карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

Карта готовности ребенка к школьному обучению

Название: Карта готовности ребенка к школьному обучению
Год: 2011
Издательство: Департамент образования города Москвы
Страниц: 23
Формат: doc. (rar архив)
Размер: 3,33 Мб
Качество: нормальное

В карте готовности ребенка к школьному обучению отражены основные линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности к школьному обучению.
Прилагаются методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования ребенка подготовительной к школе группы.

Предложенный материал является обязательным для работы сотрудников дошкольных образовательных учреждений: педагогов-психологов, воспитателей подготовительных к школе групп, старших воспитателей.

Карта готовности ребенка к школьному обучению является ключевым моментом по осуществлению преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Карта готовности ребенка к школьному обучению разработана коллективом педагогов- психологов, методистов ОМЦ СЗОУО по дошкольному и начальному школьному образованию, специалистов управления образования, завучей по начальной школе.
Карта прошла апробацию в 10 дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного окружного управления образования.

Методические рекомендации по заполнению карты психолого-педагогического обследования

Основной целью составления карты готовности ребёнка к школьному обучению является развитие преемственности в работе педагогов государственных образовательных учреждений: детского сада и школы.

В настоящее время очень остро встала задача психолого-педагогической подготовки ребёнка к школе. Большое количество детей посещают курсы по подготовке к школе. Но кто может дать полную картину развития ребёнка, как ни педагог, ведущий ребёнка с младшего возраста. Очень важным является дальнейшая совместная работа по развитию ребёнка в школе. Карта даёт первичные знания о ребёнке специалистам школы: завучам, учителям, логопедам, психологам.

Новая карта представляет собой модифицированный вариант карты развития ребёнка дошкольного возраста, разработанная Центром «Детство» в 2000 г. и Картой развития Учебно-методического кабинета Северо-Западного Учебного округа от 1995 г. Над составлением Карты работали педагоги-психологи детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений, завучи, методисты СЗОУ. Главным в составлении Карты является её информированность о ребёнке и полезность в работе специалистов школы.

Основное содержание Карты готовности ребёнка к школьному обучению.

Работа с Картой готовности ребёнка к школьному обучению.

Первое обследование детей проводится в октябре и по его результатам составляется программа коррекционной работы с ребёнком. На ПМПК приходят с отчётом психологи(старший воспитатель) и приносят рабочие материалы ребёнка: «дорожка», «срисовывание фигур», «графический диктант», таблицу с оценками по всем заданиям, средний балл по саду и количество детей по уровням.
Материалы должны быть подписаны и проставлена оценка (балл).

Второе (заключительное) обследование проводится в марте. На ПМПК приносят те же материалы.
К 1 апреля все Карты должны быть оформлены и подписаны.(заведующая проверяет оформление Карты, подписывает и ставит печать учреждения).

Карта выдаётся родителю под роспись. Рабочие материалы ребёнка хранятся у педагога-психолога (в детском саду) и могут быть потребованы специалистами школы по запросу.

Источник

Модель карты готовности к школе: опыт специалиста

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения Мария Сергеевна Русакова
Модель карты готовности к школе: опыт специалиста

В настоящее время существует множество методик оценки готовности ребенка школе. И тем не менее, каждый специалист, работающий с детьми, всегда ищет тот диагностический материал, который в наибольшей степени будет соответствовать именно его уникальному профессиональному стилю. А значит, любая новая форма диагностики всегда будет интересна широкому кругу специалистов как источник информации и вдохновения.

В дошкольном отделении «Березки» ГБОУ «Школа №827» разработана собственная карта готовности к школе. Главными преимуществами нашей модели диагностики выступают:

– оценка не только психологических, но и метапредметных навыков дошкольника;

– сочетание индивидуальной и фронтальной форм обследования;

– повышенная наглядность полученных результатов: формат карты позволяет с первого взгляда получить представление об уровне развития ребенка, что очень важно при консультировании родителей и воспитателей.

Данная диагностическая модель также отличается повышенной гибкостью при использовании. Порядок предъявления заданий может быть любым, но желательно, чтобы задания на внимание и память предъявлялись в начале обследования. Непосредственное содержание (собственно наглядный материал) может быть различным и определяется имеющимися методическими возможностями каждого дошкольного учреждения.

Целью данной статьи является лишь общее описание совокупности параметров, используемых в процессе диагностики. Ниже представим описание требований, предъявляемых к каждому параметру карты, а также основные акценты, которые важно сделать во время консультирования родителей и педагогов по результатам готовности ребенка к школе.

Оценивание каждого параметра производится в системе «низкий – средний – высокий» уровень. Высокий уровень предполагает, что выполнен весь блок заданий, допускаются незначительные погрешности. Средний уровень выставляется при частичном выполнении заданий. Низкий – при неспособности выполнить более 2/3 объема блока заданий. Ряд параметров отличается некоторой спецификой оценки, по поводу чего прилагаются дополнительные комментарии.

1. Произвольное воображение

Ребенку предъявляется 1-2 фигуры Торренса или их аналоги. Высокий уровень выполнения задания предполагает, что ребенок может придумать 4 и более способа трансформации заданной фигуры. Низкий уровень выставляется при невыполнении задания или одном варианте ответа.

Основной акцент при консультировании родителей и педагогов по этому параметру – отличие непроизвольного воображения, часто хорошо развитого у дошкольников, от произвольного, которое определяется умением целенаправленно представлять себе некие образы. При обучении в начальной школе такая визуализация используется часто и заменяет собой наглядную опору. Например, можно мысленно представить себе, как выглядит слово «корова» и написать его верно.

2. Внимание

Детям предлагается выполнить задания следующего вида

1) найти верную тень объекта, например белочки (на выбор предлагается 4-5 вариантов, верный один)

2) найти два одинаковых объекта из 5-6 (образец в задании отсутствует): например, среди 5 домиков есть два полностью одинаковых.

Материал черно-белый, цветные изображения исключаются. Это моделирует навык анализа черно-белого текста. Данные задания предполагают анализ большого объема информации. Проявляется соотношение вкладов произвольного и непроизвольного внимания: становится возможным установить, имеет ли какая-либо из этих форм компенсаторную функцию. Помимо этого, диагностируются стилевые особенности ребенка: импульсивность, тщательность, холистическая или элементная стратегия восприятия.

3. Слуховая память

Специалист два раза подряд читает ребенку 10 коротких слов. Ребенок воспроизводит все, что запомнил.

Данный критерий опирается на эффект неожиданности. Именно поэтому необязательно выстраивать кривую запоминания. В школе ребенок должен быть готов усвоить содержание материала максимально быстро. И именно первый замер лучше всего отражает способность детей мобилизоваться и сориентироваться при анализе новой информации. Высокий уровень ставится при воспроизведении 8 слов и выше, низкий – до 4 слов включительно. Важно помнить, что у многих людей слуховая память развита чуть хуже зрительной, поэтому часто хороший средний уровень этого параметра является достаточным. Ключевой акцент при консультировании – отличие произвольного запоминания от непроизвольного, а также наличие посторонних слов среди воспроизведенных (домысливание).

4. Зрительная память

За 30 секунд ребенок должен запомнить 10 цветных картинок, на которых изображено по одному объекту. Высокий уровень ставится при воспроизведении 8 изображений и выше, низкий – до 4 изображений включительно. Ключевой акцент при консультировании – отличие произвольного запоминания от непроизвольного.

5. Мелкая моторика

Параметр не требует временных затрат при проведении обследования. Данные основываются на анализе письменных работ из других пунктов. Преимущество такой оценки – в естественности результатов. Становится очевидным, насколько высок именно удобный ребенку уровень выполнения заданий: очевидно, что именно на этом уровне он в итоге и будет выполнять задания в школе, как бы вначале урока он ни начинал стараться.

6. Зрительно-моторная координация (фронтальное предъявление)

Ребенку предлагается продолжить последовательность фигур. Материал представлен в приложении 1. Для высокого уровня необходимо точное отображение всех пропорций и углов. Параметр вносит вклад в степень легкости письма.

7. Пространственная ориентация

1) Танграм

2) Графический диктант с обязательным самостоятельным продолжением элемента (фронтальное предъявление). Задание включает три любых графических узора, состоящих, однако, только из горизонтальных и вертикальных линий. Средний уровень для данного возраста выставляется только при наличии способности хотя бы частично воспроизвести элемент. В ходе консультирования необходимо разграничить способность к отображению узора под диктовку и умение воспроизвести его самостоятельно, при помощи лишь зрительного анализа.

3) Общая ориентация на листе. Перед ребенком раскрывается книжный разворот, заполненный построчно расположенными изображениями. Ребенку предлагается «правильно», «как в школе» начать их рассматривать. Оценивается верность выбора страницы (левая или правая, а также умение двигаться строго построчно, в том числе и правильность перехода на следующую строку.

8. Мышление

1) Понятийное мышление. Ребенку предлагается несколько черно-белых заданий «4-й лишний». Специалист в беседе уточняет, насколько устойчивы границы понятий, которые использует ребенок при ответе.

2) Визуальные аналогии. Ребенок выполняет несколько черно-белых заданий «Аналогии» с вариантами ответа. Специалист ведет с ребенком диалог о том, можно ли выбрать иной (корректный и некорректный) ответ. Уровень параметра выставляется на основе аргументированности выбора. Если выбор верного ответа интуитивен и неустойчив (ребенок готов заменить ответ на неверный, то такое решение не засчитывается как корректное, так как противоречит самой сути данного параметра.

3) Вербальные аналогии. Ребенок выполняет несколько словесных заданий «Аналогии» с вариантами ответа. Специалист ведет с ребенком диалог о том, можно ли выбрать иной (корректный и некорректный) ответ. Уровень параметра выставляется на основе аргументированности выбора.

4) Установление невербальных закономерностей. Материал представлен в приложении. При подаче материала специалист предлагает угадать правило, по которому необходимо изобразить четвертый рисунок. Высокий уровень ставится при полностью верном ответе, средний – при наличии хотя бы двух верных элементов в ответах.

5) Перепутанные картинки. Ребенку предлагается история из 4 цветных перепутанных картинок. Карточки либо напечатаны, либо закреплены в виде квадрата на листе. Перемещать их не разрешается. Ребенок сам указывает на порядок картинок. Параллельно с этим или по окончании этого процесса он составляет историю. Материал подбирается с учетом наличия минимум двух персонажей, художественного (а не бытового) сюжета и полноценного фона изображения.

9. Актуализация знаний

Ребенку предлагается назвать как можно больше предметов из некой группы. Например, птицы, профессии, инструменты, бытовая техника. Главное правило выбора обобщающего понятия – жизненная доступность материала. Ключевой акцент при консультировании – отличие пассивного знания от целенаправленного воспроизведения материала. Последнее умение в значительной степени определяет отдачу от образовательного процесса.

10. Математические представления

Ребенку предоставляется 12 фишек и предлагается наглядно выложить решение следующей задачи. «Было 9 птичек, 3 улетели. Сколько птиц осталось». Несмотря на важность владения счетом, главный критерий оценки – умение наглядно развернуть последовательность логико-математических действий.

11. Речь

Ребенок должен закончить предложения. Например:

1) Таня не успела помыть посуду, потому что…

2) Витя очень удивился, когда…

3) Зимой нельзя кататься на велосипеде, зато…

Оценивается полнота предложения и логичность высказывания. Также в этот пункт входят результаты составления рассказа по серии перепутанных картинок из блока «Мышление».

12. Уровень притязаний

Перед ребенком лежит три одинаковых карточки изображением вниз. Сообщается, что на них снизу написаны легкое, среднее или сложное задание. Ребенку предлагается выбрать карточку с тем уровнем сложности, который он бы хотел выполнить. Главный акцент при консультировании – соотношение этого выбора и общих способностей ребенка, полученных на основе диагностики.

Каждый из вышеописанных параметров снабжен графой «Примечание», в которую при необходимости может быть внесена дополнительная важная информация об ответах ребенка.

Помимо совокупности всех этих параметров оценки, диагностическая карта содержит и графу «Особенности поведения». Предполагается, что в ней отражаются как особенности поведения ребенка во время обследования, так и результаты наблюдения за ним в группе. Особое значение эти сведения имеют в случае нарушения поведения при сохранном или даже высоком интеллектуальном развитии. В этом случае общий уровень готовности снижается.

Вывод о готовности ребенка к школе осуществляется на основе общего профиля распределения параметров карты по трем уровням. При неготовности к школе профиль выраженно сдвинут влево. При условной степени готовности профиль напоминает дерево с ветвями, расположенными с обеих сторон. В этом же случае наглядно проявляются случаи негармоничного развития. При высокой степени готовности профиль максимально сдвинут вправо. Такая наглядная модель результатов ребенка позволяет более убедительно донести до родителей информацию об уровне его развития.

Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к.

Конспект родительского собрания «Компоненты психологической готовности к школе» Родительское собрание на тему: «КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» Составитель: педагог-психолог Захарова Екатерина.

Конспект занятия «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе» Конспект занятия по формированию готовности детей к школе. Тема: «Формирование психолого-педагогической готовности детей к школе». Цель:.

Консультация для родителей «Показатели готовности к школе» Показатели готовности ребенка к школе. Готовность ребенка предшкольного возраста к учению прежде всего определяет его мотивационная готовность,.

Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.

Речевое развитие ребёнка — основной критерий его готовности к школе Речевое развитие ребёнка, как основной критерий готовности его к обучению в школе. Осталось совсем немного до того счастливого момента,.

Родителям о готовности ребенка к школе Родителям о факторах, влияющих на успешность обучения в школе. Уважаемые родители! Многие из вас стремятся к тому, чтобы при поступлении.

Источник

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

МБОУ НОВОАГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

____________ учебный год

Классный руководитель: Спицина А. Н.

1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Желание учиться в школе

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

Ребенок хочет идти в школу.

Особого желания идти в школу пока нет.

Идти в школу не хочет.

Осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлека­тельность

Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверс­тниками, иметь школьные принадлежности и т. д.).

Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

.Достаточно легко вступает в контакт, правильно восприни­мает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

.Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реа­гирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Поведение недостаточно организованное.

Общая средняя оценка уровня психологической и социальной готовности к школе

Выше среднего, средний: большинство показателей готов­ности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уров­нем.

2. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Фонематический слух, артикуляционный аппарат

Пространственная ориентация, координация движений, те­лесная ловкость

Координация в системе глаз — рука

Объем зрительного восприятия (по количеству выделен­ных объектов в картинкахнелепицах, картинках с множе­ством контуров)

Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизно-шении нет, речь правильна, отчетлива.

В фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда).

Ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).

Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом,

Рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами

ребенок работает с напряжением.

Рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

Достаточно хорошо ориентируется в пространстве, коорди­нирует движения, подвижен, ловок

Отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок.

Ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен

Может правильно перенести в тетрадь простейший графи­ческий образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на рас­стоянии (с классной доски).

Графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоя­нии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями.

При переносе графического образа, зрительно воспринимае­мого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Соответствует средним показателям возрастной группы.

Ниже средних показателей возрастной группы.

Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития школьно-значимых психофизиологических функций

Выше среднего, средний: большинство показателей готов­ности оценивается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей готовности оце­нивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей готовности оценивается 3- м уровнем.

3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В. Развитие познавательной активности, самостоятельности

интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года

Представления достаточно конкретны, но ограничены непо­средственно окружающим.

Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру­жающем отрывочны, бессистемны.

Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна.

Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она не­достаточно выразительна.

Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего однослож­ные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов, не закончены предложения).

.Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с инте­ресом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних

Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при вы­полнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересу­ющих вопросов довольно узок.

Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скры­тый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает

Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и уста­новления закономерных связей, выполняются со стимулирующей

Задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обу­чающая помощь; воспринимается помощь с трудом, самостоятель­ный перенос освоенных способов деятельности не осуществляется.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности

Выше среднего, средний: большинство показателей оцени­вается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

3. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (продолжение таблицы)

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодоле­вает трудности в работе, доводит дело до конца.

Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адек­ватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятель­ности часто отвлекается, трудности преодолевает только при пси­хологической поддержке.

Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, сти­мулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с постав­ленной целью.

Результаты усилий ребенка частично соответствуют постав­ленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это непол­ное соответствие.

Результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

.Соответствует средним показателям возрастной группы

Ниже средних показателей возрастной группы.

Намного ниже средних показателей возрастной группы.

Особенности развития ребенка на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, по­влиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длитель­ные заболевания).

Темпы развития в дошкольном детстве (своевременно ли ре­бенок начал ходить, говорить).

Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности

Выше среднего, средний: большинство показателей оцени­вается 1-м уровнем.

Ниже среднего: большинство показателей оценивается 2-м уровнем.

Низкий: большинство показателей оценивается 3-м уровнем.

Очень низкий: интеллектуальные умения оцениваются 4-м уровнем при оценке большинства показателей 3-м.

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

карта готовности ребенка к школьному обучению образец заполнения

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения:

Данную карту можно использовать в 1 классе, начало года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *