категория прав на вертолет
Категории водительских прав
Водительское удостоверение за последние несколько лет видоизменялось. Если ранее категории подразделялись просто на «мотоцикл», «легковой авто», «грузовик», «автобус» и управление прицепом, то теперь их спектр стал шире. Категории получили подразделение на подкатегории.
В этой статье мы поможем новичкам и опытным водителям освоиться в водительских удостоверениях современного образца.
Содержание
Описание категорий водительских прав
Двухколёсный транспорт делится на три категории:
Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.
Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».
Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.
Категория прав для управления автомобилем
Что касается легковых авто, то здесь изменения минимальны. Категория В, как и прежде, позволяет водить автомобиль – тот, что до 3,5 тонн и имеет не более 8 мест в салоне. Новичкам желательно отрабатывать водительские навыки на подержанном авто. На дороге возникают разные ситуации, и б/у машина в этом случае лучший вариант. Но 70% машин с пробегом продается с проблемами: штрафы, залог, ДТП, лизинг и др. Поэтому перед покупкой рекомендуется проверять историю автомобиля.
К категории В добавилась В1 – управление трициклом и категория Е – прицеп, только вот в 2021 году эти две категории, если на них выучиться, «слипаются» вместе. Таким образом, водитель машины с прицепом должен иметь права категории ВЕ.
Те, кто обладают водительским удостоверением и водят, знают, что таблица категорий водительских прав, расчерченная на обратной стороне карточки, куда более широкая.
Всего в 2021 году водительское удостоверение в России насчитывает 16 доступных категорий, часть из которых нельзя назвать вполне «гражданскими» и доступны только курсантам, обучающимся на управление общественным транспортом.
В разряд «автомобилей», только потяжелее, также входят грузовики и автобусы. Если раньше для них существовало лишь две категории – С и D, то теперь их также «раздробили». Грузовики от 3,5 тонн попали в категории С, авто от 3,5 до 7,5 тонн оказались в С1 – средние грузовики, также отдельной категорией вынесли СЕ и С1Е – то же самое, только с прицепом.
Важное замечание и отличие: открытая категория С не позволяет управлять небольшими грузовиками до 3,5 тонн и легковыми машинами.
Категория прав для общественного транспорта
Категория D обозначает право управления автобусом. В 2021 году появились новые категории, подразделяющие автобусы на подвиды, а также позволяющие управлять трамваем или троллейбусом:
В категорию «небольших автобусов» попадают транспортные средства, которые в народе принято называть «маршрутными такси». Это автомобили вроде «Газели» или «Хёндэ Богдан», которые вмещают 12-15 пассажиров.
Трамвай и троллейбус лишь недавно вынесли в отдельную категорию, ранее информацию о праве управления данными видами транспортных средств указывали.
Мне бы в небо: как получить «права» на управление вертолетом
Маневренность вертолета и его способность к вертикальному взлету и посадке делают данный летательный аппарат самым практичным решением не только для путешествий, но и для городских условий. А потому получение «пилотского удостоверения» на управление вертолетом открывает перед пилотом-любителем поистине бескрайние горизонты.
ВАЖНО понимать, что пилотом-любителем может стать практически любой желающий при наличии крепкого здоровья, запаса терпения, времени и кругленькой суммы денег, но такое пилотское удостоверение дает право на управление вертолета исключительно в личных целях. Если же вы желаете стать профессиональным пилотом, вам необходимо обучиться в авиационном училище.
7 фактов, которые нужно знать перед тем, как приступить к обучению
Как правило, учебные центры дают необходимые знания и практику для получения свидетельства, помогают в прохождении ВЛЭК, а также могут поделиться проверенными контактами вертолетных компаний, профессионально занимающихся продажей вертолетов, комплектующих, проводящих периодическое техническое обслуживание и помогающих в оформлении документов на вертолет, получении СЛГ (сертификата летной годности), регистрации вертолетной площадки и т.д.
Цены на обучение
По разным программам могут варьироваться и их необходимо уточнять перед началом обучения, но ориентировочно составляют:
Курс первоначальной подготовки Robinson R44 – от 1 849 000 рублей. В программу входит: летная подготовка 43 ч., теоретические занятия 232 ч., зачет-экзамен 15 ч.
Как происходит обучение пилотированию?
Вертолетная компания «ХелиКо Групп» предлагает обучение в лучших летных российских и зарубежных школах – учебных центрах с большим опытом эффективной подготовки частных и профессиональных пилотов. Она предлагает современные программы обучения, полностью соответствующие требованиям Управления гражданской авиации РФ. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели.
В рамках первоначальной теоретической подготовки «пилоты-новички» получают необходимые знания, касающиеся:
Практическая подготовка, как правило, начинается параллельно с теоретической. Студенты изучают аэродинамику, конструкцию и систему управления вертолета, совершают первые учебные полеты с инструктором, осваивают самостоятельное управление в стандартных и сложных условиях. Свидетельство можно получить, отлетав около 40 часов (зависит от утвержденной программы конкретного учебного центра). Общая продолжительность обучения по программе первоначальной подготовки – приблизительно, 1-2 месяца (если выбран индивидуальный график занятий, то срок может быть как меньше, так и больше). Для получения «корочки» необходимо пройти внутренний тест, а затем компьютерный экзамен в Росавиации, по результатам которого и выдается удостоверение частного пилота.
Существуют программы переподготовки и повышения квалификации на вертолетах Robinson R44 и R66, Airbus Helicopters H125 (ранее – Eurocopter AS350), Agusta AW119Ke и прочие. Продолжительность обучения в зависимости от программы составляет две-три недели.
Обучение пилотированию вертолета – процесс, требующий определенных временных и материальных затрат. Но дело, безусловно, того стоит – ведь, вряд ли, что-то может сравниться с удовольствием от самостоятельного управления винтокрылой машиной.
«ХелиКо Групп» организует обучение пилотов вертолетов в сертифицированных центрах
Как получить удостоверение на управление самоходной техникой
1. Какие категории прав на управление самоходной техникой существуют?
Для управления самоходной техникой необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста, которое имеет, в зависимости от вида машин, девять категорий:
Право на управление техникой одной из категорий не позволяет управлять самоходной техникой другой категории. Имея обычное водительское удостоверение также нельзя управлять самоходной техникой, но без него вы не получите некоторые категории удостоверений тракториста-машиниста. В удостоверение также могут быть внесены дополнительные записи о квалификации. В оформлении удостоверения есть ограничения в зависимости от категории: получить удостоверение на управление самоходной машиной категории AI можно только с 16 лет, категории B, C, E, F — с 17 лет, категории D — с 18 лет, категории AII и AIII — с 19 лет, категории AIV — с 22 лет.
2. Что нужно, чтобы получить удостоверение тракториста-машиниста?
Для получения удостоверения нужно:
1. Быть зарегистрированным по месту жительства или пребывания в Москве или же пройти профессиональную подготовку по программам, связанным с управлением самоходными машинами установленных категорий в Москве.
2. Пройти подготовку или переподготовку.
4. Собрать документы и подать заявление на выдачу удостоверения.
3. Где пройти обучение на право управления самоходными машинами?
Обучение на право управления самоходными машинами проводят только учебные заведения, имеющие соответствующую лицензию.
Для категорий АII, АIII или АIV также нужно пройти обучение, однако до него не допустят без водительского стажа не менее 12 месяцев и водительского удостоверения соответствующей категории:
4. Как подать заявление и какие документы понадобятся?
Подать заявление на оформление удостоверения можно онлайн на mos.ru. Для этого вам понадобятся отсканированные копии:
Если документы в порядке, вам назначат дату экзамена, на который нужно прийти с оригиналами документов и двумя фотографиями размером 3х4 сантиметра на матовой бумаге.
Обратите внимание: в некоторых случаях заявка может быть подана только при личном визите в Гостехнадзор.
5. Как проходит экзамен на право управления самоходными машинами?
Экзамен на управление самоходной техникой проводится в образовательных организациях и состоит из двух частей — теоретической и практической.
Если вы сдадите теоретическую часть, можете приступить к практической части. Оценка, полученная на теоретических экзаменах, считается действительной в течение 3 месяцев.
Практический экзамен принимается в два этапа:
Если вы сдадите экзамен, вам сообщат, когда прийти за удостоверением. Документ должны выдать на следующий рабочий день после экзамена. Срок действия удостоверения — 10 лет.
Кроме того, вам обязаны выдать индивидуальную карточку и вернуть документ о прохождении обучения, а также медицинское заключение.
Если вы не сдали теорию или практику, экзамен можно пересдать через 7 дней. Если практическую часть не удалось сдать трижды, придется вновь проходить обучение.
6. Как проверить удостоверение тракториста?
Проверить подлинность удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) можно обратившись в Гостехнадзор по месту выдачи удостоверения.
Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) выдается только органами Гостехнадзора. Во всех остальных случаях получение удостоверения будет незаконным, а документ — поддельным. Предъявление такого удостоверения представителям власти влечет уголовную ответственность за использование заведомо подложного документа (статья 327 Уголовного кодекса Российской Федерации).
7. Как заменить удостоверение на право управления самоходной техникой?
Для подачи заявления вам понадобятся отсканированные копии:
После подачи заявления придите в подразделение Гостехнадзора с оригиналами документов и двумя фотографиями 3х4 сантиметра на матовой бумаге.
Срок, в течение которого надо заменить удостоверение при смене ФИО, не регламентирован, но внести исправления нужно обязательно.
Обратите внимание: если вас лишили права на управление транспортными средствами, удостоверение на право управления самоходными машинами вам не выдадут.
8. Как восстановить украденное или потерянное удостоверение?
Шаг 1. Подготовьте медицинское заключение о допуске. Если вы проходили медицинскую комиссию в течение последнего года, можете не делать это повторно, если нет — пройдите обследование у врачей и получите медицинское заключение о допуске к управлению самоходными машинами. Срок действия справки — 12 месяцев.
Шаг 2. Подготовьте следующие документы:
Обратите внимание: если вас лишили права на управление транспортными средствами, удостоверение на право управления самоходными машинами вам не выдадут.
9. Как получить российское удостоверение на основании иностранного?
Шаг 1. Соберите документы. Для получения российского национального удостоверения тракториста-машиниста владельцу аналогичного документа иностранного государства понадобятся:
Шаг 2. Обратитесь в Гостехнадзор лично. Если с документами все будет в порядке, вам назначат дату сдачи теоретического экзамена. Практический сдавать не нужно.
Шаг 3. Сдайте экзамен. Если вы не сдадите экзамен с первого раза, пересдать можно не ранее чем через 7 дней. После 4 неудачных попыток заявление придется подавать повторно.
Шаг 4. Получите документ. Если экзамен сдан, вам сообщат, когда прийти за удостоверением, которое должны выдать не позднее чем через 5 дней после экзамена.
Обратите внимание: после выдачи российского удостоверения иностранное останется у вас.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)
Выдача свидетельств авиационного персонала
Государственная услуга по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
В рамках полномочий, установленных Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В соответствии с пунктом 12 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения (далее – государственная услуга), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22.10.2014 № 298(далее – Административный регламент), государственную услугу предоставляет Росавиация непосредственно и через свои территориальные органы.
В Федеральное агентство воздушного транспорта представление (заявление) с необходимым комплектом документов на оказание государственной услуги представляются:
— непосредственно заявителем в соответствии с графиком приема документов для выдачи свидетельств авиационного персонала по предварительной записи;
График приема документов для выдачи свидетельств авиационного персонала (при себе иметь паспорт):
понедельник, среда с 10.00 до 17.00, (с 12.00 до 13.00 обеденный перерыв)
Прием документов производится Федеральным агентством воздушного транспорта по предварительной записи по телефонам:
Запись на прием документов для выдачи свидетельств авиационного персонала гражданской авиации, допускаемых к выполнению функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации
+7 495-645-85-55 доб.51-11
+7 499-231-55-22
Почтовый адрес Федерального агентства воздушного транспорта для направления документов на предоставление государственной услуги*:
Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, г. Москва, А-167, ГСП-3, 125993, Росавиация, Управление лётной эксплуатации.
* Уважаемые заявители, обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 17 Административного регламента, в случае направления по почте заявления о выдаче свидетельства подпись кандидата на получение свидетельства заверяется в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданскойавиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10.02.2014 № 32, свидетельство оформляется территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.
Информация о территориальных органах Росавиации:
ПЕРЕЧЕНЬ И ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБЛАДАТЕЛЯМ СВИДЕТЕЛЬСТВ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ДОПУСКАЕМЫХ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА, СОТРУДНИКОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ:
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ:
Методические рекомендации
Об использовании информации на сайте
© 2010 – 2021 Официальный Интернет-ресурс Федерального агентства воздушного транспорта
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации
Как получить права на вертолет
Легче тем, кто решил связать свою жизнь с небом еще в молодом возрасте. Для них существуют лётные военные и гражданские училища, окончив которые они либо обретут любимую профессию, либо поймут, что небо не для них. Следует помнить, что в летных училищах жёсткий отбор и строгие требования к здоровью и физической подготовке.
Учиться и учиться
Сложнее тому, кто заболел вертолётами и небом уже в сознательном возрасте. Конечно, в частной школе к курсантам относятся гораздо терпимее, без всяких отборов и жёстких требований к здоровью. Однако тут уж, будьте любезны, для начала приготовьте за обучение более миллиона рублей, а после запаситесь терпением, вниманием и усидчивостью, а иначе двести с лишним часов теории не одолеть. И теории серьезной: аэродинамика, навигация, метеорология, конструкция летательного аппарата, лётная безопасность и воздушное право. А дальше уже теоретически подкованного курсанта ждёт практика, минимум 42 лётных часа, в течение которых он научится готовить вертолёт к полёту и взлетать, кружить над площадкой, грамотно сажать машину, летать по маршрутам.
К слову. Представьте, если бы так же строго у нас готовили водителей? Результат был бы феноменальный! Но это еще не всё — по окончании курса кандидату в вертолётчики предстоит сдать 13 экзаменов по теории и 2 лётных зачёта. Если всё прошло успешно, выпускник получает удостоверение об окончании курса, справку о налёте и возможность предоставления документов в квалификационную комиссию Росавиации для получения лицензии частного пилота. Дело сделано. В дальнейшем пути новоявленных пилотов могут разойтись — кто-то отправится служить в частную вертолётную компанию, а кто-то всерьёз задумается о покупке собственной машины.
Вертолётный парк и переподготовка
Частный вертолётный парк России не блещет разнообразием. Явным лидером здесь выступает американская техника компании Robinson, главным образом благодаря наличию официального представительства в нашей стране. Ключевых моделей три — 2-местный R22, 4-местный R44 и самый большой в тройке — R66. Большинство школ используют в качестве учебной машины Robinson R44, на нем курсанты и сдают экзамены. Для того чтобы после окончания школы летать на маленьком R22 дополнительно ничего сдавать не надо. А при повышении класса машины требуется переподготовка, и чем выше класс вертолёта, тем выше стоимость переподготовки. Например, чтобы переучиться с R44 на R66 придётся заплатить 600 000 рублей. Переподготовка с R66 на французский Airbus Helicopter H125 (Eurocopter AS350) обойдётся в 800 000 рублей, а с него на ещё более тяжелый Eurocopter EC130 T2 уже в миллион.
Из дорогих вертолётов в российском небе можно увидеть американские модели фирмы Bell, итальяно-американские фирмы Agusta, из бюджетных — американский Rotorway A600 Talon и Heli-Sport CH-7 производства той же Италии. По большому счёту, в одиночном экземпляре в России можно найти вертолёты всех производителей мира.
Приобретение и цены
Вертолёты различаются по типу двигателей — поршневые или газотурбинные. Например, поршневой RotorWay Talon работает на 92-м бензине, Robinson R22, R44 летают на 100-м, и это обходится гораздо дешевле, нежели заправка газотурбинных R66 или Bell 429 авиационным керосином. Но у газотурбинных больше возможностей.
Что же касается покупки вертолёта, то его можно приобрести как новым, так и бывшим в употреблении — такие машины называют ресурсными, а еще можно заказать на заводе кит-комплект. Вам его привезут в разобранном виде, после чего его, конечно, придется собирать. Однако это все равно выйдет дешевле — собирается вертолёт уже в России, а потому и регистрируется как «российский». Короче говоря, все зависит от финансовых возможностей заказчика. Цена на новый Robinson R44 в базовой комплектации начинается от 620 000 долларов, на R66 — от 1 350 000 долларов, а за новый Agusta 119KE придется выложить уже более 4 500 000 Евро. Соответственно, на такие же ресурсные машины цена будет ниже, а кит-комплект малыша RotorWay Talon до конца этого года обойдется в 98 000 долларов, а с начала следующего — 143 000 долларов.
Стоимость владения
Одна известная компания два года назад подсчитала стоимость годового владения вертолётом Robinson R66 с учетом налёта 100 часов в год. Тогда у них получилась сумма 1 400 000 рублей. Это с учётом места хранения/склада, сервисного обслуживания, затрат на топливо и т. д. Принимая во внимание выросший курс валюты, сегодня стоимость владения выросла примерно в полтора раза, 2 100 000 рублей. Но R66 не бюджетный вертолёт с газотурбинным двигателем, который по официальным данным расходует 87 л керосина в час. Стало быть, содержание поршневого вертолёта попроще обойдется в год в сумму, чуть превышающую 1 000 000 рублей. А ведь можно хранить маленький вертолёт и в домашнем ангаре, и самому проводить ТО, и т. д. Одно время передавалась из уст в уста легенда о двух молодых неимущих мальчишках, которые заболели вертолётом и небом, взяли по кредиту на обучение в школе, получили лицензии, откладывали каждую копейку и, наконец, купили на двоих сильно ресурсный Robinson R22. Хранили его дома, сами чинили, проверяли, заправляли. Через год, летаючи по заказам, приподнялись, продали R22, купили кит-комплект R44 и так оно пошло-поехало. Теперь у каждого по хорошему вертолёту и каждый из них просит не упоминать его имя лишний раз в прессе. Вертолётчики в массе своей народ скромный.