карта психолого медико социальной помощи ребенку образец заполненный
ДОКУМЕНТЫ ПМПК
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК
Данная карта заводится на каждого ребёнка, прошедшего обследование на ПМПК. При повторном обращении на комиссию Карта обязательно предоставляется вместе с остальными документами (в соответствии с Приказом Министерства образования Свердловской области). При её отсутствии в проведении диагностики будет отказано.
Данный вариант Карты доработан педагогами-психологами образовательных учреждений с целью удобства её заполнения. Образовательные учреждения могут воспользоваться предложенными способами работы с Картой либо дополнить её своими.
При отсутствии в образовательном учреждении таких специалистов, как учитель-логопед, педагог-психолог, соответствующие страницы Карты и те пункты, которые он может отследить, заполняет учитель, основываясь на педагогическом наблюдении за ребёнком в процессе учебной деятельности.
Карта учёта динамики развития ребёнка
карта доработанный вариант.pdf
Adobe Acrobat Document 634.5 KB
Для чего он нужен? Кто должен его заполнять? Как это сделать правильно и с наименьшими временными и энергетическими затратами (особенно если в образовательной организации отсутствуют такие специалисты, как психолог, логопед и т.д.)? В памятке вы найдёте ответы на все эти (и другие) вопросы.
Памятка по заполнению Карты
памятка по заполнению Карты.docx.pdf
Adobe Acrobat Document 141.4 KB
Памятка по подготовке к обследованию на ПМПК
Уважаемые педагоги и родители!
Настоятельно рекомендуем ознакомиться с Памяткой перед началом работы! В ней вы найдёте пошаговый алгоритм подготовки документов ребёнка к ПМПК, а также подробные разъяснения по их заполнению.
Список документов на ПМПК
Обращаем ваше внимание, что перед поездкой на ПМПК необходимо ещё раз по списку проверить наличие всех документов, так как отсутствие некоторых из них может быть основанием для отказа в обследовании ребёнка.
Необходимо обратить внимание на список документов для повторного обследования участников ГИА.
Заявления от родителей на ПМПК
В зависимости от того, кто является законным представителем детей, заполняется соответствующий бланк заявления (от родителей, от опекуна, от государственного опекуна).
Каждый родитель ставит подпись в заявлении своей рука (подпись «за
другой» не допускается!).
Объяснительная от родителей на ПМПК
В случае отсутствия у ребёнка одного из родителей (умер, развелись, неполная семья и др.) существующий родитель оформляет объяснительную.
Медицинская выписка на ПМПК
Медицинская выписка заполняется участковым педиатром (в поликлинике) на основании амбулаторной карты. К выписке прикладываются справки специалистов (невролога, психиатра, окулиста, отоларинголога, хирурга). Данные документы действительны в течение 6 месяцев.
Педагогическое представление (характеристика) на ПМПК
В конце характеристики указывается дата её составления. Данный документ обязательно подписывается классным руководителем и руководителем образовательного учреждения, заверяется печатью. Желательно ознакомить с характеристикой и родителей, в этом случае они также ставят свою подпись.
Чтобы вы могли правильно и легко написать характеристику на ребёнка для ПМПК, мы подготовили для вас статью. Читать статью
Логопедическое представление (характеристика)
Логопедическое представление или характеристика воспитанника, обучающегося, выданная учителем-логопедом ( для тех, кто посещал занятия учителя-логопеда).
Согласие на обработку персональных данных
Обработка персональных данных осуществляется исключительно в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов; возможности в реализации конституционных прав на образование ребенка.
ЦМППС
Новости
Методические рекомендации по оформлению документов для направления обучающихся на ПМПК
Методические рекомендации по оформлению документов для направления обучающихся на ПМПК
В соответствии с приказом минобразования Ростовской области от 29.12.2017 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» введен новый пакет сопроводительных документов для обучающихся, направляемых на ПМПК для определения специальных образовательных условий, а также особых условий организации государственной итоговой аттестации. В педагогический блок документов входят:
Пакет документов является единым для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, в том числе выпускников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Копии документов заверяются в установленном порядке.
Рекомендации по оформлению характеристики обучающегося
Характеристика обучающегося предоставляется на ПМПК в печатном виде. Характеристика содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей (дошкольный, младший школьный и подростковый возраст).
Специалисты ПМПк школы заполняют те рубрики, которые относятся к детям школьного возраста.
Условно характеристику можно разделить на три части:
Требования к заполнению паспортной части характеристики
В графе история обучения следует предоставить информацию о всей школьной жизни ребенка с 1 класса.
В пункте программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для подчеркивается вид программы основная/адаптированная. Если ребенок обучается по адаптированной программе, уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (или другая категория детей с ограниченными возможностями здоровья); адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (или другая категория детей с ограниченными возможностями здоровья).
В пункте форма обучения уточняется очная; индивидуальная (на дому). Если характеристика оформляется на выпускника с ОВЗ, следует перечислить все периоды (классы), когда ребенок обучался индивидуально (на дому).
В графе отношение к учебной деятельности… следует описать:
— реакцию ребенка на словесную инструкцию педагога:
— сформированность коммуникативных навыков:
В пункте как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена.
В разделе характер ошибок по математике следует описать типичные ошибки обучающегося. Например:
2 класс: не знает названий и последовательности чисел от 1 до 100, названия компонентов и результатов сложения и вычитания; порядка действий в выражениях со скобками и без них (в примерах в 1-2 действия); не называет «соседей» двузначных чисел, не может записать и сравнить два числа в пределах 100; не умеет находить значение такого числового выражения; решать задачи в 1-2 действие на сложение и вычитание и задачи в 1 действие на умножение и деление; пользоваться линейкой, найти длину отрезка, ломаной и т.п.;
3-4 классы: не знает названий и последовательности чисел до 1000 (до 1000000); таблицы умножения и соответствующие случаи деления; названия компонентов и результатов умножения и деления; порядка действий в выражениях в 2-3 (3-4) действия со скобками и без них; не умеет выполнять письменно сложение и вычитание двух и трехзначных чисел в пределах 1000 и проверку вычислений, решать задачи в 2-3 (4) действия, находить периметр многоугольника и т.п.;
5-9 классы: не знает названий, последовательности и разрядности многозначных чисел; признаков делимости на 2 (3, 5, 6, 9);не умеет решать линейные уравнения, текстовые задачи с помощью уравнений (системы уравнений); не умеет читать, записывать и сравнивать многозначные числа, выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на двузначное (трехзначное) число, выполнять проверку вычислений, находить значение числового выражения в 4-6 и более действий со скобками и без скобок, решать задачи в 3-6 и более действий, пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, находить долю числа и число по его доле; не понимает обыкновенные и десятичные дроби, не выполняет действия с ними; находить проценты от данного числа, число по его процентам, приближение чисел с недостатком и с избытком; раскладывать многочлены на множители с применением формул; находить значение числовых выражений (в том числе выражений, содержащих степени и корни) и т.п.;
В разделе характер ошибок:
1 класс: не знает письменных букв как строчных, так и заглавных; не умеет обозначать границы предложения заглавной буквой вначале и точкой в конце, писать имена собственные с заглавной буквы; правильно писать сочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; делить слова на слоги, переносить слова по слогам, выделять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные, согласные твердые, мягкие); писать раздельно предлоги со словами и т.п.;
5-9 классы: не умеет правильно списывать предложения, текст; писать под диктовку текст с изученными орфограммами; проводить самопроверку; подбирать и распознавать однокоренные слова, подбирать синонимы и антонимы к словам; выполнять морфологический разбор изученных частей речи, разбор слов по составу, основываясь на знании части слова, выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных, выделять из предложения словосочетания; различать простое и сложное предложение и т.п.;
Так же необходимо дополнить раздел: характер ошибок по письму следующей информацией:
Описать характер почерка обучающегося:
Указать специфические ошибки, которые обучающийся допускает в письменных работах:
В графе для младших школьников … следует отметить подходящий вариант и уточнить уровень сформированности предпосылок учебной деятельности на момент поступления ребенка в школу.
В пункте развитие моторики необходимо отметить подходящий вариант и уточнить его.
В графе развитие речи наряду с указанными вариантами, необходимо отразить следующие моменты:
Разделы характеристики особенности поведения на уроке; динамика в процессе обучения; в чем вероятная причина недостатков в обучении следует заполнять, используя предложенные варианты, дополняя их сведениями, характерными для данного обучающегося.
В графе характеристика обучаемости отмечается уровень обучаемости ребенка:
— достаточная (понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно ил при оказании незначительного объема исключительно организующей и стимулирующей помощи);
— недостаточная (понимает смысл, но нуждается в разнообразной помощи, перенос на идентичное задание неполноценен, т.е. снова требует подсказок, знакомые задания выполняются достаточно успешно и др.);
— низкая (самостоятельно не понимает смысл задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не может выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, и др.)
Графа для учеников подросткового возраста заполняется на обучающихся начиная с 5-го класса. В ней следует отметить с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными и в чем они заключались (нерегулярное посещение школы, в т.ч. пропуски по неуважительным причинам или по болезни, трудности в усвоении учебного материала по предметам (указать каким) и т.п.)
В разделе положительные возможности ребенка… необходимо описать сохранные функции ребенка, положительные качества характера, реакции на педагогическое воздействие, которые позволяют обучать ребенка успешно.
Выводы педагога:
— укажите цель составления характеристики
— уровень усвоения образовательной программы:
— укажите специальные образовательные условия, в организации которых нуждается обучающийся:
Рекомендации по оформлению заключения психолого-медико-педагогического консилиума
Заключение ПМП консилиума оформляется на бланке со штампом образовательной организации, заверяется подписью председателя ПМП консилиума и печатью образовательной организации.
Заключение консилиума состоит из 3 частей: описание основных направлений коррекционно-развивающей работы, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы и динамики ребенка, выводы и рекомендации.
В первом разделе необходимо описать все коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводились с ребенком специалистами консилиума за период пребывания ребенка в школе с указанием цели и сроков проведения этих мероприятий.
Например: в 1 полугодии 2016 года были организованы занятия с педагогом-психологом по формированию произвольной регуляции поведения.
Во втором разделе необходимо описать динамику развития школьника за период пребывания ребенка в школе:
Здесь же необходимо указать характер динамики развития: волнообразная (скачкообразное, неравномерное усвоение разделов программы во времени) или избирательная (хороший или достаточный темп усвоения одних разделов программы при неудовлетворительном усвоении других).
Второй раздел содержит так же описание результатов коррекционной работы с ребенком: навыков, умений и способностей, сформированных у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым из специалистов.
Например: в результате работы с психологом поведение стало более организованным: способен выслушать инструкцию, продуктивно работать в течение 30 минут, адекватно реагирует на замечания.
Если коррекционная работа с ребенком не велась – следует указать: коррекционно-развивающая работа с ребенком не проводилась.
В графе выводы, рекомендации следует указать:
— определения специальных образовательных условий;
— определения особых условий государственной итоговой аттестации;
— уточнения/корректировки ранее выданных рекомендаций ПМПК.
Рекомендации по оформлению заключения по результатам психологического обследования ребенка
В заключении указываются:
— фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка, например: 15 февраля 2017 года с 14.00 до 15.00;
— присутствие третьего лица;
— перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);
— описание результатов методик в свободной форме.
Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка.
Заключение начинается с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.
Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента.
Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы.
Следующие параметры, которые должен описать педагог-психолог:
— наличие и стойкость интереса к заданию (интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задании; интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его задания; интереса не проявляет, пассивен)
— темп и динамика деятельности: деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.;
— работоспособность: продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик и т.п.,
— характер оказанной ребенку помощи: помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая, обучающая) помощь.
Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон поведения, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность.
Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым. И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.
Вторая часть заключения включает интерпретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Психолог анализирует и описывает результаты методик, использованных им для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.
При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. Анализ процессов внимания важно проводить с точки зрения того, способен ли ребенок к самостоятельному произвольному сосредоточению, либо он внимателен лишь когда ему интересно, как долго он внимание сохраняет, как быстро пресыщается или утомляется.
При анализе мышления необходимо дать качественную характеристику всем мыслительным операциям, доступным ребенку: группировке, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. У старших дошкольников необходимо выявить степень понимания скрытого смысла текстов и картинок.
Заключение психолога в обязательном порядке заканчивается диагностическим выводом. Он включает в себя:
— во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом возможные формулировки вывода: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций;
— во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)
При оформлении психологического заключения на выпускника, претендующего на получение особых условий государственной итоговой аттестации, акцент следует сделать на индивидуальных психофизических особенностях обучающегося, затрудняющих сдачу экзамена в обычных условиях.
Список литературы:
ЦМППС
Новости
Методические рекомендации по оформлению документов для направления воспитанников ДОО на ПМПК
В соответствии с приказом Минобразования Ростовской области от 29.12.2017 № 859 «Об организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий Ростовской области» введен новый пакет сопроводительных документов для детей, направляемых на ПМПК для определения специальных образовательных условий. В педагогический блок документов входят:
Рекомендации по оформлению характеристики воспитанника на ПМПК
Характеристика воспитанника на ПМПК оформляется в печатном виде. Характеристика является единой для всех категорий детей, направляемых на ПМПК, и содержит разделы, относящиеся к разным возрастным категориям детей. Специалисты ПМПк ДОО оформляют те рубрики характеристики, которые относятся к детям дошкольного возраста (выделены красным цветом).
В характеристику включены:
Условно характеристику можно разделить на три части:
Требования к оформлению паспортной части характеристики
В графе история обучения (образования) ребенка необходимо указать дату поступления ребенка в образовательную организацию, отметить, в каких условиях он обучался ранее (детский сад не посещал, посещал другой детский сад (указать какой и причину перевода), обучался в общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной группе).
В разделе класс/группа указывается возрастная группа детей, которую посещает ребенок на момент представления его на ПМПК (младшая, средняя, старшая, подготовительная, разновозрастная).
В графе программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для … подчеркивается вид программы основная/адаптированная, а так же уточняется категория детей с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная для детей с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, с интеллектуальными нарушениями, с нарушениями зрения, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
В пункте форма обучения уточняется очная, группа кратковременного пребывания, посещение отдельных занятий специалистов.
Требования к оформлению основной части характеристики
В графе как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы… необходимо констатировать, соответствует ли уровень образовательных достижений ребенка программным требованиям. Целесообразно указать, по каким видам образовательной деятельности ребенок испытывает значительные затруднения, по каким направлениям программа не освоена.
В характеристику особенностей моторики необходимо включить описание координации ребенка (скоординирован, неуклюж, координация незначительно нарушена); объема движений (полный, неполный, ограничен, строго ограничен), темпа (быстрый, медленный) и переключаемости движений (точная, неточная). Указать уровень сформированности мелкой моторики руки: развита достаточно, не развита, развита слабо, каковы моторные навыки в графической деятельности.
В графах: особенности поведения, динамика в процессе обучения, в чем вероятная причина недостатков в обучении… – следует подчеркнуть характерные для ребенка особенности.
В разделе характеристика обучаемости отмечается уровень обучаемости ребенка: достаточный (понимает смысл задания, соответствующего по сложности его возрасту и году обучения, способен выполнить его самостоятельно или при оказании незначительного объёма исключительно организующей или стимулирующей помощи); недостаточный (понимает смысл, но нуждается в разнообразной помощи; перенос на идентичное задание неполноценен; знакомые задания выполняются достаточно успешно и др.); низкий (не понимает смысл задания, требует большого количества разнообразной помощи, но в итоге не может выполнить задание по алгоритму после оказания помощи педагогом, т.е. «перенос» фактически отсутствует, и др.).
Оформление заключительной части характеристики
В разделе выводы и рекомендации педагога:
Примеры особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития:
Особые образовательные потребности детей с тяжелыми нарушениями речи:
Особые образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра:
Характеристика обучающегося (воспитанника)
(разделы, заполняемые на ребенка дошкольного возраста выделены красным цветом)
Фамилия, имя, отчество ребенка__________________________________________________
История обучения (образования) ребенка (где обучался, оставался ли на второй год, переводился ли с академической задолженностью и в каких классах; причины перевода, если ребенок поступил на обучение из другой образовательной организации):______________________________________
Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации:
Образовательная организация: (полное наименование, e-mail, телефон):_______________________
программа обучения общеобразовательная основная/адаптированная для _____________________
возраст поступления в образовательную организацию, степень подготовленности; сколько времени находится ребенок в данной образовательной организации__________________________
отношение к учебной деятельности, отношение ребенка к словесной инструкции педагога, реакция на нее, сформированность коммуникативных, игровых навыков, навыков самообслуживания; для школьников – в том числе сформированность учебных навыков: _________________________
_____________________________________________________________________________________как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы: _____________________________________________________________________________________
характер ошибок: по математике (понимание смысла арифметических действий (сложения, вычитания, умножения, деления), арифметических задач и др.)______________ ____________________________________________________________________________________
по чтению (нужное подчеркнуть): какие ошибки в чтении: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, не может сливать в слоги, ошибается при прочтении слогов со стечением согласных, не может читать слова (или читает их побуквенно, не понимая смысла), пропуски, замены, искажения, дополнения слов или частей слов; медленный темп чтения, попытки начинать чтение заново, длительные запинки, потеря места в тексте, неточное чтение фраз, перестановка слов в предложении или букв в словах; читает достаточно бегло, но отмечается неспособность пересказать содержание прочитанного, сделать выводы из прочитанного) ;
по письму (нужное подчеркнуть): пишет правой/левой рукой; при усвоении письма наблюдались трудности в написании элементов букв, в написании букв, при необходимости перевода печатной буквы в письменную, смешение букв, сходных по начертанию. Нарушено списывание. Нарушено преимущественно самостоятельное письмо)
для младших школьников информация о том, с какой степенью готовности ребенок пришел в школу (абсолютно не готов, слабо подготовлен, подготовлен удовлетворительно) _____________________________________________________________________________________
развитие моторики (общая моторная неловкость, преимущественные недостатки мелкой моторики, какую деятельность затрудняют)_______________________________________________
развитие речи (нужное подчеркнуть): речью не пользуется, речь малопонятна, пользуется речью преимущественно для коммуникации, может отвечать на занятиях, формулировать свои мысли) _____________________________________________________________________________________
особенности поведения на уроках (занятиях) (нужное подчеркнуть): дисциплина (нарушений учебной дисциплины практически нет, нарушений учебной дисциплины нет, но ребенок не включается в учебное взаимодействие, нарушение учебной дисциплины преимущественно из-за непонимания учебных норм (например, может встать, ходить по классу и т. п.), не может правильно вести себя весь урок, мешает другим детям ненамеренно, поскольку очень активен, специально мешает другим детям), работоспособность (трудности включения в задание, замедленный темп его выполнения в сравнении с другими детьми, неравномерная или снижающаяся продуктивность деятельности, высокий темп деятельности с недостаточным вниманием к качеству), степень внимания________________________________________________
Динамика в процессе обучения (почти никакой, очень слабая, недостаточная, достаточная);
В чем вероятная причина недостатков в обучении (нет понимания материала, понимание есть, но резко нарушено внимание, понимание есть только при индивидуальной работе, в классе самостоятельно работать не может, понимание есть, но мотивация к обучению отсутствует)__________________________________________________________________________
Характеристика обучаемости: какие виды помощи использует учитель: объяснение после уроков, подсказку на уроках, прямой показ того, как надо делать, др.________________________________
насколько эффективна помощь: недостаточная (эффективность помощи неравномерна, в некоторых видах деятельности или заданиях помощь не дает результата), низкая (помощь малоэффективна, ребенок быстро все забывает).
Для учеников подросткового возраста: с какого года обучения (класса) проблемы стали очевидными, в чем они заключались (недостаточное понимание материала по предметам (указать каким) __________________________________________________________, недостатки усвоения учебного материала связывались с плохим посещением занятий)
частота и характер конфликтов (с соучениками, педагогами) ________________________________
поведение в конфликте, проявление переживаний по поводу конфликтов_____________________
указать, с обучающимися какого возраста предпочитает общаться (младшими, старшими, своего возраста)_____________________________________________________________________________
охарактеризовать интересы, увлечения:___________________________________________________
Взаимоотношение ребенка с коллективом сверстников, особенно в тех случаях, когда ребенок драчлив, агрессивен или, наоборот, чрезмерно пассивен. Отметить, как относятся к нему другие дети. ________________________________________________________________________________
Особенности семейного воспитания (строгое, попустительское, непоследовательное, ребенку уделяется недостаточно внимания)_______________________________________
Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям (признание своих неудач, отстаивания либо равнодушное или неадекватное отношение, пр.)_________________________________________________________________________________
Положительные возможности ребёнка, на которые можно опираться в педагогической работе: _____________________________________________________________________________________
Выводы педагога (с указанием цели составления характеристики, обобщённых выводов (в т.ч. усваивает или не усваивает ребёнок предложенную программу), в создании каких специальных условий нуждается): __________________________________________________________________
Заведующий ДОО ___________________ /_________________/
Рекомендации по оформлению заключения
психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) оформляется на бланке со штампом образовательной организации, заверяется подписью председателя консилиума и печатью образовательной организации.
Заключение консилиума состоит из трех частей: описание основных направлений коррекционно-развивающей работы, оценка эффективности коррекционно-развивающей работы и динамики развития ребенка, выводы и рекомендации.
В первом разделе необходимо описать все коррекционно-развивающие мероприятия, которые проводились с ребенком специалистами консилиума за период пребывания ребенка в детском саду с указанием цели и сроков проведения этих мероприятий.
Например: в 1 полугодии 2016 года были организованы занятия с педагогом-психологом по формированию произвольной регуляции поведения.
Во втором разделе необходимо описать динамику развития воспитанника за период проведения с ним коррекционно-развивающих мероприятий:
Здесь же необходимо указать характер динамики развития: волнообразная (скачкообразное, неравномерное усвоение разделов программы во времени) или избирательная (хороший или достаточный темп усвоения одних разделов программы при неудовлетворительном усвоении других).
Второй раздел содержит так же описание результатов коррекционной работы с ребенком: навыков, умений и способностей, сформированных у ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым из специалистов.
Например: в результате работы с психологом поведение стало более организованным: способен выслушать инструкцию, продуктивно работать в течение 15 минут, адекватно реагирует на замечания.
Если коррекционная работа с ребенком не велась – следует указать: коррекционно-развивающая работа с ребенком не проводилась.
В графе выводы, рекомендации необходимо указать:
Рекомендации по оформлению заключения по результатам психологического обследования ребенка
В заключении указываются:
— фамилия, имя ребенка, его возраст (количество полных лет), дата и время обследования ребенка, например: 15 февраля 2017 года с 14.00 до 15.00;
— присутствие на обследовании третьего лица;
— перечень всех используемых методик (с указанием общепринятых названий либо авторов);
— описание результатов методик в свободной форме.
Условно содержательную часть заключения можно разделить на две части. В первой части указываются особенности поведения ребенка во время обследования. Отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта, способы взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, неуспех, замечание, особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, отмечаются наиболее эффективные виды помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения психики ребенка.
Заключение начинается с описания особенностей контакта с ребенком. Важно оценить является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам.
Затем дается характеристика эмоциональной реакции ребенка на ситуацию обследования. Эмоции ребенка фиксируются на протяжении всего обследования и предполагают оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента.
Далее описываются особенности понимания ребенком словесной инструкции: характер доступной ребенку инструкции, необходимость и качество ее изменения для улучшения понимания, способность сохранять инструкцию до конца работы.
Следующие параметры, которые должен описать педагог-психолог:
— наличие и стойкость интереса к заданию (интерес проявляет и сохраняет на протяжении всего выполнения задания;, интерес нестойкий, поверхностный, проявляет только к интересующим его заданиям; интереса не проявляет, пассивен)
— темп и динамика деятельности: деятельность целенаправленная, либо отмечается импульсивность (инертность) в выполнении заданий; на фоне утомления темп выражено снижается и т.д.;
— работоспособность: продуктивно работает в течение всего обследования, отмечаются проявления усталости, изменения темповых характеристик и т.п.,
— характер оказанной ребенку помощи: помощь не требуется, требуется (организующая, стимулирующая, обучающая) помощь, помощь малоэффективна.
Далее необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка во время выполнения заданий, которое включает три показателя: эмоциональной фон (положительный, отрицательный, апатичный), выраженность эмоций (яркие живые, выразительные, малоэмоционалный, вялый), эмоциональная подвижность (эмоционально-лабилен, сохраняет положительные эмоции на протяжении всего обследования).
Важным параметром является характер общения ребенка со взрослым (активен и инициативен в общении, легко вступает в диалог и поддерживает его на протяжении всей работы; инициативы в общении не проявляет, односложно отвечает на вопросы; общение формальное). И для дошкольников, конечно же, важна характеристика мелкой моторики.
Вторая часть заключения включает интепретацию результатов диагностического изучения психики ребенка. Психолог анализирует и описывает результаты методик, использованных им для исследования памяти, внимания, мышления ребенка.
При описании памяти важно отметить объем и темп запоминания, а так же указать, как долго ребенок помнит информацию и как точно он ее воспроизводит. Анализ процессов внимания следует проводить с точки зрения того, способен ли ребенок к самостоятельному произвольному сосредоточению, либо он внимателен лишь когда ему интересно, как долго он внимание сохраняет, как быстро пресыщается или утомляется.
При анализе мышления необходимо дать качественную характеристику всем мыслительным операциям, доступным ребенку: группировке, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных связей. У старших дошкольников необходимо выявить степень понимания скрытого смысла текстов и картинок.
Заключение психолога в обязательном порядке заканчивается диагностическим выводом. Он включает в себя:
— во-первых, указание на степень отставания от возрастной нормы, при этом формулировки вывода могут быть следующими: психическое развитие (соответствует, незначительно отстает, отстает, существенно отстает, грубо отстает) от возрастной нормы, либо отмечается неравномерность развития психических функций;
— во-вторых, указание на вариант нарушенного, отклоняющегося развития (в соответствие с типологией отклоняющегося развития М. и Н. Семаго.)
Логопедическое представление на ребенка входит в пакет сопроводительных документов в ПМПК в том случае, если в штате дошкольного образовательного учреждения есть учитель-логопед. Как вариант может быть предоставлена копия «Речевой карты» ребенка, с обязательным указанием даты обследования воспитанника и фамилии, имени и отчества специалиста (логопеда). В этом случае «Речевая карта» должна быть оформлена не позднее одного-двух месяцев до даты направления ребенка на ПМПК.
Обращаем Ваше внимание, что логопедическое (речевое) заключение логопед ДОУ формулирует самостоятельно по результатам логопедического обследования ребенка, используя психолого-педагогическую классификацию, а не дублирует диагноз логопеда детской поликлиники.
Рекомендации для учителя – логопеда/педагога по заполнению графы
«развитие речи» в Характеристике
обучающегося (воспитанника)
Самойленко В.В., учитель – логопед ПМПК
— речью не пользуется (здесь можно отметить использует ли ребенок жесты, мимику при общении);
— пользуется речью преимущественно для коммуникации;
— может отвечать на занятиях;
— формулировать свои мысли.
Но речь детей разнообразна и индивидуальна, поэтому важно отметить следующее:
понимание речевой инструкции – понимает в полном объеме, понимает на бытовом уровне, понимает в знакомой (близкой) ребенку ситуации, требуется повторение или разъяснение речевой инструкции;
фонематический слух (восприятие) – для детей 3 – 6 лет можно отметить, что фонематический слух сформирован в соответствии с возрастом или не соответствует возрасту. Так дети 3 – 4 лет воспроизводят звукоподражания по показу или самостоятельно в игре «Кто как голос подает?». Дети 4 – 5 лет умеют выделять заданный гласный звук из звукового ряда. Для детей 5 – 6 лет: дифференцирует ли слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким – глухим: коза – коса; твердым – мягким: поток – потек); устанавливает ли наличие заданного звука в слове, выделяет ли первый и последний звуки в слове, подбирает ли слова на заданный звук;
звукопроизношение – формируется в соответствии с возрастом; имеются трудности звукопроизношения (указать, какие звуки нарушены). Отметить общую внятность речи (четкая, невнятная, малопонятная для окружающих);
слоговая структура – без нарушений, если слоговая структура нарушена, указать характер искажения: сокращение числа слогов, упрощение слогов (при стечении согласных опускается один из согласных), уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановки слогов и звуков внутри слога и слова;
связная речь – говорит односложно или фразой, чаще использует простые (распространенные) предложения; указать легко ли учит стихи, умеет пересказывать знакомую сказку, составлять рассказ по серии сюжетных картинок (или по сюжетной картинке).