карпов а в психология менеджмента учеб пособие м гардарики
Психология менеджмента, Карпов
Название: Психология менеджмента.
Автор: Карпов А.В.
Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории — управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя — субъекта управленческой деятельности (психические процессы — восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.
Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.
В отечественной литературе по теории и психологии управления сложилась традиция начинать изложение с указания на то, что произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие радикальные социально-экономические изменения резко повысили актуальность этих областей науки. Это хотя и правильно, но неточно. Речь в действительности идет не о «буме» управленческих исследований, а о том, что теория и психология управления наконец-то и у нас начинают обретать свое истинное — нор мальное место — то, которое им по праву принадлежит и в науке, и в менеджменте за рубежом.
Оглавление
От автора 5
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Развитие науки управления 11
1.1. Предыстория науки управления 11
1.2. Основные школы науки управления 15
1.3. Общие подходы в теории управления 23
1.4. Современное состояние теории управления 33
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основ ные подходы к ее исследованию 38
2.1. Сущность управленческой деятельности 38
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 47
2.3. Определение системы основных управленческих функций 62
Глава 3. Элементы теории организации 65
3.1. Сущность организации 65
3.2. Иерархические структуры 68
3.3. Адхократические (органические) структуры 71
3.4. Основные понятия теории организации 75
Глава 4. Функция целеполагания 84
4.1. Сущность функции целеполагания 84
4.2. Типология целей организации 87
4.3. Требования к реализации функции целеполагания 91
Глава 5. Функция прогнозирования 98
5.1. Определение функции прогнозирования 98
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности 101
Глава 6. Функция планирования 108
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 108
6.2. Структура процесса планирования 110
6.3. Типология планирования и его принципы 113
Глава 7. Функция организации 118
7.1. Понятие организационной функции 118
7.2. Процессы делегирования полномочий 120
Глава 8. Функции принятия решения 126
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 126
8.2. Организационные факторы управленческих решений 130
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 133
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним 136
Глава 9. Функция мотивирования 143
9.1. Определение функции мотивирования 143
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 148
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования 151
Глава 10. Коммуникативная функция 159
10.1. Определение коммуникативной функции 159
10.2. Типы организационных коммуникаций 162
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» 166
Глава 11. Функция контроля и коррекции 175
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 175
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции 181
Глава 12. Кадровые функции руководителя 187
12.1. Определение системы кадровых функций 187
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 189
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом 196
Глава 13. Производственно-технологические функции 202
13.1. Определение системы производственно-технологических функций 202
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций 205
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления 215
14.1. Понятие производных функций управления 215
14.2. Характеристика производных функций управления 216
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности 229
15.1. Понятие перцептивных процессов 229
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности 230
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности 246
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав 246
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 251
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 256
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности 263
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности 273
17.1. Общепсихологическое понятие мышления 273
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 276
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя 289
Глава 18. Интеллект руководителя 296
18.1. Понятие интеллекта в психологии 296
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 306
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя 310
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности 324
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов 324
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности 334
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений 351
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 354
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 369
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 380
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 400
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений 414
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности 425
21.1. Коммуникативное поведение руководителя 426
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 433
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности 438
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности 446
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 446
22.2. Стресс и управление им в деятельности- руководителя 453
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности 461
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя 470
23.1. Содержательные теории мотивации 472
23.2. Процессуальные теории мотивации 479
23.3. Понятие внутренней мотивации 486
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство 495
24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство 496
24.2. Типология власти 501
24.3. Теории лидерства и стили управления 506
Глава 25. Способности к управленческой деятельности 525
25.1. Понятие способностей в психологии 525
25.2. Определение состава управленческих способностей 527
25.3. Менеджерские характеристики 530
25.4. Общеорганизационные способности 538
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности 542
Краткий терминологический словарь 548
Приложение 566
Литература 569
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Психология менеджмента, Карпов А.В., 2005
Психология менеджмента, Карпов А.В., 2005.
Излагаются основы психологии менеджмента исходя из его центральной категории — управленческой деятельности. Раскрываются психологическая структура, состав и содержание деятельности руководителя, система его управленческих функций и их главные психологические закономерности. Впервые в учебной литературе приводятся все основные компоненты психологической структуры личности руководителя — субъекта управленческой деятельности (психические процессы — восприятие, память, мышление; психические состояния, свойства личности, интеллект, рефлексии, умение принимать решения, способности, эмоционально-волевая сфера, коммуникативные процессы и др.). Представлены новейшие психологические данные, способствующие их уяснению и усвоению.
Для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Представляет интерес для менеджеров.
Основные школы науки управления.
С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по времени. Кроме того, развитие каждого из них и теории управления в целом происходило в более широком социальном и общенаучном контексте. Поэтому складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен — новых научно-технических достижений, изменения отношения к бизнесу, успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.
Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления: подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный и ситуационный подходы. Первой из них наиболее важен именно в историческом плане, поскольку он образован совокупностью достаточно четко сменявшихся «школ», рассматривавших управление с различных точек зрения.
Оглавление.
От автора.
Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Глава 1. Развитие науки управления.
1.1. Предыстория науки управления.
1.2. Основные школы науки управления.
1.3. Общие подходы в теории управления.
1.4. Современное состояние теории управления.
Глава 2. Сущность управленческой деятельности и основные подходы к ее исследованию.
2.1. Сущность управленческой деятельности.
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности.
2.3. Определение системы основных управленческих функций.
Глава 3. Элементы теории организации.
3.1. Сущность организации.
3.2. Иерархические структуры.
3.3. Адхократические (органические) структуры.
3.4. Основные понятия теории организации.
Глава 4. Функция целеполагания.
4.1. Сущность функции целеполагания.
4.2. Типология целей организации.
4.3. Требования к реализации функции целеполагания.
Глава 5. Функция прогнозирования.
5.1. Определение функции прогнозирования.
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности.
Глава 6. Функция планирования.
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании.
6.2. Структура процесса планирования.
6.3. Типология планирования и его принципы.
Глава 7. Функция организации.
7.1. Понятие организационной функции.
7.2. Процессы делегирования полномочий.
Глава 8. Функции принятия решения.
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя.
8.2. Организационные факторы управленческих решений.
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения.
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним.
Глава 9. Функция мотивирования.
9.1. Определение функции мотивирования.
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности.
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования.
Глава 10. Коммуникативная функция.
10.1. Определение коммуникативной функции.
10.2. Типы организационных коммуникаций.
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры».
Глава 11. Функция контроля и коррекции.
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции.
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции.
Глава 12. Кадровые функции руководителя.
12.1. Определение системы кадровых функций.
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя.
12.3. Функции руководителя при работе с персоналом.
Глава 13. Производственно-технологические функции.
13.1. Определение системы производственно-технологических функций.
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций.
Глава 14. Производные (комплексные) функции управления.
14.1. Понятие производных функций управления.
14.2. Характеристика производных функций управления.
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Глава 15. Перцептивные процессы в управленческой деятельности.
15.1. Понятие перцептивных процессов.
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности.
Глава 16. Мнемические процессы в управленческой деятельности.
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав.
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя.
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя.
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности.
Глава 17. Мыслительные процессы в управленческой деятельности.
17.1. Общепсихологическое понятие мышления.
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя.
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя.
Глава 18. Интеллект руководителя.
18.1. Понятие интеллекта в психологии.
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности.
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя.
Глава 19. Регулятивные процессы в управленческой деятельности.
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов.
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности.
Глава 20. Процессы принятия управленческих решений.
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений.
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений.
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений.
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений.
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений.
Глава 21. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности.
21.1. Коммуникативное поведение руководителя.
21.2. Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности.
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности.
Глава 22. Эмоционально-волевая регуляция состояний в управленческой деятельности.
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний.
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя.
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности.
Глава 23. Мотивация деятельности руководителя.
23.1. Содержательные теории мотивации.
23.2. Процессуальные теории мотивации.
23.3. Понятие внутренней мотивации.
Глава 24. Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство.
24.1. Формальные и неформальные организации. Руководство и лидерство.
24.2. Типология власти.
24.3. Теории лидерства и стили управления.
Глава 25. Способности к управленческой деятельности.
25.1. Понятие способностей в психологии.
25.2. Определение состава управленческих способностей.
25.3. Менеджерские характеристики.
25.4. Общеорганизационные способности.
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности.
Краткий терминологический словарь.
Приложение.
Литература.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
6 От автора.
управления и психологии. Она поэтому базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем необходимо их комплексное рассмотрение. Вместе с тем каждая из этих сфер настолько обширна (не говоря об их комплексе), что возникают очень большие трудности систематизации материала, опасности перекосов либо в сторону теории управления, либо в сторону ее психологических аспектов. В первом случае утрачивается психологическая специфика, а во втором анализ приобретает абстрактно-психологический, слабо соотнесенный с реальным управлением характер. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельноапи. Именно индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге, важнейшим и определяющим звеном функционирований организаций. Это — своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные закономерности и явления проявляются в наиболее концентрированном и полном виде. Но деятельность — это одновременно и основная психологическая категория. В индивидуальной деятельности все известные сегодня психологические закономерности также проявляются наиболее полно, рельефно и целостно. Через категорию деятельности «наводятся мосты» между теорией управления и психологией, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина. В силу этого именно категория деятельности положена в основу данной книги. Вместе с тем психология управленческой деятельности — это, хотя и важнейшая, но все же часть психологии управления в целом. Поэтому для полного уяснения всей проблематики психологии управления данную книгу надо использовать в комплексе с другими литературными источниками [12,27,40,41,48,97].
Далее, изучение закономерностей управленческой деятельности также сопряжено с принципиальными трудностями. Их суть состоит в следующем. Любая деятельность имеет две стороны — внешнюю (наблюдаемую, эксплицитную) и внутреннюю (скрытую от непосредственного наблюдения, имплицитную), объек-
тивную и субъективную. Первая по понятным причинам раскрыта гораздо лучше и полнее, нежели вторая. Она, однако, не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает таковым для теории управления. Вместе с тем без рассмотрения объективного содержания управленческой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. Отсюда возникает острая проблема нахождения оптимальной пропорции, согласования внешне-объективированной характеристики управленческой деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического содержания. Такая пропорция может быть установлена на основе двух фундаментальных психологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимо-объясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.
Отмеченные методологические положения определили логику изложения материала. Книга состоит из двух разделов. Первый посвящен систематическому рассмотрению основных закономерностей объективированного содержания управленческой деятельности и того, как оно обусловливает собой психологические закономерности субъекта управления — руководителя. Специальное рассмотрение этого содержания позволяет также использовать наиболее развитый и конструктивный подход к изучению управленческой деятельности — методологию ее функционального анализа. Она рассматривается сегодня как основной способ организационного анализа управленческой деятельности. В нем сосредоточены наиболее полные данные о ее содержании. Во втором разделе в центр изложения поставлена уже не психология деятельности, а психология ее субъекта. Такой ракурс позволяет дать систематизированное изложение основных и наиболее общих психологических вопросов, представить их относительно полное освещение. Необходимость в нем связана с еще одной важнейшей причиной. Дело в том, что в самой психологии
управления, в силу ее относительной молодости, пока не сложилась какая-либо завершенная и целостная, ставшая традиционной система изложения материала. В силу этого вполне логично и естественно обратиться к использованию той структуры, которая сложилась и традиционно используется в общей психологии в целом, а также в психологии профессиональной деятельности, в частности. Она концентрируется вокруг ряда основных тем: особенностей психических процессов, психических свойств личности, психических состояний, а также мотивационных и эмоциональных процессов, понятия способностей личности и др. Эти темы и легли в основу структурирования данного раздела. Кроме того, в нем особое место отведено рассмотрению того процесса, который объективно наиболее важен и наиболее специфичен самой сути, природе управленческой деятельности — процессу принятия управленческих решений. Это — своеобразный «стержень» управления, вокруг которого группируются многие иные психологические явления и закономерности.
Таким образом, через взаимодополнение внешне-организационного и внутренне-психологического способов рассмотрения синтезируются основные положения теории и психологии управления, а сама она получает свое относительно полное и завершенное описание.
Вместе с тем при изложении системы психологических знаний об управленческой деятельности постоянно приходилось учитывать крайнюю неравномерность степени разработанности ее отдельных направлений, областей. Одни, например, такие как психология коммуникаций или мотивации, разработаны очень полно и детально. Другие — такие, скажем, как проблема способностей к управленческой деятельности или вопрос о ее общей психологической структуре, изучены в гораздо меньшей степени. Такая неравномерность потребовала, с одной стороны, привлечения большого числа психологических работ, а с другой — использования при необходимости и данных, полученных в наших собственных исследованиях. Кроме того, в начале каждой из основных глав представлены основные общепсихологические сведения о рассматриваемых в них психических явлениях и процессах (восприятии, памяти, мышлении, интеллекте, эмоциях, деятельности, способностях и др.). Это сделано с целью облегчить усвоение материалов возможно более широким кругом читателей. Этой же цели может содействовать и представленный терминологический словарь основных понятий теории и психологии управления.
6 От автора.
управления и психологии. Она поэтому базируется на основных данных этих дисциплин одновременно, чем обусловлен комплексный характер предмета психологии управления и широта его содержания. В нем органически переплетены собственно психологические знания с внепсихологическими представлениями, раскрывающими особенности строения и функционирования организационных систем. Понять те и другие изолированно друг от друга нельзя, в связи с чем необходимо их комплексное рассмотрение. Вместе с тем каждая из этих сфер настолько обширна (не говоря об их комплексе), что возникают очень большие трудности систематизации материала, опасности перекосов либо в сторону теории управления, либо в сторону ее психологических аспектов. В первом случае утрачивается психологическая специфика, а во втором анализ приобретает абстрактно-психологический, слабо соотнесенный с реальным управлением характер. Найти оптимальную пропорцию между ними, определить круг важнейших психологических проблем и выстроить их в согласованную систему можно в том случае, если взять за основу понятие управленческой деятельноапи. Именно индивидуальная деятельность руководителя является, в конечном итоге, важнейшим и определяющим звеном функционирований организаций. Это — своеобразная квинтэссенция практики управления, в которой все основные закономерности и явления проявляются в наиболее концентрированном и полном виде. Но деятельность — это одновременно и основная психологическая категория. В индивидуальной деятельности все известные сегодня психологические закономерности также проявляются наиболее полно, рельефно и целостно. Через категорию деятельности «наводятся мосты» между теорией управления и психологией, становится возможной сама психология управления как научная дисциплина. В силу этого именно категория деятельности положена в основу данной книги. Вместе с тем психология управленческой деятельности — это, хотя и важнейшая, но все же часть психологии управления в целом. Поэтому для полного уяснения всей проблематики психологии управления данную книгу надо использовать в комплексе с другими литературными источниками [12,27,40,41,48,97].
Далее, изучение закономерностей управленческой деятельности также сопряжено с принципиальными трудностями. Их суть состоит в следующем. Любая деятельность имеет две стороны — внешнюю (наблюдаемую, эксплицитную) и внутреннюю (скрытую от непосредственного наблюдения, имплицитную), объек-
тивную и субъективную. Первая по понятным причинам раскрыта гораздо лучше и полнее, нежели вторая. Она, однако, не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает таковым для теории управления. Вместе с тем без рассмотрения объективного содержания управленческой деятельности ее психологическое изучение и понимание невозможны. Отсюда возникает острая проблема нахождения оптимальной пропорции, согласования внешне-объективированной характеристики управленческой деятельности и характеристики ее внутреннего — собственно психологического содержания. Такая пропорция может быть установлена на основе двух фундаментальных психологических принципов. Первый — принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимо-объясняться друг через друга. Второй — принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа — анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй — с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.
Отмеченные методологические положения определили логику изложения материала. Книга состоит из двух разделов. Первый посвящен систематическому рассмотрению основных закономерностей объективированного содержания управленческой деятельности и того, как оно обусловливает собой психологические закономерности субъекта управления — руководителя. Специальное рассмотрение этого содержания позволяет также использовать наиболее развитый и конструктивный подход к изучению управленческой деятельности — методологию ее функционального анализа. Она рассматривается сегодня как основной способ организационного анализа управленческой деятельности. В нем сосредоточены наиболее полные данные о ее содержании. Во втором разделе в центр изложения поставлена уже не психология деятельности, а психология ее субъекта. Такой ракурс позволяет дать систематизированное изложение основных и наиболее общих психологических вопросов, представить их относительно полное освещение. Необходимость в нем связана с еще одной важнейшей причиной. Дело в том, что в самой психологии
управления, в силу ее относительной молодости, пока не сложилась какая-либо завершенная и целостная, ставшая традиционной система изложения материала. В силу этого вполне логично и естественно обратиться к использованию той структуры, которая сложилась и традиционно используется в общей психологии в целом, а также в психологии профессиональной деятельности, в частности. Она концентрируется вокруг ряда основных тем: особенностей психических процессов, психических свойств личности, психических состояний, а также мотивационных и эмоциональных процессов, понятия способностей личности и др. Эти темы и легли в основу структурирования данного раздела. Кроме того, в нем особое место отведено рассмотрению того процесса, который объективно наиболее важен и наиболее специфичен самой сути, природе управленческой деятельности — процессу принятия управленческих решений. Это — своеобразный «стержень» управления, вокруг которого группируются многие иные психологические явления и закономерности.
Таким образом, через взаимодополнение внешне-организационного и внутренне-психологического способов рассмотрения синтезируются основные положения теории и психологии управления, а сама она получает свое относительно полное и завершенное описание.
Вместе с тем при изложении системы психологических знаний об управленческой деятельности постоянно приходилось учитывать крайнюю неравномерность степени разработанности ее отдельных направлений, областей. Одни, например, такие как психология коммуникаций или мотивации, разработаны очень полно и детально. Другие — такие, скажем, как проблема способностей к управленческой деятельности или вопрос о ее общей психологической структуре, изучены в гораздо меньшей степени. Такая неравномерность потребовала, с одной стороны, привлечения большого числа психологических работ, а с другой — использования при необходимости и данных, полученных в наших собственных исследованиях. Кроме того, в начале каждой из основных глав представлены основные общепсихологические сведения о рассматриваемых в них психических явлениях и процессах (восприятии, памяти, мышлении, интеллекте, эмоциях, деятельности, способностях и др.). Это сделано с целью облегчить усвоение материалов возможно более широким кругом читателей. Этой же цели может содействовать и представленный терминологический словарь основных понятий теории и психологии управления.