Категории самоходных машин и удостоверения, необходимые для управления ими
Как преподавателю учебного центра мне приходится регулярно сталкиваться с фактами, когда учащиеся, да что там учащиеся – руководители предприятий, направляющие специалистов на обучение вождению той или иной техники, не представляют себе, какие удостоверения им для этого требуются. Между тем этот вопрос обеспечения безопасности труда на предприятии крайне важен как для рабочих, так и для самих руководителей. Ведь в случае каких-либо инцидентов на складе проводится расследование, и управление самоходной машиной одной категории водителем, имеющим удостоверение тракториста-машиниста другой, квалифицируется как управление без прав.
К ответственности, а в зависимости от последствий она может быть вплоть до уголовной, в таких случаях привлекаются как непосредственные исполнители, так и руководители (должностные лица), допустившие управление техникой не имеющим на это права персоналом. Между тем разобраться в категориях самоходных машин и удостоверениях, необходимых для управления ими, достаточно просто. Нам поможет в этом Постановление № 796 от 12.07.1999 г. Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», где типы машин и необходимые удостоверения разложены по полочкам.
Итак, документ, разрешающий управление самоходной машиной и выдаваемый на руки водителю, называется удостоверением тракториста-машиниста. В нем присутствуют записи о следующих категориях техники.
Категория A – автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее. В нее входят:
• I – внедорожные мототранспортные средства (под эту категорию попадают квадроциклы и снегоходы);
• II – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тыс. кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (в нее входят так называемые болотоходы – четырехколесные машинки с двумя местами типа side-by-side и, как правило, с кузовом);
• III – внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тыс. кг (за исключением относящихся к категории A IV). Примером машин этой категории может послужить карьерный самосвал или вездеход типа «Урал – Полярник»;
• IV – внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие помимо сиденья водителя более восьми сидячих мест (в частности, перронный автобус, который применяется в аэропортах).
Категория B – гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт, неважно какого типа – хоть дизельным, хоть бензиновым или электрическим. Под нее попадают как мини-тракторы и мини-экскаваторы, так и большинство электропогрузчиков. Наиболее распространенные особые отметки – «машинист экскаватора», «тракторист», «водитель электропогрузчика».
Категория C – колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт. Это пожалуй, самая популярная категория: к ней относятся как большинство вилочных дизельных погрузчиков, так и фронтальные ковшовые погрузчики, начиная от их мини-варианта – «бобкэта» – до некоторых моделей «Амкодор». Наиболее распространенные особые отметки – «водитель погрузчика», «машинист экскаватора», «тракторист». Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория D – колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт. Мощные фронтальные погрузчики таких марок, как Dresta, Volvo, Caterpillar и др., предназначенные для перегрузки крупнотоннажных морских контейнеров, – вот представители этой категории. Особые отметки могут быть такими же, как и в категории С.
Категория E – гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт. Наиболее распространены такие особые отметки, как «машинист экскаватора» и «тракторист».
Категория F – самоходные сельскохозяйственные машины.
Пункты постановления определяют, какие записи и отметки допускается делать в удостоверении:
5. В целях обеспечения контроля за соответствием выполняемых работ присвоенной квалификации в графе для особых отметок удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) делается ограничительная или разрешительная запись о наличии квалификации (квалификациях).
6. При наличии в удостоверении тракториста-машиниста (тракториста) разрешающей отметки (отметок) в графах «B», «C», «D» и «E» не требуется внесения дополнительных записей для выполнения работ, соответствующих квалификации тракториста.
Что же такое особые отметки? Дело в том, что все трактористы-машинисты, как и любые рабочие, обучаются в учебных заведениях по определенным программам. Есть программы обучения на трактористов, есть – на машинистов экскаватора, есть – на водителей погрузчика. Существуют и другие, но эти – самые распространенные. Считается, что во время обучения учащиеся получают знания и навыки, необходимые для безопасной эксплуатации именно погрузчика, трактора или экскаватора. То есть водителю погрузчика или штабелера мало иметь права соответствующей категории: чтобы допустить его до работы, нужна и соответствующая особая отметка в удостоверении. Но отсутствие особых отметок – вовсе не сигнал о том, что «права» куплены на ближайшем рынке. В пункте «6» Правил сказано, в каком случае ее может и не быть – если у водителя открыты категории B, C, D и E.
Есть ли возможность не учиться 2,5 месяца (а именно такая продолжительность обучения на тракториста-машиниста)? Да, есть. Если у вас есть погрузчики с мощностью двигателя до 4 кВт, «гостехнадзоровские» права для их вождения не нужны. Достаточно иметь удостоверение водителя электропогрузчика либо штабелера мощностью до 4 кВт. Обучение на эту специальность занимает меньше времени и стоит дешевле. Но у такого удостоверения имеется один недостаток: если владельцы обычных прав тракториста-машиниста просто меняют их раз в 10 лет, то для водителей погрузчиков мощностью до 4 кВт предусмотрена ежегодная переаттестация. Ее можно пройти как в учебном центре, так и в комиссии предприятия.
Надо ли иметь отдельное удостоверение на право управления погрузчиком мощностью до 4 кВт, если у водителя уже есть права категории В с особой отметкой «водитель электропогрузчика»? Нет, не надо. Ведь в удостоверении такого водителя написано: «колесные и гусеничные машины с мощностью двигателя до 25,7 кВт». Никакого упоминания о технике «от 4 кВт» там нет. Как определить мощность электропогрузчика, ведь у него есть электродвигатель механизма передвижения, и зачастую не один, электродвигатель гидросистемы, который может быть даже мощнее электродвигателей хода, и отдельный двигатель электроусилителя руля? По мощности двигателя или суммарной мощности двигателей передвижения машины.
Еще один момент, на который следует обращать внимание, – это разряд водителя. У него помимо прав, выдаваемых Гостехнадзором, должно быть еще свидетельство об окончании курсов. В нем и написано, какой разряд ему присвоен. Водители погрузчиков категории В имеют третий, водители категории С – четвертый разряд. На категории А, В и С можно выучиться первоначально, остальные категории можно открыть после повышения квалификации. Отсутствие свидетельства об окончании курсов – повод проверить удостоверение тракториста-машиниста на подлинность. В любом случае такому работнику придется его восстанавливать, так как удостоверения тракториста-машиниста без него не меняют, и чем скорее инспектор отдела кадров обнаружит такой непорядок, тем лучше для самого работника. Учебные комбинаты могут ликвидироваться, присоединяться к другим организациям. Архив в таком случае должен сохраняться, но поиски нужного документа могут занять немало времени.
Итак, мы определились с необходимыми (но не достаточными) для работы на погрузчике или штабелере документами. Подведем итоги.
Для тех, кто управляет техникой мощностью до 4 кВт, достаточно удостоверения, выданного учебным центром. Переаттестация – один раз в год.
Если работник управляет электрическим погрузчиком мощностью свыше 4 кВт, но не более 25,7 кВт, то ему необходимо иметь при себе удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией В и особой отметкой «водитель электропогрузчика». В свидетельстве об окончании учебных курсов необходима запись о присвоении 3 разряда.
Кандидат в водители дизельного погрузчика должен иметь удостоверение тракториста-машиниста категории С, 4 разряд и особую отметку «водитель погрузчика». Но только в том случае, если погрузчик не мощнее 110, 3 кВт, а говоря по-русски – не более 150 «лошадей».
Еще один момент: у всех работников склада, управляющих погрузчиками, электротележками и штабелерами (ричтраками) должны быть действующие медицинские справки. У имеющих удостоверение тракториста-машиниста они должны быть такие, как у водителей автомобилей, с отметкой об отсутствии противопоказаний к управлению самоходными машинами. В них должно быть написано: «годен к управлению тракторами и другими самоходными сельскохозяйственными машинами». Следует разъяснять персоналу, что, проходя водительскую комиссию, работник может и должен сообщить комиссии об имеющейся у него категории «обычного» водительского удостоверения. Зачем 10 раз проходить комиссию, если отсутствие медицинских противопоказаний к управлению как автомобилями и мотоциклами, так и самоходными машинами может быть отражено в одной медсправке?
Для работников, управляющих техникой мощностью до 4 кВт, подойдут и обычные справки, выдаваемые в любой поликлинике. Наличие у использующего погрузчики, тележки и штабелеры персонала удостоверений на право управления ими и медицинских справок – необходимые, но далеко не достаточные условия безопасной работы. Поэтому продолжение следует.
Права на телескопический погрузчик представляют собой удостоверение тракториста-машиниста категории В или С, то есть мощность этих машин варьируется от 30 до 100 л. с. Однако, чтобы освоить этот вид техники, общей программы обучения, рекомендованной ведомственными нормативными документами, недостаточно. Технологически телескопические погрузчики – довольно сложные машины, к тому же они подразделяются на несколько разновидностей не только в зависимости от мощности силовой установки, но и по конструкции рамы, стрелы, устройства для захвата и т. д.
Программа обучения
Количество часов
Дистанционно
Цена очно
Обучение
Тракторист
449
4000 руб.
10000 руб.
Права на телескопический погрузчик и обучение
Профессиональным обучением занимаются лицензированные учебные структуры, работающие на коммерческой основе. Но при стремлении получить права на телескопический погрузчик выбирать учебный центр следует исходя не только из расценок и наличия лицензии. Очень важно, чтобы тракторный парк заведения располагал именно тем типом техники, на которой предстоит работать. А телескопические погрузчики представлены далеко не в каждом из них.
Права на телескопический погрузчик: теория и практика
В целом же курс обучения для получения права на телескопический погрузчик проходит по единой схеме. Теоретическая подготовка включает в себя изучение устройства агрегатов, приемы их технического обслуживания и ремонта, правила дорожного движения (для тех, кто не имеет автомобильных водительских прав или удостоверения тракториста-машиниста иной категории), технику безопасности и оказание первой медицинской помощи.
Права на телескопический погрузчик в Гостехнадзоре
Практические занятия проходят на специально оборудованных площадках и трактородромах, а также в условиях уличного движения. Отрабатываются элементы вождения и управления подъемным механизмом, маневрирования на ограниченном пространстве и другие профессиональные приемы.
Права на телескопический погрузчик выдаются после успешного прохождения экзамена в одном из региональных подразделений Гостехнадзора, расположенного или по местонахождению обучающей организации, или по месту жительства.
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Для работы на любом из типов погрузчиков, включая складские электрические штабелеры и ричтраки, требуются права водителя погрузчика. Эти машины могут отличаться одна от другой по множеству параметров: категория в правах на погрузчик, которая зависит от мощности двигателя, тип двигателя (электрический, бензиновый, дизельный, газовый), ходовая часть (колеса или гусеницы), вид оборудования (вилочные, фронтальные, погрузчики-экскаваторы и т. д.). Но основным параметром является все-таки мощность двигателя, от которой и зависит категория машины.
Программа обучения
Количество часов
Дистанционно
Цена очно
Обучение
Тракторист
449
4000 руб.
10000 руб.
Категория в правах на погрузчик и мощность
Погрузчики могут относиться к четырем из шести существующих основных категорий самоходных средств:
— В: колесная и гусеничная самоходная техника с двигателем мощностью до 37,4 л. с. (27,5 кВт);
— С: колесная самоходная техника с двигателем мощностью от 37,4 до 150 л. с. (110,3 кВт);
— D: колесная самоходная техника с двигателем свыше 150 л. с.;
— Е: гусеничная самоходная техника с двигателем от 37,4 л. с. и выше.
Категория в правах на погрузчик ставится в соответствии с техникой, на которую обучен работник.
Обучение на водителя погрузчика отличается по продолжительности, содержанию учебных программ и стоимости прохождения курсов в зависимости от категории.
Категория в правах на погрузчик и ЕТКС
Еще одна немаловажная составляющая в профессии тракториста, в том числе, оператора погрузчика – разряд, который присваивается ему экзаменационной комиссией Гостухнадзора одновременно с выдачей удостоверения тракториста-машиниста. Как правило, в случае первичного обучения в правах водителя погрузчика ставится отметка о получении второго, третьего или четвертого рабочего разряда из шести существующих. Для подтверждения дальнейшего совершенствования мастерства с отметкой в правах требуется прохождение курсов переквалификации.
Разряд присваивается в строгом соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Категория в правах на погрузчик и рабочий разряд
2-й разряд оператора погрузчика (первого с некоторых пор в природе не существует) допускает проведение ремонта погрузочно-разгрузочных приспособлений, а также управление погрузчиком под присмотром наставника. 3-й разряд дает «добро» на самостоятельное вождение электропогрузчика. 4-й позволяет управлять машинами мощностью до 100 л. с. (73,5 кВт) и присваивается владельцам категорий В, С, Е. 5-й — свыше 100 л. с. для категорий С, D, Е. И, наконец, шестой дается специалисту, работающему на погрузчике с функциями бульдозера или экскаватора, с двигателем мощностью более 200 л. с.
Все изменения по разрядам также фиксируются в удостоверении тракториста-машиниста, как и категория в правах на погрузчик.
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Размер закрытой площадки (автодрома) для первоначального обучения составляет 4500 кв.м., что равно 45 соткам. Размеры учебной площадки позволяют одновременно разместить все учебные (контрольные) задания. Покрытие ровное, асфальтированное. В наличии временная разметка, дополнительные разметочные к. Подробнее
Удостоверение водителя телескопического погрузчика: все детали документального оформления
Освоить погрузчик не так просто, как это кажется на первый взгляд. Нужно контролировать показатели датчиков, скорость, движение руля, рычаги управления навесным оборудованием, запомнить, какая кнопка за что отвечает, и при всём этом — точно выполнять поставленное задание. Всё это требует мастерства. Обучают ему в специальных школах или на курсах. По окончании выдают удостоверение тракториста-машиниста с соответствующей отметкой о категории. Кто может их получить, какие бывают подкатегории, и прочие тонкости оформления прав на телескопический погрузчик мы детально рассмотрим далее.
Особенности профессии
Специальность оператор погрузчика на рынке труда в наши дни очень востребована. Объясняется это тем, что данная спецтехника задействована во многих сферах: на стройках, предприятиях, складах, в сельском хозяйстве, при проведении землеройных и дорожных работ.
Управление и обслуживание машин требует серьёзных человеческих трудозатрат: и моральных, и физических. Нужно быть внимательным, собранным, последовательным, наблюдательным, иметь крепкую выдержку и выносливость.
Заработная плата, которую платят машинистам, высокая. Поэтому и спрос на обучение и получение этих удостоверительных документов большой.
Классификация прав
В зависимости от мощности агрегата выделяют три категории:
Согласно квалификации, которую выбрал оператор, ему присваивают определённый разряд:
Важно: права на телескопический погрузчик выдают только при наличии стандартного водительского удостоверения. Если ранее у студента прав не было, можно получить их вместе с разрешением на управление спецтехникой, дополнительно сдав экзамен по ПДД.
Специфика образования
Процесс обучения стандартный — сначала теория, потом практика. Количество часов распределяет каждая школа самостоятельно, длительность курса — от 1,5 до 3 месяцев.
Прежде чем сесть за руль учебного погрузчика, студентам расскажут его принцип работы, технику безопасности, особенности устройства, основные характеристики разных видов и моделей машин, способы устранения самых частых поломок и азы обслуживания. Во многих заведения оборудованы специальные «тренажёрные» аудитории с компьютеризированными устройствами, которые полностью имитируют работу спецмашины.
Завершающим этапом обучения становятся тесты и практический экзамен. Он состоит из двух частей: сначала ученик демонстрирует свои способности на закрытой площадке, затем — в реальных условиях. Если испытание не закончилось успехом, через 7 дней его можно будет пройти повторно. Всего на пересдачу допускают 3 раза. Если экзамен так и не удалось сдать, ученика отправляют учиться заново.
Удостоверение водителя погрузчика действует в течение 10 лет. Затем придётся пройти переподготовку и повторное тестирование.
Важно: в отличие от стандартного водительского удостоверения, права на погрузчик выдаются на довольно короткий срок. На протяжении десяти лет техника существенно меняется, выпускаются современные модели, автопарки обновляются. В каждой новой машине появляются возможности, для освоения которых необходимо пройти обучение.
Выдачу документов регламентирует региональный Гостехнадзор. Именно он выдаёт готовое удостоверение, занимается оформлением и регистрацией техники.
Требования к учебному заведению
Специальные школы, которые подготавливают операторов погрузочных машин, должны иметь разрешение от Гостехнадзора, лицензию и обязательно оборудованную площадку для обучения практической части. Выбирая учебное заведение, нужно поинтересоваться автопарком. Освоить старые модели погрузчиков, конечно, лишним не будет. Но работать, скорее всего, придётся на современных машинах с автоматикой. И если у вас появится шанс ездить и управлять сразу несколькими моделями транспорта, воспользуйтесь им, это станет хорошим вкладом в будущее.
Важную роль играет также наличие большой обучающей базы: стендов, материалов, компьютерного класса.
Для получения прав на телескопический погрузчик вам понадобятся:
Будущий водитель погрузчика должен быть совершеннолетним, а также иметь желание учиться и управлять спецтехникой.
Внешний вид документа
Удостоверение имеет чёткий регламент. На нём обязательно должны быть:
Действуют такие права только на территории Российской Федерации.
Нужны ли они вообще
Аматоры-самоучки, которые не имеют удостоверения, но пытаются справляться с телескопическим погрузчиком, обречены на неудачу. Не зная техники безопасности, тонкостей управления, балансировки, маневрирования и прочих очень важных моментов, садиться за джойстик спецмашины категорически запрещено. Только обученные профессионалы могут показывать настоящую производительность, качественно выполнять любые работы, делать всё точно и быстро и, что немаловажно, — обеспечить технике длительный срок службы.