картахенская декларация о беженцах 1984 г
Картахенская декларация о беженцах 1984 г
принятая на коллоквиуме по теме
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА БЕЖЕНЦЕВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ, МЕКСИКЕ И ПАНАМЕ: ЮРИДИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»,
проходившем в Картахене (Колумбия) с 19 по 22 ноября 1984 года
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Напоминая о выводах и рекомендациях, которые были приняты на проходившем в 1981 году в Мексике Коллоквиуме по вопросу об убежище и международной защите беженцев в Латинской Америке и стали важными вехами в анализе и рассмотрении данного вопроса;
признавая, что положение с беженцами в Центральной Америке в последние годы приобрело особую остроту и поэтому заслуживает особого внимания;
высоко оценивая активные усилия стран, принимающих центрально-американских беженцев, несмотря на огромные трудности, с которыми им пришлось столкнуться — особенно в условиях нынешнего экономического кризиса;
подчеркивая достойную восхищения гуманитарную и неполитическую задачу, которую призвано решать в центрально-американских странах, Мексике и Панаме УВКБ ООН согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года и Протокола 1967года, а также положениям резолюции 428(V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в соответствии с которыми мандат Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев применяется во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками указанных Конвенции и/или Протокола;
принимая во внимание также функцию, выполняемую Межамериканской комиссией по правам человека в плане защиты прав беженцев на континенте;
решительно поддерживая усилия Контадорской группы по изысканию эффективного и долговременного решения проблемы центрально-американских беженцев, представляющие собой значительный шаг в проведении переговоров о заключении эффективных соглашений в интересах мира в регионе;
выражая убежденность в том, что многие из правовых и гуманитарных проблем, касающихся беженцев и возникших в Центрально-американском регионе, Мексике и Панаме, можно решить только в условиях необходимой координации и согласования универсальных и региональных систем и национальных усилий.
С одобрением приняв к сведению обязательства перед беженцами, включенные в Контадорский акт о мире и сотрудничестве в Центральной Америке, основы которого участники Коллоквиума полностью разделяют и которые воспроизводятся ниже:
a) «применить конституционные процедуры, если они еще не сделали этого, с целью присоединения к Конвенции 1951 года и к Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев»;
b) «принять терминологию, принятую в Конвенции и Протоколе, упомянутых в предыдущем пункте, с целью разграничения беженцев и других категорий мигрантов»;
c) «создать внутренние механизмы, необходимые для осуществления вышеупомянутых Конвенции и Протокола после присоединения к ним»;
d) «обеспечить создание механизма для консультаций между центрально-американскими странами и представителями правительственных учреждений, ответственных за решение проблемы беженцев в каждом государстве»;
е) «поддержать работу, проводимую в Центральной Америке Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), и создать механизмы прямого сотрудничества для содействия выполнению его мандата»;
f) «обеспечить, чтобы любая репатриация беженцев была добровольной, объявлялась таковой в индивидуальном порядке и проводилась в сотрудничестве с УВКБ»;
g) «обеспечить образование трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства происхождения, принимающего государства и УВКБ, в целях содействия репатриации беженцев»;
h) «усилить программы защиты беженцев и оказания им помощи, особенно в сферах здравоохранения, образования, труда и безопасности»;
i) «обеспечить создание программ и проектов в интересах достижения беженцами самообеспечения»;
j) «осуществлять профессиональное обучение должностных лиц, ответственных за защиту беженцев и оказание им помощи в каждом государстве, в сотрудничестве с УВКБ и с другими международными учреждениями»;
k) «обратиться к международному сообществу с просьбой оказать срочную помощь центрально-американским беженцам — непосредственно, через двусторонние или многосторонние соглашения или через УВКБ и другие организации и учреждения»;
l) «в сотрудничестве с УВКБ определить другие страны, которые могли бы принять центрально-американских беженцев. Беженец ни в коем случае не может быть переправлен в третью страну против своей воли»;
m) «обеспечить, чтобы правительства стран региона приложили необходимые усилия с целью искоренения причины проблемы беженцев»;
n) «обеспечить, чтобы после достижения согласия по основам добровольной и индивидуальной репатриации, при наличии всесторонних гарантий для беженцев, принимающие страны позволяли официальным делегациям страны происхождения в сопровождении представителей УВКБ и принимающей страны посещать лагеря беженцев»;
o) «обеспечить, чтобы принимающие страны в координации с УВКБ содействовали проведению процедур, необходимых для выезда беженцев в случаях добровольной и индивидуальной репатриации»;
р) «осуществить в принимающих странах необходимые меры к недопущению участия беженцев в деятельности, направленной против страны происхождения, неизменно уважая при этом права человека применительно к беженцам».
Поэтому участники Картахенского коллоквиума
рекомендуют:
считать обязательства в отношении беженцев, включенные в Контадорский акт, нормами для 10 государств, участвующих в Коллоквиуме, и неукоснительно соблюдать их при определении форм поведения в отношении беженцев в Центрально-американском регионе;
уделять должное внимание выводам, сформулированным на Коллоквиуме (III), должное внимание при поиске решений острых проблем, созданных современными массовыми потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме;
опубликовать материалы, в которые войдут рабочий документ, предложения и доклады, а также выводы и рекомендации Коллоквиума и другие соответствующие документы, и просить правительство Колумбии, УВКБ и компетентные органы ОАГ предпринять необходимые шаги для максимально широкого распространения данных материалов;
объявить настоящий документ «Картахенской декларацией о беженцах»;
просить Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев официально препроводить текст настоящей декларации главам государств центрально-американских стран, Белиза и стран, образующих Контадорскую группу.
И, наконец, участники Коллоквиума выразили глубокую признательность властям Колумбии, и в частности президенту Республики г-ну Белисарио Бетанкуру, министру иностранных дел г-ну Аугусто Рамиресу Окампо и Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев г-ну Поулю Хартлингу, почтившим Коллоквиум своим присутствием, а также университету города Картахена-де-Индиас и Региональному центру по исследованию третьего мира за их инициативу и за проведение этого важного мероприятия. Участники Коллоквиума выразили особую признательность за поддержку и гостеприимство, оказанные властями департамента Боливар и города Картахены. Они также поблагодарили жителей Картахены, по праву называемой «героическим городом», за их теплый прием.
В заключение участники Коллоквиума выразили признательность народу и властям Колумбии, по традиции великодушно предоставляющим убежище и приют тем, кто в них нуждается
Картахенская декларация о беженцах 1984 г
Картахенская Декларация о беженцах.
Принята на коллоквиуме по теме «Международная защита беженцев в Центральной Америке,
Мексике и Панаме: Юридические и гуманитарные проблемы», проходившем в Картахене (Колумбия)
с 19 по 22 ноября 1984 года.
Выводы и рекомендации
Напоминая о выводах и рекомендациях, которые были приняты на проходившем в 1981 году в Мексике Коллоквиуме по вопросу об убежище и международной защите беженцев в Латинской Америке и стали важными вехами в анализе и рассмотрении данного вопроса;
признавая, что положение с беженцами в Центральной Америке в последние годы приобрело особую остроту и поэтому заслуживает особого внимания;
высоко оценивая активные усилия стран, принимающих центрально-американских беженцев, несмотря на огромные трудности, с которыми им пришлось столкнуться — особенно в условиях нынешнего экономического кризиса;
подчеркивая достойную восхищения гуманитарную и неполитическую задачу, которую призвано решать в центрально-американских странах, Мексике и Панаме УВКБ ООН согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года и Протокола 1967года, а также положениям резолюции 428(V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в соответствии с которыми мандат Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев применяется во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками указанных Конвенции и/или Протокола;
принимая во внимание также функцию, выполняемую Межамериканской комиссией по правам человека в плане защиты прав беженцев на континенте;
решительно поддерживая усилия Контадорской группы по изысканию эффективного и долговременного решения проблемы центрально-американских беженцев, представляющие собой значительный шаг в проведении переговоров о заключении эффективных соглашений в интересах мира в регионе;
выражая убежденность в том, что многие из правовых и гуманитарных проблем, касающихся беженцев и возникших в Центрально-американском регионе, Мексике и Панаме, можно решить только в условиях необходимой координации и согласования универсальных и региональных систем и национальных усилий.
С одобрением приняв к сведению обязательства перед беженцами, включенные в Контадорский акт о мире и сотрудничестве в Центральной Америке, основы которого участники Коллоквиума полностью разделяют и которые воспроизводятся ниже:
a) «применить конституционные процедуры, если они еще не сделали этого, с целью присоединения к Конвенции 1951 года и к Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев»;
b) «принять терминологию, принятую в Конвенции и Протоколе, упомянутых в предыдущем пункте, с целью разграничения беженцев и других категорий мигрантов»;
c) «создать внутренние механизмы, необходимые для осуществления вышеупомянутых Конвенции и Протокола после присоединения к ним»;
d) «обеспечить создание механизма для консультаций между центрально-американскими странами и представителями правительственных учреждений, ответственных за решение проблемы беженцев в каждом государстве»;
е) «поддержать работу, проводимую в Центральной Америке Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), и создать механизмы прямого сотрудничества для содействия выполнению его мандата»;
f) «обеспечить, чтобы любая репатриация беженцев была добровольной, объявлялась таковой в индивидуальном порядке и проводилась в сотрудничестве с УВКБ»;
g) «обеспечить образование трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства происхождения, принимающего государства и УВКБ, в целях содействия репатриации беженцев»;
h) «усилить программы защиты беженцев и оказания им помощи, особенно в сферах здравоохранения, образования, труда и безопасности»;
i) «обеспечить создание программ и проектов в интересах достижения беженцами самообеспечения»;
j) «осуществлять профессиональное обучение должностных лиц, ответственных за защиту беженцев и оказание им помощи в каждом государстве, в сотрудничестве с УВКБ и с другими международными учреждениями»;
k) «обратиться к международному сообществу с просьбой оказать срочную помощь центрально-американским беженцам — непосредственно, через двусторонние или многосторонние соглашения или через УВКБ и другие организации и учреждения»;
l) «в сотрудничестве с УВКБ определить другие страны, которые могли бы принять центрально-американских беженцев. Беженец ни в коем случае не может быть переправлен в третью страну против своей воли»;
m) «обеспечить, чтобы правительства стран региона приложили необходимые усилия с целью искоренения причины проблемы беженцев»;
n) «обеспечить, чтобы после достижения согласия по основам добровольной и индивидуальной репатриации, при наличии всесторонних гарантий для беженцев, принимающие страны позволяли официальным делегациям страны происхождения в сопровождении представителей УВКБ и принимающей страны посещать лагеря беженцев»;
o) «обеспечить, чтобы принимающие страны в координации с УВКБ содействовали проведению процедур, необходимых для выезда беженцев в случаях добровольной и индивидуальной репатриации»;
р) «осуществить в принимающих странах необходимые меры к недопущению участия беженцев в деятельности, направленной против страны происхождения, неизменно уважая при этом права человека применительно к беженцам».
Участники Коллоквиума сделали следующие выводы:
1. Содействовать в странах региона принятию национальных законов и подзаконных актов, которые будут способствовать применению Конвенции и Протокола, а при необходимости — установят внутренние процедуры и механизмы для защиты беженцев. Кроме того, обеспечить, чтобы принятые национальные законы и подзаконные акты отражали принципы и критерии Конвенции и Протокола, тем самым содействуя необходимому процессу систематического согласования национального законодательства о беженцах.
2. Обеспечить, чтобы ратификация Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года и присоединение к ним тех государств, которые еще не предприняли этих шагов, не сопровождались оговорками, ограничивающими сферу действия этих документов, и предложить странам, сделавшим такие оговорки, рассмотреть вопрос об их скорейшем снятии.
4. Подтвердить мирный, неполитический и исключительно гуманитарный характер предоставления убежища или признания статуса беженца и подчеркнуть важность международно признанного принципа, согласно которому ничто в этих двух актах не должно быть истолковано как недружественный акт по отношению к стране происхождения беженцев.
5. Вновь подтвердить важность и значение принципа non-refoulement (включая запрещение отказа в пропуске через границу) как краеугольного камня в международной защите беженцев. Этот принцип является императивным в отношении беженцев и при нынешнем состоянии международного права должен быть признан и соблюдаться в качестве нормы jus cogens.
6. Вновь указать странам, предоставляющим убежище, на то, что лагеря и поселения беженцев, находящиеся в приграничных районах, должны создаваться в глубине территории, на разумном расстоянии от границы в целях улучшения защиты, предоставляемой беженцам, защиты их прав человека и осуществления проектов, имеющих целью достижения ими самообеспеченности и их интеграции в принимающее общество.
7. Выразить озабоченность по поводу проблемы военных нападений на лагеря и поселения беженцев, которые наводятся в различных районах мира, и предложить правительствам центрально-американских стран, Мексики и Панамы поддержать меры в данной области, предложенные Верховным комиссаром Исполнительному комитету УВКБ.
8. Обеспечить, чтобы страны региона ввели минимальный стандарт обращения с беженцами на основе положений Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года и Американской конвенции о правах человека, учитывая заключения Исполнительного комитета УВКБ, в частности Заключение № 22 «Защита лиц, ищущих убежища, в ситуациях их массового притока».
9. Выразить озабоченность положением лиц, перемещенных в собственных странах. В этой связи участники Коллоквиума призывают национальные власти и компетентные международные организации предложить этим лицам защиту и помощь и помочь облегчить страдания, выпавшие на долю многих из них.
10. Призвать государства — участников Американской конвенции 1969 г. о правах человека применять этот документ при работе с лицами, получившими убежище (asilados), и беженцами, находящимися на их территории.
11. Исследовать в странах региона, где находится большое число беженцев, возможности интеграции их в производительную жизнь страны путем выделения для создания рабочих мест и расширения занятости ресурсов, предоставляемых международным сообществом через УВКБ, что позволит беженцам осуществлять свои экономические, социальные и культурные права.
12. Вновь подтвердить добровольный и индивидуальный характер репатриации беженцев и необходимость ее проведения в условиях абсолютной безопасности, предпочтительно по месту проживания беженцев в стране его происхождения.
13. Признать, что воссоединение семей — один из основных принципов обращения с беженцами, который должен составлять основу режима гуманного обращения в стране убежища, а также основу устройства беженцев в случае добровольной репатриации.
14. Настоятельно призвать неправительственные, международные и национальные организации и впредь выполнять их достойную задачу, координируя свою деятельность с УВКБ и национальными властями страны происхождения согласно руководящим принципам, определенным этими органами.
15. Содействовать более широкому использованию компетентных организаций Межамериканской системы, в частности Межамериканской комиссии по правам человека, в целях усиления международной защиты лиц, получивших убежище, и беженцев. Соответственно участники Коллоквиума считают, что следует укреплять тесную координацию и сотрудничество, существующие между Комиссией и УВКБ.
16. Признать важность Программы сотрудничества ОАГ-УВКБ и проведенные к настоящему времени мероприятия и предложить, чтобы на следующем этапе внимание было сосредоточено на проблеме, созданной массовыми потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме.
17. Обеспечить, чтобы в странах Центральной Америки и Контадорской группы на всех возможных уровнях распространялась информация о международных нормах и национальном законодательстве, касающихся защиты беженцев, и о правах человека вообще. Вчастности, участники Коллоквиума придают особое значение тому, чтобы такая информация распространялась в рамках ценного сотрудничества с соответствующими университетами и высшими учебными заведениями.
Поэтому участники Картахенского коллоквиума
считать обязательства в отношении беженцев, включенные в Контадорский акт, нормами для 10 государств, участвующих в Коллоквиуме, и неукоснительно соблюдать их при определении форм поведения в отношении беженцев в Центрально-американском регионе;
уделять должное внимание выводам, сформулированным на Коллоквиуме (III), должное внимание при поиске решений острых проблем, созданных современными массовыми потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме;
опубликовать материалы, в которые войдут рабочий документ, предложения и доклады, а также выводы и рекомендации Коллоквиума и другие соответствующие документы, и просить правительство Колумбии, УВКБ и компетентные органы ОАГ предпринять необходимые шаги для максимально широкого распространения данных материалов;
объявить настоящий документ «Картахенской декларацией о беженцах»;
просить Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев официально препроводить текст настоящей декларации главам государств центрально-американских стран, Белиза и стран, образующих Контадорскую группу.
И, наконец, участники Коллоквиума выразили глубокую признательность властям Колумбии, и в частности президенту Республики г-ну Белисарио Бетанкуру, министру иностранных дел г-ну Аугусто Рамиресу Окампо и Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев г-ну Поулю Хартлингу, почтившим Коллоквиум своим присутствием, а также университету города Картахена-де-Индиас и Региональному центру по исследованию третьего мира за их инициативу и за проведение этого важного мероприятия. Участники Коллоквиума выразили особую признательность за поддержку и гостеприимство, оказанные властями департамента Боливар и города Картахены. Они также поблагодарили жителей Картахены, по праву называемой «героическим городом», за их теплый прием.
В заключение участники Коллоквиума выразили признательность народу и властям Колумбии, по традиции великодушно предоставляющим убежище и приют тем, кто в них нуждается.
СОДЕРЖАНИЕ
Влияние
Расширенное определение беженца
Улучшение сотрудничества между странами
Картахенская декларация стала началом продолжающегося форума между странами Латинской Америки. С 1984 года страны, подписавшие декларацию, встречаются снова каждые 10 лет, и они даже расширили ее охват, включив страны Карибского бассейна. Были сделаны три последующие декларации: Декларация Сан-Хосе 1994 года, Мексиканская декларация 2004 года и Бразильская декларация 2014 года (с участием 28 стран и трех территорий Латинской Америки и Карибского бассейна). Такого форума нет ни на одном другом континенте или в регионе.
Первое применение Картахенской декларации
24 июля 2019 года Бразилия применила критерии расширенного определения беженца, изложенные в Картахенской декларации о беженцах, чтобы принять петиции по делам беженцев от 174 венесуэльцев. УВКБ похвалил Бразилию за этот значительный прогресс в области защиты венесуэльцев вынуждено покинуть свою страну.
Это решение стало возможным благодаря признанию Национального комитета по делам беженцев ( CONARE ). 14 июня Комитет признал объективную ситуацию серьезного и широко распространенного нарушения прав человека в Венесуэле. Решение позволяет начать обработку более 100 000 ходатайств о предоставлении убежища в Бразилии.
По состоянию на 6 декабря 2019 года, решение Национального комитета Бразилии по делам беженцев (CONARE) в четверг о приеме просителей убежища на основе prima facie принесло немедленную помощь примерно 21000 венесуэльцев, ожидающих обработки заявлений.
Правительство Бразилии продолжает выполнять условия Картахенской декларации, в частности, новаторскими усилиями по интеграции беженцев, такими как Председатель Комиссии Серджио Виера де Мелло « Катедра Сержиу Вьера де Мелло » (CSVM), предоставляя открытые и щедрые способы для поддерживать социально-экономическую интеграцию беженцев в рамках раздела III.6 Картахенской декларации.
Картахенская декларация о беженцах
Расширенное определение беженца
Улучшение сотрудничества между странами
Картахенская декларация стала началом продолжающегося форума между странами Латинской Америки. С 1984 года страны, подписавшие декларацию, встречаются каждые 10 лет, и они даже расширили ее охват, включив страны Карибского бассейна. Были сделаны три последующие декларации: Декларация Сан-Хосе 1994 года, Мексиканская декларация 2004 года и Бразильская декларация 2014 года (с участием 28 стран и трех территорий Латинской Америки и Карибского бассейна). Такого форума нет ни на одном другом континенте или в регионе. [3]
Первое применение Картахенской декларации
24 июля 2019 года Бразилия применила критерии расширенного определения беженца, изложенные в Картахенской декларации о беженцах, чтобы принять петиции по делам беженцев от 174 венесуэльцев. УВКБ похвалил Бразилию за этот значительный прогресс в области защиты венесуэльцев вынуждено покинуть свою страну. [4]
Это решение стало возможным благодаря признанию Национального комитета по делам беженцев ( CONARE ). 14 июня Комитет признал объективную ситуацию серьезного и широко распространенного нарушения прав человека в Венесуэле. Решение позволяет начать обработку более 100 000 ходатайств о предоставлении убежища в Бразилии. [5]
По состоянию на 6 декабря 2019 года решение Национального комитета Бразилии по делам беженцев (CONARE) в четверг о приеме просителей убежища на основе prima facie принесло немедленную помощь примерно 21000 венесуэльцев, ожидающих обработки заявлений. [6]
Правительство Бразилии продолжает соблюдать условия Картахенской декларации, в частности, новаторскими усилиями по интеграции беженцев, такими как Председатель комиссии Сержио Виера де Мелло « Катедра Сержиу Вьера де Мелло » (CSVM), обеспечивая открытые и щедрые способы поддерживать социально-экономическую интеграцию беженцев в рамках раздела III.6 Картахенской декларации. [7]
Картахенская декларация о беженцах 1984 г
Картахенская Декларация о беженцах.
Принята на коллоквиуме по теме «Международная защита беженцев в Центральной Америке,
Мексике и Панаме: Юридические и гуманитарные проблемы», проходившем в Картахене (Колумбия)
с 19 по 22 ноября 1984 года.
Выводы и рекомендации
Напоминая о выводах и рекомендациях, которые были приняты на проходившем в 1981 году в Мексике Коллоквиуме по вопросу об убежище и международной защите беженцев в Латинской Америке и стали важными вехами в анализе и рассмотрении данного вопроса;
признавая, что положение с беженцами в Центральной Америке в последние годы приобрело особую остроту и поэтому заслуживает особого внимания;
высоко оценивая активные усилия стран, принимающих центрально-американских беженцев, несмотря на огромные трудности, с которыми им пришлось столкнуться — особенно в условиях нынешнего экономического кризиса;
подчеркивая достойную восхищения гуманитарную и неполитическую задачу, которую призвано решать в центрально-американских странах, Мексике и Панаме УВКБ ООН согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года и Протокола 1967года, а также положениям резолюции 428(V) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, в соответствии с которыми мандат Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев применяется во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками указанных Конвенции и/или Протокола;
принимая во внимание также функцию, выполняемую Межамериканской комиссией по правам человека в плане защиты прав беженцев на континенте;
решительно поддерживая усилия Контадорской группы по изысканию эффективного и долговременного решения проблемы центрально-американских беженцев, представляющие собой значительный шаг в проведении переговоров о заключении эффективных соглашений в интересах мира в регионе;
выражая убежденность в том, что многие из правовых и гуманитарных проблем, касающихся беженцев и возникших в Центрально-американском регионе, Мексике и Панаме, можно решить только в условиях необходимой координации и согласования универсальных и региональных систем и национальных усилий.
С одобрением приняв к сведению обязательства перед беженцами, включенные в Контадорский акт о мире и сотрудничестве в Центральной Америке, основы которого участники Коллоквиума полностью разделяют и которые воспроизводятся ниже:
a) «применить конституционные процедуры, если они еще не сделали этого, с целью присоединения к Конвенции 1951 года и к Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев»;
b) «принять терминологию, принятую в Конвенции и Протоколе, упомянутых в предыдущем пункте, с целью разграничения беженцев и других категорий мигрантов»;
c) «создать внутренние механизмы, необходимые для осуществления вышеупомянутых Конвенции и Протокола после присоединения к ним»;
d) «обеспечить создание механизма для консультаций между центрально-американскими странами и представителями правительственных учреждений, ответственных за решение проблемы беженцев в каждом государстве»;
е) «поддержать работу, проводимую в Центральной Америке Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), и создать механизмы прямого сотрудничества для содействия выполнению его мандата»;
f) «обеспечить, чтобы любая репатриация беженцев была добровольной, объявлялась таковой в индивидуальном порядке и проводилась в сотрудничестве с УВКБ»;
g) «обеспечить образование трехсторонних комиссий, состоящих из представителей государства происхождения, принимающего государства и УВКБ, в целях содействия репатриации беженцев»;
h) «усилить программы защиты беженцев и оказания им помощи, особенно в сферах здравоохранения, образования, труда и безопасности»;
i) «обеспечить создание программ и проектов в интересах достижения беженцами самообеспечения»;
j) «осуществлять профессиональное обучение должностных лиц, ответственных за защиту беженцев и оказание им помощи в каждом государстве, в сотрудничестве с УВКБ и с другими международными учреждениями»;
k) «обратиться к международному сообществу с просьбой оказать срочную помощь центрально-американским беженцам — непосредственно, через двусторонние или многосторонние соглашения или через УВКБ и другие организации и учреждения»;
l) «в сотрудничестве с УВКБ определить другие страны, которые могли бы принять центрально-американских беженцев. Беженец ни в коем случае не может быть переправлен в третью страну против своей воли»;
m) «обеспечить, чтобы правительства стран региона приложили необходимые усилия с целью искоренения причины проблемы беженцев»;
n) «обеспечить, чтобы после достижения согласия по основам добровольной и индивидуальной репатриации, при наличии всесторонних гарантий для беженцев, принимающие страны позволяли официальным делегациям страны происхождения в сопровождении представителей УВКБ и принимающей страны посещать лагеря беженцев»;
o) «обеспечить, чтобы принимающие страны в координации с УВКБ содействовали проведению процедур, необходимых для выезда беженцев в случаях добровольной и индивидуальной репатриации»;
р) «осуществить в принимающих странах необходимые меры к недопущению участия беженцев в деятельности, направленной против страны происхождения, неизменно уважая при этом права человека применительно к беженцам».
Участники Коллоквиума сделали следующие выводы:
1. Содействовать в странах региона принятию национальных законов и подзаконных актов, которые будут способствовать применению Конвенции и Протокола, а при необходимости — установят внутренние процедуры и механизмы для защиты беженцев. Кроме того, обеспечить, чтобы принятые национальные законы и подзаконные акты отражали принципы и критерии Конвенции и Протокола, тем самым содействуя необходимому процессу систематического согласования национального законодательства о беженцах.
2. Обеспечить, чтобы ратификация Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года и присоединение к ним тех государств, которые еще не предприняли этих шагов, не сопровождались оговорками, ограничивающими сферу действия этих документов, и предложить странам, сделавшим такие оговорки, рассмотреть вопрос об их скорейшем снятии.
4. Подтвердить мирный, неполитический и исключительно гуманитарный характер предоставления убежища или признания статуса беженца и подчеркнуть важность международно признанного принципа, согласно которому ничто в этих двух актах не должно быть истолковано как недружественный акт по отношению к стране происхождения беженцев.
5. Вновь подтвердить важность и значение принципа non-refoulement (включая запрещение отказа в пропуске через границу) как краеугольного камня в международной защите беженцев. Этот принцип является императивным в отношении беженцев и при нынешнем состоянии международного права должен быть признан и соблюдаться в качестве нормы jus cogens.
6. Вновь указать странам, предоставляющим убежище, на то, что лагеря и поселения беженцев, находящиеся в приграничных районах, должны создаваться в глубине территории, на разумном расстоянии от границы в целях улучшения защиты, предоставляемой беженцам, защиты их прав человека и осуществления проектов, имеющих целью достижения ими самообеспеченности и их интеграции в принимающее общество.
7. Выразить озабоченность по поводу проблемы военных нападений на лагеря и поселения беженцев, которые наводятся в различных районах мира, и предложить правительствам центрально-американских стран, Мексики и Панамы поддержать меры в данной области, предложенные Верховным комиссаром Исполнительному комитету УВКБ.
8. Обеспечить, чтобы страны региона ввели минимальный стандарт обращения с беженцами на основе положений Конвенции 1951 года и Протокола 1967 года и Американской конвенции о правах человека, учитывая заключения Исполнительного комитета УВКБ, в частности Заключение № 22 «Защита лиц, ищущих убежища, в ситуациях их массового притока».
9. Выразить озабоченность положением лиц, перемещенных в собственных странах. В этой связи участники Коллоквиума призывают национальные власти и компетентные международные организации предложить этим лицам защиту и помощь и помочь облегчить страдания, выпавшие на долю многих из них.
10. Призвать государства — участников Американской конвенции 1969 г. о правах человека применять этот документ при работе с лицами, получившими убежище (asilados), и беженцами, находящимися на их территории.
11. Исследовать в странах региона, где находится большое число беженцев, возможности интеграции их в производительную жизнь страны путем выделения для создания рабочих мест и расширения занятости ресурсов, предоставляемых международным сообществом через УВКБ, что позволит беженцам осуществлять свои экономические, социальные и культурные права.
12. Вновь подтвердить добровольный и индивидуальный характер репатриации беженцев и необходимость ее проведения в условиях абсолютной безопасности, предпочтительно по месту проживания беженцев в стране его происхождения.
13. Признать, что воссоединение семей — один из основных принципов обращения с беженцами, который должен составлять основу режима гуманного обращения в стране убежища, а также основу устройства беженцев в случае добровольной репатриации.
14. Настоятельно призвать неправительственные, международные и национальные организации и впредь выполнять их достойную задачу, координируя свою деятельность с УВКБ и национальными властями страны происхождения согласно руководящим принципам, определенным этими органами.
15. Содействовать более широкому использованию компетентных организаций Межамериканской системы, в частности Межамериканской комиссии по правам человека, в целях усиления международной защиты лиц, получивших убежище, и беженцев. Соответственно участники Коллоквиума считают, что следует укреплять тесную координацию и сотрудничество, существующие между Комиссией и УВКБ.
16. Признать важность Программы сотрудничества ОАГ-УВКБ и проведенные к настоящему времени мероприятия и предложить, чтобы на следующем этапе внимание было сосредоточено на проблеме, созданной массовыми потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме.
17. Обеспечить, чтобы в странах Центральной Америки и Контадорской группы на всех возможных уровнях распространялась информация о международных нормах и национальном законодательстве, касающихся защиты беженцев, и о правах человека вообще. Вчастности, участники Коллоквиума придают особое значение тому, чтобы такая информация распространялась в рамках ценного сотрудничества с соответствующими университетами и высшими учебными заведениями.
Поэтому участники Картахенского коллоквиума
считать обязательства в отношении беженцев, включенные в Контадорский акт, нормами для 10 государств, участвующих в Коллоквиуме, и неукоснительно соблюдать их при определении форм поведения в отношении беженцев в Центрально-американском регионе;
уделять должное внимание выводам, сформулированным на Коллоквиуме (III), должное внимание при поиске решений острых проблем, созданных современными массовыми потоками беженцев в Центральной Америке, Мексике и Панаме;
опубликовать материалы, в которые войдут рабочий документ, предложения и доклады, а также выводы и рекомендации Коллоквиума и другие соответствующие документы, и просить правительство Колумбии, УВКБ и компетентные органы ОАГ предпринять необходимые шаги для максимально широкого распространения данных материалов;
объявить настоящий документ «Картахенской декларацией о беженцах»;
просить Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев официально препроводить текст настоящей декларации главам государств центрально-американских стран, Белиза и стран, образующих Контадорскую группу.
И, наконец, участники Коллоквиума выразили глубокую признательность властям Колумбии, и в частности президенту Республики г-ну Белисарио Бетанкуру, министру иностранных дел г-ну Аугусто Рамиресу Окампо и Верховному комиссару Организации Объединенных Наций по делам беженцев г-ну Поулю Хартлингу, почтившим Коллоквиум своим присутствием, а также университету города Картахена-де-Индиас и Региональному центру по исследованию третьего мира за их инициативу и за проведение этого важного мероприятия. Участники Коллоквиума выразили особую признательность за поддержку и гостеприимство, оказанные властями департамента Боливар и города Картахены. Они также поблагодарили жителей Картахены, по праву называемой «героическим городом», за их теплый прием.
В заключение участники Коллоквиума выразили признательность народу и властям Колумбии, по традиции великодушно предоставляющим убежище и приют тем, кто в них нуждается.