карта севрского мирного договора

Севрский мирный договор 1920 года, 10 августа (Вышинский)

карта севрского мирного договора

Легенда карты:

Линия из жирных точек – Границы Османской империи на 1914 год.
Жирная пунктирная линия – Границы Турции по Севрскому договору 1920 года.
Сплошная жирная линия – Зона проливов, передававшаяся по Севрскому договору под контроль международной комиссии проливов.
Участок, заштрихованный точками – Территории, отходившие к Греции (район Измира формально выделялся в самостоятельную область).
Участок, заштрихованный вертикальными чёрточками со смещением – Территория, которую намечалось включить в дашнакскую Армению.
Участок, ограниченный линией из поперечных штрихов – Территория, которую намечалось включить в «автономный» Курдистан.
Также на карте обозначены «сферы влияния»:
Вертикальная штриховка – Франции,
Наклонная штриховка – Италии.

Вопрос о разделе Турции не раз обсуждался во время Парижской мирной конференции, однако, переплетаясь с вопросом о репарациях и территориальными вопросами в Западной Европе, он служил объектом комбинаций и сделок между державами и разрешён ими не был. Только в начале 1920 года конференция послов главных союзных держав в Лондоне разработала, наконец, проект мирного договора с Турцией. В апреле 1920 года на конференции в Сан-Ремо (см.) между Англией и Францией было достигнуто соглашение о разделе азиатских владений Турции; тогда же был выработан проект мирного договора с Турцией. 11. V 1920 года этот проект был сообщён делегации султанского правительства, прибывшей для этого в Париж, и опубликован в печати.

Севрский мирный договор состоял из 13 частей и 433 статей. Часть I включала текст устава Лиги наций.

Судьба территорий Турции определялась II частью договора, трактовавшей вопрос о границах, и главами III части («Политические положения»). Севрский мирный договор лишал Турцию владычества над арабами, курдами, армянами и другими угнетёнными народами, но только для того, чтобы эти народы были закабалены империалистами Антанты. От Оттоманской империи отходило 3/4 её территории. Восточная Фракия с Адрианополем, европейский берег Дарданелл и весь Галлиполийский полуостров, а также Измир, передавались Греции. Турция утрачивала все земли в европейской части империи, кроме узкой полосы вблизи Стамбула, который оставался формально в турецких руках. Однако, как указывалось в той же статье, в случае уклонения Турции от соблюдения Севрского мирного договора «союзные державы определённо оставляют за собой право изменить предшествующее условие».

Зона проливов (см.), также номинально остававшаяся в составе турецкой территории, не только подлежала полному разоружению, но и поступала целиком под контроль специальной международной «Комиссии проливов», которая образовывалась (ст. 40) из делегатов США, «в том случае и с того дня, когда они захотят принять в ней участие», Великобритании, Франции, Италии, Японии и России, «если она (Россия) сделается и с того дня, как она сделается членом Лиги наций», Греции, Румынии, а также Болгарии и Турции (в отношении двух последних с той же оговоркой, что и в отношении России). Члены комиссии согласно ст. 41 пользовались дипломатическими привилегиями; комиссия получала право действовать «в полной независимости от местной власти». Комиссия могла организовать корпус особой полиции под командованием иностранных офицеров (ст. 48) и воспользоваться вооружёнными силами по согласованию с представителями союзных держав в Стамбуле (ст. 44). Комиссия могла также устанавливать собственный бюджет и иметь флаг (ст. 42).

Статьи, касавшиеся проливов, носили явно антисоветский характер: державы, проводившие интервенцию против Советской России, получили возможность базировать свои военно-морские силы на порты зоны проливов.

Сирия, Ливан, Палестина и Месопотамия отбирались у Турции и передавались под мандатное управление (см. Мандатная система). Турция лишалась своих владений на Аравийском полуострове и обязывалась признать королевство Хиджаз (ст. 98-100). Определение границы между Турцией и Арменией предоставлялось третейскому решению президента США (ст. 89). «Великая Армения» по замыслу Вильсона и его советников должна была явиться государством, фактически зависимым от США, и плацдармом в борьбе против Советской России. От Турции отделялся Курдистан. Для определения его границ назначалась англо-франко-итальянская комиссия, после чего, если Совет Лиги наций найдёт население этой области «способным к независимости», Курдистану будет предоставлена «автономия» (ст. 62-64).

Турция отказывалась от всех прав в Египте и над Египтом (ст. 101) и признавала английский протекторат над ним, объявленный 18. XII 1914. Турция утрачивала также всякие права в отношении Судана (ст. 113), признавала британскую аннексию Кипра, провозглашённую 5. XI 1914 (ст. 115), и протекторат Франции над Марокко и Тунисом (ст. 118- 120). Она отказывалась также от всяких прав и привилегий, которые были сохранены за султаном в Ливии (ст. 121). Согласно ст. 122 Турция отдавала Италии все свои права на острова Эгейского моря (Додеканез).

Турция фактически была лишена прав суверенного государства. Специальное постановление восстанавливало режим капитуляций (см.), распространяя его и на те союзные державы, которые не пользовались им до первой мировой войны (ст. 261).

Для руководства турецкими финансами образовывалась финансовая комиссия из представителей Франции, Британской империи и Италии, а также турецкого представителя с совещательным голосом (ст. 231). В распоряжение финансовой комиссии предоставлялись «все ресурсы Турции, за исключением доходов, уступаемых или даваемых в качестве гарантии платежей по Оттоманскому публичному долгу» (ст. 236). Эта комиссия должна была «принимать такие меры, какие она сочтёт наиболее подобающими для сохранения и увеличения ресурсов Турции». Ей предоставлялся полный контроль над всей экономикой Турции. Без одобрения финансовой комиссии турецкий бюджет не мог быть поставлен на обсуждение парламента, и без её санкции парламент не мог его изменить (ст. 232).

В экономический раздел Севрского мирного договора были включены также внешнеполитические статьи, по которым Турция признавала отменёнными все договоры, конвенции или соглашения, которые она заключила когда-либо до вступления в силу Севрского мирного договора с Германией, Австрией, Венгрией или Болгарией (ст. 275), а также «с Россией или со всяким государством или правительством, территория которого составляла ранее часть России» (ст. 277).

Часть IV Севрского мирного договора касалась вопроса о «защите меньшинств», причём предусматривалось, что «главные союзные державы по совместному рассмотрению с Советом Лиги наций определят, какие меры необходимы, чтобы гарантировать выполнение постановлений настоящей части», а Турция заранее соглашалась на «всякие решения, которые будут приняты по этому предмету».

«Военные, морские и воздушные положения», составлявшие V часть Севрского мирного договора, фиксировали полную демобилизацию турецких вооружённых сил. Армия Турции не должна была превышать 50 тыс. солдат и офицеров, в т. ч. 35 тыс. жандармерии (ст. 152-164). Все турецкие военные суда сдавались главным союзным державам, а для административных нужд Турции оставлялось 7 сторожевых судов и 5 миноносцев (ст. 181-189).

В своей борьбе за отмену Севрского мирного договора анкарское правительство опиралось на массовое антиимпериалистическое движение в стране, на поддержку Советской России (см. Советско-турецкий договор 1921) и на сочувствие угнетённых народов Востока. Одержав победу над англо-греческой интервенцией и умело использовав начавшийся уже сразу после подписания Севрского мирного договора раскол по турецкому вопросу в лагере Антанты (см. Лондонская конференция 1921, Франко-турецкое соглашение 1921), кемалисты в конечном счёте добились отмены этого договора (см. Лозаннская конференция).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Источник

Севрский мирный договор

Работая над историей Киликии я наткнулся на второе рождение армянского государства Килики.

карта севрского мирного договора

Державы Антанты накануне и в период первой мировой. войны вели секретные дипломатические переговоры о захвате Западной Армении и Киликии. Обещая армянам создать под протекторатом держав Антанты в Западной Армении и Киликии автономное армянское государство, они договорились о том, что после победы над Турцией Киликия будет передана Франции.Западные армяне воевали против турок под французским и английским флагами, думая, что англичане и французы выполнят свои обещания и отдадут Киликию армянам. В 1918—1919 гг. около 200 000 армян вернулось в Киликию.

Эмиграция армян в Киликию проводилась по приказу и на средства верховного комиссара «Французской республики Армении и Сирии». Под названием «Армения» имелась в виду—Киликия. Французы организовывали здесь школы, дома для сирот. Со 2 декабря 1919 г. было организовано французское управление. Но кемалисты 27 декабря 1919 года взяли город Мараш, откуда в начале февраля 1920 г. ушли французы. В том же году натиск кемалистов усилился, между тем как французы постепенно сдавали свои позиции, оказывая слабое сопротивление туркам.

10 августа 1920 года в городе Севр (Франция) странами Антанты и присоединившимися к ним государствами (Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Польшей, Португалией, Румынией, Королевством сербов, хорватов и словенцев, Хиджазом, Чехословакией и Арменией), с одной стороны, и правительством Османской империи — с другой был подписан так называемый Севрский мирный договор.

карта севрского мирного договора

Ко времени подписания договора большая часть Турции уже была оккупирована войсками великих держав.

В основу Севрского мирного договора были положены условия англо-французского соглашения Сайкс-Пико (1916 года) и решения конференции держав в Сан-Ремо (апрель 1920 года).

По Севрскому миру, Турция утрачивала контроль над рядом территорий:

Турция отказывалась от претензий на Аравийский полуостров (Хиджаз) и страны Северной Африки, признавала британский протекторат над Египтом и аннексию Кипра;

Сирия и Ливан передавались Франции как подмандатные территории;

Палестина, Иордания и Месопотамия передавались Великобритании как подмандатные территории;

острова Додеканес передавались Италии;

турецкие континентальные владения в Европе (Восточная Фракия и Эдирне (Адрианополь), Галлипольский полуостров) и острова Эгейского моря (за исключением архипелага Додеканес) передавались Греции. Греция также получала ряд территорий в Малой Азии (Смирна (ныне Измир) и окрестности и др.);

Константинополь и зона черноморских проливов объявлялись демилитаризованной зоной и передавались под международное управление;

Турция признавала Армению как «свободное и независимое государство». Турция и Армения соглашались подчиниться президенту США Вудро Вильсону по арбитражу границ в пределах вилайетов Ван, Битлис, Эрзрум и Трапезунд и принять его условия относительно доступа Армении к Чёрному морю (через Батум).

Армения, Грузия и Азербайджан должны были установить свои взаимные границы путём прямых переговоров между этими государствами, а при невозможности достичь согласия — путём посредничества союзных держав.

Предполагалось также создание независимого Курдистана, границы которого должны были определить совместно Англия, Франция и Турция.

карта севрского мирного договора

Тем самым Севрский договор оформлял раздел арабских и европейских владений Османской империи между европейскими державами, а также расчленение собственно Турции, закрепляя в ней полуколониальный режим.

В РИ Великое национальное собрание Турции (созданное в апреле 1920 года в Ангоре, ныне Анкара) отказалось ратифицировать договор. В течение двух последующих лет кемалисты при поддержке Советской России укрепили свои военные силы.

карта севрского мирного договора

В качестве первого шага было предпринято новое наступление на Армению. Одновременно турецкая армия сумела выбить из Малой Азии и греческие войска и подавить сопротивление курдов; также французы были выбиты из Киликии; итальянцы ставшие к тому времени союзниками кемалистов ушли — с юго-западного побережья страны, причём правительство в Константинополе оставалось в положении бездействующего наблюдателя.

11 октября 1922 года в портовом городе Муданья на Мраморном море было заключено новое перемирие между Турцией и Антантой; к подписанию этого соглашения султанское правительство не было даже приглашено.

1 ноября султанат вообще был упразднён, султан Мехмет VI остался лишь в звании халифа (духовного главы мусульман), а вскоре (17 ноября) покинул страну на борту английского корабля «Малайя». На следующий день его лишили и звания халифа.

Севрский договор, фактически так и не вступивший в силу, де-юре полностью перестал действовать после пересмотра его условий на Лозаннской конференции 1923 года (Лозаннский мирный договор).

Причины побудившие РСФСР оказать помищь Кемалю в принципе очевидны – проливы.

Представьте АИ в которой Кемаль не получил помощь России и раздел Оттоманской империи произошел согласно условиям Севрского мирного договора.

Здесь уже много писали о судьбе проливов, я даже затрудняюсь дать ссылки на все блоги коллег, меня же в данной ситуации интересует вопрос как развивались бы события ВМВ в данном регионе в случае контроля над проливами со стороны Франции и Англии.

Учитывая что о.Мальта так и остался в руках Великой Британии, наличие базы ВМФ в Александрии, вполне реально было удержать в руках союзников проливы. В таком случае союзники могли контролировать практически все Средиземное море. Соответственно война в Северной Африке для Германии была бы практически невозможна.

После нападения Германии на СССР существенную поддержку союзники могли получить и от Сталина. В этом случае, при господстве в Черном море советского флота война на юге Украины могла сложиться совсем по другому.

Источник

Севрский договор: миф и реальность

карта севрского мирного договора

В современной Армении часто любят вспоминать про данный международный договор, а его историческое значение в угоду политической конъюнктуре преувеличивают. Бытует мнение, которое часто выдают как неоспоримый факт: Севрский договор и Арбитраж Вудро Вильсона – величайшее благо и надежда для армянского народа, при помощи которого можно было решить армянский вопрос; договор не имеет сроков давности и не утратил юридическую силу. Так ли всё на самом деле? Давайте разберемся.

Положения договора

Севрский мирный договор – один из договоров Версальско-Вашингтонской системы, созданной после завершения Первой мировой войны. Договор подписан союзными державами 10 августа 1920 г. в Севре – небольшом городке недалеко от Парижа. Подписантами были с одной стороны страны Антанты, к которым присоединились: Италия, Япония, Бельгия, Греция, Польша, Португалия, Румыния, Королевство сербов, хорватов и словенцев, королевство Хиджаз (провозгласившее независимость от Османской империи в 1916 г.), Чехословакия и Армения. С другой стороны было только правительство султанской Турции.

Согласно разделу «Армения» этого договора, к Армении переходила территория некоторых вилайетов Турции. Конкретные границы должны были определяться арбитром — президентом США Вудро Вильсоном. Договор естественно вызвал ликование в Армении, он давал армянскому народу исторический шанс для национального возрождения, однако договор не был реализован, и остался на бумаге.

В основу договора были положены условия Сайкс-Пико и решения конференции держав в Сан-Ремо в апреле 1920г. Севрский договор оформил раздел Турции, составлявший одну из основных империалистических целей войны для стран Антанты. Согласно положениям договора, численность турецкой армии не могла превышать 50000 бойцов. Над финансами Турции устанавливался международный контроль. Турция признавала Армению как «свободное и независимое государство».

Для чего нужны положения договора об Армении?

Читая договор, замечаешь щедрость союзных держав по отношению к Армении. Возникает естественный вопрос: для чего столь «щедрые подарки», так много обещающие Армении, были включены в договор? Неужели главы империалистических держав, развязавшие планетарную бойню с целью передела мира, неожиданно прониклись проблемами армянского народа? Вряд ли. Чтобы понять уровень мышления и отношение к другим народам, достаточно факта недипломатического высказывания британского премьера Ллойда Джорджа:

«Если армяне не могут защитить свои границы, то… от подобного народа нет никакой пользы, и ни одно союзное государство не будет готово помочь им хоть одним батальоном».

Данное шовинистическое высказывание было озвучено на конференции в Сан-Ремо в конце апреля 1920 г., основными участниками которой являлись Франция, Англия, Италия, Япония, а США были представлены наблюдателями.

Если страны Антанты руководствовались не благими намерениями, то тогда чем? Остается только одно — эти положения договора предназначались не столько для Армении, а в первую очередь для Турции! Севрский договор в сочетании с арбитражным положением Вильсона, угрожая расчленением Турции, создавал прекрасную почву для дипломатической торговли с главной целью — недопущения ухода Турции из сферы западной дипломатии в сферу российской. Севрский договор не впоследствии стал предметом торга, а изначально был предназначен для этого. А Армения использовалась в качестве предлога. Торг завершился в 1923 г. и увенчался отказом союзников от Севрского договора на Лозаннской конференции. Турция осталась в западном поле влияния.

Положения Севрского договора, с одной стороны ослепляли армянскую сторону, внушали поддержку западных держав и ощущение неотвратимости территориальных приобретений, а с другой стороны, толкали турецкую сторону к решительным действиям, так как для последних, реализация положений договора означала бы прекращение существования Турции как полноценного государства. На момент подписания договора Султан Мехмет VI фактически не контролировал ситуацию в стране, ранее в апреле 1920 года в Анкаре Великое национальное собрание Турции, провозгласило себя единственной законной властью, и отказалось ратифицировать договор. В таких условиях, пришедшие к власти кемалисты начали искать выход из сложившегося положения – налаживать связи с Советской Россией для совместной борьбы с Антантой. Руководство Армении неадекватно воспринимало ситуацию в Турции и возможности союзников по оказанию помощи. Дипломатия империалистических держав, через положения Севрского договора, толкала Армению и Турцию к войне.

Понимали ли западные страны возможность конфликта между странами? Конечно, понимали, ведь еще весной 1920 года Турция сконцентрировала крупные силы на границе и готова была начать вторжение в Армению. Лишь позиция Советской России, выступавшей против этого и предложившей свои услуги в качестве посредника, предотвратила войну, точнее — оттянула ее на некоторое время. Начались переговоры в Москве, где произошло событие, имеющее, на наш взгляд, стратегическое значение. Нарком иностранных дел России Чичерин предложил армянской делегации отказаться от европейской дипломатии и передать разрешение армяно-турецкого спора Москве.

На фоне наметившегося сближения Турции и России это могло привести к потере союзниками Передней Азии. И 10 августа 1920 г., когда переговоры в Москве еще продолжаются, подписывается Севрский мирный договор, означавший расчленение Турции. Реакция Турции однозначно прогнозируема — война. Что может помешать Турции, если позицию Европы Ллойд Джордж уже озвучил?

О переговорах в Москве

В апреле-августе 1920 г. делегация правительства Армении во главе с Левоном Шантом проводила в Москве переговоры с большевистскими властями.

Член делегации Амбарцум Тертерян в своих мемуарах пишет:

«Чичерин, приветствовав делегацию Республики Армения, выразил радость по поводу нашего прибытия, и подтвердил «искреннее желание» советской власти установить дружеские отношения с правительством Армении и армянским народом. А потом он сразу приступил к сути дела, которая, в общем, сводилась к следующему: «Турки нужны большевикам. Они согласились оказать им военную и экономическую поддержку, чтобы выкинуть европейских «завоевателей» из их страны. Турки готовы перейти непосредственно к действиям, однако боятся, что правительство Армении, как сторонник союзников, может ударить с тыла. Мы пригласили вас, чтобы примирить с турками и получить определенные гарантии, что правительство Армении не ударит наших союзников-турок с тыла. Поскольку русско-турецкое сотрудничество в данный момент для Советской России является вопросом жизни и смерти, нам необходимо уточнить позицию и отношение Республики Армения к данной проблеме». Из общего доклада Чичерина мы поняли, что советское правительство просто хочет сыграть роль посредника между нами и турками, чтобы мы установили добрососедские отношения. Конечно, с условием, что мы откажемся от Союзников и полностью передадим решение своего вопроса на суд Москвы: мы должны вывести вопрос из повестки Севрского совета, который состоится 10 августа этого года».

Тертерян приходит к заключению, что «цели правительства Армении и Советов полностью расходятся».

Тертерян также пишет, что на тот момент в Москве находилась делегация Великого национального собрания Турции, которую возглавлял Бекир Сами-бей. Тертерян вместе с другим членом армянской делегации Левоном Зарафяном, предложили Шанту встретиться с турецкими делегатами:

«Попытаемся прийти к соглашению с турками. А если это не удастся, сможем прощупать их настроения. Выступая с таким предложением, мы считали, что турки были рады разрешить с нами разногласия без посредничества Советской России».

Однако Шант категорически отказывается, говоря:

«Во-первых, мы не уполномочены вести переговоры с турками, и, во-вторых, я не сяду рядом с погромщиками нашего народа»[1].

Однако уже через три месяца правительство Армении было вынуждено сесть за стол переговоров с «погромщиками», чтобы подписаться под сдачей Карса и других территорий и отказаться от Севрского договора.

Среди прочего Чичерин поставил требование, чтобы Армения прекратила преследование большевиков:

«Если правительство Армении немедленно не прекратит репрессии, Советское правительство будет вынуждено прервать переговоры».

Делегация Шанта после данной угрозы передает в Ереван полностью противоположные вести:

«Будьте строгими и безжалостными к предателям нации»[2].

Тертерян также отдельно встречается с заместителем Чичерина Караханом, армянином по происхождению, на столе которого видит карту Кавказа. На карте самую большую территорию занимала Армения. В ее состав входил в том числе порт Батуми. Карахан спрашивает мнение Тертеряна, и тот отвечает, что этого мало и что необходимо присоединить еще шесть вилайетов:

«Наш народ десятки лет боролся за независимость Армении, мечтая видеть ее на территории турко-армянских провинций»[3].

Переговоры, которые вела делегация Шанта, провалились. В сентябре представитель России Борис Легран в Ереване снова предлагает Армении отказаться от Севрского договора, но снова безуспешно. Не отказавшись от Севрского договора, Армения выступила против России.

После завоевания Олту и из-за требований Севрского договора, 22 сентября начинается армяно-турецкая война. Армения по очереди сдает Саригамиш, Карс, Сурмалу, Александрополь и, наконец, 2 декабря подписывает Александропольский договор.

Тертерян объясняет, почему правительство Армении не попыталось сблизиться с большевистской Россией:

«Существовало опасение, что любая несвоевременная попытка сближения с Советской Россией обязательно приведет к потере экономической и политической поддержки союзных сил»[4].

А получилось ровно наоборот: союзники кроме куска бумаги и небольшой материальной помощи больше ничего Армении не дали. Представители «Дашнакцутюн» в итоге вынужденно отказались от Севрского договора, подписав Александропольский договор. И при этом были испорчены отношения с Советской Россией.

Полностью подтверждает наши выводы, непосредственный свидетель тех событий, Ованнес Каджазнуни:

«Севрский договор ослепил нам всем глаза, сковал мысль, затмил осознание действительности. Сегодня мы понимаем, как бы выиграли, если бы осенью 1920 года пришли с турками к непосредственному соглашению по Севрскому договору. Но тогда мы этого не понимали. Факт, причем непростительный факт, был в том, что мы ничего не сделали, чтобы избежать войны. Наоборот, сами дали к ней непосредственный повод»[5].

Об Арбитраже Вудро Вильсона

Многие до сих пор чуть ли не молятся на Арбитраж, однако он не имеет никакой юридической силы, еще на тот момент невозможно было его реализовать. И вот почему. В мае 1920 г. Сенат утвердил лишь резолюцию, позволяющую президенту направлять военные корабли и морскую пехоту в Черное море для спасения американцев. 1 июня 1920 г. Сенат окончательно отклонил идею о взятии США мандата на Армению. Таким образом, американское неоказание военной помощи Армении было гарантировано на законодательном уровне. Турцию чуть ли не буквально подталкивают к войне с Арменией. В сентябре 1920 г. Турция начинает крупномасштабное вторжение в Армению. 28 сентября Армения обращается за помощью к странам Антанты, а 8 октября — уже ко всему цивилизованному миру. Как отмечают историки, цивилизованная Европа, и не только она, осталась глуха к призывам армянского народа.

7 ноября 1920 г. между Турцией и Арменией было достигнуто соглашение о перемирии. Армянский народ сумел сконцентрировать все силы и героически остановил турецкое наступление, однако силы были на пределе. 9 ноября турки выдвигают требования, равносильные капитуляции Армении. 18 ноября в Александрополе подписываются условия перемирия, крайне тяжелые для Армении. Таким образом, отказ Армении от Севрского договора практически предрешен. На фоне этого президент США Вильсон 22 ноября 1920 г. внес на рассмотрение союзников предложение, согласно которому к Армении переходили две трети вилайетов Ван и Битлис, почти весь вилайет Эрзрум, большая часть вилайета Трапезунд, включая и порт. В итоге территория Армении составляла около 150 тысяч кв.км и получала выход к Черному морю. Непостижимый, невероятный случай — впервые в истории человечества выигравшая войну страна должна передать проигравшей огромный кусок территории!

Историк, специалист по армянской истории новейшего периода Ричард Ованнисян отмечает, что это решение уже не имело значения, поскольку войска Кемаля, захватив Карс, Александрополь, угрожали самому существованию Армении. Но неужели этого не понимал Вильсон?

Для завершения картины отметим, что через несколько дней в Армении будет провозглашена советская власть, событие, не могущее произойти в одночасье и неожиданно. Более того, не то чтобы 22 ноября, а существенно раньше все прекрасно понимали, что советизация Закавказья неизбежна. Доказательств этому более чем достаточно. Вот некоторые свидетельства. Два американских офицера, насмерть перепуганные реальным контактом с «революционно настроенными массами», подписывают уникальную по своему содержанию расписку:

«Мы, представители Американской помощи, даем гарантии Российской компартии в Армении в том, что все продовольственные грузы, предназначенные для Армении и находящиеся по пути в Армению, невзирая на то, будет ли у власти нынешнее империалистическое правительство или Советское Социалистическое, будут доставлены.

Александрополь, 4 мая 1920 г. Полковник Тельфорд — представитель главного директора NER, Экманн — районный командир»[6].

Во время обсуждения в Сенате вопроса о взятии США мандата на Армению в мае 1920 г. сенатор Томпсон подчеркнул:

«…согласно последним данным, полученным с Ближнего Востока, можно предположить, что большевики уже в Армении».

Весьма примечателен и следующий документ. Летом 1920 г. американцы начали сворачивать свою деятельность, в том числе и в Армении. Верховный комиссар Антанты и США в Армении полковник Гаскель уже находился в Батуми в ожидании отъезда в США. 27 июля 1920 г. премьер-министр Армении Амазасп Оганджанян пишет ему:

«Правительство с сожалением узнало, что посланная из Америки для Армении мука последующим распоряжением отправлена в Австрию. Причина изменения первоначального распоряжения официально не сообщена правительству, но газетные сведения объясняют его большевистским движением в Армении. Вам отлично известно происхождение движения и те решительные меры, принятые правительством для подавления движения и единодушной энергией народа в корне пресечь движение. Вашему Превосходительству известно, что армянский народ сплотился сегодня больше, чем когда-либо вокруг своего правительства и никакое большевистское движение не может иметь места в Армении»[7].

Похоже, американцы лучше знали обстановку в Армении, чем правительство. До установления советской власти оставалось четыре месяца.

Выводы

Севрский мирный договор так и не был ратифицирован турецкой стороной, он был заключен с Султаном, который фактически не обладал в стране властью. От его положений в дальнейшем страны Антанты с легкостью отказались на Лозаннской конференции 1923 года, подписав одноименный договор, а слова «Армения», «армяне», столь раздражающие турок, вообще исчезли из итоговых документов конференции. Имея в наличие такие факты, говорить о якобы действующей до сих пор юридической силе договора, некорректно. Такие разговоры, скорее всего можно отнести к спекуляциям на историческую тему, желанием потакать иллюзиям и мечтам обывателей, основная часть которых, несмотря на отсутствие объективных возможностей, желает реализовать положения договора столетней давности.

Не меньше вопросов вызывает интерпретация современными историками причин не реализации Севрского договора. Основная причина – это вмешательство Советской России в армяно-турецкие отношения. Несомненно, Россия действовала в своих интересах, ей в первую очередь нужно было обезопасить себя от повторной интервенции со стороны стран Антанты. Советы были заинтересованы в мирном разрешении спора между Арменией и Турцией, для этого были предприняты соответствующие меры.

Главные причины невозможности реализации положений Северского договора, следующие: отсутствие реальных гарантий со стороны западных стран и механизмов реализации, а из цитаты Ллойда Джорджа становится понятно почему; слишком кабальные условия для Турции, что спровоцировало ее на яростное сопротивление;

Однако дашнакское руководство не понимало всех тонкостей данного вопроса и руководствовалось сугубо иллюзорными представлениями о международной ситуации. Как написал О.Каджазнуни: «Севрский договор ослепил нам всем глаза». Они хотели слишком много, при этом не учитывали свои возможности и силы. Не нужно было надеяться на благосклонность империалистических держав, не нужно было срывать переговоры в Москве. В этой ситуации бессмысленно кого-то винить. Дискурс сохраняется только по той причине, что фантом Севрского договора нужен армянским националистам для оправдания своих просчетов.

Редакция «Socialist Armenia»

Источники:

[1] Журнал «Айреник», Бостон, 1954, № 1

[2] Журнал «Айреник», Бостон, 1954, № 2

[4] Журнал «Айреник», Бостон, 1954, № 1

[5] Ованнес Каджазнуни, «АРФ Дашнакцутюн больше нечего делать» ст.38

[6]. Северский договор: в чьих интересах? // «Ноев ковчег».

В статье использованы материалы статей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *