кедрин зодчие краткое содержание для читательского дневника 5 класс образец
Кедрин «Зодчие» главная мысль и главные герои. О чем баллада «Зодчие»?
Баллада «Зодчие» о прекрасном творении человеческого гения и о том, что его творцы были уничтожены самодурством и тщеславием облеченного властью кровопийцы.
Историческая правда крайне далека от этого.
Главные герои в балладе «Зодчие» русские мастера, которые по приказу царя выстроили церковь, красоты которой в мире подобных нет. Царь спросил, могут ли мастера построить церковь еще красивее и после утвердительного ответа приказал ослепить мастеров.
Описанный в балладе «Зодчие» храм Покрова остался как памятник людским страданиям. Мастера в балладе «Зодчие» образ всего русского народа, давший талантливых мастеров.
Баллада «Зодчие» учит ценить свой народ, в основе сильного государства лежит сила и труд народа, а церковь, построенная зодчими это символ красоты народа.
Главные герои рассказа «Обыкновенный великан» и их характеристика
Грунька ответственная и решительная девочка, трудолюбивая и смелая.
Краткое содержание рассказа «Обыкновенный великан»
Коля Снегирев придумал великана, который к ним приехал в гости и который сделает всю работу по дому. Но время шло, а ничего не происходило. И тогда решительная Грунька с друзьями прибралась в доме и во дворе, навела порядок и чистоту. А когда Колька спросил, кто это сделал, дети ответили «Наш великан. твой уехал, а наш все сделал» И Коля понял, что всем вместе делать дела легче, поэтому побежала к Груньке с друзьями и решил, что его «великан» обязательно должен стать частью их компании.
Рассказ «Обыкновенный великан» учит трудолюбию, не фантазировать, что придет добрый и сильный дядя и сделает всю работу, а самому нужно брать и делать. Рассказ «Обыкновенный великан» учит дружбе, когда все вместе, все дела делаются быстрее.
Главные герои: Ариэль, Низмат, Шарад, Лолита, сестра Ариэля, Пирс, опекуны.
Юноша Ариэль рано остался сиротой. Его опекуны хотят признать его невменяемым, прибрать к рукам его наследство и помещают в индийскую школу для одаренных детей, в которой дети часто гибнут или становятся сумасшедшими.
Ариэль выносит все страдания и становится сильной личностью, у него появляется собственный ученик Шарад. В школе решают сделать летающего человека, выбор пал на Ариэля. Но получив эту способность, Ариэль улетает из школы вместе с Шарадом, но попадает в плен к богатому радже. Главного героя хотят использовать ради развлечения, позже радже клевещут на Ариэля и индийский владыка решает утопить молодого человека в колодце.
Тут на помощь поспела родная сестра юноши. Но с ней приехал Пирс. Доверия нет. И Ариэль вновь пускается в полет.
Главная мысль романа Беляева: богатые люди самые подлые, они способные на все ради денег. Практически у всех книг этого периода такой смысл. Иначе бы их не издавали.
Но и конечно, Беляев воспевает вечные ценности: дружбу, верность, помощь ближнему, любовь.
Однако всё по порядку.
Прочитала я сейчас рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой «Бумажная победа» о мальчике Гене. Для читательского дневника нужно 5-6 предложений, попробую вместить.
Главная мысль рассказа в том, что несмотря на какие то физические недостатки или нелады со здоровьем, человек может оказаться очень достойным.
Краткое содержание рассказа Бориса Житкова.
Пароходу с грузом угля оставалось идти ещё три дня, когда механик сообщил капитану, что в трюме произошло самовозгорание некачественного угля.
Капитан приказал прочно закупорить помещение с углём, чтобы лишить доступа воздуха и сообщил на берег о происшествии. Его попросили продержаться сколько смогу и заверили, что помощь идёт и к нему направлены три спасательных судна. Капитан направил пароход к ближайшему порту.
Пожар вырвался наружу, а поднявшийся на мачту помощник капитана увидел спасательные пароходы. Люди сами начали тушить пожар, а когда подошли спасательные пароходы и пустили в ход насосы, пожар был потушен окончательно.
Чрез месяц, отремонтированный пароход, продолжал плавание.
Нельзя поддаваться панике. Если принять правильное решение и действовать сообща, то можно справиться с любой бедой.
Главные герои. Капитан, его помощник и механик парохода, первый обнаруживший опасность.
Д Кедрин рассказ ЗОДЧИЕ главные герои, краткое содержание, мое отношение к рассказу. Большое спасибо.
Ответ оставил Гуру
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
И велел благодетель, –
Гласит летописца сказанье, –
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
Можете ль церкву сложить
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Фартуки наспех надели,
Кирпичи понесли на леса.
Узоры из каменных кружев,
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
Стрельчатые башенки кверху.
И дивились ученые люди,
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
И в царском притворе самом.
Монаха Андрея Рублева
Византийским суровым письмом.
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Стояла у Лобного места
Глядела на ту красоту.
А как храм освятили,
От подвалов и служб
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
Повелел ослепить этих зодчих,
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
Не поставили лучшего храма,
Кололи им шилом железным,
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
На стылое лоно земли.
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
«Государево слово и дело!» –
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Что словно приснилась.
Будто их отпевала навзрыд,
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
«Зодчие» Дмитрия Кедрина — это стихотворение, в основу которого легло народное предание о строительстве храма Василия Блаженного (храм Покрова). Восхитившись красотой Храма, построенного простыми русскими зодчими-самородками, Иван грозный вместо благодарности велел их ослепить, чтобы ничего подобного построить они уже не смогли.
Главных героев поэт по имени не называет, хотя до нас дошло, что их звали Барма и Постник. Кедрин описывает их, как молодых, с соколиными очами, статных. Босых, но осознающих свой талант: «Можем, прикажи государь». И бесправных смердов, бьющих по обычаю земные поклоны царю. Получив его приказание, они сразу и принялись за строительство, работая с любовью и гордясь своим мастерством.
Автор описывает детали Храма, его необычность и красоту. Он подчеркивает, что он создан для народа, поскольку располагался за пределами Кремля: на торговой площади, вблизи лобного места.
Кедрин с горькой иронией говорит еще об одном главном действующем лице, Иване Грозном: «Благодетель». Он возмущен его коварством и неблагодарностью царя, вынудившего слепых, клейменых, выпоротых батогами зодчих побираться в кабаке, стоящем неподалеку от возведенного ими шедевра.
Но зодчие не побеждены и не забыты: о них, несмотря на запреты, пели гусляры по всей Руси.
Мне это стихотворение очень нравится, до слез. Читая его, я вспоминаю самобытную красоту храма Василия Блаженного, тяжелую судьбу народа-творца и самодурство царей.
Д Кедрин рассказ ЗОДЧИЕ главные герои, краткое содержание, мое отношение к рассказу. Большое спасибо.
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
И велел благодетель, –
Гласит летописца сказанье, –
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
Можете ль церкву сложить
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Фартуки наспех надели,
Кирпичи понесли на леса.
Узоры из каменных кружев,
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
Стрельчатые башенки кверху.
И дивились ученые люди,
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
И в царском притворе самом.
Монаха Андрея Рублева
Византийским суровым письмом…
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Стояла у Лобного места
Глядела на ту красоту…
А как храм освятили,
От подвалов и служб
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
Повелел ослепить этих зодчих,
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
Не поставили лучшего храма,
Кололи им шилом железным,
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
На стылое лоно земли.
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
«Государево слово и дело!» –
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Что словно приснилась.
Будто их отпевала навзрыд,
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
«Зодчие» Дмитрия Кедрина — это стихотворение, в основу которого легло народное предание о строительстве храма Василия Блаженного (храм Покрова). Восхитившись красотой Храма, построенного простыми русскими зодчими-самородками, Иван грозный вместо благодарности велел их ослепить, чтобы ничего подобного построить они уже не смогли.
Главных героев поэт по имени не называет, хотя до нас дошло, что их звали Барма и Постник. Кедрин описывает их, как молодых, с соколиными очами, статных. Босых, но осознающих свой талант: «Можем, прикажи государь». И бесправных смердов, бьющих по обычаю земные поклоны царю. Получив его приказание, они сразу и принялись за строительство, работая с любовью и гордясь своим мастерством.
Автор описывает детали Храма, его необычность и красоту. Он подчеркивает, что он создан для народа, поскольку располагался за пределами Кремля: на торговой площади, вблизи лобного места.
Кедрин с горькой иронией говорит еще об одном главном действующем лице, Иване Грозном: «Благодетель». Он возмущен его коварством и неблагодарностью царя, вынудившего слепых, клейменых, выпоротых батогами зодчих побираться в кабаке, стоящем неподалеку от возведенного ими шедевра.
Но зодчие не побеждены и не забыты: о них, несмотря на запреты, пели гусляры по всей Руси.
Мне это стихотворение очень нравится, до слез. Читая его, я вспоминаю самобытную красоту храма Василия Блаженного, тяжелую судьбу народа-творца и самодурство царей.
Д Кедрин рассказ ЗОДЧИЕ главные герои, краткое содержание, мое отношение к рассказу. Большое спа…
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
И велел благодетель, –
Гласит летописца сказанье, –
В память оной победы
Да выстроят каменный храм.
Пивших чару вина в один дых.
И пришли к нему двое
Безвестных владимирских зодчих,
Двое русских строителей,
Лился свет в слюдяное оконце,
Был дух вельми спертый.
И в посконных рубахах
Пред Иоанном Четвертым,
Крепко за руки взявшись,
Стояли сии мастера.
Можете ль церкву сложить
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
И в субботу на вербной неделе,
Покрестись на восход,
Ремешками схватив волоса,
Фартуки наспех надели,
Кирпичи понесли на леса.
Узоры из каменных кружев,
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
Стрельчатые башенки кверху.
И дивились ученые люди,
Краше вилл италийских
И пагод индийских была!
Был диковинный храм
Богомазами весь размалеван,
И в царском притворе самом.
Монаха Андрея Рублева
Византийским суровым письмом…
А в ногах у постройки
Торговая площадь жужжала,
Торовато кричала купцам:
Ночью подлый народ
До креста пропивался в кружалах,
А утрами истошно вопил,
Становясь на правеж.
Тать, засеченный плетью,
У плахи лежал бездыханно,
Прямо в небо уставя
Очесок седой бороды,
И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Переметчики Черной Орды.
А над всем этим срамом
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Стояла у Лобного места
Глядела на ту красоту…
А как храм освятили,
От подвалов и служб
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
И, тряхнув волосами,
И ударились в ноги царю.
Повелел ослепить этих зодчих,
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях
И в землях Рязанских
Не поставили лучшего храма,
Кололи им шилом железным,
Увидеть они не могли.
И клеймили клеймом,
Их секли батогами, болезных,
На стылое лоно земли.
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
«Государево слово и дело!» –
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.
И стояла их церковь
Что словно приснилась.
Будто их отпевала навзрыд,
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
«Зодчие» Дмитрия Кедрина — это стихотворение, в основу которого легло народное предание о строительстве храма Василия Блаженного (храм Покрова). Восхитившись красотой Храма, построенного простыми русскими зодчими-самородками, Иван грозный вместо благодарности велел их ослепить, чтобы ничего подобного построить они уже не смогли.
Главных героев поэт по имени не называет, хотя до нас дошло, что их звали Барма и Постник. Кедрин описывает их, как молодых, с соколиными очами, статных. Босых, но осознающих свой талант: «Можем, прикажи государь». И бесправных смердов, бьющих по обычаю земные поклоны царю. Получив его приказание, они сразу и принялись за строительство, работая с любовью и гордясь своим мастерством.
Автор описывает детали Храма, его необычность и красоту. Он подчеркивает, что он создан для народа, поскольку располагался за пределами Кремля: на торговой площади, вблизи лобного места.
Кедрин с горькой иронией говорит еще об одном главном действующем лице, Иване Грозном: «Благодетель». Он возмущен его коварством и неблагодарностью царя, вынудившего слепых, клейменых, выпоротых батогами зодчих побираться в кабаке, стоящем неподалеку от возведенного ими шедевра.
Но зодчие не побеждены и не забыты: о них, несмотря на запреты, пели гусляры по всей Руси.
Мне это стихотворение очень нравится, до слез. Читая его, я вспоминаю самобытную красоту храма Василия Блаженного, тяжелую судьбу народа-творца и самодурство царей.
Анализ стихотворения «Зодчие» Дмитрия Кедрина
«Но вечен труд
Твоих безвестных зодчих,
Трудолюбивых,
Словно муравьи»
Д.Кедрин «Пирамида»
Дмитрий Кедрин – поэт с трагичной судьбой. Воспитанный в интеллигентной семье, он рано начал сочинять стихи, и впоследствии это стало для него главным ремеслом, однако настоящая слава пришла к нему посмертно. В 60-х годах Д.Кедрин стал для советской молодёжи проводником в классическую русскую поэзию конца XX века.
«Зодчие» — одно из самых известных произведений Дмитрия Кедрина. Исторический фон в этой балладе переплетается с судьбами отдельных личностей, а народная масса становится отображением всей русской жизни.
Поэт продолжает в «Зодчих» фольклорную тему – предметом его изображения становится легенда о создании Покровского собора в 1555 году по приказу Ивана Грозного. Согласно преданию, царь приказал двум зодчим построить храм с восемью куполами. Благодаря таланту создателей, храм воплотил в себе все грани русского мировоззрения XVI века и стал настоящей жемчужиной древнерусского зодчества. Иван Грозный, не желая, чтобы подобное сооружение было построено где-нибудь ещё, приказал ослепить создателей.
Именно эта легенда легла в основу авторской интерпретации и стала основной темой произведения.
Во всех своих исторических сюжетах Д.Кедрина интересовала непосредственно жизнь самого народа, проникновение в те времена, когда только начинала закладываться русская матрица, основа русской культуры и духовности. Баллада «Зодчие» не стала исключением.
Отделяя личность грозного, по-настоящему жестокого царя от независимого, сильного народа, Д.Кедрин подчёркивает, что отечественная культура держится на природных талантах самородков, выходцев из неисчислимой людской массы. Не многочисленные войны, казни и репрессии, а творения этих умельцев остаются в истории навсегда. Именно народ, способный ценить прекрасное в создаваемой им культуре и становится основным двигателем истории:
И с рогожкой своей,
С бирюзовым колечком во рту, –
Непотребная девка
Стояла у Лобного места
И, дивясь,
Как на сказку,
Глядела на ту красоту…
Изобразительно-выразительные средства и композиция
Язык баллады соответствует стилистике летописи – он нейтрален, автор как будто отстранён и предоставляет своё перо летописцу. Однако при изображении разных эпизодов стилистика повествования меняется. Реплики царя звучат отрывисто, чётко, с логическими ударениями на почти каждое слово:
«Смерды!
Можете ль церкву сложить
Иноземных пригожей?
Чтоб была благолепней
Заморских церквей, говорю?»
К примеру, при описании судьбы зодчих интонация меняется – мы слышим некое подобие древнерусского плача, ударные слова сливаются в единую цепочку протяжных звуков. Этому способствует также использование анафоры:
И в Обжорном ряду,
Там, где заваль кабацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки:
Композиционно стихотворение делится на две части: события до приказа царя ослепить зодчих и после. Ощутимо меняется и набор используемых автором художественных средств, общая ритмика произведения. Данный приём помогает читателю понять, что с наказанием художников случилось непоправимое для судьбы страны, её русской истории. Акцент делается на том, что истинный талант не в состоянии отнять ни один человек.
Таким образом, баллада Д.Кедрина «Зодчие» стала настоящим памятником силе и мужеству русского народа, хранящего подлинность культуры. Сама история жизни поэта, тесно переплетаясь с его произведением, становится воплощением духовной силы и необычайного таланта.