карта государств по форме правления

Карта государств по форме правления

1. Прочитать предложенный теоретический материал.

2. Составить схемы «Классификация стран мира» и «Типология стран мира».

3. Записать определения понятиям «монархия», «республика», «федеративное государство», «унитарное государство».

1. Количество и группировка стран мира

Выдающийся отечественный географ Н. Н. Баранский в одной из своих работ писал о том, что страна во всем ее своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом – является основным объектом изучения в географии, поэтому вопрос о количестве и группировке (классификации) стран представляет очень большой интерес.

В течение XX в. общее количество стран в мире постоянно возрастало. Это было вызвано в первую очередь переделом мира после Первой и Второй мировых войн. В начале 90-х гг., вслед за распадом СССР, СФРЮ, Чехословакии их стало еще на 20 больше. По состоянию на 2008 г. разные источники оценивают общее количество стран и территорий в 225–230. Дополнения: на 2010 год около 240.

Одновременно в XX в. постоянно увеличивалось число независимых суверенных государств и соответственно уменьшалось количество стран, находящихся на разных стадиях политической зависимости и, следовательно, не имеющих полного самоуправления.

После 1945 г. политической независимости добились 102 страны Азии, Африки, Америки, Океании и даже Европы (Мальта). А количество несамоуправляющихся территорий (колоний, протекторатов, так называемых заморских департаментов и др.) уменьшилось со 130 в 1900 г. до 16 в 2005 г. В большинстве своем ныне это небольшие островные владения в Карибском море и Океании. Важным ориентиром при определении числа суверенных государств может служить членство стран в Организации Объединенных Наций.

Рост числа стран – членов ООН в 1950–1989 гг. происходил в основном благодаря вступлению в эту организацию государств, освободившихся от колониальной зависимости. Их так и принято называть освободившимися странами. В 1990–2007 гг. в состав ООН вошло еще несколько освободившихся стран (Намибия, Эритрея и др.), но основной прирост был связан уже с приемом в нее постсоциалистических государств, образовавшихся на месте бывших СССР, СФРЮ, Чехословакии. Ныне в состав ООН входят все страны СНГ, шесть республик бывш. Югославии, Чехия и Словакия. В 2002 г., после специального референдума, в ООН вступила Швейцария, до этого считавшая, что ее политика постоянного нейтралитета мешает этому. Так что ныне из суверенных государств вне ООН остается один Ватикан, имеющий статус наблюдателя.

При таком большом и к тому же все увеличивающемся количестве стран возникает насущная необходимость в их группировке, которая обычно проводится по нескольким различным признакам, критериям.

По размерам территории страны мира принято подразделять на очень большие, большие, средние, небольшие и совсем маленькие. В первую десятку самых больших стран мира, или стран-гигантов, входят государства имеющие самые большие территории. Вместе они занимают 55 % всей обитаемой суши.

Подобный подход правомерно сохранить и при группировке стран по численности населения. В этом случае также резко выделяется первая десятка стран, которые вместе концентрируют примерно 3/5 всех жителей Земли.

Население от 50 до 100 млн человек имеют всего 13 стран: Германия, Франция, Великобритания, Италия и Украина в Европе, Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Иран и Турция в Азии, Египет и Эфиопия в Африке и Мексика [2] в Латинской Америке. В 53 странах численность населения колеблется от 10 до 50 млн человек. Еще больше в мире стран с населением от 1 до 10 млн (60), а более чем в 40 странах население не достигает и 1 млн человек. К таким странам относятся Китай и Индия.

Что же касается самых маленьких по численности жителей государств, то на политической карте мира их нужно искать там же, где находятся самые небольшие по размерам территории страны. В Центральной Америке это, например, Барбадос и Белиз с населением в 200–300 тыс. человек, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, имеющие примерно по 100 тыс. жителей. В Африке к этому же разряду стран относятся островные государства Сан-Томе и Принсипи и Сейшельские Острова, в Азии – Бруней, в Океании – островные государства Тувалу, Науру, где живет всего 10–12 тыс. чел. Впрочем, последнее место по численности жителей занимает Ватикан, постоянное население которого не превышает 1000 человек.

По особенностям географического положения страны мира чаще всего подразделяют на имеющие и не имеющие выхода к Мировому океану. Среди приморских стран, в свою очередь, можно выделить островные (например, Ирландия и Исландия в Европе, Шри-Ланка в Азии, Мадагаскар в Африке, Куба в Америке, Новая Зеландия в Океании). Разновидность островных стран – это страны-архипелаги. Так, Индонезия располагается на 13 тыс. островах, Филиппины занимают 7000, а Япония – почти 4000 островов. Неудивительно, что страны-архипелаги входят в первую десятку государств по протяженности береговой линии (табл. 5). Да и Канада занимает по этому показателю внеконкурентное первое место благодаря Канадскому Арктическому архипелагу. Не имеют выхода к Мировому океану 43 страны. Среди них 9 стран СНГ, 12 – зарубежной Европы, 5 – Азии, 15 – Африки и 2 страны Латинской Америки. Как правило, отсутствие прямого выхода к Мировому океану относится к неблагоприятным чертам географического положения страны.

2. Типология стран мира

Типология стран мира – одна из наиболее сложных методологических проблем. В отличие от группировки (классификации) стран, за основу их типологии принимаются не количественные, а качественные признаки (критерии), позволяющие отнести каждую из них к тому или иному типу социально-экономического и политического развития. Видный представитель экономико-географической школы МГУ им. М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАН В. В. Вольский под типом страны понимал объективно сложившийся относительно устойчивый комплекс присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. В известном смысле типология стран представляет собой историческую категорию. В самом деле, до начала 90-х гг. XX в. все страны мира было принято подразделять на три основных типа: социалистические, капиталистические и развивающиеся. В 90-х гг. XX в., после распада мировой социалистической системы, сложилась другая, уже не столь политизированная типология с подразделением стран на: 1) экономически высоко развитые; 2) развивающиеся; 3) страны с переходной экономикой, но наряду с этим теперь по-прежнему широко распространена двучленная типология стран, подразделяющая их на: 1) экономическиразвитые и 2) развивающиеся. При этом в качестве обобщающего, синтетического показателя обычно применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения.

Этот очень важный показатель не только используется для подразделения стран на указанные два типа, но и дает яркое представление об огромном разрыве между наиболее и наименее развитыми странами мира. Показатель душевого ВВП не позволяет четко определить рубеж между развитыми и развивающимися странами. Например, некоторые международные организации в качестве такого количественного рубежа используют показатель в 6000 долл. из расчета на душу населения (по официальному курсу валют). Но если принять его за основу двухчленной типологии, то окажется, что все постсоциалистические страны с переходной экономикой попадают в категорию развивающихся стран, тогда как Кувейт, Катар, ОАЭ, Бруней, Бахрейн, Барбадос, Багамы – в группу экономически развитых. Страны также делятся на группы по форме государственного устройства, форме правления и форме политического режима.

3. Государственный строй: формы правления

По форме правления государства можно разделить на две большие группы: монархии и республики.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, избираемому всем населением страны, а исполнительная – правительству. При этом различают президентскую и парламентскую (парламентарную) республики. В президентской республике президент, являющийся главой государства, а зачастую и правительства, наделен очень большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенно они распространены в Африке, где их 45 (например, Египет, Алжир, Нигерия, ЮАР), и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). В зарубежной Азии президентских республик заметно меньше (например, Иран, Пакистан, Индонезия, Филиппины), а в зарубежной Европе – еще меньше (например, Франция). Наиболее ярким примером президентской республики могут служить США. Добавим, что все 12 стран СНГ также относятся к президентским республикам. При этом некоторые из них, включая Россию, иногда называют суперпрезидентскими, поскольку их конституции предоставляют президентам особенно большие права. Парламентские республики наиболее характерны для зарубежной Европы, но немало их и в зарубежной Азии (например, Китай, Индия).

Республика – это форма правления, при которой законодательная власть принадлежит выборному представительному органу – парламенту, а исполнительная – правительству во главе с президентом страны.

1. коллективное правление, осуществляемое системой государственных органов;

2. правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. в формировании власти участвует народ;

4. представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5. высшие должностные лица несут ответственность перед органом их избравшим, или народом.

Сегодня в мире насчитывается более 140 республик. Социалистические республики: Китайская Демократическая Республика, Корейская Народная Демократическая Республика, Республика Куба, Монгольская Народная Республика.

Монархии – форма правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека и передается по наследству независимо от избирателей.

1. существование единоличного главы государства;

2. монарх обладает всей полнотой власти;

3. власть передается по наследству;

4. правление монарха бессрочно (срок правления заканчивается тогда, когда монарх уходит из жизни);

5. монарх обладает юридической безответственностью.

Сегодня в мире насчитывается 30 монархий. Теократические (власть принадлежит церкви- глава церкви одновременно глава государства) монархии: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия.

Подавляющее большинство существующих ныне монархий – конституционные монархии, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда как монарх, по выражению И. А. Витвера, «царствует, но не правит». Таковы, например, Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Бельгия, Нидерланды, Испания, Япония, где роль монарха теперь преимущественно представительно-церемониальная. Однако его политическое влияние в некоторых случаях весьма заметно.

Наряду с конституционными сохраняется еще несколько абсолютных монархий. Выборные парламенты в них отсутствуют, в лучшем случае при монархе существуют назначаемые им же совещательные органы, а исполнительная власть находится в полном подчинении монарха. Все ныне существующие абсолютные монархии расположены в Азии в основном в пределах Аравийского полуострова.

Наиболее ярким примером страны с этой отживающей формой правления может служить Оман, где с 1970 г. единолично правит султан Кабус. Будучи главой государства, он в то же время выполняет функции премьер-министра, министра иностранных дел, обороны, финансов, а также главнокомандующего вооруженными силами. Конституции в этой стране нет. К числу абсолютных монархий относят также Саудовскую Аравию, где король одновременно является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей, и Катар, где вся полнота власти принадлежит местному эмиру. В эту группу входят и Объединенные Арабские Эмираты, состоящие из семи княжеств, каждое из которых является абсолютной монархией. А вот Кувейт и Бахрейн в последнее время стали причислять к конституционным монархиям, хотя фактически они продолжают в значительной степени оставаться абсолютными монархиями.

Своеобразная разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия (от греческого слова Theos – Бог). В такой монархии глава государства одновременно является и его религиозным главой. Классический пример подобного рода – Ватикан, которым управляет папа римский. К числу теократических монархий обычно относят также королевство Саудовская Аравия и султанат Бруней.

Еще одну распространенную форму правления образуют государства, входящие в состав Содружества (Commonwealth), возглавляемого Великобританией. Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы – Канада, Австралия, ЮжноАфриканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения Британской колониальной империи в составе Содружества осталось большинство бывших владений Великобритании. Это 54 страны с общей территорией более 30 млн км 2 и населением свыше 1,2 млрд человек, расположенные во всех частях света. Состав Содружества не остается неизменным. В разное время из него вышли Ирландия, Бирма (Мьянма), в 1961–1994 гг. выходила ЮАР, зато оно пополнилось другими членами. Содружество является добровольным объединением суверенных государств, каждое из которых осуществляет собственную политику, сотрудничая с другими государствами-членами с целью «содействия благополучию народов». В 2007 г. в состав Содружества входили 32 республики и 6 монархий. Остальные 16 его членов официально именуются «странами в составе Содружества». Каждая из них номинально признает своим главой монарха Великобритании и Северной Ирландии, т. е. королеву Елизавету II. К этой группе относятся бывшие британские доминионы Канада, Австралия, Новая Зеландия, но основную ее часть составляют островные микрогосударства, бывшие английские колонии: Ямайка, Багамы, Барбадос, Гренада и др.

В конце 1991 г., после распада Советского Союза, в мире появилось еще одно Содружество – Содружество Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 12 бывших союзных республик СССР.

В мире есть и другие формы государственных образований. Например, при распаде французской колониальной империи после Второй мировой войны некоторые бывшие колонии Франции получили статус ее заморских департаментов (Мартиника, Гваделупа, Гвиана в Латинской Америке, Реюньон в Африке). Как и в любом департаменте собственно Франции, в каждом из них имеется орган государственной исполнительной власти – префектура, а также органы местного самоуправления. Есть так называемые заморские территории (Новая Каледония в Океании). И те и другие представлены во французском парламенте небольшим числом депутатов и сенаторов.

4. Государственный строй: административно-территориальное деление

Государственный строй любой страны характеризуется также формой административно-территориалъного устройства (или административно-территориального деления – АТД). Обычно такое деление проводят с учетом экономических, исторических, национальных, природных и других факторов. К его главным функциям относятся: ступенчатое размещение органов власти и государственного управления, обеспечение сбора налогов и информации, контроль центра над местами, осуществление гибкой экономической и социальной политики, региональной политики, проведение избирательных компаний и др.

Исследования политико-географов показывают, что сетка административно-территориального деления стран формируется эволюционно под влиянием нескольких факторов, подходов. При этом преобладают исторический и этнокультурный подходы. Историческое АТД характерно, например, для многих стран зарубежной Европы. В основу его там были положены исторические провинции, бывшие в средние века феодальными государствами (Тюрингия, Бавария, Баден-Вюртемберг и другие в ФРГ, Тоскана, Ломбардия, Пьемонт в Италии). Этническое АТД чаще встречается в развивающихся странах, особенно многонациональных. Примером такого рода может служить Индия, где при определении границ штатов в первую очередь учитывают этнические границы. Этот принцип был положен также в основу формирования административно-территориального деления бывшего СССР, в состав которого входили автономные республики, области и округа. Впрочем, четко разделить оба эти принципа часто не представляется возможным, поэтому правильнее, очевидно, говорить об историко-этническом подходе. Соответственно и границы между административными единицами часто проводятся по историко-этнокультурным рубежам, которые, в свою очередь, нередко связаны с природными (речными, горными) рубежами. Не так уж редко (например, в США) встречаются и геометрические административные границы.

Страны мира сильно различаются и по степени дробности административно-территориального деления. В большинстве из них количество административных единиц колеблется в пределах от 10 до 50: это считают более или менее оптимальным с точки зрения управления. В ФРГ, например, 16 земель, в Испании 50 провинций и 17 автономных областей. Существуют и страны с меньшим числом таких единиц (в Австрии 8 земель).

Наиболее яркими примерами стран с очень дробным АТД могут служить Франция, Россия и США. Во Франции декрет о преобразовании старых исторических провинций в небольшие департаменты был принят еще в 1793 г. Ныне эта страна в административном отношении делится на 100 департаментов (96 во Франции и 4 «заморских») и 36,6 тыс. коммун. Это ставит ее на первое место в зарубежной Европе по степени децентрализации низовой власти. В России до 2007 г. было 86 субъектов Федерации (21 республика, 1 автономная область, 7 автономных округов, 48 областей, 7 краев и 2 города федерального подчинения – Москва и Санкт-Петербург). В США низовой административной единицей следует считать округ или графство (всего их более 30 тыс.), которые входят в состав 50 штатов. Однако некоторые графства подразделяются еще на тауншипы и муниципалитеты, не говоря уже о многих тысячах так называемых специальных округов, ведающих жилищным и дорожным строительством, водоснабжением, здравоохранением, школьным образованием и др.

В 60—90-х гг. XX в. во многих странах Запада были проведены реформы административно-территориального деления, направленные прежде всего на его укрупнение и упорядочение. Как правило, они носили компромиссный характер. В развивающихся странах с 50-х гг. также проводят реорганизацию. Однако, в отличие от стран Запада, она направлена преимущественно на разукрупнение такого деления. Что касается бывшего СССР и России, то сложившееся здесь АТД давно уже подвергается критике, в том числе и со стороны ученых-географов – прежде всего за его расстыковку с экономическим районированием. Однако в нынешней ситуации его радикальная реформа вряд ли возможна, хотя некоторое укрупнение АТД уже началось.

Различают две главные формы административно-территориального устройства – унитарную и федеративную. Первая из них появилась значительно раньше. Однако и некоторые федерации имеют уже длительную историю.

Классический пример такого рода – Швейцария, где зачатки федеративного строя возникли более 700 лет назад.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при которой в стране действует единая конституция, существуют единые законодательные и исполнительные органы власти, а имеющиеся в ее составе административные единицы не обладают сколько-нибудь значительным самоуправлением. Таких государств в мире подавляющее большинство. Их примерами могут служить Белоруссия, Польша, Франция, Швеция, Япония, Турция, Египет, Чили, Куба.

Черты унитарного государства:

1) единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении всех административно-территориальных единиц;

2) административно-территориальные единицы имеют в основном равный юридический статус по отношению к центральным органам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, которая составляет единая для всей страны конституция;

5) единая судебная система;

6) единая законодательная и исполнительная власть;

7) одноканальная система сбора налогов.

1) территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью;

2) два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский;

3) наличие двойного гражданства;

4) субъекты имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию; но она не должна идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему;

6) двухканальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги субъектов;

Источник

Государственный строй стран мира

Урок 3. География 10 класс ФГОС

карта государств по форме правления

карта государств по форме правления

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

карта государств по форме правления

карта государств по форме правления

карта государств по форме правления

Конспект урока «Государственный строй стран мира»

Государственный строй стран мира

Говоря о государственном устройстве любой страны мира, мы подразумеваем основы устройства общества и государства в данной стране, а также существующий в ней характер политических, социальных и экономических отношений, внутреннюю структуру государства.

Из этого следует, что любой государственный строй характеризуется формой правления страны и формой ее административно-территориального деления.

карта государств по форме правления

Существует две формы правления государства: республиканская и монархическая.

Форма правления государства

карта государств по форме правления

Более 75% стран мира имеют республиканскую форму правления, т.е такую форму правления, при которой законодательная власть в стране принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Первыми республиками еще были некоторые античные полисы в Древней Греции и Древнем Риме. Самой же древней республикой в мире является крошечное государство в Южной Европе – Сан-Марино.

В свою очередь республиканская форма правления подразделяется на парламентскую и президентскую.

В парламентских республиках ключевую роль в стране играет парламент, а главой правительства является премьер- министр или канцлер. Президент при этом выполняет лишь представительские функции и играет роль символа власти. Вспомните, как зовут президента Германии или Италии? Больше на слуху у нас фамилии действующего премьер-министра Италии Маттео Ренци или бывшего премьер-министра Сильвио Берлускони, и канцлера Германии Ангелы Меркель. Кроме этих стран парламентскими республиками являются: Турция, Греция, Польша, Австрия, Чехия, Болгария, Индия, Пакистан и так далее.

Президентскими республиками являются те республики, в которых президент избирается народом и имеет широкие полномочия. Такую форму правления имеют США, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Иран, Афганистан, большинство стран Латинской Америки, Индонезия, Филиппины и так далее. Россия, Франция, Финляндия, Украина являются странами со смешанной формой правления, то есть президентско-парламентскими республиками.

Республиканская форма правления

карта государств по форме правления

Форма правления государства

карта государств по форме правления

Монархическую форму правления подразделяют на конституционную (ограниченную) и абсолютную (неограниченную) монархию. Большинство из существующий монархий являются конституционными (ограниченными) монархиями, то есть такими монархиями, в которых власть монарха ограничена Конституцией. Номинально, он является главой государства, однако законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и правительству. Такую форму правления имеют Норвегия, Швеция, Испания, Бельгия, Дания, Япония, Таиланд, Бутан, Нидерланды.

При абсолютной монархии власть монарха практически ничем не ограничена. Онвозглавляет все ветви власти от законодательной до судебной. Стран с такой формой правления на политической карте мира мало. К ним относят Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Бруней. Последние две страны наряду с Ватиканом являются также теократическими монархиями. Это своеобразная разновидность абсолютной монархии, в которой монарх одновременно является и главой церкви.

Монархическая форма правления

карта государств по форме правления

В мировой истории встречаются случаи изменения некоторыми странами форм своего государственного устройства. Например, Испания в 1975 году после смерти правящего ею генерала Франсиско Франко изменила авторитарную диктатуру на монархию во главе с королем Хуаном Карлосом I. В 1993 году монархией стала и Камбоджа. Обратным примером перехода от монархической к республиканской форме правления служит государство Непал, которое в 2008 году из монархии превратилось в парламентскую республику.

Иногда особым видом формы правления выделяют межгосударственное объединениеСодружество наций, возглавляемое Великобританией. В состав Содружества входят страны – бывшие доминионы, колонии и протектораты этой страны. Главой государства в них является королева Великобритании, представленная на местах генерал-губернаторами. В настоящее время в это Содружество входит 54 государства мира. Это Австралия, Новая Зеландия, Канада, Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия, ЮАР, Ангола, Кения и т.д.

Содружество наций, возглавляемое Великобританией

Кроме формы правления государственный строй любой страны мира характеризуется и формой ее административно-территориального деления. Административно-территориальное деление страны – это деление ее территории на части, в соответствии с которыми распределяется власть по территории государства. Выделяют две основные формы административно-территориального устройства стран мира: унитарное и федеративное.

Унитарное государство – это государство, в котором власть центральных органов в равной степени распространяется на всю её территорию, т.е на всей территории государства действует единая конституция и единое правовое пространство. Стран с унитарной формой административно-территориального деления в мире большинство. Это Украина, Беларусь, Казахстан, Китай, Саудовская Аравия, Франция, Испания, большинство стран Африки, Колумбия, Перу и т.д.

В отличие от унитарных стран федеративные государства представляют собой союз территорий, т.е. их субъектов (республик, штатов, кантонов, земель и так далее). При федеративной форме административно-территориального деления субъекты государства могут иметь свои конституции, законы, суды, парламенты и так далее, однако все решения, принимаемые на уровне субъектов федераций, не должны противоречить единому общегосударственному законодательству. На современной политической карте выделяют 28 федеративных стран. Это Россия, США, Германия, Бельгия, Индия, Пакистан, Непал, Австралия, Малайзия, Ирак, Канада, Мексика, Бразилия.

Форма административно-территориального деления страны

карта государств по форме правления

К особой форме административно-территориального деления относят конфедерацию. Конфедерация – это временный добровольный союз нескольких государств, созданный для обеспечения общих интересов. Как правило, страны, входящие в конфедерацию, с течением времени либо распадаются, либо объединяются в одно государство. Из истории известно о существовании Конфедеративных Штатов Америки, или Речи Посполитой, которая тоже являлась конфедерацией. В современном мире известна только одна страна, которая имеет такую форму устройства. Это Швейцария.

карта государств по форме правления

Таким образом, описывая государственное устройство той или иной страны мира, нужно указать как ее форму правления, так и форму административно-территориального деления. Например, Россия по форме правления является республикой, а по форме административно-территориального деления – федерацией. Значит, государственное устройство России – федеративная республика.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *