году Роми уехала в Голливуд, а Ален продолжил жить привычной для него жизнью без обязательств. О его романе с моделью и начинающей актрисой Натали Бартелеми Роми узнала из газет. А летом 1964 года Роми Шнайдер, вернувшись в Париж, получила от ветреного красавца письмо: «Я возвращаю тебе свободу и оставляю себе твое сердце». Делон женился на другой. Это шокирующие известие едва не приводит звезду к гибели – она пытается покончить с собой, вскрыв вены.
В 1965 году актриса переезжает назад в Германию. К жизни её возвращает кино, новые отношения с известным немецким актером и режиссером Гарри Майеном, последующее замужество (1966 год) и рождение сына Давида. Со стороны Роми казалась по-настоящему счастливой женщиной: долгожданный ребёнок, любящий муж, мировая известность.
Но телефонный звонок от Делона с приглашением на главную роль в фильме «Бассейн» (La piscine) стал роковым поворотом в ее дальнейшей судьбе и судьбе её близких.
Кадр из фильма «Бассейн», ставшего роковым для кинодивы.
Несмотря на возражения мужа, Роми дает согласие на участие в фильме и уезжает на съёмки. Она опять оказывается рядом с мужчиной, которого, как выяснилось, продолжала любить. Иллюзия семейного счастья была разрушена. И хотя Роми и Делон убеждали всех, что играют любовь строго по сценарию, но страстные объятия на фотографиях говорили о новом этапе романтических отношений между ними. Однако воссоединения не произошло: после съёмок фильма они расстались.
Семейная жизнь с Гарри Майеном тоже дала трещину. Супруг не мог ей простить возобновления романа с Делоном, впал в депрессию и запил. В 1973 году Роми с сыном уехала в Париж, а в 1975 оформила окончательный развод и в этом же году вышла замуж за своего секретаря Даниэля Бьязини, который был моложе ее на 10 лет. У них родилась дочь Сара. Впрочем и эти семейные узы оказались непрочными.
Слишком высокая цена
Гибель сына доконала актрису окончательно. У неё пропало желание жить: ни новые роли, ни новые знакомства не могли вернуть прежнюю Роми. Она всё больше пила, почти не выходила на улицу, от былой красоты не осталось и следа. 29 мая 1982 года сердце Роми Шнайдер не выдержало одиночества и перестало биться. Слишком высокую цену пришлось ей заплатить за славу и успех.
Но даже спустя более 30 лет после смерти Роми Шнайдер её феномен интересен широкой публике. Актриса снялась в 57 фильмах, и до сегодняшних дней остается ярчайшей звездой кинематографа ХХ века. Неудивительно, что на Берлинале-2018 черно-белая кинокартина «Три дня в Кибероне», посвящённая легендарной Роми, завоевала 7 побед из 10 номинаций, в том числе золотую статуэтку в номинации «Лучший фильм».
Foto auf der Vorschau: кадр из фильма «Бассейн» (1969)
Нелегкая судьба Роми.
Я сейчас сканирую первые номера и пока сделал примерно 20 из более чем 500, вышедших за время издания с лета 1967 года.
Покупать я его закончил в начале 2018, купив номер 533.
Работы много, конечно, но она движется.
Моё внимание во время сканирования привлекли кадры со съёмок фильма «Бассейн» с участием Роми Шнайдер и Алена Делона.
Уверен, что таких кадров нет нигде больше (хотя, не проверял, может и есть).
Ну, в любом случае кадр уникальный: режиссёр Жак Дере учит Роми, как бросаться в объятия Алена.
Справа в тексте рассказывается о съёмках. Кстати, надо бы пересмотреть фильм.
Давно слишком я его видел.
Дальше уже кадры из Интернета про этот фильм.
Трагический уход Роми оставил немало вопросов. И до сих пор зрители не могут забыть прекрасную актрису.
Роми Шнайдер родилась 23 сентября 1938 года.
Роми Шнайдер в фильме «Сисси». 1955 год.
Ещё позднее фильм «Кристина» принёс актрисе уже всемирную славу…
Роми Шнайдер в фильме Прохожая из Сан-Суси. 1982 год
Предложения сыпались на неё как из рога изобилия, мужчины сходили по ней с ума.
Кстати, ваш непопкорный слуга этот фильм La mort en direct видел во время прохождения курсов «совершенствования квалификации работников Гостелерадио» в 1982 году в Останкино. Как раз тогда, когда Роми доживала свои последние дни.
Работа над фильмом давалась актрисе с трудом. Во время съёмок она плохо себя чувствовала: после разрыва со вторым мужем, забравшим дочь, Роми много пила. Состояние усугубляли болезнь почек и депрессия.
Роми Шнайдер и Карлхайнц Бём на Берлинском кинофестивале 1955 года
Шнайдер умерла в ночь с 29 на 30 мая 1982 года в своей квартире.
Медики установили: не выдержало сердце.
Роми похоронили на кладбище Буасси.
По настоянию Алена Делона, взявшего на себя организацию похорон, прах сына Роми Шнайдер был перезахоронен рядом с могилой матери.