категории содержания и формы в философии
Категории форма и содержание.
Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – это совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи. Различие формы и содержания относительно. Материальный мир – это предметный мир, поэтому наиболее четкое различение формы и содержания осуществлено по отношению к вещам. Так, производственные отношения могут рассматриваться как элементы содержания, а политические отношения – как их организация или форма.
Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы включает следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание. Определяемая содержанием, форма находится в соответствии с ним. При этом содержание может быть выражено в некотором многообразии форм. Многообразие форм всегда связано с многообразием содержания, постоянным в этом многообразии является не содержание, а наиболее общая сущность вещи.
Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность.
В процессе развития содержание и форма находятся в сложном взаимодействии, в котором содержание играет определяющую роль. При этом форма никогда полностью не соответствует содержанию, она всегда в той или иной мере отстает от него, является более консервативной, чем содержание. Противоречие между формой и содержанием периодически разрешается путем приведения формы в большее соответствие содержанию, однако никогда не может быть преодолено полностью. В конечном счете, противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития, заложенных в наличном содержании и форме, приходит к резкому обострению, конфликту, который разрешается посредством скачка – сбрасывания старой формы и переделки содержания.
Содержание – это элементы, из которых состоит вещь, форма – совокупность связей между ними, или, иначе, организация или структура вещи.
Примером может служить рынок и продавцы и покупатели, работающие на нем. Формой в этом примере будет рынок, как совокупность экономических связей. Содержание – это продавцы и покупатели, которые являются неотъемлемыми элементами рынка. Рынок – это связующее звено для его элементов. Как видно из примера форма, т.е. рынок, обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источником этой относительной самостоятельности является то, что связь между продавцом и покупателем зависит также от совокупной природы других элементов рынка, благодаря чему рынок приобретает некоторую независимость и активность.
Категории единичное, особенное, общее.
С позиции материалистической диалектики общее, особенное и единичное существуют одинаково реально, однако каждое из них обладает своим, специфическим способом существования. Реальный мир – это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью. Общее существует не рядом с единичным, а лишь в единичном, через единичное.
Единичное имеет сложную структуру: оно включает в себя собственно единичное, или индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных.
Категории общего, особенного и единичного – важнейшие опорные смысловые узлы человеческого познания и практической деятельности.
Категории «содержание и форма».
Содержание и форма, философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть внутренняя организация содержания. Отношение С. и ф. характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.
Категории С. и ф. появляются в древнегреческой философии: первую развитую концепцию формы создала древнегреческая атомистика, в которой форма выражала одну из важнейших определённостей атомов и означала пространственно организованную структуру тела. В истории философии в качестве категории содержания выступало понятие «материя», означающее вещественное первоначало — сохраняющийся субстрат (основу) всех изменений. У Платона понятие формы обозначало реальную определённость тела как некоей целостности, обладающей самостоятельным, независимым от мира природных вещей существованием. С идеалистических позиций решая проблему отношения мира форм (идей) к миру материальных вещей, Платон исходил из того, что чувств, вещи возникают из взаимодействия формы и «материи», причём форме принадлежит определяющая, активная роль.
Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу.
И. Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиционную проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Г. Гегель вводит категорию «содержание», которая включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектических противоположностей, т. е. их взаимопревращение.
К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различение содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по себе субстрат, а его внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.
Диалектико-материалистическое понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры; необходимо, по мысли Маркса, «. генетически вывести различные формы. » и понять «. действительный процесс формообразования в его различных фазах»
.Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «. может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые. «
Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектическом материализме на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в том числе её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.
Содержание и форма в философии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Содержание и форма являются категориями, которые характеризуют не саму действительность или явления, а лишь сущность действительности.
Содержание – это содержимое, что в буквальном смысле располагается в определенной вещи. Форма – это наружный вид предмета, его внешнее очертание.
Связь формы и содержания
Содержание и форма схожи с моментами, так как стороны сущности неразрывно связаны. Содержание всегда оформлено, в то время как форма является содержательное. Далее, содержание – это явления, которые стали моментами сущности, а форма – определенные законы, которые стали все теми же моментами сущности. Содержание – это явление, которое опосредованно законом, а форма – это закон, который опосредован явлением.
Содержание и форма, как опосредующие друг друга явление и закон, внешне и внутренне. То, что подразумевается под формой, является определенным единством внешней и внутренней форм. Тоже самое и с содержанием, которое является не просто содержанием, а единством внешнего и внутреннего содержаний.
Если рассматривать поведения человека и все его деяния, то мы увидим, насколько сложны и тонки сущностные параметры человеческих поступков, насколько дифференцированы и взаимосвязаны их внешняя и внутренняя форма и содержание. Когда рассматривают, например, внешнюю и внутреннюю культуру человека, то подразумевают сложное гармоническое или дисгармоническое взаимодействие внешней и внутренней формы, внешнего и внутреннего содержания человека как субъекта культуры.
Основой крепкой связи формы и содержания служит положение касательно определяющей роли содержания. Именно оно является основной и главенствующей стороной единства содержания и формы. Развитие и изменение процесса или предмета будет затрагивать изменение и содержание, вследствие чего происходит и изменение формы. Такое же изменение формы может нести в себе изменение содержания.
Готовые работы на аналогичную тему
Именно такая взаимная пропорция связи будет основной в сопоставлении развития и трансформации формы и содержания.
Объективная основа
Как известно, в живой природе содержание и форма – это единство органа и функции – целостный процесс или предмет. Когда же мы характеризуем тепло в статике (не движении), в его пространственных взаимосвязях, понятие «формы» будет выражаться понятием «строение», «структура». Ближайшим к данным категориям будет понятие «организация», что подразумевает метод взаимосвязи элементов содержания в его развитии и движении).
В социальных процессах мы также имеем дело с целостностью содержания и формы. Здесь всеобщий характер данных категорий будет проявляться в том, что они оба являются неотъемлемыми формами мышления во всех областях научного знания.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что в норму содержание будет приходить, как его объективная основа, в то время как форма будет выражать содержание в качестве его организации. Не существует бесформенное содержание, как и не существует бесформенной вещи. Форма не может существовать сама по себе. Тем не менее, множество восточных традиций подразумевают возможность существования содержания без формы. Так, например, мудрецы дзен говорят о пустоте – шуньяте. Она совершенно не имеет формы, в то время как полностью наполнена содержанием. Данная пустота являет собою «нечто», когда в постмодерне пустота являет собою «ничто».
Первичность содержания перед формой
Положение о первичности содержания относительно формы имеет большое значение для науки и практической деятельности Однако форма не является чем-то равнодушным, пассивным относительно содержания стоит напомнить о роли производственных отношений в развитии общества, общественного сознания относительно базиса, совершенствования организационных форм общественной деятельности.
Гармония формы и содержания проявляется везде и во всем их невозможно разрывать, поскольку это приводит преувеличение роли формы Когда форма становится самоцелью это приводит к формализму и абстракционизма, которые и представляют собой опасность, особенно в искусстве. Научная философия показывает, что формы существования и развития объективного мира крайне разнообразны Часто один и тот же смысл общественной жизни проявляется в различных формах Поэтому следует вести борьбу с фетишизацией устаревших форм, проявлять гибкость, вводить новые формы, которых требует жизнь, умело сочетать новые формы с теми, которые еще не исчерпали себе.
Итак, содержание и форма являются неотъемлемыми сторонами вещей, процессов, явлений объективного мира При этом содержание играет определяющую, ведущую роль относительно формы Самой же форме присуща определенная самостоятельность и она влияет на развитие содержания Любой содержание может проявляться в различных формах.
Философский энциклопедический словарь (1983)
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
Наиболее развитую античную концепцию С. и ф. построил Аристотель, который утверждал, что форма есть определённость самих материальных вещей, а телесная вещь есть единство формы и «материи», оформленная «материя». Однако, говоря о мире в целом, он допускал существование неоформленной «материи» и нематериальной формы, обладающей независимым от «материи» существованием и восходящей к «форме форм», т. е. к богу.
В новое время первый шаг к преодолению идеализма в понимании «материи» и формы сделал Бруно; его идеи развивали Ф. Бэкон, Декарт, Бойль, Гоббс. Если Декарт и его последователи свели всё богатство природных тел к протяжённости и её свойствам, то Бэкон, исходя из многокачественности «материи», выдвигал идею о её примате над формой и об их единстве.
Кант выдвинул тезис, согласно которому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиц. проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект-вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Гегель вводит категорию «содержание», которая включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектич. противоположностей, т. е. их взаимопревращение.
К. Маркс и Ф. Энгельс углубили введённое Гегелем различие содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием, согласно классикам марксизма, является не сам по себе субстрат, а его внутр. состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.
Диалектико-материалистич. понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, «. генетически вывести различные формы. » и понять «. действительный процесс формообразования в его различных фазах» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом обвективной субординации С. и ф.
Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., т. 1, с. 158-59, 280- 368; т. 2, с. 143; Лекторский В. А., Проблема субъекта и объекта в классич. и совр. бурж. философии, М., 1965; его же, Субъект, объект, познание, М., 1980; Mамаpдашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектич. логики, А.-А., 1968; Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. по.чнании, М., )1977; Основы марксистско-ленинской философии, М., 19805; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980.
Категория содержания и формы, их соотношение
Содержание и форма. Под содержанием в философии понимается всё, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты-элементы, но и отношения, связи, процессы, все части системы.
Содержание и форма выражают разные, но неразрывно связанные стороны одного и того же предмета. Всякому содержанию присуща определённая, вызванная данным содержанием форма, всякая форма содержательна. Содержание и форма выступают в единстве, но в этом единстве они неравноправны. Содержание играет определённую роль по отношению к форме. Поскольку форма есть только способ, закон соединения элементов содержания, то ясно, что этот способ соединения находится в прямой и подчинённой зависимости от того, что соединяется. Например, сначала происходят изменения в функциях организма, в типе обмена веществ, затем происходят изменения в его морфологической структуре, в строении, форме.
Категории содержания и формы имеют большое значение для осмысления диалектики процессов развития. Форма, соответствующая содержанию, способствует, ускоряет развитие содержания. При этом неизбежно наступает период, когда старая форма перестаёт соответствовать изменившемуся содержанию и начинает тормозить его дальнейшее развитие. Возникает конфликт между формой и содержанием, который разрушается путём ломки устаревшей формы и появления формы, соответствующей новому содержанию. Новая форма оказывает активное воздействие на содержание, способствует его развитию. Таким образом, форма обладает относительной самостоятельностью и способна оказывать обратное влияние на содержание.
Классификация сторон в предметах на содержание и форму не абсолютна: то, что в одном отношении является содержанием, в другом выступает как форма, и наоборот. Так, производственные отношения, являясь формой способа производства, одновременно составляют базис общественно-экономической формации, являются содержанием надстройки.
Диалектика содержания и формы отчётливо проявляется в развитии науки. Например, содержание физических представлений оформляется математически, доводится до количественных формул. Коренные сдвиги в физике, в содержании физических теорий входят в противоречие с используемым этой наукой математическим аппаратом. И требуют новых математических средств. Если эти средства математика уже успела ранее “заготовить”, они находят своё применение, если же нет, то математика получает толчок для своего развития и в ней возникают новые направления.
Правильное понимание взаимосвязи содержания и формы имеет большое значение в управлении процессами общественной жизни. Общество вообще не существует без управления, а в современных условиях ему принадлежит колоссальная роль. Поэтому в политике и экономике страны особенно актуальной является задача постоянного совершенствования форм организации, приведение форм управления хозяйством в соответствие с изменяющимся уровнем производства, с требованиями научно-технического и социального прогресса.